Военная история Византии. Осада Рима.
В 535 году между Византийской империей и Королевством остготов вспыхнула затяжная война. Главной причиной этого вооруженного противостояния стал спор между двумя государствами за главенствующую роль на территории Апеннинского полуострова. Кроме того, византийский император Юстиниан I Великий рассчитывал отторгнуть в свою пользу бывшую римскую провинцию Далмацию.
Первоначально успех повсеместно сопутствовал византийской армии и флоту. Византийский стратег Флавий Велизарий – лучший военачальник своей эпохи всего за несколько месяцев без труда завоевал всю Сицилию (за исключением Панорма). Затем он высадился на юге Италийского полуострова и занял стратегически важные плацдармы в бывших владениях Карфагена (нынешний Тунис).
Велизарий привлёк на свою сторону готского вождя Эбримута – зятя Теодахада, остготского короля. Эбримут без боя сдал византийцам крепость Регию (нынешний итальянский город Реджио-ди-Калабрия). За свои военные успехи Велизарий был удостоен титула патриция, должности консула Римской империи и высшего воинского звания магистра.
В ходе кампании 536 года Велизарий ещё больше закрепил свою стратегическое положение в Италии. Византийцы захватили порт Неаполь, а в ноябре подступили к Риму. В то же время флот Юстиниана провёл успешные десантные операции, направленные на захват побережья Далмации.
Над Королевством остготов нависла угроза распада и полного уничтожения. В результате заговора Теодадах был низложен и умерщвлён. На троне оказался Витигес – опытный и воинственный вождь. Новый король намеревался выдворить византийцев из Италии. Витигес не рискнул дать Велизарию бой на открытом пространстве.
Король принял решение собрать максимальное по численности войско, а уже потом всеми силами обрушиться на византийцев. Витигесу пришлось без боя оставить Рим, поскольку местное население целиком поддерживало византийцев, а собственных сил у короля было слишком мало для того, чтобы выдержать осаду.
Витигес удалился в Равенну, а войска Велизария в декабре 536 года торжественно вступили в «вечный город», который до этого шестьдесят лет находился под властью варваров. Однако радость византийцев была преждевременной. Уже в начале марта 537 года к стенам Рима подступило большое войско Витигеса.
По данным Прокопия Кесарийского отряды остготов в общей сложности насчитывали 150 000 человек. Таким баснословным цифрам верить нельзя. Все общины остготов, находившиеся в Центральной и Северной Италии, сообща не могли выставить и трети количества воинов, указанного Прокопием.
Скорее всего, под началом Витигеса максимально могло собраться около 40 000 боеспособных мужчин. Часть из них пришлось задействовать для охраны северных границ от посягательств германских племён, а также франков – союзников Византии.
О том, что общая численность остготской армии была невелика говорит и следующий факт. Воинство Витигеса не сумело полностью обложить весь периметр Рима, который составлял 20 км. Будь у короля 150-тысячная армия, он обложил бы «Вечный город», как минимум тройным или четверным кольцом.
Реальнее всего выглядят подсчёты тех историков, что определяют количество воинов Витигеса в 20-30 тысяч человек. Впрочем, у Велизария под началом имелось и того меньше сил – 5000 воинов. Из числа римлян было мобилизовано ещё несколько сотен добровольцев и ополченцев, чьи боевые качества были крайне низкими и ненадёжными.
Велизарий был своевременно извещён о приближении остготов, поэтому предпринял ряд необходимых неотложных мер. Военачальник приказал укрепить наиболее угрожаемые участки крепостных стен и форт мавзолея Адриана. Рим обнесли внешним рвом, а Тибр перегородили цепью.
Витигес не имел возможности взять Рим в полную блокаду. По этой причине король разделили свои силы на семь отдельных отрядов, которые контролировали все дороги, ведущие в город, а также главные ворота. По расположению варваров было ясно, что свои главные усилия они сосредоточат на северном секторе крепостных стен.
Остготы не имели опыта масштабных осад. Прежде большинство городов они брали измором и подавляющим численным большинством. Витигес справедливо опасался генерального штурма, понимая, что он приведёт к собственным большим потерям. Король сперва решил прибегнуть к тактике внешнего воздействия.
Предводитель остготов полностью перекрыл доступ продовольствия в Рим. Затем варвары провели серию мероприятий, направленных на разрушение акведуков и водяных мельниц вдоль Тибра. Ситуация в осажденном городе с питьевой водой осложнилась, но не стала критичной. Не возымели на римлян и обещания Витигеса пощадить горожан и сам город в случае добровольной сдачи или изгнания византийцев.
Осознав, что римлян и византийцев не сломить осадой извне, король прибегнул к силовым методам. Изготовив несколько гигантских передвижных башен, остготы на восемнадцатый день осады предприняли первый штурм, который оказался неудачным. По приказу Велизария византийские и римские лучники своими стрелами поражали тягловых быков, тянувших осадные башни.
В итоге варвары так и не смогли приблизить свои инженерные сооружения к северным стенам Рима. Сам Велизарий несколькими меткими выстрелами сразил остготских вождей, руководивших передвижением осадных башен. Успехи византийского военачальника воодушевили приунывших римлян.
Потерпев неудачу с башнями, Витигес изменил тактику. В следующий раз остготы предприняли одновременное нападение сразу на двух участках. Свои главные удары варвары нанесли в юго-восточном секторе – по Порта-Маджоре (ворота, являвшиеся частью Аврелиановой стены) и по западной части римской стены – мавзолею Адриана и воротам Святого Петра.
Варвары действовали стихийно и непродуманно. Это позволило Велизарию своевременно парировать вражеские удары. Византийский магистр лично возглавлял контратаки, перемещаясь во главе своей отборной тяжёлой кавалерии – «буцелларии». Византийские латники не только сбили наступательный порыв врага, но и отбросили нестройные толпы остготов на исходные позиции.
Пока Витигес приводил свои обескураженные отряды в порядок, Велизарий совершил успешную вылазку со стороны Саларийских ворот. Византийцы окончательно смешали ряды остготов, обратив их в бегство, а затем разрушили осадные башни. С момента первого приступа они без охраны так и застыли на ближних подступах к римским стенам.
После этой неудачи Витигес уже не предпринимал попытки генерального штурма. Король угрозами и щедрыми посулами добивался от своих вождей присылки новых воинских контингентов. Значительно усилившись, предводитель остготов наконец-то смог полностью обложить Рим, окончательно лишив его жителей подвоза продовольствия.
В свою очередь Велизарий получил в качестве подмоги только 1600 воинов – конных гуннов и славян (антов и венедов). Впрочем, и с таким малым подкреплением византийский военачальник отбил у варваров несколько троп и дорог. По ним в Рим (пусть и с перебоями) потекли жизненно необходимые запасы продовольствия.
Голода и крайней нужды, на которые так рассчитывал Витигес, не случилось. Однако положение осажденных по-прежнему оставалось крайне опасным. Ситуация усугублялась тем, что и Юстиниан, и сами римляне настойчиво требовали от Велизария генеральной битвы. Именно в ней жители Рима и император видели самый лёгкий и быстрый способ избавления от длительной блокады.
Под двойным нажимом Велизарий неохотно уступил. В начале лета византийская кавалерия и римские ополченцы вышли из города, дав остготам бой у берегов Тибра на Нероновом поле. Всадники Велизария опрокинули варварскую конницу и погнали её прочь.
В это время римское ополчение вместо того, чтобы разгромить поочерёдно вражеские лагеря, принялось грабить один из остготских обозов. Витигес собрал воедино своих разбегавшихся воинов и ударил по римлянам. Ополчение, возглавляемое аристократами Принципием и Тармутом, было разбито и обращено в бегство.
Лёгкая победа, на которую рассчитывали городские власти, обернулась тяжёлым поражением. К счастью, Велизарий сохранил свою конницу, уведя её без лишних потерь обратно в Рим. После сражения на открытой местности сложилась патовая ситуация. Велизарий не имел возможности снять осаду, а Витигес не мог захватить Рим штурмом или взять город измором.
К началу осени в Риме и его окрестностях вспыхнула эпидемия чумы. От «чёрной смерти» серьёзно пострадали и осажденные, и осаждавшие. До наступления следующей весны обе стороны восполняли понесенные потери всевозможными способами, а также налаживали поставку продовольствия.
Велизарий не ограничивался пассивной обороной. По его приказу небольшие летучие византийские отряды постоянно тревожили остготов своими вылазками и набегами. Византийский военачальник наладил снабжение Рима необходимым объёмом продуктов и фуража.
Он выселил «лишних» жителей – больных, стариков, женщин, бродяг и всех, кто не мог принести реальной помощи при отражении вражеских атак. Усилиями византийских лекарей вспышка чумы была ликвидирована. К весне дипломатическими усилиями Велизария удалось пополнить гарнизон Рима 3000 наёмных пехотинцев и 1800 всадниками.
Двукратно усилившись, Велизарий перехватил инициативу. Он нанёс остготам ряд поражений в локальных стычках близ римских стен. До крайности обозлённый Витигес предпринял плохо продуманный и скверно организованный штурм одного из самых важных акведуков – Аква Вирго. Стихийная атака варваров была отражена с большими для них потерями.
Вскоре провалился и штурм Пинцийских ворот. Остготский король с горечью осознал, что Рим ему не взять в ближайшие месяцы. Велизарий, напротив, находился на гребне волны стратегической удачи. Его летучий отряд без труда наскоком овладел городом Аримин (ныне Римини), закрепившись в тылу варваров.
Теперь уже над самими остготами нависла угроза окружения. Удрученный неудачами, невезением и непрекращающейся эпидемией чумы, Витигес в марте 538 года приказал своей армии сворачивать осадные лагеря. Варварское войско отступило от стен Рима на северо-восток в направлении Аримина.
Велизарий не пожелал лишь издали наблюдать за уходом врага. Византийский полководец организовал засаду на участке Фламиниевой дороги – Мульвиева моста, перекинутого через Тибр. Внезапный удар византийской кавалерии, подержанный лучниками, ошеломил варваров. Практически весь арьергард остготов был уничтожен и утоплен в водах Тибра.
Так катастрофично и вполне закономерно для остготской армии завершилась осада Рима, длившаяся 374 дня. По оценкам Прокопия Кесарийского неудачник Витигес только во время штурмов лишился 30 000 своих воинов, а ещё 5000 остготов пали в стычках и открытых битвах против византийцев.
О том, что данные Прокопия значительно завышены, мы уже упоминали ранее. Однако тот факт, что остготы потеряли от 2/3 до ¾ своих наличных сил под стенами Рима и в его окрестностях, сомнению не подвергается сомнению. Как организованная и боеспособная сила армия Витигеса перестала существовать.
Потери византийцев и римлян неизвестны даже приблизительно. Однако они были весьма существенны, поскольку Велизарий не сумел развить свой успех и добить Витигеса. У византийского полководца просто не осталось наличных сил для продолжения боевых действий. И Велизарий, и Витигес, и жители Рима сильно пострадали от чумы и прочих эпидемий, неизменно сопутствовавших осадам и войнам Раннего Средневековья.
После успешной обороны Рима стратегической инициативой на территории Центральной Италии прочно завладела византийская сторона. На помощь Велизарию летом 538 года прибыла из Византии армия, возглавляемая Нарсесом – ещё одним талантливым и удачливым военачальником Юстиниана.
Несмотря на разногласия, возникшие между Велизарием и Нарсесом, византийские войска к исходу 540 года завоевали практически весь Италийский полуостров – от южного берега реки По до Калабрии. Казалось, что Готская война вот-вот завершится полной победой Византии.
Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. https://zen.yandex.ru/media/id/5db3d5153639e600af581179/voen...
Свежие комментарии