На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Кракен: мифы, легенды и история

Кракен: мифы, легенды и история

Кракен, великий морской зверь – популярное существо, которое в наши дни часто можно увидеть в комиксах, играх, теле- и кинофильмах, и из этих источников складывается общее представление о звере как о гигантском кальмаре, который нападает на корабли и достаточно силён, чтобы потопить их, если захочет.

Именно так это существо изобразил Жюль Верн в своей книге «20 000 лье под водой», а также в диснеевской версии этой истории; и зверь изображался таковым в более поздних диснеевских фильмах «Пираты Карибского моря».

Конечно, ученые сразу же отмечают, что, хотя легенды о кракене, вероятно, основаны на реальных наблюдениях за гигантскими кальмарами, кальмары, о которых идет речь, никогда не были достаточно большими, чтобы потопить корабль, и вряд ли захотят это сделать... Огромные размеры и агрессивность легендарного кракена – чистое преувеличение и фантазия, присущие относительно редкому, но очень реальному водному чуду.

И что самое забавное – ошибочны были обе идеи.

Кракен, как первоначально сообщалось более трехсот лет назад, не описывался как кальмар и вряд ли один из них послужил его прототипом; и его никогда не обвиняли в агрессивности. Более того, след от первых сообщений о кракене в научной литературе середины 1700-х годов до современного представления о существе как жестоком гигантском кальмаре демонстрирует, насколько факты имеет малое значение по сравнению с удобными предположениями.

Истинный Кракен

Кракен впервые привлек внимание в 1751 году благодаря публикации «Естественной истории Норвегии», написанной Эриком Понтоппиданом (1698-1764), епископом Бергена, который собрал рассказы о звере у рыбаков, которые утверждали, что встречались с ним. Это существо, также называемое краксеном или краббеном, никогда не появлялось полностью из-за его огромных размеров и в основном подводного существования... но детали, которые собрал Понтоппидан, заставили его поверить в то, что другие авторы сообщали о подобных существах много раз в прошлом. Хотя Понтоппидан не смог определить фактический размер и внешний вид кракена, он все же чувствовал, что собранной им информации было достаточно, чтобы побудить будущих исследователей узнать больше об этом животном.

В жаркие летние дни кракен часто поднимался на поверхность морей близ Норвегии; но никогда не выходил на поверхность во время шторма или непогоды. Зверя обычно встречали где-нибудь у берега, на глубине не менее 80 морских саженей. Если рыбаки проверяли глубину и оказывалось меньше 30 метров, то предполагалось, что под лодкой находится кракен. Кракены привлекали рыбу; в воде над погруженным животным всегда ходили большие косяки рыб, особенно трески или полосатика. Поэтому, если был обнаружен кракен, иногда над ним собиралось до 20 лодок, чтобы добыть богатый улов.

Если глубина показывала, что кракен поднимается на поверхность, рыбакам приходилось грести прочь, пока они не доплывали до нормальной глубины для этого района. Вскоре после этого спина существа поднималась на поверхность, выглядя как несколько небольших островов, окруженных водорослями, с брошенной на мель рыбой, плещущимися вокруг, пока они снова не добирались до воды. Затем поднималось несколько «рогов», высотой с мачты кораблей среднего размера, у основания толще, чем у вершины. Понтоппидан писал, что это были руки существа, с помощью которых оно двигалось. Видимая область спины существа оценивается в полторы мили в окружности, но Понтоппидан заявил, что он решил дать наименьшую оценку, которую давали ему рыбаки, «для большей достоверности». Через некоторое время кракен медленно погружался в воду, создавая волны и водоворот, который засасывал всё, что находилось близко к нему.

Несколько месяцев кракен питался, а затем несколько месяцев выделял экскременты. Эти выделения окрашивали и сгущали воду, но были очень привлекательны для рыб. Огромные стаи их собирались над кракеном, чтобы съесть эти отходы... а потом кракен поедал их.

Понтоппидан писал, что кракен, вероятно, мог бы схватить лодку и затащить её под воду, если бы захотел; однако на самом деле ничего не было известно о его агрессивности. Все человеческие смерти и ранения были случайными, и, как правило, из-за того, что рыбаки недостаточно быстро реагировали на присутствие кракена. Епископ рассказывает, что «несколько лет назад недалеко от Фридрихстада» небольшая лодка с двумя рыбаками подошла слишком близко к поднимающемуся кракену и не смогла вовремя уйти. Один из «рогов» существа раздавил нос лодки, и рыбаки цеплялись за плавающие обломки, пока не добрались до берега.

Понтоппидан также приводит рассказ преподобного Фрииса, министра Нурланда. В 1680 году предположительно молодой кракен заплыл в воды между скалами и обрывами в округе Альстахауг. Двигаясь, он запутался в водорослях и зацепился «рогами» за деревья у воды; не в силах освободиться, зверь в конце концов умер. Его тело долго гнило, и зловоние делало это место невыносимым... К сожалению, никто не снял мерки и не нарисовал, как выглядела туша.

Так заканчивается рассказ Понтоппидана о кракене, к которому он добавил свои убеждения, что этот зверь является разновидностью полипа или морской звезды и, возможно, является причиной сообщений об исчезающих островах по всему миру.

Путаница с Кракеном

В течение следующих пятидесяти лет популярное представление о кракене изменилось из-за смешения с другими легендарными животными и трудностей с поиском книги Понтоппидана. Сказание о кракене было объединилось с предыдущими рассказами о живых островах и с рассказами о морских змеях; любой такой отчет рассматривался как свидетельство существования кракена.

Из диафильмаа "Синдбад-мореход". https://u-ssr.ru/

Например, в известной сказке об арабском моряке по имени Синдбад рассказывается, как он был одним из нескольких матросов, которые высадились на странном плоском зеленом острове посреди океана, чтобы размять ноги... и был единственным человеком, который выжил, когда «остров» ушел под воду и уплыл.

Другая известная история рассказывает о святом Брендане Ирландском, который был на лодке, пришвартованной на ночь у небольшого холмистого острова; когда утром моряки развели костер, чтобы приготовить еду, остров содрогнулся, начал тонуть и уплывать. Обошлось без жертв, и, к большому удивлению всех, Брендан всё время знал, что это рыба...

Бог сказал ему, что для их корабля будет безопасно пришвартоваться на ночь (кстати, сам Брендан предпочел ночевать на корабле). Из этих рассказов об «острове-рыбе» появились новые истории, в которых рассказывалось, как моряки высаживались на берег и разбивали лагерь на кракене, осознав свою ошибку только тогда, когда разжигали костер... обычно много их гибло в водовороте, образовавшемся, когда кракен погружался в море.

В 1801 году француз Пьер Дени де Монфор (1766–1820) опубликовал книгу "Histoire naturelle, générale et particuliere des Mollusques", отчасти призванную доказать существование гигантских осьминогов; и чтобы помочь своей книге продаваться, он утверждал, что кракен на самом деле был разновидностью гигантского осьминога. Он заявил, что упомянутые «рога» были щупальцами, а привлекающими рыб экскременты – чернилами осьминога. Он также поместил иллюстрацию гигантского осьминога, тащащего лодку под воду, и утверждал, что Понтоппидан писал, что это делали кракены (чего он на самом деле не писал).

Осьминог Монфора. https://1.bp.blogspot.com

Серьезные люди смеялись над книгой Монфора, но к 1819 году натуралисты и ученые начали находить доказательства существования гигантского кальмара и начали верить утверждениям де Монфора относительно кракена... за исключением того, что они подозревали, что это кальмар, а не осьминог.

Этому новому научному взгляду на этот вопрос способствовала редкость книги Понтоппидана. К 1860 году оригинальную книгу Понтоппидана было так трудно найти, что то, что люди знали о его описаниях кракена, было получено из рассказов других людей, которые часто были ошибочными.

Среди других странных идей утверждалось, что Понтоппидан заявил, что кракен был настолько велик, когда всплывал на поверхность, «что целый полк солдат мог бы с легкостью маршировать на спине плавающего монстра», что было описанием достаточно большого существа, чтобы в него никто не поверил.

Но, попросту говоря, Понтоппидан никогда этого не говорил; к сожалению, этого, похоже, никто не знал. Это ложное утверждение о размере кракена, среди других ложных утверждений, приписываемых Понтоппидану постфактум, до сих пор обычно указывается, когда сторонникам идеи о кракене как о гигантском кальмаре необходимо дискредитировать любые детали из первоначального описания Понтоппидана.

Еще одна публикация способствовала неправильному представлению общественности о кракене как о гигантском кальмаре, хотя и непреднамеренно. Опубликованная в 1870 году писателем-фантастом Жюлем Верном (1828–1905) книга «20000 лье под водой» оказалась чрезвычайно популярной. В этой истории подводных приключений Верн много упоминает кракена и Понтоппидана, а также изображает сцену, в которой корабль атакует гигантский кальмар, что в сочетании с высказанным тогда мнением многих ученых о том, что кракен и гигантский кальмар – одно и то же существо, в значительной степени укрепило новую общественную идею о том, что так оно и есть.

Несмотря на весь дым и зеркала, заставляющие аргумент «кракен – гигантский кальмар» работать, в конце концов возникает одна главная трудность: Понтоппидан знал разницу между кальмаром и кракеном – он описал их по отдельности, наряду с морскими звездами, в одной и той же главе своей книги – так что Понтоппидана не смущало то, о чем он писал. Он не видел зверя, но из описаний, которые он собрал, епископ очень ясно чувствовал, что кракен на самом деле был гигантской морской звездой; и, если он когда-либо существовал, возможно, он все еще обитает в океане близ Норвегии и ждет, чтобы его открыли по-настоящему.

Картина дня

наверх