На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Бей-спасай евреев! Особенности российского антисемитизма

Бей-спасай евреев! Особенности российского антисемитизма

Бей-спасай евреев! Особенности российского антисемитизма
Фото:
Карикатура «Щупальца спрута», журнал «Крокодил» (№15, 1972).
В СССР после разрыва дипломатических отношений с Израилем (1967) развернулась мощная кампания по идеологической борьбе с сионизмом.

Пожалуй, антисемитизм — самая острая и опасная тема из всех, какие только бывают. И все-таки попытаемся поговорить об этом спокойно. И объективно.

Жить или не жить

Антисемитизму на Руси, наверное, столько же лет, сколько самой Руси. Уже в X веке в Киеве существовала еврейская община. А в 1113 году киевляне, по словам летописи, пошли «на жиды» — разгромили еврейский квартал, где жили ненавистные ростовщики. Можно сказать, первый еврейский погром.

А потом — затишье. До конца XVIII века на повестке дня стоял только один вопрос: дозволять ли евреям жить в России? Но Екатерина II поучаствовала в разделах Речи Посполитой, а Александр I присоединил почти всю Польшу. Вместе с украинскими, белорусскими, литовскими и польскими землями в состав Российской империи влилось значительное еврейское население. Перепись 1897 года насчитала в стране

5  215  800 евреев — половину от всех, живущих на планете. Вопрос, жить ли евреям в России, больше не стоял. Стоял другой: как жить?

К началу XX века более 500 законов, правил, циркуляров и разъяснений регулировали жизнь российских евреев. Правильнее сказать, не регулировали, а стесняли. Но здесь необходимо сделать пару предварительных замечаний.

Во‑первых, ограничения в правах носили не национальный, а религиозный характер. Еврей, сменивший иудаизм на православие, становился полноправным гражданином. Правда, его все равно не брали в жандармы, но это не очень большая потеря.

Во‑вторых, говоря о стесненном положении евреев, не стоит забывать, что Россия вообще была не слишком свободной страной. 80 процентов населения составляли крестьяне, которые до 1906 года находились в еще худшем правовом положении. Мы уж и не говорим о том, что евреи в России никогда не знали крепостного права.

Фарфоровая фигурка «Еврей». Фарфоровый завод Гарднера, середина XIX века.

Фарфоровая фигурка «Еврей». Фарфоровый завод Гарднера, середина XIX века.

В черте и за чертой

Главный ограничитель, конечно же, черта оседлости — 25 губерний (Польша, Украина, Белоруссия, Молдавия), в которых евреи имели право жить. В других — нельзя. Правда, существовали исключения. Где угодно могли жить купцы 1‑й гильдии, люди с высшим образованием, а также фармацевты, акушеры, дантисты и некоторые категории ремесленников. По переписи 1897 года за чертой проживало 315 тысяч евреев.

К концу XIX века по всей Европе евреи добились ощутимых успехов во многих областях, в том числе в политике и финансах. Английский премьер-министр Дизраэли вершит судьбы мира, Ротшильды ворочают мировыми финансами. Отсюда — вспышка антисемитизма. В Германии создается «Антисемитская лига», во Франции разгорается дело Дрейфуса. Но только Россия пошла по пути законодательного ограничения прав евреев.

С 1879 года высшее образование снимает ограничения по проживанию. К тому же диплом об образовании дает льготы при прохождении воинской службы. В итоге с 1878 по 1886 год число евреев в российских университетах увеличивается в шесть раз и достигает 14,5 процентов от всех студентов. Правительство принимает ответную меру: вводит в гимназиях и вузах пропорциональную систему. Число евреев не должно превышать 10 процентов учащихся в черте оседлости, пять — вне черты и три — в столицах. В некоторые вузы, например, в петербургскую Военно-медицинскую академию, евреев вообще перестают принимать. С другой стороны, на консерватории процентная система не распространяется. Так же как на реальные училища, частные гимназии и на большинство женских гимназий.

В целом процентная норма — мера и унизительная, и вредная. Чтобы поступить в гимназию, нужно было сдавать экзамены. Евреям (точнее — иудеям) давали особые — более сложные — задания. Уже в детском возрасте они чувствовали себя униженными и оскорбленными. «В восемь лет я хорошо знал, что есть черта оседлости, право жительства, процентная норма и погромы», — писал Илья Эренбург.

Илья Эренбург.

Илья Эренбург.

При Александре III были введены и другие ограничения. Евреям запрещалось приобретать землю и проживать в сельской местности за пределами местечек. Евреев не принимали в сословия присяжных поверенных (адвокатов) и с большим скрипом брали на государственную службу.

Ничего, кроме озлобления, эти меры не вызывали. Запреты обходились традиционным российским путем — за взятки. А евреи-адвокаты преспокойно вели дела, числясь помощниками присяжных поверенных.

В Российской империи евреям можно было постоянно проживать лишь в пятнадцати губерниях черты оседлости и десяти губерниях Царства Польского.

В Российской империи евреям можно было постоянно проживать лишь в пятнадцати губерниях черты оседлости и десяти губерниях Царства Польского.

Эмиграция и революция

Власть стесняла евреев. Они в свою очередь тоже принимали ответные меры — уходили в эмиграцию или в революцию.

Эмиграция рубежа XIX–XX веков отличалась от советской. Эмигрирует в основном еврейская беднота. Образованные евреи составляли в эмигрантском потоке около 1 процента. «Грамотеи» предпочитали революцию.

Ничего не скажешь, количество евреев в революционном движении было непропорционально велико. Еврейская социал-демократическая партия — Бунд — образовалась раньше, чем общероссийская РСДРП.

За 1892–1902 годы к ответственности привлекалось 5 тысяч марксистов. Из них почти четверть — евреи. В 1905 году громче всех гремят Боевая организация эсеров и Петербургский совет рабочих депутатов. Боевую организацию создал Гершуни, а после его ареста возглавил Азеф. Во главе Петербургского совета стоит Хрусталев‑Носарь, потом Троцкий, рядом с ним — Парвус-Гельфанд и Дейч. Их даже изображали вместе — Троцкий, Парвус, Дейч. Разумеется, никто из них не был рабочим.

Вожди Петербургского совета рабочих депутатов Александр Парвус, Лев Троцкий и Лев Дейч в тюрьме после ареста (1906).

Вожди Петербургского совета рабочих депутатов Александр Парвус, Лев Троцкий и Лев Дейч в тюрьме после ареста (1906).

Самое распространенное объяснение: евреев притесняли, поэтому они становились революционерами. Логично. Но послушаем Троцкого: «Национальное неравноправие послужило, вероятно, одним из подспудных толчков к недовольству существующим строем, но этот мотив совершенно растворялся в других явлениях общественной несправедливости и не играл не только основной, но и вообще самостоятельной роли».

Революционерами становились по большей части образованные евреи. Те, которые в наименьшей степени испытывали национальный гнет. Доля евреев в революционном движении резко возросла в 80‑е годы XIX века. С одной стороны, это время антиеврейских законов. С другой — именно тогда увеличилось число евреев‑студентов. А университеты — рассадник революционных идей. И в этом смысле евреи, поступая в университеты, всего лишь попадали в общее русло. Впрочем, оставим эту скользкую тему.

Друзья и враги

Будучи крайними националистами и антисемитами, черносотенцы дружественно относились к мусульманам. «Союз русского народа» выражал «особое благорасположение» приверженцам «Магометова закона». Были даже планы создать «Мусульманский союз русского народа из казанских татар».

Союз вообще делил народы на «дружественные» и «враждебные». К самым враждебным относились евреи, поляки, армяне и финны. То есть те народы, которые активнее всего участвовали в революционном и национально-освободительном движении.

Погромы и погромщики

До сих пор мы говорили, так сказать, об антисемитизме «сверху» — со стороны власти. Антисемитизм «снизу» проследить, конечно, труднее. «Мне не привелось в Москве моего детства и отрочества столкнуться с юдофобством, — пишет Эренбург, родившийся в 1891 году. — Антисемитизма в те времена интеллигенты стыдились, как дурной болезни».

Эренбург жил в Москве. Троцкий — в черте оседлости. Но говорит примерно то же самое: «Национальный момент в психологии моей не занимал самостоятельного места, так как мало ощущался в повседневной жизни».

Первый погром в Российской империи случился в 1821 году. В Одессе. Причем его зачинщиками стали греки. А первая погромная волна — начало 80‑х годов

XIX века — прошлась по 150 населенным пунктам. Поводом стало убийство Александра II поляком Гриневицким, которого народ принимал за еврея.

Самый известный погром — Кишеневский. 1903 года. К началу XX века в Кишеневе проживало более 100 тысяч человек. Из них 50 тысяч (46%) — евреи. 30 тысяч русских и 20 тысяч молдаван.

Убитые во время Кишиневского погрома (1903).

Убитые во время Кишиневского погрома (1903).

За пару месяцев до православной Пасхи в городке Дубоссары был найден труп 14‑летнего Михаила Рыбаченко, погибшего от множества колотых ран. Поползли слухи, что подростка похитили и убили евреи, которым понадобилась христианская кровь для своих обрядов.

Народ завелся и пустил новый слух: царь разрешил грабить евреев три дня после Пасхи. В воскресенье, 6 апреля, разговевшись по случаю Пасхи, народ принялся громить. Громил и на следующий день. В итоге, по данным прокурорского отчета, «всех трупов обнаружено 42, из коих 38 евреев», «раненых всех 456, из коих 62 христианина», «домов разгромлено было около 1350».

Как ни обидно, самые страшные погромы произошли в России именно тогда, когда царь даровал свободу — сразу после Манифеста 17 октября 1905 года. Сначала на улицы вывалили толпы революционно настроенного народонаселения. Они не церемонились с монархическими символами: сбрасывали императорские вензеля, крушили бюсты и портреты Николая II. За этим последовали монархически-патриотические демонстрации, перераставшие в погромы. Зачастую не на пустом месте. Скажем, в Одессе в такую манифестацию революционеры кинули три бомбы. И именно одесский погром оказался наиболее кровавым.

Вообще называть погромы осени 1905 года еврейскими не совсем правильно. Скорее, они были антиреволюционными, доставалось и русским рабочим, студентам, гимназистам. Историку Сергею Степанову удалось установить национальность 2/3 пострадавших. Евреи — 711 убитых и 1207 раненых. Русские, украинцы и белорусы — 428 и 1246.

Власти зачастую бездействовали. Одесский градоначальник Нейдгарт заявил еврейской делегации, умолявшей о защите:

— Я ничего не могу сделать, вы хотели свободы, вот вам жидовская свобода.

Градоначальник пошел под суд, а на российской власти осталось пятно не просто попустителя, но и организатора погромов. Причем совершенно бездоказательно — ни одного факта в пользу этой точки зрения нет. Погромы были явлением стихийным, тут сказывались и национально-религиозная, и социальная рознь: евреи — торговцы и ростовщики. Подавляющее большинство евреев вело мелочную торговлю и едва сводило концы с концами, но народ предпочитал этого не замечать.

Погромы на Украине

В годы Гражданской войны более 100 тысяч евреев на Украине стали жертвами погромов. Еврейские организации тщательно подсчитали и выяснили, что 40 процентов погромов было совершено петлюровцами, 25 процентов — разного рода батьками и атаманами, 17 процентов — белыми и 8,5 процентов — красными. Естественно, ни Троцкий, ни Деникин не устраивали погромов, этим занимались служившие в обеих армиях казаки.

Самый кровавый погром учинил в мае 1919 года порвавший с большевиками атаман Григорьев. В Елизаветграде было убито три тысячи евреев. Григорьевцы и раньше «баловались» погромами, что не мешало Григорьеву быть комдивом Красной армии.

Запад внимательно следил за положением еврейского населения в России. На карикатуре из американского журнала Judge 1905 года президент Теодор Рузвельт требует у Николая II прекратить давление на евреев.

Запад внимательно следил за положением еврейского населения в России. На карикатуре из американского журнала Judge 1905 года президент Теодор Рузвельт требует у Николая II прекратить давление на евреев.

Ненависть почти животная

Мы говорим: «Погромы в России». Но погромы были главным образом в черте оседлости. То есть на территории Украины, Белоруссии и Молдовы. Там же действовало и большинство черносотенных организаций.

Лидер «Союза русского народа» доктор Дубровин попытался баллотироваться в I Думу по интеллигентному Петербургу. И набрал всего 631 голос. Тем яростнее он атаковал евреев в своей газете «Русское знамя», позволяя себе откровенно нацистские выпады: евреев «надо поставить в такие условия, чтобы они постоянно вымирали». Хотя, как ни парадоксально, кое в чем черносотенцы сходились с сионистами. Они тоже желали переселения евреев в собственное государство, «каких бы материальных жертв такое выселение ни потребовало от русского народа». Впрочем, нацистский идеолог Штрейхер в Нюрнберге также уверял, что всегда был сторонником переселения евреев в Палестину.

В марте 1917 года черносотенные организации прекратили свое существование. Как и все национально-вероисповедальные ограничения. Антисемитизм, однако, оставался. И кадет Винавер предостерегал: «Не надо нам соваться на почетные и видные места». И действительно, евреев во Временном правительстве не было. Хотя эсеру Гоцу, меньшевику Дану и тому же кадету Винаверу неоднократно предлагали занять министерский пост. Они отказывались.

Большевикам не предлагали. Но они и не спрашивали — сами захватили власть. Евреи-большевики скромностью уже не отличались. Свердлов — во главе ВЦИК, Троцкий — во главе армии, Каменев — во главе Москвы, Зиновьев — во главе Петрограда. А на засилье евреев и латышей в органах ЧК указывал сам Троцкий на заседании Политбюро.

В 1921 году либерал Петр Струве писал: «Ненависть к евреям проникла весь русский народ (ненависть эта почти животная даже у интеллигентов)». А справиться с антисемитизмом «может только очень сильная власть».

Петр Струве.

Петр Струве.

Большевики справились. По крайней мере внешне. Хотя лидер партии русских националистов Василий Шульгин, нелегально посетив Советский Союз в 1920‑е годы, отмечал, что антисемитизм в народе растет. И — в отличие от дореволюционного времени — распространился за черту оседлости, в том числе в столицы. Еще больше он вырос во время Великой Отечественной войны. «Ты воюешь, а Абрам в Ташкенте торгует», — сказал писатель Шолохов писателю Эренбургу в 1943 году. И Шолохов был не одинок, хотя данные по воевавшим и награжденным евреям не дают никаких оснований к таким выводам.

Кровавый навет в России и за границей

В начале XX века вся Россия следила за «делом Бейлиса», которого обвинили в ритуальном убийстве христианского мальчика Андрея Ющинского (1911). Бейлис был оправдан судом присяжных. Интересно, что православные эксперты — профессора Киевской и Петербургской духовных академий — защищали евреев от «кровавого навета». Зато католический эксперт, ксендз Пранайтис, утверждал, что евреи убивают христиан, чтобы использовать их кровь. Кстати, в 1901 году в католической Австро-Венгрии еврей Леопольд Хилснер получил пожизненное заключение по обвинению в ритуальном убийстве. В 1918 году он был помилован, но не оправдан.

Мендель Бейлис.

Мендель Бейлис.

Космополиты и врачи-убийцы

А в конце 1940‑х антисемиты услышали и сигнал «сверху». После войны Сталин всячески поддерживал идею создания еврейского государства в Палестине. Англичане противились, а Сталин в пику им поддерживал. И советская пресса громила «реакционные и марионеточные арабские режимы». Лидеры Израиля принадлежали к Рабочей партии, и «вождь народов» надеялся, что новое государство войдет в советскую сферу влияния. Не вышло — Израиль взял курс на Америку. А Сталин развернул явно антисемитскую борьбу с космополитизмом — увольнения, чистки, расстрел почти всего Еврейского антифашистского комитета.

Таким безродный космополит появился на обложке журнала «Крокодил» в 1949 году. Константин Елисеев (1949).

Таким безродный космополит появился на обложке журнала «Крокодил» в 1949 году. Константин Елисеев (1949).

Венец кампании — «дело врачей». Арестовано 37 человек, 27 из них — евреи, якобы связанные с международной еврейской буржуазно-националистической организацией «Джойнт». Процесс над «убийцами в белых халатах» вообще мог закончиться трагедией для всех советских евреев. Наиболее видных из них — писателей, ученых, военных — уже заставили подписать письмо-просьбу. Дескать, опасаясь справедливого народного гнева, они просят «вождя народа» отправить всех советских евреев в Биробиджан или еще куда-нибудь подальше. Евреи волне могли разделить судьбу крымских татар, калмыков и других депортированных народов. Помешала смерть Сталина.

«Следы преступлений. Органами Государственной безопасности раскрыта террористическая группа врачей-вредителей, наемных агентов иностранных разведок». Карикатура из журнала «Крокодил (январь, 1953). Кукрыниксы (1953).

А дальше на повестку дня встал вопрос еврейской эмиграции в Израиль. Часть евреев боролась за право эмигрировать. Иногда весьма специфическим способом. В 1970 году Марк Дымшиц и Эдуард Кузнецов запланировали угон самолета. Все места на рейс должны были выкупить «отказники» (евреи, которым отказано в выезде). Затем по плану самолет захватывается, и Дымшиц пилотирует его в Швецию, где дается пресс-конференция о тяжелом положении советских евреев. Но «захватчиков» арестовали еще в аэропорту. Они получили тюремные сроки, но с правом на выезд стало попроще. Со следующего — 1971‑го — года началась массовая эмиграция.

Кто мог — уезжал, а кто оставался — отдувались. Все евреи попали в категорию неблагонадежных. Появились негласные запреты — не брать на определенную работу, не принимать в определенные вузы.

В конце 1980‑х выезд стал свободным. С 1989 по 1991 год страну покинули почти полмиллиона евреев. Государственный антисемитизм отошел в прошлое. Бытовой, разумеется, остался. И когда отомрет — это нам неведомо.

Советский Союз против мацы

В пылу борьбы с национальным еврейским движением в 1959 году в СССР ввели ограничения на выпечку мацы. В 1961 году ее производство было запрещено всюду, кроме Москвы, Ленинграда, Средней Азии и Закавказья. Через два года запрет распространили и на Ленинград с Москвой. В июне 1963 года состоялся судебный процесс над евреями, которые к Песаху нелегально выпекли мацу. Их обвинили в предпринимательской деятельности и спекуляции.

Автор: Глеб Сташков

Картина дня

наверх