Знаменитые генералы России. Скобелев Михаил Дмитриевич
«Белый генерал», «Покоритель Средней Азии и Туркестана», «Герой Плевны» – только этих громких неофициальных титулов вполне достаточно для воссоздания образа самого выдающегося российского военачальника второй половины ХIХ века – генерала М. Д. Скобелева.
Михаил Дмитриевич появился на свет 29 сентября 1843 года[1] в Санкт-Петербурге в семье потомственных военных. Будущее Михаила было предопределено с момента рождения – мальчику предстояло стать военным. Дед будущего прославленного полководца – Иван Никитич Скобелев генерал от инфантерии и комендант Петропавловской крепости повесил над люлькой внука свою наградную шпагу с надписью «За храбрость».
С шести лет к Михаилу приставили немца-гувернёра с которым отношения не сложились. Получив начальное образование, юный Скобелев был в 1856 году отдан родителями в элитный парижский пансион. В процессе учёбы у Михаила открылся талант к точным наукам. По окончании пансиона в 1861 году он решил поступать в Петербургский университет на математический факультет.
Возможно, что Михаил Скобелев стал бы видным математиком, но судьба распорядилась иначе. Из-за студенческих волнений, вызванных отменой крепостного права, Петербургский университет был закрыт в ноябре 1861 года. Михаилу пришлось выбирать себе новое поприще для карьеры, и он поступил юнкером в лейб-гвардии Кавалергардский полк.
Он быстро освоился с военной службой и сделался одним из лучших курсантов. В одной из первых аттестаций Скобелева содержится следующая характеристика: «Служит ретиво, не щадя себя». Через десять месяцев за отличие в учёбе он был произведен в портупей-юнкера.
В апреле 1863 года Михаил получил свой первый офицерский чин – звание корнета. В феврале 1864 года он был направлен в восставшую Польшу, где первоначально находился в качестве ординарца генерал-адъютанта Э. Т. Баранова. Штабная служба тяготила молодого офицера, и через полтора месяца он выпросился в действующие части.
Практически тут же Скобелев впервые оказался в настоящем сражении в Радковицком лесу. Во встречном бою против польских мятежников он проявил себя с наилучшей стороны, сразив нескольких врагов и лично захватив в плен предводителя повстанческого отряда. В наградой реляции о действиях корнета было записано: «Прямое и отличное исполнение приказаний, а также оказанное мужество… вполне заслуживает награды – ордена Святой Анны 4-й степени за храбрость».
Получив боевое крещение, Михаил подал рапорт о зачислении в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, где когда-то служил его славный дед. Спустя три месяца Скобелев был произведён в поручики. Осенью 1866 года успешный офицер был зачислен в Николаевскую академию Генерального штаба после сдачи вступительных экзаменов на «отлично». C отличием он завершил обучение в ноябре 1868 года. Незадолго до выпуска ему присвоили звание штаб-ротмистра[2].
Отличные характеристики, наличие боевого опыта, дворянское происхождение, родственные связи – всё это давало возможность Скобелеву спокойно занять должность в Генеральном Штабе. Однако он сделал иной выбор, удививший всех. Михаил Дмитриевич добился назначения в состав военной экспедиции на побережье Красноводского залива Каспийского моря.

Экспедиция, а точнее рекогносцировка российских войск на восточном берегу Каспия, длилась с перерывами почти два года. За это время Скобелев отличился в нескольких вылазках и схватках против местных туркменских партизанских отрядов. В 1871 году штаб-ротмистр в сопровождении всего шестерых кавалеристов совершил переход через пустыню Усть-Урт от Красноводска до Сарыкамыша, преодолев почти 800 км.
В апреле 1872 года Скобелев возвратился в Санкт-Петербург. Тут карьера двадцатидевятилетнего офицера совершила головокружительный взлёт. В мае он, будучи прикомандированным к Генеральному Штабу, стал капитаном. Через два месяца его назначили адъютантом в штаб 22-й пехотной дивизии, расквартированной в Новгороде.
30 августа Скобелев был произведен сразу в подполковники, минуя чин майора, и вскоре переведен в штаб Московского военного округа. В сентябре он стал командиром батальона 74-го пехотном Ставропольского полка. В мае 1873 года Скобелев буквально выбил себе назначение в военную экспедицию, целью которой было подчинение Хивинского ханства[3]. Он получил должность начальника штаба в Мангышлакском отряде полковника Н. П. Ломакина.

В пятидесятиградусный зной отряд совершил марш через пустыню Усть-Урт путём, проложенным два года назад Скобелевым. 30 мая отряды полковника Ломакина и генерал-майора Н. А. Верёвкина разгромили при Мангыте хивинскую конницу, уничтожив более 3000 вражеских солдат. В этом бою отличился и Михаил Дмитриевич. В одной из стычек с хивинскими партизанами Скобелев получил семь ран и вынужден был преодолеть часть пути лежа в походной арбе.
9 июня главные русские силы начали решительный штурм Хивы. Столица ханства была взята благодаря решительной атаке, которую возглавил подполковник Скобелев. Хивинский хан капитулировал и признал себя «покорным слугой российского императора». Хива вошла в состав России. В августе того же года Михаил Дмитриевич был награжден за боевые успехи орденом Святого Георгия 4-й степени.
В марте 1874 года Скобелева произвели в полковники, а спустя два месяца определи на должность флигель-адъютанта в свиту императора Александра II. Придворная служба никогда не прельщала Михаила Дмитриевича, поэтому он использовал первую же возможность, чтобы оказаться в рядах действующей армии.

Летом 1875 года против российского наместничества выступил бек Пулат, провозгласивший себя ханом Коканда. Изрядно заскучавший Скобелев немедленно выпросился в район боевых действий. 5 сентября он внёс решительный вклад в разгром 50-тысячного кокандского войска при Махраме, совершив фланговый рейд с заходом во вражеский тыл. Только убитыми и пленными кокандцы потеряли 3900 человек, а также лишились 46 орудий. Русские потери составили всего 13 военнослужащих. Сам Михаил Дмитриевич был ранен в ногу.
Несмотря на полученное ранение, Скобелев возглавил преследование разбитого противника. Кокандские силы возглавил Абдуррахман-автобачи – влиятельный предводитель объединенных кыпчакских племён[4]. В нескольких встречных боях Скобелев нанёс поражения степнякам и прогнал их в пески пустыни Кызылкум. Вскоре всё среднее течение Сырдарьи (нынешний Южный Казахстан) было присоединено к Российской империи.
За отвагу, мужество и вклад в окончательную победу Михаил Дмитриевич в октябре был произведён в чин генерал-майора. Кроме того, он был награждён орденами Святого Владимира 3-й степени и Святого Георгия 3-й степени. Помимо орденов военачальнику вручили золотую саблю и именную золотую шпагу с бриллиантами и надписью «За храбрость».

В ходе Хивинского и Кокандского походов Скобелев неизменно появлялся на поле боя верхом на белой лошади, облаченным в белую форму. Это не было бравадой или суеверием, просто на солнце белая форма в прорези прицела практически сливалось с ландшафтом песчаных дюн и барханов. Кроме того, белый цвет меньше всего притягивал к себе жгучие лучи.
Дикие и суеверные кокандцы, хивинцы, кипчаки и прочие кочевые народы Туркменистана именовали Скобелева «Ак-паша». Этот титул-прозвище можно трактовать двояко – «белый полководец» или «белый предводитель». Среднеазиатские кочевники считали Скобелева заговоренным от пуль, хотя генерал неоднократно был ранен. Просто о своих ранениях он никогда не упоминал публично.
В марте 1876 года русский император упразднил Кокандское ханство, преобразовав его в Ферганскую область. Первым военным губернатором её стал Михаил Дмитриевич. Спустя полгода ему пришлось подавлять восстание в Намангане, инициатором которого стал Пулат-хан.

Скобелев быстро овладел Наманганской крепостью, разгромив в январе 1876 года главные силы мятежников у Балыкчанских завалов. В последующие четыре недели Михаил Дмитриевич захватил Андижан и Коканд. Абдуррахман-автобачи и Пулат-хан были пойманы и преданы суду.
24 апреля 1877 года началась очередная русско-турецкая война. Скобелев добивается назначения в Дунайскую армию в качестве начальника штаба казачьей дивизии корпуса генерала М. Т. Лорис-Меликова. В июне дивизия Скобелева участвовала в форсировании Дуная у Зимницы, а затем в боях у Белы и Сельви. 14 июля отряд Скобелева захватил важнейший стратегический объект балканского театра боевых действий – Шипкинский перевал. 3 сентября удар кавалерии Скобелева предрешил захват турецкой крепости Ловчи.
Звёздный час Скобелева пробил 11-12 сентября 1877 года во время третьего штурма главной дунайской крепости Плевна (сегодня болгарский город Плевен). «Белый генерал» под убийственным огнём турок сумел пробиться к юго-западным окраинам Плевны, захватив два редута.
Турецкий командующий Осман-паша оказался на грани поражения и бросил в бой последние резервы. Однако русское командование не поддержало порыв Скобелева, не дав ему никаких подкреплений. В итоге Плевна устояла. За личное мужество и героизм уже к исходу того же 12 сентября Михаил Дмитриевич был произведён в чин генерал-лейтенанта и награжден орденом Станислава 1-й степени.

Однако вскоре его назначили командиром 16-й пехотной дивизии, устранив от дальнейших мероприятий по осаде Плевны. 10 декабря Осман-паша капитулировал. Скобелев был назначен генерал-губернатором освобожденной Плевны.
8-9 января 1878 года южнее Шипки у селения Шейново дивизии Скобелева и Святополк-Мирского – всего 34 000 человек при 40 орудиях разгромили армию Вессель-паши (40 000 человек при 104 орудиях). Убитыми, ранеными и пленными турки потеряли 32 000 солдат и офицеров, а также лишились всей артиллерии. За эту победу Скобелева наградили ещё одной золотой саблей с надписью «За храбрость».
Преследуя отступающих турок, отряд Скобелева 20 января 1878 года захватил Адрианополь (сегодня турецкий город Эдирне). Спустя одиннадцать дней передовые части Михаила Дмитриевича достигли Деде-Акау, населенного пункта в двенадцати километрах от Стамбула.

Турция оказалась на грани поражения и разорения своей столицы. Султан поспешил заключить перемирие, а затем принял условия Сан-Стефанского мирного договора, подписанного 3 марта.
По завершении войны Скобелев был назначен командиром IV-го корпуса. В этой должности он оставался до января 1880 года, когда император назначил его командующим военной экспедиции против текинцев. Главной задачей этой экспедиции был разгром и покорение туркменских племён, населявших Ахалтекинский оазис[5].
Скобелеву выделялось всего 8000 штыков и сабель при 64 орудиях. Главные силы текинцев – около 25 000 бойцов укрылись в крепости Денгиль-Тепе[6]. Штурм крепости был произведён 24 января 1881 года. Применив минирование стен, Скобелев предрешил исход осады в первые же часы. Текинцы, потеряв 8000 воинов, сдались на милость победителя. Ахалтекинский оазис вошёл в состав Российской империи.

В дальнейшем отряды Скобелева установили контроль над северными склонами хребта Копетдаг, захватив Ашхабад. За блестящую и победоносную кампанию Михаил Дмитриевич 26 января был произведен в чин полного генерала от инфантерии и награжден орденом Святого Георгия 2-й степени.
После убийства Александра II карьера Скобелева стремительно пошла на убыль. Дело в том, что новый император – Александр III был сторонником сближения с Германией и Австро-Венгрией. В свою очередь «Белый генерал», наоборот, считал, что эти страны в ближайшем будущем станут военно-политическими противниками России.
Последние годы своей службы Михаил Дмитриевич провёл в разъездах: сначала находился в Минске, затем посетил Францию и Германию, где принимал участие в совместных манёврах. 7 июля 1882 года Михаил Дмитриевич Скобелев скоропостижно скончался в одной из московских гостиниц при загадочных обстоятельствах.
Есть версия, что генерал привёз из-за границы какие-то важные и секретные документы, касающиеся антироссийской военной доктрины Германии, и именно эти бумаги стали причиной его смерти. Среди других причин называли самоубийство на почве увлечения нигилизмом и даже отравление, устроенное агентами царской жандармерии. Участие царских спецслужб связывали с мнимым намерением Скобелев добиться отречения Александра III.

Скобелев был похоронен в своём родовом имении – селе Спасское-Заборовское[7], рядом с могилами родителей. Примечательно, что ещё при жизни Михаил Дмитриевич приготовил себе место на кладбище, предчувствуя недолгую жизнь.
В 1912 году в Москве на Тверской площади на народные средства Скобелеву был возведён памятник, разрушенный большевиками в годы Гражданской войны. Всего в честь «Белого генерала» на территории Российской империи было установлено семь памятников и монументов, не сохранившихся до наших дней.
В декабре 2014 года в Москве в сквере близ здания Академии Генерального штаба был торжественно открыт новый четырёхметровый памятник генералу Скобелеву, созданный благодаря инициативе Российского военно-исторического общества. Михаил Дмитриевич в походном мундире и с саблей в руке отлит из бронзы верхом на боевом коне, что встал на дыбы. Памятник установлен на гранитном постаменте.


[1] - даты в тексте приведены по новому стилю.
[2] - это чин соответствует званию нынешнего капитана, занимающему штабные должности.
[3] - Хивинское ханство на тот момент занимало территории нынешнего Западного Узбекистана и северные области Туркменистана.
[4] - кыпчаки, составляющие часть нынешнего казахского этноса, считаются потомками половцев.
[5] - этот оазис находился на территории современного Южного Туркменистана.
[6] - иначе это укрепление называлось Геок-Тепе. Сегодня это туркменский город Гёкдепе.
[7] - сегодня село Заборово Новодеревенского района Рязанской области.
Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам.
Свежие комментарии