Выставка «Крым. Золотой остров в Чёрном море: греки-скифы-готы» в Германии.
Расположенный на краю Евразийского степного пояса, полуостров Крым в течение многих тысячелетий был и сегодня остаётся уникальным культурным центром между Азией и Европой. Земля крымского полуострова насыщена историей 25 веков, и хранит в себе следы многих народов, начиная с древних поселенцев Тавриды и первых колонистов из Древней Греции до мировой политики 20-го века.
Славные события крымской истории отражены сегодня во многих архитектурных и культурных памятниках Крыма, принадлежащих разным эпохам, относящихся к различным национальным культурам и религиям.
Премьер-министр земли Северной Рейн-Вестфалии Ханнелоре Крафт, предложил покровительство в организации выставки «Крым. Золотой остров в Чёрном море: греки-скифы-готы». Наряду с другими крупными Национальными музеями Германии, Музею LVR-Landesmuseum земли Северной Рейн-Вестфалии удалось получить крымскую экспозицию выставки, состоящую из 550 артефактов.
На выставке в Рейнском Национальном краевом музее города Бонна, которая прошла с 4 июля 2013 года по 9 января 2014 г., была представлена великолепная коллекция античного греческого и скифского искусства из четырёх исторических музеев Крыма: Национального заповедника «Херсонес Таврический» (г. Севастополь), «Центральный музей Тавриды» (г. Симферополь), Бахчисарайского и Керченского историко-культурных заповедников, и Музея исторических драгоценностей Украины (Киев).
Выставка «Крым. Золотой остров в Чёрном море: греки-скифы-готы» посвящена археологическим находкам из античных греческих погребений и скифских курганов древней Тавриды (V в. до н.э. – V в. н.э.).
Экспозиция выставки «Крым. Золотой остров в Чёрном море: греки-скифы-готы» познакомила немецких зрителей с произведениями искусства греков и скифов, тавров, кеммерийцев, готов, сарматов, гуннов, кочевых народов степи, живших в Крыму в период с 5 века до н.э. до 5 века н.э.
Артефакты, представленные на выставке, рассказывают о широких торговых связях Крыма не только со странами Средиземноморья, Малой Азии, но со Среднеазиатскими странами, через которые пролегал «Великий Шёлковый путь» в далёкий Китай и Индию. В курганном захоронении Усть-Альма, расположенного на западном побережье Крыма, было найдено четыре китайских лаковых шкатулки, инкрустированных перламутром. Лак на китайских шкатулках был тщательно восстановлен реставратором из Японии.
Крым, находящийся на перекрёстке торговых путей, представляет собой один из самых захватывающих культурных регионов в Европы. На протяжении тысячелетий в замкнутом пространстве Крыма, как в плавильном котле истории, сталкивались между собой различные народы, враждовали, мирились и объединялись, создавая вместе потрясающе разнообразное культурное наследие.
С VII века до н.э. на берегах Крыма были основаны многочисленные греческие поселения выходцев из древней Эллады и Малой Азии. Новые греческие поселения в Тавриде были основаны на южном побережье Крыма — Херсонес (ныне Севастополь), около Пантикапея (ныне Керчь), на берегах Боспора Кеммерийского, Чёрного и Азовского моря.
В экспозиции выставки «Крым. Золотой остров в Чёрном море: греки-скифы-готы» в Landesmuseum Бонне представлены уникальные ювелирные украшения никогда прежде не выставлявшиеся в странах Западной Европы. Среди них греческие, скифские, гуннские и сарматские золотые ювелирные изделия, выполненные в разной технике, перстень-печатка с египетским скарабеем, более поздние римские золотые украшения.
Немецкие зрители с удивлением узнали о древних готах, и остготских поселениях, существовавших в западной горной части Крыма и в Причерноморье.
В ювелирных украшениях готов, в древних готских узорах римских застёжек, которыми древние греки и римляне украшали свои одежды, немецкие посетители выставки отмечали хорошо узнаваемые переплетения кельтских узоров.
Готская культура и, впитавшая её, кельтская культура и сегодня живет на Рейне и Мозеле в течение многих столетий.
Готские пряжки-фибулы IV века до н.э. украшены орлиной головой, как и более поздние I века н.э. кельтские, датские, немецкие, что также отражает огромное культурное богатство Крыма и разнообразие торговых контактов полуострова.
Долгое время Крым оставался житницей древней Греции и других стран Средиземноморья. Торговля пшеницей была настолько прибыльной, что в Грецию из крымских портов отправлялись караваны торговых судов, груженных пшеницей, просоленной и сушёной рыбой.
Из речи Демосфена известно, что в первом веке до нашей эры только маленький городок Феодосия ежегодно отправлял в Афины 80000 тонн крымской пшеницы.
Элементы греческой архитектуры, каменные резные надгробья греков, сарматов, погребальные обряды скифов, готов были представлены на выставке в Германии. Находки археологов из скифских курганов дают нам возможность узнать больше о скифской культуре.
На выставке представлены скифские золотые украшения, оружие, украшения конской сбруи, бусы из полудрагоценных камней, золотые перстни, браслеты, серьги, диадемы из лавровых или дубовых золотых листьев, на лобные и височные украшения скифской элиты.
За что скифы убили своего царевича, философа Анахарсиса.
Скифские сокровища Гаймановой могилы
Поздний скифских период стал известен благодаря археологическим раскопкам полиса Неаполя Скифского, в центре полуострова (близ Симферополя), ставшего резиденцией последнего скифского правителя Скилура и его сына Полака. Скифский царь Палак (греч. Παλακος), сын Скилура, правил Крымской Скифией со столицей в городе Неаполе Скифском, и воевал с Херсонесом в 107 г. до н. э. Палак был убит в сражении с Диофантом полководцем царя Митридата VI .
Немецким посетителям выставки «Крым. Золотой остров в Чёрном море: греки-скифы-готы» стала известна первая мультикультурная столица Боспорского царства – город Пантикапей, располагавшаяся по обе стороны Боспора Кеммерийского (Керченского пролива).
Пантикапей с 480 г. до н.э. был главным торговым партнёром Афин, столицы Древнегреческого государства, а царь Боспорской империи Митридата VI Евпатор, был подобен «Ганнибалу Востока», великому полководцу долгое время воевавшему с Римом и неподвластному ему.
Несомненно, выставка «Крым. Золотой остров в Чёрном море: греки-скифы-готы» вызвала огромный интерес в немецком обществе к многовековой истории и культуре Крыма.
«Крым: золото и секреты Чёрного моря» — та самая выставка, что «застряла» в Голландии и никак не может вернуться в Крым, нашлась на просторах интернета. На видео хорошо видны предметы, переданные керченским историко-культурным заповедником, в том числе змееногая богиня. Видео было снято в то время, когда выставка находилась в Бонне; затем ее перевезли в Амстердам, где она находится по сегодняшний день. Напомним, судебные тяжбы по возврату экспозиции продолжаются.
http://ru-sled.ru/vystavka-krym-zolotoj-ostrov-v-chyornom-more-greki-skify-goty-v-germanii/
«Крым: золото и секреты Чёрного моря»
В начале февраля 2014 года, ещё до воссоединения Крым с Россией, из крымских музеев на выставку «Крым: золото и секреты Чёрного моря» была вывезена в археологический музей Алларда Пирсона в Амстердаме (Нидерланды) большая Коллекция скифского золота, состоящая из двух тысяч артефактов. С тех пор стороны не могут решить, кому возвращать артефакты.
Четыре крымских музея подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Алларда Пирсона, в котором потребовали исполнить обязательства по контрактам, подписанным с музеями Крыма, и вернуть коллекцию скифского золота из Нидерландов в Крымские музеи.
Глава министерства культуры РФ Владимир Мединский заявил, что суд Амстердама должен руководствоваться международным правом, разбирая вопрос о принадлежности коллекции скифского золота, вывезенной из крымских музеев.
Владимир Мединский заявил, что Россия может прервать межмузейные отношения с Голландией, если суд Амстердама решит не возвращать коллекцию скифского золота в музеи Крыма.
Около 2 тысяч артефактов (точнее 2111 артефактов) «скифского золота» было вывезено из крымских музеев на выставку в музей Алларда Пирсона в Амстердаме в начале февраля 2014 года, ещё до того, как Крым воссоединился с Россией. После этого Россия и Украина так и не могли решить, кому возвращать артефакты.
— Все нормы международного права, музейного права, прецеденты, традиции находятся на стороне крымских музеев. Эта коллекция была найдена на территории Крыма, исследована и хранится там же. Речь идёт о беспрецедентном отчуждении музейных ценностей. Это можно сравнить только с музейными хищениями времен итальянских походов Наполеона или фашистской агрессии. Считаю, что решение голландского суда абсолютно политизировано, оно разрушает саму систему выставочного обмена. Я теперь не очень понимаю, как мы будем делать с Голландией выставки. Например, привезёшь туда собрание из Эрмитажа или Третьяковки — и гадай, не придёт ли в голову какому-нибудь ещё судье эти ценности на сторону отдать. — заявил Владимир Мединский
Директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин заявил, что крымские музеи, как сторона подписавшая контракт с музеем Алларда Пирсона, не собирается отказываться от своих прав на золото скифов и продолжает настаивать на возвращении коллекция золота скифов на крымскую землю, где артефакты были найдены и всё время хранились.
Андрей Мальгин считает, что дело о скифском золоте носит политический характер,отягощённый натянутыми отношениями между Голландией и Россией, которые ухудшились после трагедии с малайзийским «Боингом».
Голландская сторона, ведущая расследование катастрофы малайзийского «Боинга», ссылаясь на политическое давление со стороны США, упорно не хочет видеть свидетельства и факты, указывающие на то, что самолёт был сбит на украинской территории вооружёнными силами Украины.
Сегодня есть много обстоятельств, препятствующих быстрому возвращению золота скифов в Крым.
«С одной стороны, вещи были составной частью коллекции конкретных музеев Крыма, и мировая практика говорит о том, что они должны быть возвращены в музеи, то есть в крымские музеи. С точки зрения европейской юрисдикции Республика Крым до сих пор не признана частью Российской Федерации, и европейская юрисдикция пока относит Крым в юрисдикцию Украины», — подчеркнул Андрей Мальгин

Застежка из горного хрусталя в виде дельфина нашли в Ногайчинском кургане сарматской царицы или жрицы, жившей в конце I века до н.э. — I века н.э.
Коллекция Центрального музея Тавриды, из Симферополя предоставила на выставку 150 экспонатов. Страховая стоимость – 172 000 евро. Коллекция Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника состоит из более 200 экспонатов общим количеством 1400 предметов. Страховая стоимость 400 000 евро. Коллекция Восточно-крымского (керченского) историко-культурного музея-заповедника предоставила 190 предметов. Страховая стоимость 696 000 евро. Коллекция Государственного историко-археологического музея-заповедника Херсонеса-Таврического — 28 экспонатов. Страховая стоимость 170 000 евро.
«Судебное слушание по возвращению коллекции скифского золота из Нидерландов может тянуться годами, надеяться на быстрое завершение процесса не стоит» — считает Мальгин.
В ноябре 2015 года окружной суд Амстердама решил пока не проводить судебных слушаний по делу о возвращении коллекции скифского золота из музея Алларда Пирсона в Амстердаме в Нидерландах ни в Украину, ни в Крым.
Специалисты в области международного права продолжают юридическое разбирательство конфликта в форме обмена письмами через Окружной суд Амстердама.
Специалисты считают, что на сегодняшний день существует три варианта развития событий по Скифскому золоту, худшим из которых является решение, принятое амстердамским судом о передаче экспонатов на Украину, оно будет оспариваться и в апелляционном, и в кассационном судах.
«Есть самый лучший сценарий, при котором суд в Голландии принимает решение вернуть «скифское золото» в Крым – это программа-максимум. Но есть и задача-минимум: сохранить на данном этапе статус-кво, пока конфликтные отношения между Россией, Украиной и Крымом не будут урегулированы.
Идею о «заморозке» ситуации вокруг «скифского золота» Крыма выдвинул директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Это не самый худший вариант, если «скифское золото» пока полежит в Амстердаме. Но каждый день хранения «скифского золота» в музее Амстердама «Аллард Пирсон» (Allard Pierson Museum) стоит больших денег!
«Хватит самим поставлять трофеи»: россияне поддержали предложение Мединского по ответу Голландии за золото скифов…
По мнению россиян, ответ Голландии за отказ возвращать Крыму скифское золото может быть более жестким, чем отказ от межмузейного взаимодействия. В качестве варианта россияне предложили эмбарго на импорт цветов из Нидерландов – подобные меры в своё время способствовали «сговорчивости» Турции, отмечают пользователи.
Крымским музеям остаётся уповать на опыт юристов, на справедливость и силу международного права в мире, …и на Господа Бога!
Голландской стороне уже приходилось покрывать преступления Украины по сбитому «Боингу», а теперь и голландцам придётся научиться не только «с волками жить, но и по-волчьи выть». «Бог шельму метит».
История о том, как «вор у вора дубинку украл».
В 2005 году из музея сонного голландского городка Хорн была похищена коллекция из 24 картин голландских художников XVII века стоимостью около 10 млн евро.
В понедельник СМИ Нидерландов распространили сообщение, что коллекция картин, украденная в 2005 году из музея города Хорн, находится на Украине «в руках коррумпированных людей крайне правых, попавших в верхние эшелоны украинской власти».
Голландское издание NOS со ссылкой на представителя музея Западной Фрисландии Артура Бранда, проводившего расследование, утверждает, что в истории картинной кражи фигурируют два имени — лидера украинской партии «Свобода» Олега Тягнибока и бывшего главы Службы безопасности Украины Валентина Наливайченко.
Эти «волки», «Олег Тягнибок и Валентин Наливайченко отказываются возвращать полотна и хотят добиться лишь одного: заработать денег за счёт нашего культурного наследия», — заявил директор голландского музея городка Хорн.
История с кражей картин наносит ещё один удар по, довольно, сомнительному имиджу Украины непосредственно перед референдумом по ратификации Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, который должен пройти в Нидерландах в апреле 2016 года.
Евросоюзу и Нидерландам представляется уникальная возможность принять Украину в свои объятья и, наконец, начать «дружить домами», то есть пустить воров в свой богатый дом.
По материалам статьи
Сокровища золотого острова Чёрного моря в Европе.

Застежка из горного хрусталя в виде дельфина нашли в Ногайчинском кургане сарматской царицы или жрицы, жившей в конце I века до н.э. — I века н.э.
Международная выставка «Крым – золотой остров в Чёрном море» была организована специалистами Рейнского Краевого музея, «LandesMuseum» города Бонна (профессор М. Шмаудер), Боннским университетом Германии (профессор Я. Бемманн) и Крымским филиалом Института археологии НАН Украины (В.И. Мордвинцева).
Выставка, посвящённая археологии Крыма, начиная с периода греческой колонизации (6 век до н.э.) до раннего средневековья (6-7 в.в.н.э.). Выставка «Крым — золотой остров в Чёрном море» экспонировалась в Бонне с 3 июля 2013 года до 19 января 2014 года, затем она была перевозена в Нидерланды, в музей Амстердама «Аллард Пирсон» (Allard Pierson Museum), где была открыта для посетителей с 7 февраля до 18 мая 2014 года. В июне 2014 года 1000 экспонатов выставки должны были вернуться в Крымские музеи, с которыми было подписано соответствующее соглашение.
Такой большой археологической выставки, посвящённой истории Крыма и Причерноморья, Европа ещё не видела. Голландия готовиться открыть для себя 1000 летнюю историю смешения культур в Крыму и Причерноморье, включающем регионы Кавказа, Сочи, где феврале 2014 года состоялись зимние Олимпийские игры.
Золотые серьги в форме лунницы с гранатом из Индии, найдены в могильнике Джург-оба античного городища Китей, в Крыму.
В экспозицию археологической выставки были предоставлены уникальные артефакты четырёх музеев Крыма.
Национальный заповедник «Херсонес Таврический» подготовил уникальную экспозицию артефактов для выставки: «Крым – золотой остров в Чёрном море. Греки – Скифы – Готы», и передал для Международной выставки 215 уникальных предметов искусства — украшения, предметы декоративно-прикладного искусства, посуду, фрагменты вооружения. Страховая стоимость переданных музеем артефактов составляет 170 000 евро.
К открытию выставки «Крым — золотой остров в Чёрном море» в Бонне был издан каталог «Die Krim Goldene Insel im Schwarzen Meer Griechen-Skythen-Goten», с аннотациями, подготовленными старшим научным сотрудником отдела античной истории НЗ «Херсонес Таврический» И.Г. Авериной.
Скифская Змееногая богиня – прорастающая дева
Керченский историко-археологический музей заповедник передал на выставку 190 музейных экспонатов — скульптуры, статуэтки древнегреческих богов, изделия из керамики. Один из интереснейших экспонатов Керченского историко-археологического музея — скульптура «Змееногой богини – прорастающей девы» — открывала выставку в LandesMuseum. Среди экспонатов, переданных на международную выставку из Керчи – скульптуры, стелы, архитектурные детали из лапидарной коллекции, изделия из керамики и стекла, произведения торевтики, расписные вазы и терракотовые статуэтки, почитаемых в Боспорском царстве богов, изысканные украшения и предметы погребального инвентаря. Страховая стоимость переданных музеем на выставку артефактов — 696 000 евро.
В загробную жизнь скифы провожали умершего, украшая его одежду золотыми нашивками, в виде цветов, виноградных листьев, или зверей. На умершего надевали золотые кольца, пряжки, браслеты, серьги, плечевые застежки.
Самую большую коллекцию древних артефактов — 451 предмет — передал на выставку «Центральный музей Тавриды», из Симферополя. Страховая стоимость переданных на выставку артефактов – 172 000 евро.
Древние греки и скифы уходили в «другой мир» в полном облачении — с мечом, луком, стрелами и шлемом. Скифский меч был найден недалеко от станции Чертомлык Днепропетровской области, в «Толстой могиле» — скифском кургане IV века до н.э.
«Бахчисарайский историко-культурный заповедник» передал 215 экспонатов общим количеством 1400 предметов декоративно-прикладного искусства, посуды из керамики, фрагменты вооружения и украшения из бронзы и драгоценных металлов, которые были найдены в Усть-Альминском некрополе, могильнике Сувлу-Кая. Страховая стоимость артефактов составляет 400 000 евро.
Для международной выставки были переданы экспонаты, связанные с Крымом и Северным Причерноморьем, из Музея исторических драгоценностей Украины (Киев) и Одесского археологического музея.
Умершему человеку, в античные времена, клали на лоб золотую диадему, а на глаза и рот — золотые пластинки. Золото скифов предназначалось для умерших.
Выставка познакомила европейцев с античной историей Крыма, некоторых туристы признавались, что они никогда и нигде не видели столько золотых экспонатов сразу на одной выставке.
Известно, что Крым в течение многих столетий был уникальным перекрёстком цивилизаций, культурным центром, куда сходились дороги, идущие по «шёлковому пути» из Азии. Далее шёлковый путь следовал через черноморские порты Тавриды и города Боспорского царства во все античные цивилизаций Средиземноморья – в древнюю Грецию, Египет и Рим.
Не удивительно, что в Тавриде найдены темно-красных гранат с острова Цейлон, раковины каури из Индийского океана, зеркала и драгоценные лаковые шкатулки из Китая, найденные в акрополе поздне-скифского городища Усть-Альма на западном берегу Крыма.
Женщины античного мира тщательно следили за своей внешностью, в их обиходе были керамические шкатулки для хранения украшений, румян, благовоний, эфирных масел.
В экспонатах выставки нашли отражение напряженные отношения между греческими городами-полисами на крымском побережье, такими, как Херсонес Таврический, Пантикапей (Керчь), Кафа (Феодосия) Керкинитида (Евпатория), городами Боспорского царства и кочевыми народами Причерноморья и степи – скифами, сарматами.
Бусы I века н.э. из золотых пластинок, колечек, отполированного стекла и карнеола. Карнеол — минерал красновато-розового, желто-красного или оранжево-красного оттенков, напоминающего окрас ягод кизила, по-латински – Cornus, по-гречески — сердолик.
В экспонатах выставки «Крым — золотой остров в Чёрном море» было показано историческое культурное богатство полуострова, отразившееся не только в многочисленных декоративных изделиях из золота, но во всём спектре греческой архитектуры, скульптуры, керамики 4 века до н.э., и в находках из многочисленных скифских курганов Крыма и всего Причерноморья.
Античный Херсонес Таврический представлен на выставке 28 экспонатами античного периода от V века до н.э. до первых веков н.э. Древние памятники искусства и письменности, наглядно иллюстрируют культуру Античного Херсонеса Таврического.
Заведующая отделом античной истории О.Ю. Грабар считает, что такой богатой коллекцией архитектурных деталей с полихромной росписью в технике энкаустики, то есть с использованием горячего воска, не располагает ни один другой музей Европы.
В Херсонесе Таврическом в античные времена существовала своя собственная школа полихромной росписи в технике энкаустики. Из Херсонеских известняков в древности местные мастера изготавливали надгробные стелы, резные карнизы домов, колонны культовых сооружений.
Серьга. Золото, стекло, полудрагоценные камни. I век н.э.
Среди экспонатов, отправленных в музеи Бонна и Амстердама, есть фрагменты херсонеских карнизов, анфемий, стела Мегакла (экспонат из Херсонеса III века до н.э.) и др. Европейцы увидели образцы античных граффити, деловые и бытовые записки древних херсонеситов и надписи-обереги на фрагментах керамики.
Застежка из золота, украшенная бирюзой в форме «узла Геракла», таким узлом Геракл завязывал на груди шкуру убитого немейского льва. В морском деле петли, продетые друг в друга или «узел Геракла» называется прямым узлом.
Согласно подписанному договору, уникальные экспонаты крымских музеев на выставке «Крым – золотой остров в Чёрном море» будут радовать, и удивлять жителей и гостей Амстердама (Нидерланды) до 18 мая 2014 года.
http://ru-sled.ru/sokrovishha-zolotogo-ostrova-chyornogo-morya-v-evrope/
Свежие комментарии