На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Большие игры Древней Греции. Рабы – опора демократии (2 статьи)

Большие игры Древней Греции

Греческий идеал человека предусматривал гармоничное сочетание совершенства душевных качеств и физической формы. Спортивные упражнения, способствующие здоровому телосложению, укреплению силы и ловкости, были привычной частью воспитания эллинов.

Игры и состязания также являлись важнейшим выражением присущего всей греческой культуре агонального духа. Рисунки на вазах и скульптурные рельефы с изображениями атлетических упражнений и игр, статуи и бюсты победителей соревнований свидетельствуют о том, как много значили атлетические состязания и весь связанный с ними круг обычаев в жизни греков.

Происхождение игр

Первое описание спортивных игр мы встречаем в поэмах Гомера. Их устраивал Ахилл на следующий день после погребения Патрокла. Программа включала состязания в беге, борьбе, кулачном бою, метании диска, а также колесничные бега, бой на мечах и стрельбу из лука. Спортивные соревнования входили в программу религиозных фестивалей, проводившихся в наиболее важных святилищах: при храме Зевса в Олимпии, Немее и Додоне, Аполлона в Дельфах, Посейдона на Истме и т.д. Эти мероприятия очень рано приобрели общегреческий характер и масштаб, атлеты и зрители съезжались из самых отдалённых областей страны. Спортивные игры сопровождались состязаниями в музыке, пении и танцах, нередко здесь же художники и артисты представляли свои новые творения. Зрелища такого рода привлекали к себе огромные массы народа. Для безопасности участников на время проведения игр объявлялся Священный мир.

Места проведения крупнейших спортивных фестивалей - Большие игры Древней Греции | Warspot.ruМеста проведения крупнейших спортивных фестивалей

Наибольшей известностью у греков пользовались четыре основных фестиваля:

  • Олимпийские игры, начиная с 776 года до н.э., проводились один раз в четыре года в июле – августе в священной области Зевса в северо-западной части Пелопоннеса.
  • Пифийские игры, известные с 582 года до н.э., устраивались также раз в четыре года в августе в храме Аполлона в Дельфах.
  • Истмийские игры, учреждённые в 581 году до н.э. в храме Посейдона на Коринфском перешейке, проходили в апреле – мае с периодичностью раз в два года.
  • Немейские игры, устраивавшиеся начиная с 573 года до н.э. в августе – сентябре в святилище Зевса в пограничной местности между Арголидой, Аркадией и Коринфом, также организовывались раз в два года.

По времени все игры выстраивались друг за другом в определённую последовательность, которую греки называли «периодом». Ни один год не обходился без какого-либо из крупных фестивалей. Кроме этих четырёх игр почти в каждом крупном городе устраивали локальные спортивные состязания.

Очень велико было международное значение игр. Политические лидеры и государства, стремившиеся к гегемонии в Греции, старались заручиться расположением богов и подкрепить легитимность своих притязаний спортивными победами. Например, аргосцы, претендовавшие на главенство в северо-восточной части Пелопоннеса, пытались поставить под свой контроль Немейские игры. В 450 году до н.э. аргосцы вообще перенесли их к себе в город, где они проводились до 324 года до н.э. Возможно, особое значение Олимпийских игр не в последнюю очередь определялось тем, что Элида являлась государством, не игравшим особой роли в политической истории Греции, и, следовательно, оценки судей в меньшей степени определялись их партийными пристрастиями. Тем не менее статистика наводит на любопытные размышления: элийцами являлись 125 из известных нам 940 олимпиоников (12%) — самое большое число победителей, происходивших из одного города.

Олимпия в конце II века н.э. В центре находится храм Зевса и священный участок Альтида, где установлены победные монументы. У подножия горы Кронос расположены храм Геры, нимфей и сокровищницы. В правом верхнем углу вход на стадион и портик Эхо. В левом нижнем углу Леонидеон, пританей, палестра и гимнасий. Музей древности, Амстердам - Большие игры Древней Греции | Warspot.ruОлимпия в конце II века н.э. В центре находится храм Зевса и священный участок Альтида, где установлены победные монументы. У подножия горы Кронос расположены храм Геры, нимфей и сокровищницы. В правом верхнем углу вход на стадион и портик Эхо. В левом нижнем углу Леонидеон, пританей, палестра и гимнасий. Музей древности, Амстердам

Олимпийские игры

Самыми почтенными и древними среди всех спортивных состязаний являлись Олимпийские игры. Они происходили в святилище Зевса Олимпийского, расположенного в западной части Пелопоннеса в местности под названием Элида, в 60 км от её одноименной столицы, раз в четыре года, в канун первого полнолуния после летнего солнцестояния. Происхождение игр уходит корнями в мифологическую эпоху: их учреждение приписывалось то самому Зевсу, то его сыну Гераклу. Первые достоверно известные состязания в Олимпии проводились в 776 году до н.э. Эту дату, названную Гиппием из Элиды, многие греческие историки использовали как отправную точку для начала летоисчисления.

Поначалу Олимпийские игры имели исключительно региональное значение и продолжались один день. С ростом их значения и увеличением числа участников в VI веке до н.э. продолжительность мероприятия выросла сначала до трёх дней, а начиная с 468 года до н.э. — до пяти дней. Спортивная программа также усложнилась. Самым ранним видом олимпийских состязаний был бег. В 708 году до н.э. к нему добавилось пятиборье, в 688 году до н.э. в программе появился кулачный бой, в 680 году до н.э. — колесничные бега, в 648 году до н.э. — скачки и панкратий (единоборство).

Стадион Олимпии, современный вид - Большие игры Древней Греции | Warspot.ruСтадион Олимпии, современный вид

Принимать участие в Олимпийских играх и быть на них зрителями могли только свободные греки, полноправные граждане, не запятнанные пролитием крови. Ни иностранцев, ни женщин на состязания не допускали. Согласно правилам, атлеты должны были прибыть в Элиду за десять месяцев до начала игр и в течение этого срока упражняться вместе, чтобы познакомиться и оценить силы друг друга.

Накануне открытия игр устраивалось торжественное шествие из Элиды в Олимпию, в котором принимали участие жрецы, судьи-элланодики и атлеты. Все вместе они вступали на территорию святилища, приносили здесь жертвы и клялись соблюдать правила состязаний. Элланодики, наблюдавшие за ходом соревнований и присуждавшие награды победителям, назначались из местных жителей-элийцев при помощи жребия. Их было десять человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места.

Порядок участников состязания определялся жребием. При выходе на арену глашатай объявлял имя атлета и его происхождение. В последний день праздника вручались награды. Победителю-олимпионику преподносились увитый пурпурными лентами оливковый венок и пальмовая ветвь. Он получал право поставить свою статую в священной роще Зевса. Хотя памятник следовало ставить на собственные деньги, географ Павсаний, посетивший Олимпию около 175 года н.э., утверждал, что в это время там стояло примерно 200 статуй.

Вход на стадион Олимпии. По обе стороны дороги стоят постаменты статуй победителей игр - Большие игры Древней Греции | Warspot.ruВход на стадион Олимпии. По обе стороны дороги стоят постаменты статуй победителей игр

Вернувшись домой, победитель получал почести от сограждан. Ему навстречу выходил весь народ. Олимпионик в роскошной пурпурной одежде въезжал в город на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. Его сопровождала процессия конных и пеших граждан. Бывали случаи, когда для въезда победителя в город разбирали часть стены, видимо, полагая, что через обычные ворота личность такого масштаба проехать не сможет. В сопровождении сограждан олимпионик шёл в храм и посвящал свой венок богу-покровителю города. Затем в его честь давался обед в пританее или в зале для совещаний совета. В его честь сочинялись торжественные гимны, которые заказывались таким мастерам жанра как Пиндар, Симонид Кеосский и Вакхилид. В Афинах имя олимпионика указывалось в документах рядом с именем архонта-эпонима, он освобождался от всех повинностей и пользовался почётным местом на играх и праздниках. По словам Пиндара, «победитель игр всю свою жизнь пользуется сладостным спокойствием за свои подвиги, и это — счастье, не имеющее границ, высший предел желаний каждого смертного». Известен и такой случай. После того, как борец Диагор Родосский сам стал олимпиоником трижды, затем увидел, как олимпиоником сначала стал его сын, а потом и внук, один спартанец, приветствуя его, воскликнул: «Умри, Диагор, ибо на Олимп тебе не взойти».

Награждение победителей. Мозаика римского времени. Археологический музей, Патры - Большие игры Древней Греции | Warspot.ruНаграждение победителей. Мозаика римского времени. Археологический музей, Патры

Виды состязаний

Наиболее древним видом из числа упоминаемых спортивных состязаний был бег. Этот вид спорта с самого начала входил в программу Олимпийских игр. Греки различали бег на короткую дистанцию (один стадий — 192,27 м), среднюю (два стадия — 384,54 м) и длинную (от семи до 24 стадий). При беге на средние и длинные дистанции участники бежали по дорожке до поворотного столба стадиона, затем разворачивались и бежали в обратном направлении. Кроме обычного бега существовал бег на два стадия в гоплитском вооружении, вначале включавшем щит, панцирь и шлем, а позже — только с одним щитом.

Состязание в беге. Чернофигурная ваза. Около 530 года до н.э., Афины - Большие игры Древней Греции | Warspot.ruСостязание в беге. Чернофигурная ваза. Около 530 года до н.э., Афины

Борьба вошла в программу Олимпийских игр начиная с 708 года до н.э. Борцы различались лишь по возрастным группам, ограничений по весовым категориям не существовало. Поединок не имел фиксированной продолжительности. Борьба велась до победы одного из противников, каждый из которых старался обездвижить или сдавить другого участника руками. Победа засчитывалась за троекратный бросок противника на спину или на плечо. Основными приёмами были захваты и броски, болевые заломы не допускались. Для получения преимущества над противником борцы-профессионалы старались иметь значительный вес, соответственно, поединок тяжеловесов проходил в медленном темпе. В пятиборье, напротив, предпочтительнее оказывались скоротечные схватки с бросками и махами противника.

Самым знаменитым борцом был Милон Кротонский, который в первый раз одержал победу в Олимпии в 540 году до н.э., когда был ещё мальчиком. Затем пять или шесть раз он становился олимпийским чемпионом, уже будучи взрослым. К этим победам борец прибавил ещё семь на пифийских играх, десять — на истмийских и девять — на немейских. Милон славился не только своим огромным ростом и силой, но и обжорством. Он мог взвалить на плечи 3-летнего быка, обойти с ним стадион, потом зажарить и съесть целиком в течение одного дня.

Борцы. Рельеф. Около 510 года до н.э. Национальный археологический музей, Афины. - Большие игры Древней Греции | Warspot.ruБорцы. Рельеф. Около 510 года до н.э. Национальный археологический музей, Афины.

Кулачный бой появился в программе Олимпийских игр в 688 году до н.э. Как и в борьбе, здесь не различались весовые категории. Поединок продолжался до победы одного из участников, которая могла быть одержана нокаутом или признанием поражения. Среди разрешённых приемов числились удары двумя руками одновременно, а также удары ребром ладони. Запрещены были захваты, укусы и пинки ногами. Большой вес давал кулачному бойцу преимущество над противником, но одновременно ограничивал его подвижность. Важное значение придавалось умению бойца уходить от ударов противника или уклоняться от них с помощью обманных движений. Кулачный бой греки считали самым опасным видом спорта. Художники и скульпторы изображали бойцов с лицами, изуродованными шрамами, с переломанными носами и порванными ушами. Известны описания боёв, закончившиеся смертью одного из участников.

Кулачный боец. Эллинистическая статуя III–II веков до н.э. Национальный музей, Рим - Большие игры Древней Греции | Warspot.ru Кулачный боец. Эллинистическая статуя III–II веков до н.э. Национальный музей, Рим

Ещё одной разновидностью силового вида спорта был панкратий, в котором борьба соединилась с кулачным боем — как в стойке, так и на земле. В программу Олимпийских игр он вошёл в 648 году до н.э. Здесь разрешались удары кулаком, локтем, коленом или ногой, захваты, сжатия, заломы, выкручивания суставов. Существовал запрет кусаться и царапаться, который, правда, постоянно нарушался. В кулачном поединке противники стремились нокаутировать друг друга сильным ударом и в то же время, опасаясь пропустить такой удар, обычно вели медленный бой на дальней дистанции. Кисти бойцов были защищены бинтами из сыромятной кожи. В панкратии же бойцам не разрешалось бинтовать руки. Опасаясь разбить кулак о зубы или лоб противника, бойцы действовали на более близкой дистанции, при этом переходя от кулачного боя к борьбе. Задача состояла в том, чтобы измотать противника и нанести ему как можно больше мелких травм. Исход боя решался неспособностью одного из соперников его продолжать или же добровольной сдачей, символом которой был вытянутый указательный палец.

Римская мраморная копия греческой статуи III века до н.э. Галерея Уффици, Флоренция - Большие игры Древней Греции | Warspot.ruРимская мраморная копия греческой статуи III века до н.э. Галерея Уффици, Флоренция

Пятиборье (пентатлон) появилось в программе Олимпийских игр в 708 году до н.э. Оно включало бросание диска, прыжки в длину, метание копья, бег на короткую дистанцию и борьбу — в такой последовательности они перечисляются в стихе Симонида. Соединение вместе различных видов спортивных состязаний требовало от победителя пятиборья разносторонних навыков и высокой результативности, как в лёгкой, так и в тяжёлой атлетике. Правила соревнований нам доподлинно неизвестны из-за пренебрежения греков описаниями процедуры. Скорее всего, состязания велись на выбывание участников предварительных этапов, так что в финале их оставалось только двое — им и предстояло бороться за окончательную победу. Этой стройной гипотезе противоречат надписи победителей, которые скорее являются бегунами, чем борцами, что, вероятно, предусматривает возможность победы по очкам.

Награждение олимпионика. Краснофигурная амфора мастера Эпиктета, 520–510 годы до н.э. Лувр, Париж - Большие игры Древней Греции | Warspot.ru Награждение олимпионика. Краснофигурная амфора мастера Эпиктета, 520–510 годы до н.э. Лувр, Париж

Закат Олимпии

Высокое значение Олимпийских игр в известной степени сохранялось и в эпоху, когда Греция уже утратила свою независимость. В Олимпии возводились новые постройки и статуи, её посещали правители и художники. Упряжка, принадлежавшая будущему императору Тиберию, принесла ему лавровый венок победителя в 4 году до н.э. Император Нерон лично участвовал в играх в 67 году н.э., для чего, вопреки традиции, приказал провести их на два года раньше срока. Закономерно, что он получил много призов и венков за победы в состязаниях, но после его убийства игры были объявлены недействительными. В эпоху Римской империи Олимпийские игры получили в полном смысле международный характер. На состязания приезжали атлеты из Александрии, Эфеса, Сирии и Африки. Последний расцвет Олимпии приходится на эпоху правления императора Адриана, который был поклонником греческого искусства и культуры. К этому времени относится классическое описание Олимпийских игр, принадлежавшее перу греческого географа и путешественника Павсания.

Остатки Олимпии были разрушены сильными землетрясениями 522 и 551 годов и поглощены наносами реки Алфей. Лишь в 1766 году место, где она находилась, было локализовано, а с 1875 года здесь начались полномасштабные раскопки - Большие игры Древней Греции | Warspot.ruОстатки Олимпии были разрушены сильными землетрясениями 522 и 551 годов и поглощены наносами реки Алфей. Лишь в 1766 году место, где она находилась, было локализовано, а с 1875 года здесь начались полномасштабные раскопки

Напряжённый, изобиловавший катастрофами III век н.э. ознаменовался начавшимся в это время упадком Олимпии. Многие обветшавшие от времени здания были разрушены сильным землетрясением и уже не восстанавливались. Для защиты священного участка от вторжения варваров-герулов в 267 году н.э. его укрепили стенами, в строительстве которых были использованы блоки разобранных построек. Последние восстановительные работы относятся к правлению императора Диоклетиана в конце III века н.э. Несмотря на начавшийся упадок, спортивные игры — пусть и не такие пышные, как ранее, — продолжали проводиться. Последняя найденная археологами статуя победителя датируется 261 годом н.э. Правда, сами устроители игр были далеко не так внимательны к именам олимпиоников. Только благодаря случайности до нас дошло имя победившего на играх 369 года н.э. армянского принца Вараздата.

Окончательный удар играм нанесло распространявшееся христианское вероучение. В 394 году н.э. император Феодосий приказал закрыть языческие храмы и запретил проведение Олимпийских игр. Их возрождение произошло лишь в конце XIX столетия по инициативе Пьера де Кубертена.


Литература:

  1. Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. / Павсаний; пер. С.П. Кондратьева; отв. ред. Э.Д. Фролов. — СПб: Алетейя, 1996.
  2. Колобова, К.М. Олимпийские игры / К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. — Л., 1959.
  3. Немировский, А.И. Возникновение Олимпийских игр / А.И. Немировский // Вопросы истории. — 1980. — № 6. — С. 179–182.
  4. Ривкин, Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции / Б.И. Ривкин. — М., 1969.
  5. Шанин, Ю.В. Герои античных стадионов / Ю.В. Шанин. — М.: Физкультура и спорт, 1979.
  6. Соколов, Г.И. Олимипия / Г.И. Соколов. — М.: Искусство, 1980.

https://warspot.ru/12298-bolshie-igry-drevney-gretsii

Рабы – опора демократии

До нас дошло множество свидетельств тех, кому довелось жить в классический период античной истории, и эти люди (весьма образованные по большей части) считали его совершенным временем. И разве они ошибались? Воздвигались храмы на Акрополе, скульпторы ваяли изумительные по совершенству мраморные статуи, а ученые мужи делали великие открытия. Тогда же древние афиняне основали демократию, совершенно новую, более прогрессивную систему управления обществом, чем монархия. Но что лежало в основе афинской демократии? Какова была ее экономическая основа? Об этом и пойдет наш рассказ.


Даже освободившись, афинские рабы не имели права служить в войске. В лучшем случае они могли быть гребцами на триерах. Гоплитом мог быть только гражданин. Изображение гоплита, надевающего доспехи, на стороне «А» краснофигурной амфоры. 510—500 гг. до н. э. (Государственное античное собрание. Мюнхен)

Демократия для избранных.


Прежде всего, демократия в Афинах существовала не для всех, а только для избранных. К примеру, рабы, коих было великое множество, не имели абсолютно никаких политических прав, впрочем, афинские женщины – тоже. Иностранцы, афиняне называли их метеками, которые жили и трудились в Афинах, не считались гражданами, а значит, также не имели права голоса. Ученые высчитали, что лишь 30 000 граждан Афин из трехсоттысячного населения города (а это только десять процентов), могли принимать участие в политическом управлении государством.

Когда в 447г. до н.э. Перикл озвучил идею по восстановлению храмов на Акрополе (персы без жалости уничтожали святилища афинян). Так вот на рабов легла практически вся работа по их воссозданию.

Любопытно, что Ксенофонт, греческий историк, в одном из своих сочинений как-то заметил, что в совершенной семье мужчина обязан спать со своей супругой, а не рабом. Крайне отрицательно он относился к тому, чтобы мятежные рабы имели детей, поскольку как он считал, потомство рабов будет гораздо хуже, чем предки.

Заботы хозяев – на рабские плечи.

Истинной власти народа в Афинах не существовало до той поры, когда в 507 до н.э. не провели реформы Клисфена. Тот поделил местное население не по достатку или положению, а исключительно «по месту жительства». И выходило что-то похожее на наши современные избирательные округи. Важные решения, принимаемые по вопросам внутренней и внешней политики, принимались Экклесией либо общим собранием граждан, созывавшимся сорок раз в год. По условию собрания, для принятия законных решений по делам о госуправлении требовалось наличие шести тысяч граждан.

Кроме собраний граждан имелось немало разнообразных советов и собраний, которые коллегиально принимали решения по проблемам правосудия и права, а также решали вопросы управления войсками, флотом, духовными заведениями и прочими не менее важными составляющими афинского общества. Известно, к примеру, что лишь Судебная палата (Дикастерий) устраивала собрания двести раз в год.

В Афинах любой житель мог участвовать в госуправлении. Однако тот, кто принимал участие в деле поистине государственной важности, а затем ещё и выполнял домашнюю работу, нес довольно тяжелую ношу: совмещать оба дела было чрезвычайно тяжело. Решить проблему можно было весьма простым путем – «закупить» побольше рабов и… пусть они выполняют работу по дому за хозяина! Потому-то в Афинах дети рабов, подрастая, становились рабами, и даже если их отцом являлся сам рабовладелец, это не спасало детей от рабства. К счастью, отдавать в рабство за долги в Афинах не было принято, поскольку реформы Солона в 594 г. до н.э. его отменили. Солон запретил продажу коренных горожан за долги в рабство. Для самих горожан это было великим облегчением.

Колонии - поставщики рабов.

Греки мыслили себя культурной нацией благодаря удачному расположению своего государства, которое Средиземное и Черное моря надежно охраняли от варваров. Эллины отлично понимали свое преимущество среди других государств Средиземного и Черного морей. Но там имелся товар, который грекам был крайне необходим – рабы. Собственно, спрос на труд невольников и был стимулом к образованию колоний. Из-за них потом были войны, снаряжались экспедиции, либо это была мирная торговля, нацеленная на покупку рабов.

Невольников либо покупали, либо происходил обмен на ткани или вино, на те товары, приобретая которые, собственник приобщался к культурной жизни. Богатства, вывозимые из Греции, приобретались местной знатью. Та, ни минуты не колеблясь, продавала несчастных афинян в рабство грекам, лишь бы обрести вожделенные изделия и напитки. Судьба же «рабов-иностранцев», продаваемых за пределами Греции, была печальна: им, как правило, отводилось низшее место в иерархии рабов, и работа их была не самая легкая – добыча серебра в рудниках Лавриона. На руднике работали в 483 г. до н.э., а поскольку в Греции из добытого серебра изготавливали монеты, то серебро и стало основой для сильной экономики Афин!

Роскошь Афин и детский труд.

Да, достаток Афин в основном было образован на серебре, которое добывалось рабами в рудниках Лавриона, находившихся приблизительно в сорока километрах от города. Античные историки полагали, что горняками там были мужчины, однако нынешние историки считают, что там повсеместно использовали детский труд. А поскольку дети меньше ростом, то они могли свободно двигаться по тесным туннелям шахт.

Во время раскопок подле шахт ученые, похоже, нашли подтверждение этому предположению. Находки в могилах и письмена на камнях подтвердили, что в одном из пяти случаев в них присутствовали детские скелеты. Как вариант, можно предположить, что рабы проживали при рудниках со своими семьями, а детские могилы… Что ж, смерть не щадит и детей. И все же, даже большая детская смертность не может объяснить такого количества детских захоронений, да еще дети в Лаврионских могилах были гораздо старше, чем захороненные в иных местах, где отсутствовали могилы рабов. Ученые находят это серьезным доказательством того, что дети реально использовались в рудниках, а гибли от непосильного труда. До современников дошли греческие вазы с изображением трудовых сцен шахтеров Лавриона, а рядом с большими фигурками изображены и очень маленькие, и похоже, что это дети! Так вот все эти изумительные изваяния, чудесная керамика, великолепная архитектура Парфенона – это все было оплачено нелегким трудом детей-шахтеров, детей рабов.

Каждой афинской семье – по рабу!

Великое множество афинских семей были владельцами рабов. У самых бедных граждан также имелся хотя бы один раб. Такой немалый спрос на рабов не мог удовлетворить ни приток военнопленных, ни большая рождаемость в семьях рабов, оттого горожане приобретали их на невольничьем рынке. Цена колебалась в соответствии с возрастом, полом и состоянием здоровья. Самые дорогостоящие рабы оценивались в один талант, который эквивалентен 6000 драхм. В основной массе рабы стоили дешевле, тем не менее, цена на них не снижалась менее 200 драхм (для справки: аттическая серебряная драхма весила 4,32 г серебра), а цена на детей – значительно ниже.

На рынках «рабский товар» выставлялся как скот. Нередко рабов-мужчин ставили полностью раздетыми на подиум, дабы покупатели смогли разглядеть их со всех сторон. Раба заставляли выполнить несколько упражнений, это позволяло выявить физические недостатки, если таковые имелись. Если же раб скрывал недостатки, а покупатель обнаруживал это, то сделка могла быть признана недействительной.

Еще в Афинах было правило: если раб погибал от рук хозяина, то и хозяин должен быть лишен жизни. Афиняне считали, что иначе боги могли разгневаться не только на убийцу, но и на всех жителей государства. Во всем остальном хозяин был волен делать с собственными рабами все что заблагорассудится.

Порой среди рабов вспыхивали бунты, иногда они пытались бежать. Пойманных ждала жестокая порка. Однако, привозя рабов из всевозможных мест, хозяин рисковал гораздо меньше. Ведь возможность того, что рабы сговорятся и поднимут бунт, была близка практически к нулю, поскольку говорили то они на разных языках, следовательно, не понимали друг друга! Например, в 414 г. до н.э., в одном из найденных реестров из тридцати пяти записанных там рабов двенадцать были из разных районов.

Свободу угнетенным!

Увы, большая часть рабов находили смерть в плену, однако рабство в Афинах не всегда было пожизненным. Рабы могли рассчитывать на освобождение из рабства, если только хозяин будет настолько милосерден. Либо по старости, когда в силу возраста и немощи раб уже не мог целыми днями работать на хозяина. А такое случалось лишь тогда, когда и сам хозяин уже был близок к смерти.

Рабы-ремесленники имели больше шансов, по сравнению с остальными рабами, обрести желанную свободу. Они могли скопить некоторую сумму денег, и таким образом купить свою свободу. Такие действия часто считались противозаконными, а потому раб был обязан аргументировать свое право на выкуп свободы. Цена обращения в суд была весьма высока. Чтобы заплатить, требовалась сумма, равная пяти доходам раба. Однако подобные траты стоили того, ведь сам факт освобождения раба обязательно записывался. Кроме того, рабы имели право оказывать помощь друг другу в приобретении свободы посредством эраноса. Тогда существовал такой вид кредитования. Это было некое объединение, в котором рабы могли хранить свои деньги, а потом, по мере надобности, забирать их. Получившие свободу рабы нередко продолжали вносить свою долю в эранос, таким образом, помогая материально всем тем, кто хотел получить долгожданную свободу.
Автор:
Светлана Денисова

https://topwar.ru/134604-raby-opora-demokratii.html

Картина дня

наверх