На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Игорь Левитас. Про Казака Мамая и "шумеров"

Люблю читать гневные отповеди шумеров, которые они дают тем, кто обвиняет их в антисемитизме или в нацизме. Бьют они себя в грудь и обрушивают на головы оппонентов свое возмущение: «Нет у нас никакого антисемитизма. Вон у нас даже президент – еврей. И вообще мы евреев оченно любим. И Бандера любил евреев, и Петлюра. И вообще – все наши национальные герои были лучшими друзьями евреев.»

И вот что я подумал – ведь должна же такая трогательная любовь найти отражение в украинском искусстве. И решил я покопаться в украинской живописи, ибо изобразительное искусство, согласно диплому, моя профессия. И тут, несомненно, лидирующее место принадлежит украинскому народному лубку, а точнее его главному персонажу – Казаку Мамаю.

Ежели, кто не знает ничего об этом, воспетом в живописи и литературе мифологическом герое, то для тех несколько цитат: «Цей загадковий образ у багатовіковому історичному поступові виявився духовним символом українців, уособлюючи звитяжницькі ідеали народу, його світоглядні орієнтири та націотворчі спрямування.» «Відомо, що козак у думах і помислах українців уособлював народну силу духу, незламність волі в святій борні з поневолювачами.» Думаю, что вы и без перевода поняли, что является казак Мамай духовным символом украинцев, олицетворяет народную силу духа. Казака Мамая на картинах всегда рисовали с кобзой, которая является символом певчей души народа. Конь на картине символизировал верность, дуб — силу духа. Такие картины рисовали на полотне, на стенах зданий, окнах, посуде, ульях и даже на дверях яркими, сочными красками. Но вот одна небольшая деталька. На всех картинах, на первом плане сидит сам Мамай и аж светится, излучая «миролюбие и глубину духовного мира украинцев». А как же по другому, ведь казак Мамай – это как бы народные украинские иконы. Их изготовляли по всей Украине от Карпат до Слобожанщины и Херсонщины.
Но если приглядеться повнимательнее, то на заднем плане можно увидеть, какую-то жалкую фигурку с пейсами, повешенную за ноги на дереве. Вот видите - и еврей попал на картину. А вы говорите антисемитизм. Все вместе они на картине и украинцы, и их символ – казак Мамай, и евреи. Правда в разных, так сказать, позах, но все равно - на одной картине.
Скажу честно - есть там и ляхом картины, как же без него.
Другие народы, помнится, тоже позировали на фоне покойников, но все-таки есть разница между солдатом на фоне подбитого вражеского танка и самолюбованием на фоне казни беззащитных. Но, особый цинизм - еще и трактовать это, как «наивысшую степень своей духовности».
Что ж, Европе такие традиции «духовности» отнюдь не чужды. На просвещенном Западе издревле любили позировать на фоне казненных, делали это со вкусом и расстановкой.Я видел не картины, правда , а фотографии: солдаты в форме вермахта или войск СС тоже любили попозировать на фоне повешенных. Например Зои Космодемьянской. Так что казак Мамай, не смотря на свое явно азиатское имя и шаровары, вполне вписывается в демократическую картину традиционных западных ценностей.

Ну, а теперь картина. Кому плохо виден задний фон, вооружитесь лупой.
Холст Казак Мамай неизвестного автора. 19 век. Холст, масло. 70 х 155. На картине на переднем плане изображен бандурист, а на заднем гайдамаки убивают в лесу двух евреев-ростовщиков: одного подвешивают за пятки на дереве, а другого вносят его борода. Второй еврей-ростовщик, пойманный в лесу Гайдамакасом, говорит бандуристу: «Помилуй, пан Мамай, у меня нет ни гроша денег», на что бандурист отвечает, что «мне не нужно ни одной твоей деньги, для таких, как ты, единственное спасение - небо!"

А это описание другой картины, уже из ежемесячного историка-этнографического журнала «Киевская старина» 1898 года за март месяц

«На картинѣ надъ главной фигурой надписано: „Козакъ Мамай. Онъ играетъ на бандурѣ и говоритъ, обращаясь къ товарищамъ: „По трудахъ, хлопци, гуляйте, лишъ дило свое сполняйте“. Одинъ изъ вечеряющихъ козаковъ, подавая чарку другому, говорить: „Пый, брате, за Йося, та тягны за лобъ и Мося“. Третій, держа галушку на спичкѣ, обращается къ ж.ду: „Намъ грошей твоихъ не треба, за такыхъ платятъ спасеннемъ зъ неба.” Жидъ говорить: „Ой вей, пане Мамаю, помилуй мене, я ни копѣйки грошей не маю." Козакъ, вздергиваюшій жида за ноги на дерево, приговариваетъ: „годи, тоби, вражій сыну, чверткы пысаты, ось будешь на дубови маюхвесъ спиваты". (маюфесъ - старинный свадебный еврейский танецъ). Подъ повѣшеннымъ жидомъ подписано: "Йось".
https://vk.com/igorlevitas?w=wall233391121_12980%2Fall
наверх