На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Битва при Панипате

Битва при Панипате

14 января 1761 года в окрестностях города Панипат, примерно в ста километрах от Дели, встретились армии Востока и Запада. Как только взошло солнце, почти сто пятьдесят тысяч воинов сошлись в кровавой схватке. Более шестидесяти тысяч из них к концу дня были убиты. Третья битва при Панипате, как иногда ее называют, стала самым кровам сражением восемнадцатого века, с наибольшим числом жертв в течении дня.

Но в начале предыстория.

К концу правления императора Аурангзеба счастливая звезда Великих Моголов закатились. Империя начала разваливаться. И главной причиной упадка стала почти тридцатилетняя война с маратхами, крупнейшей народностью центральной Индии. Впервые за пять столетий, индуисты перехватили у мусульман инициативу в деле объединения страны. К середине 18 века титул правителя Великих Моголов стал формальностью. Под властью императора оставались лишь Дели и окрестности. Маратхи и мусульманские правители Северной Индии боролись между собой за то, чья марионетка займет трон Великих Моголов.

Маратхи были едины пока у них был сильный враг- Великие Моголы. Как только он ослаб, единое государство постепенно превратилось в конфедерацию из пяти полунезависимых владений. Лидерами федерации, при формальном верховном правителе, стали Пешвы, премьер-министры. Они происходили из брахманов, и стояли в кастовой системе выше остальных, пользуясь уважением и авторитетом других владетелей маратхов, и передавая свой титул по наследству.

Постепенное превращение в конфедерацию не ослабило нажима маратхов на соседей. Они подчиняли и изгоняли местных мусульманских князьков практически по всем направлениям. Взяв под свой контроль Дели, маратхи начали наступление на Пенджаб. В 1758 году они разбили его правителя и захватили столицу, Лахор. Следующими подверглись маратхской экспансии роххилы, пуштунское племя переселившееся на север Индии из Афганистана. Практически все земли западной части Индии, в последующем ставшие Пакистаном, перешли в т ой или иной степени под контроль Маратхов.

Это был пик их могущества и пешва даже подумывал посадить на трон Великих Моголов одного из своих сыновей. И так же как раньше маратхи объединились после завоевания моголами, так и сейчас мусульманские правители решили выступить единым фронтом против экспансии индуистов. Их надеждой был Ахмад-Шах Дуррани, правитель Афганистана. Именно его сын правил Пенджабом, пока не был разбит и изгнан маратхами.

Правитель роххилов и один из принцев моголов, отправили Ахмад-Шаху посольство с просьбой о помощи и обещанием обеспечить снабжение. Они уверяли, что стоит лишь взять Дели и мусульманские правители областей тут же присоединяться к армии Дуррани. Этому огромному войску не будут страшны маратхи, а Ахмад-шах войдет в историю как спаситель мусульман. Свою просьбу они подкрепили огромной суммой золота. Единственным кто еще колебался, был правитель Авада и великий визирь при могольском дворе Шуджа-уд-Даула. В свое время маратхи помогли его отцу закрепиться в Аваде и мать просила не предавать старую дружбу. От того на чью сторону он перейдет, зависела победа той или иной стороны.

В 1759 году, собрав сильную армию из пуштунов и тюрков-кызылбашей, Ахмад-Шах разбил один из отрядов маратхов под Кандагаром и перейдя в январе 1760 года Хайберский перевал начал их постепенное выдавливание из Пенджаба. После победы в Пенджабе к нему присоединилась армия роххилов и они начали наступление на Дели. Узнав о вторжении Дуррании и предательстве роххилов, пешва срочно начал собирать армию. Тем временем Ахмад-Шад подошел к границе владений Шуджа-ад Даулы. Немного поколебавшись для вида и выторговав себе новые владения, Шуджа присоединился к «армии ислама».

Маратхам удалось собрать армию примерно в 60 тысяч человек при двухстах французских пушках, и она медленно начала движение к Дели. За армией следовали почти 200 тысяч паломников, надеявшихся под защитой военных посетить святые места в Северной Индии. Возглавил армию родственник пешвы и министр финансов Садашиврао. 14 марта 1760 года огромная колонна вышла из Пандура на встречу с Дуррани и его союзниками. Неспеша двигающаяся армия заняла брошенный Дели только 1 августа. Именно эта медлительность подтолкнула Шуджа ад-Доулу к союзу с Ахмад-Шахом, обеспечив его войска деньгами и продовольствием, на которое рассчитывали маратхи. Входя в Дели Садашиврао еще не знал о его предательстве и надеялся, что великий везир и правитель Авада обеспечит армию маратхов и паломников, не дав им умереть с голода.

Индийская легкая кавалерия

Один из отрядов мусульман нанес удар по владениям союзников маратхов джатам. Узнав об этом, их предводитель вместе со своим войском ушел из лагеря Садашиврао. Теперь решительный перевес был на стороне афганцев. Выделив из своей армии крупный отряд роххилов, Ахмад-Шах приказал им перерезать снабжение армии маратхов. Первая крупная стычка произошла у форта Буради. Кавалерия маратхов попала в засаду и была расстреляна стрелками-роххилами засевшими в камышах. Увидев разгром конницы, гарнизон Буради поспешил отступить. Во время боя был захвачен и казнен один из видных командиров маратхов и эта весть еще сильнее подорвала и так начавший падать моральный дух армии. Афганцы перерезали пути снабжения и Садашиврао, чья армия полностью разграбила Дели и окрестности, приказал выступить в сторону Панипата. Его целью был Кунджпур, крупная база снабжения мусульманской коалиции, лежавшая на западном берегу реки Ямуна.

Армия Дуррани стояла на другом берегу и узнав о выступлении маратхов также поспешила к Кунжпуру, где хранились крупные запасы продовольствия и пороха. Раз за разом попытки Ахмад-Шаха перейти Янину терпели неудачу. Начавшие дожди привели к разливу реки и помогали маратхам отбивать попытки врага переправиться. В конце октября Садашиврао подошел к Кунжпуру. В течении двух дней крепость обстреливала артиллерия, а когда стены рухнули, в проломы ринулась легкая конница. Пятнадцатитысячная группировка афганцев была практически полностью уничтожена на глазах Ахмад-Шаха, который, из-за разлива реки, ничем не мог им помочь.

Сложилась патовая ситуация. Садашиврао отрезал Ахмад-Шаху дорогу в Афганистан, но при этом сам остался без снабжения. Дуррани же не мог идти в земли маратхов, из-за того, что только эти земли могли прокормить его огромную армию, а за спиной стояли войско врагов. Только решающее сражение могло разрешить этот кризис.

Воодушевленные захватом Кунджпура, маратхи направились к еще одной базе Дуррани, Курукшетре. Пока армия маратхов занималась грабежом, Ахмад-Шах, сделав резкий маневр на юг, дождливой ночью 25 октября пересек Ямуну. В бурных потоках разлившейся реки утонуло более 200 человек, но авангарду афганцев удалось закрепиться на другом берегу. На переправу всей армии ушло двое суток.

14 января 1761 года в окрестностях города Панипат, примерно в ста километрах от Дели, встретились армии Востока и Запада.-4

Ситуация поменялась кардинальным образом. Численно превосходящие силы Дуррани постепенно начали окружать войско маратхов, лишая их продовольствия и отрезая пути к отступлению. Афганцам удалось застать врасплох команду из 500 фуражиров и убить одного из видных генералов маратхов Говинду Бунделе, возглавлявшего их. Еще одним успехом стал перехват покинувшего Дели гарнизона, пытавшегося пробиться к своим с крупным обозом. К началу ноября армия маратхов была полностью окружена в Панипате. Их лагерь был блокирован и через два месяца противостояния начался голод и падеж лошадей. Солдаты умоляли командиров начать сражение, чтобы погибнуть в бою , а не от голодной смерти. Вместе с военными в лагере находилось почти 200 тысяч паломников, среди которых из-за недостатка продовольствия началась эпидемия. К тому же приближалась зима, к которой легко одетые воины не были готовы. 12 января Садашиврао собрал военный совет. Решили не ждать деблокирующей армии, известий о которой так и не поступило, а выманить афганцев на равнину и дать последний бой. Распределив между солдатами остатки продовольствия и проведя торжественный религиозный обряд, командиры начали готовить войска к последней битве.

Садашиврао рассчитывал выманить войска Дуррани на равнину и смести их залпом своих орудий. У маратхов оставалось порядка 150 французских пушек, превосходящие афганские в дальнобойности. После этого мушкетеры и пикинеры должны были добить тех, кто смог прорваться, а легкая кавалерия, ударом с флангов, опрокинуть расстроенную к тому времени пехоту врага. Даже если бы противник не был разбит полностью, у маратхов появлялся шанс пробить дорогу к Дели , где они могли пополнить запасы и вырвавшись из окружения начать отступление в родные земли.

Центр позиции занял сам Садашиврао с сыном пешвы и королевской гвардией. Левым крылом командовал Ибрагим-хан, перешедший на сторону маратхов южноиндийский мусульманин. Он же, как человек прошедший обучение у французов, командовал артиллерией. На правом фланге располагалась легкая кавалерия под командованием Холкара и Синдхия, союзников пешвы и членов маратхской конфедерации. В свое время они предлагали Садашиврао не полагаться на европейские методы борьбы и французскую артиллерию, а начать против Дуррани привычную для маратхов партизанскую войну. Всего в армия маратхов насчитывала примерно 30-40 тысяч легкой кавалерии, так называемых пиндаров, и 10-15 тысяч пехоты. За их спинами находился лагерь, где ждали исхода около 200 паломников, направлявшихся к индуистским святыням.

Маратхам противостояли 40 тысяч афганцев Дуррани, в основном тяжелая кавалерия, и порядка 30 тысяч пехотинцев роххила. А также меньшие контингенты других союзников Дуррани. Их поддерживали 2000 лёгких пушек установленных на верблюдах, так называемые замбураки. В бою их не снимали с верблюдов, благодаря чему артиллерия афганцев имела очень высокую мобильность, быстро перемещаясь по всему полю боя.

Замбураки

В восемь утра сражение началось. Ибрагим-хан построив свою пехоту в батальонные колонны начал наступление на левый фланг афганцев, пехоту роххилов. Пока одна группа занимала укрепления, вторая поддерживала её огнем. Роххилы попытались атаковывать, но артиллерия буквально выкашивала их ряды. В течении трех часов стрелки Ибрагим-хана и его пушки перебили 12 тысяч пехоты роххилов и те отказались от наступления, прося Ахмад -Шаха о помощи. Левый фланг был бы разбит, не начни «феодальная кавалерия» преждевременную атаку. Пушки, чтобы не задеть своих, дали залп слишком высоко и ядра пролетели над головами наступающих афганцев. Пиндары были разбиты и обратились в бегство. Ибрагим-хан со своими пикинерами и стрелками остался без поддержки и отступил на исходные позиции.

В это время по центру войск Ахмад-Шаха ударила гвардия возглавляемая самим Садашиврао. Двадцать тысяч отборных бойцов-хузаратов устремились в атаку. Сломив сопротивление афганской пехоты, они практически разрезали войско Дуррани пополам. Пока Ибрагим-хан бодался с роххилами, Садашиврао давил правый фланг. Но он не смог пробиться. Голодные скакуны выдохлись, и атака захлебнулась. Кавалерия Холкара и Синдии, которая должна была атаковать правый фланг, стояла без движения. Садашиврао, видя что афганцы перегруппируются, послал личное сообщение Холкару, требуя начать атаку. Подошли только кавалеристы Синдии, но было уже поздно, и они повернули обратно.

Видя бегущих пехотинцев, Дуррани, наблюдающий за сражением с холма, приказал своим стрелкам выстроится в цепь и дать залп по беглецам. Из лагеря подошел пятнадцатитысячный резерв, и собирая бегущих бойцов правого фланга, ударил по Садашиврао. Его поддерживали 2000 замбураков, бившие поверх голов наступающей пехоты и буквально выкашивающие легких кавалеристов и пехоту маратхов.

Примерно к двум часам дня афганцы стабилизировали растянувшийся почти на 12 километров фронт, и начали окружать и оттеснять распавшиеся на отдельные отряды силы противника. Стрелковые цепи залп за залпом оттесняли кавалерию и пехоту врага. Стоило тем только собраться для контратаки, их тут же накрывали замбураки. Одному Ибрагим-хану со своими пушками удалось организовать оборону. Первым пал сын пешвы, пронзенный несколькими пулями. Солдаты запаниковали и начали отступать. Садашиврао, потеряв его из виду, слез со своего слона и попытался пробиться его к телу, возглавив оставшиеся части. Увидев, что командующего нет, некоторые отряды обратилась в бегство. Пленённые афганцы, за войском маратхов, сняв свои зеленые пояса и повязав на головы начали сильно кричать. Маратхи подумали, что атакованы сзади, и в войсках началась паника. Поняв, что оборона маратхов разваливается, Дуррани ввел в бой все имеющиеся резервы. Началась настоящая резня. Садашиврао смог собрать часть бегущих войск, но был смят атакой тяжёлой кавалерии и погиб. Ибрагим-хан сопротивлялся до темноты, и только когда наступила ночь приказал своим отступать и пробиваться в Дели. На следующий день его схватил один из отрядов Дуррани. После жестоких пыток он был казнен. Холкар и Синдия, увидев что битва проиграна, так по настоящему и не вступив в сражение, бежали со своими частями в Дели. По дороге они встретили жену Садашиврао и часть паломников, успевших бежать из лагеря в Панипате, и помогли им добраться до Родины, отбиваясь от рыскавших по округе отрядов Ахмад-Шаха.

Дуррани праздновал победу. Садашиврао и сын пешвы были убиты, французская артиллерия уничтожена, а войска противника понесли огромные потери. Но это была пиррова победа. Роххилы, авадцы и афганцы были обескровлены. Разъярённые от больших потерь, они жаждали мести. В плен попало множество солдат маратхов и не успевшие бежать из лагеря паломники. Ахмад-Шах разрешил своим командирам отвести душу и перебить пленных. В ходе резни было убито не меньше 40 тысяч человек. Вокруг афганского лагеря выросли пирамиды из отрубленных голов. Преследующие отступающих маратхов и паломников части, убивали всех, до кого могли добраться. Сын Кутб-шаха убил 4 000 беглецов недалеко от Сонепата, а сын Абдус-Самад-хана убил 5 000 близ Бахадургада, мстя за смерть своего отца. Из почти восьмидесятитысячной армии маратхов домой смогли добраться чуть больше 15 тысяч.

Узнав от беглецов о поражении Садашиврао пешва, направляющийся на помощь с войсками и обозом, впал в прострацию и приказал возвращаться. Если бы не свадьба, которую он решил сыграть в декабре, отсрочив сбор войск, армия Садашиврао возможно была бы спасена. Но пешва не стал отказываться от пышного торжества, надеясь что Садашиврао справиться сам.

Ахмад-Шах понимал, что дальше продолжать войну он не может. Воспользовавшись уходом афганцев, в Пенджабе активизировались сикхи. С севера на владения Дуррани наступали узбеки. Джаты, не участвовавшие в сражении, развернули партизанскую войну и роххилы, понесшие самые большие потери в битве, ушли защищать свои земли. До армии стали доходить слухи, что маратхи собрали новую большую армию, и воины стали требовать возвращения домой. Огромные жертвы, не менее 30 тысяч только под Панипатой, оказались напрасными. Нагруженная добычей армия Ахмад-Шаха ушла в Афганистан, оставив местных царьков на произвол судьбы. В течении десяти лет, после прихода к власти нового пешвы, маратхи оправились от поражения и вернули влияние в потерянных землях, отомстив роххилам и Аваду. Их победы закончились только с началом британской экспансии. Собирая под свою крышу и финансируя врагов маратхов, англичане в течении трех кровопролитных войн смогли уничтожить единственную силу, которая могла им противостоять. Индия вновь оказалась в руках захватчиков, и, как это было не раз, прежде всего из-за предательства местных элит, ставящих свои интересы выше интересов страны.

Не смотря на поражение, битва при Панипате обернулась победой. Последняя попытка мусульман завоевать Индию и развернуть новый виток исламизации, провалилась. Жертвы были не напрасны и индийский народ это прекрасно помнил. Он помнил о том как стояли на смерть плечом к плечу их предки. Не смотря на разную веру и язык. В 2019году Болливуд выпустил исторический блокбастер «Панипат».

14 января 1761 года в окрестностях города Панипат, примерно в ста километрах от Дели, встретились армии Востока и Запада.-6

Три часа батальных сцен и всего того, что мы любим, или нет, в индийских фильмах - песни, танцы, кровь и слезы, любовь и предательство. И если вы хотите прикоснуться к индийской истории, или словить немного кринжа, наслаждайтесь.

Автор: Владимир Вольф

https://dzen.ru/a/ZXNAwy87ZBZR6AgA?sid=319891554122106707

наверх