На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Игорь Левитас: Вспоминая жертв Волынской резни, нужно помнить и о еврейских погромах

Игорь Левитас: Вспоминая жертв Волынской резни, нужно помнить и о еврейских погромах

Иллюстрация: AP/FOTOLINK

Вчера в Польше вспоминали жертв Волынской резни — это когда боевики ОУН-УПА (организация запрещена в РФ) вырезали примерно 100 тыс. мирного польского населения. Очень своеобразно отреагировал на годовщину трагедии Лех Вааленса, электрик с Гданьской верфи, по недоразумению попавший в политику (чему способствовало его сотрудничество с польским аналогом КГБ), который предложил сократить население России до 50 миллионов человек.

Такое предложение укладываются в логику любого, в том числе и польского национализма. Они сокращали население украинцев (на что те и ответили в Волыни), белорусов, русских, евреев. Поскольку я еврей, то и хочу напомнить, как сокращали поляки еврейское население Польши. Обо всем рассказывать — это написать книгу масштабов «Войны и мира». Поэтому я коротенько — о двух погромах, как бы первом, и как бы последнем в 1940-х годах в Польше.

В период фашистской оккупации Польши 10 июля 1941 года в местечке Едвабня, расположенном в 150 км к северо-востоку от Варшавы, местные поляки избавились от соседей-евреев. Вот что пишет об этом профессор Принстона Ян Томаш Гросс в своей книге, под названием «Соседи», в которой он восстановил весь ход событий сотрудничества поляков с немцами.

«Утром 10 июля 1941 года из гестапо пришли 8 человек, чтобы встретиться с представителями местных властей. Когда гестаповцы спросили их, что они собираются делать с евреями, те ответили единогласно, что все евреи должны быть убиты. Когда немцы предложили оставить по одной еврейской семье от каждой профессии, присутствовавший на встрече местный плотник Бронислав Шлезинский ответил: у нас достаточно своих мастеров, мы должны уничтожить всех евреев, ни один не должен остаться в живых. Мэр Каролак и все остальные согласились с его словами. Под эти цели Шлезинский отдал свой сарай, который стоял поблизости. После этой встречи началась кровавая баня», — говорится в издании.

Как пишет Гросс, в Едвабне поляки выдавливали евреям глаза и отрезали языки, рубили головы топорами, до смерти забивали палками с гвоздями. Не щадили ни стариков, ни детей, так что матери сами топили своих младенцев в пруду, чтобы они не попали в руки изуверов.

Что интересно, так это то, что до выхода книги об этой трагедии старались не упоминать, а если и говорили, то списывали все на немцев. Когда правда вышла наружу, то стали говорить, что это месть за сотрудничество евреев с Советской властью. Но и тут заковыка: по польским же данным, осенью 1940 года с Советской властью сотрудничали 2773 поляка (51% от общего числа добровольцев), 1425 белорусов (26%) и 1050 евреев (19%). С учетом того, что евреи составляли до 38% всех городских жителей воеводства, выходит, что они помогали НКВД никак не больше, чем сами поляки и белорусы.

20 лет тому назад, накануне очередной годовщины истребления полуторатысячного еврейского населения местечка, польский Институт национальной памяти огласил официальные результаты следствия. По словам руководившего следствием прокурора Радослава Игнатьева «убийством евреев в Едвабне занималась группа гражданских лиц польской национальности, участие которых в этом деле было решающим». Но при этом польские власти подвергли критике призывы иерусалимского института Yad Vashem как можно скорее официально признать граждан Польши прямыми виновниками гибели еврейских жителей местечка Едвабня 10 июля 1941 года и внести соответствующие изменения в надпись на расположенном здесь памятнике «памяти убитых и заживо сожженных на этом месте евреев местечка Едвабня и окрестностей». По словам тогдашнего премьер-министра Польши Лешека Миллера «такое требование в силу болезненности самой темы является преждевременным».

А теперь перейдем к другому еврейскому погрому, который состоялся почти ровно через 5 лет — 4 июля 1946 года в польском городе Кельце. Не надо думать, что он возник на пустом месте. С ноября 1944 года по декабрь 1945 года был убит, по польским сведениям, 351 еврей. Большинство убийств произошли в Келецком и Люблинском воеводствах, жертвами были вернувшиеся из концлагерей или бывшие партизаны. В докладе упоминались четыре типа нападений: нападения вследствие распространения слухов об убийстве польского ребёнка, шантаж с целью выселения евреев или захвата их собственности, убийства с целью грабежа, убийства, совершаемые путём бросания гранат в еврейские убежища.

Поводом для начала погрома стало исчезновение восьмилетнего мальчика Генрика Блашчика. Он исчез 1 июля 1946 года и возвратился через два дня, рассказав, что его похитили евреи и, спрятав, намеревались убить (позже в ходе расследования выяснилось, что мальчик был отослан отцом в деревню, где его научили, что он должен рассказывать). 4 июля 1946 года в 10 часов утра начался погром, в котором участвовало множество людей, в том числе в военной форме. К полудню возле здания еврейского комитета собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера!».

В полдень в здание прибыла группа во главе с сержантом милиции Владиславом Блахутом, которая разоружила собравшихся сопротивляться евреев. Как выяснилось позже, Блахут был единственным представителем милиции среди вошедших. Когда евреи отказались выйти на улицу, Блахут стал бить их рукояткой револьвера по головам, крича: «Немцы не успели уничтожить вас, но мы закончим их работу». Нападавшие вытаскивали евреев на улицу и выбрасывали из окон здания, избивали их камнями, штакетником, водопроводными трубами, молотками.

Барух Дорман, обитатель дома:

«Солдаты в форме и несколько гражданских ворвались в здание. Я уже был ранен. Они приказали нам выйти и встать в шеренгу. Гражданские лица, в том числе женщины, стояли на лестнице. Солдаты били нас прикладами винтовок. Гражданские, мужчины и женщины, также нас избивали».

Толпа часто вспоминала Гитлера. «Гитлеру нужно поставить памятник из золота, так как он научил нас бить евреев». «Гитлер с вами не покончил, так мы покончим».
В ходе погрома было убито от 40 до 47 евреев, среди них дети и беременные женщины, а также больше 50 человек ранено.

Кстати, в 2016 году, в семидесятую годовщину погрома, министр образования Польши Анна Залевская в телевизионном интервью сказала, что виновными в погроме в Кельце являются антисемиты, «но не совсем поляки». Некоторые польские авторы высказывали предположение о том, что погром был организован польскими и советскими спецслужбами как операция прикрытия, чтобы отвлечь общественное внимание от других событий.

Справедливости ради надо сказать, что были и другие поляки. Например, члены движения «Жегота» — кодовое название подпольного Совета помощи евреям — укрывали их на конспиративных квартирах, снабжали поддельными документами, устраивали детей в приемные семьи. Но число спасенных, конечно, куда меньше тех, кого выдали на верную смерть. В Польше хватало и тех, кто буквально наживался на нечеловеческом страдании людей.

Так что националистический призыв Леха Валенсы имеет давнишнюю основу. Только сегодня он направлен не против евреев, а против граждан России — русских, евреев, татар, украинцев, белорусов, чувашей, осетин и еще десятков народов, составляющих то, что называется «Русский мир».

Игорь Левитас
Все публикации автора


Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2022/07/12/igor-levitas-vspominaya-zhertv-volynskoy-rezni-nuzhno-pomnit-i-o-evreyskih-pogromah

Картина дня

наверх