На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

7 очаровательных древнегреческих женщин

7 очаровательных древнегреческих женщин, которых вы должны знать

Имеющиеся у нас доказательства, касающиеся древнегреческих женщин, в основном представлены глазами мужчин, что часто приводит к искажению и идеализации. Однако были случаи, когда женщины оказывались в центре внимания благодаря своей необычной жизни. Семь женщин в этой статье охватывают весь спектр древнегреческого общества: от королев до жриц и поэтесс. Каждой из этих очаровательных женщин удалось сломать стереотипы по-своему.

Права и обязанности древнегреческих женщин

«Величайшая слава женщины — это то, о чем мужчины меньше всего говорят, будь то хвала или порицание. (Отрывок из надгробной речи Перикла, Фукидид 2:46)

Большинство древнегреческих женщин жили в обществе, которое стремилось контролировать их жизнь. Свидетельства этого можно увидеть во все периоды древнегреческой истории. Как показывают приведенные выше слова Перикла, женщины в идеале должны были быть невидимыми, неслышимыми. Возможно, именно поэтому подлинный женский голос практически отсутствует в истории и литературе Древней Греции.

Права и обязанности древнегреческих женщин были тесно переплетены с представлениями общества о том, какой должна быть женщина. Прежде всего, женщины должны были производить законных наследников мужского пола для своих мужей. Эти наследники мужского пола, в свою очередь, увеличат численность граждан мужского пола.

Обязанности женщин были сосредоточены на доме. Их жизнь была домашней и внутренней, в отличие от мужчин, от которых ожидалось, что они станут солдатами, политиками, философами и спортсменами. Замужняя женщина-глава семьи называлась кирией. Кирия отвечала за управление ойкосом - термином, обозначавшим весь дом, включая всех членов семьи и даже рабовЭто ведение домашнего хозяйства включало в себя: приготовление пищи, производство ткани для изготовления одежды, а также надзор за финансами домашнего хозяйства и здоровьем детей и рабов.

Фесмофория, Фрэнсис Дэвис Миллет, 1894—1897, Художественный музей Университета Бригама Янга

Образование большинства древнегреческих женщин ограничивалось ранними годами. Ожидалось, что после 12 лет они сосредоточатся на подготовке к семейной жизни. Поэтому уровень грамотности среди женщин в Древней Греции был низким. Однако из этого правила были некоторые исключения, в основном среди дочерей элиты, которые могли позволить себе частное обучение.

Законные права женщин были немногочисленны. Они не могли наследовать богатство или собственность независимо от мужчин. Им также не разрешалось голосовать на выборах или участвовать в общественной жизни. Важным исключением из этого правила была религиозная жизнь. Женщины могли занимать должности жриц и участвовать в фестивалях и жертвоприношениях в определенное время года. Важным примером была Фесмофория. Этот фестиваль был предназначен исключительно для женщин и включал посвящение Деметре и Персефоне в честь плодородия и урожая.

1. Сафо: первая известная поэтесса Древней Греции.

В дни Сафо, Джон Уильям Годвард, 1904, Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес.
Девочки, гонитесь за яркими Музами фиалковыми / Дарами и протяжной лирой, любительница гимнов. (Сафо, фрагмент)

Сафо, первая женщина-поэт в западной литературе, имеет наследие, которое продолжает сиять и по сей день. Большая часть того, что мы знаем о жизни Сафо, получена из фрагментов ее стихов и подробностей, предоставленных другими древними авторами. Часть этой информации из вторых рук сомнительна, но в некоторых биографических подробностях мы можем быть вполне уверены. Сафо родилась в богатой купеческой семье на острове Лесбос в конце VII века до нашей эры. Из ее стихов видно, что она была высокообразованной. Некоторые ученые полагают, что она преподавала девочкам искусство поэзии, музыки и танцев.

Помпейская фреска с изображением женщины, пишущей на восковой табличке, часто называемой Сафо, ок. 55–79 гг. н. э., Национальный археологический музей, Неаполь.

Любовь и переживания чувства лежат в основе поэзии Сафо, принадлежавшей к жанру, известному сегодня как лирическая поэзия. Она была пионером этого вида искусства со своими нежными и интимными виньетками, богатыми образностью и чувственностью. Сложность и тонкость ее работ вызывали восхищение даже в древности. Платон называл ее «десятой музой», а Катулл бесконечно вдохновлялся ее творчеством.

Многие считают, что ее стихи являются свидетельством ее гомосексуальности, поскольку некоторые ее любовные стихи адресованы женщинам. Именно от Сафо произошли термины «лесбиянка» и «сафика». Мало что известно о жизни древнегреческих женщин VII века до нашей эры и еще меньше о женской сексуальности того периода. Сафо и ее прекрасные слова дают нам редкую возможность взглянуть на мир женщин того времени и их отношения друг с другом.

2. Аспасия: интеллектуальный и политический советник

Мраморный портретный бюст Аспазии, изображающий ее добродетельной афинской дамой, римская копия с греческого оригинала, II век нашей эры, Музеи Ватикана.

Аспасия была одной из самых могущественных женщин, живших в Древней Греции V века. Она родилась в Милете, древнем греческом городе на западном побережье Малой Азии, и в юном возрасте приехала в Афины. Позже она вошла в дом известного полководца и политика Перикла.

Точно неизвестно, какова была ее роль в этом доме. Все древние источники о ее жизни написаны мужчинами и поэтому подвержены предвзятости. Некоторые даже называют ее гетерой - этим термином обозначали элитных проституток в Древней Греции.

Мы можем быть вполне уверены, что Аспасия стала любовницей Перикла около 445 г. до н.э. после того, как он развелся со своей женой. Будучи важным членом его семьи, она обладала уровнем независимости, неизвестным большинству древнегреческих женщин. Известно, что она часто появлялась на публике, а также принимала и развлекала многих членов афинского высшего общества.

Спор Сократа и Аспазии, Николя-Андре Монсио, 1801

Аспазия часто упоминается в древних источниках. В древней энциклопедии Суда говорится, что она была учителем риторики. Плутарх сообщает нам, что она даже вела философские дискуссии с Сократом. Говорят также, что она оказала необычайное влияние на Перикла и его политические решения. Это вызвало резкую критику со стороны политических соперников Перикла, а также драматургов того времени, которым нравилось включать политических деятелей в свои пьесы. Аристофан даже обвиняет ее в развязывании Пелопоннесской войны в «Ахарнийцах».

Таким образом, Аспасия представляет собой увлекательный и редкий пример древнегреческой женщины, чье остроумие и интеллект позволили ей занять беспрецедентное положение в греческом обществе.

3. Горго: царица Спарты

Юные спартанцы тренируются, Эдгар Дега, ок. 1860, Национальная галерея, Лондон.

Спартанские женщины имели гораздо большую физическую свободу, чем другие древнегреческие женщины. С раннего возраста к ним относились так же, как к мальчикам, в плане ухода и воспитания. Их важность заключалась в их способности оставаться здоровыми и, таким образом, обеспечивать спартанское государство здоровым потомством, которое станет успешными воинами. Они вступали в брак только тогда, когда достигали полной половой зрелости, и их поощряли регулярно заниматься спортом на свежем воздухе, часто обнаженными.

Неудивительно, что спартанские женщины стали известны своей уверенностью, стойкостью и напористостью. Королева Спарты Горго представляет нам идеальную фигуру архетипической спартанской женщины.

Афинянка: «Почему вы, спартанские женщины, единственные, кто правите своими мужьями?»
Горго: «Потому что только мы — матери мужчин».
(Плутарх, Высказывания спартанских женщин)
Бронзовая статуя женщины из Спарты, ок. 550–500 до н.э., Британский музей, Лондон.

Горго была дочерью царя Клеомена I, правившего Спартой с 520—490 гг. до н.э. Как дочь короля и его единственный ребенок, с юных лет ей очень баловали. Характер ее детства, возможно, объясняет ее самоуверенность и напористый характер. Геродот сообщает нам, что она советовала своему отцу не вступать в персидские войны в возрасте 9 лет.

К 490 году до нашей эры Горго вышла замуж за Леонида I, который позже стал царем Спарты. Леонид сражался в Персидских войнах, встретив свою смерть в знаменитой битве при Фермопилах в 480 году до нашей эры. Но Горго также помогла Спарте в распознавании засекреченных посланий с нужной информацией на поля сражений. Судя по всему, спартанским старейшинам однажды было отправлено важное стратегическое послание в виде, казалось бы, пустой восковой таблички. Именно Горго хитро посоветовала им соскрести воск, чтобы обнаружить скрытое под ним послание.

4. Артемисия I: известный воин и союзник персов.

Битва при Саламине, Вильгельм фон Каульбах, 1868, Максимилианеум государственного парламента Баварии, Мюнхен

Царица Артемисия I была правительницей восточно-греческих городов Галикарнас, Кос, Нисир и Калимнос в начале V века до нашей эры. Во время персидских войн в начале V века большая часть этой части древней Греции была в союзе с персами против остальной Греции. Сама Артемисия стала близким союзником персидского царя Ксеркса во время войны.

Очевидно, она пыталась предостеречь Ксеркса от участия в битве при Саламине в 480 г. до н.э. из-за рисков, связанных с ее расположением. Как оказалось, греки, значительно превосходящие по численности, использовали хитрую тактику, чтобы разгромить большой персидский флот и его союзников. Эта битва считается поворотным моментом в войне, а историки сегодня рассматривают ее как решающий момент в западной истории.

Алабастрон, используемый для хранения дорогих масел, имя «Ксеркс» написано четыре раза на разных языках, считается подарком Ксеркса Артемизии, ок. 485–465 гг. До н.э., Британский музей, Лондон.

Артемисия запустила пять своих кораблей против греков при Саламине и лично была капитаном одного из кораблей. Она уникальна среди древнегреческих женщин тем, что активно участвовала в боевых действиях и сражалась плечом к плечу с мужчинами.

Геродот рассказывает о ее роли в битве. Вначале она оказалась в ловушке между вражескими и персидскими кораблями. Чтобы спастись, она потопила ближайший корабль, чтобы сделать проход свободным. Однако (!) этот корабль оказался союзным судном. Но, не подозревая об этом, царь Ксеркс наблюдал с берега в великом восхищении ее мастерством и храбростью. Говорят, что, наблюдая, как его флот терпит поражение, он произнес знаменитые слова: «Мои мужчины стали женщинами, а мои женщины — мужчинами». Что было с ней за закрытыми дверями, когда он узнал, история умалчивает, но то что жива-здорова — однозначно.

5. Anyte: поэтесса и автор эпитафий

Могильная стела, посвященная Хегесо, афинской знатной женщине, V век до н.э., Национальный археологический музей, Афины.

Анит из Тегеи, древнего поселения на греческом Пелопоннесе, жила в начале III века до нашей эры. О ее жизни мало что известно, но она одна из четырех женщин-поэтов, чьи произведения включены в греческую антологию. Это было собрание произведений разных авторов, собранное в период поздней античности. Анит наиболее известна своими эпитафиями, написанными в честь женщин и, что интересно, животных.

В ее работах есть отголоски Сафо, которые представляют собой прекрасные снимки жизни древнегреческих женщин. Следующая эпитафия дает нам острое представление о типах мемориалов, воздвигаемых женщинами в память о других женщинах.

Вместо свадебного ложа и священных брачных обрядов мать твоя поставила здесь, на твоей мраморной гробнице, девушку, подобную тебе величием и красотой, Терсис. Так что теперь мы можем говорить с тобой, хотя ты мертв».
Римская мозаика с изображением колесницы, запряженной четверкой лошадей, IV век нашей эры, Rheinisches Landesmuseum Trier, Трир

Аните также была очарована миром природы и животным миром. Греки считали, что между людьми и животными можно провести множество параллелей. Эпитафии Анит являются прекрасным примером этого. Боевой конь, упомянутый ниже, описан в стиле, напоминающем одного из умирающих героев Гомера в Троянской войне.

Эту гробницу Дамис построил для своего стойкого боевого коня, пронзенного кровавым Аресом в груди. Черная кровь пузырилась в его упрямой шкуре, и он пропитал землю своими мучительными предсмертными муками».

Тот факт, что работы Анит сохранились до наших дней, является свидетельством вечной привлекательности ее кратких изображений существования человека и животных.

6. Олимпиада: царица Македонии и мать Александра Македонского.

Резная подвеска-камея из оникса, изображающая рядом Александра Македонского и Олимпиаду, 17 век, Royal Collection Trust, Лондон.

Олимпиада, родом из Эпира, вышла замуж за короля Македонии Филиппа II около 357 г. до н.э. Она родила ему двоих детей, один из которых вырос и стал величайшим и прославленным воином Древней Греции Александром Македонским. Невероятные военные достижения Александра сделали его легендарной фигурой даже сегодня, но его мать - Олимпиада также вела весьма увлекательную жизнь.

Когда Александр был еще ребенком, Филипп развелся с Олимпиадой и снова женился на женщине по имени Клеопатра. После развода отношения между Филиппом и Олимпиадой стали враждебными, и позже она удалилась в свой родной Эпир.

В 336 году до нашей эры Филипп был убит неизвестным убийцей. Вскоре после этого Олимпиада вернулась в Македонию и воспользовалась возможностью убить Клеопатру и ее маленькую дочь. Этот жестокий поступок открыл Александру путь к восшествию на престол.

Золотой медальон с изображением Олимпиады, выпущенный от имени императора Каракаллы в честь Александра Великого, 215—243 гг. н.э., Художественный музей Уолтерса, Балтимор.

Александр умер в 323 году до нашей эры в возрасте 32 лет после непродолжительной болезни. Затем Олимпиада оказалась втянутой в борьбу за его трон. Двое мужчин, Полиперхон и Кассандр, боролись за власть. Полиперхон заручился помощью Олимпиады в надежде, что ее прославленные связи с троном принесут ему пользу. Они начали совместную атаку на Кассандра, но его силы были слишком мощными, и Олимпиада в конце концов была вынуждена сдаться. Она была осуждена Ассамблеей Македонии, а затем убита родственниками тех, кого она подавляла и убивала.

Олимпиада представлена ​​в древних источниках как женщина, питавшая великую ненависть и страсть. Подчеркивается также ее преданность культу Диониса, известному своими дикими, экстатическим ритуалами. Трудно понять, двигало ли ею отчаяние, разочарование или безжалостность. Но она, безусловно, была уникальна в своей способности стоять лицом к лицу с самыми влиятельными людьми своего времени.

7. Лисимаха: жрица Афин.

Победная амфора Панафиниака с изображением Афины Полиас в полном боевом облачении у жертвенного алтаря, 550-540 гг. до н. э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Большинству древнегреческих женщин было запрещено участвовать в общественной жизни. Но было одно важное исключение из этого правила – жрицы. Самой почитаемой жрицей в Афинах была жрица Афины Полиас, богини Акрополя. Необычно то, что замужние женщины могли занимать этот религиозный пост, и это была работа на всю жизнь. Одной из самых известных жриц Афины Полиас была Лисимаха.

Лисимаха дожила до 88 лет и воспитала в своей семье четыре поколения детей. Это само по себе необычно, учитывая низкую продолжительность жизни того времени. Плиний Старший сообщает нам, что она занимала должность жрицы невероятные и рекордные в то время 64 года. Он также говорит, что город Афины почтил ее заслуги портретной статуей созданной известным скульптором Деметрием. Это была исключительная привилегия, предоставленная женщине.

Мраморный портрет головы старухи, часто идентифицируемой как Лисимаха, римская копия греческого оригинала IV века до нашей эры, Британский музей, Лондон.

Некоторые ученые полагают, что драматург Аристофан основал своего персонажа Лисистрату в одноименной пьесе на основе истории личности Лисимахи. Лисистрата появляется в комедийной пьесе, однако это персонаж серьезный и прагматичный. Это было необычно для Аристофана, но вполне подходило для персонажа, основанного на респектабельной афинской жрице. Лисистрата также представлена ​​как идеализированная греческая женщина. Она берет на себя ткачество ткани и организует работу женщин в пьесе так, как это сделала бы женщина в своем доме.

Было ли это истинным отражением самой Лисимахи, мы, возможно, никогда не узнаем. Но эта очаровательная афинянка представляет собой редкий пример женщины, занимавшей престижное положение в обществе. Это общество также принадлежало самому могущественному городу-государству Древней Греции в V веке до нашей эры - Афины.

Чему мы можем научиться у этих очаровательных древнегреческих женщин?

Краснофигурная вазопись, изображающая группу женщин с различными женскими аксессуарами, ок. 420–410 до н. э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Подробности жизни этих 7 выдающихся женщин дают нам ценную информацию об опыте женщин Древней Греции. Мы можем получить информацию о роли женщин-лидеров из разных частей Греции и о том, как они утверждали и сохраняли свой контроль над жизнью и обществом. Мы также можем узнать кое-что о роли, которую женщины играли в религиозной жизни. Некоторые, такие как Сафо и Анит, могут даже говорить с нами, их голоса звучат из сохранившихся до наших дней произведений. Однако важно также отметить, что представленные здесь древнегреческие женщины в основном являлись представительницами элитных, привилегированных слоев общества. К сожалению, голос работающей женщины или даже руководителя среднестатистического греческого ойкоса практически отсутствуют в сохранившихся сегодня свидетельствах.

https://dzen.ru/a/Zb4MemtBShC6o-fA

Картина дня

наверх