На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Русский живописец Валерий Иванович Якоби (1834 - 1902).Поиск или подражание? Часть 2.

Вот как писал  о художнике А.Бенуа: "... ему не удалось оправдать тех надежд, которые были тогда возложены на него всей передовой партией. Отправленный на казенный счет за границу,  он, подобно столь многим другим, сбился там с пути. Не Курбе, не Милле и не Мане, как следовало бы ожидать, тронули его в Париже, но мелкие салонные жанристы и иллюстраторы исторических анекдотов вроде Робер Флёри, Мюллера и Конта.

Им-то Якоби, не обладавший и сотой долей их мастерства, стал слепо подражать, и, вернувшись затем в Россию, он вполне последовательно зачислился в полки эпигонов исторической живописи... ".В 1878 году провел шесть месяцев в Париже в качестве комиссара при русском художественном отделе на тамошней всемирной выставке и члена её международного жюри со стороны России.   С 1880 много путешествовал по европейским и африканским странам Средиземноморья, привозя из поездок этюды и картины в духе экзотически-красочного этнографизма, близкого к символистским тенденциям.  В 1883 году, оставаясь членом совета академии, был назначен профессором-преподавателем в её классах. От обеих этих должностей уволен в отставку в 1891 году вследствие происшедшего тогда коренного преобразования академии, и последние годы своей жизни провел отчасти в Санкт-Петербурге, преимущественно же в Алжире и на юге Франции.  Как в жанровых, так и в исторических полотнах художник обличал социальные пороки общества.  Основным в творчестве Якоби был бытовой жанр. Умер Якоби в Ницце.  

 Типы Танжера 1879 г. Масло, холст. 49,5 х 39 см.
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Кисловодск

 Турчанка до 1902 г. Масло, холст. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.  

   

У входа в мечеть 1883 г. Масло, холст. Рыбинский государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник  

У бассейна  1883 г. Масло, холст. 112 х 49 см. Пермская государственная картинная галерея, Пермь, Россия 

Дворик в Севилье 1891 г. Масло, холст. 50 х 40 см. Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля , Омск, Россия 

Женский портрет 1870 г. Масло, холст. 64 х 48,5 см.
Волгоградский областной музей изобразительных искусств, Волгоград, Россия  

Девушка с саблей 1881 г.  Масло, холст 45,5×31,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия  

Как считают некоторые современные критики, эта картина -яркий пример слабости в передаче световоздушной перспективы, усугубленный двусмысленностью сюжета, опошляющего стремление женщин Востока к свободе и независимости. А может, они ошибаются?

 

Восточный пейзаж с видом на город и двумя путешественниками на переднем плане
до 1902 г.  6,3×7,5 см. Масло по дереву. Частная коллекция  

Перед дуэлью 1877 г.  Масло на картоне 25×20 см.
Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого 

Семья художника 1867 г. Масло, холст. 19.5 × 14.5 см.  Частная коллекция 

Любитель редкостей 

Три мушкетера 1867 г. Масло, картон. 30 х 40 см.  Полтавский художественный музей  

Боярышня Вторая половина XIX в.  Бумага, акварель 13,5 х 9,5 см.
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Омск, Россия  

Девятое Термидора (Террористы и умеренные первой французской революции) 1864 г.
Масло, холст.  85 x 152,9 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Одним из первых в русской живописи Якоби воплотил тему Французской революции (смерть М.Робеспьера в картине Террористы и умеренные (9-е термидора), 1864, ).    

А. П. Волынский на заседании кабинета министров 1889 г. Масло, холст. 45 x 68 см.
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Омск, Россия  

Артеемий Петроович Волыынский (1689, Царство Русское — 27 июня (8 июля) 1740, Санкт-Петербург, Российская империя) — российский государственный деятель и дипломат. В 1719—1730 годах астраханский и казанский губернатор. В 1722 г. упрочил своё положение браком с двоюродной сестрой Петра Великого. С 1738 года кабинет-министр императрицы Анны Иоанновны. Противник «бироновщины». Во главе кружка дворян составлял проекты государственного переустройства. Казнён. 

А.П. Волынский. Неизвестный художник  

"....Но боле, всё же, на словах.
В проекте – шляхетства участье
Во власти выказал права.
А вкупе с ними – привилегий
Поболе шляхетству просил,
Благих охотник устремлений,
Бесправья боле не сносил.
Наружу вылез из кувшина
Его дух творчества навек –
Он государственный отныне,
Столь нужный миру человек!

В проекте том, раздвинув плечи,
Он шёл навстречу мудрецу,
Кто был царицей изувечен,
Когда призвал её к венцу.
Провидцем, что ли, был верховник – (князь Д.М. Голицын, борец за конституционную монархию)
Голицын Дмитрий – старый князь?
Монарха грозного поклонник – (Петра I)
И он узрел всевластья грязь!
Похожесть явная проектов
Пугала после холуёв,
Могутных Анниных клевретов, (императрица Анна Иоанновна)
Своё и пришлое жульё.
Но в сборе приняло участье
Тут больше умников своих,
И сам вестфальский несогласник, (А.И. Остерман, немец, враг А. Волынского)
Сидел понурым среди них.

А наш задира всё смелее
Свои задумки излагал,
А непотребное – всё злее
И всё заносчивей ругал.
Но в этот день объяла леность
Умы вельможных мудрецов
И мыслей вредных откровенность
Забылась вскоре за винцом.
И всё же он их в одночасье
Сумел талантами пронять,
И чёрной зависти участье
Отравой жгло его опять!
А Остерман уже ярился,
Внимая гласу удальца,
А после сник и прослезился,
Теряя статус мудреца.
Осилить смог его Волынский
В сраженье избранных умов:

«Похоже – к трону уже близко
Русак продвинуться готов!»

Замолк оратор вдохновенный,
Пожаром речи опалив
И возбудив и тех мгновенно,
Кто был покоен и сонлив.
Нечасто Анна с интересом
Внимала слову мудрецов –
Всегда учёности завеса
Кривила царское лицо.
Но сей доклад, на сказ похожий,
Рассудок бабий пощадил,
Сорвав сонливости одёжу,
Тщеславья дух в ней пробудил!

«Я рада, сударь, что толковым
Проектом нас ты одарил,
И то похвально, что ты словом
Понятным нам всем говорил.
Скорей бы сделаться богаче
И славой нам себя покрыть!
К удаче путь тобою начат –
Скачи и дале во всю прыть!» 

Валерий Русин (фрагмент исторического романа в стихах «Одоление»)
Апрель 1736 г., Санкт-Петербург, время правления императрицы Анны Иоановны 

***

Разносчик фруктов 

   Эту картину русская публика впервые увидела в 1858 году на выставке Академии художеств в Петербурге. Работа ученика Академии, выполненная в бытописательском духе, имела огромный успех. В том же году картина получила вторую серебряную медаль Академии, и вскоре ее купил для своей коллекции П. М. Третьяков. В 1862 году полотно посылали на выставку в Лондон.На снимке слева: «Разносчик фруктов» В. И. Якоби 1858 год) из собрания Государственной Третьяковской галереи. Справа — копия с картины работы В. В. Фокина 1868год) из Останкинского дворца-музея творчества крепостных. Имя автора и датировку установили в отделе исследований художественных произведений Всероссийского центра реставрации.  Всмотритесь: перед вами две одинаковые картины. Слева — «Разносчик фруктов» художника В. И. Якоби (собрание Государственной Третьяковской галереи).О картине на правом снимке, поступившей в 1979 году в отдел исследований художественных произведений из Останкинского дворца-музей творчества крепостных, ничего не было известно. Авторское повторение? Копия? Если копия, то чья? Когда сделана? Атрибуция — определение возраста картины и, если это возможно, ее автора.


Исследование картины в инфракрасном диапазоне излучения, проминающем сквозь лак и живописные слои, выявляет первоначальный рисунок, сделанный углем или графитом.

 

Воздействие ультрафиолетового излучения вызывает люминесценцию лака, которым покрыт слой авторской живописи. Поздние поновления, обычно нанесенные поверх лака, не светятся. На снимке они проступают темными пятнами. 

Рентгенография дает исследователю информацию о структуре всего красочного слоя. Участки картины, написанные плотными красками, содержащими окислы элементов с большим атомным весом, на рентгенограмме будут светлыми, все остальные фрагменты — темными пятнами.

Обычно это исследование начинается с рентгенографии. Рентгеновские лучи, проникая сквозь живопись, фиксируют на пленке структуру всего красочного слоя. Те участки картины, где художник использовал плотные краски (например, киноварь или свинцовые белила — все это окислы элементов с большим атомным весом), на рентгенограмме будут светлыми. Фрагменты, которые написаны всеми остальными красками, хорошо пропускающими рентгеновские лучи, дадут темные пятна. Картина Якоби оставила на пленке четкое изображение. Контуры фигуры на снимке со второй картины почти не читались, белильных участков оказалось немного. По-разному написаны были эти полотна. И это тоже увидели исследователи.


На рентгенограмме полотна В. И. Якоби вверху видно четкое изображение. На снимке со второй картины (внизу) контуры фигуры почти не читаются. Рентгенография показала, что авторы двух картин по-разному строили красочный слой.

И все же полученная информация оказалась недостаточной для каких-либо выводов. Рентгеновские лучи, проходя через всю толщу наложенных друг на друга красок, фиксируют только плотные слои — грунт, подмалевок (первый слой живописи, где художник намечает светотень), корпусные (основные) прописки. А вот индивидуальность автора, такая же неповторимая, как наш с вами рукописный почерк, проявляется в верхних, завершающих слоях. Все это обычно на рентгенограмме не видно. Поэтому на следующем этапе исследования уже другими методами эксперты изучают верхние слои живописи. В косых лучах, выявляющих рельеф живописной поверхности, сделали увеличенные снимки фактуры обоих полотен. Вот что получилось при сравнении (см. фото).Съемка в косых лучах показывает, насколько художник понимает то, что он воспроизводит на полотне. Если он работает с натуры, готовит предварительные эскизы к картине, его живописная технология всегда увязана со смыслом изображения.


На снимках: увеличенные снимки фактуры в косых лучах, выявляющих живописные приемы художников — Якоби (слева) и автора картины из Останкино (справа). Видно, что у Якоби передана сложная игра тени и света, нет резких бликов и глухих провалов теней, таких, как на второй картине.

Выбор тех или иных живописных приемов, будь то торцевание (удар торцом кисти), корпусный мазок густой пастозной краской, обводка кистью по форме, в таком случае осознанный. Мы заметили интересную особенность: в авторских повторениях картины, даже сделанных через много лет после оригинала, эта осознанность, как правило, сохраняется. Иное дело копия. Копиист до конца никогда не осознает форму предметов, их сложные взаимосвязи в пространстве, поэтому его мазки будут нелогичными, хаотическими. Это стало видно на увеличенном снимке фактуры второго полотна.Там, где Якоби сложными живописными приемами передает форму предметов, игру света и тени, автор останкинской картины только обозначает все это глухими провалами теней и резкими бликами.

«Скорее всего из Останкино пришла копия»,— рассуждали мы. Чаша весов склонялась в сторону этой версии, но лазейка для сомнения все же оставалась. Напомним, что «Разносчик фруктов» Якоби — его ранняя ученическая работа. В 1870 году художник участвовал в создании Товарищества передвижных выставок, а еще через год был из него исключен. Постепенно Якоби все больше отходил от бытового жанра, присущего передвижникам. Он стал профессором Академии художеств и писал поверхностно-иллюстративные картины на исторические сюжеты. Может быть, сюжет «Разносчика фруктов» повторил сам Якоби, но уже в глубокой старости, когда резко изменилась его творческая манера? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно было выяснить, когда написано второе полотно.Анализ картины под микроскопом позволяет датировать ее с точностью до нескольких десятилетий. Обычно для изучения берется тот фрагмент, где есть дефекты или утраты красочного слоя. Как геолог по разлому горных пород может судить об их происхождении, так эксперт, изучая участок растрескавшейся поверхности картины, может определить ее приблизительный возраст. Сравнительный анализ двух полотен показал, что созданы они были примерно в одно время.Сомнения в том, что останкинская картина — копия, совсем рассеялись, когда во время последующей съемки в инфракрасном диапазоне излучения, выявляющем уголь и графит, на подрамнике проступила подпись карандашом: «К. В. В. Фокин. Съ Якоби 1868». (Заглавную «К», эксперты расшифровали как «копировал».) По чьему заказу делал копию малоизвестный художник Фокин, установить не удалось.Даже если бы нашли сразу карандашную строку, картина прошла бы все необходимые этапы исследования. Подпись художника — только одно из многих доказательств истинности той или иной версии. В работе с двумя полотнами подпись была отрадной находкой именно потому, что она легла завершающим звеном в стройную систему рассуждений. 

Русский живописец Валерий Иванович Якоби (1834 - 1902).Ледяной дом. - ч.1.  

 http://otkritka-reprodukzija.blogspot.ru/2009/11/1834-1902.html 

Журнал «Новый Берег» 2008, № 22, Л.Бердников «Квасник-дурак»  

http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit7312.htm  

http://elena-kircanova.narod.ru/str204.html  

http://www.chitalnya.ru/work/536008/

 http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/...ushka-s-sablej/  

http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/...esene-nishhego/  

http://www.art-con.ru/node/3533 http://www.art-con.ru/node/3533   

http://vikapavlenko.blogspot.ru/2012/03/3.html   

http://www.tphv-history.ru/persons/Valeriy-Yakobi.html      

Цитата сообщения ВЕнеРИН_БАШМАЧОК

Русский живописец Валерий Иванович Якоби (1834 - 1902).Поиск или подражание? - ч.2.

Картина дня

наверх