На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Этруски в погребениях. Темная сторона этрусков... (2 статьи)

Этруски в погребениях

Начнем несколько издали. Каждый информационный сайт, в том числе и «ВО», привлекает, естественно, свою аудиторию, и это хорошо. Чем больше людей прочитает нечто позитивное, тем это больше разовьет его мозги, плюс к этому некая информация, которая может доставить ему удовольствие (удовлетворение страсти познания нового!), а то даже и чем-то помочь реально (например, сделать сыну или дочери реферат по истории!). Плохо, когда человек мало что знает («в школе имел по истории твердую четверку!»), но стремится тут же ниспровергать основы.


Вид на некрополь этрусков с воздуха. Хорошо видно, что у них были гробницы двух видов – купольные (тулумосы), с ложным сводом, собиравшимся из плит, сдвигавшихся относительно друг друга так, что получался свод из обратных ступенек, и вырубленные в каменистом грунте с заглублением. Чтобы свод купольной гробницы не рухнул вниз под собственным весом, его сверху засыпали землей.


Этруски в погребениях



Нередко эти гробницы строились вперемежку и образовывали настоящие «города мертвых».


Одна из «улиц» в таком некрополе. Такие гробницы по возрасту были моложе купольных.


Интересно было бы среди них просто прогуляться, не так ли?


А уж забраться в такое погребение мне, например, ну просто очень хочется…

Просто удивительно, как некоторым людям приходит такое в голову? Например, вот это – «мечи попадали в могилы потому, что были людям не нужны, нужную вещь в могилу не положат». И это после того, как и этнографами самых разных стран, и историками на… потрясающем множестве примеров доказано – вера людей в загробное воскрешение была в прошлом настолько сильной, что «на тот свет» отдавали все самое лучшее и нужное, потому что… «там это усопшему будет нужнее». Был как-то давно на ВО мой материал «Этруски против русских», и это еще одна «больная тема» на ВО. Ну хочется некоторым иметь… великих предков, которые самим римлянам дали начало.


Сегодня этрусские древности (понятно, что сами этруски так себя никогда не называли!) украшают самые известные музеи планеты – Лувр и Григорианский Этрусский музей в Ватикане. Много различных этрусских древностей хранится и в небольших музеях в городах Тосканы.


Фигура «Марса из Тоди», V век до н. э. Изображает этрусского воина в характерных доспехах. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)

Ну нет ничего общего в культуре этрусков и славян, в особенности ничего общего в погребальных обрядах. Погребальные обряды, кстати, стали для многих народов тем самым главным источником информации, по которому мы вообще можем о них судить. Вот и с этрусками то же самое. Впрочем, нелепость некоторых суждений вполне искупает неосведомленность их авторов (ну твердая четверка в школе в натуре, чего уж больше!). Поэтому сегодня мы постараемся по возможности подробнее рассказать именно о погребальной культуре этрусков, потому что никакой другой до нас, собственно, и не дошло.



Этруски славились своим мастерством бронзового литья. Вот, например, им ничего не стоило отлить вот такой котел из бронзы. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)

Есть разные точки зрения откуда они взялись, но основная на сегодня, что они являются пришельцами из Малой Азии, причем сначала они обосновались на Сардинии, а уж затем переправились на Аппенинский полуостров. Так это или не так, какие у них были гаплогруппы, мы сейчас выяснять не будем. Постараемся рассмотреть именно их погребальную культуру, то есть посмотреть, как они хоронили своих усопших и что им клали «в дорогу». К счастью, римляне, хотя и ассимилировали этрусков и перестроили их города, не тронули их погребений. В результате в руки историков попали не десятки, не сотни, а МНОГИЕ ТЫСЯЧИ (!!!) погребений, в которых были найдены различные предметы их погребального культа, искусства и культуры в целом.


Но котел – котлом, а вот эта химера из Ареццо сделана с гораздо большим искусством. И ничего подобного этому никогда, нигде и ни разу не находили в погребениях славян! Бронзовая скульптура V в. до н. э. (Археологический музей, Флоренция)

Вот, например, этрусские некрополи в Черветери – погребения этрусков возле итальянского города Черветере. Здесь были обнаружены тысячи захоронений в форме насыпей либо каменных гробниц, сооруженных примерно в 500 – 600 гг. до н. э.) О количестве погребений говорит хотя бы тот факт, что площадь этих некрополей равна более 400 гектарам. На сегодня здесь для посетителей открыта лишь малая часть, и естественно, и то, что открыто – пустует. Потому, что находки из этих гробниц находятся в собрании Аугусто Кастеллани в национальном музее вилла Джулия в Риме, а также украшают музеи Ватикана и Лувр.


Этрусский «Саркофаг супругов» из некрополя Бандитачча в Черветери. Полихромная керамика, VI век до н. э. (Музей Виллы Джулиа, Рим). Высота — 114 см, длина — 190 см. В древности был расписан. Датируется второй половиной VI века до н. э.


Еще один саркофаг со скульптурой усопшего на крышке. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)


Позы усопших могли различаться…


Причем довольно сильно… (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)


Саркофаг 200-150 гг. до н.э. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)

Что входит в археологическую зону Черветери, то есть что там можно сегодня посетить? Это следующие объекты: «древний город», некрополь Бандитачча (названный так, поскольку в недалеком прошлом здесь в пустующих гробницах обитали бандиты, о чем еще и великий Дюма писал), некрополь Монте Абатоне и некрополь Сорбо.


Военные находки в гробницах в Черветери. То есть не жалко этого всего было для усопших. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)

Раскопки некрополя Бандитачча ведутся с 1911 года, в результате чего здесь были раскопаны гробницы, которые даже получили собственные имена. Это: «Гробница Касетта», «Гробница Олив», «Гробница Пилястров», «Гробница Саркофагов», «Гробница Триклиния», «Курган с гробницей Кораблей», «Курган с гробницей цветных животных», «Гробница Капителей». Откуда столь прихотливые названия? Так ведь письменность этрусков до сих пор не расшифрована, так как хотя надписей на их языке и много, но все они короткие и посвящены теме похорон. Поэтому назвали их по наиболее характерным и бросающимся в глаза деталям интерьера.


Роспись центрального простенка «Гробницы Быков».

Например, «Курган с Гробницей щитов и кресел» (первая половина VI в. до н.э.) назвали так потому, что в ней находилось множество каменных щитов воинов, а еще опять-таки каменных кресел и лож для усопших.


Еще одна роспись центрального простенка «Гробницы Быков». Ахиллес в засаде поджидает Париса.

«Гробницу нарисованных львов» (около 620 г. до н.э.) – тоже понятно, почему так назвали, так же, как и «Гробницу рельефов» (около 300 г. до н. э.) и «Гробницу морских волн» (IV—III вв. до н.э.) – они в ней просто были нарисованы.


Фрагмент фрески из «Гробницы Триклиния». Около 470 г. до н. э.

Причем так же, как и в древнем Египте, подавляющее большинство гробниц было разграблено очень давно, но вот в некрополе Сорбо (южнее Черветери) еще в 1836 году удалось найти совершенно нетронутое погребение, получившее название «Гробница Реголини-Галасси» (относится к середине VII в. до н.э.), в честь нашедших его священника Реголини и генерала Галасси. Выглядит она как узкий, прорубленный в камне коридор, по обеим сторонам которого идут ходы в погребальные камеры. Здесь нашли ценнейшие с художественной точки зрения золотые украшения, а также сосуды из бронзы и серебра.


Золотые украшения из погребения в Вульчи. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)

В этрусском некрополе в Вейях нашли также две гробницы с очень интересными настенными росписями. Первую, которую назвали гробницей Кампана, нашли еще в 1842 году. Ее содержимое было зарисовано, благодаря чему мы сегодня точно знаем, что и как в ней находилось. Гробница была расположена в склоне холма, а ее вход охраняли две скульптуры сфинксов из камня. В одной из камер на лежанке у стены нашли скелет воина, в окружении принадлежавших ему вещей. Причем в его шлеме зияет дыра явно от удара, который, вполне возможно, и привел этого воина к гибели.


Набросок гробницы Кампана (Вейи), сделанный археологом Каниной после ее обнаружения.


Золотой «Венок из Вульчи» крупным планом. Большие мастера и эстеты были этруски, что и говорить. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)


Еще один венок из гробницы в Вульчи. Датируется 350 г. до н.э.

Очень интересна и «Гробница Рельефов» в Черветери, которую относят к III веку до н. э. Она высечена в скале, а в стенах ее камеры вырублены еще и ниши подобные ложам, на которых располагались тела умерших. Многие предметы сделаны так, словно они свисают с гвоздей в стенах, но они лишь символизируют реальные вещи. То есть мы видим принцип – «Бери Боже, что нам негоже!»? Очевидно, что было и такое, и не в одной гробнице. Но тем не менее в других погребениях этрусков мы находим множество ценных предметов, доспехов и оружия, то есть вкусы у них были разные, только и всего!


Этрусский перстень-печатка. (Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США)

Например, на пилястре вверху есть изображение кувшина и черной чаши. На пилястре справа – яркие разноцветные венки, которыми украшали головы пирующих. На фризе над стенной нишей мы видим военное снаряжение мужчин этой семьи: мечи, щиты, шлемы, наголенники, а над дверным проемом пару больших труб. На центральных колоннах расположилась настоящая выставка предметов домашнего обихода, из которых некоторые непонятного назначения, поскольку их артефакты не сохранились. На левой колонне слева виден большой нож, а еще топор, кувшин, моток веревки и, может быть, праща. Справа на этой же колонне мы видим кожаный мешок с ремнем, чашу для питья и множество других предметов. Здесь и кухонный черпак, и щипцы, и большой поднос, висящий на крючке.


«Гробница Рельефов» в Черветери. Вот она — доска для игр справа на стене, а на ней висит мешочек!

Причем вполне возможно, что на самом деле это… доска для настольной игры, так как на его поверхности различимы параллельные линии, а рядом находится маленький мешочек, в котором могли храниться кости или фишки. На панели справа опять же явно видна праща, а рядом или корзина, или круглая головка сыра. Здесь же присутствуют вертела, подставка с двумя ножами, чаша на треножнике, и птицы и животные, заполняющие свободное пространство. То есть перед нами настоящая бытовая энциклопедия жизни этрусков.


Чернофигурная амфора. 540-530 гг. до н.э. (Лувр)

Но как уже отмечалось, подлинные предметы, включая массу украшений из золота и серебра, а также прекрасную керамику, в гробницах этрусков тоже находят. То есть ценностей для умерших они не жалели. Не жалко им было возводить и целые погребальные города. Интересно, что этруски знали способ кремации и иногда кремировали своих усопших и тогда помещали их прах в погребальные урны, иногда просто укладывали их на «смертное ложе», а иногда помещали в керамические урны или саркофаги. И вот как раз эти саркофаги и считаются самыми оригинальными образцами этрусской скульптуры. Крышка на них сделана обычно в виде ложа для симпосия (пира), и на ней изображалась полулежащая фигура усопшего, часто вместе с супругой. Лица явно имеют портретное сходство. Причем это сходство со временем становится все более натуралистичным и даже откровенно нескромным. Физические недостатки, черты болезни или старости — все это подчеркивается и изображаются безо всяких прикрас. Так что римским скульпторам было у кого учиться…

В любом случае, мы видим, насколько далека погребальная культура этрусков от погребальной культуры славян, так что об их «взаимном происхождении» стоит забыть раз и навсегда!
Автор:
В.Шпаковский

https://topwar.ru/148001-jetruski-v-pogrebenijah.html

Темная сторона этрусков: в Популонии нашли уникальное захоронение юноши в железных оковах

Скелет и череп женщины, похороненной с гвоздями. Фото: Il Tirreno

Раскопки в Популонии. Скелет юноши в железных оковах. Фото: Giorgio Baratti

Раскопки в Популонии. Железные кандалы на ногах юноши. Фото: Giorgio Baratti

Слева: этрусский амулет с изображением жертвоприношения (ребенка?). V век до н.э. Фото: Staatliche Münzsammlung München. Справа: перстень с изображением палача и расчлененного тела. III век до н.э. Фото: Staatliche Museen zu Berlin

Саркофаг этрусской супружеской пары из Черветери, VI век до н.э. Фото с сайта introtowestern.blogspot.ru

Промышленная зона Популонии во времена этрусков. Изображение: James Gurney

Современный пейзаж Популонии и вид на залив Баратти. Фото с сайта Turismo in Toscana

Скелет и череп женщины, похороненной с гвоздями. Фото: Il Tirreno

Раскопки в Популонии. Скелет юноши в железных оковах. Фото: Giorgio Baratti

До недавних пор никто не мог дурного слова сказать об этрусках. Приятнейшие были люди – культурные, образованные, очень религиозные. Умели красиво жить, в том числе и после смерти: этруски были буквально одержимы качеством загробной жизни. Гробницы этрусских аристократов воплощают земные радости своих владельцев – яркие фрески, почти домашнее убранство, любимые личные вещи… Даже саркофаги и урны с прахом имеют вид не скорбный, а вполне жизнеутверждающий.

В захоронениях "попроще", без гробниц и мраморных саркофагов, чувствуется та же трогательная забота о комфорте покойников. Из свежих примеров – результаты сенсационных раскопок в Вульчи: любимые украшения в могиле знатной этрусской девушки, детали прялки и бронзовые зеркала – в женских захоронениях, копье и бритва – в могиле мужчины.

Конечно, подобные погребальные традиции характерны для многих культур, но именно этруски соблюдали все "правила" с особой тщательностью, без исключений. Одной из причин была вера этрусков в то, что усопший, обделенный должным вниманием и заботой, становится злобным и мстительным. Вместо того чтобы упокоиться с миром в уютно обставленной могиле и наслаждаться радостями загробной жизни, недовольный дух мог вернуться и всячески досаждать живым.

Археологи, привыкшие к благообразию этрусских захоронений, были поражены недавней находкой в Популонии (Пуплуне) – портовом городе Этрурии. Раскопки некрополя Сан Чербоне на берегу залива Баратти ведутся очень давно. Это древнейший участок городского кладбища с могилами VII-VI веков до н.э. До сих пор все найденные здесь захоронения были "нормальными", по выражению руководителя раскопок Джорджио Баратти (Giorgio Baratti), профессора археологии Миланского университета (сходство с названием залива Баратти – случайное совпадение).

"Ненормальная" могила, обнаруженная под конец археологического сезона в Популонии, представляет собой простую яму, выкопанную в прибрежной песчаной почве. В ней лежал хорошо сохранившийся скелет молодого мужчины – по предварительным оценкам, возрастом старше 20, но младше 30 лет. Никаких личных вещей и погребальных даров, никаких попыток умилостивить дух усопшего. Единственные посторонние предметы, обнаруженные в могиле, – железные кандалы на ногах юноши и железный обруч на шее.

"Он умер в этих в кандалах и был в них похоронен", – сказал Джорджио Баратти в интервью Seeker, подчеркивая тот факт, что этруски, известные своей щепетильностью в погребальных вопросах, не потрудились снять железо даже после смерти человека, словно хотели продлить его мучения на веки вечные.

Раскопки в Популонии. Железные кандалы на ногах юноши. Фото: Giorgio Baratti
Раскопки в Популонии. Железные кандалы на ногах юноши. Фото: Giorgio Baratti


Это первая находка такого рода за всю историю изучения этрусских захоронений. К тому же кандалы и ошейник оказались лишь частью более изощренной конструкции. Под головой покойного археологи обнаружили темное пятно – очевидно, след от разложившегося деревянного предмета, который был как-то связан с железным ошейником. Судя по другим следам органики в могильной почве, железный ошейник и ножные кандалы были соединены между собой веревками или полосками кожи – анализ почвы позволит точнее определить использованный материал.

Необычное захоронение определенно относится к этрусскому периоду – в отсутствие типичных погребальных артефактов ученые смогли это определить по косвенному, но надежному признаку. Некрополь Сан Чербоне — весьма "густонаселенный", заполнялся "слоями", он неплохо изучен и все его захоронения, по словам Баратти, "нормальные". В 2015 году ровно над "могилой с оковами" археологи раскопали одно из таких "нормальных" захоронений, с личными вещами и погребальными дарами, удобными в датировке. Могила принадлежала состоятельной этрусской женщине, похороненной по всем правилам в IV веке до нашей эры. Таким образом, оказавшийся "под ней" юноша в кандалах был погребен раньше – в V или даже в VI веке до н.э., считают археологи.

В этот период, между VI и IV веками до нашей эры, Популония была не только процветающим морским портом Этрурии, но и крупнейшим металлургическим центром Средиземноморья: на берегах залива Баратти нашли сотни железоплавильных печей и тонны отходов производства. Руду привозили на кораблях с соседнего острова Эльба.

Промышленная зона Популонии во времена этрусков. Изображение: James Gurney
Промышленная зона Популонии во времена этрусков. Изображение: James Gurney


Портовая и промышленная специфика Популонии подсказала первые идеи касательно личности юноши в оковах. Столь нетипичное для этрусков прижизненное и посмертное наказание может говорить о том, что юноша был иноземцем – скорее всего, рабом, попавшим в город по морской или металлургической части. Возможно, однако, что юноша был этруском, совершившим некое чудовищное злодеяние. Дальнейшие исследования, такие как изотопный анализ и анализ ДНК, позволят больше узнать о загадочном преступнике – был ли он местным или приезжим, как питался, чем болел, занимался ли тяжелым физическим трудом и так далее, сообщает итальянское издание Il Tirreno.

Какими бы ни были результаты лабораторных исследований, "уникальный характер захоронения очевиден", заявил Баратти. У этого открытия может быть очень интересное продолжение: необычная находка в Популонии грозит разбередить давнюю дискуссию о жестокости этрусского общества – это малоизвестный, но чрезвычайно любопытный аспект исследований.

Традиционное представление об этрусках включает их обязательную загадочность (исчезнувшая цивилизация, оставившая очень мало письменных свидетельств, да и те не поддаются полной расшифровке), выдающиеся познания в строительстве, гидравлике, металлургии (большинство своих знаменитых умений римляне переняли от этрусков), передовое устройство общества (исследователи особо отмечают социальную свободу и независимость этрусских женщин, невозможные ни в Греции, ни в Риме), искреннее почитание богов и предков, любовь ко всем видам искусства и тонкий художественный вкус – в целом все то, что создает образ благополучной европейской цивилизации: зажиточной, культурной, беззаботной, толерантной…

"При этом этруски могли быть очень жестокими", – говорит Джорджио Баратти.

Саркофаг этрусской супружеской пары из Черветери, VI век до н.э. Фото с сайта introtowestern.blogspot.ru
Саркофаг этрусской супружеской пары из Черветери, VI век до н.э. Фото с сайта introtowestern.blogspot.ru


Баратти говорит о жестокости, выходящей за рамки "стандарта" даже для древнего мира: на интеллигентных этрусков за годы исследований накопилось немало компромата. Впрочем, улики по большей части косвенные: артефакты с изображением сцен жестокости и насилия, среди которых попадаются подозрительно похожие на человеческие жертвоприношения и ритуальные убийства. Упоминания подобной практики содержатся и в литературе – впрочем, письменные свидетельства оставили не сами этруски, а их соперники, римляне.

Самым сильным аргументом в пользу существования у этрусков "варварских" ритуалов стали находки в Тарквинии: при раскопках главного святилища были найдены человеческие останки, состояние и расположение которых явно намекает на ритуальные жертвоприношения.

В разных зонах святилища археологи обнаружили останки десяти человек, погребенных в VIII-VI веках до нашей эры. Пятеро из них были обезглавлены. К VIII веку относятся расчлененные тела младенцев и кости "иностранца" (возможно, греческого моряка) со следами тяжелых травм, к VII веку – обезглавленный 8-летний ребенок, ноги которого располагались в основании стены, останки женщины и мужчины без следов насильственной смерти, но также лежавшие в основании каменных стен, к VI веку – обезглавленный младенец и еще один детский скелет, сохранившийся частично и, возможно, расчлененный.

Представители американской школы этрускологии (Nancy Thomson de Grummond, Larissa Bonfante и другие) уверены, что совокупности доказательств достаточно для "обвинения" этрусков в избыточной жестокости и даже позорной практике человеческих жертвоприношений, считавшейся дикостью в современной этрускам Греции и, позже, в Риме.

Европейские и некоторые американские исследователи рассматривают те же доказательства под другим углом и не готовы однозначно признать этрусков кровожадными варварами (вернее, более кровожадными, чем соседние народы). Известно, что даже самое реалистичное искусство далеко не всегда отражает действительность. Часть найденных изображений – фрески, барельефы, перстни, рисунки на керамике и бронзе – мрачные сюжеты из древней истории: сцены из "Илиады" Гомера или легендарного противостояния "Семеро против Фив". Смысл других изображений может быть истолкован по-разному – от иллюстрации этрусских представлений о посмертном наказании за те или иные грехи (все же основной источник подобных артефактов – гробницы) до мрачной памяти об ужасах войны, этрусских победах и расправах над побежденными.

Слева: этрусский амулет с изображением жертвоприношения (ребенка?). V век до н.э. Фото: Staatliche Münzsammlung München. Справа: перстень с изображением палача и расчлененного тела. III век до н.э. Фото: Staatliche Museen zu Berlin
Слева: этрусский амулет с изображением жертвоприношения (ребенка?). V век до н.э. Фото: Staatliche Münzsammlung München. Справа: перстень с изображением палача и расчлененного тела. III век до н.э. Фото: Staatliche Museen zu Berlin


Ученым еще предстоит разобраться, какие изображения считать "документальными", а какие – символическими, аллегорическими, мифологическими, иными словами, вымышленными.

Искусствоведы заметили, что количество "кровавых" сюжетов в этрусском искусстве начинает расти в V веке до нашей эры. Объяснение довольно очевидное: в это время этруски вступили в затяжное военное противостояние с набирающим силу Римом. Это была не совсем обычная борьба за власть и земли по принципу "такова жизнь, ничего личного" – как раз личного во взаимоотношениях этрусков и римлян было хоть отбавляй, включая трех (как минимум) этрусских царей на римском престоле.

Историки любят цитировать знаменитый пассаж из Тита Ливия, римского историка, в качестве примера этрусского варварства. В 358 году этруски одержали победу над римлянами и, согласно Ливию, в честь этого события казнили 307 римских пленников на центральной площади Тарквинии – причем не просто умертвили, а принесли в жертву своим богам, что можно расценивать как ритуальное убийство.

Тит Ливий сообщает о симметричном ответе римлян в 354 году до н.э.: "Урон тарквинийцев в битве был весьма велик, но число пленных, доставшихся нам, было еще более. Из них выбрано 358 человек из лучших семейств; они были отосланы в Рим; прочие пленные умерщвлены без всякого сострадания. Народ римский не менее строго поступил с теми пленными, которые были присланы в Рим: они были предварительно наказаны розгами, и потом им отрубили головы".

Разница лишь в том, что первый случай квалифицируется как ритуальное убийство, а второй – как справедливая месть, «обычная» казнь без кощунственного посвящения богам человеческих жертв.

"Адвокаты" этрусков отмечают, что источник информации – римский и более поздний (Тит Ливий жил на два столетия позже описываемых событий), к тому же ритуальные убийства пленников в военное время совершали и римляне (наиболее известный эпизод – битва при Каннах в 216 году до н.э.), и "цивилизованные" греки, но рассказы об этом, как и в случае с этрусками, единичны. Тем не менее в истории уже закрепилось мнение, что римские гладиаторские бои – отголосок этрусской традиции погребальных игр и посвящения пролитой крови богам.

Что касается мрачных находок в святилище Тарквинии, с ними тоже не все однозначно. Исследования останков десяти человек показали, что некоторые умерщвленные были "маргиналами" в глазах этрусского общества: больными, приезжими, людьми низкого социального статуса… При этом не все останки имеют следы насильственной смерти. Пятеро из десяти были обезглавлены, но факт прижизненного отсечения головы подтвержден лишь в одном случае.

Нет сомнений, что найденные в Тарквинии останки – так называемые "строительные жертвы". Живой человек или покойник, замурованный в стену или "заложенный" в основание зданий, – обычай столь же древний, сколь и распространенный по всему миру. В Азии и в Новой Зеландии, в Африке и Южной Америке, на Руси и в Европе – обряд "строительной жертвы" существовал повсеместно.

С этой точки зрения ритуальные жертвы в Тарквинии не добавляют к портрету этрусков никакой особой кровожадности: все в рамках традиционной практики, не лучше и не хуже других.

Юноша в оковах, найденный в Популонии, – лишь второе, после Тарквинии, прямое доказательство "жестокого обращения" с человеком, и первое такое погребение без ритуального контекста. Изощренная пыточная конструкция – железо, дерево, веревки – говорит о наказании за серьезное преступление, прижизненное и посмертное (этруски верили, что загробная жизнь – во многом продолжение земной, следовательно, оставленные на трупе кандалы обрекали юношу на вечные муки). Но подтверждает ли это тезис о какой-то особой жестокости этрусков – трудно сказать, ведь в той же Греции и не такое находили.

Любопытно, что юноша в оковах – не первый ужастик некрополя Сан Чербоне, названном так по соседней церкви святого Цербония. В 2011 году на другом участке церковного кладбища были найдены захоронения "ведьм" XIII века. Один скелет лежал в окружении 17 игральных костей (женщинам в Средние века было запрещено играть в кости, число 17 считается в Италии несчастливым), а вот останки второй женщины неприятно удивили даже видавших виды археологов: в челюсть умершей были вбиты семь гвоздей, и еще 13 гвоздей лежали рядом – возможно, ими прибили к земле ее погребальный саван, истлевший со временем.

Скелет и череп женщины, похороненной с гвоздями. Фото: Il Tirreno
Скелет и череп женщины, похороненной с гвоздями. Фото: Il Tirreno

Души найденных в Популонии жертв этрусской и средневековой жестокости должны утешить слова археолога Джорджио Баратти: "По крайней мере, эти останки веками покоились в одном из красивейших уголков Италии". Повезло, одним словом.

https://nauka.vesti.ru/article/1045290

Картина дня

наверх