На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Антисемитизм без границ (История) (3 статьи)

«Коммунист» на еврейских могилах
Коровник, сложенный из еврейских надгробий
Особой популярностью среди строителей «светлого будущего» в СССР пользовались еврейские надгробия
Дмитрий ПОЛЮХОВИЧ
Фото автора
На постсоветском пространстве находки «внекладбищенских» надгробий — вещь обыденная. В СССР, где на стройматериалы разбирались даже храмы и монастыри, с некрополями тоже не церемонились.

Особой популярностью среди строителей «светлого будущего» пользовались еврейские мацевот. И это объяснимо. После Холокоста в местечках почти не осталось евреев, соответственно, не было родственников, способных возмутиться кощунством, а главное — плоские стелы — почти готовый стройматериал, который очень удобно укладывать. Чем коммунисты и пользовались.

Хрестоматийный пример — история с памятником Ленину в Коломые, снесенным еще в 1990-м. Как оказалось, вождь большевиков стоял на постаменте, сложенном из еврейских надгробий. Что символично. Подобным находкам несть числа. Только в прошлом году мы писали о нескольких мацевот XVIII века, в прямом смысле всплывших рядом с Хотинской крепостью (тогда, в результате аномального падения уровня Днестра обнажилась часть ранее затопленного водохранилищем села). Там же нашли несколько стел, явно завезенных с еврейского кладбища в соседнем Жванце.
Но недавнее обнаружение мацевот на окраине поселка Гусятин в Тернопольской области выпадает из общей картины. Прежде всего, масштабом. Речь идет о сотнях надгробий XVIII — начала ХХ века. Кроме того, стелы обычно находят краеведы, после этого долго взывающие к местным властям с просьбой исправить ситуацию. В Гусятине же проблемой сразу озаботился поселковый голова Михаил Левицкий.
Михаил Михайлович — не обычный мер. Поселковое самоуправление Левицкий возглавил в 2015 году. До этого более 20 лет он лечил земляков, а во время Революции достоинства в составе Медицинской сотни Майдана спасал жизни в самой гуще боев. Да и сейчас, несмотря на новую должность, медицину не бросил, правда, на прием больных остается всего несколько часов в неделю.
История с надгробиями началась этой зимой:
— Ко мне на прием, — рассказывает Михаил Левицкий, — пришла пенсионерка из соседнего с Гусятином села Чабаривка. Вот она и рассказала, что между Чабаривкой и Гусятином на пустыре валяется множество еврейских надгробий с местного кладбища.
Как только сошел снег, Михаил Михайлович решил проверить информацию и обнаружил сразу несколько сот мацевот! Как оказалось, в колхозе с красноречивым названием «Коммунист» их использовали для строительства …коровника. Последний разобрали еще лет 10-15 назад. Кирпичи растащили местные селяне, а надгробия, из которых сложено основание и фундамент коровника, — оставили. Взять на душу грех никто не решился.
— Вот, нашел на свою голову, — вздыхает поселковый голова. — Еще одну заботу себе добровольно отыскал. Уже сколько лет бьемся, где найти средства на реставрацию одного из главных исторических памятников поселка — оборонной синагоги XVII века, и всё безуспешно. Теперь вот еще и это… Но разбираться со сложившейся ситуацией необходимо. Не по-человечески это — проигнорировать такую находку и сделать вид, что ничего не случилось. Тем более, что уничтоженное кладбище напомнило нам о себе, скорее всего, не случайно.
Левицкому можно только посочувствовать. В поселковых бюджетах каждая гривна на счету, а на демонтаж коровника и вывоз надгробий необходимо, как минимум, 60-70 тысяч.
— Сейчас первоочередная задача — вывезти надгробия, — говорит мэр. — Территорию бывшей животноводческой фермы выкупили под застройку. В ближайшее время здесь начнутся работы. Поэтому для начала планируем сложить мацевот в синагоге. Раньше там был наш краеведческий музей, но здание более 10 лет пустует.
Что делать дальше с обломками надгробий в Гусятине еще не знают. Есть идея сложить из них Стену памяти (как это было сделано в Добромиле, см. «Хадашот», №7, 2016, — прим. ред.). А это дополнительные затраты. Единственная надежда — на помощь украинских или международных еврейских организаций.
Гусятинскому кладбищу не везло с самого начала. Сам выбор места под некрополь оказался неудачным — оно лежало как раз на единственно возможном пути роста поселения. В итоге местечко вскоре «поглотило» территорию кладбища, а к началу ХХ века оно оказалось почти в самом центре Гусятина, что для местечковых кладбищ в целом несвойственно.
Одна из найденных мацевот
Дом раввина Гусятина, нач. XX века
Здание бывшей синагоги
Все началось в 1655 году, когда Богдан Хмельницкий вместе с союзным войском московитов во главе с боярином Василием Бутурлиным взял Гусятин в осаду и долго обстреливал из пушек. Тогда от огня артиллерии сильно пострадал монастырь бернардинцев с костелом Св. Антония — один из важнейших узлов городской обороны.
Отстроить их смогли только семь десятилетий спустя. За это время часть давно пустовавшей монастырской территории (на тот момент там красовался пустырь) местная еврейская община приспособила под кладбище. Что крайне не понравилась епископу Вацлаву Сераковскому, возглавившему кафедру в 1739 году. Он потребовал убрать кладбище с монастырской земли и разобрать его ограду, а также оштрафовал общину на 1000 злотых. А чтобы кагал быстрее думал, епископ собственноручно опечатал двери синагоги.
Руководство общины обратилось за помощью к тогдашнему владельцу местечка Потоцкому. Тот отменил все требования епископа и собственноручно сорвал епископскую печать с дверей синагоги. После чего два вельможи затеяли тяжбу (и опять все из-за евреев!), которая закончилась вердиктом Люблинского суда, вставшего на сторону епископа. Как Потоцкому (которому грозило отлучение от Церкви) удалось разрулить ситуацию, неизвестно, но… кладбище осталось на своем месте.
Его уничтожили только в годы немецкой оккупации. Нацисты обычно не трогали еврейские кладбища, но поскольку в Гусятине оно располагалось в самом центре, некрополь просто раскатали танками.
Местные хорошо знали о происхождении пустыря посреди поселка, и строиться там никто не спешил. Но в середине 1970-х рядом с Гусятином пролегла нитка стратегического газопровода «Союз», и здесь началось возведение одной из узловых компрессорных станций. Для строителей, соответственно, было необходимо жилье и объекты соцкультбыта. Московские кураторы проекта указали на место стройки — всем известный в Гусятине пустырь. Возражать им никто не осмелился.
16
15
14
13
12
11
10
09
08
07
06
05
04
03

02
01
Чтобы не травмировать психику будущих обитателей новостройки, все надгробия тщательно собрали и вывезли. Куда и зачем — со временем забылось. И только теперь, спустя почти полвека, еврейские памятники возвращаются в Гусятин. http://www.isrageo.com/2017/04/28/gusya200/
Не пускать евреев в милицию
Главная синагога Пётркув-Трибунальски (1791-93) (сегодня - городская библиотека). Фото: Wikipedia / Maddox84
Листая страницы еврейской прессы столетней давности
Еженедельная газета Judische Rundschau выходила в Берлине с 1902 г. Она была органом Сионистского союза Германии и до 1938 г. (когда была запрещена нацистскими властями) оставалась одним из самых популярных немецкоязычных еврейских изданий. В этой рубрике мы регулярно знакомим наших читателей с избранными материалами, которые ровно 100 лет назад публиковались на страницах Judische Rundschau.
ФИНСКИЙ ПРОБНЫЙ КАМЕНЬ
Возобновление автономных привилегий Великого княжества Финляндского, утраченных им после революции 1905 г., было одним из первых актов российского Временного правительства. Оно отправило в княжество Родичева, своего комиссара по делам Финляндии, которому надлежало осуществить внешний порядок передачи власти, с тем чтобы в дальнейшем финны смогли организовать свои внутренние дела по своему усмотрению. Таким образом, изданное Временным правительством постановление об эмансипации евреев не будет действовать в Финляндии. Именно поэтому тамошнему еврейству придется ждать специального эдикта финляндского Сейма, освобождающего их от рабской участи. Хорошо известно, что на данный момент евреи в Финляндии в правовом отношении находятся в ущемленном положении, что было характерно до недавних пор для всего еврейского населения Российской империи. И это несмотря на их малочисленность в составе финского общества и его стремление к демократизации.

Ни один еврей в Финляндии не имеет права вступить в брак без предварительного разрешения местных властей, которые нередко отказывают стремящимся к семейной жизни. Евреи не являются финскими гражданами, а их пребывание в Великом княжестве Финляндском регулируется полицией, которая определяет, кому можно оставаться, а кого следует готовить к высылке. Каждый еврей два раза в год должен возобновлять свое право пребывания на финской территории. Евреям разрешают заниматься лишь торговлей мелкими товарами и поношенной одеждой, им не дозволено ни владеть землей, ни принимать участие в учреждении промышленных предприятий. До сих пор у передовых представителей финского общества была отговорка: они не могли отменить эти средневековые законы, так как это не одобрила бы верховная российская власть. И еще говорили о том, что в случае демократизации местных законов бесправные российские евреи в массовом порядке мигрировали бы в соседнюю Финляндию и тем самым превалировали бы над немногочисленным коренным населением или увеличили бы влияние России в княжестве.
Теперь все эти «мотивы» больше не имеют под собой оснований. Россия предоставила финскому народу свободу действий. В России евреи обрели равноправие. И теперь финское еврейство вместе с еврейством всего мира ожидает от финляндского Сейма слов свободы. Народ Финляндии, признавший женское избирательное право, делегировавший в свой парламент преимущественно социалистов, получил возможность самостоятельно ковать свою судьбу. И ему дается испытание на зрелость – сможет ли он выкорчевать из своей земли пень средневековья.
Judische Rundschau (№ 18, 04.05.1917)
ГАЛИЦИЙСКИЕ ЕВРЕИ В РОССИИ
Вскоре после начала войны известный еврейский писатель С. Ан-ский в качестве представителя Комитета помощи беженцам, созданного при Всероссийском союзе городов, стал регулярно посещать Галицию, которая в свое время была полностью оккупирована российскими войсками. Недавно литератор побывал у князя Львова, министра-председателя российского Временного правительства, и рассказал ему о нелегкой судьбе галицийских евреев: «Свое продвижение по оккупированным территориям слуги царизма сопровождали грабежами и насилием. И главной мишенью их постыдных деяний были евреи Галиции. Почти все тамошние синагоги подверглись разрушению. Галицийкие евреи лишились социального обеспечения и материальной поддержки». Ан-ский подкрепил свои слова рядом документальных свидетельств, которые вручил министру-председателю. Князь Львов поблагодарил писателя за сообщение и обещал обеспечить немедленное облегчение участи галицийских евреев. Он сказал, что правительство уже занимается расследованием многих преступлений, совершенных прежней властью. Министр-председатель заверил, что всем виновным не удастся избежать ответственности.
Появилось постановление Временного правительства, подписанное его министром-председателем князем Львовым и военным министром Гучковым, согласно которому надлежит немедленно освободить всех лиц, вывезенных из Галиции, независимо от их национальности и вероисповедания. Всем освобожденным должна быть предоставлена беспрепятственная возможность возвращения в места прежнего проживания. Неимущие имеют право на получение от властей средств на дорожные расходы и питание в пути. Будет создана специальная военная комиссия, задача которой – изучать отдельные ситуации, не позволяющие некоторым лицам немедленно вернуться на прежнее место жительства.
Хорошо известно, что среди депортированных из Галиции довольно много евреев, которые российскими оккупационными властями использовались в качестве заложников и отправлялись в Сибирь и губернии Центральной России.
Judische Rundschau (№ 18, 04.05.1917)
ПРОБУЖДЕНИЕ СИОНИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Сионистская организация в России использовала первые несколько недель российской свободы для объединения своих разрозненных сил и усиления пропаганды своих идей. Из целого ряда больших и малых городов, в том числе Петрограда (ныне Санкт-Петербург. – Ред.), Москвы, Минска, Саратова, Екатеринослава (ныне Днепр. – Ред.), Харькова, Риги, Одессы, Нижнего Новгорода и Бердичева, приходят сообщения о крупных сионистских собраниях, лекциях и демонстрациях. По инициативе сионистов в ряде городов все еврейские партии уже объединены в единые политические комитеты. В них вошли представители всех еврейских движений каждого конкретного города. Тем самым формируются организационные ячейки, которые позволят провести в России еврейский конгресс. Такие комитеты уже созданы в Киеве, Минске, Харькове, Могилеве, Уфе, Полтаве и других городах. Скоро состоятся выборы в такой комитет в Петрограде.
В городской совет Одессы избраны четыре представителя местного еврейства, в том числе М. М. Усышкин. В Екатеринославский городской совет также избрали четырех евреев, в числе которых М. З. Брух. В состав Минского городского исполнительного комитета избрали двух представителей еврейства – Х. С. Хургина и А. М. Каплана, признанных лидеров минских сионистов.
Центральный сионистский комитет в настоящее время занимается организацией работы в провинции и направляет туда ряд сионистских агитаторов. Они входят в базирующиеся в Петрограде и Москве так называемые «группы наставников». Сионистское издательство «Восток» планирует издать серию брошюр, посвященных политике и практической работе сионистов. В первую очередь напечатают решения съезда российских сионистов в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки. – Ред.), который походил в 1906 г. Тогда обсуждались многие вопросы, сохранившие актуальность. Брошюру выпустят на иврите, русском и идише.
В Москве сформирован районный сионистский комитет, который охватывает Астраханскую, Владимирскую, Вологодскую, Воронежскую, Казанскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Московскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Орловскую, Пензенскую, Пермскую, Рязанскую, Самарскую, Саратовскую, Симбирскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тульскую, Уфимскую, Ярославскую губернии и область Войска Донского.
Особенно активную деятельность ведет сионистская студенческая организация «Hechawer». Ее центральный комитет был расширен за счет новых членов. Организация выпускает бюллетени о деятельности своих отделений на местах и по текущим вопросам. Сионистская молодежная организация «Zeire Zion» провела в марте в Москве совещание, на котором приняла решение провести свой съезд в середине мая.
Judische Rundschau (№ 19, 11.05.1917)
ВОЗРОЖДЕННАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ПРЕССА В РОССИИ
Уже первые месяцы свободы в России позволили активизироваться целому ряду еврейских газет. В Одессе возобновлен выпуск издававшейся под редакцией Хохберга сионистской газеты на языке идиш Unser Leben. Снова стала выходить и запрещенная прежними властями политическая ежедневная газета Petrograder Tageblatt. Партия «Бунд» снова получила возможность открыто издавать в России свою газету Die Arbeiterstimme, которая в 1897–1905 гг. печаталась за рубежом и нелегально распространялась в Российской империи. Партия «Поалей Цион» сделала заявление о возобновлении распространения в России своего печатного органа Der Sozialdemokrat. Уже вышло несколько номеров и этой газеты.
Judische Rundschau (№ 18, 04.05.1917)
О РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЕ В ПОЛЬШЕ
По приказу главы варшавской милиции евреи, владеющие недвижимостью, должны организовывать работу своих управлений домами даже в субботы и еврейские праздники. Недовольство вызвали и ущемления прав евреев муниципалитетом Петрокова (ныне Пётркув-Трыбунальский. – Ред.), глава которого ответил контраргументами.
На недавнем заседании городского совета протест подал один из его членов сионист Файнкинд. Он выразил неудовольствие по поводу того, что в милиции города нет ни одного еврея. Нет представителей еврейства и на подготовительных курсах для будущих сотрудников милиции. Мэр Петрокова отклонил этот протест, обосновав это так: кандидаты в ряды городской милиции должны осознавать, что их служба предполагает вероятность дежурства в любые дни, а, дескать, евреи не могут дать гарантию, что их можно задействовать в любой из дней недели, включая субботу и дни, на которые выпадают еврейские праздники.
Вот именно поэтому и было решено вообще не допускать представителей еврейства к службе в милиции Петрокова.
Judische Rundschau (№ 19, 11.05.1917) http://www.isrageo.com/2017/04/30/judische201/
Евреи и УНР
Памятник жертвам погрома в г. Проскурове в феврале 1919 г.
Серебряный век украинско-еврейских взаимоотношений был омрачен погромами
Александр НАЙМАН
Падение в феврале 1917 года российской монархии, которая веками душила украинство и проводила дискриминационную политику относительно всех «инородцев», и последующие изменения в стране создали условия для демократического развития украинского общества. После февральской революции активизировались политические силы страны, началось создание организаций, которые ставили своей целью построение новой Украины. В марте 1917 года в Киеве был создан Общественный комитет, который вскоре превратился в Совет объединенных общественных организаций. В Киеве, Харькове, Одессе и других городах сформировались советы рабочих депутатов.
В резолюции собрания сионистов Одессы 19 марта 1917 г. отмечалось:

«Сионисты Одессы, которые собрались в количестве 2000 человек, приветствуют российскую свободу, что должна обеспечить самоопределение всех народностей, которые живут в России, и выражают уверенность, что еврейский народ не успокоится, пока не достигнет гражданской, политической и национальной свободы во всех странах мира и национальной государственной независимости в Палестине».
Председатель объединения еврейских организаций Одессы телеграфировал в Киев:
«Шлем братский привет в связи с освобождением еврейского народа. Да здравствует российская демократия! Да здравствует еврейский народ!». В телеграмме из Елисаветграда евреи города предлагали собирать деньги для помощи Временному правительству и для обеспечения армии хлебом.
В апреле 1917 года представители еврейских организаций участвовали во Всеукраинском национальном конгрессе, который прошел в атмосфере национального подъема. Почти тысяча его делегатов, которые представляли регионы Украины, единодушно одобрили основы политики Центральной Рады. Председатель Совета объединенных еврейских организаций Киева Г.Быховский свое приветственное выступление завершил словами восхищения и благодарности лидеру украинского движения М.С.Грушевскому и всему украинскому народу. Под аплодисменты и возгласы «Слава!» Грушевский подошел к Быховскому и они расцеловались. От еврейских социал-демократических партий съезд приветствовал Каган, выступавший на идише. Делегаты избрали новый состав Центральной Рады во главе с профессором Михаилом Грушевским. Было также принято постановление о «полном обеспечении прав национальных меньшинств, живущих в Украине», как одна из основ автономии Украины.
75 % членов Центральной Рады представляли украинские организации, 14 % – российские, 6 % – еврейские, 2,5 % – польские. 23 сентября по инициативе Центральной Рады прошел Съезд представителей народов и областей, стремившихся к федеральной перестройке России. По данным мандатной комиссии в съезде участвовали 13 мусульман, по 10 украинцев, латышей и евреев, 8 литовцев, по 7 белорусов и молдаван, по 6 казаков и поляков, по 3 российских социалиста-революционера и эстонца. Всего – 85 делегатов. Свою солидарность и поддержку съезду выразили Союз горных народов Северного Кавказа, представители народностей Сибири, якуты. Почетным председателем съезда избрали М.Грушевского, который возглавил также и Совет народов, созданный на съезде. В своем выступлении он провозгласил:
«Мы пришли сюда уже приверженцами федерального принципа. И ни у кого из нас не было сомнений относительно необходимости немедленного введения федерального строя… Да здравствует сия новая федеральная республика!». Еврейские партии получили 50 мест (из 822) в Центральной Раде и пять мест (из 55) в ее исполнительном органе – Малой Раде (их заняли представители Бунда, Поалей Цион, Объединенной еврейской социалистической рабочей партии (Фарейникте), Фолкспартей и сионистов).
Первая конференция Объединенной еврейской социал-рабочей партии (ОЕСРП) в октябре 1917 года приняла резолюцию, в которой поддержала «украинскую демократию в ее стремлении к автономии Украины на основе инструкции, утвержденной Временным правительством». Относительно последующей перестройки национальной жизни конференция призывала все партийные организации поддержать деятельность вице-секретаря по еврейским делам. Ее участники одобрили выступления представителей партии в Центральной Раде и предложили всем партийным организациям «организовывать собрания и читать лекции об украинском национальном движении, чтоб распространить среди еврейских масс лозунги и стремления украинского движения, а также его принципиальную позицию в отношении к национальным меньшинствам».
Центральная Рада постановила учредить Секретариат национальных дел, включавший трех вице-секретарей по русским, еврейским и польским делам. Согласно соглашению с Временным правительством от 3 июля треть мест в Генеральном секретариате должны были занимать представители неукраинских партий. Количество последних должно было равняться шести. Они получили три портфеля генеральных секретарей и еще три – вице-секретарей по национальным делам. Вице-секретарем по польским делам был назначен М.Мицкевич, а по еврейским – член ОЕСРП М.Зильберфарб.
Владимир Винниченко, вспоминая о первом заседании Малой Рады с представителями национальных меньшинств, писал, что еврейские партии «приняли в свое сознание Центральную Раду как свой орган и выступали в нем, как равные члены его, с равными правами, политическими и национальными». Еврейские партии признали Центральную Раду высшим органом власти в Украине, выразили желание с ней сотрудничать и выдвигать своих представителей в ее состав.
Зильберфарб понимал, что существующие проблемы перестройки национальной жизни в значительной мере осложнены многолетней шовинистической политикой царского правительства и соответствующей деятельностью отдельных организаций и изданий империи. В частности в Украине такой деятельностью занимался издатель газеты «Киевлянин» В.Шульгин. Эта газета была органом «Партии националистов» – одной из черносотенных организаций, созданной в 1908 году помещиком П.Балашовым, В.Шульгиным и графом В.Бобринским.
Жертвы еврейских погромовПосле октябрьского большевистского переворота еврейские партии, предвидя установление диктатуры, выступили против него. В ноябре представитель Бунда А.Хейфец на объединенном заседании исполкомов одесских советов рабочих, солдатских, матросских и крестьянских депутатов говорил, что правительство УНР проводит такие реформы, какие большевики не в состоянии ввести своими декретами. Он назвал Ленина и его последователей авантюристами, которые спекулируют на революции. В конце 1917 года бундовская газета «Векер» («Будильник») напечатала передовую статью «Наш путь», в которой отмечалось:
«Наша обязанность, насколько мы в состоянии влиять, чтоб большевики отказались от своей преступной тактики и согласились бы на образование революционно-демократической власти, которая бы стояла на широких позициях демократии».
Бунд и другие еврейские социалисты проявили незаурядную заинтересованность при обсуждении Закона о национально-персональной автономии, который был принят 9(22) января 1918 года. В соответствии с этим законом каждая из национальностей, населяющих Украину, получала «право на национально-персональную автономию, то есть право на самостоятельную организацию своей национальной жизни. Она осуществляется через органы Национального Союза, власть которого распространяется на всех его членов, независимо от места и поселения в УНР».
Этот закон давал возможность каждому гражданину УНР, руководствуясь национальным самосознанием, избирать, какую роль в его жизни должна играть та или иная национальная культура. Каждая национальная община имела право на поддержку со стороны государства при определении путей и средств развития своей национальной культуры в Украине. В то же время национально-персональная автономия не давала оснований для политизации социально-культурных проблем и для проявлений сепаратизма со стороны национальных меньшинств. Закон о национально-персональной автономии вошел в принятую 29 апреля 1918 года Конституцию Украины как ее восьмая глава. Национальный союз должен был составить по именным спискам национальные кадастры. Союз мог собирать налоги со своих членов на основаниях, установленных для общегосударственного налогообложения, брать ссуды и вести другую финансовую деятельность. Объем его прав и уклад его учреждений должен был быть определен Учредительными собраниями каждой нации.
Вместе с тем М.Зильберфарб отмечал, что межнациональная напряженность в Центральной Раде «приняла в украинских кругах вне ее откровенно антисемитскую окраску и даже начала переходить от слов к действиям». Поскольку мировая война еще продолжалась, власть в Киеве в значительной мере принадлежала военным – а они никогда не были свободными от антисемитских настроений. Так, командующий Киевским военным округом Шинкарь издал приказ №1659, по которому из Киева должны быть выселены все жители города, которые поселились в нем после 1 января 1915 года (именно тогда евреи-беженцы из районов военных действий получили разрешение селиться за пределами черты оседлости). Этот приказ мог повлечь выселение значительной части еврейского населения Киева. Генеральному секретариату еврейских дел удалось остановить действие этого жесткого военного приказа. 10 апреля 1918 года министром по еврейским делам стал член партии «Фолкспартей» Вульф Лацкой.
В начале марта 1918 года, согласно с условиями Брестского мирного договора, заключенного Германией, Турцией, Австро-Венгрией и Болгарией с одной стороны и Украинской Народной Республикой – с другой, в Киев вошла немецкая армия, а вместе с ней и украинское войско. Свою преданность политике Центральной Рады еврейские депутаты продемонстрировали и 20 марта, когда высший законодательный орган Украины отмечал первую годовщину своей деятельности. Лидер сионистов Сыркин, выступая на том торжественном заседании, отметил, что Киев станет образцом межнациональных отношений, и высказался против тех, кто порочит деятельность Центральной Рады. Он выразил надежду на достижение равноправия всех национальностей в Украине. Бундовец Рафес в своем выступлении отметил, что гордится участием его партии в деятельности Центральной Рады.
Разрушение демократических институтов страны после переворота, который возглавил гетман П.Скоропадский, вызвало негативную реакцию со стороны патриотических сил и в частности еврейских партий. Первая Всеукраинская конференция еврейских организаций, которая прошла 5-11 мая, в одной из своих резолюций отметила, что «переворот имеет своей целью ликвидацию демократического строя и возобновление буржуазно-помещичьей монархии». Участники конференции призвали к «объединению всех революционных сил и развитию широкой агитации и кампании протестов в защиту всех завоеваний революции, используя при этом все общественные и государственные учреждения демократического характера». Тогда же Вульф Лацкой заявил:
«Я не сомневаюсь, что свергнутое правительство Украинской Народной Республики, предоставившее национальным меньшинствам полноту национальных прав, не преминуло бы выступить в защиту национальных прав украинского и еврейского народов. Как посмотрит на этот вопрос нынешнее украинское правительство, начавшее свою деятельность с угрозы национальным завоеваниям революции, трудно конечно предсказать».
Первая сессия Национального Собрания проходила 3-11 ноября 1918 года. Там была провозглашена декларация сионистов, в которой отмечалось:
«Во все времена борьба с ассимиляцией была ведущим направлением сионистской деятельности. Национальная автономия на демократических основах – единственный путь для евреев тех стран, где они живут компактными массами. Протестуя против отмены национальной автономии в Украине, сионисты требуют немедленного ее возобновления». Декларация содержала требование предоставления еврейскому народу законного места в Лиге Наций, передачи ему Палестины и национальной автономии для всех еврейских объединений.
После капитуляции Германии 11 ноября 1918 года и объявления восстания против режима гетмана Скоропадского представители национально-демократических и социалистических партий и группировок создали Директорию. До февраля 1919 года ее возглавлял В.Винниченко. Восставшие, под предводительством С.Петлюры, освободили Киев и восстановили УНР.
Еврейские партии приветствовали возвращение украинской власти. В обращении временного бюро украинского Главного комитета Бунда отмечалось:
«В единении с революционным пролетариатом и под руководством Директории повалена гетманская помещичье-буржуазная реакционная власть… Только власть, опирающаяся на социалистический пролетариат и революционное крестьянство, может удовлетворить социальные и национальные интересы трудящихся классов УНР». Таким же образом Директорию приветствовала и ОЕСРП. Газета «Еврейская мысль» подчеркивала расположение евреев к С.Петлюре как к Главному атаману украинской армии. При этом отмечалось, что еврейские подразделения, которые входили в состав войска Петлюры, активно участвовали в боевых действиях и тем самым формировали фундамент украинско-еврейского сотрудничества. Министерство по еврейским делам возглавил член Еврейской социал-демократической рабочей партии Поалей Цион Абрам Ревуцкий.
Еврейский Национальный Секретариат не ограничился посещениями правительственных представителей и начал широкую кампанию протестов против погромов. С этой целью он завязал контакты с украинскими партиями и общественными группами. 9 января 1919 года в редакции «Новой Рады» по инициативе Национального Секретариата социалисты-федералисты созвали общее совещание, в котором вместе с ними приняли участие представители Украинской народно-республиканской партии, общества «Просвита» и Национального Секретариата. Последний представляли В.Темкин, А.Каплан, М.Шварцман и И.Шехтман. Лидеров украинских партий, которые имели своих представителей в правительстве, социалисты-федералисты не приглашали, учитывая, что в такой момент наиболее важным было реагирование именно общественных сил, ведь правительственные партии и без того несли ответственность за политику правительства. На совещании представители Национального Секретариата дали точную информацию о сложившемся положении. На тот момент уже было зарегистрировано 15 погромов и случаев насилия против евреев. Представители Национального Секретариата энергично подчеркивали необходимость активной деятельности против погромов со стороны украинских общественных групп.
Поскольку политическая и общественная жизнь была практически парализована в результате военного положения, и только Малые национальные Сборы получили возможность проводить свои открытые заседания, то таким образом именно туда переместился центр общественной борьбы против погромов. То, что замалчивала подцензурная пресса, получало освещение на трибуне Малых национальных Сборов; те события на местах, о которых делегации не могли сообщать в газетах, свободно освещались на заседаниях Сборов, где Национальный Секретариат регулярно отчитывался о своих переговорах с правительством.
Неустойчивая позиция Директории относительно погромов, ее утверждения, будто евреи сами виноваты в этих кровавых событиях, вызывали со стороны Малых Национальных Сборов особенно острый протест. Хотя их заданием, в первую очередь, было заниматься практической законодательной работой и конституционными вопросами еврейской автономии, они были вынуждены отвлекаться от своей основной деятельности и энергично реагировать на начавшиеся погромы, которые орошали кровью евреев всю Украину. Текущие вопросы остались на заднем плане, а на передний план выдвинулись проблемы защиты от погромов и помощи их жертвам. Были приняты острые резолюции протеста и заложена основа для учреждений, которые призваны были помочь пострадавшим. Все резолюции протеста были представлены Директории, а часть из них была обнародована и отправлена за границу.
Трудные времена пришлось пережить еврейским общинам в течение четырех месяцев до февраля 1919 года. Нестабильность в стране, государственные перевороты, следовавшие один за другим в течение короткого периода, неуверенность в политической обстановке и, главное, бесконечные погромы – все это разрушило еврейскую жизнь и мешало любой общественной деятельности. Провинция была почти полностью оторвана от центра и в наиболее ответственных, важных моментах не могла установить связи с Киевом. Сообщения, которые время от времени поступали в Национальный Секретариат, имели случайный характер и не давали полной картины того, что происходило на местах. Не из всех регионов вообще можно было писать, сообщения не были регулярными. Погромы деникинцев, захвативших Екатеринослав 30 июня 1919 года, историк И.Чериковер описывал так:
«Целыми улицами еврейские дома и магазины разгромлены дотла, сотни женщин изнасилованы, тысячи убитых. Эти зверства и ужасы решительно не проявляют тенденции к прекращению».
В.Винниченко об этом писал:
«Еврейская интеллигенция, которая не успела бежать за границу, была принуждена остаться в городах, потому что ни с украинскими, ни с белогвардейскими войсками, где был антисемитизм, не могла пойти. По той же причине не могла она и в селе спрятаться. Но как же существовать в городах? Национализация всех отраслей хозяйственной жизни страны, отмена всех свободных профессий, в которых находила приложение своим силам значительная часть еврейской интеллигенции, запрещение даже мелкой торговли и ремесла – все это выбрасывало на улицу большое количество людей, осуждая их на голодную смерть… Оставалось выбирать: либо умирать голодной смертью, либо идти на советскую службу, куда рьяно звали большевики. Вполне естественно, что выбор должен был остановиться на последнем».
"Еврейский обозреватель", Киев http://www.isrageo.com/2017/05/04/evunr201/

Картина дня

наверх