
В 217 до н. э., одновременно с войнами Ганибалла против Рима, в другой части Средиземноморья произошло одно из крупнейших сражений древности, которое вошло в историю под названием «битва при Рафии».
Рафия – это древнее название Рафиаха, того самого города в Секторе Газа, в котором находится КПП на границе с Египтом. Битва произошла в результате конфликта между двумя эллинистическими государствами – государством Селевкидов и птолемеевским Египтом. Оба государства образовались в результате распада империи Александра Македонского и в обоих правящей элитой были греки. Итогом битвы при Рафии была победа Египта.

С египетской стороны, помимо греков, в битве участвовало большое количество коренных египтян. Любопытно, что после войны, египтяне потребовали уравнения в правах с греками, на том основании, что они сражались и гибли на наравне. Греки были привилегированной кастой в Египте и не позволяли инородцам быть себе равными, аналогично они вели себя и в других эллинистических государствах. Египтяне получили отказ, равные права им предоставлены не были, что привело внутреннему к конфликту в египетском обществе, снижению мотивации у коренных египтян сражаться за греческих правителей, что в итоге ослабило птолемеевский Египта.

Конечно, не все всегда было гладко, но в общем и в целом – римлянином можно было стать, в то время как греком – только родиться.


Надежда римлян сбылась, они вновь получили империю, о которой мечтали почти четыре сотни лет. Однако, империя Карла оказалась недолговечным образованием и быстро распалась, что окончательно разрушило надежду большинства римлян на восстановление империи. После распада империи Карла начался процесс ассимиляции и исчезновения римской нации. Для римлян был потерян смысл оставаться быть римлянами, после того как разрушилась последняя надежда на восстановление империи. С этого периода началось зарождение современных наций. Бывшие римляне стали определять свою национальную принадлежность по месту жительства, так стали появляться неаполитанцы, бургундцы, венецианцы, арагонцы и т.д., из которых позже стали складываться французы, итальянцы, испанцы и пр.
В Израиле можно часто приводят в пример римлян, как исчезнувший великий народ и противопоставляют им евреев, как небольшой народ, но сохранившийся до сих пор по воле божьей. Это непонимание ментальности. У евреев и у римлян разные были разные приоритеты, римлянам не особо хотелось сохраняться без их великой империи, а евреи довольно похожи на греков – тоже маленький народ, гордый своей уникальностью и древним происхождением, и империя им не очень была нужна.
Ментальность наций, это важнейший фактор, который часто играет определяющую роль в исторических процессах, но, к сожалению, он как правило упускается из виду большинством историков. https://www.facebook.com/postrelov/posts/4343512675763397
Дима, выражаю тебе респект и уважуху, за эту статью! :) Особенно приятно напоминание о бесконечных войнах диадорхов и эпигонов периода эллинизма, продолжавшихся непрерывно с момента смерти Александра Македонского до полного завоевания эллинистич. государств в Азии Римом, с одной стороны и Парфией с другой.
Что касается причин сохранения и (или) ассимиляции, и их причин, разл. народов и этносов, то тема эта огромная и вполне может "потянуть" на много статей и даже книг. В данном случае речь идёт о греках, римлянах и евреях.
Я оставлю за скобками то, что нынешние греки и евреи это конечно не те же этносы что древние евреи (иудеи) и эллины и отличаются от них не меньше чем, напр., нынешние итальянцы, румыны и др. этносы от древних римлян. Все таки какими они (греки и евреи) нынче не были они сохранили некую, специфическую для этих общностей, самоидентификацию роднящюю их, пусть не этнически, то эмоционально с их условными древними предками.
Лично мне ближе и интереснее причины, особенно с греками. Если анализировать, как говаривают израильтяне, "на кончике вилки", то мне ближе следующие причины и аргументы (не мои) относительно условных греков.
1. Их ксенофобия, которая существовала во все эпохи и до сего дня.
2. Существование Византийской империи на протяжении без малого тысячи лет после падения Западной империи. Эта империя была гораздо менее космополитичной, чем Западная и более "грекоориентированной".
3. Византия в течении всего этого огромного периода подвергалась давлению, с одной стороны, врагами со стороны Европы (готы, авары, славяне, болгары, позднее латиняне (крестоносцы), а с другой с Азии (персы, арабы, позднее турки). И ассимиляция (обоюдосторонняя) с этими противниками была гораздо менее возможна или совсем невозможна.
4. Влияние Греческой Православной Церкви, которое, несмотря на постепенную "скукоженность" территорий Византии не уменьшалось, а даже, в опр. степени, увеличивалось. Даже теперь Константинопольские патриархи считаются наиболее почитаемыми, хоть уже более 500 лет находятся под властью турок. К тому же именно из-за влияния греков-ортодоксов, практически все православные церкви (в отличие от католической) носят национальео-этнический характер, в т.ч. и древнейшие дохалкидонские церкви (армянская, две сирийские, грузинская, египетская (копты), эфиопская и неск.более мелких. Исключение составляют несториане, но это отд. тема.
Что касается евреев, то здесь для меня всё относительно проще и понятней. Религиозная ксенофобия заложенная в Танахе (Библии), постепенно переходившая и в этническую, отличается от ксенофобий др. народов и этносов именно тем, что у них всё происходило наоборот, когда "изобретение" монотеистич. религий прежде всего аврамизма (христианства и ислама), в меньшей степени зороастрима и др. сменило форму ксенобий (хоть и не полностью) приверженцев этих религий, сделав их в первую очередь религиозными, как и у иудеев.
Антисемитизм это лишь одна из разновидностей (пусть наиболее распространенная) таких ксенофобий, несших до конца 18 в. религиозный характер, а в 19 и, особенно, в 20 в. обретшей национально-этнический характер. Разные степени антисемитизма в странах рассеяния, вызывали и разные степени стремлений выживания и сохранения еврейской идентичности. За примерами долго ходить не надо, достаточно пронаблюдать в Израиле за представителями разл. еврейских общин (точнее отд.этносов) из разных стран и регионов. Дима, в завершение этого опуса, я ещё раз хочу тебя поблагодарить за эту статью!
Что касается причин сохранения и (или) ассимиляции, и их причин, разл. народов и этносов, то тема эта огромная и вполне может "потянуть" на много статей и даже книг. В данном случае речь идёт о греках, римлянах и евреях.
Я оставлю за скобками то, что нынешние греки и евреи это конечно не те же этносы что древние евреи (иудеи) и эллины и отличаются от них не меньше чем, напр., нынешние итальянцы, румыны и др. этносы от древних римлян. Все таки какими они (греки и евреи) нынче не были они сохранили некую, специфическую для этих общностей, самоидентификацию роднящюю их, пусть не этнически, то эмоционально с их условными древними предками.
Лично мне ближе и интереснее причины, особенно с греками. Если анализировать, как говаривают израильтяне, "на кончике вилки", то мне ближе следующие причины и аргументы (не мои) относительно условных греков.
1. Их ксенофобия, которая существовала во все эпохи и до сего дня.

3. Византия в течении всего этого огромного периода подвергалась давлению, с одной стороны, врагами со стороны Европы (готы, авары, славяне, болгары, позднее латиняне (крестоносцы), а с другой с Азии (персы, арабы, позднее турки). И ассимиляция (обоюдосторонняя) с этими противниками была гораздо менее возможна или совсем невозможна.


Антисемитизм это лишь одна из разновидностей (пусть наиболее распространенная) таких ксенофобий, несших до конца 18 в. религиозный характер, а в 19 и, особенно, в 20 в. обретшей национально-этнический характер. Разные степени антисемитизма в странах рассеяния, вызывали и разные степени стремлений выживания и сохранения еврейской идентичности. За примерами долго ходить не надо, достаточно пронаблюдать в Израиле за представителями разл. еврейских общин (точнее отд.этносов) из разных стран и регионов. Дима, в завершение этого опуса, я ещё раз хочу тебя поблагодарить за эту статью!
Свежие комментарии