Империя Гупта
Империя Гупта простиралась по северной, центральной и части южной Индии между 320 и 550 годами н. э. Этот период известен своими достижениями в области искусства, архитектуры, науки, религии и философии. Чандрагупта I (320 – 335 гг. н. э.) начал быстрое расширение империи Гупта и вскоре утвердился в качестве первого суверенного правителя империи.
Это ознаменовало конец 500-летнего господства провинциальных властей и вызванное этим беспокойство, которое началось с падения Маурьев. Что еще более важно, начался период общего процветания и роста, который продолжался в течение следующих двух с половиной столетий и стал известен как «Золотой век» в истории Индии. Но семя империи было посеяно по крайней мере на два поколения раньше, чем это, когда Шригупта, тогда всего лишь региональный монарх, положил начало славным дням этой могущественной династии примерно в 240 году н. э.Период Гупты – Первые дни до Зенита
О первых днях этой династии Гупта известно не так много. Дневники путешествий и труды буддийских монахов, часто посещавших эту часть света, являются самыми надежными источниками информации, которой мы располагаем о тех днях. В этом отношении бесценными оказываются путешествия Фа Хиена (Фасянь, около 337-422 гг.н. э.), Хиуен Цана (Сюаньцзан, 602-664 гг.н. э.) и Ицзина (И Цзин, 635-713 гг.н. э.). Империя Гупта во времена правления Шригупты (около 240 – 280 гг.н. э.) включала только Магадху и, вероятно, часть Бенгалии. Подобно Маурьям и другим царям Магадхи, которые предшествовали ему, Шригупта правил из Паталипутры, недалеко от современной Патны. Шригупте наследовал трон его сын Гхатоткача (около 280-319 гг.н. э.).
Чандрагупта I
От кушанов цари Гупты узнали о преимуществах содержания кавалерии, и Чандрагупта I, сын Гхатоткачи, эффективно использовал свою сильную армию. Благодаря своему браку с Личхави, принцессой Кумарадеви, Чандрагупта I получил в собственность богатые рудники, полные железной руды, прилегающие к его королевству. Металлургия уже находилась на продвинутой стадии, и кованое железо не только использовалось для удовлетворения внутренних потребностей, но и стало ценным торговым товаром. Главы территорий, правившие различными частями Индии, не смогли противостоять превосходящим вооруженным силам Чандрагупты I и были вынуждены сдаться перед ним. Предполагается, что в конце его правления граница империи Гупта уже простиралась до Аллахабада.
Самудрагупта
Самудрагупта (около 335-375 гг.н. э.), сын Чандрагупты I, который взошел на трон следующим, был военным гением и продолжил рост королевства. После завоевания остальной части Северной Индии Самудрагупта обратил свой взор на Южную Индию и добавил ее часть к своей империи к концу своей Южной кампании. Принято считать, что в его время империя Гупта простиралась от Гималаев на севере до устья рек Кришна и Годавари на юге, от Балха, Афганистан, на западе до реки Брахмапутра на востоке.
Самудрагупта был очень внимателен к радждхарма (обязанности короля) и проявлял особую заботу о том, чтобы следовать указаниям Каутильи (350 – 275 до н. э.) Артхашастра (экономический, социальный и политический трактат, в котором содержатся четкие инструкции о том, как следует управлять монархией) внимательно. Он пожертвовал большие суммы денег на различные благотворительные цели, в том числе на развитие образования. Помимо того, что он был храбрым королем и способным администратором, он был поэтом и музыкантом. Большое количество золотых монет, выпущенных им в обращение, демонстрирует его многогранный талант. Надпись, вероятно, сделанная по заказу последующих королей Гупты, известная как Аллахабадский столп, наиболее красноречиво говорит о его человеческих качествах. Самудрагупта также верил в укрепление доброй воли между различными религиозными общинами. Он дал, например, Мегаварне, королю Цейлона, разрешение и поддержку на строительство монастыря в Бодхгае.
Чандрагупта II
По-видимому, после правления Самудрагупты началась короткая борьба за власть. Его старший сын Рамагупта стал следующим королем Гупты. Это было отмечено санскритским автором 7 века н. э. Банбхаттой в его биографическом труде, Харшачарита . То, что последовало дальше, является частью драмы санскритского поэта и драматурга Висаха Датты Деви Чандра Гуптам .Как гласит история, Рамагупта вскоре был побежден скифским царем Матхуры. Но скифский царь, помимо самого царства, интересовался царицей Дхрувадеви, которая также была известным ученым. Чтобы сохранить мир, Рамагупта отдал Дхрувадеви своему противнику. Именно тогда младший брат Рамагупты Чандрагупта II с несколькими своими ближайшими помощниками отправился навстречу переодетому врагу. Он спас Дхрувадеви и убил скифского царя. Дхрувадеви публично осудила своего мужа за его поведение. В конце концов Рамагупта был убит Чандрагуптой II, который также женился на Дхрувадеви некоторое время спустя.
Как и Самудрагупта, Чандрагупта II (около 380-414 гг.н. э.) был великодушным царем, способным лидером и умелым администратором. Победив сатрапа Саураштры, он еще больше расширил свое королевство до побережья Аравийского моря. Его отважные занятия принесли ему титул Викрамадитьи. Чтобы более эффективно управлять огромной империей, Чандрагупта II основал свою вторую столицу в Удджайне. Он также позаботился об укреплении военно-морского флота. Морские порты Тамралипта и Сопара, следовательно, стали оживленными центрами морской торговли. Он также был великим покровителем искусства и культуры. Некоторые из величайших ученых того времени, включая наваратна (девять драгоценных камней) украшали его двор. Многочисленные благотворительные учреждения, детские дома и больницы воспользовались его щедростью. У обочины дороги были разбиты дома отдыха для путешественников. За это время империя Гупта достигла своего расцвета, и беспрецедентный прогресс был отмечен во всех сферах жизни.
Политика и управление
В управлении огромной империей были проявлены большой такт и дальновидность. Эффективность их боевой системы была хорошо известна. Большое королевство было разделено на меньшие прадеша (провинции) и административные руководители были назначены, чтобы заботиться о них. Короли поддерживали дисциплину и прозрачность в бюрократическом процессе. Уголовное законодательство было мягким, смертная казнь была неслыханной, и судебные пытки не практиковались. Фа Хиен назвал города Матхура и Паталипутра живописными, а последний был описан как город цветов. Люди могли свободно передвигаться. Царили закон и порядок, и, по словам Фа Хиена, случаи воровства и кражи со взломом были редки.
Следующее также красноречиво говорит о благоразумии королей Гупты. Самудрагупта приобрел гораздо большую часть южной Индии, чем он хотел включить в свою империю. Поэтому в довольно многих случаях он возвращал королевство прежним королям и довольствовался только сбором с них налогов. Он считал, что большое расстояние между этой частью страны и его столицей Паталипутра будет препятствовать процессу благого управления.
Социально-экономические условия
Люди вели простую жизнь. Товары были доступными по цене, и всеобщее процветание обеспечивало легкое удовлетворение их потребностей. Они предпочитали вегетарианство и избегали алкогольных напитков. Золотые и серебряные монеты были выпущены в большом количестве, что в целом свидетельствует о состоянии экономики. Торговля и коммерция процветали как внутри страны, так и за ее пределами. Шелк, хлопок, специи, лекарства, бесценные драгоценные камни, жемчуг, драгоценные металлы и сталь экспортировались морским путем. Высокоразвитое сталелитейное производство привело всех к убеждению, что индийское железо не подвержено коррозии. Железный столб высотой 7 м (23 фута) в комплексе Кутуб, Дели, построенный около 402 года н. э., является свидетельством этого факта. Улучшились торговые отношения с Ближним Востоком. Слоновая кость, панцирь черепахи и т.д. из Африки, шелк и некоторые лекарственные растения из Китая и Дальнего Востока занимали первое место в списке импорта. Продовольствие, зерно, специи, соль, драгоценные камни и золотые слитки были основными товарами внутренней торговли.
Религия
Короли Гупты знали, что благополучие империи заключается в поддержании сердечных отношений между различными общинами. Они были набожны Вайшнав(Индуисты, которые поклоняются Верховному Творцу как Вишну) сами, но это не помешало им быть терпимыми по отношению к верующим буддизма и джайнизма. Буддийские монастыри получали щедрые пожертвования. Ицзин наблюдал, как короли Гупты возводили гостиницы и дома отдыха для буддийских монахов и других паломников. Будучи выдающимся местом образования и культурного обмена, Наланда процветала под их покровительством. Джайнизм процветал в северной Бенгалии, Горакхпуре, Удаягири и Гуджарате. По всей империи существовало несколько джайнских учреждений, и джайнские советы были обычным явлением.
Литература, Наука и образование
Санскрит вновь обрел статус лингва-франка и сумел подняться на еще большие высоты, чем раньше. Поэт и драматург Калидаса создал такие эпосы, как Абхиджнанасакунталам , Малавикагнимитрам , Рагуванша и Кумарсамбхаба . Харишена, известный поэт, панегирист и флейтист, сочинил Аллахабад Прасасти , Судрака написал Мричакатика , Вишакхадатта создал Мудраракшаса и Вишнушарма написал Панчатантра .Вараручи, Бодхаяна, Ишвар Кришна и Бхартрихари внесли свой вклад как в санскритскую, так и в пракритскую лингвистику, философию и науку.
Варахамихира написал Брихатсамхита а также внес свой вклад в области астрономии и астрологии. Гениальный математик и астроном Арьябхата написал Сурья Сиддханта который охватывал несколько аспектов геометрии, тригонометрии и космологии. Шанку посвятил себя созданию текстов по географии. Открытия Дханвантри помогли индийской медицинской системе аюрведа станьте более утонченными и эффективными. Врачи были искусны в хирургической практике, и была проведена прививка от инфекционных заболеваний. Даже сегодня годовщина рождения Дханвантри отмечается в Дхантерас , за два дня до Дивали. Этот интеллектуальный всплеск не ограничивался дворами или королевской семьей. Людей поощряли изучать нюансы санскритской литературы, ораторского искусства, интеллектуальных дебатов, музыки и живописи. Было создано несколько учебных заведений, и существующие из них получали постоянную поддержку.
Искусство, Архитектура и культура
Что сказал философ и историк Ананда Кумарасвами в Искусство и ремесла Индии и Цейлона , об искусстве региона здесь нужно помнить,
Индусы не считают религиозные, эстетические и научные точки зрения обязательно противоречащими друг другу, и во всех их лучших произведениях, будь то музыкальные, литературные или пластические, эти точки зрения, в наши дни столь резко различающиеся, неразрывно связаны.
Лучшие образцы живописи, скульптуры и архитектуры того периода можно найти в Аджанте, Эллоре, Сарнатхе, Матхуре, Анурадхапуре и Сигирии. Основные принципы Шилпа Шасрита (Трактат об искусстве) соблюдались везде, в том числе и в градостроительстве. Усыпанные камнем золотые лестницы, железные колонны (железная колонна Дхара в два раза больше Железной колонны Дели), замысловатые золотые монеты, ювелирные изделия и металлические скульптуры красноречиво говорят о мастерстве кузнецов. Также процветали резные изделия из слоновой кости, дерева и кружева, парча и вышитые ткани. Занятия вокальной музыкой, танцами и семью видами музыкальных инструментов, включая вина (индийский музыкальный струнный инструмент), флейта и мридангам (барабан) были скорее нормой, чем исключением. Они регулярно совершались в храмах в знак преданности. В классическом индийском стиле художникам и литераторам было предложено поразмышлять над образами внутри и запечатлеть их суть в своих творениях. Как Агни Пурана предлагает: «О ты, Господь всех богов, научи меня во сне, как выполнять всю работу, которую я задумал».
Упадок империи
После смерти своего отца Чандрагупты II Кумарагупта I (около 415-455 гг.н. э.) умело и умело правил огромной империей. Он был в состоянии поддерживать мир и даже отражать сильные вызовы со стороны племени, известного как Пушьямитра. Ему помогал его способный сын Скандагупта (455-467 гг.н. э.), который был последним из суверенных правителей династии Гупта. Ему также удалось предотвратить вторжение гуннов (гефталитов). Скандагупта был великим ученым и мудрым правителем. Для благополучия жителей он выполнил несколько строительных работ, включая восстановление плотины на озере Сударшан, штат Гуджарат. Но это были последние дни славы империи.
После смерти Скандагупты династия оказалась втянутой в внутренние конфликты. Правителям не хватало способностей прежних императоров править таким большим королевством. Это привело к ослаблению правопорядка. Они постоянно страдали от нападений гуннов и других иностранных держав. Это нанесло удар по экономическому благополучию империи. Вдобавок ко всему, короли были больше заняты потаканием своим желаниям, чем подготовкой к встрече с вызовами своих врагов. Неумелые министры и административные руководители также последовали его примеру. Примечательно, что после поражения и пленения Михиракулы, одного из самых важных императоров-гефталитов того времени, король Гупта Баладитья освободил его по совету своих министров. Гунны вернулись, чтобы преследовать империю позже, и, наконец, задернули занавес над этой прославленной империей примерно в 550 году. Следующие строки из книги короля Судраки Мричакатика (Маленькая глиняная тележка) точно подытоживает взлет и падение состояния династии Гупта.
Судьба играет с нами, как ведра у колодца,
Где один наполнен, а другой — пустая оболочка,
Где один поднимается, в то время как другой падает;
И показывает, как меняется жизнь — то рай, то ад.
https://www.worldhistory.org/Gupta_Empire/
https://historiamundi.ru/worldhistory/z01001750-imperiya-gup...
20 фактов об индийской империи Гуптов
Наши учебники говорят, что переход от древности к Средним Векам на Индостане происходил именно в 4 в. А начиналась эпоха с создания империи Гуптов.Часть Индостана, изначально подчиненная царственному дому Гуптов. Источник – https://clck.ru/arcnT
1. Об отце династии почти ничего не известно. Основателя рода звали Гупта. Именно поэтому к личному имени каждого последующего правителя прибавлялось данное слово.
2. Есть 2 основные версии о происхождении родоначальника царского дома. 1-я гласит, что он из края Магадха («Величайшей» страны буддистов). 2-я намекает на область Уттар Пра Деш (Северная Первая Область – сейчас столица Лакхнау, тут расположена Агра, издревле индуистский регион).
3. Сам Гупта жил еще в те времена, когда его родина временно была элементом Персидской империи (а до этого – Кушанской). Поэтому считался всего лишь махараджей («великим раджой», но подчиненным). Сам титул раджа (радж, ратж, ратья) происходит от понятия рат, раат («правление», от него позже произошел термин «княжество», «страна» и т.д.).
4. В 320 году ему наследует Чандрагупта I, который отделяется от чуждого политического образования, объявив себя махараджахераджи («независимый суверен»). Точка отсчета.
5. Саумдрагупта (335-380 гг.) получил в наследство хорошо укрепленную монархию, распространяющуюся и на бывшие территории княжества Гупты (северо-запад), и на соседние. Власть независимой державы на юго-востоке доходила до центра тамилов Мадраса (ныне Ченнай, Тамилнаду), обходя на этой широте лишь государство Вакатаков. В новое объединение не входили лишь предгорья Гималаев и дикие пустыни Раджхастана.Гуптская держава в период наивысшего расцвета. Источник – архив автора
6. В 4 веке это была крупнейшая империя Индо-Персидского региона – остальные под воздействием гуннов развалились. А от земель Сасанидов отвалился, по сути, весь восток.
7. Чандрагупта II (380-415 гг.) довел империю до еще большего (исторически максимального) размера. Территориально она заняла северные 60% нынешней страны Индия.
8. При нем в государстве появилась своя монета, экономика стала крупнейшей в Азии.
9. Вместо золотых стали ходить также разменные (серебряные и медные) монеты.
10. Те, кто изучают литературу Индии, называют эпоху Гуптов «золотым веком».
11. Кумарагупта (415-455 гг.) сохранил территориальную целостность родины, подавив восстание на южных рубежах, и, остановив вторжение хьяона («белых гуннов») – воинственных племен родом из Средней Азии и прилегающей к ней стороны Памира.
12. Скандагупта (455-467 гг.) рожден не от главной жены Кумарагупты, из-за чего к власти ему было пробираться сложнее, чем остальным. Написал в мемуарах, что «разгромил врагов».
13. Последние цари династии с трудом удерживали единую денежную систему и вертикаль…
14. Будхагупта завершил «золотой век» правителей индоарийского происхождения. С тех пор Индостаном правили исключительно чужеземцы – «хьяона» («эфталиты», «белые гунны»). После завоевания Кабула временно им даже удалось удерживать за собой весь Иран.
15. За 200 лет правления Гуптов в Северном Индостане сложилась феодальная собственность – то есть механизмы дарения земель в качестве платы за службу махараджахерадже.
16. Пожалования постепенно становятся наследственными.
17. Одновременно с феодальными доменами существовал и институт продаваемой земли.
18. Феодал (бенефициар земли) при Гуптах обладал еще и судебной властью над местными.
19. Крестьяне, сильно задолжавшие за аренду, могли попасть в класс рабов, так что индийский феодализм при Гуптах трудно назвать «классическим». Тот появился позже.
20. При Гуптах в северном Индостане появились вполне сносные дороги и люди, охраняющие торговые пути.
Свежие комментарии