На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Несколько заметок об армянском антисемитизме. Армяне и евреи - вечный конфликт (2 статьи)

Борис Э. Альтшулер: Несколько заметок об армянском антисемитизме

Бредовые обвинения современных нацистов показывают большие усилия представить именно евреев, а не исламские народы Востока — не турок и курдов — виновниками геноцида более 1,5 млн армян…

Несколько заметок об армянском антисемитизме

Борис Э. Альтшулер

В прессе и в интернете довольно мало информации об отношениях евреев и армян, а также Израиля и Армении. Однако в последнее время мне прислали несколько агрессивных текстов армянских авторов в фейсбуке, а также сообщения журналистов о нарастающем антисемитизме в Республике Армения и в диаспоре, по-армянски — в «спюрке». Армяне, у которых во многом похожая на евреев судьба, первыми в мире объявили в 301 г. н. э. христианство государственной религией. Несмотря на это, они испытали в своей истории погромы, депортацию и, особенно, геноцид в Турции в начале XX-го века.

В третьем или шестом году правления царя Набонида, т. е. согласно вавилонским источникам в 554/543 (или 550/549) гг. до н. э. Кир II из Аншана, до того вассал медиан, «развеял» армию медийцев. Историки исходят из того, что воины перебежали на сторону иранцев. Победителю удалось захватить царя мидийцев Астиага (Astyages) и его резиденцию и укрепить свою власть на иранском высокогорном плато. В древности Мидией (Кавказом) обозначали регион от гор Тауруса до гряды Эльбурса. Завоевания окончательно укрепили влияние иранских языков. Позже Мидия получила название Великой (и Малой) Армении (Armenia magna et minor) — древнего армянского государства античности на территории Армянского нагорья, простиравшееся от Евфрата до Куры, Каспийского моря, Кордуенских гор и озера Урмия (190 г. до н. э. — 428 г. н. э.). Государство это было создано и развито среди прочего десятиколенными скифами-израильтянами и мидийцами, особенно позже племенем Парни, давшим новых парфянских царей, а также грамотными евреями Парфянской империи (точнее, Скифско-Парфянской империи) во времена правления династии Аршакидов/Арсакидов (также называемых Ашканиями или Асканами — в переводе с ханаанского иврита первые среди князей). Эта же династия гнала потом эллинистических Селевкидов из страны. Несмотря на гордые названия как, например, «Большой» или «Великой» Армении, государства эти были вассалами иных, более могущественных империй. Великая Армения превратилась впоследствии в буферное государство между Парфией и Римом, а позднее (в III—IV вв. н. э.) — между Римом и сасанидским Ираном.

Согласно информации армянского историка V-го в. Мовсеса Хоренаци (в западной литературе Моисей из Хорене), династиям кавказских царей Багратидов приписывалось библейское происхождение от царей Древнего Израиля, Давида и его сына Соломона. Согласно этому род Багратуни происходит от некоего Шамбота (Шамбата, арм. Смбата), одного из иудейских пленников, привезённого в Армению царем Гайком II, союзником Навуходоносора, захватившего и разрушившего Первый Иерусалимский Храм. От этого Шамбата вели свои роды армянские и грузинские Багратиды. Другим могущественным еврейским родом в Армении был по словам Моисея Хоренского род Аматуни, давший начало одному из сильных армянских племён во II–I-х вв. до н. э. Ту же версию можно встретить и у Мовсеса Каганкатваци. Наименованием древней столицы Армении, в археологическом исследовании и описании руин которой принимал участие молодой Николай Марр, было Ани (ивр. «Я» — Господь Бог). Остаётся добавить, что самоназвание армян по аналогии с древним этнонимом европейских евреев, ашкеназов, звучит как «ашкен».

Сыновья Ирода Великого заключали династические браки с членами царской семьи Аршакидов, а его внучка получила из рук императора Нерона титул царицы Малой Армении на юго-востоке Анатолии. С 54 до 71/72 гг н. э. Малой Арменией правили Аристобул, правнук иудейского царя Ирода Великого, и его жена Саломея. Царём Великой Армении был представитель династии Ирода, Тигран IV (ок. 6 г. н. э.). Кроме того с названием Великой Армении связана «морская Армения» (Armenia maritima) в Крыму по этнониму армян, переселившегося туда во времена исчезновения средневекового царства Багратидов.

В Иерусалиме первые армянские поселенцы появились предположительно уже в конце I в. В IV в. небольшая община монахов и паломников проживала на горе Сион, у Сионской Горницы. При императоре Юстиниане (527—565 гг.) собственность общины Армянской Церкви, считавшейся еретической ввиду непризнания ею постановлений Халкидонского собора, была конфискована, а сама она изгнана. Стремясь вернуть утраченное, Армянская Церковь признала власть халифа Омара ибн Хаттаба, когда тот завоевал Иерусалим (637 г.), и согласилась по возвращении в Святой Город платить подушный налог.

С приходом в Иерусалим крестоносцев армянская община стала разрастаться, образуя этнический квартал в том месте, где он находится сейчас. В XII в. был возведён кафедральный собор Святых Иаковов, и поныне остающийся духовным центром квартала и известная святыня, почитаемая как как гробница Иакова, первого епископа Иерусалима. При власти фатимидских султанов армянские христиане страдали в равной степени с другими общинами, но в период мамлюкского правления (1250—1517 гг.) обрели привилегированное положение. Им было даже позволено воздвигнуть стену вокруг квартала.

В Оттоманский период (1517—1917 гг.) община сумела найти общий язык с турецкими властями. После геноцида армян в Западной Армении в 1917 г. её численность увеличилась за счёт беженцев с севера Турции. Не исключено, что самих иерусалимских армян спасла от грозивших бед британская оккупация 1917 г. и мандат Британии, продлившийся до 1948 г.

По данным на 01.01.2013 года в Иерусалиме проживало 5,6 тыс. армян, из них 3,65 тыс. в Армянском квартале Старого города. Увеличение армянского населения произошло как по причинам естественного прироста, так и в связи с тем, что в Израиль репатриировались смешанные армяно-еврейские семьи. С распадом СССР открылись границы и для иных армян, проживавших на его территории. У подавляющего числа армян, жителей Старого города Иерусалима, имеется израильское гражданство. Среди студентов и преподавателей «Университа Иврит» в Иерусалиме (Иерусалимский Университет) в настоящее время насчитывается около 150 армян, частично жителей Армянского квартала Иерусалима. Армяне в Иерусалиме представлены в основном творческими профессиями.

Еврейская история Армении насчитывает свыше 2.700 лет и начинается задолго до возникновения современного государства. Ассирия, захватившая за 700 лет до н. э. контроль над Израилем и Урарту/Арменией, депортировала евреев на эти земли. Армянский историк Кеворк Аслан указывает, что евреи Самарии были депортированы ассирийцами в Армению. Поселения евреев уже в древности имелись во всех крупных городах и столицах страны. Исторические факты и научные данные наглядно объясняют отчего в Армении осталось так мало евреев: почти всех, хранивших верность иудаизму, переселили в Иран, а принявшие христианство евреи стали армянами. Через одиннадцать лет после того как Седекия (Цедкияhу) объявил отделение Иудеи от Вавилона, вавилоняне под предводительством Навуходоносора в 586 г. до н. э. вновь захватили Иерусалим и на этот раз полностью разрушили Храм Соломона, который часто именуют Первый храмом. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Навуходоносор после разрушения Первого Храма в VI в. до н. э. пригнал часть евреев в Армению. Политику переселения евреев в Армению продолжил и другой армянский царь Тигран II Великий, правивший в 95—55 гг. до н. э.

Как сообщает Ованес Драсханакертци Тигран пошёл походом на Палестину и взял в плен множество евреев. При отступлении из Израиля он увёл 10.000 евреев в свои края, где поселил их в городе Армавир и в селении Вардкес на берегу реки Касах. Еврейские семьи, депортированные в Армению, поселились в городах Арташат, Вагхасабат, Ервандашат, Сарехаван, Сарисат, Ван и Нахичевань. Первая волна переселенных Тиграном евреев со временем приняла христианство, а вторая волна, организованная Артаваздом, — ванские евреи — продолжала и далее исповедовать иудаизм. Стабильность и процветание закончились когда многие евреи были депортированы в Персию в результате захвата Армении шахом Шапуром II из династии Сасанидов. О численности евреев того времени наглядно говорят данные армянского историка V в. Фавстоса Бузанда. Всего было выселено 83.000 иудеев из шести городов Армении. К 1375 г., после падения Малой Армении, еврейские общины как единые этнические сообщества начали исчезать, многие стали принимать христианство. В ноябре 1603 г. шах Аббас I со своим 120-тысячным войском захватил Армению, после чего, как пишет писатель XVIII в. Аракел Даврижеци, шах приказал выселить всех жителей Армении —христиан и евреев — в Персию, чтобы Oсманы, придя, нашли страну обезлюдевшей.[i] К примеру, в период VII-X вв., во время правления Омейядов и Аббасидов, Исфахан, расположенный на южном маршруте Великого шелкового пути был известен своим шелком и хлопком. В это время там существовал большой еврейский квартал (Yahudiyeh), начало которого легенды связывают с концoм VI в. до н. э. В 1996 г. в Армении были найдены захоронения евреев XIII-XV вв. н. э. Кроме того, несколько еврейских надгробий было найдено в районе Ехегиза (Сюникской области Армении). О памятниках сообщил армянский священник Абрам Мкртчян, они были исследованы в 2000-2001 гг. группой израильских археологов во главе с проф. Михаэлем Стоуном и Давидом Амитом.

Кроме того, ещё и сегодня в Армении и в диаспоре существуют «зокеци» или как они ещё себя сами называют — зоки/zhok, субэтничесская группа армян, по преданию еврейского происхождения ещё со время правления Омейядов и Аббасидов. К.Э. Григорьян, научный сотрудник центра цивилизационных и региональных исследований РАН (Москва) считает, что устойчивые представления зоков и остального армянского населения об их еврейском происхождении дают право считать зоков стигматизированной группой. Проведенное ДНК-исследование генома показало родство армян, евреев, турок, курдов и ассирийцев. Результаты проведенного генетического анализа в рамках «Armenian DNA Project» выявили это родство, пишет газета «Миллиет». Целью проекта было выявление генетических связей между армянами, рассеяными после Геноцида 1915 г. по миру. Попутно тесное родство на генетическом уровне было обнаружено у народов, веками проживавщих бок о бок с армянами. Субэтния армян-зоков проживает теперь на Кавказе в основном в районе Нахичевани (Карабах), рядом с Ордубадом.[ii] Армянско-еврейского происхождения, к примеру, композитор Арам Хачатурян, создатель современной «древней армянской народной музыки» композитор Арам Мерангулян и знаменитая армянская художница Гаянэ Хачатурян.[iii] В сегодняшней внутриполитической атмосфере Армении авторы не любят соответствующих публикаций по этой теме.

В конце XIX в. политическими преемниками «новых Османов» выступили младотурки. Неформальным лидером комитета был философ Абдулла Джевдет, который сам в политику не вмешивался, занимаясь в основном просветительской деятельностью. В среде «младотурок» возникло радикальное крыло, состоявшее из молодых офицеров, во главе которых стояли Энвер-пашаТалаат-паша и Джемаль-паша. Опираясь главным образом на офицерство, младотурки во главе с Ниязи-беем подняли в июле 1908 г. вооруженное восстание, заставившее султана Абдул-Хамида II восстановить действие конституции 1876 г. и созвать парламент (Младотурецкая революция 1908 г.) С начала 1914 г. власть в Турции сосредоточилась в руках младотурецких лидеров во главе с упомянутыми Энвером-пашой, Талаатом-пашой и Джемалем-пашой. Этот «триумвират» вовлёк Турцию в 1914 г. в Первую мировую войну на стороне Германии, которая окончилась для Турции полным поражением.

Переехав в ноябре 1910 г. в Константинополь, русский революционер Александр Парвус (Израэль Лазаревич Гельфанд), организовавший во время войны переезд группы Ленина в Россию, занялся своим любимым занятием — организацией революций. Через Троцкого «Киевская Мысль» заказала Парвусу цикл статей о Турции и Балканах. Первые месяцы в Константинополе Парвус и вел себя как умный, но бедный журналист: «Часто мне приходилось ступать крайне осторожно, — писал он об этом периоде своей жизни, — чтобы никто не заметил дыр на моих подметках». Но уже в 1912 г. Парвус, имевший университетскую степень доктора управления бизнесом, стал богатым человеком, тесно связанным деловой активностью с концерном Круппа и торговой империей крупного торговца зерном Василия Захарова.

В руках Парвуса фактически сосредоточились поставки зерна в турецкую столицу. Помимо этого он занимался модернизацией железных дорог, стал совладельцем ряда банков и финансовых компаний. Был тесно связан с турецкими официальными кругами и пользовался их покровительством. Он покровительствовал социалистическому и националистическому движению в Турции, финансировал газету младотурков. В стратегическом плане, будучи германофилом, сделал однозначный выбор в пользу Германии и ее союзников против российского самодержавия, которое он оценивал как главную угрозу европейскому социализму. Парвус организовал возвращение Ленина в Россию в «пломбированном железнодорожном вагоне» (установившееся в историографии название трёх поездов, в которых, следуя из Швейцарии через Германию в Россию в апреле 1917 г., проехала большая группа российских революционеров-эмигрантов.) Большинство ученых, в том числе и немецких, склоняются сегодня к тому, что немецкие союзники Оттоманской империи были не только пассивными наблюдателями трагедии армян в Турции, но и явно солидаризировались с турками.

Внутриполитически младотурки применяли жестокий террор. В 1915 г., под предлогом высылки из прифронтовой полосы, младотурецкие власти истребили свыше 1,5 млн армян. В стране росло недовольство младотурецким режимом. Начавшееся в сентябре 1918 г. наступление держав Антанты на Палестинском и Македонском фронтах вынудило султанское правительство 30 октября 1918 г. сдаться на милость победителей (Мудросское перемирие). Фактически это был конец Османской империи. Энвер-паша и другие младотурецкие лидеры эмигрировали, партия «Единение и прогресс» самоликвидировалась. Кемаль-паша находился в этот период в жёсткой конкуренции с лидерами младотурок и не допустил их возвращения, однако их цели во многом совпадали. После победы Кемаля многие младотурки поддержали созданную им Республиканскую народную партию.

В отместку за геноцид 1915 г. армянские вооружённые организации развернули охоту за лидерами младотурецкого движения. Их усилиями большинство видных младотурок было ликвидировано. Энвер-паша погиб в Средней Азии, участвуя в партизанском движении басмачей.

В 1933 г. увидел свет известный роман австрийско-еврейского писателя Франца Верфеля (Franz Werfel) «Сорок дней Муса-дага» (Die Vierzig Tage des Musa Dagh), о геноциде армян в Турции — в частности, о героической самообороне горы Муса, ставший первым заметным, эпическим изложением трагедии армян в Турции. В феврале 1934 г. роман был запрещен в нацистской Германии ввиду «угрозы общественной безопасности и порядку» согласно §7 Указа Президента Немецкого рейха по защите народа. Сам Верфель был в том же году исключен из Прусской Академии искусств. С другой стороны роман с большим энтузиазмом был воспринят армянскими эмигрантами. Во время поездки Франца Верфеля в Америку в 1936 г. писателя с энтузиазмом приняла армянская община Нью-Йорка. В армянской церкви священник сказал во время проповеди: «Мы были нацией, но только Франц Верфель дал нам душу».

В витрине музея геноцида армян в Цицернакаберде в Ереване в качестве экспоната выставлена открытая книга Верфеля «Сорок дней Муса-Дага», а на территории музея установлена мемориальная доска в честь Франца Верфеля. Кроме того, памятник Францу Верфелю работы Огана Петросяна стоит в Шиллер-парке в Вене. На гранитном столбе высечена надпись: «С благодарностью. Армянский народ». Президент Армении Серж Саргсян, посетив Вену с официальным визитом в июне 2014 г., особо отметил этот памятник, заявив что «…памятник Францу Верфелю в центре Вены, на Армянской площади, делает для нас этот международный город еще более родным».

Книга Ф. Верфеля получила высокую оценку очень многих евреев, которые видели её в качестве рецепции на судьбу еврейского народа и страны Израиля. Муса-Даг часто сравнивался с сопротивлением в еврейских гетто во время Второй мировой войны. Одно из них, гетто Белостока, оказалось как и Муса-даг в похожей ситуации. В феврале 1943 г. туда для организации сопротивления был послан из Виленского гетто Мордехай Тененбаум, — 16 августа 1943 г. в Белостоке было поднято вооруженное восстание. Из отчетов о заседаниях: «Только одна вещь остается для нас — организовать коллективное сопротивление в гетто любой ценой! Как Муса-даг мы запишем почетную главу еврейского Белостока и в нашей строчке истории», — говорил Тененбаум. Копии книги Верфеля переходили из рук в руки защитников гетто, которые сравнивали своё положение с Геноцидом армян в Турции. Согласно обширным исследованиям Германа Крука в библиотеке гетто Вильно, эта книга стала самой популярной среди читателей. Об этом сообщили в своих воспоминаниях выжившие узники, работавшие в библиотеке.

В 1942 г. евреи Израиля подготавливали в случае возможного вторжения нацистов в регион даже отступление на массив горы Кармель. Стратегические планы еврейского подполья под названиями «Северая программа», «План Кармель», «План Масада» или «План Муса-Даг» были задуманы как возможные оплоты против вторжения нацистов в Эрец Исраэль. Меир Бац, лидер еврейского ополчения, объяснил, что Ишув в случае вторжения хочет преобразовать Кармель в Муса-даг палестинского иудаизма: «Мы уповали на силу еврейского Муса-дага и собирались продержаться по крайней мере в течение трёх-четырех месяцев». Показательно, что в своей речи в августе 1939 г., накануне вторжения в Польшу, Гитлер подчеркнул: «Кто после всего помнит сегодня об уничтожении армян?»[iv]

Однако в последние годы активизировали свою пропаганду националистические армянские организации с явной целью фальсификации исторических фактов и смены нарратива. Несколько недель назад по сайтам многих сетевых изданий в том числе Jewish News Service было распостранено сообщение члена правления Международной ассоциации «Азербайджан — Израиль» Арье Гута об опасности, нависшей над еврейской общиной Армении. В нём сообщалась: «Неоднократно был осквернен мемориал памяти Холокоста в Ереване», «Еврейская община Армении подвергается давлению и запугиванию с того времени как страна получила независимость», «Конец советского правления устранил ограничения, а количество антисемитских атак резко возросло», «Уменьшающаяся еврейская община жаловалась по поводу этих атак, но подобные настроения разделяются значительной частью армянского общества» или «Правительство никак не противодействует этой «опасной тенденции». Согласно опросу Антидиффамационной лиги, «уровень антисемитизма в Армении — третий в Европе». Во многих вторичных публикациях — еще более сильная формулировка: «Армения по уровню антисемитизма занимает одно из первых мест в мире». Наконец, «Еврейская община Армении никогда не забывала участия жестокого 20-тысячного Армянского легиона в составе Вермахта во Второй мировой войне».[v]

Социологическое исследование показало, что антиеврейские стереотипы широко распространены в массовом сознании населения в Армении, причём значительно сильнее чем в Азербайджане. Условная доля антисемитов в обществе, которую подсчитали эксперты АДЛ, составляет в этих странах 58% и 37% соответственно. Для сравнения, в России этот индекс составил 30%, на Украине — 38%. В некоторых наиболее разработанных аутентичных конспирологических теориях основную ответственность за армянскую резню несут «дёнме» — представители мусульманской секты каббалистических последователей лже-мессии Шабтая Цви из середины XVII в., принявшие ислам, но сохранившие особую идентичность. Политик из их числа, министр финансов и предводитель каракашларского крыла Джавид-бей (1875—1926 гг.) был действительно представлен среди активистов младотурецкой революции. Однако дёнме вот уже почти 400 лет(!) правоверные мусульмане, а не евреи. Тем не менее в Турции существует целый жанр антисемитской литературы, напоминающей русские книжки о «жидо-большевиках». Подобные брошюрки о «еврейской революции дёнме» можно найти и в книжном магазине в Ереване. Новостной турецкий портал «Haber Ay» в конце прошлого года уже открытым текстом предупреждал об опасности «еврейско-армянского отродья».[vi]

Совсем недавно в немецкоязычном фейсбуке армянская блогерша по имени Мадлен Вартьян (Madlen Vartian), поддержанная радикальным армянским коллегой, вступила со мной в дискуссию и за отказ принять её дикую версию истории даже обозвала меня «расистом». Среди чудовищных обвинений, которые она предъявила еврейскому народу и Израилю, были следующие перлы: «Во время геноцида армян еврейские соединения специальной организации «Мертвоголовых» участвовали в погромах Тескилат и-Махзуза, совершенных против армян»(?)Далее последовали более мягкие «обвинения», например, в малевании графити на стенах домов во всё ещё довольно спокойном Армянском квартале Иерусалима и в отказе Кнессета официально признать армянский геноцид в Турции.

Относительно значительные контингенты армян проживали в конце XX в. и проживают ещё сегодня на Востоке: в Иране, Ираке, Сирии, Ливане, Израиле, Палестинской автономии и в Турции. В соответствии с шарией христиане, проживающие среди мусульман, обязаны поддержать их в случае вооружённой борьбы. Это объясняет участие некоторых армян Востока в террористической деятельности различных палестинских и исламистских организаций. Cегодня Турция Израилю больше уже не союзник, но и Армения не друг, а, точнее, протеже врага — Ирана. История армянского геноцида сложна и запутана, она документирована не так тщательно как история Холокоста, и, начиная с прошлого века, является полем столновения двух нарративов — турецкого и армянского. Израильские историки, в том числе видный израильский исследователь Холокоста профессор Иегуда Бауэр, считают, что армянский геноцид является наиболее близкой параллелью Холокоста и сходства в этих двух громадных трагических явлениях больше чем различий.

Израильская публицистка Нелли Гутина требует включить армянский геноцид в израильские школьные программы:

«— Потому что он был первым в двадцатом веке прецедентом массового уничтожения одного этноса другим, то есть про-Холокостом.

— Потому что иерусалимский муфтий-нацист (аль-Хуссейни — Б.А.) начал свою карьеру с геноцида армян.

— Потому что соучастниками армянского геноцида были немцы — союзники Турции в Первой мировой войне.

— Потому что армянский геноцид и его непризнание таковым Турцией говорит о том, что геноцид и по сей день является легитимным способом решения проблем в нашем регионе. Если бы это было не так, то Турция уже давно признала бы армянский геноцид, имевший место много лет назад в Отоманской империи. Но Турция, напротив. настаивает на преемственности своей, построенной на геноциде государственности и шантажирует те страны (в том числе и нас), которые время от времени поднимают этот вопрос».

Бредовые обвинения современных нацистов показывают большие усилия представить именно евреев, а не исламские народы Востока — не турок и курдов — виновниками геноцида более 1,5 млн армян во время 1-ой мировой войны. Теперь эти силы играют большую роль в фальсификации армянской истории и в страхах армян наряду с пропагандой антисемитизма и нацизма. Комитет по внешним сношениям Палаты представителей Конгресса США, а спустя неделю — парламент Швеции признали в 2010 г. геноцид армян. Этот вопрос готовы рассмотреть и в парламентах ещё нескольких европейских стран. Дав по этому поводу интервью,[vii] президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в соответствии с новой хамской практикой дипломатических отношений и политики своей страны пригрозил 100.000 нелегально находящимся в стране и работающим армянам без турецкого гражданства (из общего числа 180.000 армянского населения страны), как и в 1915 г., «депортацией». После этого заявления принципиальные армянские националисты и фашисты, вешающие своих антисемитских собак на евреев, его в расизме не обвиняли…

___

[i] Как евреи стали армянами

[ii] Зелев АндрейАрмяне потомки десяти колен Израиля, И.О. Гюльмисарян: Зоки. Армяне или евреи?

[iii] Как евреи стали армянами

[iv] Нелли Гутина: Почему мы должны признать и изучать армянский геноцид?!

[v] Вячеслав Лихачев: Нужно ли спасать евреев Армении?

[vi] ссылка

[vii] ссылка

https://club.berkovich-zametki.com/?p=14937

Армяне и евреи — вечный конфликтк записи Армяне и евреи — вечный конфликт

11835-11-1024x698-780x405кккккк

Удивительное незнание истории подталкивает армянских «интеллектуалов» к ее безусловной фальсификации. Вот как характеризуют тысячелетнее противостояние евреев и армян армянские политологи Георгий Асатрян и Ара Мирзоян.

Первый из них утверждает, что «Амалек (армяне) — народ, антагонист Израиля, уникальный, не имеющий себе равных, первый из всех языческих народов». В основе этой гипотезы лежит библейское название «страна Амалек», которая в ряде древних и средневековых источников именуется, как Армения. На основании указанного утверждения армянские идеологи выводят собственную родословную от библейских амалекитян, называя себя шасу — яхве, пытаясь тем самым убедить весь мир, что это они, якобы, первый народ ариев, который «зародился» на территории Армянского нагорья. А поскольку евреи — семиты, а армяне арийцы, и их вражда извечна, то Ара Мирзоян подходит к следующему выводу: «Разговоры на тему евреев и армян были всегда. Кто-то находил в них много общего, а кто-то совсем наоборот. Но в любом случае, всегда говорилось о превосходстве одного народа над другим. Обе стороны, тем не менее, априори оставались при одном убеждении, что евреи не любят армян». Как и наоборот.

Однако вернемся к озвученной выше «теории» армянского «родства» с амалекитянами. Начнем с того, что амалеки никакого отношения к армянству не имели и по своему происхождению относились к семитскому племени. Вот как описывает родословную этого народа ТаНах: «Элифаз, сын Эсава (брат праотца Яакова, ненавидевший его) и его наложница Тимна родили на свет сына по имени Амалек, который вырос в доме Эсава, впитав в себя его патологическую ненависть к брату и всем его потомкам. Амалек стал родоначальником целого народа, который поселился на юге Земли Израиля — сейчас это место известно как пустыня Негев».

Тем не менее, позиционируя себя с библейским племенем Амалека, армяне умудрились добавить к своей истории тысячу лет. Таким образом, неприязнь армян к евреям, по их же собственным словам, уходит далеко в глубь веков. Особую остроту противостояние двух народов приобрело в период Османской империи. Евреи, конечно, находились в лучшем положении, чем греки и армяне, что было обусловлено многовековым противостоянием турок и христиан. Предпочтение, которое власти оказывали евреям, активно конкурировавшим с христианами в торговле и ремесле, вызывало недовольство армян, что способствовало росту в их среде антиеврейских настроений. Например, в 1545 году в городе Амасья исчезновение армянского мальчика породило слух о том, что он был, якобы, убит евреями в ритуальных целях. Под давлением армян местные власти арестовали нескольких членов еврейской общины, пытками вынудили их «сознаться» в несуществующем преступлении, после чего многих из них казнили. Остальные евреи, опасаясь погромов, покинули Амасью и соседний город Токат.

Что касается мальчика, то спустя некоторое время он нашелся живым и здоровым. Тем не менее дело было сделано: еврейские торговцы и ремесленники — конкуренты — изгнаны, и еще одно зерно ненависти к иноплеменникам пало на армянскую почву. В этой связи можно также вспомнить историю с банкиром и османским чиновником Иехезкелем Габбаем, который пытался бороться с известным казнокрадом и одним из предводителей армянских финансистов — начальником монетного двора Кацац-Аретуном. Несмотря на свои заслуги (Габбай помог султану Махмуду принудить к сдаче Сулеймана-пашу), султан изгнал Габбая в Малую Азию, где его в 1826 году убили подосланные Кацац-Аретуном киллеры.

Стоит добавить, что в Византийской империи, где одно время у власти находились армяне, евреев преследовали с особой жестокостью. К примеру, император Ираклий (610 — 642) запрещал выполнять еврейские обряды вне частных домов, а Василий I Македонянин (866 — 886), при котором было уничтожено до 1000 еврейских общин и Лев III Исавр (717 — 741) под угрозой смерти или изгнания вынуждали евреев принимать христианство.

Арабский географ и историк Мас’уди сообщал, что при Романе I Лакапине – (919 — 944) евреи бежали из Византии в Хазарию, т.к. «император, правящий ныне, и носящий имя Арманус (Роман), обращал евреев своей страны в христианство силой и не любил их». В этой связи следует напомнить, что в царской России первые масштабные еврейские погромы прокатились при диктатуре канцлера Российской империи армянина Лорис-Меликова (1881). В Тебризе, по кровавому навету местных армян, были убиты свыше 4 тысяч евреев.

В наше время ливанские отряды «Хизбаллы», так и не признанные в России террористической организацией, тесно сотрудничают с армянской партией «Дашнакцутюн». Оно и понятно, поскольку значительное влияние на внешнюю политику Российской Федерации оказывают глава МИДа Лавров с его проарабской ориентацией и политолог Андраник Мигранян, который долгое время трудился в аппарате ЦК КПСС.

Альянс этих организаций скреплен общими целями. Так в 8 и 11 пунктах программы «Дашнакцутюн», созданной в 1890 году, подчеркивается необходимость: «Подвергать террору представителей власти, разорять и разрушать правительственные учреждения». Кроме того, именно у идеологов указанного движения возникла идея захвата заложников в качестве средства давления на власти. Это ноу-хау было впервые апробировано в августе 1896 года, когда группа боевиков организовала захват международного Оттоманского банка в Стамбуле. Взяв в заложники 150 служащих, они стали угрожать, что взорвут банк вместе с людьми, если иностранные державы не заставят Турцию провести реформы в так называемой Армении. В программе другой партии — «Гнчак» в качестве основной цели декларировалась необходимость объединения всех армян, живших на территории России, Турции и Ирана и создание на их обломках «великой Армении». Кроме того, армяне до сих пор обвиняют евреев в событиях 1915 года, хотя в этом следовало бы винить самих армян вместе с «союзниками» по Первой мировой войне — а именно Российскую и Британскую империи, которые их цинично использовали, а затем сдали за ненадобностью. Тем не менее, следуя в фарватере политики указанных выше держав, и, предвкушая воплощение в жизнь их обещание создать на территории расчлененной Османской империи «Великую Армению», вооруженные формирования партии «Дашнакцутюн» приступили к этническим чисткам коренного населения. Известно, что весной и летом 1916 года эксцессы армянских националистов в период российской оккупации восточной части Малой Азии затронули, помимо мусульман, и местное еврейское население. На указанные факты обратил внимание бывший советник посольства Государства Израиль в Вашингтоне Лени Бен Давид, который писал, что в годы Первой мировой войны армянскими головорезами были уничтожены 10 тысяч евреев. Согласно рапорту МВД Османской империи, направленному в МИД, только в еврейском селе Сейл на востоке Малой Азии «300 жителей были изрублены на куски армянскими головорезами. Трагичность этих событий заключается в том, что в результате бесчинств армянских боевиков в отношении еврейского населения последние вынуждены были покинуть Восточную Анатолию и направиться в Стамбул».

Об антисемитизме в Армении свидетельствует и следующий факт. Так, здесь до сих пор в ходу легенда о том, что якобы «под давлением евреев» Советская Россия оказала помощь кемалистской Турции в сохранении ее суверенитета. Однако хорошо известно, и это подтверждается многочисленными документами, что связь между кемалистами и советской властью была основана не на «жидо-масонском заговоре», а на том факте, что, как у тех, так и у других был общий враг — Антанта. Что касается так называемого «еврейского засилья» в СССР до 1937 года, то именно «великая чистка» 1937 — 1939 гг. этот тезис и опровергает. Действительно, среди революционеров было немало евреев, что объясняется совершенно диким национальным гнетом и еврейскими погромами. Следует отметить, что среди большевиков были представители разных национальностей, в том числе и армяне. Достаточно назвать такие имена, как Аванесов, Гай, Карахан, Шаумян, Прошьян, Микоян, Мясникян и т. д. Никакой проеврейской политики большевики не проводили, наоборот — они закрывали еврейские школы (хедеры), синагоги, национализировали еврейскую собственность, боролись с сионизмом и т. д.

Не существует никаких доказательств еврейского заговора против армян, потому что его не было и нет. Для полноты картины добавим, что пропаганда кровавого навета на евреев в прессе и в Интернете на армянском языке носит откровенно неонацистский характер. Именно эта политика привела к тому, что в современной Армении практически не осталось представителей других народов. Так, согласно переписи 1969 года, русских в Армении было 66108 человек, азербайджанцев 148189 человек, а евреев 1000 человек. Через десять лет численность русских возросла до 70336 человек, азербайджанцев до 160841человека, а евреев уменьшилась до 953 человек. К концу горбачевской перестройки под влиянием роста армянского национализма численность русских в 1989 году сократилась до 51556 человек, азербайджанцев до 84860 человек, а евреев до 676 человек. После обретения независимости Армения оказалась без жившего здесь тысячелетия азербайджанского населения, с минимальным количеством русских, число которых сократилось до 2145 человек и примерно с 60 евреями. Избавившись от инонационального населения, Армения, как и послевоенная Германия, вступила в полосу депопуляции.

Андраник МигранянАндраник Мигранян

Как писал Игорь Мурадян в газете «Голос Армении», еврейско-армянское противостояние — это конфликт между семитами и арийцами. Не ограничиваясь обвинениями евреев в так называемом «геноциде» армян, он пытается доказать, что именно этот народ и Государство Израиль стоят за конфликтом в Нагорном Карабахе. Кстати, противостояние в этом регионе имеет давние исторические корни. Так, в 1919 году в период существования Азербайджанской Демократической республики и Республики Армения войска последней вторглись именно на эту территорию вновь созданного азербайджанского государства. В ходе военных действий в результате бесчинств армянских бандформирований в Нагорном Карабахе Еврейским национальным комитетом было возбуждено ходатайство перед Бакинским губернатором о получении вагонов для бесплатного провоза беженцев — губинских евреев. Губернатор сочувственно отнесся к этому ходатайству, и принятыми с его стороны мерами для отправки беженцев до Хачмаза стало предоставление 27 вагонов. Всего было спасено таким образом около 1100 беженцев.

В 2008 году, благодаря исследованиям, проведенным директором Института прав человека НАНА профессором Ровшаном Мустафаевым, была восстановлена картина событий тех лет и выявлены ранее неизвестные факты массовых убийств еврейского населения в районе города Губа. В протоколах Чрезвычайной следственной комиссии Азербайджанской Республики по расследованию фактов массовых убийств армянскими бандами гражданского населения удалось восстановить имена невинно убиенных евреев. Среди них множество женщин, стариков и детей. Местом массовых расстрелов евреев армянскими бандами Амазаспа стала впадина Шими: к ней подводили партиями людей, измывались над ними — насиловали девушек и детей, отрезали носы и уши старикам, подросткам, затем убивали. Трупы так и оставались лежать здесь, во впадине, в ущелье Шими. Одним из главных вдохновителей учиненной резни стал Гарегин Ндже (Тер-Арутюнян), кровавый след которого в дальнейшем обнаруживается в Крыму

в период нацистской оккупации. Именно его пропагандисты натравливали бандитов из зондеркоманды «Дромедар» на массовое уничтожение жителей полуострова. Так, в отчете, составленном Ндже в конце 1941 года, говорится следующее: «С 16 ноября по 15 декабря 1941 года было расстреляно 17645 евреев, 2504 караима, 834 цыгана. Симферополь, Евпатория, Алушта, Керчь, Феодосия очищены от евреев».

В этой связи становится понятным «Постановление ГКО № 5859 от 11.05.1944 года о выселении с территории Крымской АССР 37 тысяч немецких пособников из числа болгар, греков и армян». Для полноты картины преступлений армянских националистов следует напомнить, что пик истребления венгерского еврейства в годы Второй мировой войны пришелся на недолгий период существования в Венгрии диктатуры марионеточного режима этнического армянина Ференца Салаши (Салосьяна).

В 1970 — 1980 гг. идеи антисемитизма «подхватила» созданная в 1975 году Армянская секретная армия освобождения Армении — АСАЛА. Ее цель — «освобождение традиционных армянских земель», выплата репараций со стороны турецкого правительства и публичное признание турецким правительством так называемого «геноцида» 1915 года.

В 1980 году главой АСАЛА стал Акоп Акопян (Абу Джихад), который родился в 1951 году в иракском городе Мосул. В молодом возрасте он переехал в Ливан, где вступил в Народный фронт освобождения Палестины (НФОП). Этот, так называемый «борец за свободу Армении», проходил боевую и политическую подготовку в тренировочных лагерях ООП и принимал активное участие в убийстве членов олимпийской сборной Израиля в 1972 году в Мюнхене.

Так логика национализма привела армянских шовинистов в ряды международного террористического альянса, осужденного мировым сообществом.

Моисей БЕККЕР, доктор исторических наук, г. Баку

DIRECTV & AT&T. 155 Channels & 1000s of Shows/Movies On Demand (w/SELECT Package.) AT&T Internet 99 Percent Reliability. Unlimited Texts to 120 Countries w/AT&T Wireless.
Call 4 FREE Quote- 1-855-972-1400

https://evreimir.com/165395/armyane-i-evrei-vechnyj-konflikt/

Картина дня

наверх