На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Антисемитизм без границ (История) (2) (6 статей)

Холокосты местного масштаба

Жертвы погрома в Екатеринославе 1905 года. На фото убитые еврейские дети. Фото: Wikipedia / Общественное достояние

И у жертв погромов есть имена. И очень важно узнать и сохранить их, восстановив историю гибели тысяч евреев, уничтоженных антисемитами
Владимир ПЛЕТИНСКИЙ

Идея создания музея, посвященного жертвам еврейских погромов, периодически происходивших на территории уРоссийской Империи, принадлежит историку, ведущему специалист в еврейской генеалогии Саре Наде Липес.

Пока — только музея виртуального. О том, как продвигается работа по осуществлению этой миссии и о других проектах — наш сегодняшний разговор.
Сара Надя Липес— Надя, с предыдущего нашего интервью, посвященного, прежде всего, теме еврейских погромов, прошло уже немало времени. Помнится, вы говорили о проекте, призванном увековечить память жертв погромщиков. Удалось ли сделать реальные шаги в этом направлении?
— Мы продолжаем собирать документы, находящиеся в самых разных местах, и иногда публикуем списки жертв того или иного погрома на нашей странице jewishpogroms.net.ua.
— Как я понимаю, сложности с финансированием проекта не останавливают ваши изыскания по этой теме. Как по-вашему, идея создать базу данных людей, погибших в погромах, найдет отклик у их потомков?
— К сожалению, из-за отсутствия финансирования индексация списков жертв была приостановлена, хотя мы продолжаем собирать информацию. Я надеюсь, что эта идея найдет поклонников. Я знаю немало евреев, которые, обнаружив у себя в родословной людей, погибших в погромах, резко меняли свое отношение к проблеме, к которой доселе были равнодушны.
— По постам и комментариям в соцсетях вижу, что далеко не все наши соплеменники разделяют интерес к прошлому, считают, что нечего ворошить былое, раздражая местное население, в том числе потомков погромщиков. Это те же самые евреи, которые требуют отказаться от исследований и публикаций об участии местных коллаборационистов в истреблении евреев во время Второй мировой войны, или "антипогромные" настроения выражают другие люди?
— Нет, это все те же люди.
— Тема погромов стала особо актуальной после того, как в Виннице установили памятник Симону Петлюре. Несмотря на то, что он сам не поощрял еврейские погромы и летом 1919 года даже издал указ с требованием карать погромщиков, его личность у большинства евреев вызывает реакцию отторжения. А какова ваша личная позиция по этому вопросу?
— Я категорически против любых памятников людям, которые были связанны с погромами. Надо помнить, что погромы начались еще в 1917 году, а указ Петлюра издал только летом 1919, и вообще не проследил за его выполнением. Да и издал он этот указ под давлением международных организаций, а не потому, что сочувствовал евреям.
— Если по поводу того, есть ли еврейская кровь на руках Петлюры, Бандеры, Шухевича и других украинских деятелей ХХ века, ожесточенно спорят друг с другом даже евреи, то насчет руководителей Колиивщины Гонты и Железняка сомнений вроде бы нет. Тем не менее, им открыли памятник в Умани — в том самом городе, где произошла печально знаменитая резня 1768 года, и куда на могилу рабби Нахмана регулярно съезжаются еврейские паломники. Как по-вашему, нет ли в решении властей увековечить память погромщиков юдофобской составляющей?
— Безусловно есть и они эту самую составляющую нисколько не скрывают.
— Вас в рамках вашего проекта интересует только тема погромов времен Гражданской войны, или вы намерены исследовать материалы о насилии над евреями второй половины XIX — начала ХХ века, а также антисемитских деяний уже упомянутых гайдамаков и Богдана Хмельницкого?
— Меня интересуют любые погромы, происходившие на территории Российской Империи вне зависимости от времени, когда они произошли (в том числе уже и при советской власти). Хотя, несомненно, чем раньше это случилось, тем сложнее будет найти имена жертв.
— Приведите пример хотя бы одного погрома.
— Пожалуйста. С 3 января по 14 марта 1918 года в Одессе была Одесская республика, просоветское образование. Это совсем не помешало умереть 73 евреям разного пола и разного возраста. Семилетний ребёнок был сожжен, старикам пробили головы, основная масса была убита огнестрельным оружием. В моей базе данных есть их имена, места регистрации и возраст.
— Погромы сопровождались изнасилованиями евреек?
— Да, само собой. Как-то один гражданин спросил меня: "А правда ли то, что вы пишете по поводу изнасилований? Неужели число изнасилований было столь велико?
Бессмысленно спорить с антисемитом, но вот вам доказательство моих слов. В 1918 году в Одессе 248 незамужних еврейских женщин родило мертворожденных младенцев. Никто не родил доношенного. Не знаю, как они этого добивались. Не мне их судить. Но факт остается фактом. В 1918 году в Одессе у евреек не родилось 248 детей. Как известно, беременность после первого секса наступает далеко не у всех. Я думаю, что она наступает не более чем у 5% женщин.
И теперь вы легко можете посчитать общее количество изнасилованных не в самых погромных 1917-1918 годах.
В моем архиве есть список этих женщин. Вряд ли они рассказали своим более желанным потомкам об их предшественниках. Так что по этому списку одесситы могут найти информацию, которая едва ли их порадует.
— Кто участвовал в погромах?
— Многим интересно, что это были за люди, которые громили евреев. Например, вот неполный список профессий, которые развлекали себя погромами в 1905 году. Фонд 1522 опись 1. Судебный следователь по особо важным делам Киевского окружного суда 1905-1906:

Обвинение солдат и надзирателей в участии в еврейских погромах — Киев
Участие городовых в еврейских погромах (списки полицейских) — Киев
Участия группы лиц и надзирателей в еврейских погромах — Киев
Участие агента сыскной части в еврейском погроме — Киев
Обвинение чернорабочего в участии в еврейском погроме — Киев
Обвинение чернорабочего в участии в еврейском погроме — Киев
Обвинение сварщика мастерских Ж\Д в еврейских погромах — Киев
Обвинение извозчика в участии в еврейских погромах — Киев
Обвинение извозчика в участии в еврейских погромах — Киев
Обвинение столяра в участии в еврейских погромах — Киев
Обвинение сезонного рабочего в участии в еврейских погромах — Киев
Обвинение швейцара в участии в еврейских погромах — Киев
Обвинения в участии в еврейских погрмах — Киев
Обвинения в участии в еврейских погромах — Пуще-Водица
Обвинение группы лиц в участии в еврейских погромах — Подол -Киев
Обвинение группы лиц в участии в еврейских погромах — Киев
Обвинение группы лиц в участии в еврейских погромах — Демиевка
Обвинение группы лиц в участии в еврейских погромах — Киев
Участие каменщика в еврейском погроме — Киев
Участие владельца дома и магазина в еврейском погроме — Киев
Участие сапожника в еврейском погроме — Киев
Участие домовладельца в еврейском погроме — Киев
Участие владельца слесарной мастерской в еврейском погроме — Киев
Участие сторожа Ж\Д склада в еврейском погроме — Киев
Участия колежского регистратора, надзирателя и урядника в еврейском погроме
Участие дворника в еврейском погроме — Киев
Участие сторожа в еврейском погроме — Киев
Участия в еврейских погромах — Киев
Участие владельца магазина в еврейском погроме — Киев
Участие дворника в еврейском погроме — Киев
Участие чернорабочего вокзала в еврейском погроме — Киев
Участие смазчика в еврейском погроме — Киев
Участие владельца гастрономического магазина в еврейском погроме — Киев
Участие слесаря Ж\Д депо в еврейском погроме — Киев
Участие чернорабочего в еврейском погроме — Киев
Участия в еврейских погромах — Киев
Участие швейцара в еврейском погроме — Киев
Участие владельца молочной лавки в еврейском погроме — Киев
Участие дворника в еврейском погроме — Киев
Участие вора-рецедивиста в еврейском погроме — Киев
Участие сына домовладельца в еврейском погроме — Киев
Участие мусорщика в еврейском погроме — Киев
Участие владельца дома в еврейском погроме — Киев
Участие подмастерья-сапожника в еврейском погроме — Киев
Участие дворника в еврейском погроме — Киев
Участие плотника в еврейском погроме — Киев
Протокол допросов потерпевших в еврейском погроме. Участие городового — Киев
Протокол допросов свидетелей и потерпевших в еврейском погроме — Киев
Протокол допроса об участии переплетчика в еврейском погроме — Киев
Протокол допроса свидетелей еврейского погрома — Киев
Участие пристава и его помощника в еврейском погроме — Киев
Заявление группы рабочих, возмущенных участием их рабочего в грабеже вещей во время еврейского погрома — Киев
Об участии чиновника полиции в еврейском погроме — Киев
Участия владельцев домов и бань в еврейском погроме — Киев
Участия в еврейских погромах — Киев
Участие ранее судимого конокрада в еврейском погроме — Киев
Обвинение артиста цирка в участии в еврейском погроме — Киев
Обвинение группы лиц в участии в еврейских погромах — Киев
Обвинение группы лиц в участии в еврейских погромах — Киев
Участие столяра в еврейском погроме — Киев
Участие парикмахера в еврейском погроме — Киев
Участие приказчика магазина в еврейском погроме — Киев
Участие лакея в еврейском погроме — Киев
Участие дворника в еврейском погроме — Киев
Участие дворника в еврейском погроме — Киев
Протоколы допросов свидетелей об участии мясоторговца в еврейском погроме — Киев.

Это только одна из описей только одного из периодов истории Российской империи.
— Музеи, связанные с тематикой Холокоста, есть во многих странах. В некоторых еврейских музеях есть экспозиции, связанные с темой погромов, преследований и изгнаний евреев. А существует ли хоть один музей, посвященный именно погромам?
— Нет, таких музеев не существует. Надеюсь, когда-нибудь наш виртуальный музей станет и вполне осязаемый. Вопрос только в наличии спонсоров. Пока же меценаты не спешат к нам на помощь, деятели общественных организаций в лучшем случае занимаются темой Холокоста, а зачастую — лишь выяснением отношений друг с другом.
— В сегодняшней Украине многими любая критика неблаговидных деяний исторических персонажей часто вызывает волну обвинений в работе на пресловутый "Русский мир". К этому хору присоединяются и некоторые евреи, в том числе живущие за пределами Украины — в Израиле, США, Германии и т.д. Достается от них порой и вам. Какова ваша реакция на подобные обвинения?
— Достали. Принцип "кто не с нами — тот против нас" крайне примитивен.
— Как гражданка Украины, считаете ли вы Россию вражеским государством?
— Да, несомненно.
— Считаете ли вы педалирование на том, что Голодомор организовали преимущественно евреи проявлением антисемитизма?
— Конечно. Особенно если учесть, что во время Голодомора погибло значительное количество еврейского населения, и уж, конечно, не евреи его организовывали.
— Коснулись ли ваших родственников погромы, Голодомор, Холокост?
— Да, как и любого еврея, родившегося в Украине.
Вопреки устойчивому мнению о том, что погромами промышляли только петлюровцы да деникинцы, кровавый след тянется и за большевиками. И истории из бабелевской

Вопреки устойчивому мнению о том, что погромами промышляли только петлюровцы да деникинцы, кровавый след тянется и за большевиками. И истории из бабелевской

Вопреки устойчивому мнению о том, что погромами промышляли только петлюровцы да деникинцы, кровавый след тянется и за большевиками. И истории из бабелевской

lipes2263

Жила себе в Одессе семья Хаймовичей. Хорошо жила и никому не мешала. И так было до 16 февраля 1919 года. А 16 февраля семья закончилась
Жила себе в Одессе семья Хаймовичей. Хорошо жила и никому не мешала. И так было до 16 февраля 1919 года. А 16 февраля семья закончилась

lipes2266

340 евреев Тростенца были убиты за один день. 10 мая 1919 года, после двухдневного ареста они были уничтожены. Взрослые люди, в основном родители малолетних детей. После убийства родителей сколько сирот смогло выжить? Сколько ещё еврейских душ нужно добавить к этому списку?

340 евреев Тростенца были убиты за один день. 10 мая 1919 года, после двухдневного ареста они были уничтожены. Взрослые люди, в основном родители малолетних детей. После убийства родителей сколько сирот смогло выжить? Сколько ещё еврейских душ нужно добавить к этому списку?

340 евреев Тростенца были убиты за один день. 10 мая 1919 года, после двухдневного ареста они были уничтожены. Взрослые люди, в основном родители малолетних детей. После убийства родителей сколько сирот смогло выжить? Сколько ещё еврейских душ нужно добавить к этому списку?

14 погромов произошло в Брацлаве за три года

Документы о Тетиевских погромах свидетельствуют, что полицаи 1942 года были сущими детьми по сравнению со своими предками

Документы о Тетиевских погромах свидетельствуют, что полицаи 1942 года были сущими детьми по сравнению со своими предками

Документы о Тетиевских погромах свидетельствуют, что полицаи 1942 года были сущими детьми по сравнению со своими предками

— Знаю, что вы по-прежнему занимаетесь изучением родословной еврейских семей, выполняете заказы по генеалогическим изысканиям тех, кто хочет узнать побольше о своих предках. Много ли наших соплеменников проявляют желание познакомиться со своими корнями?
— Последнее время тема весьма популярна, но русскоязычные евреи, в отличие, например, от англоязычных, по-прежнему не особо стремятся выяснить что-то о своей родословной.
— Как известно, при нацистской оккупации многие евреи добывали паспорта на чужое имя, а потом уже продолжали жить по этим документам, передавая чужие фамилию и национальность своим детям и внукам. Зачастую это становится камнем преткновения при попытках репатриироваться в Израиль. Могут ли ваши архивные изыскания помочь людям, желающим доказать свое утерянное еврейство?
— К сожалению, чаще всего не могут. Если нет никаких советских документов, которые бы связывали довоенную и послевоенную личность, доказать что-либо невозможно.
— Можете привести конкретные примеры (разумеется, не указывая имен)?
— Например, была женщина, которая до войны родила двух детей, во время войны поменяла себе документы, и после войны родила двух детей уже с новыми документами. В ее случае первые дети спокойно могут репатриироваться, а вот у последующих могут возникнуть проблемы. Но эти проблемы как раз решаемы. А вот если бы у этой женщины все дети родились после войны — это было бы неразрешимо.
— Поступают ли к вам предложения фальсифицировать документы ради того, чтобы по фальшивым бумагам въехать в Израиль? Какова ваша реакция на подобное?
— Регулярно обращаются. Посылаю далеко и надолго.
— Недавно вы выпустили книгу "А вы по национальности?.." из серии "Генеалогия для чайников". Что это — учебник для тех, кто хочет узнать о своих предках?
— Это пособие для тех, кто считает, что у него есть какие-то еврейские корни. Здесь содержатся ответы на часто возникающие вопросы при поисках еврейской родословной.

— Можно ли эту книгу заказать? Как это осуществить технически?
— Можно приобрести на моих лекциях, например.
— Вы периодически выступаете с лекциями в разных странах. Насколько мне известно, ближайшая состоится в Хайфе. Когда и по какому адресу? Какие вы темы намерены освещать? Будут ли другие встречи в Израиле?
— Теоретически будут, но подробности пока не известны. В Хайфе встреча состоится 15 ноября в 19.30 по адресу а-Намаль 57.
— Вы космополитка, правда, не безродная. Родились в Украине, жили в Израиле, теперь — в Испании, кроме того, постоянно перемещаетесь по Европе. Где у вас есть ощущение дома? Или вам, как истинной еврейке, хорошо только в дороге?
— Да, мне хорошо в дороге!
* * *
Кто-то назвал еврейские погромы Холокостами местного масштаба. Разумеется, по количеству жертв и планомерности эти явления несопоставимы. Но жертв "окончательного решения еврейского вопроса", устроенного нацистами, и организованных нападений антисемитской толпы роднит главное: их убивали только за то, что они были евреями.
Сейчас у нас есть шанс увековечить память невинных жертв погромщиков. Хотелось бы, чтобы эта работа нашла не только отклик в еврейских сердцах, но и спонсоров, без которых на одном энтузиазме ее проведение, к сожалению, невозможно.
Связаться с Надей Липес по любым вопросам, которыми она занимается, можно, написав по адресу nadialipes@gmail.com.

http://www.isrageo.com/2017/10/28/lipes226/

В поисках религиозной истины



Публичный диспут между христианскими и иудейскими учеными. Гравюра конца XV в.

Диспут как форма иудео-христианских отношений
М. Р.

Особое место в многовековой истории иудео-христианских отношений занимают публичные диспуты между представителями двух религий.
Эти диспуты эпизодически происходили еще в поздней античности и в раннем Средневековье. Однако лишь в XIII в. с развитием схоластики и возникновением доминиканского ордена, целью которого была борьба с еретиками и неверными, диспут как таковой становится главным методом ученого изыскания и превращается в ведущую форму религиозной полемики между христианством и иудаизмом.
В рамках телеологического мировоззрения Средневековья победа в диспуте, как и в турнире вообще, не могла остаться за стороной, позиция которой считалась заведомо неверной. Еврейско-христианские диспуты не преследовали цель выявить сильнейшую сторону, но лишь в очередной раз публично обнаружить всю несостоятельность иудаизма перед лицом абсолютной истины христианской религии. Эти диспуты должны были способствовать достижению одной из теологических целей христианства – добровольному обращению евреев.
В XIII в. такого рода состязания проводились в торжественной обстановке в присутствии царствующих особ и элиты христианского духовенства. Первый такой диспут произошел в 1240 г. в Париже между отступником Николаем Донином и Иехиэлем бен Иосефом Парижским. Предметом дискуссии являлся Талмуд. Христианская сторона вела этот турнир как судебное разбирательство, на которое евреи были вызваны защищать свои заблуждения. Все завершилось сожжением Талмуда.
Один из наиболее известных диспутов Средневековья связан с именем Нахманида. Официально он происходил между выкрестом из евреев, доминиканским монахом Пабло Христиании, и известным еврейским ученым, одним из руководителей евреев Испании, раввином Моше бен Нахманом (Рамбаном), известным в европейской литературе под именем Моисея Нахманида. Диспут состоялся в Барселоне в июле 1263 г. в присутствии и при участии арагонского короля Хайме I, его двора, кардинала, епископов и членов францисканского и доминиканского орденов.
Собственно, король навязал Нахманиду это публичное состязание, во время которого Рамбан мужественно защищал еврейскую религию. При этом он согласился участвовать в полемике при условии, что ему будет позволено высказываться совершенно свободно, не опасаясь кары за это. Король принял такое условие, а после диспута, продолжавшегося четыре дня, с похвалой отозвался об аргументации Нахманида («Я никогда не слышал столь прекрасной защиты столь несправедливого дела») и подарил ему 300 динаров.
По настоянию епископа Жероны Нахманид изложил свои взгляды в книге «Сефер ха-виккуах» («Книга о диспуте»). Чтобы дать представление об аргументации еврейского ученого, приведем отрывки из этого труда.
Вот как Нахманид обращается к королю как арбитру в его споре с доминиканским монахом: «Выслушай, государь мой! Основной предмет разногласий между иудеями и христианами заключается не в Мессии, а в том, что христиане говорят ужасные вещи о Божественной Сущности. Ты сам, государь наш, – христианин, сын христианина и христианки, ты привык к этому и перестал это осознавать. Ты всю свою жизнь слушал священников и монахов, говорящих о рождестве Иисуса. Они до мозга костей наполнили тебя рассуждениями об этом, вплоть до того, что все это утвердилось у тебя в силу привычки. Однако то, во что вы верите, – и это основа вашей веры! – не приемлет данный нам Богом разум: что Всевышний, Создатель небес и земли, превратился в плод в утробе некой женщины, пробыл там девять месяцев и родился младенцем, затем вырос, а впоследствии был предан в руки своих врагов, которые осудили его на смерть и умертвили; после чего, как вы утверждаете, он ожил и вознесся на небо. Все это противно природе вещей, этого не приемлет разум человека, который действительно верит в то, что Всевышний есть Создатель и Владыка небес и земли. Пророки никогда ничего подобного не говорили, да и нельзя оправдать такие вульгарные верования ссылками на возможность чуда (и если ты хочешь, то я могу подробно объяснить тебе отдельно, почему так). Этого не стерпит разум иудея и вообще никакого думающего человека! И тщетно вы приводите свои доказательства о Мессии, ведь не в Мессии вся суть нашего спора. Но мы поговорим дальше о Мессии, раз вы требуете этого…»
Вот что говорил Рамбан о мессианстве: «Я верю и знаю, что Мессия еще не пришел. Невозможно поверить в мессианство Иисуса, потому что он не исполнил слов пророков. Пророк говорит о Мессии, что он будет царем Израиля и что при этом он будет властвовать от моря до моря и от реки до концов земли (Псалмы 72:8). У Иисуса же не было вообще никакой власти, ибо при жизни он сам был гоним врагами и скрывался от них. Позднее же он был пойман и не мог спасти сам себя, как же он избавит весь Израиль? Да и после его смерти не было у него какой-либо власти. Ведь владычество Рима – не от него, потому что Римская империя властвовала над большей частью мира до Иисуса, зато после принятия его веры она потеряла много государств. Да и сейчас у ваших религиозных врагов, мусульман, больше власти и стран в подчинении, чем у вас. К тому же пророк говорит, что „во дни Мессии Земля будет наполнена ведением (познанием) Бога, как воды наполняют море“ (Исайя 11:9). И еще: „не будут больше учить друг друга, и не будет нужды в том, чтобы брат учил брата, и не будут говорить: Познайте Бога, ибо все сами будут знать Меня“ (Иеремия 31:34). И ничего подобного нет сейчас! И еще сказано: „И перекуют мечи свои на орала [плуги], и копья свои на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут более учиться воевать“ (Исайя 2:4). Но от дней Иисуса и поныне столько войн, и весь мир полон насилия и грабежа, а сами христиане проливают крови больше других народов! Как же можно говорить, что Мессия пришел, – ведь мы ясно видим, что мессианские времена еще не настали».
Эту книгу епископ использовал для возбуждения судебного дела по обвинению Нахманида в хуле на христианство (1265) в существовавшем лишь в Арагоне суде папской инквизиции. Однако благодаря вмешательству короля решение суда о наказании Нахманида было отложено на неопределенное время. Доминиканцы обратились за поддержкой к папе Клименту IV, и он потребовал от короля наказать дерзкого еврея. Нахманид был вынужден бежать из Испании в Палестину.
Летом 1267 г. он прибыл в Акко и поселился ненадолго в разоренном недавним нашествием монголов Иерусалиме. В письме сыну Нахманид описал бедственное положение Святого города, где он нашел всего двух евреев, занимавшихся красильным ремеслом. Страну Израиля, пребывавшую в запустении и убожестве, Нахманид уподобил матери, которая не может прокормить своих родных детей, так как предназначенную им пищу отнимают завоеватели-иноверцы.
Нахманид восстановил в Иерусалиме общину и синагогу. В 1268 г. он вернулся в Акко и до конца жизни был духовным главой еврейской общины. Место его погребения точно не установлено. Так закончился барселонский диспут, вошедший в историю иудео-христианских отношений.
Последним сколько-нибудь известным эпизодом этих отношений стал состоявшийся в Штутгарте в январе 1933 г. диспут между либеральным протестантским богословом Карлом Людвигом Шмидтом и еврейским философом Мартином Бубером. Разумеется, он проходил совсем в другой атмосфере, чем в Средневековье. И для этой атмосферы характерно высказывание Шмидта, сформулировавшего цель подобного рода полемики: «Евангельский богослов, которому приходится говорить с вами, должен говорить с вами как член церкви Иисуса Христа. Он должен стремиться говорить таким образом, чтобы передать еврейству послание Церкви. Он должен это делать даже тогда, когда вы бы не стали приглашать его делать это. Утверждение христианской миссии в разговоре с вами может иметь у вас несколько горьковатый привкус и рассматриваться как нападение. Однако такое нападение как раз и влечет за собой заботу о вас, евреях, – дабы вы могли жить вместе с нами как братья на нашей германской родине и во всем мире…»
Но горьким завершением этого диспута стал через две недели приход к власти Гитлера, вследствие которого волна людоедского антисемитизма накрыла Германию.
"Еврейская панорама", Берлин

http://www.isrageo.com/2017/11/05/vpoir228/

"Истинный ариец" Робин, Давид ХХ столетия

И в Париже времен нацистской оккупации можно было увидеть надпись "Евреям вход воспрещен". Фото: Wikipedia /Bundesarchiv

Героические дела "герра Вальтера из Страсбурга" — еврея, антифашиста и интеллектуала
Семен КИПЕРМАН, Хайфа

ЛЮБИТЕЛЬ, СТАВШИЙ ПРИМЕРОМ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ
В энциклопедии "Военные разведчики ХХ века" он представлен короткой кличкой Робин. В краткой справке речь идет о важном секретном агенте британской разведывательной службы в годы Второй мировой войны, о котором читателям почти неизвестно. К тому же он просил секретную службу, с которой был связан, никогда не обнародовать о нем никаких данных. Однако после войны он стал одним из героев книги "100 великих разведчиков".
В свое время Робин был широко известен в кругах европейского большого бизнеса. В оккупированной нацистами Франции он выполнял задания Британской секретной службы и в то же время принимал активное участие в движении Сопротивления, что вызывало недовольство Лондона из-за излишних опасений срыва операций.
После окончания войны ему было уже под семьдесят, и многое из тайного стало явным. Но Робин продолжал настаивать на анонимности и, наверняка, стал бы возражать против того, чтобы его называли великим шпионом. Он полагал, что шпионы действуют в корыстных целях, а он, Робин, был великим разведчиком-любителем. За все время работы на Британию и союзников он не получил от них никаких денег, а напротив, потратил на разведывательные операции весьма солидную часть своего немалого состояния и никогда не требовал возмещения ему этих затрат. Он считал, что, работая на союзников, выполнял свои гражданские и национальные обязанности.
ВЫБРАВШИЙ БОРЬБУ
Истинный джентльмен Робин родился в швейцарском городе Берне. Он был сыном швейцарца еврейского происхождения и матери — уроженки Эльзаса. Образование получил в столице швейцарской Ривьеры Монтрё, но в юношеском возрасте переехал с родителями в Париж, в котором прожил бОльшую часть жизни.
К 1940 году, когда Робину исполнилось сорок семь лет, он уже стал видным деятелем международного бизнеса. Разгром Франции в июне 1940 года и капитуляция французского правительства, а затем последующая оккупация страны немецкими войсками заставили Робина задуматься над теми серьезными и опасными изменениями, которые ожидали всех евреев во Франции. Необходимо было решить ряд неотложных семейных и личных проблем. Выбор у него был. Во-первых, вернуться в Швейцарию, и при имеющихся широких связях, охватывающих многие страны, продолжить наживать еще одно огромное состояние. Второй выход позволял перебраться в Великобританию, где у него было много друзей. И, наконец, он мог остаться в Париже и начать борьбу. Робин выбрал последнее.
Буквально через несколько дней через своего старого знакомого, полковника французского Второго бюро, он установил контакт с британской разведывательной службой. Его связным был пожилой человек, владевший для прикрытия бакалейной лавкой в одном из пригородов Парижа. Незадолго до эвакуации британских войск из Франции, ему оставили радиопередатчик. Узнав об этом, Робин сказал ему:
— Я буду работать ВМЕСТЕ с вами. Но не ДЛЯ вас.
Британцы снабдили его документами на имя Жака Вальтера, эльзасского немца.
После неоднократных приключений, включая встречи с офицерами британской разведывательной службы на кораблях Королевского военно-морского флота, Робин к середине 1942 года стал одним из самых важных агентов британской секретной службы в оккупированной Франции.
Внешне высокий и элегантный, он выдавал себя за эльзасца с явно пронацистскими взглядами и вписывался в любую немецкую кампанию оккупированного Парижа. Однажды один из немецких офицеров под впечатлением от светлых волос и голубых глаз Робина заверил его, что он почти олицетворяет "истинного арийца", отвечающего меркам, определенным фюрером.
МОЛЬБА СЕФАРДСКИХ ЕВРЕЕВ
Летом 1942 года Робин познакомился с капитаном Даннекером, представлявшим в Париже Адольфа Эйхмана, которому незадолго до того Рейнгард Гейдрих приказал организовать окончательное истребление евреев по всей Европе. Именно с Даннекером Робин под именем Жака Вальтера из Страсбурга и начал свою опасную работу в попытке спасти от уничтожения сефардскую еврейскую общину во Франции.
Члены этой общины были потомками испанских и португальских евреев, бежавших во Францию еще во времена правления короля Испании Фердинанда и королевы Изабеллы и проведения ими жестокой инквизиции против евреев.
Многие их потомки отличались высокой образованностью, космополитичностью, среди них часто встречались богатые бизнесмены; многие со временем, потеряв еврейские черты, даже не следовали вере отцов.
Зная о хороших связях Робина с немцами, лидеры сефардов просили его начать переговоры с оккупационными властями, чтобы исключить "сфарадим" из нацистского списка лиц, подлежащих депортации и уничтожению.
Через русскую белую эмиграцию в Париже, назвавшись Жаком Вальтером, ему удалось установить контакт с людьми Эйхмана. Обладая хваткой международного торговца, он умел вести торг и просчитывать ситуацию на много ходов вперед. Робину сообщил новым "друзьям", что "эти проклятые евреи" обладают большими суммами денег, при этом он намекнул на возможность легко нажиться за простой росчерк пера. Заверил, что никто в Берлине об этом не узнает.
Поняв все намеки, немцы клюнули на приманку, но предварительно устроили торг за обильно заставленным яствами столом под дорогой коньяк. Договорились, что за миллион долларов, положенных на секретный счет в швейцарском банке, германские оккупационные чиновники обуздают свои антисемитские чувства и сделают так, что все сефардские евреи во Франции будут считаться французами и получат соответствующие документы.
Однако сделка удалась лишь частично. Контрразведчики из СД пронюхали о сделке, и переговоры были прерваны.
Но к тому времени круг знакомых "герра Вальтера из Страсбурга" значительно расширился, и многие почитали за честь с ним познакомиться.
"ГИД" ПО ПАРИЖУ
Робин продолжал получать приглашения в лучшие дома русской эмиграции, где почетными гостями бывали высшие чины немецких оккупационных сил.
На одном из таких приемов Робин завязал важное знакомство. Гостя представили как профессора и "высокопоставленного представителя рейхсминистра Шпеера". Узнав, что Робин живет в столице, гость, не сообщая о своем высоком положении, по-свойски поделился тем, что во Франции недавно и не знает, где можно провести хорошо и весело время. Робин быстро осознал, что именно этот немец ему нужен и предложил свои услуги гида.
Знакомство с Парижем началось сразу после незаметного ухода с белоэмигрантского вечера и завершилось туром по кабакам и барам на Елисейских полях. Немец неоднократно высказывал свою благодарность Робину и надежду, что тот сделает его пребывание в Париже интересным.
В гостиницу Робин доставил своего спутника уже еле державшимся на ногах в шикарном "мерседесе" с шофером из СС. Прощаясь, нацист попросил своего "дорогого герра Вальтера" и впредь уделять ему некоторое время.
Новая встреча состоялась через два дня. Немец предложил Робину воспользоваться его машиной, но он ответил отказом, не желая, чтобы кто-либо из немцев узнал, кто он на самом деле и где живет. А главное — следовало продумать, как можно с пользой использовать это новое знакомство.
Робину было известно, что шеф профессора Альберт Шпеер, личный архитектор Гитлера, рейхсминистр вооружений и военной промышленности. Поскольку герр профессор из этого ведомства, то, бесспорно, является важным специалистом с доступом к информации, которая могла заинтересовать Робина и как британского агента, и как участника движения Сопротивления.
Находить для немца подружку и через нее получать нужную информацию уж очень не хотелось. Ведь это должна быть обаятельная, патриотически настроенная француженка, готовая для пользы подпольной организации Сопротивления пожертвовать собой, став подружкой идейного нациста. Верх взяло соображение самому войти в доверие к немцу, полагая, что добыча будет более значимой.
Следующая встреча в гостинице несколько удивила Робина, который увидел герра профессора в форме офицера СС. Заметив удивление, немец объяснил, что он в действительности человек цивильный, профессор по гражданскому строительству. Но на своем официальном посту в министерстве и по своей высокой должности обязан носить форму, хотя, мол, сам ее ненавидит. Заметив некоторое смущение Робина, профессор извинился и ушел в номер, чтобы переодеться в гражданскую одежду. После чего парочка пошла развлекаться.
Ночь выдалась бурной. В три часа ночи Робин, незаметно увиливавший от поглощения спиртного, привез штандартенфюрера на штабной машине в отель. Робин успокоил взволнованного шофера, что сам отведет в номер шефа и уложит в постель. Действительно, с помощью портье немец был доставлен в бессознательном состоянии в номер и уложен в постель. Пока его "друг" храпел, Робин осмотрел комнату и заметил толстую полевую сумку на письменном столе. Робин внимательно просмотрел ее содержимое. Многие документы были отмечены грифом "секретно", что подтверждало, что его новый знакомый действительно специальный посланник рейхсминистра. Робин обнаружил некоторые детали важных контрактов с французскими заводами на поставки, которые, он был уверен, должны были представить интерес для королевских военно-воздушных сил Британии. Вскоре эти заводы действительно стали очередными целями для британских ВВС.
Запомнив всё, что мог, Робин понял, что вышел на весьма ценный источник информации. Уходя, оставил записку, обещая встретиться через два дня. На следующее утро Робин зашифровал добытые сведения и отправил в Лондон.
Как было обещано немцу в записке, Вальтер через два дня вновь явился в отель "Руаяль Монсо", где был тепло встречен профессором, который благодарил за проявленную заботу о "человеке, выпившем лишнее". Затем последовал комплимент, что Робин больше похож на немца, чем на француза.
Робин только кивнул и подумал, что бы сказал его друг из СС, если бы узнал, что истинный ариец из Страсбурга в действительности — еврей.
И снова они отправились в турне по кабаре и барам Парижа.
Сидя в одном из баров, немец вдруг стал рассказывать о себе. Он выходец из Восточной Пруссии. Профессор, имел инженерный диплом. В министерстве промышленности боеприпасов он признан как инженер высокого класса. Рейхсминистр Шпеер направил его в Париж в качестве своего специального посланника.
После изложения биографических данных, которые, несомненно, заинтересовали "герра Вальтера", все пошло по знакомому сценарию. Коньяк и шампанское сделали свое дело, и, как и в прошлый раз, Робин доставил пьяного немца в отель, и снова внимательно изучил его бумаги.
Эти, ставшие чуть ли не постоянными, кутежи Робина и его "закадычного друга" вполне устраивали своими результатами подполье в Париже и главу британской разведки в Лондоне. И, как прямой результат этого, — в последующие месяцы участились случаи диверсии на важнейших предприятиях Франции, работавших на немцев.
ПОДНОЖКА РОММЕЛЮ
Осенью 1942 года посланник Шпеера, сидя в ночном клубе, вдруг заговорил с Робином о Роммеле и африканском корпусе, а также о предстоящих операциях на Средиземном море. После проведенного вечера, уложив немца, как обычно, пьяного в постель, Робин тщательно просмотрел содержимое стола и обнаружил в папке письмо из Берлина. Письмо касалось операций в Северной Африке. В нем говорилось, что запасные части для немецких танков, которые изготовлялись на заводах Франции, в сложившихся условиях приобретают для Северо-Африканского фронта первостепенное значение. Они должны быть отправлены в ближайшие дни.
В двадцатых числах октября командующим восьмой британской армии, расположенной в районе Эль-Аламейне, был назначен генерал-лейтенант Бернард Монтгмери. Немецкий генерал Роммель в это время лежал в госпитале недалеко от Вены. Но из-за осложнившейся обстановки по личному приказу Гитлера он должен быть вылететь обратно на фронт. Борьба шла с переменным успехом. Монтгомери пытался прорвать немецкий фронт. Решительные действия Роммеля теперь зависели, прежде всего, от поставок оружия, боеприпасов и горючего. В этой неопределенной обстановке британские ВВС, базировавшиеся на Мальте, обрушились на нацистский конвой, на тот самый "конвой Робина". Роммелю ничего не оставалось, как начать отступление, что, в конце концов, привело к капитуляции немецких войск.
Следует напомнить, что поражение Роммеля спасло еврейский ишув подмандатной Палестины, который был одной из мишеней гитлеровцев.
Раздосадованные огромными потерями, немцы абсолютно не подозревали, что важнейшая для британской разведки информация добывалась у высокопоставленного офицера СС, который весело проводил время со своим закадычным другом, герром Вальтером из Страсбурга.
О том, чем завершилось изучение содержимого карманов, сумок и стола штандартенфюрера, Робин узнал только после войны. События того времени нашли отражение также в книге Майкла Карвера "Битва под Эль-Аламейном" (издана в 2003 году).
РАСКРЫТАЯ ТАЙНА ПЕНЕМЮНДЕ
Значителен вклад Робина в передаче британской разведке сведений о готовящимся Германией строительстве баз для запуска ракет "Фау-2" для бомбардировки Британии.
Произошло это при следующих обстоятельствах. В дни наступления союзников в Северной Африке, когда Робин был у немца, тот поведал ему:
— Не стоит скорбеть из-за нашего тяжелого положения в Северной Африке. Временные успехи этих проклятых янки и англичан не страшны. У нас есть против них кое-что в запасе.
При этом он похлопал по внутреннему карману своего кителя и продолжал, что у него имеется кое-что, что через несколько месяцев удивит многих. Документ был настолько важен, что он вынужден носить его все время с собой. Робин, как обычно, улыбнулся, но ничего не ответил. Он решил, что этой ночью ему не следует много пить, а обязательно нужно, по обыкновению, уложить немца в постель и выяснить, что находится у него в кармане. Сославшись на проблемы с желудком, Робин сумел убедить немца, что не может, к сожалению, как всегда, быть достойным собутыльником. Но немец не упускал возможности отпраздновать важность того, что у него в кармане находится ключ к победе над британским львом.
Только под утро Робин почувствовал, что немец выпил достаточно и его можно везти домой. А в гостинице персонал уже привык к постоянно повторяющейся сцене. Робин аккуратно положил своего компаньона на кровать. Но тот слишком перебрал и никак не засыпал. А когда Робин попытался снять с немца китель, тот почти проснулся и пробормотал, что будет спать в кителе.
Затаив дыхание, Робин забрался в карман полузастегнутого кителя и с трудом пальцами ухватил конверт с документами. Выйдя в соседнюю комнату, Робин открыл конверт и достал из него несколько листов бумаги. В самом верху стоял строжайший гриф: "Чрезвычайно секретно… Государственный секрет рейха". Бумага была подписана самим Шпеером. Рейхсминистр информировал штандартенфюрера, что в результате успешно проведенных экспериментов, проведенных в Пенемюнде по двум секретным проектам, по приказу фюрера необходимо начать приготовления к строительным работам в прибрежных районах Северной Франции. Указывалось, что необходимо строить сооружения наподобие укрытий для подводных лодок с тяжелой бетонной крышей.
Предписывалось начать подготовительную работу для нового объекта немедленно, чтобы в высшей степени секретные работы могли начаться, как только последует приказ фюрера.
Хотя в письме конкретно не указывались цели возведения бетонных сооружений вдоль берега, но ясно было, что имеется в виду нечто необычайно важное.
Из немецкого географического справочника Робин выяснил месторасположение Пенемюнде — район Балтийского моря. Возник вопрос, что за проект там осуществляют гитлеровцы, для которых им нужны крупные строительные работы вдоль Ла-Манша? Как позже отметит английский историк Дэвид Ирвинг, Пенемюнде был вторым крупнейшим исследовательским центром, где создавалось германское "оружия возмездие", которое, по замыслу Гитлера, должно было переломить ход войны в пользу Германии. Сюда были согнаны десятки тысяч военнопленных, которые строили подземные бункеры.
В публикации 1948 года доклада главного маршала авиации сэра Родерика Хилла о воздушных операциях по защите Великобритании говорилось, что полученные отчеты агентов в 1942 году позволили узнать о строительстве немецких объектов по производству ракет. Это свидетельствовало, что данные, переданные Робином, послужили англичанам ключом к раскрытию замыслов немцев о бомбардировке Лондона. Это подтолкнуло к подробному изучению докладов и остальных агентов за последние месяцы и сверке с раннее сделанными снимками самолетами. Одновременно последовал приказ о переключении внимания летчиков британского разведывательного соединения на Пенемюнде.
Анализировались все фотографии, получаемые каждодневно. Приблизительно в это время членами подпольной организации французского Сопротивления на побережье Ла-Манша удалось засечь огромную бетонную конструкцию, возводимую недалеко от Ваттена.
Сам же Робин в начале 1943 года тоже вел работу во вновь открытом направлении. Всем подчиненным ему группам французского Сопротивления он дал распоряжение выяснить все возможное о секретном строительстве. Из Восточной Франции ему был доставлен доклад одного агента, жившего на германо-бельгийской границе. Это был немец, служивший в вермахте, часть которого находилась на Балтийском побережье, где он в 1942 году видел запуск ракеты. Вскоре его часть была переведена во Францию, где он сразу дезертировал, примкнув к антифашистскому подполью.
Спустя некоторое время после того, как Робин обшарил карманы немецкого инженера, он вновь появился в отеле. Но на этот раз его встретили "плохими новостями".
Штандартенфюрер сказал ему, что в силу занятости важным заданием ему придется приказом из Берлина временно отправиться в поездку по Северной Франции. Но как только вернется через неделю или две, они обязательно встретятся.
ПОД КОЛПАКОМ
Однако с того дня Робин никогда больше не видел штандартенфюрера. А когда, по его подсчетам, немец должен был вернуться в Париж, у Робина возникло подозрение, что нацистская контрразведка, расположенная на одном из ближайших авеню, начала проявлять определенный интерес к герру Вальтеру из Страсбурга.
К этому времени помимо своей дружбы с посланником Шпеера, Робин поддерживал контакт с группой Сопротивления, руководимой из Лондона полковником Морисом Букмастером, возглавлявшим Управление Специальных Операций(УСО). В составе этой группы Робин участвовал в нападении на немецкую военно-транспортную комендатуру в Шалонсюр-Марне и вскрытии сейфа, в котором обнаружили и перефотографировали расписание движения немецких военных составов по железным дорогам Бельгии и Северной Франции. Это расписание стало графиком диверсий и бомбардировок немецких военных железнодорожных транспортов.
Робин продолжал добывать расписание немецких воинских перевозок до тех пор, пока (неизвестно, каким образом) нацистские контрразведывательные службы не напали на его след и не начали охотиться за ним. Ему срочно пришлось бежать в родную Швейцарию. Там он поступил в британскую дипломатическую миссию в Берне и закончил войну в чине подполковника, командира группы французского Сопротивления, совершая частые путешествия из своего дома в Лозанне туда и обратно через французскую границу.
В конце 1944 года Робин был арестован швейцарской полицией, выдвинувшей обвинение в нарушении нейтралитета альпийской республики. Но просоюзническая Швейцария всячески откладывала судебный процесс над Робином и дотянула до окончания войны. Его признали виновным лишь в "технических нарушениях" нейтралитета Швейцарии, не нанесших ущерба её интересам.
РУКОПОЖАТИЕ КОРОЛЕВЫ
После войны Робин возобновил свой бизнес и стал главой торговой фирмы в центре Парижа. В 1957 году при посещении Парижа молодой королевой Великобритании Елизаветой Второй Робин был представлен в числе немногих представителей бывших руководителей Сопротивления.
Последнее упоминание о Робине можно найти еще у одного героя Сопротивления — капитана Морледа Питера Черчилля, не имевшего никаких связей со своим знаменитым однофамильцем.
"Немногие могут надеяться посоперничать с Робином в изумительных делах, которые он совершил. Он был своего рода Давидом столетия, противопоставившим свой ум и решимость Голиафу — колоссу нацистской Германии. Генерал Эйзенхауэр однажды сказал, что деятельность французского Сопротивления сократила продолжительность войны на полгода. Полагаю, что Робин вправе считать, что это признание заслуг движения Сопротивления далеко не в последнюю очередь относится к нему и группе людей, которыми он руководил".

http://www.isrageo.com/2017/10/24/istar962/

И крестись хоть двести раз, смерть свою ты примешь, как еврей…

Фото: Wikipedia / Public Domain

75 лет назад в Освенциме трагически погибла писательница Ирэн Немировская. Забегая вперед, скажем: ее судьба — другим наука
Фрэдди ЗОРИН

"Каждый сам себе — глухие двери,
Сам себе преступник и судья,
Сам себе и Моцарт, и Сальери,
Сам себе и желудь, и свинья"…

Вы не задумывались нал тем, почему дети, с виду одинаково милые, вырастают разными? Врожденные качества? Ученые утверждают, что их у любого ребенка бывает только два: абсолютное бесстрашие и полная непосредственность. А остальное? Ответить можно перефразировкой известного утверждения: расскажи мне о своем детстве, и я скажу тебе, кто ты.
Ирэн — Ирина — появилась на свет в феврале 1903 года в Киеве. Ее отец Леон Немировский преуспел в банковской сфере, нажив огромное по тем временам состояние, а мать Анна прослыла светской львицей. Воспитанию дочери она предпочла роскошные наряды и украшения. Флиртовала с мужчинами намного моложе себя и не скрывала, что дочь только и напоминает матери о возрасте, который та предпочитала скрывать. Ирина ни в чем не испытывала нужды, занималась ею гувернантка, которая разговаривала с ребенком только по-французски, поэтому двумя языками подопечная владела с самого детства, как родными. Но родительской любовью она была обделена, чувствуя, что не приносит отцу и матери радости, только мешает им жить по своим, устоявшимся понятиям. А накопившаяся боль и обида неизбежно выплескиваются — раньше или позже, в той или иной форме. Что в данном, конкретном случае, и произошло.
Но обо всем по порядку.
Семья Немировских перебралась из Киева в Петербург, а оттуда после Октябрьской революции — в Москву, полагая, что там спокойнее, чем в Питере. Но над Леоном Немировским нависла угроза ареста, и семейство бежит в Финляндию, далее направляется в Швецию и, наконец, в 1919 году оказывается во Франции. Пересечения границ не помещали Леону сохранить часть капитала, и он продолжил коммерческую деятельность в Париже.
Ну, а дочь? Ирина — теперь она Ирэн — поступила в Сорбонну. У нее проявились несомненные литературные способности, и она начала публиковаться в прессе. В 1926 году Ирэн вышла замуж за банковского служащего Мишеля (Михаила) Эпштейна. Его отец Ефим был коллегой Леона Немировского по бизнесу. Эпштейны тоже находились в статусе "послереволюционных" беженцев из советской державы. Еврейские эмигранты еще не ведали, что, избавившись от одного кошмара, попадут в другой, на этот раз — безысходный.
А поначалу в Париже у людей этих все складывалось очень даже неплохо. В 1929 году у Мишеля и Ирэн рождается дочь Дениз. В том же году выходит в свет роман Ирэн Немировской "Давид Голдер". Если первые ее литературные опыты остались незамеченными, то это произведение привлекло к себе внимание и читателей, и критики. Чем же?
В этом произведении повествуется об истории семьи еврея, хищного и безжалостного предпринимателя, сколотившего состояние в царской России и благополучно перебравшегося во Францию. На новом месте он продолжает идти по трупам — в переносном и в прямом смысле слова. Его жена Глория и любимая дочь Джойс — эгоистки, прожигающие жизнь, имеющие мало общих дел со своим мужем и отцом, за исключением денег, которые они у него постоянно требуют, и которые он им дает. Персонажи второго плана — той же "масти": любовник Глории, который оказывается биологическим отцом Джойс, и приятель дочери — молодой человек непонятной сексуальной ориентации, живущий за счет этой девицы…
Не правда ли, знакомая картина? Ирэн написала о том, что видела и чувствовала в подростковом возрасте, сведя в романе счеты со своим не сложившимся детством.
Центральный персонаж — Давид Голдер — после перенесенного сердечного приступа задумывается о своей жизни и проникается сознанием того, что нажитые деньги не принесли ему счастья. А стало быть, все его усилия и трюки, направленные на то, чтобы заработать как можно больше, были лишены смысла.
Действующие лица романа были срисованы автором с натуры, но при этом писательница сознательно придала им почти карикатурный характер, и все они не вызывают ничего, кроме презрения и отвращения. Алчные стяжатели есть и среди других народов, а практика приписывания жадности и нечистоплотности евреям в качестве характерной национальной черты восходит к мрачным временам Средневековья и масштабно продолжена гитлеровской пропагандой. Отрицательным героям в романе Ирэн Немировской не нашлось ни малейшего противовеса, что, со стороны писательницы, было деянием бесчестным. Вывод у читателей напрашивался сам собою: если не все евреи такие отвратительные, то уж большинство из них точно.
Французские обыватели увидели в этом произведении, написанном чистокровной еврейкой, а стало быть, "со знанием предмета", то, что, собственно говоря, и хотели увидеть: их антипатия к евреям полностью соответствовала неприязни к соплеменникам автора "Давида Голдера". А ведь во Франции в 20-х годах было достаточно совсем других граждан еврейской национальности: деятелей науки, культуры, политиков, многие из которых прославили страну. Выходило, что это — как бы не в счет. Роман Немировской был экранизирован известным режиссером Жюльеном Дювивье. "Давида Голдера" перевели с французского на английский и издали на этом языке. О Ирэн стали говорить, и она получила признание, как профессиональный литератор.
В 1930 году появляется ее роман "Бал", который был перенесен на сцену и экранизирован. Это повествование о страданиях и печалях детства, интерпретация вечной темы "отцов и детей". Другие известные произведения Ирэн Немировской — "Огонь в крови", "Собаки и волки". А последний роман, изданный при ее жизни, повествует о еврейской художнице Аде Синнер, бежавшей с Украины после еврейского погрома. Героиня оказывается в Париже, но остается "воздушным шариком в полете", ни с кем и ни с чем не связанным. Перед нами — "безродный космополит". Кстати, именно этот термин использовала, говоря о евреях, Немировская в своих сочинениях. А о том, кто и где подхватил его и пустил в широкий оборот, напоминать, думаю, не стоит.
Всего из-под пера Ирэн вышло 12 литературных произведений, девять из которых были изданы. В 1930 году американский журнал "Нью-Йоркер" назвал ее "наследницей Достоевского". Французские критики сравнивали ее творчество с произведениями одного из корифеев французской литературы — Оноре де Бальзака.
Супруг Ирэн получил французское подданство, сама она при всем стремлении стать настоящей француженкой прошения властям о предоставлении ей гражданства не подавала. А когда обратилась, то получила отказ, мотивированный тем, что, в стране скопилось слишком много еврейских беженцев, заинтересованных иметь французские паспорта. В скобках отметим: вынужденными переселенцами стали евреи, сумевшие покинуть территорию Германии после прихода к власти там нацистов.
В 1937 году у Ирэн и Мишеля родилась вторая дочь, Элизабет. Между тем, в воздухе уже пахло грозой, и, предчувствуя неизбежность военного столкновения Франции с Германией, многие люди из числа творческой интеллигенции начали готовиться к отъезду — кто в Англию, кто за океан. Мишель и Ирэн выбрали другой путь: в 1939 году они приняли крещение, полагая, что это выведет их из-под удара. Но не тут то было. С началом оккупации северной части Франции Эпштейны-Немировские почувствовали перемены. Мишель, понимая, что его увольнение стало неизбежным, сам подает в отставку "по состоянию здоровья", а Ирэн перестали, хотя и не сразу, печатать в периодике из-за ее еврейского происхождения, что не скрывалось, от нее один за другим дистанцировались коллеги, друзья и знакомые. Вокруг семьи образовался пугающий вакуум…
В 1940 году Ирэн направила письмо главе вишистского правительства, маршалу Анри-Филиппу Петену. В этом послании она указывала, что никогда не любила евреев, что она и ее муж считают себя гражданами Франции, респектабельными людьми и просят не причислять их к категории нежелательных иностранцев Ответа на свое обращение Ирэн не получила. Давать ей гарантию неприкосновенности за антисемитские заслуги никто не собирался. А тем временем, набирал обороты коллаборационизм, который нигде в подмятой германскими нацистами Европе не принял таких масштабов, как во Франции. Воцарились ксенофобия и шовинизм.
Овдовевшая к тому времени мать Ирэн перебирается в Ниццу, перебирается при деньгах, включавших, между прочим, и долю дочери в наследстве отца. А Ирэн и Мишель, покинув Париж, едут в деревню, куда они ранее отправили детей. Старшая дочь Дениз ходит в школу с желтой звездой на одежде, ставшей отличительным знаком для евреев в зоне оккупации. В деревенской гостинице Немировская продолжала писать, задумав новый роман, причем, делала это торопливо, видимо ощущая, что на ее шею уже наброшена петля. И вот отдано распоряжение о задержании всех евреев, не имеющих французского гражданства. 13 июля 1942 года Ирэн берут под стражу и доставляют на фильтрационный пункт в городке Питивье, откуда через четыре дня депортируют в группе из 929 человек в Освенцим.
Мишель Эпштейн предпринимал отчаянные попытки спасти жену. Он обращался к правительственным чиновникам, к послу Германии во Франции, пытаясь объяснить, что задержание его супруги незаконно, ибо она бежала от коммунистов, крестилась и никогда не испытывала к евреям ни малейшей симпатии. Но еще в апреле 1941 года нацисты издали постановление, предписывавшее считать евреями всех, рожденных таковыми, вне зависимости от их нынешнего вероисповедания. А после того, как был распространен приказ о депортации евреев — французских подданных, пришли забрать и Мишеля.
Существуют две версии гибели Ирэн. Согласно одной из них, ее погубил тиф, которым она заразилась в лагере смерти. По другой версии, более близкой к истине, 39-летняя писательница была умерщвлена в газовой камере вместе с сыновьями и дочерями народа, от которого она решила отречься. Какие мысли посетили ее в последние минуты жизни?
Кристаллами "циклона Б" были удушены Мишель Эпштейн, его мать и сестра. В живых остались девочки-подростки Дениз и Элизабет. Им помогли спастись школьная учительница и няня. Были во Франции и такие люди. Хлебнув немало горя, сестры, вконец измученные, в один из дней позвонили в двери своей благополучно прожившей эти страшные годы бабушки Анны. И бессердечная старуха — гореть ей вечно в аду! — не впустила внучек в дом. "Вы сироты? — спросила она. — Так идите в сиротский приют".
Дениз сберегла немного вещей из родительского дома, и среди них — кожаную папку, где хранилось несколько семейных фотографий и листы, исписанные рукой матери. Долгое время дочь не прикасалась к этим рукописям, полагая, что мать вела дневниковые записи, и их чтение не принесет ничего, кроме душевной боли. Но, как об этом сказано у Экклезиаста, "всему — свое время". Решившись, наконец, извлечь содержимое папки — это письмо из прошлого — на свет, Дениз быстро сообразила, что перед ней не дневник, а художественное произведение. И занялась кропотливым делом восстановления текста.
Эта оказалась рукопись романа "Французская сюита". Из пяти частей, задуманных автором, написаны были только две первые, для третьей Ирэн составила план, а две последние части представляли собою только общие наброски. Роман посвящался жизни беженцев во Франции в период с 1940 по 1945 годы. К этому времени, по расчетам Немировской, Германия должна была потерпеть военное поражение, и прогноз писательницы оправдался. В первой части произведения повествуется о массовом бегстве парижан из французской столицы перед вступлением в город немецкой армии, а далее — рассказ о периоде нацистской оккупации.
В 2003 году Дениз отнесла 140 полностью расшифрованных ею страниц в издательство, и через год книга, свидетельствующая о нравственном падении французской нации во время Второй мировой войны, увидела свет. Во Франции мало кто любит вспоминать об этом периоде. Тем не менее, книге была присуждена престижная литературная премия "Ренодо", которой обычно удостаиваются живые и здравствующие авторы. А в 2015 году "Французскую сюиту" экранизировали. Она пробудила интерес к другим, более ранним романам Ирэн Немировской, изрядно подзабытым. Их перевели на многие языки, представив читателям в разных странах. Вместе с тем был снова поднят вопрос об отношении писательницы к евреям. Ей очень хотелось стать "полноценной француженкой". И что же? Явились к Ирэн, чтобы увезти ее, "полноценные французы" в жандармских мундирах. Неизвестно, читали ли они ее романы, но считали, что, освобождая родину от "лиц еврейского происхождения без государственной принадлежности ", делают благое дело…
Если вы спросите, чему учит эта история, то вот содержащие ответ стихотворные строки:

"Кто, скажите, плоть и душу спас,
Отрекаясь от родных кровей?
И крестись хоть сто, хоть двести раз,
Смерть свою ты примешь, как еврей".

"Силуэт" (приложение к израильской газете "Новости недели")

http://www.isrageo.com/2017/10/24/nemir226/

Герой с еврейской кровью на руках

Йонас Норейка. Фото из Особого архива Литвы

Евреи Литвы – против извращения истории и возвеличивания пособников нацистов
Павел АКУЛОВ

"Присвоение имени Йонаса Норейки шяуляйской гимназии, несомненно, нанесло бы ущерб городу", — заявил BALTNEWS.ltглава Вильнюсской еврейской общины Симонас Гурявичюс.
"Норейка – это человек, подписавший приказ о преследовании граждан Литвы еврейской национальности. Думаю, только этого достаточно, чтобы сказать — он не достоин, чтобы его именем была названа школа."
"Норейка – это человек, подписавший приказ о преследовании граждан Литвы еврейской национальности. Думаю, только этого достаточно, чтобы сказать — он не достоин, чтобы его именем была названа школа".
"Его сотрудничество с гитлеровскими нацистами доказывает подписанное 22 августа 1941 года письмо, в котором Норейка приказывает переселить в гетто евреев Шяуляйского уезда, а их имущество разрешает присвоить участникам акции.
Он активно участвовал в убийствах евреев из Плунге. Какими бы ни были заслуги этого человека, называть школу его именем и таким образом почтить его память – как минимум аморально", — заявил Гурявичюс.

Симонас Гурявичюс. Фото: личный архив. Глава столичной общины евреев также подчеркнул, что история Литовской Республики не нуждается в "выдуманных героях" и посетовал, что сегодня деятельность временного правительства Литвы июня 1941 года не осуждается:
"Мы должны принимать историю такой, какая она есть. Зачем мы ищем героев среди тех, кто героями не был, а настоящих героев забываем? В Шяуляй есть не один спаситель евреев, рисковавший своей жизнью, но спасавший людей. Почему не можем называть школы их именами?"
"Не словам, а делами мы утверждаем, что являемся зрелым обществом, не боящимся теней своего прошлого", — сделал очевидное историческое резюме Симонас Гурявичюс.
Как известно, 10 октября литовские националисты обратились с петицией к мэру Шяуляй Артурасу Висоцкасу и председателю парламентской комиссии по исторической памяти Сейма Литвы депутату Арунасу Гумуляускасу. Документ призывает отобрать у гимназии имя "коммунистического поэта" Юлюса Янониса и дать ей имя руководителя антисоветского послевоенного подполья Йонаса Норейки. Партизанский псевдоним — Generolas Vеtra, — генерал Буря.
Авторы петиции заявляют, что в своё время ради популяризации советского режима шяуляйская гимназия была названа именем сочувствующего коммунистической идеологии и угодного местным власти поэта, выпускника этого учебного заведения. Норейка же — "большой нравственности человек, сказочно любивший свою родину". Он также обучался в этой гимназии, которая и "должна быть" названа его именем.
Пока не известно, как адресаты отреагировали на петицию. Йонас Норейка – действительно известный участник антисоветского подполья, партизанский командир. Однако во время немецкой оккупации Норейка – начальник полиции Шяуляйского уезда, создатель гетто и чиновник, приказывавший "окончательно решать еврейский вопрос" в окружающих местечках.
Согласно выводам Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы, он лично принимал участие в Холокосте – тому есть немало документальных свидетельств, в том числе – показаний евреев, чудом выживших во время акций по ликвидации этого народа.
В 1943 году генерал Буря был арестован гестапо, и провёл два года в концлагере Штуттхоф. Этот факт позволяет поклонникам Норейки считать его борцом против немецких оккупантов. В независимой Литве Йонас Норейка награждён Орденом Креста Витиса I степени (посмертно).

http://www.isrageo.com/2017/10/27/norey226/

"Евреи не должны опасаться предвзятого отношения"

Как раз в те дни, когда турки прислали столь благодушный ответ, а точнее 9 октября 1917 года, одна из героинь организации "Нили" 27-летняя Сара Ааронсон, не выдержав изуверских пыток османских палачей, наложила на себя руки

Это пообещали сто лет назад турки швейцарцам через германского посредника по поводу находившихся под османской властью евреев Эрец Исраэль. Но слово свое не сдержали
Листая страницы еврейской прессы столетней давности

Еженедельная газета Judische Rundschau выходила в Берлине с 1902 г. Она была органом Сионистского союза Германии и до 1938 г. (когда была запрещена нацистскими властями) оставалась одним из самых популярных немецкоязычных еврейских изданий. В этой рубрике мы регулярно знакомим наших читателей с избранными материалами, которые ровно 100 лет назад публиковались на страницах Judische Rundschau.

ПЕРВЫЕ ОФИЦЕРЫ-ЕВРЕИ В РОССИИ
В середине сентября в Одессе произошла особенная, немыслимая ранее для России церемония. 130 молодых евреев, которые еще летом окончили Одесское военное училище и оказались первыми иудеями в России, произведенными в офицеры после окончания военно-учебного заведения, собрались в главной синагоге, чтобы дать клятву. Огромная толпа встретила криками «ура» и «хедад» первенцев еврейского офицерства, которые олицетворяют эмансипацию еврейского народа. После официального богослужения и взволнованно-радостной речи генерала Потяги прозвучали приветствия от многих еврейских политических и культурных организаций, а также от всех политических партий России. В речах ряда ораторов говорилось о будущем молодых еврейских офицеров. А военные врачи описывали в мрачных, волнующих тонах зверства, чинимые некоторыми российскими солдатами в еврейских городах Галиции и Буковины, говорили о недовольстве в определенных офицерских кругах тем, что евреев производят в офицеры. Представитель Совета солдатских депутатов попытался развеять мрачное настроение, воцарившееся после этих выступлений, описывая величие всех изменений, которые принесла российская революция, одним махом упразднившая столь многие предрассудки.
С приветственной речью от имени Сионистской организации выступил М. М. Усышкин. Она произвела глубокое впечатление на молодых офицеров. Усышкин сказал, в частности: «Для нас, представителей большой организации, действующей в интересах всего иудаизма, офицеры и старшие военные чины еврейского происхождения – это не абсолютно новое явление. Уже давно еврейские офицеры стали нормой жизни во многих других странах, в том числе в клерикальной Австрии и азиатской Османской империи. Это радостное событие в новинку только в России, где оно стало праздником для всех 4,5 млн евреев, которые из отверженных превратились в свободных людей, завоевавших право самим управлять своей жизнью. Теперь российское еврейство отправляет вас на испытание, и мы желаем вам, чтобы вы выдержали его с честью. Вы должны продемонстрировать, что и мы знаем толк в том, как командовать. В битве крайностей вы вполне можете найти счастливую золотую середину. Гордитесь своим иудейством, но остерегайтесь экстремального шовинизма и высокомерия. Придерживайтесь железной дисциплины, но поддерживайте товарищеские взаимоотношения между офицером и солдатом. Вы теперь офицеры российской армии и будете сражаться под российским флагом. Но где бы вы ни находились, вы встретите своих братьев, сыновей нашего народа. Они сражаются в рядах армий, против которых вы пойдете бой, они живут в районах, где ведутся битвы. И горе вам, если вы хотя бы на мгновение забудете, что во всех странах и при любых обстоятельствах еврейский народ – это достойные уважения люди». Далее было сказано: «Наместник назвал это торжество торжеством русского народа, поскольку ныне с совести России стерто пятно позора. Но это также праздник еврейских пророков, которые еще тысячи лет назад требовали отмены всех видов угнетения. Сейчас это требование реализовано лишь частично: рухнули барьеры между человеком и человеком. Близок день, когда также падут барьеры между народами и когда на земле больше не будет бездомных, не имеющих возможности отдохнуть и укрыться от холода. Теперь вы еврейские офицеры российской армии. Но придет день, когда вы будете еврейскими офицерами еврейской армии на еврейской земле».
От имени молодых офицеров-евреев с ответной речью выступил Шендерович: «Мы осознаем, в какой ситуации оказались. Наш путь тернист и ухабист. Среди нас нет таких, кто хотел бы отказаться от этой чести. И горе нам, если мы так поступим. На протяжении многих лет мы боролись за наше равенство, и теперь, когда цель достигнута, мы не имеем права уходить от ответственности. Мы будем с гордостью нести наш флаг и добросовестно выполнять наш двойной долг: как граждане – офицеры российской армии и как верные сыновья нашего еврейского народа».
Judische Rundschau (№ 46, 16.11.1917)
ИЗ СИБИРСКИХ ЛАГЕРЕЙ ДЛЯ ВОЕННОПЛЕННЫХ
После свержения реакционных сил в России у австрийцев и немцев, оказавшихся там в качестве военнопленных, связь с родственниками сопряжена уже с меньшими трудностями. Их письма содержат радостные нотки по поводу того, что они пользуются большей свободой при общении со своими адресатами, и это облегчает пребывание в неволе.
В отдельных лагерях среди еврейских военнопленных отмечены ярко выраженные сионистские настроения. Сионисты из числа рядовых и офицеров вызвали в кругу своих солагерников живой интерес к ведению активной сионистской работы. Заинтересованность, прежде всего, выражается в настойчивом стремлении читать еврейскую и сионистскую литературу. Это устремление стараются удовлетворить, насколько это возможно, Сионистская организация и ее Координационное бюро в Копенгагене, отправляющие необходимые издания в Россию.
Из множества лагерей приходят вести о создании еврейскими заключенными курсов иврита, которые дают хорошие результаты. Сионисты из числа заключенных сообщают, что у многих из них ранее было острое желание изучить родной язык. И именно в лагерях они смогли в совершенстве овладеть ивритом. Многие из таких военнопленных подписываются на издающуюся в России на иврите периодическую печать. Они читают сионистские издания, которые выходят в России на русском, идише или иврите. Отдельные группы заключенных, не пользующиеся информацией российских сионистских газет, постоянно получают бюллетени Координационного бюро Сионистской организации (Копенгаген).
Поступила интересная новость из лагеря для военнопленных в Красной Речке под Хабаровском о том, что там время от времени издается собственная газета, которую пражские сионисты снабжают передовой статьей. Из другого лагеря (Беревинский) с удовлетворением сообщают о появлении «сибирской сестры» Judische Rundschau. Пока не известно, распространяется ли в том же лагере издающаяся в Красной Речке газета.
Сообщается также, что в отдельных лагерях у заключенных есть намерение ввести самообложение налогом, чтобы собирать средства для сионистских целей. Собранные деньги планируют употребить по назначению после заключения договора о мире.
Из всех писем, присланных в Координационное бюро Сионистской организации (Копенгаген), ясно, что потребность в сионистской литературе необычайно велика. И организация по возможности выделяет средства для этой цели. Однако желаемое расширение этих программ может быть достигнуто только при условии поступления значительных пожертвований от единомышленников. Австрийские сионисты, в основном из Западной Австрии, а также Галиции, уже начали сбор денег для этой цели. В Германии и Австро-Венгрии почти нет сионистской группы, друзья которой не находились бы в российских лагерях. Создание фонда для отправки необходимой им литературы и прессы – это насущная и благородная задача. Редакции сионистских газет готовы переправлять для Сионистского центрального комитета в Вене пожертвования, которые собираются для этой цели районными комитетами. Сионистское центральное бюро в Берлине также принимает платежи, предназначенные «Литературному фонду для военнопленных в России», которые отправляют на немецкий почтово-сберегательный счет № 11619, Берлин NW 7. Депозиты также могут быть перечислены на счет австрийской почтовой службы 145 310, а также венгерской почтовой сберкассы «Die Welt» 15 655.
Judische Rundschau (№ 45, 09.11.1917)
ЗАЩИТА ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ И СВЯТЫХ МЕСТ В ПАЛЕСТИНЕ
По просьбе вице-президентов Швейцарско-еврейского сообщества (Анри Бонефф, Берн) и Сионистской федерации Швейцарии (проповедник Мессингер, Берн) в целях защиты святых мест в Палестине и проживающего там еврейского населения было получено следующее заверение от официальной германской инстанции:
«Согласно только что поступившим сообщениям турецкой стороны, уже был рассмотрен вопрос сохранения всех святых мест в Иерусалиме, среди которых и те, которым поклоняются мусульмане. К гражданскому населению будут относиться с уважением, насколько это позволяют военные интересы. Безусловно, евреи не должны опасаться предвзятого отношения».
С аналогичным заявлением выступило и правительство Британии.
Judische Rundschau (№ 48, 30.11.1917)
ДЛЯ ЭВАКУИРОВАННЫХ
В Южной Африке состоялось большое количество встреч местного еврейства, во время которых собирались значительные суммы в пользу палестинских евреев, пострадавших от эвакуации из Яффо. С речами выступали ведущие еврейские деятели Южной Африки, был создан комитет, чья особая задача заключается в сборе денег для беженцев, проживающих на палестинских землях. Комитет принял решение организовать единый во всей Южной Африке День помощи Палестине, что дало хорошие результаты. Например, Кейптаунский русско-еврейский комитет помощи, который ранее уже перевел в Палестину через Лондонский комитет помощи 1000 фунтов стерлингов, отправил такую же сумму главному раввину доктору Герцу и согласился увеличить долю общей помощи для Палестины с 7,5 до 25%. Отрадно, что в организации помощи евреям Палестины активно участвовали не только крупные города Кейптаун и Йоханнесбург, которые ранее перевели в Лондон 4700 фунтов стерлингов. Достойны стать примером усилия по оказанию помощи предприняли и такие небольшие города, как Кинросс, Боксбург, Ледибранд и особенно Порт-Элизабет.
Judische Rundschau (№ 47, 23.11.1917)

http://www.isrageo.com/2017/10/28/aaron227/

Картина дня

наверх