Свежие комментарии

  • Василий Иванович
    да уж, бля, генералы в ГШ служили в кабинетах ГШ с лейтенантовВторой этап военн...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Ну тут все просто, что воспитали то и получили, кого рассаживали на руководящие посты, должности то и имеем.... Вот е...Почему в России т...
  • Игорь
    Тебя паникёр надо расстрелять.Второй этап военн...

О языческих богах и их служителях (3 статьи)

Боги сошли с ума: 5 самых странных и грязных мифов народов мира. Егор воробьёв.

Люди — творческие и одновременно безумные существа. Чтобы найти тому подтверждение, не обязательно углубляться в перипетии современного искусства, книги Уильяма Берроуза или фильмографию Светланы Басковой (хотя это неплохие варианты провести вечер). Достаточно взглянуть на некоторые легенды и мифы, созданные человечеством тысячелетия тому назад, тут и там, от Скандинавии до Японии.

Боги и герои творят такое, что краснеют самые откровенные порнографы, а Квентин Тарантино крутит пальцем у виска от бессмысленной жестокости. Итак, не претендуя на полный охват, рассмотрим несколько ярких примеров и заодно попытаемся понять, какую мораль древние люди должны были вынести из всей этой дичи.

Египет — Сет пытается трахнуть Гора

самые безумные мифы древнего мира отвратительные мужики disgusting men

Основной миф, в рамках которого разворачивается эта упоительная история, широко известен. Добрый бог-фараон Осирис в древности правил Египтом, но его брат Сет, бог злой и настолько мерзкий, что ему даже голову пририсовывают от какого-то непонятного зверя (то ли осла, то ли шакала) решил узурпировать трон. Обманом Сет убил Осириса, потом разрезал его тело на куски и разбросал по всему Египту.

На помощь пришла жена (и сестра) доброго бога, Исида: кропотливо собрала останки мужа, сложила воедино, и каким-то образом зачала от его тела сына по имени Гор. Осирис при этом оставался мертвым.
Дальше Исида родила, Гор победил Сета и восстановил справедливость, а Осирис в некотором роде воскрес и стал править миром мертвых. Но есть нюансы.

Как сообщают папирусы из Кахуна периода Среднего Царства, Сет, после того как Гор вырос, предложил ему гомосексуальную связь, желая таким образом подчинить его своей воле: «Желает Сет соединиться со Мной», — говорит Гор матери. Исида в ответ его предостерегает и предлагает военную хитрость, которую молодой бог с успехом применяет против дяди. Процитируем фрагмент без комментариев:

самые безумные мифы древнего мира отвратительные мужики disgusting men«И Гор сказал ему: Согласен, я согласен. И вот затем, в вечернюю пору, им постелили, и они легли, эта пара. И вот ночью Сет укрепил свой член и направил его между ляжек Гора. А Гор всунул обе свои руки между своих ляжек и принял семя Сета. И Гор отправился сказать своей матери Исиде: Приди ко мне, Исида, моя мать! Приди, и ты увидишь, что Сет сделал со мной. Он раскрыл свою руку и показал ей семя Сета. Она громко закричала, схватила свой нож, отрезала ему руку, бросила ее в болото и достала ему равноценную руку».

После этого Исида, взяв семя своего сына, с помощью садовника подмешивает его в пищу Сету, в итоге Гор побеждает в этом странном противостоянии: внутри у него спермы Сета нет, а злой бог глотает его семя. В итоге оба отправились на суд других богов в поисках ответа на вопрос, кто кого отдоминировал. Суд «позвал» семя Сета и семя Гора, и оказалось, что первое в болоте, а второе вышло из лба Сета в образе золотого диска и воссияло. Гор выиграл тяжбу — но после этого богам пришлось еще и сразиться по-нормальному. Не все же время заниматься какими-то странными фрейдистскими состязаниями.

О чем это на самом деле:

Конечно, секс между двумя богами-мужиками здесь играет символическую роль: Сет, бог смерти, пытается уничтожить Гора хитростью, «влив» в него часть своей отвратительной сущности, но терпит поражение, и животворящее, светлое семя Гора его самого прожигает изнутри. Кстати, во время битвы Гор ему еще и оторвал яйца (Сет племяннику, в свою очередь вырвал глаз). Разумеется, подобные мифологические конструкции говорят об очень свободном отношении к сексуальности у древних египтян.

Скандинавия — Локи рожает от коня

самые безумные мифы древнего мира отвратительные мужики disgusting menЕсли развлечения Сета и Гора закончились относительно невинно, то Локи, богу-плуту из скандинавского пантеона, однажды пришлось серьезно отдуваться за свои проделки. Хотя, честно говоря, в этой истории наибольшими козлами выглядят его коллеги, боги Асгарда (асы).

Вскоре после сотворения мира и его разделения (Асгард — город богов, Мидгард — земля, где живут люди, Йотунхейм — сфера обитания ледяных великанов и т.д.), боги во главе с Одином озаботились вопросами безопасности. Как бы сделать так, чтобы в Асгард не лезли люди, не говоря уже об опасных великанах? Вдруг появился строитель и заявил, что готов возвести вокруг огромного Асгарда прочные и высокие стены, так что и муха не проскочит. Правда, он сам был великаном, да и цену потребовал немаленькую: солнце, луну и богиню красоты Фрейю в придачу.

Асы, которым было очень уж лень самим возиться со стройкой, посовещались и выдвинули свои условия: строитель сможет это все получить только если закончит работу за лето и не воспользуется помощью ни одного человека. Тот согласился, но попросил, чтобы ему разрешили помощь хотя бы собственного коня. Боги, чувствуя подвох, засомневались, но Локи всех успокоил: «Много ли он с одним конем построит!». Заключили договор.

самые безумные мифы древнего мира отвратительные мужики disgusting men

Тоже Локи

Оказалось, что конь у великана был волшебный, удивительной силы жеребец Свадильфари, который так быстро таскал гигантские камни, что работа спорилась очень быстро. До конца лета оставались дни, а строитель уже почти возвел стену. Боги очень испугались и единогласно решили: кто-то должен исправлять ситуацию, и это будет Локи, на которого они очень удачно свалили всю вину и пообещали жестоко убить, если он что-нибудь не придумает.

самые безумные мифы древнего мира отвратительные мужики disgusting men

Радостный Один на Слейпнире

Зажатый в угол Локи придумал изящный, но экзотический выход: превратился в кобылицу неземной красоты и, когда в последний день работ Свадильфари тащил очередные глыбы, соблазнил его. Жеребец, вспомнив, что есть на свете дела приятнее, чем таскать каменюки, взбеленился, бросил камни и хозяина и поскакал за кобылицей. В одиночку строитель не успел достроить последний фрагмент стены и асы, ухмыляясь, отказали ему в оплате. А потом Тор вообще убил его молотом.

Зато жеребец Свадильфари догнал-таки Локи-кобылицу, животные вдоволь повеселились и тот (та) вскоре родил(а) восьминогого жеребенка. Его назвали Слейпниром, а когда тот вырос, стал верным конем Одина. Хотя, казалось бы, при чем тут Один?

О чем это на самом деле:

Перед нами один из многих скандинавских мифов, которые показывают двойственную природу Локи. С одной стороны, он ввергает асов в множество проблем, с другой — он единственный среди асов, кто способен их решить, потому что находчив и не гнушается ничем. У Локи, кстати, есть и другие нечеловеческие дети: гигантский волк Фенрир, мировой змей Йормунгард и богиня-владычица мира мертвых Хель, которые вместе с батей восстанут против богов и устроят Рагнарек – конец света.

Греция — Аполлон сдирает шкуру с конкурента

самые безумные мифы древнего мира отвратительные мужики disgusting men

Жирный Аполлон в окружении жирных нимф снимает кожу с жирного Марсия

Даже в целомудренном, PG-13 изложении Николая Куна греческие мифы, если вдуматься, выглядят как бесконечный поток спермы пополам с кровью. Олимпийские боги истребляют людей пачками, насылают на них зловещие проклятия, насилуют и похищают смертных женщин и нимф и вообще веселятся на полную катушку, как бы доказывая роду человеческому: если ты бог, твори, что хочешь.

Мой персональный фаворит здесь — печальная история сатира Марсия. Этот мохнатый гражданин жил себе, пастушествуя по полям и лесам, пока, на свою беду, не начал музыкальную карьеру. Он нашел флейту, точнее авлос, духовой инструмент, смахивающий на гобой, который прежде бросила богиня мудрости Афина (это она его изобрела, но рассердилась, увидев, что ее прекрасное лицо выглядит как-то тупо, когда она играет с надутыми щеками). Марсий из-за внешнего вида не заморачивался и быстро стал мастером-флейтистом, играл друзьям и лесным нимфам, вызывая восхищение.

самые безумные мифы древнего мира отвратительные мужики disgusting men

Соревнование Аполлона и Марсия.

Дальше он совершил фатальную ошибку: возгордился настолько, что вызвал на музыкальный поединок самого Аполлона, бога солнца, музыки и поэзии. Аполлон согласился, выбрав в качестве инструмента лиру-кифару. Первый раунд состязания, который судили сами Музы, прошел вничью, но во втором бог применил не очень-то честный прием: к виртуозной игре добавил еще и сладкозвучное пение. Марсий, понятно, петь и дуть во флейту одновременно не мог, так что Музы присудили победу Аполлону. После чего Аполлон, златокудрый бог света, покровитель изящных искусств и лирической любви, подвесил Марсия на сосне и заживо содрал с него кожу.

О чем это на самом деле:

Как и десятки других греческих мифов, легенда о Марсии учит смертных не идти против воли богов и даже не надеяться сравняться с ними. Потому что боги античности — это жестокосердные, безжалостные и похотливые тираны. То есть максимально человекоподобные создания.

Индия — жена Шивы отрубает себе голову и поит кровью подруг

Чиннамаста, малоизвестная богиня из индуистского пантеона, где несколько тысяч богов, которые то и дело перевоплощаются друг в друга, отождествляются, сливаются и вновь делятся, была бы и вовсе никому не известна, если бы ее каноническое изображение не выглядело настолько безумно.

Картина маслом: женщина, которая держит в одной из рук собственную отрубленную голову, а из шеи бьют три потока крови. Один попадает в раскрытый рот головы, еще два — прямиком в лица двух ее спутниц (но они выглядят довольными и радостно пьют). В качестве вишенки на торте, стоит при этом Чиннамаста на спинах пары, занимающейся сексом. Самый логичный вопрос, возникающий у любого человека, не знакомого с тонкостями индуизма: «Боже, что за хрень?!».

самые безумные мифы древнего мира отвратительные мужики disgusting men

Имя Чиннамаста дословно означает «та, у которой отсечена голова», так что сюрпризов здесь нет. Эта богиня, по сути, — одно из множества отражений многоликой Шакти или Парвати, жены Шивы. Шива, как вы помните, был богом разрушения, так что и у Шакти хватало кровожадных воплощений, к примеру, черная от ярости многорукая Кали, которую рисуют с мечами и отрубленными головами в руках. Что касается Чиннамасты, текст легенды сообщает следующее о случившемся:

«Однажды Парвати с двумя спутницами пошла совершить омовение в реке. После купания кожа великой богини почернела, потому что она была возбуждена. Через некоторое время спутницы попросили ее: «Дай нам какой-нибудь еды. Мы голодны». Она ответила: «Я накормлю вас, но пожалуйста подождите». Прошло еще немного времени, и они вновь подступили к ней с просьбой. На этот раз она отвечала: «Подождите еще, я размышляю сейчас». Подождав недолго, они взмолились к ней: «Ты Мать Вселенной. Ребенок просит чего угодно у своей матери. Мать дает своим чадам не только еду, но и одежду для тела. Поэтому мы просим у тебя пищи. О, прославленная за свою милость, накорми нас!».

самые безумные мифы древнего мира отвратительные мужики disgusting men

Тогда Парвати-Чиннамаста, в порыве невероятного радушия, отсекла себе голову (иногда рисуют меч, но в одной из версии упоминают, что сделала она это просто ногтями) и напоила подруг, а заодно и саму себя, алой кровью. После чего (богиня все-таки) без всяких серьезных последствий вернула себе прежний вид, и они спокойно вернулись домой.

О чем это на самом деле:

Упоминание возбуждения (видимо, сексуального) не случайно, к тому же Чиннамаста не зря попирает ногами любовников, как правило, их изображают похожими на богов любви Каму и Рати. Образ Парвати-Чиннамасты по своей сути целомудренный и жертвенный: она не только подавляет собственную похоть, но и отсекает голову ради помощи подругам. Очень поучительно. Тем не менее, не пытайтесь повторить это дома.

Япония — бог луны убивает хозяйку за выблевывание еды

самые безумные мифы древнего мира отвратительные мужики disgusting men

Аматэрасу

В синтоистской традиции два первых бога, от которых пошли все остальные — супружеская пара Идзанаги и Идзанами, великие-боги творцы. Они сотворили и упорядочили землю и породили множество богов поменьше, но тремя самыми старшими и главными были «три драгоценных ребенка»: богиня Солнца Аматэрасу, бог Луны Цукуеми и бог ветра Сусаноо. Разумеется, эта троица божественных мажоров не замедлила устроить разборки из-за того, кто все же главный из них и будет править миром (богам-родителям эти мелочи были не интересны, они давно отошли от дел).

Сначала конфликт пролег между Аматэрасу, хозяйкой небесных чертогов Такамагахара, и буйным Сусаноо. Не желая покидать небо, хотя боги на общем совете решили, что из-за скандального поведения ему там не место, младший брат устроил соревнования с сестрой — кто сотворит больше прекрасных вещей — а проиграв, начал дебоширить. Сначала он в буквальном смысле засрал небеса, а потом, словно этого было мало, содрал с пегого жеребца шкуру (еще гуманно по сравнению с Аполлоном) и бросил в ткацкий зал Аматэрасу.

самые безумные мифы древнего мира отвратительные мужики disgusting men

Богиня пришла в ярость из-за поведения неотесанного мужика и поступила очень по-женски: заперлась от мира в пещере, мол, если никто не может защитить меня и мои покои, то даром такой мир и не нужен. Поскольку она была все-таки богиней солнечного света, без которого земля начала потихоньку загибаться, боги пришли в ужас, выманили ее из пещеры, а Сусаноо схватили и изгнали подальше.

самые безумные мифы древнего мира отвратительные мужики disgusting men

Цукуеми

Бог луны Цукуеми все это время благоразумно не вмешивался в конфликт, но демонстрировал, что на стороне сестры, с которой жил вместе в Такамагахара. Однако после изгнания Сусаноо пришла и его очередь. Аматэрасу, считавшаяся главной, отправила Цукуеми на землю, нанести визит богине еды Укэмоти. А эта богиня, гостеприимная и хлебосольная, готовила еду странным способом, предпочитая просто изрыгать ее из своего рта прямо на стол. Посмотрит на океан — выблевывает свежую рыбу, на рисовое поле — гору вареного риса.

Цукуени, не привыкший к такому в небесных чертогах, пришел в такую ярость, что немедленно убил Укэмоти. Аматэрасу, услышав об этом, прогневалась и изгнала нервного брата прочь, в дальний дворец. Злые языки поговаривают, что это была ее провокация с самого начала: богиня солнца хотела править в одиночестве.

О чем это на самом деле:

Солнце и луна обычно не появляются на небе вместе, и, по мнению древних японцев, причина именно в том, что Цукуени отселили подальше от чертогов Аматэрасу. Ее интриги увенчались успехом: в отсутствие братьев-конкурентов Амаэтрасу стала безоговорочно главной богиней пантеона, именно к ней возводили свою родословную японские императоры (до тех пор, пока оккупационная американская администрация не принудила императора Хирохито отречься от божественного происхождения). Получается, в Японии феминизм восторжествовал еще в мифические времена.

https://disgustingmen.com/history/5-most-bizarre-myths

Божества Югры

Божества Югры

Чем дальше от границ “цивилизации”, от влияния западной культуры и мест, жители которых в первую очередь были подмяты и обструганы под устои “ненавязчивого” христианства, тем ярче и живее предстают перед человеком образы исконных богов, некогда обитавших на этой территории. Имена многих из них помнили и чтили вплоть до недавнего времени, но увы — человеческая память слаба и быстротечна, несколько сменившихся поколений приводят к полной перемене сознания. Сколькие помнят о Сорни-най, знаменитой Золотой бабе?

А, между тем, ее идол ищут до сих пор — ведь, если верить легенде, то “Сибирский фараон”, как Сорни-най называли в Сибири, сделан из чистого золота! Но то легенды, и художественные произведения. А в письменных источниках, на которые опираются современные исследователи, идол Сорни-най — деревянный, но с золотой короной на голове. Так говорится в скандинавской “Саге об Олаве Святом”: по ее сюжету о “Золотой бабе” и ее святилище узнал Торир Собака со своими викингами. Но можно ли верить сказаниям и летописям, если все они помещают знаменитый идол в разные места? У кого — за Вяткой, у иных — неподалеку от устья Оби, да и выглядит она всегда по разному, “превращаясь” то в беременную женщину, то в старуху с детьми, а то и все сразу — в беременную старуху с парой ребятишек. Причем не всегда это статуя в привычном понимании слова “идол”: порой Сорни-най упоминали, как скалу с хорошо просматриваемым женским силуэтом.

Как бы там ни было, но правды о ее облике не узнать — согласно записям Г. Ф. Миллера и И. И. Лепехина, язычники, не пожелавшие принимать христианство, увезли Золотую бабу подальше от людских глаз, желая сохранить идол древнего божества. Ореол таинственности привлек внимание творческих людей: Сорни-най стала героиней нескольких книг и фильмов, а с ее идолом и жертвенником можно ознакомиться в Уватском краеведческом музее, где разместилась “персональная” экспозиция богини. Словом, в узких кругах это довольно знаменитый персонаж (да и в широких — тоже), но вряд ли так можно отозваться о других божествах Югры, ничем не уступающих Сорни-най в древности и могуществе.

Менквы и компания

Верховным богом ханты и манси почитали Нуми-Торума — седого старика в золотых одеждах, который сидел на золотом стуле и с высоты своего седьмого неба наблюдал сквозь дыру за всем, что происходит на земле. Только наблюдал — божество не собиралось вмешиваться в людские склоки, за исключением случаев, когда дело касалось святотатства, промысла, на который был наложен запрет и лжеприсяги. В остальном Нуми-Торум рассчитывал на человеческое благоразумие, так что люди, по сути, были предоставлены сами себе. Как у Высоцкого — “хорошую религию придумали индусы”, так и здесь — если все неплохо и без христианства, то о каком крещении может идти речь? Правда, при этом особо не афишируется, что люди у Нуми-Торума получились не сразу, а результатом первого опыта по созданию живых существ стали менквы.

Менквы — в ханты-мансийской мифологии великаны-людоеды и оборотни, созданные Нуми-Торумом из стволов лиственниц, и сбежавшие от своего отца в лес. Они похожи на людей, но отличаются очень густыми бровями, иногда — острой головой или наличием нескольких голов (до семи), железным телом и чрезвычайно длинными ногтями. Сильные, но глупые: о слабом месте можно узнать только волшебным образом, и, если менкв погибнет, то его тело возвращается в природу в виде островов, холмов или рек.

Считалось, что менквы охраняют святилища старых богов, поэтому их изваяния размещали неподалеку, меняя раз в семь лет на новые — люди верили, что сила менква с течением времени ослабевает. Некоторые исследователи считают, что острая голова изваяния — это не форма черепа, а шлем.

У Нуми-Торума было семеро детей — сыновья и дочь. Пятым сыном почитали Ай-Ас-Торума, Обского старика. Его капище стояло прямо в устье Иртыша: будучи покровителем рыболовов и их промысла, Ай-Ас-Торум взирал стеклянными глазами на все свои владения. Почитатели наряжали его в красный суконный кафтан, а вокруг в обязательном порядке раскладывали рыболовные снасти, лук с колчаном стрел, кольчугу и копье. Старик считался заядлым взяточником — рыбаки получали ровно столько рыбы, во сколько Ай-Ас-Торум оценивал их подношения, а потому сразу по завершении первого майского промысла люди стремились задобрить вредного небожителя, и щедро мазали лицо истукана рыбьим жиром. Помощник и друг Нуми-Торума, Ортик, чей идол был собран из металла, мехов, дерева и ткани, стоял в передней части капища, а в Белогорских юртах, в импровизированном гнезде, сидел медный гусь — охотники были уверены, что изобилием пернатой дичи обязаны именно ему.

Примерно в 75 км от города Обдорска, ныне известного как Салехард, стояли двое — мужчина и женщина. Одетые в традиционные наряды, украшенные особенными серебряными украшениями, они находились каждый в своем капище, а остяки, если случалось проплывать мимо по реке, старались держаться строго середины потока, чтобы не дай бог не оскорбить божество прикосновением весла к воде. Да что там, даже пить здесь боялись. Но, каким бы сильным ни было бедствие — мор, голод, падеж скота — со всем можно было обратиться к истуканам, и не встретить отказа.

Местные боги всем прочим подношениям предпочитали серебро — неудивительно, что постепенно его накопилось такое количество, которое не могли обойти стороной более алчные соседи по землям. Югра превратилась в магнит для любителей легкой наживы.

Сопротивление

… а шли с ним хотячие люди, да князь Василий Вымский Ермолич с Вымичи и с Вычегжаны

Именно так в Астраханской летописи говорится о походе Василия Скрябы в Югру. Москва нуждалась в дани — серебре, мехах и охотничьих птицах. Скряба по приказу Ивана III должен был привести югорских князей к присяге, но перед ним несокрушимой преградой встал Асыка — вогульский князь, который доставил захватчикам немало хлопот, но в итоге все-таки потерпел поражение. Присягу дали другие князья, и, обложенные данью, вернулись домой из Москвы.

Если территориально и финансово Югра стала зависимой, то в церковь местные не спешили, а борьбу с идолопоклонничеством можно было вести только там, где истуканы находились в зоне доступа. А тут утащат изваяние куда-нибудь на тайный островок на болотах, и ищи его — так и без головы остаться можно, а толку ни на грош, потому что тут же, на соседнем островке, таких изваяний на пять капищ наберется.

Но всегда есть какое-нибудь “но”.

6 декабря 1714 года

Об уничтожении кумиров и кумирниц у вогуличей у остяков у татар и у якутов, и о крещении сих народов в христианскую веру
По сему указу ехать тебе, богомольцу Нашему во всю землю огульскую и в Встяцкую и во все их уезды и в Татары и в тунгусы и в Якуты и в волостях их где найдешь их кумиры и кумирницы и нечестивыя их чтилища, и то по сему Нашему Великаго Государя указу пожечь, а их Вогулечев и Остяков и Татар и всех иноземцов Божиею помощию и своими труды приводить в Христианскую веру, и о том явить им словесно и сей Наш указ сказать: и которые Вогулечи и Остяки и Татара и все иноземцы крестятся, тем Нашего Царскаго жалованья давать холст ко крещению, на рубахи, и в ясаку им льгота будет. А где ты богомолец Наш приедешь в городы в Верхотурье до Пелыми, до Березова по Сосве и за Березов вниз и оттуда до Нарыма и до Тобольска и Енисейска и Якутскаго и в волости до тех городов надлежащия что надобно к твоему поведению и к потребе, и то по сему Нашего Величества указу брать тебе в городах из казны у Коммендантов, что понадобится к тому крещению, и Коммендантом всех Сибирских городов везде давать, что понадобится…

С таким приказом Петр I отправил митрополита Филофея в Тобольск. Власть и Церковь против язычества и идолов — исход такого сражения предрешен, но битва заняла века. Идолов жгли, плавили и ломали, население крестили принуждением и измором, искали спрятанных кумиров и шаманов. Не могли найти только одного — Золотую Бабу.

Казымские ханты говорили: “Сорни-най у нас”. Сосьвинские уверяли: “У нас”. Юганские твердили: “У нас где-то”. И только кондинские манси заявляли: “У нас ее давно нет. Ее куда-то утащили наши старики и потом умерли, никому не сказав. Теперь мы не знаем, где она спрятана”.

http://slavyanskaya-kultura.ru/nepoznannoe/bozhestva-yugry.h...

  • Мария Молчанова.

Волхвы и колдуны в средневековой Руси.

В канонах восточной церковной традиции борьбе с дьявольскими проявлениями отводилось сугубо практическое место. Считалось, что чародеи, обладая сакральными знаниями о природе, не совершали ничего греховного. Потому репрессии в отношении ведьм и колдунов не носили характер фанатичного преследования, но представляли собой в основном обыкновенные гражданские иски с имущественными претензиями.

О языческих богах и их служителях (3 статьи)

Колдовство, волхвование или ведовство еще в дохристианскую эпоху активно использовались по всей территории Руси. Языческие обряды в основном совершались «ведунами». Считалось, что они обладали тайными знаниями и навыками врачевания. Первые упоминания о колдунах на Руси появились еще во времена князя Олега, прозванного «Вещим» за свои дальновидные предсказания и прозорливость. Сам русский правитель нередко обращался к волхвам и даже, как говорят, знал, когда и как он умрет, благодаря пророчествам приближенных колдунов. Любопытно, что само слово «волхв» произошло от имени сына легендарного славянского князя Славена. Остались сведения, что Волхов (Волховец) обладал чародейскими знаниями и мог их применять. Летописцы отмечали, что на берегу реки Мутной (позже ее нарекли Волхов) он построил увеселительный городок и, перевоплощаясь в крокодила, пугал местных жителей. Те, прознав о его магических способностях, и вовсе сочли наследника князя за бога.

Известна еще одна запись летописцев от 1044 года, повествующая о том, как князь Всеслав Полоцкий появился на свет с врожденным изъяном на голове. Волхвы рекомендовали родителям наложить повязку на это место. Между прочим, поверивший в чудесное исцеление Всеслав не снимал повязку до конца своих дней. О его способности перевоплощаться говорится в знаменитом славянском эпосе «Слово о полку Игореве»: «Волхов-князь в одну ночь, обратившись волком, от Киева дорысковал до Тьмуторокани». После принятия христианства и утверждения «Устава святого князя Владимира» в отечественном законодательстве появились статьи, в которых уже четко регламентировались магические «профессии»: «ведьство» (колдовство), «зелииничьство» (приготовление лекарственных смесей, ядов и приворотных средств), «волхование» (совершение языческих обрядов).

Фрагмент Радзивилловской летописи о восстании волхвов в Суздале.
Фрагмент Радзивилловской летописи о восстании волхвов в Суздале. Источник: runivers.ru

В Уставе следующего правителя Ярослава Мудрого, принятом в 1051 — 1054 годах, упоминались виды наказаний, применяемые к вышеперечисленным категориям магов и волшебников. Однако, четких и конкретных рамок, как действовать по отношению к прямым конкурентам церкви так и не были определены. С тех пор волхвы и знахари заняли нишу семейных врачевателей, колдунов, которые действовали полулегально. Упоминания о каких-либо актах репрессий или иного насилия в отношении колдунов встречаются крайне редко и применяемые к ним санкции не были настолько жестокими, как в случае механизма инквизиции в средневековой Европе. Официальная церковь лишь монополизировала право на изготовление лечебных препаратов по рецептуре того времени. По сравнению с византийским церковным законодательством в средневековой Руси не упоминаются массовые религиозные преступления. В период с XI по XIII века в отношении волхвов и колдунов нередко применялась практика самосудов и народных расправ. Наиболее яркий подобный эпизод описан в Никоновской летописи, когда в Новгороде в 1227 году четырех волхвов сожгли на костре. Им вменялось умышленное совершение магических ритуалов, повлекших засуху и неурожай, за что те и поплатились своей жизнью. Правда, сам летописец сомневался в виновности казненных.

Сергей Иванов. Христиане и язычники, 1909.
Сергей Иванов. Христиане и язычники, 1909. Источник: regnum.ru

Из-за повальной неграмотности населения и множества бытовавших предрассудков вера в колдунов и магов так и не была искоренена, а лишь эволюционировала. Пойманных псевдо-колдунов передавали церкви, а клерикальный суд по подобию мирского вознаграждал потерпевшего как правило за счет тех же колдунов. После выплаты денежного возмещения морального ущерба волхвов как правило отпускали на свободу. С приходом новой религии население по-своему приняло произошедшие изменения, однако, постепенно сложился уникальный культурный симбиоз из канонов монотеистического и политеистического верований, своеобразное двоеверие. В частности, языческие культы, такие как Иван Купала или Масленица, остаются до сих пор любимейшими праздниками национальной культуры.

В летописях нередко встречаются волхвы-чародеи даже среди знати. В «Сказании о Мамаевом побоище» один из персонажей, герой Куликовской битвы князь Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский был описан как «вещун», то есть человек, обладавший способностями понимать птиц и зверей или слушать землю. Несмотря на усилившуюся церковную пропаганду, ужесточившиеся правила в отношении магических ритуалов не искоренили веры народа в волхвов и ведунов. Были проведены частные показательные казни: в 1462 году в Можайске сожжен за колдовство Андрей Дмитриевич со своей женой, оба представители боярского рода. Еще один похожий случай, описанный летописцами, датирован 1497 годом. Тогда государю Московскому Ивану III передали тайное послание, в котором говорилось о том, что его супругу Софью Палеолог посещали «лихие бабы с зелием». В итоге, их схватили и утопили в Москве-реке в тот же день.

Константин Маковский. Святочные гадания. 1905.
Константин Маковский. Святочные гадания. 1905. Источник: greatartists.ru

На XV-XVI века пришелся этап существенного роста репрессий по отношению к волшебникам и мистическим прорицателям. Светская власть активно начала применять казни в отношении религиозных преступников. Такой неожиданный всплеск насилия был вероятнее всего заимствован из золотоордынской практики и не свойственен исконным особенностям русской правоприменительной практики.

Источники
  1. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
  2. Бычков А. А. Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?: легенды и мифы. М.: Олимп АСТ: Астрель, 2004.
  3. Канторович А.Я. Средневековые процессы о ведьмах. М.: Либроком, 2014.
  4. Изображение анонса и лида: pinterest.com

https://diletant.media/articles/44871710/

Картина дня

наверх