На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Воспитанница Торквемады (2)

Воспитанница Торквемады


Isabella of Castile by Manuel Oms Canet, Madrid

В статье «Томмазо Торквемада. Человек, ставший символом страшной эпохи» мы рассказали о различных оценках его деятельности, а также об эдиктах «нетерпимости» и «милосердия» и преследовании converses, tornadidos и марранов до рождения Торквемады. Теперь же поговорим о жизненном пути скромного доминиканца, который на протяжении многих лет и не подозревал, что ему суждено стать Великим инквизитором, и расскажем, как повлиял он на историю Испании.

Духовная карьера Томмазо де Торквемады

Дядя будущего Великого инквизитора, Хуан де Торквемада, был доминиканцем и кардиналом, он принимал участие в Констанцском соборе – том самом, где был осуждён и приговорён к сожжению на костре Ян Гус.

Воспитанница Торквемады

Хуан де Торквемада

Получивший неплохое домашнее образование Томмазо в возрасте 12 лет был отправлен в монастырскую школу, а в 14 мы его видим в доминиканском монастыре святого Павла города Вальядолида, исполняющим не слишком почетные обязанности помощника повара. Так началась его духовная карьера, которая открыла ему дорогу в королевский дворец и привела к вершинам власти.

Торквемада не проводил всё время в монастыре, до 1452 года он много путешествовал по Кастилии, обращая на себя всеобщее внимание аскетизмом (не ел мяса, ходил босиком и носил власяницу, спал на голых досках) и высокими ораторскими способностями. В 1451 году он стал членом Ордена братьев-проповедников (таково официальное название доминиканского монашеского Ордена). А в 1452 году (некоторые источники называют 1459 год, что неправильно) он согласился занять пост приора (настоятеля) доминиканского монастыря Святого Креста (Convento de Santa Cruz la Real) в Сеговии.

Сеговия (административный центр испанской провинции Авила) мало известна в нашей стране, но в то время это был один из важнейших городов Кастилии, её бывшая столица.


Сеговия, современное фото

Здесь в 1218 году Доминик Гусман основал один из первых монастырей нового Ордена братьев-проповедников. Здесь расположен грот, в котором он в 1218 году предавался «умерщвлению плоти», и где Святой Терезе Авильской 30 сентября 1574 года явились Христос и Доминик, пообещавшие помощь в реформировании кармелитского Ордена и создании его ответвления «Босоногих кармелиток». Сейчас здание принадлежит университету.


Экстаз Святой Терезы в пещере Святого Доминика. Картина неизвестного художника XVII века

Ко всему прочему, Сеговия очень удачно расположена между Мадридом и Вальядолидом, и совсем рядом находится маленький город Аревало, где как раз в это время, вместе со своей матерью и младшим братом Альфонсо, находилась кастильская инфанта Изабелла.


Аревало, Сеговия, Вальядолид, Мадрид


Город Аревало, современное фото

Именно в этом монастыре до 1474 года и занимал пост приора Томмазо Торквемада.


Монастырь Санта-Крус ла Реал, Сеговия. Здание монастыря в XVI веке было перестроено в стиле «платереско»

Инфанта Изабелла

Мать и дочь (которой на момент знакомства с Торквемадой было 3 года) посещали монастырь Святого Креста, встречаясь там с его настоятелем – уже прославленным своим аскетизмом и религиозным рвением. А затем и он стал навещать их, причем неизменно отказывался брать мула, проходя расстояние 30 миль пешком. Неудивительно, что именно Торквемада стал и духовником Изабеллы и её учителем (причём хорошим: позже выяснилось, что Изабелла гораздо более образованна, нежели её супруг – Фердинанд Арагонский). Более того, именно общением с Торквемадой долгое время и ограничивалась связь Изабеллы с внешним миром, от него (и в его интерпретации) она получала известия обо всех событиях и в Кастилии, и за рубежом. А мать Изабеллы практически постоянно находилась в состоянии тяжёлой депрессии и на воспитание дочери влияла мало. В начале 70-х годов она и вовсе перестала её узнавать (напомним, кстати, что четвертая дочь Изабеллы I Католички – королева Кастилии и жена Филиппа Красивого, вошла в историю под именем Хуана Безумная).


Изабелла Португальская (1428-1496 г.г.), мать королевы Изабеллы I Кастильской la Catolica

И потому именно Торквемада оказал огромное, просто определяющее, влияние на формирование личности будущей Католической королевы. Епископ Валентин Флешье в 1693 году писал:

«Торквемада был духовником Изабеллы с самого ее рождения, и он внушил ей, что Бог возведет её однажды на трон, что её главным делом будет наказание и уничтожение еретиков, что чистота и простота Христианского Вероучения являются основой правления, что средством установления мира в королевстве должны быть религия и правосудие».

Французский доминиканец Антуан Турон (1686–1775 г.г.) в «Истории знаменитых людей доминиканского ордена» сообщает:

«Во всех затруднениях, часто доставлявших ей (Изабелле) боль и досаду, она нуждалась в утешении; и после Бога она в наибольшей степени находила его в советах своего духовника: она ценила его познания, его честность, усердие и привязанность, подтверждения которым он давал постоянно и в любых обстоятельствах».


Марлон Брандо в роли Торквемады и Рэйчел Уорд в роли Изабеллы, фильм «Христофор Колумб. Завоевание Америки»

Добавим, что сила личности Торквемады была такова, что и супруг Изабеллы Фердинанд подпал под его влияние.

Но вернемся к Изабелле. Девочка выросла невысокой и не особенно стройной, ее глаза были зеленовато-серыми, волосы – золотистыми. В качестве отдыха она предпочитала чтение и вышивание. Биографы отмечают, что, помимо фанатичной религиозности, для неё были характерны упорство и даже некоторая самонадеянность. Воспитанная, как монахиня, став королевой, она ездила верхом, и порой лично предводительствовала военными отрядами.


Портрет молодой Изабеллы Кастильской, Santa María la Mayor Collegial Church, Toro, Spain


Изабелла Кастильская, статуя в Королевской капелле, Гранада

Впрочем, до короны Изабелле было ещё очень далеко. Её отец, Хуан II, умер в 1454 году, королём стал его старший сын – Энрике IV, который, по причине своей импотенции, получил презрительное прозвище «Бессильный».


Enrique IV el Impotente

Его вторая жена родила дочь от любовника – Бертрана де ла Куэвы (эта девочка известна как Хуана Бельтранеха), и кастильские гранды вынудили короля назначить наследником сына прежнего короля – младшего брата Изабеллы Альфонсо, известного под прозвищем «Соперник».

После этого Энрико потребовал привезти из Аревало ко двору детей своей мачехи – Изабеллы Португальской. Воспитаннице Торквемады почему-то запретили сидеть за королевским обеденным столом, в знак протеста её брат Альфонсо и архиепископ Толедский стали садиться с ней рядом.

5 июня 1465 года мятежные гранды сожгли чучело короля Энрике и провозгласили королем брата Изабеллы Альфонсо (в историю этот инцидент вошёл под названием «Авильский балаган»). Между братьями началась война, в которой северные провинции королевства поддерживали Энрике, южные – Альфонса. И лишь после гибели 14-летнего претендента (который впал в кому, съев приготовленную для него форель, вероятно, отравленную врагами) очередь дошла до Изабеллы, которая в 1468 году была объявлена принцессой Астурийской. Согласно составленному договору, Энрико не мог принуждать Изабеллу к нежелательному для неё браку, но и она не могла выйти замуж без согласия брата. И вот теперь на сцену большой политики вышел скромный приор Томмазо Торквемада. Именно он сыграл огромную роль в подготовке и практическом осуществлении тайного брака Изабеллы с сыном короля Хуана II Арагонского Фердинандом, который был младше на год и приходился ей троюродным братом.


Tommaso de Torquemada

Эту интригу поддержал и архиепископ Толедский дон Альфонсо Каррильо де Акунья, враждовавший с королем Энрике IV.

Изабелла и Фердинанд


Фердинанд Арагонский, портрет работы «Мастера легенды Магдалины»

Изабелла и Фердинанд были членами династии Трастамара, представители которой в разное время правили в Кастилии, Арагоне, Леоне, Сицилии, Неаполе и Наварре.


Кастилия, Леон, Арагон (после завершения Реконкисты)

Особо, пожалуй, стоит сказать об Астурии, которая, как и Страна басков, так и не была завоевана арабами.


Астурия в IХ-X вв.

В 910 г. это королевство разделилось на Леон, Галисию и собственно Астурию, но в 924 году эти земли вновь соединились уже под названием королевство Леон и Астурия – именно оно стало базой Реконкисты. Астурийцы очень гордились «голубой кровью» (тем, что на белой коже их рук были видны голубые вены) и поголовно считали себя дворянами. В романе «Дон Кихота» Сервантес так говорит о служанке трактирщика – астурийке, которая пообещала придти ночью к некоему погонщику:

«Про эту славную девицу говорили, что такого рода обещания она исполняла даже в тех случаях, когда они были даны ею в глухом лесу и притом без свидетелей, ибо упомянутая девица весьма кичилась дворянским своим происхождением».

Теперь вернемся к жениху Изабеллы – Фердинанду, который в то время был наместником Каталонии и королём Сицилии – здесь его знали как Ферранте III. В Кастилии он будет именоваться Фернандо V, а с 20 января 1479 года, после смерти своего отца – станет королём Арагона Фернандо II. На момент брака, который был заключен не то в Вальядолиде, не то в Сеговии 19 октября 1469 года, ему исполнилось 17 лет, и ходили слухи, что у него к этому времени уже было два внебрачных ребёнка.

Фердинанд и его свита прибыли в Кастилию под видом купцов, согласие папы на близкородственный брак было сфабриковано (настоящее получено позже – уже после рождения Изабеллой первого ребёнка, причем копия его в Ватикане так и не найдена, поэтому некоторые историки полагают, что оно также было поддельным). Согласно составленному договору, Фердинанд становился лишь принцем-консортом, что его категорически не устроило. Позже с ним удалось договориться на основе компромисса: Фердинанд теперь должен был стать не консортом, а соправителем своей жены. Их имена чеканились на монетах, акты о назначении на должность и произнесение судебных приговоров также совершались от имени обоих супругов – появилась даже поговорка: «Tanto monta, montatanto, Isabel como Fernando» (Всё одно, Изабелла, как Фердинанд).


Золотой дублон с изображением Изабеллы и Фердинанда

Но при этом в Кастилии Фердинанд действовал, как уполномоченный Изабеллы, а государственная казна и королевская армия оставались в исключительном подчинении королевы.


Свадебный портрет Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, неизвестный художник

Именно Изабелла, как королева Кастилии, приняла решение о финансировании экспедиции Колумба, и потому королевству Арагон поначалу было запрещено поддерживать любые, прежде всего коммерческие, отношения с Американским континентом, его сферой влияния оставалось Средиземноморье.


Изабелла Кастильская, Фердинанд Арагонский и Христофор Колумб. Сады католических королей, Алькасар, Кордова

За помощь в организации брака Изабеллы и Фердинанда Торквемаде позже была предложена должность архиепископа Севильи, от которой он отказался.

А Энрике IV обвинил Изабеллу в нарушении договора и объявил наследницей незаконнорожденную дочь своей жены – Хуану. Опасаясь за свою жизнь, Изабелла и Фердинанд обосновались в Медине-дель-Рио-Секо, которая находилась под властью под деда принца – кастильского гранда, верховного адмирала Фадрика де Энрикеса.

Позже король Энрике помирился с сестрой, и вернул ей права наследования.

Католические короли

11 декабря 1474 года умер король Энрике IV, Изабелла стала королевой Кастилии и Леона, корону Кастилии получил и её супруг Фердинад.


Коронация Изабеллы I Кастильской. Сеговия, Алькасар

Но в 1475 году права Изабеллы попытался оспорить король Португалии Альфонсу V, женившийся на Хуане Бельтранехе. Война с Португалией продолжалась до 1479 года, в котором папа Сикст IV аннулировал брак Альфонсу и Хуана, как близкородственный. Несчастная племянница Изабеллы отправилась в монастырь, где и провела остаток своей жизни.


Juana_la_Beltraneja


Изабелла I, картина неизвестного художника, около 1490 г., музей Прадо

Александр VI, второй папа римский из рода Борджиа, даровал новым монархам титул католических королей – и каждый человек в Испании сразу понимает, о ком идет речь, когда видит рядом с именем Изабелла или Фердинанд слово la Catolica.


Фернандо Гальега, «Мадонна католических королей»

В 1479 году, после смерти отца Фердинанда, Изабелла Кастильская получила ещё и титул королевы Арагона и Валенсии, а также стала графиней Барселоны.

Но надо помнить, что Испании ещё не было на карте Европы: Кастилия и Арагон сохраняли свои короны, институты власти, свои деньги и свои языки. Лишь в XVIII веке произойдёт полное объединение этих земель.

Некоторые исследователи полагают, что именно Изабелла I Кастильская la Catolica оказала влияние на функции шахматного ферзя: еще в XV веке он был мужской фигурой и, подобно королю, мог ходить только на одну клетку. Но, после того, как Изабелла стала одним из самых могущественных монархов Европы, ферзь стал ассоциироваться с королевой и получил возможность передвигаться по всей доске, а шахматы стали символизировать борьбу христианских государств с сарацинами.

По совету Торквемады Фердинанд был назначен магистром всех военно-религиозных Орденов. А грандов в новом государстве потеснили letrados (ученые, грамотные) – люди с университетскими дипломами, происходившие, как правило, из среды мелкого дворянства (идальго) и горожан.

В 1476 году «Святая Эрмандада» (от hermandades – «братство») – традиционное городское полицейское ополчение некоторых кастильских городов, стала обязательной во всех областях Кастилии, Леона и Арагона и впоследствии подчинена королевскому правительству. Эта организация стала опорой центральной власти и сыграла большую роль в ограничении прав местных феодалов (в короткие сроки были срыты укрепления 50 замков, что сделало грандов гораздо более управляемыми и послушными). Другим результатом стало значительное снижение преступности. О «Эрмандаде», авторитете этой организации и страхе, который она внушала, можно узнать из романа Сервантеса «Дон Кихот». Санча Панса говорит своему господину:

«Вот что я вам скажу, сеньор: не мешало бы нам укрыться в какой-нибудь церкви. Ведь мы оставили человека, с которым вы сражались, в самом бедственном положении, так что, того и гляди, нагрянет Святое братство и нас с вами схватят… тех, кто затевает на больших дорогах драки, Святое братство по головке не гладит».

Все эти новшества, безусловно, носили прогрессивный характер, и пошли на пользу государству. Но в 1477 году произошло событие, окрасившее испанскую историю в мрачные кроваво-черные тона. Тогда к католическим королям прибыл Филипп де Барберис – инквизитор с Сицилии, находившейся в зависимости от Арагона (в этом королевстве инквизиторы появились уже в первой половине XIII века, но к описываемому времени практически бездействовали). Целью его визита было подтверждение привилегии присваивать себе третью часть имущества осужденных еретиков. Именно Барберис и посоветовал королевской чете возобновить действия инквизиции в Арагоне и распространить их на Кастилию и Леон. Это предложение, поддержанное и папским нунцием Николо Франко, нашло горячий отклик в среде местного духовенства, которые требовали расследовать степень искренности обращения евреев и морисков. Решающим оказалось мнение Торквемады, который заявил Изабелле, что большинство conversos лишь изображают «добрых христиан». После этого королева решила обратиться к папе Сиксту IV с просьбой о разрешении основать в Кастилии собственную инквизицию, направленную, в основном, против «конверсос» – и тайных иудаистов, и скрытых мусульман.


Папа римский Сикст IV, в историю он вошел, как заказчик работ по росписи Ватиканской капеллы (известной теперь всем, как Сикстинская)

Основание инквизиции в Кастилии и Леоне

1 ноября 1478 года Сикст IV издал буллу «Sincerae devotionis», в которой католическим королям разрешалось учредить специальный орган, имеющий право ареста еретиков и суда над ними. Право назначать и смещать инквизиторов даровалось Изабелле и Фердинанду. Инквизиторами должны были стать «архиепископы и епископы или другие церковные сановники, известные своей мудростью и добродетелью… в возрасте не моложе сорока лет и безупречного поведения, магистры или бакалавры богословия, доктора или лицентиаты канонического права».

Имущество осужденных делилось на три части, отходящие к королевской казне, папе римскому и лицам, проводящим расследование (которые, таким образом, оказывались материально заинтересованными в осуждении максимально большого количества подозреваемых).

Так было подложено начало печально знаменитой испанской инквизиции.


Ф. Гойя. Трибунал инквизиции


Ф. Гойя. Человек, осуждённый инквизицией. Рисунок из альбома С, лист № 85. Мадрид. Прадо

В следующей статье мы расскажем о деятельности инквизиторов в Кастилии и Леоне и о Великом инквизиторе Томмазо Торквемаде.

Картина дня

наверх