Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Начхать мне на твою Рашку, тут о другом, об Израиле,  но быдлу, вроде тебя, только твоя Рашка и видится! ПНХ!Как же сейчас мож...
  • Евгений Решетников
    Напишу всяческое дерьмо, лишь бы в Россию камень бросить... Очередная хохлосрань.Как же сейчас мож...
  • ANATOLY NALIOTOV
    Без греха мы обойдемся.      Поболтаем - разойдёмся!О РЕПАТРИАНТАХ В ...

Альберт Аскаль. Я не вижу ничего за что я должен быть благодарным Бен-Гуриону!..

Альберт Аскаль.
Альберт Аскаль. Я не вижу ничего за что я должен быть благодарным Бен-Гуриону!..В последнее время израильские СМИ всё чаще проявляют интерес к личности Бен-Гуриона. Не знаю с чем это связано и почему это происходит именно сейчас.
Собирая материал к своей книге, я прочитал несколько толстых книг по его биографии. Самая новая из них и самая толстая состоит из 700 страниц текста и 100 страниц сносок и объяснений. Рекомендую её почитать! Называется она "מדינה בכל מחיר" (Государство любой ценой). Автор - Том Сегев. Эта книга в отличие от предыдущих понравилась мне тем, что она не только воспевает первого премьер-министра и первого министра обороны Израиля, но и показывает его отрицательные черты. Забегая вперёд, скажу, что чем больше я узнавал о Бен-Гурионе, тем больше им разочаровывался.
С одной стороны, Бен-Гурион был человеком невероятно преданным своему делу - делу сионизма. Он был очень скромным в быту и никогда им не заморачивался. Он был человеком духовным. Материальная роскошь его не интересовала. Всю жизнь он занимался самообразованием, очень много читал и всегда покупал книги. Даже тогда, когда недоедал. Нет сомнения в том, что Бен-Гурион был патриотом своего народа. Службе своему еврейскому народу он посвятил всю свою жизнь и вместе с несколькими тысячами своих единомышленников и соратников создал и в 1948-м г.
провозгласил сионисткое государство. (Хотя мог это сделать значительно раньше!)
К достоинствам Бен-Гуриона нужно отнести и его невероятную трудоспособность и настойчивость. Он твёрдо шёл к своей цели и добивался победы. В этом, Бен-Гурион, действительно, может служить примером.
С другой стороны, у Бен-Гуриона был очень сложный характер. Чувство юмора у него как таковое отсутствовало, из-за чего над ним часто потешались его приближённые. Но это был ещё не самый страшный его недостаток. Самым страшным его недостатком я бы назвал неумение принимать чьё-то мнение. Он всегда был уверен в том, что его мнение самое правильное и что он знает больше всех. Из-за это у него были очень напряжённые отношения не только со своими ближайшими соратниками по сионисткому движению (например, с Моше Шаретом), но и с представителями других сионистких партий. Он не находил общего языка ни с ревизионистами, ни с коммунистами, что в итоге не позволило создать светское еврейское государство.
Будучи большую часть своей жизни социалистом, марксистом и атеистом, Бен-Гурион испытывал к ультрарелигиозным страшную неприязнь. Она, правда, появилась не на пустом месте. В его родном польском городке Плонске ультраортодоксы боролись с любым проявлением сионисткого движения, к которому он и его друзья примкнули ещё в юности. Неприязнь к ним он пронёс в душе вплоть до Холокоста. Только после окончания той страшной войны его отношение к ним смягчилось и он даже подружился с одним из раввинов - Йехудой Лейбом Фишманом-Маймоном. Дружба была очень крепкой. С её помощью раввину удалось приблизить Бен-Гуриона к религии. Бен-Гурион не на шутку увлёкся изучением ТАНАХа и даже создал кружок по ТАНАХу среди своего окружения.
Несмотря на то, что в своей личной повседневной жизни Бен-Гурион никогда не придерживался никаких иудейских традиций (он женился без раввина и хупы, у него дома не было мезуз, он никогда не носил кипу, не соблюдал кашрут), к концу своей жизни он стал верить в существование Всевышнего. Об этом он сообщил в интервью британскому телевидению в конце 60-х годов. Но в том, что касалось государства, Бен-Гурион полностью связал его с религией.
Первую свою коалицию он создал не со светскими партиями (Херут и МАПАМ), а с партией "Объединённый религиозный фронт". Против кого, спрашивается, был нацелен этот фронт? Против светских, конечно же! Против тех, кто начиная с конца 19-го в., потом и кровью строил и создавал национальное государство еврейского народа. Бен-Гуриона такой союз с религиозными абсолютно не смущал. Главное для него было создать государство любой ценой, а потом будь, что будет! В итоге, государство получилось не светским национальным либеральным и демократическим, а религиозно-иудейским с некоторыми элементами демократии. А подписанный летом 1947-го г. так называемый статус кво в сфере отношения будущего государства к религии, кроме как предательством делу светского сиониозма, я назвать не могу.
Зачитав Декларацию Независиомости, Бен-Гурион перевёл стрелки со свесткого национального еврейского йешува на религиозно-иудейское государство.
Если многие израильтяне видят в Бен-Гурионе светского человека, то на Государстве Израиль его светскость ни коим образом не сказалась. Он полностью удовлетворил требования своих религиозных сторонников по коалиции. Таким образом, все государственные символы (Герб, Флаг, Гимн и Декларация Независимости) получили иудейскую символику и содержание. Конституция по требованию религиозных принята не была. Её заменила Тора, Галаха и статус кво. Не был учреждён и конституционный суд. Его заменил Высший суд (иудейской) справедливости. В 1953-м г. была упразднена секторальная светская система просвещения, что Бен-Гуриону абсолютно не помешало. Регистрация браков в стране стала только религиозной. Работа общественного транспорта по субботам была запрещена. В армии была введена система кашрута и создан военный раввинат. Государственная система общепита стала кашерной. В государственных школах было введено изучение Танаха. На этом настоял именно светский Бен-Гурион!
В стране была узаконена только религиозная идентификация граждан. Этноним "еврей" (עברי) был очень быстро изъят из лексиона израильтян. Всё еврейское было превращено в иудейское. Даже национальность из еврейской (לאום עברי) стала иудейской (לאום יהודי), что для светского человека звучит довольно абсурдно.
Законы государства религиозные. Не является исключением и Закон о Возвращении.
Все праздники в стране, за исключением Дня Независимости, религиозные. Общественное пространство тоже религиозное. Государственная идеология - опять же религиозная. Короче, на что не погляди, везде присутствует религия. Страна повязла в религиозном засильи, в дискриминации светского населения, неравенстве граждан, в ультрарелигиозном паразитизме и отказе служить в народной армии, в коррупции связанной с религией и т.д. и т.п.
И всё это "счастье" - ничто иное, как наследие светского Бен-Гуриона. Тот факт, что религиозные израильтяне его не проклинают, уже говорит о том, что с их точки зрения он всё сделал правильно.
А что он сделал для светских?
Мой ответ - ничего!
Исходя из этого, Бен-Гурион - не мой герой! Думаю, что лучше б его в истории Израиля не было. Будь вместо него кто-нибудь другой, кто был бы менее авторитарным и менее лояльным к религии, страна пошла бы по совсем иному пути - по пути светскости, либерализма и настоящей демократии, а не той демократии на курьих ножках, которую мы наблюдаем.
Лично я не вижу ничего за что я должен быть благодарным Бен-Гуриону.
Но беда, с моей точки зрения, даже не в том, что он натворил кучу ошибок, (если это можно назвать ошибками), а в том, что никто до сих пор не собирается их исправлять!

Картина дня

наверх