Олекса Довбуш. Кто он на самом деле?Разбойник или освободитель?
Выходец из бедной гуцульской крестьянской семьи Василия Довбуша (Добоша). В детстве страдал немотой и был излечен мольфаром(знахарь или ведун) Иосифом Явным. Олекса Довбуш рано присоединился к антифеодальной и национально-освободительной борьбе жителей Восточных Карпат (по меркам правительства разбойничества), объединявшихся в мобильные отряды опришков, занимавшихся перераспределением чрезмерных богатств феодалов и их пособников в пользу беднейшего крестьянства. Деятельность Довбуша находила широкую поддержку у местного населения — согласно преданиям, однажды ему помог даже будущий основатель хасидизма Бааль Шем Тов, которому предводитель опришков в знак благодарности подарил трубку.

В 1738 году Довбуш уже возглавлял мощнейший повстанческий отряд, действовавший не только в родном краю Олексы — районе Печенежина и близлежавшего Яблунивского перевала — но и практически по всем отрогам Украинских Карпат: в Прикарпатье, Буковине и Закарпатья. Опришки, возглавляемые Довбушем, нередко спускались и в низинные районы Галиции и Закарпатья. Опришки Довбуша нападали на имения польских, румынских и венгерских дворян и землевладельцев, на ростовщиков и арендаторов. Конфискованное имущество Олекса Довбуш раздавал бедным крестьянам.

Хотя первоначально Олекса действовал совместно с братом Иваном, но после того, как в 1739 году, в ходе возникшей ссоры, Иван Довбуш нанёс барткой (гуцульский топорик) серьёзные повреждения ноге брата, отряд разделился, а Олекса прихрамывал до конца жизни. В 1740 году движение опришков, руководимых Довбушем, достигло своего апогея. Под натиском польских войск опришки Довбуша отступили на Буковецкую полонину, откуда спускались в Черногору, Коломыю, Буковину и Закарпатье (в это время Иван Довбуш действовал в Надсанье около Перемышля). В 1744 году Олекса Довбуш оперировал в районе Турки и Дрогобыча. Совершил несколько рейдов на Солотвин и Надвирну, взял на короткое время Богородчанскую крепость. Народный мститель был предательски убит жителем села Космачи (ныне Ивано-Франковская область) Степаном Дзвинчуком, который сотрудничал с польской шляхтой. Вскоре сразу несколько местных шляхтичей называли себя убийцами Довбуша.

Теперь хочу немного поговорить об опришках.Опришки-это народное повстанческое движение, существовавшее с XV по XIX века в Галиции, Подгалье, Прикарпатье, Надсанье, Буковине и Покутье.Опришничество было направлено против полонизации, окатоличивания, крепостного права и произвола мелких и крупных феодалов. Опришками становились преимущественно крестьяне («хлопы»), бравшиеся за оружие, чтобы избавиться от притеснений феодалов и арендаторов, данного социального и политического строя. Применяя тактику партизанской войны, они действовали небольшими группами в Прикарпатье, в Галиции, на Буковине и в Закарпатье. В состав групп опришков входили представители разных народов, но в большинстве своём это были русины, румыны, словаки, венгры и поляки.Опришки формировали группы по несколько десятков человек. С гор, где они прятались, опришки храбро совершали набеги на поместья, грабили и сжигали их вместе с документами на землю и крестьянскими долговыми расписками. Наибольшего подъёма движение опришков достигло в 1738 — 1759 годах, когда карпатские опришки начали координировать свои действия с гайдамацким движением. Известными вожаками (гарнасами) опришков были Олекса Довбуш, Андрей Савка, Пынтя Храбрый, Василий Бьюрак, Василь Баюс и Василь Чепец. В конце столетия гуцулы пели песни про Добощука, Марусяка, Джемеджука и других местных знаменитых опришков, сохранялась память о местах их жительства, об их вооружении, указывали на Добашеву хату, Добашеву криницу. В народных песнях с большим сочувствием относились к опришкам, как к врагам ляхов-помещиков.

Впервые опришки упоминаются в документах 1498 года. В связи с усилением феодально-крепостнической эксплуатации и религиозно-национального гнёта движение опришков сначала развернулось в Прикарпатье, позднее охватило Закарпатье и Буковину. Опорной базой опришков были преимущественно Карпатские горы.Из городов и сёл Галиции, Закарпатья и Буковины в горы убегали разорённые и обманутые крестьяне (овчары, кладовщики, огородники, панские слуги) и бедные мещане. Польские, молдавские и венгерские крестьяне тоже иногда создавали отряды опришков. Они нападали на помещиков, арендаторов, ростовщиков, корчмарей, громили замки, панские дворы, аренды и имения венгерских феодалов и польской шляхты.Действовали опришки, как правило, с ранней весны до поздней осени небольшими отрядами. Партизанская тактика неожиданных ударов и засад, конспирация, маскировка, глубокое сочувствие и полная поддержка со стороны крестьянства, которое снабжало их оружием и едой, давали возможность опришкам вести успешную борьбу против угнетателей.В XVI—XVII веках оружием опришков были арбалеты, копья, вилы и топоры. Позднее, в XVIII—XIX столетиях, им стали ружья, пистолеты, ножи, рогатины. Символом боевой доблести опришков был традиционный гуцульский топорик-бартка, на котором они присягали, когда вступали в отряд. В середине XVI века отряды опришков действовали в Покутье (Коломыйский уезд), а также в Саноцкой и Перемышльской землях. Уже во второй половине XVI века движение опришков охватило Западное Прикарпатье, Галицко-Венгерское пограничье, околицы Язловца, Жидачева и район Каменца-Подольского. В то время известными предводителями опришков были Марк Гатала, Иванча, братья Гриць, Пётр Чумак и другие.

Изменение социально-политических условий в Галиции, Прикарпатье и на Буковине после 1848 года (в частности, отмена панщины) способствовала постепенному затуханию движения опришков. Активные репрессивные действия австрийского правительства, которое посылало против повстанцев многочисленные военные отряды и карательные группы смоляков, пандуров, жолнеров, гайдуков, горных стрельцов и пушкарей, существенно ослабило движение опришков. Однако полностью его локализовать удалось только во второй половине XIX века. Последним предводителем опришков долгое время считался М. Бордюк, казнённый в Коломые в 1878 году. После его смерти движение опришков стало восприниматься австрийскими властями как подавленное. Они, в частности, не стали возражать против сооружения высокого памятного креста на вершине Довбушевой скалы. Однако уже в XX веке традиции опришков продолжил уроженец села Колочава Никола Шугай, который действовал в Закарпатье в 1918—1921 годах. Некоторые авторы предполагают, что Николу Шугая казнили чехи. В действительности чехи пытались поймать Николу Шугая, но сделать это им не удалось. Он был убит своими бывшими товарищами, желавшими получить обещанное властями вознаграждение за его голову. Но и Никола Шугай не был последним опришком. Таким ныне считается Юрий Кливец — побратим Илька Липея, который действовал вместе с ним в Закарпатье в 1930-х годах. После гибели Илька Липея в 1935 году след Юрия Кливца теряется.Антифеодальное движение опришков, которое подрывало основы шляхетской Польши и монархической Австрии, было частью антикрепостнической борьбы восточноевропейского крестьянства. Про подвиги опришков сложено множество народных песен, легенд, преданий и сказаний.
Свежие комментарии