На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Музыка в Древнем Египте

Музыка в Древнем Египте

Музыканты, играющие на пиру
Музыканты, играющие на пиру

Музыка подчёркивала повседневную жизнь в Египте: она использовалась в религиозных церемониях, подбадривала уши фараона, сопровождала похороны и придавала бодрость марширующей армии.

К сожалению, ноты не сохранились, но известно, что их передавали устно, и музыкант импровизировал. Чем выше мастерство, тем лучше импровизация. Были и оркестры, управлялись кем-то вроде дирижёров. Есть записи, свидетельствующие о существовании музыкальных школ при дворе фараона и в храмах. Но всё-таки к музыке приучали в семьях. То, что египтяне любили музыку, во многом подтверждается богатой и разнообразной документацией, хранящейся на стенах гробниц, в папирусах, в мелких предметах повседневной жизни.

Музыкальные инструменты

Любовь к музыке зародилась на заре истории Египта. Первым музыкальным «инструментом» были… хлопки в ладоши, которые затем заменили хлопушки, похожие на кастаньеты и имеющие форму руки. Среди старейших и самых известных инструментов был систр. Он напоминал удлинённую подкову, в которую вставлены поперечно три или более подвижных перекладин. Чтобы заставить систр звучать, достаточно было схватить его за гриф и встряхнуть – подвижные палочки звучали, ударяя по раме. Систр был женским музыкальным инструментом, используемым жрицами, принцессами и королевами во время религиозных церемоний. Этот инструмент до сих пор используется в христианской литургии коптской церкви в Эфиопии.

Систр
Систр

Другой очень древний инструмент – флейта, которая могла достигать почти метра в длину. Она была оснащена тремя или четырьмя отверстиями. Это мужской инструмент, который до сих пор используется в Персии, Египте, Турции и Аравии.

В период Нового царства стали прибывать инструменты с Ближнего Востока. Одним из популярных на то время был гобой. Он был чисто женским инструментом, но им, однако, не пренебрегали даже мужчины. Даже царь Птолемей XII получил прозвище гобоист. Гобой пришёл на смену двойному кларнету, который до сих пор ценится в Египте и на Ближнем Востоке. С Востока также прибыла лира, которая в Месопотамии возникла как сольный, мужской инструмент, а в Египте стала женским. На ней играли в оркестрах. Наконец, арфа, один из самых любимых инструментов, её часто изображали на стенах гробниц. В неё играли мужчины и женщины. Существовало несколько моделей – на одних играли с медиатором, на других обеими руками без него.

Древнеегипетские "хлопушки"
Древнеегипетские «хлопушки»

Музыка и боги

Музыканты были важной частью персонала храма, и уже со времён Древнего задокументированы оркестры, руководство которыми было поручено женщинам высокого ранга. В священных местах музыкальные мероприятия были обычным явлением, а в честь богов проводились настоящие концерты. Музыка была подношением, которое, по приданиям египтян, божества любили так же, как и более материальные еду и напитки. Многие музыкальные инструменты были украшены образами богов. Но в Древнем Египте настоящего музыкального божества не было, поэтому на инструментах изображались разные. Например, богиня радости и опьянения Хатор, «любившая» систр, и Бес, которого изображали за игрой на бубне или арфе.

В гимне богине Хатор есть такие слова:
Леди веселья,
Леди ликования,
для величия которой создаётся музыка [...]
Ты – леди танца,
Леди песен и танца.

Музыка и война

Музыка также сопровождала марши солдат, чтобы придать им силу и бодрость. Инструментами, связанными с войной, был барабан кемкем, на котором также играли во время некоторых религиозных церемоний. Он был разных размеров и имел цилиндрическую или бочкообразную форму. К каркасу из дерева или металла крепились гвоздями, шнурками или клеем кожаные мембраны.

Многие изображения барабана восходят к Новому Царству. Изображают его в руках солдат, обычно нубийцев, что наводит на мысль о его африканском происхождении. Труба встречается на изображениях, где победившие солдаты танцуют под неё. В гробнице Тутанхамона были найдены две трубы – серебряная и медная, которые молчали более трёх тысяч лет. Но для репортажа BBC 16 апреля 1939 года они снова зазвучали. Ролик с их звучанием можно найти в Ютубе.

Музыка и смерть

В Древнем Египте было обычным делом украшать гробницы сценами из повседневной жизни, изображающими умершего вместе со своими семьями, когда он пировал, потягивал чашку хорошего вина или наслаждался танцами стройных танцовщиц. Рисунок для египтян был волшебным: они верили, что изображения определённых сцен внутри гробниц превратились бы в реальность для души мёртвого. Музыка должна оживить умершего, как только он войдёт в загробную жизнь.

До нас дошли тексты песен, которыми украшали стены домов, храмов, гробниц. Песни посвящались семейной любви. Как, например, в фиванской гробнице Неферхотепа, где дочь произносит песню в честь своего отца, играя на лютне:

Это я твоя дочь, которая любит твоё сердце,
первая, которая от тебя родилась.
Я молюсь, чтобы ты был здоров,
а твои конечности энергичны.

Со временем в Среднем царстве появляется один образ, и он в Новом царстве становится классическим. Это образ арфиста, играющего на своём музыкальном инструменте, пока посетители пируют. Этих музыкантов называли «еретиками», потому что тексты их песен полны скептицизма по отношению к загробной жизни, существование которой ставят под сомнение. Это песни, которые задаются вопросом о человеческой смерти и о необходимости ловить момент и наслаждаться земными удовольствиями до того, пока смерть не унесёт их у нас.

Есть текст песни, которая называется: «Пение, которое находится в гробнице провозглашённого праведником короля Антефа, стоящего перед певцом-арфистом». Его нашли на папирусе, который сейчас находится в Британском музее. Слова из отрывка:

Следуй за своим сердцем и счастьем,
исполняй свою судьбу на земле.
Не напрягай сердца твоего,
пока не наступит день плача [смерти];
но не слышит плача
тот, у кого уже мертво сердце;
плач их
не спасает никого из могилы.
Подумай об этом,
проведи счастливый день
и не устанешь от него.
Видишь, нет тех, кто забирает с собой своё имущество,
видишь, не возвращается тот, кто ушёл.

В фиванской гробнице Птахемхата, жившей во время правления Тутмоса IV, есть текст песни, в котором говорится:

«Пей, пока не напьёшься, и празднуй!»

В другой фиванской гробнице текст песни заканчивается таким образом:

«Даруй пьянство своему сердцу в течение каждого дня, пока не наступит день приземления!»

День приземления – это день смерти, и только позволив себе наслаждаться удовольствиями жизни, можно забыть о страданиях. Нет египетских текстов, которые описывают банкет, но Геродот оставил нам свидетельство. Оно может быть не полностью правдивым, но отражает мысль про веселье и смерть. По словам греческого историка,

«на банкетах богачей, как только они заканчивали есть, хозяин носил деревянную скульптуру, изображающую труп в его гробу, и показывал её каждому из собравшихся со словами: «Смотри, пей и наслаждайся: когда ты умрёшь, ты будешь таким». Это они делают, когда собираются, чтобы выпить.»

Принцип древних египтян – наслаждайся жизнью, пока живой. И это остаётся актуальным даже сейчас, спустя несколько тысячелетий.

Картина дня

наверх