На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Возвращение Гераклидов

Возвращение Гераклидов

Дорийское завоевание, что бы под ним не подразумевали сторонники разных исторических школ, произошло в XIII - XIв. до н. э., оно сыграло исключительно большую роль в истории Древней Греции, став рубежом, разделившим микенскую и античную эпохи. В античной исторической традиции, тесно связанной с мифологией, приход дорийцев на Пелопоннес считался завершением «эпохи героев» и началом «железного века».

На смену царским династиям «героического века» на Пелопоннесе (Спарта, Аргос, Мессения), на многих островах Эгейского моря, в Фессалии и даже в отдаленной Македонии пришли новые властители - потомки величайшего из всех греческих героев Геракла, ставшие предводителями дорийцев. Поскольку мифология и историческая память эллинов о потрясениях, сопровождавших конец Бронзового века, тесно переплелись между собой, автор считает необходимым пересказать миф о «возвращении Гераклидов». Кроме того, для тех, кто несколько подзабыл хитросплетения древнегреческой мифологии, короткий рассказ о том, как был устроен мир с точки зрения преданий Древней Греции. Напоминаю, что легендарный фольклор Эллады имел очень сложную структуру и множество вариаций каждого мифологического эпоса, автор приводит здесь упрощенный и усредненный вариант античного предания.

Трудно представить себе как выглядит изначальный Хаос, возможно так

В начале, был только Хаос, но потом, что-то произошло, и из него родились первые боги: Нюкта (Ночь), Гея (Земля), Уран (Небо), Тартар (Бездна), Скотос (Тьма), Эреб (Мрак). Они быстренько переженились и наплодили удивительных детей, кого только среди этих деток не было: моря, горы, чудовища и вообще невообразимые существа. Править этим гротескным миром стал Уран-Небо, а его женой стала Гея-Земля, что вообще-то, вполне логично. У них родилось шесть сыновей титанов и шесть дочерей титанид, однако семейная идиллия не задалась с самого начала.

Кастрация Урана Кроносом, в разных вариантах и со всеми подробностями
Возвращение Гераклидов
Возвращение Гераклидов

Уран боялся и ненавидел своих детей, поэтому, сразу же после рождения он возвращал их во чрево Геи, чем доставлял бедолаге невыносимые страдания. Так продолжалось до тех пор, пока несчастная Гея не изготовила магический серп и не уговорила младшего из сыновей - Кроноса, напасть на отца. Впрочем, уговаривать долго не пришлось, Кронос свою перспективу ясно видел, и возвращаться туда, откуда родился, не хотел. Вооружившись серпом, он напал на отца и отрезал тому первичные половые признаки, чем лишил силы и власти. Интересно, что сказал бы по этому поводу доктор Фрейд?

Сатурн (Кронос), пожирающий своих детей. Художник Питер Пауль Рубенс; Франсиско Гойя
Возвращение Гераклидов

Дальше все пошло по «накатанной колее»: Кронос стал верховным божеством, взял в жены свою сестру, титаниду Рею и, в ожидании грядущих неприятностей, стал, уничтожать своих рождающихся детей. Правда, побаиваясь обидеть супругу, запихать детей обратно в нее царь богов не пытался, а «просто» пожирал их. Прежде чем его жене надоел подобный геноцид, он успел избавиться от Гестии, Геры, Аиды, Посейдона и Деметры.

1. Рея, подающая Крону укутанный в пеленки камень; 2. Омфал – «пуп мира», в музее города Дельфы
Возвращение Гераклидов
Возвращение Гераклидов

После рождения очередного ребенка Рея, которой надоели людоедские замашки мужа, подала Кроносу «на обед» замотанный в пеленки камень, который тот и съел, вместо младенца. Мальчика, названного Зевсом, его божественная мать спрятала в пещере на острове Крит (тут миф имеет множество разных вариантов). Когда Зевс подрос и «вошел в силу», он, первым делом, подсунул отцу напиток, из-за которого у Кроноса случилось несварение желудка, и он отрыгнул проглоченных детей обратно. Вместе с детишками Кронос изверг из себя и заменивший Зевса камень, впоследствии его, из уважения к Кроносу, поместили в Дельфийское святилище, отметив им «центр мира». Поскольку детишки были бессмертные и божественные, желудочный сок им не повредил, они даже подросли в животе у отца и второй раз «родились» совсем взрослыми и готовыми к действию.

Падение Титанов. Художник Петер Пауль Рубенс

Младшее поколение богов объединилось в борьбе против Кроноса, а также примкнувших к нему титанов и понеслось! Титаномахия (битва с титанами) продолжалась десять лет, Зевс с братьями и сестрами смог победить лишь тогда, когда, по совету бабушки – Геи, привлек на свою сторону циклопов и освободил из Тартара сторуких и пятидесятиглавых великанов-гекатонхейров. Обиженные дети поместили Кроноса, в бездны Тартара, большую часть титанов низвергли туда же, а гекатонхейров отправили в те же бездны в качестве надсмотрщиков. У богов, конечно, свои счеты, но на земле правление Кроноса считали «золотым веком» и очень тосковали по нему. После победы новоявленные небожители быстренько поделили должности и занялись управлением миром, интригами, пьянством и развратом. Революция состоялась!

Возвращение Гераклидов

Вполне естественно, что царем богов стал возглавивший мятеж богов Зевс. Он самый могущественный из всей олимпийской семьи, повелевает разящими молниями и устанавливает законы. В спорах олимпийцев, его слово решающее и горе ослушавшемуся его божеству, в этом не раз убеждались греческие небожители. Его верные слуги Власть, Сила и Победа-Ника. У трона Зевса стоят сосуды, наполненные Добром и Злом, и только от его воли зависит, из какого сосуда изольется поток на конкретного смертного или целую страну. А еще он носил звание «всеобщего отца», подразумевалось, что он всеобщий покровитель и защитник. Однако если учитывать любвеобильность «Высокогремящего Тучегонителя и Громовержца», то титул приобретает весьма ироничное значение. «Владыка владык» развлекался на земле Греции изо всех своих немалых сил, как результат, почти все герои греческих мифов были его детьми. Позднее, вполне исторические басилевсы, цари и прочие "сильные мира сего» классической Греции станут вести свою родословную от этих героев - потомков Зевса.

Красавица Алкмена - дочь царя Микен Электриона, жена Амфитриона, тиринфского царя-изгнанника

Одной из человеческих пассий Зевса стала Алкмена, причем бог овладел ею не из низкой похоти, а исключительно для того, чтобы зачать величайшего героя «отвратителя бедствий» от людей. Во всяком случае, так он объяснял своей жене – Гере, то, что Алкмена была молода, красива и уже давно маялась без воюющего в дальних краях мужа, это исключительно совпадение. Причем после этого случая, Зевс больше никогда не имел дела с человеческими женщинами, во всяком случае, он всегда убеждал в этом Геру.

Чтобы пробраться на брачное ложе, царь богов принял облик Амфитриона, а иначе бы она ни, ни … даже с царем богов! - это уже из объяснений Алкмены мужу, удивленному «внеплановым» рождением ребенка.

Как бы то ни было, родился Алкид, более известный под псевдонимом Геракл. Он совершил множество подвигов, о которых все знают, поэтому нет смысла их пересказывать. Менее известно то, что герой пошел в отца (настоящего!) не только своей силой, но и любвеобильностью. Как-то приглашенный в гости царем Феспием, он познакомился с его пятьюдесятью дочками, и каждой из них «помог» стать матерью. По одной из версий легенды, на это у него ушло 50 ночей, по другой всего одна ночь, но и том и в другом случае - результат воистину героический!

Алкид-Геракл – величайший из героев Эллады

Однажды Геракл серьезно выручил отца и его родственников во время очередного кризиса на Олимпе. Дело было в том, что богиня Гея крепко обиделась на своего внука Зевса за заточение ее детей-титанов в Тартар. Из капель крови свергнутого Кроном Урана она породила обладающих невероятной силой гигантов и натравила их на олимпийских богов. Для полной уверенности в успехе восстания Гея дала своим чудовищным детям волшебное зелье, делающее их неуязвимыми для богов. Только смертный мог убить гигантов, богиня не смогла найти нужную траву для изготовления защитного средства. Зевс, узнав о заговоре бабушки, запретил заре-Эос, луне-Селене и солнцу-Гелиосу освящать ей путь и успел сам сорвать чудесную траву. Однако Гею это не остановило, смертных она не принимала в расчет, сражение гигантов с богами – Гигантомахия, началось!

1. Бой гигантов с олимпийцами. Художник Франсиско и Субиас Байеу; 2. Реконструкция фриза Пергамского алтаря «Гигантомахия»
Возвращение Гераклидов
Возвращение Гераклидов

Пока олимпийцы с трудом отбивались от гигантов, бросающих в них громадные скалы и пылающие стволы вековых деревьев, Афина Паллада, «курирующая» земных героев, рыскала по Греции в поисках Геракла. Только после появления на поле боя великого «приключенца» с его страшным оружием - стрелами с наконечниками, пропитанными ядовитой кровью убитой им лернейской гидры, боги начали побеждать. После битвы на Флегрейской равнине олимпийцы отправились бражничать в свои чертоги, а Геракл продолжил совершать подвиги. В частности он, между делом, завоевал Трахин, Аргос и Микены, но отдал их под управление своим сподвижникам, с условием сохранить эти земли для его будущих детей.

Смерть Геракла в исполнении разных художников
Возвращение Гераклидов
Возвращение Гераклидов

После множества разнообразных подвигов и приключений, Геракл женился на дочери бога Диониса Деянире, которая его потом отравила, причем исключительно из большой любви к нему. Покушение было непредумышленным, однако Геракл все равно от боли совершил самосожжение, а Деянира от раскаяния кинулась на меч, в общем, все умерли. Враз осиротевшие сыновья Геракла долго скитались по всей Греции в поисках защиты и убежища от преследований царя Микен и Тиринфа, двоюродного брата Геракла - Еврисфея. Друзья и сподвижники великого героя Эллады как-то сразу же исчезли «с горизонта» и только афиняне рискнули приютить у себя в городе его детей. Еврисфей вслед за Гераклидами вломился в Аттику, где его уже ждали с нетерпением, ждало афинское ополчение. В последовавшей битве войско захватчиков было разгромлено, погибли все сыновья Еврисфея, а ему самому отрубил голову Гил – старший сын Геракла. Шустрый юноша доставил голову своего двоюродного дяди бабушке-Алкмене и женщина, испытавшая по вине Еврисфея множество бед и унижений, выколола мертвому врагу глаза веретеном.

Возвращение Гераклидов

Через некоторое время братья вспомнили о «наследстве отца» т.е. о власти над богатейшими городами Пелопоннеса, которую завещал им Геракл. И тут выяснилась удивительная вещь - бывшие сподвижники героя, которых он возвел на трон, вовсе не горели желанием возвратить города и земли его детям, с ними вроде бы никто не спорил, но и поделиться властью не спешил.

Гераклиды, пользуясь гостеприимством афинян, сумели навербовать кой-какое войско и отправились «восстанавливать справедливость». Они вторглись на Пелопоннес и даже начали вполне успешно воевать, но тут на полуострове вспыхнула эпидемия чумы, и всем стало не до глупостей. Вернувшийся в Аттику Гилл обратился за советом к Дельфийскому оракулу и получил ответ, что поход может быть повторен «после третьего плода». Истолковав это как необходимость сделать трехлетний перерыв до начала следующего вторжения, братья отправились в Северную Грецию, где у них тоже были наследственные владения. Когда-то Геракл оказал помощь царю дорийцев Эгимию в борьбе против племен лапифов и тот оплатил услуги героя, пообещав передать его потомкам третью часть своих земель. Места это были в то время диковатые, еще не испорченные цивилизацией, наверно поэтому царь Эгимий после смерти героя не только не позабыл о своем обещании, но даже усыновил осиротевшего Гилла, со всеми вытекающими последствиями.

Возвращение Гераклидов

Выждав три года, Гилл двинулся на завоевание Пелопоннеса уже не нищим искателем приключений, а полноценным царевичем, во главе дорийского войска. Однако, при попытке пройти по Коринфскому перешейку из Аттики в Пелопоннес дорийцы столкнулись с войском Аркадии, существует несколько вариантов дальнейших событий. По одной версии легенды войско Гилла потерпело поражение, а сам он погиб, по другой – дело ограничилось поединком предводителей, но Гилл и в этом случае был убит. Недоумевающие Гераклиды снова отправились в Дельфы и жрецы невозмутимо объяснили им, что «третий плод» в ответе оракула означал не третий год, а третье поколение, так что сами виноваты в своих бедах. А так как еще до поединка Гилла с аркадским царём Эхемом Гераклиды дали обет, в случае проигрыша не устраивать новых нападений на Пелопоннес в течение ста лет, то им оставалось только вернуться в свое захолустье на северных границах Эллады.

Род Гераклидов. Схема

Разъяснения оракула и «клятва Гераклидов» впечатлила далеко не всех членов этой семьи, сын Гилла Клеодей и его внук Аристомах, каждый в свое время, тоже пытались отвоевать «наследство Геракла» и погибли во время этих походов. Но упорство в достижении своих целей было наследственной чертой всех Гераклидов и попытки вернуть наследство великого предка продолжались. Интересно то, что дорийцы с готовностью принимали участие в этой затяжной «борьбе за справедливость», видимо набеги были делом прибыльным. «Третье поколение» Гераклидов – Аристодем, Темен и Кресфонт, решили попробовать завоевать Пелопоннес с моря и для этого собрали «флот вторжения» в расположенном на северном берегу Коринфского залива городе Навпакта. Однако их преследовали несчастья, Аристодем погиб прежде, чем корабли отплыли, он был поражен стрелой Аполлона во время посещения Дельфийского храма за проявленное неуважение к святилищу и жрецам. Боги погубили флот Гераклидов, в войске начались болезни и голод. Темен и Кресфонт снова отправились в Дельфы к оракулу и получили совет сделать своим предводителем в новом походе Трехглазого.

Возвращение Гераклидов

Сначала братья озадачились, но затем встретили этолийца Оксила, и все сразу встало на свои места. Оксил не то сам был одноглазым, не то сидел на одноглазом коне, разные варианты мифа сообщают различные сведения, но в итоге, у них на двоих с конем было три глаза. Выбранный таким странным образом полководец помог Гераклидам захватить Пелопоннес и получил от них в качестве благодарности Элиду - область на северо-западе Пелопоннеса. Братья поделили захваченные земли с помощью жребия, при этом Кресфонт сплутовал, чтобы получить лучший из трех уделов – Мессению. Аргос достался Темену, а Лакедемон великодушно отдали братьям-близнецам Еврисфену и Проклу, сыновьям погибшего еще до начала похода Аристодема. Разумеется, награду получили и дорийцы, которые помогли Гераклидам завоевать Пелопоннес, отныне они стали хозяевами его земель, дорийское завоевание состоялось! Эта мифологическая история имела продолжение: как только, усевшийся на престол Тимен смог расслабиться и почувствовать себя великим государственным деятелем, его тут же решили убить собственные сыновья. Убийство них вполне получилось, однако попытка захватить власть успеха не имела и из Аргоса после этого их изгнали. Один из них, впоследствии, прибыл в Македонию и стал предком ее царей. Такой была македонская версия, происхождения царской династии этой страны, мы к ней еще вернемся в будущем.

Македонская (виргинская) звезда – символ греческой Македонии

«… Даже те современные историки, которые не решаются оспаривать реальность дорийского завоевания Пелопоннеса, все же в большинстве своем не питают особого доверия к легенде о «возвращении Гераклидов», оценивая ее как сравнительно позднюю псевдоисторическую конструкцию, практически почти не связанную с фольклорной традицией и вследствие этого не способную дать хотя бы отдаленное представление о подлинных событиях периода племенных миграций и упадка микенской цивилизации.

Собственно, историческим ядром легенды о «возвращении Гераклидов», по всей видимости, может быть признан лишь факт постепенного продвижения или, скорее, просачивания на Пелопоннес нескольких, первоначально, возможно, вообще не связанных друг с другом родоплеменных групп, объединявших в своем составе в основном представителей северо-западной ветви греческой народности. Память о происхождении этих племен так же, как и о местах их первоначального обитания, по-видимому, за давностью лет была утрачена. Лишь две географические вехи, отмечающие путь, пройденный ими до их прибытия на Пелопоннес, запечатлелись в предании более или менее отчетливо. Это — Пинд и Дорида ...» Ю. В. Андреев.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«Дорийское завоевание (Историческая проблема в свете археологии)» Ю. В. Андреев

"Античное предание о дорийском переселении" Р.В. Шмидт

«Мифы Древней Греции» Роберт Грейвс

"Легенды и мифы Древней Греции" Н. Кун

Возвращение Гераклидов

Другие статьи из серии «История Македонии»:

Македония. От древних времен до дорийского нашествия

Картина дня

наверх