Пеший рыцарский турнир в XV веке: как сломать человека в латах, или о топоре, полном сюрпризов
Сколь бы ни был прекрасен меч, и какое бы огромное влияние на культуру и наше восприятие рыцарского мира он не оказывал, основным оружием пеших поединков являлся удивительный инструмент, именуемый рыцарским топором.
Судебный поединок на топорах из манускрипта Ганса Тальхоффера (Ms.Thott.290.2º 134v)
Первым делом, попробуем определить, что же это за оружие.
Фехтовальные наставления о турнирных и судебных поединках указывают на оружие, обладающее поразительными разрушительными свойствами и на удивление нелогичным для нас наименованием. Оно зовется просто топором" (или, на языках оригинала: azza, l’aza, axe, poleaxe, hache), однако совершенно не обладает привычным нам лезвием топора. Вместо него чаще всего мы видим молот, дополненный целым набором вредоносных приспособлений. Вот так выглядит это оружие в соответствии с манускриптом Le Jeu de la Hache (MS Francias 1997):
- la croix – головка топора, перекрестье.
- la queue – хвост топора, противоположный головке, вток.
- maillet или mail – молот, ударная часть топора.
- becq de faulcon – клюв на противоположной молоту части головки топора.
- la dague – штык или острие на верхней части головки топора.
- demy hache – середина древка, находящаяся между рук.
Говоря о размерах топора стоит заметить, что в тексте мы не находим указаний на нужную длину, однако манускриптах Фиоре деи Либери (Fiore dei Liberi, ~1340-1420) и Ханса Тальхоффера (Hans Talhoffer, ~1410-1482) рыцарские топоры имеют тенденцию быть примерно равными по высоте их владельцам, а Петро Монте (Pietro Monte, 1457–1509) указывает на то, что головка топора должна быть на ладонь выше головы хозяина: “Aza sive tripuncta in longitudine usque ad martellum ex quantite unius manus esse debet longior homine ipsam deportante” (Pietro Monte, op. cit. (note 2), Lib II, cap. xii). Так мы получаем предполагаемую высоту оружия приблизительно в 180-190 см (по данным археологии, средний рост европейского мужчины c XI по XVII век составлял порядка 170 см).

Автор манускрипта Le Jeu de la Hache указывает так же на то, что бой должен проходить в доспехах и на ристалище, приводя один из приемов, подразумевающий повреждение набедренника. Манускрипт Фиоре де Либери Flos Duellatorum (~1410) и другие фехтовальные наставления так же предполагают использование рыцарского топора в доспехах, в отличие от другого оружия, которое может использоваться и в доспехах и без. Это подразумевает относительную элитарность и опасность данного оружия для использования в обычном поединке.
Для нас кажется логичным назвать это оружие боевым молотом, однако, источники XV века упорно именуют его "топором", и видимо, имеют на то свои причины. Доверимся им, однако будем держать в уме, что от XV века до нас дошло не мало подобных орудий, сочетание боевых элементов на которых имело определенную вариативность: встречаются образцы со вполне традиционными топорищами, а также молотами, клювами и шипами в очень разнообразных сочетаниях. Что указывает на то, что в XV веке слово "топор" означает скорее некий набор функций, а наполнение боевыми элементами самого оружия варьировалось в зависимости от вкусов и боевых задач.

Что же может сделать подобное оружие с человеком, одетым в добрый доспех?
Сперва обратимся к источникам, описывающим турнирные поединки Жака де Лалена (1421 — 3 июля 1453 г.), бургундского рыцаря, считавшегося величайшим турнирным бойцов своего времени, о чем красочно повествует его биография Livre des faits de Jacques de Lalain:

"Лален сражался в Валадольяде с Диего де Гузманом... Когда двое сошлись, оба они нанесли такие сильные удары, что искры вылетели из их добрых железных доспехов. Лален, как всегда с открытым лицом, нанес укол в закрытое забрало Гузмана с такой силой, что ранил его трижды в лицо острием топора. Прежде того, Диего выронил свой топор из-за сильного удара, нанесенного Лаленом и потому попытался сблизиться с ним, намереваясь, как он говорил за пару месяцев до боя, поднять того и выбросить за пределы ристалища. Тем не менее, бургундец был готов и левой рукой удерживал его на дистанции, отбрасывая топор и доставая меч. В этот момент король остановил поединок."

И еще один пример поединка на топорах в контексте пешего турнира:
"Лален был ранен в кисть острой пикой топора противника и ему пришлось положить свой топор на сгиб локтя, как на подставку и правой рукой отбивать удары англичанина, который, будучи в добром доспехе, попытался прорваться к Лалену, но тот отступил, от чего Томас упал на землю, и не смотря на то, что он коснулся земли лишь коленом и локтем, Герцог счел, что рыцари выполнили свои обеты и что поединок следует окончить."
Карьеру великого поединщика и любимца Карла Смелого оборвало пушечное ядро, убившее героя при осаде Гента в 1453 году.

Не лишним будет вспомнить и сцену из романа о Маленьком Жане де Сатрнэ, которую мы уже публиковали ранее. Упомянем только саму фазу боя, которая во многом пересекается с поединками, описанными в хронике жизни де Лалена:
"Когда оба противника вышли из павилионов, те были убраны с поля и маршал скомандовал: «Да начнется бой!»
Как только были сказаны эти слова, противники ринулись друг к другу, подобно двум львам. И Сантрэ прокричал: «За наиболее благородную из дам, которой я служу!». С тем они начали обмен ударами. Мессир Энгерранд, благородный рыцарь, сильный и отважный, был выше Сантрэ. Он поднял свой топор и нанес удар такой силы, что тот пошатнулся. Однако Сантрэ смог ударить в ответ древком топора в забрало так, что противник отступил на шаг. Затем Мессир Энгерранд поднял свой топор вновь и нанес удар со всей своей силой, как и до того, однако Сантрэ, который еще не отошел от первого удара, закрылся топором так хорошо, что удар не коснулся его. Тогда Мессир Энгеррад вновь поднял топор чтобы ударить Сантрэ, но тот шагнул вперед, поймав замах его правой руки своим топором и ударив по ронделю, от чего тот погнулся и рука под ним наверняка была задета и пальцы поранены, однако в пылу боя Мессир Энгеррад не заметил раны и попытался поднять топор, но не смог. Когда он почувствовал боль и понял, что не может более биться правой рукой, но, будучи отважным и смелым рыцарем, он перехватил топор в левую руку и попытался схватить Сантрэ. Когда Сантре понял, что задумал противник, хотя и не знал, какую рану он ему нанес, то ударил его молотом топора, не давая подойти ближе. Тогда, понимая, что случилось, он нанес удар так же и в левую руку Мессира Энгерранда, и оружие выпало из его руки. Тогда Мессир Энгерранд, оказавшись безоружным, попытался обхватить Сантрэ и повалить, а тот стал бороться с ним одной рукой, второй держась за топор.
И когда Король увидел, что топор Мессира Энгерранда на земле, и что оба чемпиона начали бороться друг с другом, он бросил свой жезл на землю, как главный судья поединка, и сказал «Остановитесь!». И тогда стражники растащили двух поединщиков."

Итак, теперь мы представляем, насколько это грозное и популярное среди нобилитета оружие. Теперь давайте посмотрим, как его советовали применять старые мастера боя.
О фехтовании рыцарским топором и о том, зачем ему столько торчащих в разные стороны острых штуковин

Рассмотрим несколько наиболее ярких приемов, описанных в разнообразных источниках:
Манускрипт Le Jue de la Hache не имеет иллюстраций, однако в визуализации его нам частично помогут манускрипты Ганса Тальхоффера. Обращаю внимание, что в его работах бойцы не одеты в доспехи:
"Когда оппонент наносит тебе удар, правша против правши, держи перекрестье топора перед собой, ступи левой ногой вперед, принимая удар на хвост своего топора и - в тот момент направь его вниз, сбрасывая топор противника на землю. Из этого положения, продолжая движение другой ногой, ты можешь нанести укол хвостом топора, в левую руку или в лицо, как тебе будет угодно, либо нанести удар в голову." ( Le Jue de la Hache)


Еще один интересный подход к работе топором демонстрирует Фиоре де Либери, описывая позиции с этим оружием:
"Я позиция Королевы, и я хороша против позиции Кабаньего Клыка. Если он ожидает меня, я нанесу сильный удар, вместе с которым я смещу свою левую ногу с пути, и тогда, пройдя вперед правой, нанесу удар ему в голову. И если он защититься и мне не удастся поразить его в голову, я без труда достану его руки или кисти.

Если моя позиция Кабаньего Клыка противостоит Позиции Королевы, мы оба знаем свои уловки, так как много раз встречались на поле боя и на мечах, и на топорах. И скажу вам, что она говорит против меня, то же я могу сделать против нее. И позвольте мне объяснить так, как будто в руках у меня меч, а не топор, и я бы желал уколоть в лицо своего оппонента таким образом: когда я ожидаю его в позиции Кабаньего Клыка с моим оружием в двух руках, если он атакует меня ударом сверху топором из Позиции Королевы, тогда я должен быстро шагнуть вперед, ударяя его под топор в тот момент, когда я ухожу с пути, а затем быстро схватить мой топор за середину своей левой рукой и направляя укол обратной стороной оружия в его лицо. Так, между нами мы равны, но во мне больше коварства."
И конечно же, все части топора активно применялись для зацепов, заломов и борьбы, о чем подробно написано в Le Jeu de la Hache:
"Если он идет на тебя с ударом, а ты держишь хвост впереди, сместись так, чтобы принять удар с правой стороны от противника и там прими удар на середину топора. В то же время, находясь близко к нему, тебе нужно прочно утвердить свою левую ногу за его пяткой, и когда ты будешь поднимать его топор своим, помести хвост своего топора ему под подбородок и так ты сможешь столкнуть его на землю."

И это только малая часть возможностей этого прекрасного оружия, активно проявлявшего себя как на турнирах, так и на полях сражений. А дальше нас ждет следующее по популярности оружие пеших турниров и поединков, гроза любого, кто носит доспехи и того, кто ими неразумно пренебрегает.
https://dzen.ru/a/W3-4NREBFgCqyvND?sid=107711700119457596
Свежие комментарии