На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Дмитрий Пострелов. Об ассимиляции и сохранении национальных (этнических) идентификаций отдельных народов

Принято считать греков и римлян частью одной, античной культуры, поэтому эти народы обычно считаются похожими. Однако, между ними была принципиальная разница в ментальности, из-за которой греки сохранились до сих пор, а римляне ассимилировались и исчезли как народ еще в древности.
В то же время, римляне создали мощную империю, которая просуществовала несколько веков, а греческие государства оказались недолговечными, несмотря на обширные территории.

В 217 до н. э., одновременно с войнами Ганибалла против Рима, в другой части Средиземноморья произошло одно из крупнейших сражений древности, которое вошло в историю под названием «битва при Рафии». Рафия – это древнее название Рафиаха, того самого города в Секторе Газа, в котором находится КПП на границе с Египтом. Битва произошла в результате конфликта между двумя эллинистическими государствами – государством Селевкидов и птолемеевским Египтом. Оба государства образовались в результате распада империи Александра Македонского и в обоих правящей элитой были греки. Итогом битвы при Рафии была победа Египта.
С египетской стороны, помимо греков, в битве участвовало большое количество коренных египтян. Любопытно, что после войны, египтяне потребовали уравнения в правах с греками, на том основании, что они сражались и гибли на наравне. Греки были привилегированной кастой в Египте и не позволяли инородцам быть себе равными, аналогично они вели себя и в других эллинистических государствах. Египтяне получили отказ, равные права им предоставлены не были, что привело внутреннему к конфликту в египетском обществе, снижению мотивации у коренных египтян сражаться за греческих правителей, что в итоге ослабило птолемеевский Египта.

В отличие от греков, римляне худо-бедно, но позволяли инородцам получать равные права и интегрироваться в свое общество. Коренные жители захваченных Римом территорий имели возможность отслужить в римской армии, получить римское гражданство, а с ним и привилегии, которыми пользовались римляне. Если египетские ветераны битвы при Рафии, так и остались низкой кастой, то в Риме происходило иначе. Также, римская элита принимала в свой круг представителей знати местных народов из различных провинций, что облегчало Риму контроль над провинциями. Элиты коренных народов воспринимали римскую культуру – романизировались, пользовались высоким статусом в империи, считались римлянами и сами себя считали таковыми, поэтому поддерживали империю и укрепляли римскую власть в своих регионах.
Конечно, не все всегда было гладко, но в общем и в целом – римлянином можно было стать, в то время как греком – только родиться.
Для римлян важно было их государство, их Рим, великая империя, а для греков был важен свой народ, и не так важно в каком государстве они проживает. Греки не смогли создать долговечную империю, но они сохранились до сих пор, а вот римляне ассимилировались и исчезли, потеряв свою великую державу. Несколько веков греки находились под властью Османской империи, и даже не думали переставать быть греками! Это был тот момент уже на маленький, но все еще гордый народ! И вот наконец греки получили маленькое, бедное, зато свое государство. И по сей день современные греки называют инородцев «ксено», что значит «чужой», греческое «ксено» имеет негативную коннотацию, примерно, как еврейское «гой».
Но римлянам не нужно было свое маленькое государство, им нужна была великая империя! И римляне не так уж быстро сдались. В восьмом веке н.э., через триста лет после падения Западной Римской империи, римляне все еще верили и надеялись, что империя восстановится и, разумеется, считали себя римлянами. И вот в девятом веке, возникла империя Карла Великого, который объединил под своей властью бо́льшую часть земель западной Римской Империи. Карл был коронован римским папой, как римский император, и его держава была провозглашена Римской империей.

Надежда римлян сбылась, они вновь получили империю, о которой мечтали почти четыре сотни лет. Однако, империя Карла оказалась недолговечным образованием и быстро распалась, что окончательно разрушило надежду большинства римлян на восстановление империи. После распада империи Карла начался процесс ассимиляции и исчезновения римской нации. Для римлян был потерян смысл оставаться быть римлянами, после того как разрушилась последняя надежда на восстановление империи. С этого периода началось зарождение современных наций. Бывшие римляне стали определять свою национальную принадлежность по месту жительства, так стали появляться неаполитанцы, бургундцы, венецианцы, арагонцы и т.д., из которых позже стали складываться французы, итальянцы, испанцы и пр.


В Израиле можно часто приводят в пример римлян, как исчезнувший великий народ и противопоставляют им евреев, как небольшой народ, но сохранившийся до сих пор по воле божьей. Это непонимание ментальности. У евреев и у римлян разные были разные приоритеты, римлянам не особо хотелось сохраняться без их великой империи, а евреи довольно похожи на греков – тоже маленький народ, гордый своей уникальностью и древним происхождением, и империя им не очень была нужна.
Ментальность наций, это важнейший фактор, который часто играет определяющую роль в исторических процессах, но, к сожалению, он как правило упускается из виду большинством историков. https://www.facebook.com/postrelov/posts/4343512675763397

Давид Смолянский

Дима, выражаю тебе респект и уважуху, за эту статью! :) Особенно приятно напоминание о бесконечных войнах диадорхов и эпигонов периода эллинизма, продолжавшихся непрерывно с момента смерти Александра Македонского до полного завоевания эллинистич. государств в Азии Римом, с одной стороны и Парфией с другой.
Что касается причин сохранения и (или) ассимиляции, и их причин, разл. народов и этносов, то тема эта огромная и вполне может "потянуть" на много статей и даже книг. В данном случае речь идёт о греках, римлянах и евреях.
Я оставлю за скобками то, что нынешние греки и евреи это конечно не те же этносы что древние евреи (иудеи) и эллины и отличаются от них не меньше чем, напр., нынешние итальянцы, румыны и др. этносы от древних римлян. Все таки какими они (греки и евреи) нынче не были они сохранили некую, специфическую для этих общностей, самоидентификацию роднящюю их, пусть не этнически, то эмоционально с их условными древними предками.
Лично мне ближе и интереснее причины, особенно с греками. Если анализировать, как говаривают израильтяне, "на кончике вилки", то мне ближе следующие причины и аргументы (не мои) относительно условных греков.
1. Их ксенофобия, которая существовала во все эпохи и до сего дня.
2. Существование Византийской империи на протяжении без малого тысячи лет после падения Западной империи. Эта империя была гораздо менее космополитичной, чем Западная и более "грекоориентированной".
3. Византия в течении всего этого огромного периода подвергалась давлению, с одной стороны, врагами со стороны Европы (готы, авары, славяне, болгары, позднее латиняне (крестоносцы), а с другой с Азии (персы, арабы, позднее турки). И ассимиляция (обоюдосторонняя) с этими противниками была гораздо менее возможна или совсем невозможна.
4. Влияние Греческой Православной Церкви, которое, несмотря на постепенную "скукоженность" территорий Византии не уменьшалось, а даже, в опр. степени, увеличивалось. Даже теперь Константинопольские патриархи считаются наиболее почитаемыми, хоть уже более 500 лет находятся под властью турок. К тому же именно из-за влияния греков-ортодоксов, практически все православные церкви (в отличие от католической) носят национальео-этнический характер, в т.ч. и древнейшие дохалкидонские церкви (армянская, две сирийские, грузинская, египетская (копты), эфиопская и неск.более мелких. Исключение составляют несториане, но это отд. тема.
Что касается евреев, то здесь для меня всё относительно проще и понятней. Религиозная ксенофобия заложенная в Танахе (Библии), постепенно переходившая и в этническую, отличается от ксенофобий др. народов и этносов именно тем, что у них всё происходило наоборот, когда "изобретение" монотеистич. религий прежде всего аврамизма (христианства и ислама), в меньшей степени зороастрима и др. сменило форму ксенобий (хоть и не полностью) приверженцев этих религий, сделав их в первую очередь религиозными, как и у иудеев.
Антисемитизм это лишь одна из разновидностей (пусть наиболее распространенная) таких ксенофобий, несших до конца 18 в. религиозный характер, а в 19 и, особенно, в 20 в. обретшей национально-этнический характер. Разные степени антисемитизма в странах рассеяния, вызывали и разные степени стремлений выживания и сохранения еврейской идентичности. За примерами долго ходить не надо, достаточно пронаблюдать в Израиле за представителями разл. еврейских общин (точнее отд.этносов) из разных стран и регионов. Дима, в завершение этого опуса, я ещё раз хочу тебя поблагодарить за эту статью!
наверх