На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Тропа Хо Ши Мина. Вьетнамская дорога жизни. 1,2 части

Тропа Хо Ши Мина. Вьетнамская дорога жизни. Часть 1

Поражение Французских колониальных войск во Вьетнаме в битве при Дьенбьенфу открыло путь для принятия мирного плана, который мог привести к прекращению войны на вьетнамских землях. Согласно этому плану, враждующие стороны (Вьетнамская народная армия, подчиняющаяся правительству в Ханое, и французские силы) должны были быть разведены, страна должна была быть демилитаризована, а в 1956 году и на севере, и на юге должны были пройти выборы, которые и определили бы будущее Вьетнама.

Всё это было зафиксировано в решениях Женевской конференции 1954 года, целью которой было добиться мира на Корейском полуострове и в Индокитае.

Но в 1955 году на юге, в нарушение этих решений была провозглашена республика Вьетнам, со столицей в Сайгоне, во главе с Нго Динь Зьемом. Последний, имея сначала серьёзный кредит доверия от населения, очень быстро трансформировал политическую власть в стране в режим ничем не ограниченной личной диктатуры. Естественно, что никаких выборов в 1956 году не произошло. 

США, имевшие давние планы закрепиться в Индокитае и стремившиеся задушить местные освободительные движения левацкого толка, не подписали Женевские соглашения (хотя были участником конференции), и подержали диктатора Нго Динь Зьема. Таким образом, южновьетнамский режим практически с самого начала потерял легитимность. В дальнейшем, удерживаться у власти южновьетнамским правителям удавалось только на американских штыках. Это был откровенно уродливый режим, проводивший массовые принудительные переселения граждан, стремившийся к насаждению католицизма среди вьетнамских буддистов, очень жестокий с одной стороны, но крайне неэффективный и беспомощный в управлении государством с другой, несамостоятельный во внешней и оборонной сфере и предельно коррумпированный. 

Нго Динь Зьему пришлось с самого начала вести борьбу с политическими противниками, стремившимися к перехвату власти, и с коммунистами, возобновившими вооружённую борьбу за объединение Вьетнама после узурпации Нго Динь Дьемом власти на юге. В ответ, на население южного Вьетнама обрушились довольно серьёзные репрессии – за считанные годы количество убитых политических противников президента подошло к двадцати тысячам человек, из которых больше половины были коммунисты. Две попытки переворота против диктатора оказались неудачными, но в ходе третьей, в 1963 году, он был всё-таки убит. Надо сказать, что к его убийству приложили руку и американцы, знавшие о планируемом перевороте и не попытавшиеся его предотвратить. Скорее всего дело было в том, что методы Нго Динь Дьема были настолько жестокими, что от них «воротило» даже не страдающих гуманизмом американцев.

Задолго до этого, в январе 1959 года, под давлением активистов будущего Вьетконга, которые несли огромные потери от рук секретной полиции Южного Вьетнама, ЦК Партии трудящихся Вьетнама в Ханое принял решение о резком усилении помощи южновьетнамским коммунистам и переходе к объединению страны в единое государство с помощью силы. Конечно, Ханой и раньше поддерживал левых повстанцев, но теперь это предстояло делать в совсем других масштабах.

Вьетнам представляет собой узкую полоску суши, тянущуюся вдоль морского берега, и только севернее Ханоя его территория расширяется, занимая обширный горный массив, граничащий с Китаем. В годы разделения, демилитаризованная зона надёжно разрезала страну пополам, и о том, чтобы доставлять через неё какие-то припасы для партизан не было и речи. 

Существовали, однако, два обходных пути. Первый – контрабандой по морю. Было сразу понятно, что в ходе большой войны он будет перерезан – и с приходом американцев это так и случилось. Второй – через территорию Лаоса, где тогда шла гражданская война между монархическим проамериканским правительством с одной стороны, и левыми движениями, выступавшими совместно как силы Патет Лао. Патет Лао, воевали в тесном взаимодействии с Вьетнамской народной армией и правительство Вьетнама имело на них серьёзное влияние. Восточный Лаос, будучи малонаселённой и малопроходимой территорией, представлялся идеальным местом для переброски ресурсов для ведения войны с севера Вьетнама на юг. 

Караваны с оружием, припасами и даже людьми через эту территорию шли много лет, ещё при французах, но это носило вялотекущий характер — люди несли грузы на руках, везли на лодках и вьючных животных, крайне редко на одиночных машинах (часть маршрута), количество их было небольшим. Американцы тоже вели довольно вялые операции против этого маршрута, в основном силами своих наёмников, из народа Хмонг, вяло поддерживаемых (в части действий против Вьетнамских коммуникаций) королевскими войсками Лаоса и американскими пилотами-наёмниками из «Air America». Всё это было несерьёзно, но после января 1959 года обстановка начала меняться.

Поначалу резкую интенсификацию поставок обеспечили на морском маршруте – именно морем пошёл основной поток оружия, боеприпасов и разного род спец.средств для повстанцев юга. Это был очень эффективный маршрут. Но на разного рода судёнышках и джонках нельзя было спрятать массу людей, а после январского решения на юг понадобилось перебрасывать и дополнительных бойцов. И вот для этого вьетнамцы и решили повторно «активировать» и расширить лаосский маршрут.

Вскоре после решения ЦК ПТВ о расширении партизанской войны на юге, в составе Вьетнамской народной армии было сформировано новое транспортное подразделение – 559-я транспортная группа под командованием полковника Во Бама. Сначала, эта группа имела численность в буквально пару батальонов, и имела на вооружении небольшое количество грузовиков, а основным её грузовым средством были велосипеды. Но уже в том же 1959-м году в её состав уже входили два транспортных полка – 70-й и 71-й, и количество автомобилей в ней начало расти. Во Бам вскоре получил звание генерала, а командование группы стало координировать не только перевозки, но и строительные работы по совершенствованию дорожной сети на лаосском маршруте. К концу года в двух её полках было уже 6000 бойцов, не считая набранных на работы гражданских строителей и частей охраны. 

Тропа Хо Ши Мина. Вьетнамская дорога жизни. Часть 1







Сначала велосипеды, потом автомобили, чуть погодя — дороги. Сначала узкие... "Тропа" непрерывно развивалась.


К моменту открытого вступления в войну американцев 559-я группа, которой к тому времени командовал генерал Фан Трон Ту, имела в своём составе почти 24000 человек, в её состав входили шесть автомобильных батальонов, два транспортных велосипедных батальона, лодочный транспортный батальон, восемь инженерно-сапёрных батальонов и 45 отрядов тылового обеспечения, обслуживавших перевалочные базы на маршрутах.

К тому времени вместе с тропками по склонам гор и речными маршрутами транспортная группа обеспечила строительство нескольких сотен километров автомобильных дорог, частью покрытых гравием или выполненных в виде гатей. Группа также строила мосты, перевалочные базы и склады, пункты отдыха для личного состава транспортных подразделений, ремонтные мастерские, госпитали, схроны и бункеры и осуществляла не только доставку людей и грузов на юг, но и доставку строительных материалов для дальнейшего расширения коммуникаций. К середине 1965 года это был уже не маршрут – это было огромная логистическая система из множества маршрутов, доставлявшая воюющим на юге отрядам Вьетконга сотни тонн грузов в день – каждый день. И тысячи бойцов каждый год. И это было только начало.




Техника на тропе. Обращаем внимание на экипировку солдат.


Вьетнамцы действовали крайне оригинально. Так, часть припасов доставлялась путём их упаковки в герметичные бочки и банального сброса этих бочек в реки. Ниже по течению, на перевалочной базе, реки были перегорожены сетями, а на берегу были построены импровизированные краны с длинными стрелами и канатами, чтобы доставать бочки из воды. В 1969 году американцы выяснили, что вьетнамцы построили через территорию Лаоса топливопровод, через который поступали бензин, дизельное топливо и керосин, прокачивавшиеся через одну и ту же трубу в разное время. Чуть позже обнаружилось присутствие на «тропе» 592-го трубопроводного полка Вьетнамской народной армии, а уже в 1970 году таких трубопроводов стало шесть. 

Со временем, вьетнамцы, непрерывно расширявшие «тропу», смогли покрыть существенную часть автодорог асфальтом и сделать их функционирование независящим от сезона и дождей. Вьетнамские военные строители прокладывали мосты ниже зеркала воды на реках, чтобы скрыть эти переправы от авиаразведки США. Уже в 1965-м количество грузовиков, непрерывно находившихся в движении на «тропе» составляло примерно 90 машин, и в дальнейшем только росло. 

К тому времени у вьетнамцев этот транспортный коридор получил своё традиционное с тех пор название «Стратегический маршрут снабжения Труонг Сон», по названию горной гряды.


Строительство дороги на "тропе".


Дорога между воронками от бомб.


Но в мировой истории этот маршрут остался под своим американским названием: «Тропа Хо Ши Мина».



Схема "тропы". Отдельным цветом выделена сеть, созданная в Камбодже. "Тропа Сиханука"


Американцы аккуратно пытались вести целевой саботаж работы «Тропы» многие годы, но после открытого вмешательства США во Вьетнамскую войну, прятаться стало бессмысленно и США начали серию военных операций, направленных на разрушение этого маршрута. 

14 сентября 1964 года США начали против «Тропы» воздушную наступательную операцию «Barrel Roll» («Поворот ствола»). Так началась самая жестокая кампания бомбардировок в человеческой истории. В течение следующих без малого девяти лет, США будут наносить по «Тропе» бомбовый удар каждые семь минут. Каждый час, каждый день, до весны 1973 года. Это приведёт к массовой гибели не только военных Вьетнамской народной армии, но и гражданских лиц. На «Тропу», особенно на её части на Вьетнамской территории будет сброшено столько бомб, что они в некоторых местах изменят рельеф местности. И даже сорок лет спустя джунгли вокруг «Тропы» всё ещё переполнены неразорвавшимися бомбами и сброшенными подвесными топливными баками. 

Но начиналось всё скромно.

Лаос, по территории которого американцам предстояло наносить свои удары, формально был нейтральным по отношению к Вьетнамскому конфликту. И чтобы не создавать политических осложнений, США должны были бомбить объекты «Тропы» тайно. С другой стороны, вытянутая форма территории Вьетнама делала боевые вылеты в северную часть тропы с Вьетнамской территории делом довольно трудным. 

Поэтому США задействовали свои авиационные силы с авиабазы Нахом Паном в Тайланде, откуда им было максимально удобно достигать целей в Лаосе и где было обеспечено безопасное базирование. Некоторое время ушло на утрясание формальностей со старым королём Лаоса, и вскоре «Скайрейдеры» очередных «Воздушных коммандос» начали свои атаки. Как обычно, без опознавательных знаков.


А-1 "Скайрейдер" на базе в Тайланде


Первыми американскими подразделениями, нанёсшими удары по «тропе» были 602-я и 606-я эскадрильи специальных операций, вооружённые самолётами А-1 Skyraider, AT-28 Trojan и транспортниками C-47. Операция замышлялась бессрочной. По факту она продлилась до конца войны и покрывала территорию на северо-востоке Лаоса. Именно там всё выполнялось в секрете, без опознавательных знаков, на старых самолётах.


Учебно-боевой АТ-28 "Троян"


Но это была не единственная операция. Схема ниже показывает зоны на территории Лаоса, в которых происходили другие. И если операция «Barrel Roll» в целях секретности была возложена на эскадрильи специальных операций, то «Steel Tiger» и «Tiger Hound», были поручены линейным частям ВВС. Отчасти это было обусловлено тем, что зоны проведения операций «Steel Tiger» и «Tiger Hound» не граничили с Северным Вьетнамом, и там можно было действовать свободнее. Так или иначе, но над южными районами «тропы» американская авиация вела себя по-хозяйски, и только на севере осторожничала, прячась за «анонимными» авиаударами, наносимыми самолётами без опознавательных знаков.


Зоны проведения воздушных операций против "тропы".


Сначала бомбардировки имели несколько бессистемный характер. Американцы бомбили всё, что по их мнению относилось к «Тропе» — без разбора. Это касалось и населённых пунктов, находившихся рядом. Подвергались массированным ударам переправы на реках, участки дорог, которые могли бы быть блокированы завалами, возникшими при бомбовом ударе, и, конечно, грузовики.

Очень скоро наступило разделение труда. ВВС и ВМС со своими реактивными самолётами, стали работать по принципу «бомбить всё, что шевелится», и уничтожать выявленные объекты инфраструктуры «Тропы», то лётчики эскадрилий специального назначения ВВС на поршневых самолётах стали специализироваться на отстреле грузовиков, которые после середины 60-х уже были основным средством доставки всего необходимого Вьетконгу.


F-100. Такие самолёты были главной рабочей лошадкой ВВС США во Вьетнаме. В составе авиагруппы "Мисти" такие самолёты бомбили и тропу.


Последние, конечно, атаковались и другими самолётами, при обнаружении, но принципиальная охота на грузовики стала задачей специальных частей ВВС. Они же специализировались на ночных атаках – самолёт передового наведения, лёгкая «Цессна» обычно сбрасывал сигнальную ракету на землю, и от неё пилот-авианаводчик давал направление на цель и дальность до неё. Экипажи ударных самолётов, используя сигнальную ракету как ориентир, атаковали цели в темноте — и как правило успешно.


"Цессны" О-2А передового авианаведения в Тайланде.


Этапным для борьбы за пресечение поставок с севера стал 1965 год. Именно в этом году ВМС США пресекли морской трафик, после чего «тропа» стала единственной артерией партизан на юге. И именно в этом году на «тропе» появилась американская войсковая разведка – MACV-SOG (англ. Military Assistance Command, Vietnam — Studies and Observations Group, букв. «Командование по оказанию военной помощи Вьетнаму — группа исследований и наблюдений»). Хорошо натренированный спецназ, опиравшийся на участие в своих разведывательных выходах вьетнамцев и нац.меншинств, обеспечил американские войска массой разведданных о том, что происходит на «Тропе» реально и дал возможность авиации работать точнее и наносить Вьетнаму большие, чем раньше потери. Впоследствии эти подразделения вели не только разведпоиск, но и захват пленных, и вполне успешно.

Количество боевых вылетов по «тропе» тоже непрерывно росло. Оно начиналось с двадцати в сутки, к концу 1965 составляло уже тысячу в месяц, а спустя несколько лет стабильно колебалось около отметок 10-13 тысяч вылетов в месяц. Иногда это могло выглядеть как рейд 10-12 бомбардировщиков B-52 Stratofortress, которые разом вываливали на предположительно важные места «Тропы» по 1000 с лишним бомб. Часто это была непрерывная многочасовая бомбёжка самолётами с разных авиабаз. Доходило до того, что пилоты, бомбящие «тропу» опасались столкнуться в воздухе со своими же самолётами – так их могло быть много. Но это будет несколько позже.

В 1966 году, над тропой появились А-26K Counter Invader – глубоко переделанный и осовремененный поршневый бомбардировщик В-26 Invader времён ВМВ и Войны в Корее. Эти машины были кардинально перестроены из обычных В-26, эксплуатация которых в ВВС была запрещена после ряда разрушений крыльев самолётов в полёте (включая одно с гибелью экипажа). Так как Тайланд запрещал базирование бомбардировщиков на своей территории, то их переклассифицировали в штурмовики, заменив букву В в названии (от англ. Bomber) на А, производную от слова Attack и траиционную для всех штурмовиков ВВС и ВМС США после Второй Мировой войны.


А-26К в Тайланде.


Самолёты были переоборудованы компанией On Mark Engineering:

После анализа требований ВВС инженеры On Mark предложили следующие главные модификации планера B-26: полное переизготовление фюзеляжа и хвостового оперения, руль направления увеличенной площади для улучшения управляемости самолета при полете на одном двигателе, усиление от корневой части крыла до законцовки оригинальных алюминиевых лонжеронов крыла стальными накладками, установка 18-цилиндровых двухрядных звездообразных двигателей воздушного охлаждения с системой впрыска водно-метаноловой смеси Pratt&Whitney R-2800-103W взлетной мощностью 2500 л.с. Двигатели вращали полностью реверсируемые автоматические флюгируемые трехлопастные воздушные винты большего диаметра. Самолет оснастили двойными органами управления с установленной с правой стороны станцией бомбардира, антиобледенительной системой крыльев и карбюраторов двигателей, противообледенительной системой и стеклоочистителем ветрового стекла кабины, усиленными тормозами с антиблокировочной системой, системой отопления мощностью 100000 BTU (BTU — британская тепловая единица). Претерпели некоторые изменения конструкция приборной панели, а сами приборы заменили на более совершенные. В панели на правой стороне кабины была установлена новая аппаратура. На самолете установили систему пожаротушения, восемь подкрыльных точек подвески (специально разработанных для первого прототипа YB-26K), топливные баки на законцовках крыла емкостью по 165 американских галлонов с системой быстрого аварийного слива топлива. 
Специально были разработаны быстросменные стеклянная носовая часть и носовая часть с восемью 12,7-мм пулеметами. Надфюзеляжная и подфюзеляжная защитные турельные установки были сняты. Кроме перечисленного на самолете установили полный комплект бортовой электроники (HF (high frequency — высокочастотная), VHF (very high frequenc — сверхвысокочастотная), UHF (ultrahigh frequency — ультравысокочастотная), коммуникации селекторной связи, навигационную систему VOR, низкочастотный автоматический радиопеленгатор LF/ADF, систему "слепой" посадки ILS (instrument landing system — посадка по приборам), радионавигационную систему TACAN, систему IFF (Identification Friend or Foe — радиолокационная система опознавания самолетов и кораблей "свой-чужой") кодер и радиомаркер), два 300-амперных генератора постоянного тока и два обратных преобразователя мощностью по 2500 вольт-ампер. Была предусмотрена возможность установки сложного фотооборудования для выполнения разведывательных полетов.


А-26К оказались самыми лучшими «Охотниками на грузовики» в первой половине войны. К концу 1966 года на счету этих самолётов, которые тоже летали с базы Нахом Паном было 99 уничтоженных грузовиков с предметами снабжения или бойцами. Надо понимать, что и другие американские самолёты тоже имели свою статистику.

К концу 1966 «роли» авиации разделились окончательно. Реактивные истребители-бомбардировщики уничтожали объекты инфраструктуры на «тропе», при возможности атакуя и грузовики. Тихоходные поршневые штурмовики в основном охотились на автомобили. Разведку обеспечивали спецподразделения и самолёты передового авианаведения-легкомоторные «Цессны». 

Однако, несмотря на непрерывное увеличение американских сил, действующих против «тропы», она только росла. ЦРУ непрерывно сообщало о росте числа задействованных грузовиков, и самое главное – автодорог с покрытием. Последнее было самым важным – во время сезона дождей перевозки на грузовиках становились крайне сложными и часто невозможными, в результате поток материалов на юг ослабевал. Строительство вьетнамцами дорог с твёрдым покрытием снимало эту проблему. 

В 1967 году, в конце марта, бывший командующий американскими войсками во Вьетнаме, а на тот момент уже председатель ОКНШ генерал Уильям Уэстморленд направил министру обороны Роберту Макнамаре запрос на увеличение численности американских войск во Вьетнаме на 200 000 солдат и офицеров, с доведением общей численности группировки до 672000 человек. Чуть позже, 29 апреля, генерал направил Макнамаре меморандум, в котором указывал, что новые войска (предполагалась мобилизация резервистов) должны будут быть использованы для военной экспансии в Лаос, Камбоджу и Северный Вьетнам. Также в меморандуме было требование начать минирование северовьетнамских портов.

Фактически Уэстморленд хотел использовать новые войска для разрушения логистической сети вьетнамцев в Лаосе.

Но этого не произошло. Потом, конечно и численность войск пришлось увеличить, пусть и не до такой величины (но почти до той, которую Уэстморленд считал минимальной для той войны) и минировать пришлось, но самого главного – вторжения в соседние страны с целью разрушения «тропы» сделано не было.

Теперь у американцев не оставалось никакого выхода, кроме продолжения воздушной войны. Но старые рецепты не работали – потери не заставляли вьетнамцев остановить перевозки по «тропе». Не удавалось и пресечь дорожное строительство. Более того, «тропа» экспансировала на территорию Камбоджи.

В 1968 год, параллельно с бомбардировками ВВС США приступили к выполнению «Проекта Попай» — рассыпке с самолётов реактивов, которые приводили к дополнительному образованию дождевых облаков. Американцы планировали увеличить продолжительность сезона дождей и сорвать перевозки по «тропе». Первые 65 операций по рассыпке реактивов дали реальный результат – дождей действительно стало больше. В дальнейшем, американцы вели рассыпку реактивов почти до конца войны. 

Вторым необычным проектом стал проект химического смывания троп и дорожек, по которым шёл поток добровольцев и оружия.

Для этого также предназначался специальный реактив, напоминающий после смешения с водой мыло – и разлагающий уплотнённый грунт дорог и тропинок также, как мыло растворяет грязь. 17 августа 1968 тройка самолётов С-130 из состава 41-го транспортного авиакрыла ВВС начала полёты с авиабаз в Таиланде и вести рассыпку порошкового состава. Первоначальный эффект был многообещающий – размывать дороги и превращать их в реки из грязи у состава получилось. Но, только после дождя, что серьёзно ограничивало применение «химии». Вьетнамцы быстро адаптировались к новой тактике – они посылали массу солдат или добровольцев на уборку средства, до того, как прошедший дождь активировал его и произошло то самое смывание дороги. Однако после потери от огня с земли одного из самолётов с экипажем операция была прекращена. 

В 1966 году над тропой появились первые «Ганшипы» АС-47 Spooky из состава 4-й эскадрильи спецопераций. Тихоходные самолёты, вооружённые пулемётной батареей не смогли себя проявить – ПВО «тропы» к тому времени уже имела массу автоматических пушек. За короткое время вьетнамцы свалили шесть «ганшипов», после чего их перестали привлекать к охоте на грузовики.


Пулемёты на АС-47


Ведение огня. Снято в полёте через дверь.


Но американцы смогли понять, что дело тут было не в идее, а в исполнении – старенький самолёт времён Второй мировой с пулемётной батареей просто «не потянул», а вот если бы была машина помощнее…

В 1967 над тропой появился её будущий «Бич» – «Ганшип» АС-130, на тот момент вооружённый двумя многоствольными пулемётами «Миниган», калибра 7,62 мм, и парой 20-миллиметровых автоматических пушек. 

Самолёт по своей идеологии «восходил» к АС-47 Spooky, на базе самолёта С-47 вооружённого несколькими пулемётами «Миниган», стреляющими вбок. Но в отличие от АС-47, новые машины оснащались не только более мощным оружием, но и автоматизированными поисково-прицельными системами, имевшими в своём составе приборы ночного видения. В общем, сравнивать их просто не стоило.

9-го ноября в ходе своего первого экспериментального боевого вылета, АС-130 уничтожил шесть грузовиков. Командовал первыми вылетами нового «Ганшипа» фактический создатель этого класса самолётов в ВВС США, майор Рональд Терри. В отличие от старичка АС-47, новый АС-130 выглядел весьма многообещающим, и результаты боевого применения над "тропой" это подтверждали.


Один из первых АС-130 времён войны во Вьетнаме. Отчётливо видны и пулемёты и пушки.


Теперь надо было заняться формированием новой авиачасти под эти самолёты и их производством.

Автор:
Александр Тимохин
Использованы фотографии:
USAF, Ken Burns, Hua Kiem, Peter Alan Lloyd, Horst Faas/Associated Press, Wikipedia, Vietnam News, George Miller, Phill Caroll, LIFE, Jacob Van Staaveren
Статьи из этой серии:
https://topwar.ru/154862-bez-opoznavatelnyh-znakov-vtjagivan...                                                                                                                                               

Часть 2

1968 год стал переломным годом как для войны во Вьетнаме, так и для «тропы». Ещё за год до этого, в 1967-м, вьетнамцы силами Вьетнамской народной армии провели серию мощных наземных атак против Южного Вьетнама с территории Лаоса – так называемые приграничные сражения 1967-го года. Они показали, что по «тропе» можно перебрасывать довольно крупные силы и снабжать их в объёме, достаточном для ведения общевойскового боя. Хотя эти бои вьетнамцами были проиграны, им удалось добиться перемещения американских войск на нужные для вьетнамцев участки – последние вынуждены были пойти на крупную передислокацию для отражения северовьетнамских нападений на юг, и оголили кое-какие территории.


ЦРУ по результатам этих событий пришло к выводу, что впереди крупная атака со стороны северовьетнамцев, но подробностей никто не знал.

«Тропа» к тому времени серьёзно разрослась. 

Если в 1966 году в её составе было 1000 километров автомобильных дорог, то к началу 1968 года – более двух с половиной, причём примерно одна пятая этих дорог была пригодной для передвижения автомобилей в любой сезон, включая сезон дождей. Вся «тропа» была разбита на четыре «базовых района», с огромной сетью замаскированных бункеров-складов, блиндажей, стоянок, мастерских и так далее. Количество войск на «тропе» исчислялось десятками тысяч человек. Выросла мощь ПВО тропы. Если поначалу в её составе были почти исключительно пулемёты ДШК и оставшийся от французской эры хлам, то к 1968 году многие участки и логистические базы на «тропе» были прикрыты плотной сетью зенитных батарей, их число в некоторых из «базовых районов» исчислялось сотнями. Правда, на тот момент это были в основном 37-мм пушки, но при атаках с малых высот они представляли для американцев серьёзную угрозу. Медленно, но верно начиналось «просачивание» на тропу орудий калибром 57 миллиметров, опасных и для самолётов на средних высотах. 

Последние поступали вместе с радиолокаторами наведения и приборами управления артиллерийским зенитным огнём, что делало их куда эффективнее, чем даже старые пушки больших калибров.

Сама «тропа» к тому моменту «проросла» через Камбоджу. Принц Нородом Сианук, правивший этой страной с 1955 года, в определённый момент поверил в неизбежность победы коммунизма в Юго-Восточной Азии и в 1965 году разорвал дипломатические отношения с США (реально — по массе причин). С этого момента Вьетнам получил разрешение использовать территорию Камбоджи для доставки припасов аналогично тому, как использовал территорию Лаоса. «Тропа», проходя по территории Камбоджи, позволяла доставлять людей, оружие и материалы прямо в «сердце» Южного Вьетнама. Американцы, прекрасно знавшие про этот маршрут, называли его «Тропа Сианука», хотя для Вьетнама и лаосская, и камбоджийская части «тропы» являлись частью единого целого.

По мере того, как американские бомбёжки тропы росли, росли и потери сторон на ней – всё больше и больше вьетнамцев и лаосцев гибло под американскими бомбами, всё чаще вьетнамские зенитчики сбивали какой-нибудь американский самолёт. Нёс потери и американский спецназ на тропе.

Таким образом, уже к началу 1968 года тропа представляла собой крайне серьёзный логистический маршрут, но американцы и представить себе не могли, насколько всё серьёзно и масштабно.

30 января 1968 года Вьетнам начал полномасштабное военное наступление на юг, вошедшее в американскую военную историю как «Tet offensive» — «Тетское наступление», по названию праздника Тет, вьетнамского Нового года. Если на большинстве участков фронта атаковали бойцы Вьетконга, то на город Хюэ наступала регулярная армия. В ходе наступления использовались танки и артиллерия.

Тропа Хо Ши Мина. Вьетнамская дорога жизни. Часть 2

Американские морские пехотинцы в ходе боёв за Кхе Сан, "наступление Тет"

Тяжёлые бои стоили сторонам огромных потерь. Хотя США и Южный Вьетнам одержали сокрушительную победу на поле боя, радоваться им особо было нечему: было понятно, что нанесённые северянам потери не заставят их отказаться от продолжения войны, а вот на общественное мнение США наступление оказало просто сокрушительное воздействие. Картинка огромных масс северовьетнамцев и вьетконговцев, орудующих в Южном Вьетнаме как у себя дома буквально поразила воображение американской публики. Одним из итогов этого наступления и последующих его продолжений («мини-Тет» в мае 1968-го, и наступление 1969-го) стало избрание президентом США Ричарда Никсона с его политикой «вьетнамизации» войны, которая в итоге привела к поражению американцев и их союзников. 

Сокрушительным «сюрпризом» для военных США и ЦРУ стало не только само наступление, но и то, какие огромные массы войск, боевой техники и боеприпасов позволяет перебросить «тропа». 


Переброска БТР-40 по тропе.

С этим надо было срочно что-то делать.

В 1968, почти одновременно с Тетским наступлением, США начали операцию Igloo White, готовившуюся до этого два года. Содержанием операции было разбрасывание на «тропе» сетей сейсмодатчиков, созданных на базе морских радиогидроакустических буёв. Первоначально разброс вели переоборудованные противолодочные самолёты «Нептун» из состава ВМС, позже, из-за риска потерь, их заменили специально дооснащённые разведчики-истребители RF-4 Phantom и транспортные С-130. Данные с датчиков собрали специально дооборудованными самолётами ЕС-121. Чуть позже их сменили малогабаритные OQ-22B Pave Eagle.


ЕС-121


Часто встречается оценка операции как безуспешной, но это не так: на самом деле сенсоры давали массу информации, а применяемые тогда американцами компьютеры уже могли эти массивы данных обрабатывать. Верным будет сказать, что операция оказалась не настолько успешной, как того американцам хотелось бы. Но возможности их по атакам «тропы» операция расширила. Главным образом это касалось обнаружения хорошо замаскированных и движущихся по ночам и в сложных метеоусловиях колонн грузовиков.

Теперь нужно было иметь силы и средства для их атаки. Применявшиеся ранее тактические самолёты, как реактивные в приграничных с Южным Вьетнамом районах, так и поршневые «Скайрейдеры» и «Каунтер Интрудеры» в Северном Лаосе, просто не могли технически уничтожать грузовики в нужном количестве.

Это могли делать уже успешно испытанные над тропой «Ганшипы» АС-130. Но их нужно было переоборудовать из транспортных «Геркулесов» С-130, а этих самолётов не хватало. Первый «боевой» «ганшип» на базе С-130 был получен аж в середине 1968 года. Так как самолёты нужны были срочно, американцам опять пришлось пойти на полумеры, впрочем, удачные.

Параллельно с программой АС-130 американцы к середине 1968 года смогли перебросить во Вьетнам пару экспериментальных тяжелых ударных самолётов АС-123 Black Spot – транспортных С-123 Provider, оснащённых дополнительными РЛС, системами ночного видения, компьютеризованной прицельной системой для сброса бомб и, для одного из пары самолётов, – систему обнаружения электромагнитных всплесков, возникающих при работе системы зажигания бензинового двигателя (а все грузовики на «тропе» были бензиновыми).


АС-123 Black Spot

Одновременно с этим была запущена программа переделки в «Ганшипы» устаревших поршневых транспортных самолётов С-119, имевшихся в большом количестве.

Усилия увенчались успехом уже к началу следующего года. АС-123 позволили «обкатать» поисково-прицельное оборудование, которое потом стало применяться на АС-130, АС-119К с автоматическими пушками и системами ночного видения сразу же стали применяться над тропой и «закрыли собой» брешь в оснащении американских ВВС, которую не успел закрыть АС-130. К 1969-му и АС-119К и АС-130 стали появляться над «тропой» всё в больших и больших количествах.

Счёт уничтоженных грузовиков резко пошёл на тысячи. 



AC-119K Stinger

Американцы, верные себе, сводили «ганшипы» в эскадрильи специальных операций и использовали с баз в Таиланде. Так все АС-130А были сведены в 16-ю эскадрилью специальных операций.

Если в 1966 году А-26, летавший с тайской авиабазы, мог уничтожить под сотню грузовиков за месяц, да ещё и рекорд поставить, то теперь, с появлением «зрячих» «Ганшипов» и сети датчиков, дающих им ориентировочные зоны, где был смысл искать противника, сотня грузовиков уничтожалась за ночь парой или тройкой самолётов. «Ганшипы» превращали дороги на «тропе» в подлинные «тоннели смерти». Сегодня невозможно точно оценить нанесённые ими потери – американцы завысили число уничтоженных ими грузовиков в разы. Но в любом случае речь идёт о тысячах машин в год – каждый год. За одни только месяц боевого применения один АС-130 обычно уничтожал несколько сотен автомобилей и несколько тысяч человек. «Ганшипы» стали настоящим «бичом божьим» для вьетнамских транспортных частей, и каждое утро, когда на контрольных постах, которые вьетнамцы выставляли между перегонами на «тропе», считали вышедшие с рейса грузовики, то недосчитывались обычно десятков машин. Крылатая смерть собирала страшную жатву каждый день…

Привлекались «ганшипы» и к уничтожению многочисленных зенитных батарей. Летая совместно с RF-4 Phantom, «Ганшипы» AC-130, пользуясь внешним наведением со стороны «Фантомов», массово уничтожали по ночам средства ПВО на тропе, после чего орудовали на тех дорогах, по которым на позиции могли бы быть переброшены новые пушки.

Несмотря на экстремальный успех «Ганшипов» в уничтожении грузовиков, главной точкой приложения усилий их полёты не были. В воздухе американцы непрерывно наращивали бомбовые удары для полного разрушения инфраструктуры «тропы», причём наращивали и долю ковровых бомбометаний с бомбардировщиков B-52. Количество боевых вылетов над Лаосом после 1968 года стабильно превышало десять тысяч в месяц, количество бомбардировщиков в одной атаке, как правило, было больше десяти, иногда составляя несколько десятков машин. Следы этих бомбардировок земля Лаоса несёт на себе до сих пор и будет нести ещё десятки, а местами сотни лет.

Обычно, когда разведка определяла примерное расположение «базы» вьетнамцев (а её можно было найти только «примерно», все структуры на тропе тщательно маскировались и убирались под землю), район её расположения накрывался или серией массированных авиаударов, или «коврами» со стратегических бомбардировщиков. Количество бомб при таких налётах в любом случае исчислялось тысячами, а накрываемая полоса была несколько километров в поперечнике. Возможное наличие вблизи гражданских лиц в расчёт не принималось. После нанесения удара на место выдвигался спецназ, в задачу которого входила фиксация результатов атаки.

То же самое делалось против мостов и переправ, перекрёстков, участков дорог на склонах гор и всех более-менее важных объектов.

С 1969 года американцы приняли решение начать бомбардировки и камбоджийской части тропы. Для этого сначала наземная разведка выявила районы нахождения основных перевалочных баз вьетнамцев на камбоджийской территории, после чего ограниченным количеством офицеров Пентагона была спланирована серия операций «Menu» («Меню»).

Смысл её был в следующем. Каждая выявленная база на камбоджийской части тропы получала кодовое имя, например, «завтрак», «десерт» и т.д. (отсюда и название серии операций – «Меню»), после чего проводилась одноимённая операция по её уничтожению. Необходимо было в абсолютной тайне, не беря на себя никакую ответственность и ничего не сообщая прессе, стирать эти базовые районы с лица земли мощными ковровыми бомбовыми ударами. Поскольку санкция Конгресса на такое применение ВВС США отсутствовала, то в детали операции был посвящён минимум людей. Единственным ударным средством, использовавшимся над Камбоджей, были были стратегические бомбардировщики В-52 Stratofortress.


Над Лаосом, 1966 год.


17 марта 60 бомбардировщиков стартовали с авиабазы ВВС США «Андерсен» на острове Гуам. В их полётных заданиях были указаны цели в Северном Вьетнаме. Но при приближении к вьетнамской территории 48 из них были перенацелены на Камбоджу. В ходе первого удара по камбоджийской территории он сбросили на базовый район 353 с американским кодовым название Breakfast («Завтрак») 2400 бомб. Потом бомбардировщики возвращались несколько раз, и когда удары по району 353 окончились, количество бомб. сброшенных на него, достигло 25000. Надо понимать, что район 353 был полосой в несколько километров длиной и такой же шириной. Ориентировочное количество мирного населения в районе на момент начала бомбёжек оценивается как 1640 человек. Неизвестно, сколько из них смогло выжить.

В дальнейшем такие рейды стали регулярными и проводились до конца 1973 года в обстановке абсолютной секретности Стратегическое авиационное командование ВВС США выполнило 3875 налётов на Камбоджу и сбросило с бомбардировщиков 108 823 тонны бомб. Более ста килотонн.

Сама операция «Меню» закончилась в 1970 году, после чего началась новая операция «Freedom Deal» — «Сделка свободы», имевшая тот же характер. В 1970 году в Камбодже произошёл государственный переворот. К власти пришло правое правительство во главе с Лон Нолом. Последнее поддерживало действия американцев в Камбодже, причём не только в воздухе, но и на земле. По мнению некоторых современных исследователей, массовые убийства камбоджийцев в ходе американских бомбардировок породили в конечном счёте ту поддержку красных кхмеров в сельской местности Камбоджи, которая позволила им позже захватить в стране власть.

Секретная воздушная война над Камбоджей оставалась тайной до 1973 года. Ранее, в 1969 г., произошло несколько утечек в прессу по этому поводу, но тогда они не вызвали никакого резонанса, как и протесты в ООН со стороны правительства Сианука. Но в 1973 майор ВВС Хэл Найт написал в Конгресс письмо о том, что ВВС без ведома Конгресса вели тайную войну в Камбодже. Найт не возражал против бомбёжек, но был против того, что они не одобрены Конгрессом. Это письмо вызвало политический скандал в США, повлекло за собой несколько сломанных карьер, а во время импичмента Никсона ему пытались вменить эту войну как ещё одну статью, по которой он должен был быть отправлен в отставку, но в итоге именно этот пункт обвинения ему предъявлен не был.

Правительство Северного Вьетнама, заинтересованное в сокрытии факта пребывания вьетнамских войск в Камбодже, никогда и никак не комментировало эти удары.

Массированные (в том числе ковровые) бомбардировки «тропы», рейды штурмовиков и «ганшипов» с тайских авиабаз, поисковые операции спецназа на тропе продолжались всю войну и только после 1971-го года пошли на спад, а прекратились полностью только с выходом США из войны. Не прекращались и попытки постоянно внедрять различные инновации, так, например, специально для охоты на грузовики помимо «ганшипов» был создан штурмовой вариант тактического бомбардировщика В-57 – В-57G, оснащённый системой ночного видения и пушками калибра 20 мм. Это было весьма кстати, потому, что с 1969 года все А-26 были окончательно изъяты из ВВС из-за опасений за прочность фюзеляжей.


B-57G.


К тому моменту ПВО «тропы» достигло существенной мощи. Будучи неспособной сбивать американцев в больших количествах, ПВО тем не менее сорвала немало атак на базовые районы и грузовики. Пулёмёты ДШК и 37-мм пушки дополнялись 57-мм орудиями, часто это были советские С-60, составлявшие основу ПВО Северного Вьетнама, или их китайские клоны «Тип 59», позже к ним добавились 85-мм зенитки, а ещё чуть позже – 100-мм КС-19 с радиолокационным наведением. А с 1972 года у вьетнамцев наконец-то появилось средство для защиты колонн грузовиков – ПЗРК «Стрела». В начале 1972 года вьетнамцы оказались в силах выделить для защиты тропы ЗРК С-75, резко усложнивших для американцев их бомбардировки. 11 января 1972 года разведка США зафиксировала переброску ЗРК на «тропу», но американцы продолжали действовать по инерции. 29 марта 1972 расчёт ПЗРК «Стрела» над «тропой» смог сбить первый АС-130. Его экипажу удалось выпрыгнуть с парашютами, и позже лётчиков эвакуировали вертолёты. 

А 2 апреля 1972 года ЗРК С-75 продемонстрировал новую грань реальности в небе над Лаосом — ракетой был сбит ещё один АС-130, и на этот раз никому из экипажа выжить не удалось. После этого «ганшипы» над тропой больше не летали никогда, но удары тактической реактивной авиации продолжились.

В целом из тысяч уничтоженных на тропе грузовиков на долю «ганшипов» приходятся внушительные 70%.
В свою очередь, огонь вьетнамской ПВО с земли привёл к потере сотен американских самолётов и вертолётов. Только к концу 1967 года это количество составляло 132 машины. В это число не входят те машины, которые, будучи повреждёнными огнём с земли, смогли потом «дотянуть» до своих. Давая оценку этому количеству сбитых летательных аппаратов, стоит помнить, что «тропа» не была включена в единую ПВО Северного Вьетнама и что большую часть войны её защищали предельно устаревшие малокалиберные зенитные пушки, что-то более-менее современное туда начало поступать ближе к середине войны, а ЗРК – под самый её конец. 

Отдельно стоит упомянуть воздушные операции ВМС против «тропы». Они носили ограниченный характер. Палубная авиация ВМС атаковала совместно с ВВС объекты на тропе в ходе упоминавшихся ранее операций «Steel Tiger» и «Tiger hound», в зоне их проведения над центральной и южной частями Лаоса. В дальнейшем, когда эти операции были объединены в общую «Commando Hunt», совместные с ВВС удары по упомянутым районам продолжились. Но у ВМС было ещё одно «проблемное» место – дельта реки Меконг.

Река Меконг берёт своё начало в Камбодже и уже оттуда течёт во Вьетнам и далее в море. И когда поток грузов для Вьетконга пошёл через Камбоджу, то река Меконг сразу же была включена в эту логистическую сеть. Грузы для партизан доставлялись до реки разными способами, после чего грузились на лодки разных типов и доставлялись во Вьетнам. Важность речных маршрутов особо возрастала в сезон дождей, когда обычные дороги становились непроходимыми, часто даже для велосипедистов.

ВМС, естественно, принимали меры. В 1965 году они в ходе операции «Market time» они пресекли снабжение Вьетконга по морю, затем силами довольно многочисленных и хорошо вооружённых речных флотилий начали «давить» речные маршруты.

Помимо речных бронекатеров, американцы использовали плавбазы речных сил, переоборудованные из старых танкодесантных кораблей, которые могли обеспечивать действия как катерков, так и нескольких вертолётов. Чуть позже, после появления лёгких штурмовиков OV-10 Bronco, ВМС начали использовать над рекой и их тоже. Катера и эскадрилья VAL-10 «Black pony» надёжно блокировали движение лодок по реке в светлое время суток, но ночью это было невозможно сделать.

Ответом ВМС стали собственные «ганшипы» — тяжёлые ударные самолёты. В 1968 году четыре противолодочных самолёта P-2 Neptune были переоборудованы в ударный вариант. На самолёты установили систему ночного видения и РЛС аналогичные тем, что применялись на палубных штурмовиках А-6, добавили антенны РЛС на законцовках крыльев, установили шесть встроенных в крыло 20-мм автоматических пушек, один автоматический гранатомёт калибра 40 мм и подкрыльевые узлы подвески оружия. Магнитометр был демонтирован, и вместо него была установлена кормовая орудийная установка со спаренными 20-мм автоматическими пушками.


AP-2 Neptune



Кормовая стрелковая установка — против лодок, как ни странно.


В таком виде самолёты вылетали на поиск лодок и вели патрулирование над прилегающими к реке Меконг районами «тропы». Основным районом «патрулирования» была граница Южного Вьетнама с Камбоджей.

С сентября 1968 по 16 июня 1969 года эти самолёты выполнили около 200 боевых вылетов, примерно по 50 на машину, что составляло 4 самолёто-вылета в неделю. В отличие от ВВС, самолёты ВМС базировались только во Вьетнаме, на авиабазе Кам Ран Бэй (Камрань). В дальнейшем эти операции ВМС признали неэффективными и «Нептуны» отправились на хранение.

Удары с воздуха по «тропе» продолжались до самого конца войны, хотя после 1971-го года, их интенсивность начала падать.

Последней составляющей воздушной войны США против «тропы» было распыление дефолианта – печально известного Agent Orange. Американцы, начавшие распылять дефолиант во Вьетнаме, быстро оценили выгоды от уничтоженной растительности и над «тропой» тоже. С 1966 по 1968 годы ВВС США испытывали специально дооборудованные самолёты С-123 Provider, доработанные для распыления спреев с воздуха. Самолёты оснащались ёмкостями для распыляемого состава, насосом мощностью 20 л.с. и подкрыльевыми распылителями. Существовал клапан экстренного слива «груза».

С 1968 по 1970 год эти самолёты, принятые на вооружение как UC-123B (позже, после модернизации UC-123K) распыляли дефолианты над Вьетнамом и Лаосом. И хотя в основном зоной распыления был именно Вьетнам, территориям Лаоса, по которым проходила «тропа», тоже, что называется, досталось. Количество людей, пострадавших от дефолиантов, вряд ли когда-то будет точно посчитано.




Они не знали...

Однако попытки американцев разрушить вьетнамский логистический маршрут даже близко не сводились к воздушной войне.

Конгресс не давал разрешения на вторжение в Лаос или Камбоджу, но у американского командования и ЦРУ всегда были различные обходные пути. Попыток нарушить работу «тропы» наземными силами американцы и их местные союзники предпринимали неоднократно. И хотя участие войск США в этих операциях прямо запрещалось, они всё же там бывали.

Наземные бои за «тропу» носили достаточно жестокий характер, хоть и начались позже, чему удары с воздуха. И именно в этих боях американцам удалось добиться серьёзных успехов.

Продолжение следует…
Автор:
Александр Тимохин
Использованы фотографии:
primeportal.net, dc3dakotahunter.com, Smithsonian Channel, military.com, nationalmuseum.af.mil, worldatlas.com        https://topwar.ru/156385-tropa-ho-shi-mina-vetnamskajadoroga-zhizni-chast-1.html    https://topwar.ru/156763-tropa-ho-shi-mina-vetnamskaja-doroga-zhizni-chast-2.html

Картина дня

наверх