На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

"Когда на сердце тяжесть" ( А.Городницкий) (2 статьи)

Рукопожатная виртуальная среда в последнее время начала перепечатывать текст песни Александра Городницкого «Последний пароход», добавляя, что она якобы написана автором в качестве реакции на российско-украинскую войну и исход «путинской эмиграции», усилившийся после ее начала.



Я решил разобраться, так ли это. Оказалось, что не так. Песня была написана много лет назад, даже до Крымской весны и начала Донбасской войны. Точный год мне установить не удалось, но вот запись ее исполнения в программе «В нашу гавань заходили корабли» в 2011 году, за три года до воссоединения Крыма с Россией:

Исполняет песню Алексей Черемисов, автор музыки. Городницкому в данном случае принадлежит только авторство стихов.

Текст песни:

Это стало теперь легендою, –
Год далекий двадцать второй,
Уплывает интеллигенция,
Покидая советский строй.

Уезжают Бердяевы, Лосевы,
Бесполезные для страны:
Ни историки, ни философы
Революции не нужны.

Этой дальней командировкою
Заменяют им полный срок.
Над распахнутой мышеловкою
Пароходный кричит гудок.

Им даруется индульгенция.
Пролетарской страны позор,
Уплывает интеллигенция,
Изгоняется за бугор.

Не ежовы их ждут и берии,
Не расстрелы и не ГУЛАГ, –
Их, покуда живых, империя
Под чужой выпускает флаг.

То ли в Англию, то ли в Грецию,
Над пожитками хлопоча,
Уплывает интеллигенция,
С изволения Ильича.

Ну, а если кто опрометчиво
Не покинет свои дома,
Тем другие пути намечены, –
Беломорье и Колыма.

Чем возиться с литературою,
Было б проще пустить в расход.
Провожают чекисты хмурые
Отплывающий пароход.

Огареву вослед и Герцену,
На изгнанье обречена,
Уплывает интеллигенция,
Не заплачет по ней страна.

Скоро здесь, кроме мелкой сволочи,
Не останется ни души.
Помаши им вдогонку, Вовочка,
Обязательно помаши.

Источник.

То есть, песня посвящена событиям столетней давности без всякого актуального подтекста, и махать вдогонку автор предлагает Владимиру Ильичу, а не Владимиру Владимировичу. Но не всё так однозначно.

Песню «Севастополь останется русским» Городницкий написал в 2007 году, за семь лет до «Крымской весны», неофициальным гимном которой она стала. Поэтические тексты иногда резонируют в новой обстановке не так, как предполагал автор. Это произошло в обоих случаях.

Текст «Последнего парохода» очень проблематичен в любом случае. Если в России после 1922 года не осталось никого кроме мелкой сволочи, то кто выиграл Великую Отечественную войну и воспитал детей, которые ее выиграли? Кто генерал Карбышев? Кто академики Королев, Харитон, Курчатов, Ландау? Кто Михаил Булгаков и Алексей Толстой? Не слишком ли занесло Александра Моисеевича Городницкого? Даже в этом случае поэт должен следить за опубликованным словом.

Городницкого можно назвать, наверное, последним шестидесятником. Он так и не отрефлексировал ответственность поколения шестидесятников за развал советского проекта, за проедание и пробухивание того, что было создано трудом трех поколений советских людей — тех, кто, по мнению автора, «мелкая сволочь». Многие шестидесятники это отрефлексировали, Городницкий — нет. Он остался девственно чистым антисталинистом, таким как Евтушенко в 1961 году.

Что же касается отношения Александра Городницкого к актуальным событиям, вот его собственное свидетельство в связи с песней «Севастополь останется русским»:

«Я расскажу историю этой песни. Песня написана в 2007 году. Каждый год в Балаклаве, под Севастополем проводился довольно известный фестиваль русской авторской песни «Балаклавские каникулы», где я был председателем жюри. В очередной раз восемь лет назад, еще при Ющенко, если я не ошибаюсь, когда мой друг, председатель оргкомитета фестиваля Андрей Соболев, главный редактор «Русской газеты» в Севастополе, мне подробно рассказывал о тех притеснениях, которые терпело русское население, это всё факты, например, были закрыты передачи из Москвы, из 25 русских школ оставили, по-моему, три. Меня больше всего огорчило то, что детей заставляли изучать Пушкина только в украинском переводе.

Я человек старорежимный, я считал и считаю, что Севастополь был и остается русским городом, потому что он полит таким количеством русской крови, так связан с русской трагической и героической историей… И я написал эту песню по убеждению. Она не конъюнктурная, там нет ни слова против Украины, которая позволила бы пользоваться ею как политическим знаменем, да. Восемь лет назад она была написана, мои украинские друзья, которые ее правильно поняли, написали очень хорошую пародию «Моисеич вернется назад, Моисеич останется русским»… Но это, это ничего не меняет.

То обстоятельство, что эта песня сейчас стала пророческой и была использована… Человек, который открыл ядерную реакцию совершенно не виноват в том, кто и как ее использовал, то ли в мирных, то ли в иных целях… Песня эта была написана по убеждению моему, я много лет работал в Севастополе с военными гидрографами, для меня Севастополь был и остается городом русским, и российским.

А дальше было следующее. Когда я эту песню написал, может кто-то знает, мыс Хрустальный, на нем огромный монумент «Последним защитникам Севастополя», там из бетона красноармеец и краснофлотец. И прямо у подножия монумента концерт в Севастополе был. Там прожектора, собралась публика, там же русское население, флот.

А я эту песню придумал на нервной почве и Сережа Никитин, он ее подобрал, ему понравилось, подхожу к Соболеву, такое дело, а я там работал стариком Державиным, меня привозят, я там чего-то благословляю их старческой ручкой и меня уводят обратно пить… И, я говорю Соболеву – Андрей, такое дело, я песню написал, но я боюсь, что у вас будут неприятности с властями из-за этой песни… Ну а что от дедушки ждать, пойте, говорит, что хотите. И я пошел.

И когда я начал ее петь, и когда я спел первый раз припев, то по толпе прошла такая искра. Это все в YouTube есть. Раз эта песня стала знаменем, она, кстати и раньше была протестной песней, после этого через год украинские власти закрыли фестиваль. Полностью был прикрыт долгие годы.

Вот такой обстановке эта песня была написана. Ни от одной строчки этой песни я не отрекаюсь. Естественно, как член «Пен-Центра» я посчитал должным подписать протест против агрессии. Это разные вещи. Но я считал и считаю, что если уйти от методов, то историческая справедливость рано или поздно должна была восстановиться.»

Источник.

Что сказать? Ну вот есть такое животное как тигр. Он красив, на него приятно смотреть в зоопарке, но протягивать к нему руку с едой не рекомендуется — откусит еду вместе с рукой. Рукопожатный интеллигент талантлив и красив, но когда он чувствует, что теряет рукопожатность, он впадает в истерику, начинает оправдываться перед товарищами по касте и не прыгает за флажки. Удобнее предать свою страну и нести очевидный бред, как в данном случае, потому что все «методы» и в Крыму, и позже в Донбассе были исчерпаны, чем стать окончательно нерукопожатным и быть изгнанным с позором из Пен-Центра. Есть, конечно, отрадные исключения, но большинство их вот такие. Увы. Даже те, кто очень талантлив, как Александр Моисеевич Городницкий. 

отLeonid Rabin https://zemlyaki.online/2022/08/16/%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d0%b9-%d0%bf%d0%b0%d1%80%d0%be%d1%85%d0%be%d0%b4-%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%8f-%d0%bf%d0%b5%d1%81%d0%bd%d0%b8/                

"КОГДА НА СЕРДЦЕ ТЯЖЕСТЬ И ХОЛОДНО В ГРУДИ!"

Да, хорошая аналитическая статья. Жаль Моисеича, старенький он уже...


Др. дело, что требовать рефлексию при написании стиха, это более чем банально и даже глупо, ибо стихотворения пишут от "сердца", точнее через чувства и эмоции. Тот кому свойственна рефлексия при написании стихов - их просто никогда не напишет. Др. дело, что поэт может после, в состоянии последующего анализа и размышления начать рефлексировать. Это нормально.


Теперь о другом. Все люди воспринимают мир в знач. степени и в первую очередь через призму собственного восприятия и восприятия близких людей, а уж в след. очередь- через иные источники информации.


Простой пример и в тему. Большинство людей не живших на территории нынешней "нэзалэжной" в 60-70 х. и раньше, никогда до конца не поймут, что такое укро-антисемитизм и ксенофобия, сколько бы не читали или фрагментарно с ними (украми) не общались. И, конечно, честь и хвала тем, у кого хватает личного масштаба, чтобы это как-то воспринять. Я имею ввиду из т.н. "интеллигенции". С людьми попроще - легче, они на генетич. уровне помнят что такое нацизм.  


Прекрасна метафора за "тигра", за которую автору отдельные респект и уважуха! :) Я вот не "тигр", где уж мне! :) Но люблю этих не стадных животных! :) Я просто мелкий двуногий мизантроп, ставший таким благодаря довольно основательному изучению истории уже более 50 лет, и почти 35 лет столь же основательного изучения психологии (психоанализа, в первую очередь). Так что могу себя ещё сравнить с зубастой амёбой (или инфузорией).. :)


Если без юмора, то я расстался практич. со всеми своими знакомыми в реале в 2014 г. и это полностью и безвозвратно. Это при том, что я интроверт, и таковых у меня были не толпы. Люди, которые её поддерживают в той или иной форме, по тем или иным причинам, мною "вычёркиваются" из моей жизни, подобно герою изв. анекдота.


При всём при этом, я ненавижу бывш. СССР, Сталина и сталинизм, и все проявления оных, но то что нынче именуют "Украиной", я ненавижу на порядок больше. Очевидно, что я не считаю себя на российским ни пророссийским патриотом, ни, тем более, "русским" (россиянином, православным, коммунистом) и т.п. . Я только враг нынешней Украины, её режима, да и (что греха таить) населяющих её совокупности этносов и субэтносов, именуемых их же самоназванием "хохлы".  


Всё это не мешает мне поддерживать новую Россию, в её справедливой, ИМХО, войне против бандеро-нацистской мрази! Поддержка их для меня тождественна поддержке Гитлеровской Германии в годы ВМВ.  Она (такая Украина) должна быть ликвидирована в её нынешнем бандеро-нацистском формате. Это, для меня, уже давно, ещё с 2004 г. (не 2014) явл. более чем очевидной аксиомой, и не не подлежит ни обсуждению, ни корреляции. Закончу я двумя дугой очень старыми песнями А. Городницкого: "Последний караван" ("На материк...",  и "Атланты", которые знаю, как и некоторые другие, наизусть и с юности..   

                                             

               

Текст песни Александр Городницкий - На материк.

От злой тоски не матерись -
Сегодня ты без спирта пьян.
На материк, на материк,
Идет последний караван.
На материк, на материк,
Идет последний караван.
Опять пурга, опять зима
Пришла, метелями звеня.
Уйти в бега, сойти с ума
Теперь уж поздно для меня.
Уйти в бега, сойти с ума
Теперь уж поздно для меня.
Здесь невеселые дела,
Здесь дышат горы горячо.
А память давняя легла
Зеленой тушью на плечо.
А память давняя легла
Зеленой тушью на плечо.

Я до весны, до корабля
Не доживу когда-нибудь.  
Не пухом будет мне земля,
А камнем ляжет мне на грудь.
Не пухом будет мне земля,
А камнем ляжет мне на грудь.

От злой тоски не матерись -
Сегодня ты без спирта пьян.
На материк, на материк,
Ушел последний караван.
На материк, на материк,
Ушел последний караван. 

Городницкий Александр - Атланты

Когда на сеpдце тяжесть и холодно в гpуди,
К ступеням Эpмитажа ты в сумеpки пpиди,
Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты деpжат небо на каменных pуках.
 
Деpжать его махину - не мёд со стоpоны.
Hапpяжены их спины, колени сведены.
Их тяжкая pабота важней иных pабот:
Из них ослабнет кто-то и небо упадет.
 
Во тьме заплачут вдовы, повыгоpят поля,
И встанет гpиб лиловый, и кончится Земля.
А небо год от года всё давит тяжелей,
Дрожит оно от гуда ракетных коpаблей.
 
Стоят они, pебята, точеные тела,
Поставлены когда-то, а смена не пpишла.
Их свет дневной не pадует, им ночью не до сна,
Их кpасоту снаpядами уpодует война.
 
Стоят они навеки, упеpши лбы в беду,
Hе боги - человеки, пpивыкшие к тpуду.
И жить еще надежде до той поpы, пока
Атланты небо деpжат на каменных pуках.

Картина дня

наверх