Татары или монголы: кто напал на Русь
Битва татар с монголами. Реконструкция М. М. Горелика.
«Был такой Чингис – каган японский,
Его варвары прозвали Брахмапутрой,
Он же Александр Македонский,
Он же Ярослав, и он же Мудрый».
Т. Шаов «Развивая Фоменко»
Его варвары прозвали Брахмапутрой,
Он же Александр Македонский,
Он же Ярослав, и он же Мудрый».
Т. Шаов «Развивая Фоменко»
Более двухсот лет как в отечественной историографии используется термин «татаро-монголы».
Совпадение летописного термина «татары» с этносом монголов было очевидным ещё в XVIII – начале XIX вв. Так, первый русский историограф Н. М. Карамзин обозначил их моголами и татарами. Вскоре этот двойной термин «татаро-монголы» стал использоваться повсеместно и не вызывал вопросов в научной среде. Приведу, например, работу В. П. Васильева от 1857 года «История и древности восточной части Средней Азии от X до XIII вв. с приложением перевода китайских известий о киданях, чжурчжэнях и монголо-татарах».
Этот термин попал и в школьные учебники, что было совершенно справедливо с точки зрения терминологии.
Логика употребления этого термина проста и понятна: монголы, двигавшиеся с востока на запад, всеми народами, на которые они нападали, именовались «татарами», но сами они себя называли монголами и были территориально-племенным объединением монгольских племен.
Поэтому и использование такого термина было и остаётся вполне уместным и научно закономерным. Так, русские называют один западный народ «немцами», а они себя именуют deutsche, их же итальянцы называют tedesco, а англичане и американцы, как и канадцы, и австралийцы – german.

Татары. С китайских рисунков ХI в. Татарское племенное объединение «тридцать татар» известно по орхонским надписям на камне с VI–VII вв. Позднее есть информация о «девяти татарах», как свидетельство распада татарского племенного объединения. В VIII веке татары оказались в подчинении уйгурского каганата. Вскоре они уже стали союзниками, так как уйгуров атаковали кыргызы, и татары вступили с ними в войну в 843 году, но проиграли и заплатили дань.
Китайские манускрипты X века из Дуньхуаня сообщают, что татары имеют «государства» не только в Восточной Монголии, но и в Восточном Туркестане. При походе на запад вождь киданей Юлай Даши вступил в сражение с татарами, которые обитали на западе.
В Иране в этот период в некоторых работах, а также в поэмах встречается образ татарина: «благоухание тысяч татарских мускусов». Махмуд аль-Кашгари (1029–1101) называет регион от Восточного Туркестана до монгольской степи – Татарской степью. Таким образом, в дочингисидовскую эпоху этноним «татары» был известен и у китайских государств, и в Средней Азии, и Иране. Спустя сто лет монголы займут Татарскую степь, и их будут именовать всё тем же этнонимом – татары. Это тюркское наименование для монгольских племен – татары – стало использоваться повсеместно после завоеваний Чингисхана и его наследников на западе и востоке.
«Мэн-да бэй-лу» сообщает, что
Сами монголы себя никогда татарами не называли, о чем сообщают китайские источники, которые знали их под именем и как татары, и как монголы (мэнгу). И вот почему.
Они вынуждены были поддерживать условноданнические отношения с южными империями, сменяющими друг друга в этот период, перемежая добрососедские отношения с набегами.
В степи на границе с земледельцами до конца XII века доминировал племенной союз татар. Но обстановка, как мы видим, все время менялась, вчерашние зависимые племена становились лидерами и наоборот.
Часто одной из причин борьбы за ресурсы, а за ними и за власть, выступала кровная вражда. Так, она стала причиной борьбы между татарами и монголами. Рядовой случай привел к межплеменной кровной схватке. Однажды занемог брат жены монгольского Кабул-хана (Хабул-хана) (1085–1147), прадеда Чингиза. Татар попросили прислать для лечения-камлания шамана, но тот не справился с болезнью, за что его, вероятно, избили, а позже убили. Татары не смогли простить такой неблагодарности и начали мстить монголам.
Тем временем после захвата чжурчжэнями империи Ляо монгольские племена, в отличие от союзных татар, совершили набеги на новую Золотую империю, в ответ чжурчжэни отправили экспедицию в степь, вероятно, сил у них было не много, так как основные войска участвовали в завоевании империи Сун. И монголы победили.
В 1147 году был заключен мир, монголам уступили 17 укреплений к северу от р. Сининхэ (Хуаншуй). Империя признала за Хабул-ханом (Аоло боцзиле) звание государя монгольского «государства».
Вскоре монголов возглавил племянник Хабул-хана (Кабул-хана) тайджиут Амбагай или Хамбакай-кагана. Он провожал свою дочь на свадьбу, которую отдавали в один из татарских родов, но по дороге татары захватили его хитростью и передали Золотой империи, где он был прибит железными гвоздями к «деревянному ослу». А его приемником стал сын, Хутула-хан или Кутулла-каган, который в отместку совершил поход против Золотой империи, но совместное войско чжурчжэней и татар разбило его, и монгольский племенной союз распался в 1160 году. Татары захватили его сына, Утин-Баркака, и отправили к чжурчжэням для казни на «деревянном осле».
Монгольские племена совершали набеги на пограничные территории Цзинь, в том числе используя этот повод.
Так, против Цзынь и татар вел борьбу Есугэй-бахадур – отец Чингизхана, за что его, возможно, и отравили татары.
Сын Хутула-хана, Кадан багадур, дал несколько сражений татарскому «царевичу» Матару, в первом – он лично ранил его, а во втором – проткнул копьем.
Чжурчжэни же периодически совершали набеги на племена Монголии с целью регулирования населения посредством меча, возможно, карали они не только монголов, доставалось и союзным татарам:
Чингисхан пригласил для «охоты» на них кереитского Тоорил-хана (Ван-хана). Татары, преследуемые цзиньцами, построили укрепления, но их взяли штурмом монголы. При этом Муджин-Султун был убит. Плано Карпини дополняет:
Так Чингисхан уничтожил основные силы татар, которые на протяжении нескольких веков были гегемоном в этом степном регионе и находились в союзе с южной империей. Чингисхан получил одобрение со стороны посла Цзинь и звание чжао-тао – руководителя карательных экспедиций. Тоорил-хан стал «ваном» или Ван-ханом, что в последствии дало почву для легенды о христианском царстве попа Иоанна на Востоке.
А вот Цзинь потеряла надежного союзника, приобретя крайне сомнительных новых «чиновников», которые рассматривали императора (алтан-хана – золотого хана) как своего кровника.
Единый татарский племенной союз распался на четыре племенных объединения татар: Чаан-Татар, Алчи-Татар, Дутаут-Татар, Алухай-Татар.
Чингисхан в 1201 (1202) году начал против них поход. В ходе него было выработано одно важнейшее правило воинской дисциплины – запрет на покидание строя для грабежа:
Монголы дали битву в Далан-нэмургесе, взяв укрепление татар. Татарские вожди были казнены на поле битвы, а воинов захватили в плен. На военном совете было принято решение истребить татар, всех, кто выше тележной оси. Такая экзекуция не была традиционной для монгольских степей:
Но не всё было так просто, о решении совета узнали татары, которые решили дорого продать свою жизнь, вначале они бежали в укрепление, которое снова пришлось брать с боем, а потом татары спрятали ножи в рукавах и, приговоренные к смерти, дрались со своими палачами:
Но это было сделать непросто, так как многие имели жен-татарок и детей от них, а также родню из татар. Поэтому многие татары были спасены, но воспитанные в других племенах они потеряли свое племенное единство. Рашид-ибн-Дин приводит множество примеров, когда из спасшихся мальчиков выросли мужественные воины, но все они уже были монголами.
Итак, на смену татарам, долгое время господствующим в степи, крайне быстро пришли монголы, которое их уничтожили. В соседней империи Цзинь на это не очень обратили внимание. А между тем Чингисхан был лично знаком с Вэй-шао-ваном, будущим императором Золотой империи, который был главой посольства к монголам. Эта ситуация по объединению монгольских племён и одновременно разгрому татар, конечно же, пока мало волновала соседей: татары и татары…

Миниатюра из «Сборника летописей» («Джами ат-таварих»). Иран. XIV в. Национальная библиотека. Берлин. ФРГ. Во всех источниках, кроме собственно китайских, орду Чингисхана называли «татарами». В китайском государстве империи династии Южная Сун этот этнос назывался (да-да) татарарами. А в период еще империи Тан, которая непосредственно граничила со степью, в Х веке знали и монголов – мэн-у.
«Мэн-да бэй-лу» («Полное описание монголо-татар»), суньский памятник XIII века сообщал:
Тюркские и ираноговорящие этносы Средней Азии и Ближнего Востока к монголам применяли традиционное название этих племен – татары. Византийцы, этносы Закавказья вслед за тюрками тоже использовали термин – татары (тахары).
В древнерусских источниках термин «монголы» не употребляется. Русские летописцы, очевидно, узнавшие о монгольских захватчиках от более осведомленных кипчаков-половцев, с почти детским откровением писали о 1223 г.:
В Европу термин «татары» попал от половцев и русских, и тех же тюрков, турок-сельджуков, а потом туда пришли и сами монголы во главе разношерстой орды. Собственно, этот термин очень легко был объяснён европейскими средневековыми «учеными мужами», обладающими мистическо-иррациональным представлением о социально-этнических взаимосвязях: вторжение это по грехам и прегрешениям нашим, а пришельцы – «тартары» – представители ада, потустороннего царства. Отсюда и западноевропейская Тартария и Тартар.
Куда более интересным является сообщение Джованни дель Плано Карпини, который писал еще в XIII веке, что народ, который покоряет весь земной шар, есть на самом деле монголы, «которых мы именуем татары». Есть мнение, что об этом он узнал еще в начале своего пути, от русских, которые уже близко познакомились со степными захватчиками. Далее он детально рассказал и о том, как монголы Чингиза покорили все остальные близкие племена и уничтожили татар. Сам же он их традиционно называет татарами.
А вот французский посол Гильом де Рубрук сообщает достаточно экзотическую версию:
Интерес к тому, откуда пришли и кто такие были татары, возник еще в начале вторжений Чингисхана. Понимание того, что татары – это название монголов, было отражено в источниках XIII века (китайские источники, Карпини, Рубрукс, ну и конечно, Рашид-ад-Дин). Но традиционно все называли степных захватчиков первым и самым известным наименованием для монгольских племен – татарами.
Итак, подводя итог, следует еще раз сказать, что термин «монголо-татары» более чем оправданный и научно обоснованный. Он наиболее емко передает историческую ситуацию, связанную с этим этносом завоевателей. Он учитывает и традиционное наименование степных захватчиков в исторических письменных памятниках, и реальное название племенного объединения, собранного Чингисханом.
В этот период этническое наименование для «государств» было скорее вторично. Так, территория, охватывающая Китай, Монголию и некоторые соседние земли, получила наименование не Великая Монголия, а Великая Юань. Были и территории, которые несли в себе этноним, например, Моголистан в Восточном Туркестане, да и Государство Великих монголов или моголов в Индии. Но чаще всего они носили наименование правящей династии или орды. Где-то чингизиды остались правящем домом, как, например, в степях Восточной Европы, Крыма и Монголии, где-то – нет, например, тимуриды стали новой монгольской династией.
В Восточной Европе «татарские» этносы складывались, начиная с конца XIII века, разными путями, но на основе тюркских народов: в степях – на основе кипчаков, на Волге – булгар. К этносу монголов они относились мало.
Но очень быстро для русских более важным становиться не этническая, а религиозная принадлежностью татарских орд.
Русские, которые продвигались на восток и юг, все встречаемые тюркские народы называли татарами. Но это уже другая история.
Источники:
Джованни дель плано Карпини. История Монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. Книга Марко Поло. М., 1997.
История золотой империи / Пер. Г. М. Розова, коммент. А. Г. Малявкина. Новосибирск, 1998.
Линь Кюн-и, Мункуев Н. Ц. «Краткие сведения о черных татарах» Пэн Дая и Сюй Тина // Проблемы востоковедения, № 5, 1960.
Магистр Рогерий. Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами: пер. с лат. Досаев А. С. СПб, 2012.
Мэн-да бэй-лу («Полное описание монголо-татар») / Пер. и коммент. Н. Ц. Мункуева. М., 1975.
ПСРЛ. Т. 2. СПб, 1908.
Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Том I–II. М., 1951–1960.
Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongol-un niruca tobciyan. М., 1941.
Шихаб ад-Дин Мухаммад ибн Ахмад ан-Насави. М., 1996.
«Хэй да ши люэ»: источник по истории монголов XIII в. / отв. ред. А. Ш. Кадырбаев. М., 2016.и Автор: Ващенко Э. https://topwar.ru/192224-tatary-ili-mongoly-kto-na-samom-dele-napal-na-rus.html
Поэтому и использование такого термина было и остаётся вполне уместным и научно закономерным. Так, русские называют один западный народ «немцами», а они себя именуют deutsche, их же итальянцы называют tedesco, а англичане и американцы, как и канадцы, и австралийцы – german.
История татар
История татар делится условно на два периода. Первый период – время господства в местах, где обитали татары, тюрских каганатов. Второй период, до конца XII века – время, когда татары стали господствующим этносом в восточных степях Евразии. Рашид-ад-Дин, говоря об их могуществе, писал в XIV веке:«…вследствие силы и могущества татар… и по этой причине еще и по ныне в областях Хитая, Хинда и Синда, в Чине и Мачине, в стране киргизов, келаров и башкир, в Деш-т Кипчаке, в северных от него районах, у арабских племен, в Сирии, Египте и Марокко все тюркские племена называются татарами».

Татары. С китайских рисунков ХI в.
Китайские манускрипты X века из Дуньхуаня сообщают, что татары имеют «государства» не только в Восточной Монголии, но и в Восточном Туркестане. При походе на запад вождь киданей Юлай Даши вступил в сражение с татарами, которые обитали на западе.
В Иране в этот период в некоторых работах, а также в поэмах встречается образ татарина: «благоухание тысяч татарских мускусов». Махмуд аль-Кашгари (1029–1101) называет регион от Восточного Туркестана до монгольской степи – Татарской степью. Таким образом, в дочингисидовскую эпоху этноним «татары» был известен и у китайских государств, и в Средней Азии, и Иране. Спустя сто лет монголы займут Татарскую степь, и их будут именовать всё тем же этнонимом – татары. Это тюркское наименование для монгольских племен – татары – стало использоваться повсеместно после завоеваний Чингисхана и его наследников на западе и востоке.
«Мэн-да бэй-лу» сообщает, что
«границы татар на востоке соприкасались с Линьхуаном, на западе располагались в соседстве с государством Ся, на юге доходили до Цзинчжоу и достигали государства Больших людей на севере».
«Татары» стало таким же общеупотребительным названием, как и Китай, который происходит от названия «кидани», его использовали различные тюркские народы для названия «Поднебесной». Государство киданей, монгологоворящего этноса – империи династии Ляо, просуществовало на севере современного Китая всего в течение 200 лет. Мы сегодня называем Китай именем монгольского племени.Сами монголы себя никогда татарами не называли, о чем сообщают китайские источники, которые знали их под именем и как татары, и как монголы (мэнгу). И вот почему.
Монголы против татар
Татары доминировали в степи, близ границы с южной земледельческой цивилизацией. Недаром Рашил-ад-Дин подчеркивал, что ранее монгольские племена предпочитали именовать себя звучным именем «татары».Они вынуждены были поддерживать условноданнические отношения с южными империями, сменяющими друг друга в этот период, перемежая добрососедские отношения с набегами.
В степи на границе с земледельцами до конца XII века доминировал племенной союз татар. Но обстановка, как мы видим, все время менялась, вчерашние зависимые племена становились лидерами и наоборот.
Часто одной из причин борьбы за ресурсы, а за ними и за власть, выступала кровная вражда. Так, она стала причиной борьбы между татарами и монголами. Рядовой случай привел к межплеменной кровной схватке. Однажды занемог брат жены монгольского Кабул-хана (Хабул-хана) (1085–1147), прадеда Чингиза. Татар попросили прислать для лечения-камлания шамана, но тот не справился с болезнью, за что его, вероятно, избили, а позже убили. Татары не смогли простить такой неблагодарности и начали мстить монголам.
Тем временем после захвата чжурчжэнями империи Ляо монгольские племена, в отличие от союзных татар, совершили набеги на новую Золотую империю, в ответ чжурчжэни отправили экспедицию в степь, вероятно, сил у них было не много, так как основные войска участвовали в завоевании империи Сун. И монголы победили.
В 1147 году был заключен мир, монголам уступили 17 укреплений к северу от р. Сининхэ (Хуаншуй). Империя признала за Хабул-ханом (Аоло боцзиле) звание государя монгольского «государства».
Вскоре монголов возглавил племянник Хабул-хана (Кабул-хана) тайджиут Амбагай или Хамбакай-кагана. Он провожал свою дочь на свадьбу, которую отдавали в один из татарских родов, но по дороге татары захватили его хитростью и передали Золотой империи, где он был прибит железными гвоздями к «деревянному ослу». А его приемником стал сын, Хутула-хан или Кутулла-каган, который в отместку совершил поход против Золотой империи, но совместное войско чжурчжэней и татар разбило его, и монгольский племенной союз распался в 1160 году. Татары захватили его сына, Утин-Баркака, и отправили к чжурчжэням для казни на «деревянном осле».
Монгольские племена совершали набеги на пограничные территории Цзинь, в том числе используя этот повод.
Так, против Цзынь и татар вел борьбу Есугэй-бахадур – отец Чингизхана, за что его, возможно, и отравили татары.
Сын Хутула-хана, Кадан багадур, дал несколько сражений татарскому «царевичу» Матару, в первом – он лично ранил его, а во втором – проткнул копьем.
Чжурчжэни же периодически совершали набеги на племена Монголии с целью регулирования населения посредством меча, возможно, карали они не только монголов, доставалось и союзным татарам:
«…в Шаньдуне и Хэбэе, в чьем бы доме ни были татарские [дети], купленные и превращенные в маленьких рабов, – все они были захвачены и приведены войсками».
Мы знаем, что татарский вождь Муджин-Султун (Мегуджин-Сеульт), некогда верный союзник Золотой империи, совершил набег на пограничье земледельцев. В ответ в 1198 году чжурчжэни совершили поход в монгольскую степь, а татары просто снялись со своих стоянок и начали продвигаться на север по р. Ульчже (Ульдза). Об этом узнал глава монголов и кровник татар Чингисхан, и это был шанс:«Татары наши давние враги. Они губили наших дедов и отцов. Поэтому и нам надо принять участие в настоящем кровопролитии»,
– сообщает «Сокровенное сказание».Чингисхан пригласил для «охоты» на них кереитского Тоорил-хана (Ван-хана). Татары, преследуемые цзиньцами, построили укрепления, но их взяли штурмом монголы. При этом Муджин-Султун был убит. Плано Карпини дополняет:
«После того, как подчинил себе многих людей и убил их вождя, в продолжительной войне покорил себе всех татар, привел их себе в рабство и подчинил».
Он нанес им сокрушительное поражение, захватив баснословные, по меркам кочевого мира того времени, ценности: серебряную колыбель, шитое золотом с перламутром одеяло и «другие блага». Можно лишь удивляться, насколько бедным был материальный мир «самых богатых» среди монголов – татар, накануне великих походов Чингисхана против земледельческих цивилизаций.Так Чингисхан уничтожил основные силы татар, которые на протяжении нескольких веков были гегемоном в этом степном регионе и находились в союзе с южной империей. Чингисхан получил одобрение со стороны посла Цзинь и звание чжао-тао – руководителя карательных экспедиций. Тоорил-хан стал «ваном» или Ван-ханом, что в последствии дало почву для легенды о христианском царстве попа Иоанна на Востоке.
А вот Цзинь потеряла надежного союзника, приобретя крайне сомнительных новых «чиновников», которые рассматривали императора (алтан-хана – золотого хана) как своего кровника.
Единый татарский племенной союз распался на четыре племенных объединения татар: Чаан-Татар, Алчи-Татар, Дутаут-Татар, Алухай-Татар.
Чингисхан в 1201 (1202) году начал против них поход. В ходе него было выработано одно важнейшее правило воинской дисциплины – запрет на покидание строя для грабежа:
«Голову с плеч долой тому, кто не вернётся в строй и не займёт своего первоначального места».
Краеугольное правило, которое в дальнейшем серьезно отличало монгольское войско от их противников. За нарушение вводилась смертная казнь. Трое воинов нарушили это правило в этом походе, но у них только отобрали добычу, родовые порядки часто были сильнее нововведений.Монголы дали битву в Далан-нэмургесе, взяв укрепление татар. Татарские вожди были казнены на поле битвы, а воинов захватили в плен. На военном совете было принято решение истребить татар, всех, кто выше тележной оси. Такая экзекуция не была традиционной для монгольских степей:
«Искони был Татарский народ
Палачом наших дедов-отцов.
Отомстим же мы кровью за кровь.
Всех мечом до конца истребим:
Примеряя к тележной оси,
Всех, кто выше, мечу предадим,
Остальных же рабами навек
Мы по всем сторонам раздарим».
Палачом наших дедов-отцов.
Отомстим же мы кровью за кровь.
Всех мечом до конца истребим:
Примеряя к тележной оси,
Всех, кто выше, мечу предадим,
Остальных же рабами навек
Мы по всем сторонам раздарим».
Но не всё было так просто, о решении совета узнали татары, которые решили дорого продать свою жизнь, вначале они бежали в укрепление, которое снова пришлось брать с боем, а потом татары спрятали ножи в рукавах и, приговоренные к смерти, дрались со своими палачами:
«Пусть каждый спрячет в рукаве нож. Умирать, так умрем, по крайней мере, на подушках (из вражеских тел)».
А когда Чингисхан полностью подчинил все монгольские племена, он приказал окончательно решить «татарский вопрос», распорядившись казнить всех татар, где бы они ни были, и разрубить даже беременных.Но это было сделать непросто, так как многие имели жен-татарок и детей от них, а также родню из татар. Поэтому многие татары были спасены, но воспитанные в других племенах они потеряли свое племенное единство. Рашид-ибн-Дин приводит множество примеров, когда из спасшихся мальчиков выросли мужественные воины, но все они уже были монголами.
Итак, на смену татарам, долгое время господствующим в степи, крайне быстро пришли монголы, которое их уничтожили. В соседней империи Цзинь на это не очень обратили внимание. А между тем Чингисхан был лично знаком с Вэй-шао-ваном, будущим императором Золотой империи, который был главой посольства к монголам. Эта ситуация по объединению монгольских племён и одновременно разгрому татар, конечно же, пока мало волновала соседей: татары и татары…
Как же называли монгольских захватчиков другие народы?
Таким образом, все народы, которые соседствовали с монгольскими племенами, применяли и к новому племенному объединению монголов старое наименование – татары.
Миниатюра из «Сборника летописей» («Джами ат-таварих»). Иран. XIV в. Национальная библиотека. Берлин. ФРГ.
«Мэн-да бэй-лу» («Полное описание монголо-татар»), суньский памятник XIII века сообщал:
«Государство черных татар называется Великим Мэнгу».
Таким образом, китайцы также называли соседние северные племена исторически – татары. Но знали и употребляли наименование «монголы». Использовался так же и смешанный термин: мэн-да – «монголо-татары».Тюркские и ираноговорящие этносы Средней Азии и Ближнего Востока к монголам применяли традиционное название этих племен – татары. Византийцы, этносы Закавказья вслед за тюрками тоже использовали термин – татары (тахары).
В древнерусских источниках термин «монголы» не употребляется. Русские летописцы, очевидно, узнавшие о монгольских захватчиках от более осведомленных кипчаков-половцев, с почти детским откровением писали о 1223 г.:
«В тот же год пришли народы, о которых никто точно не знает, кто они, и откуда появились, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры. И называют их татары, а иные говорят – таурмены, а другие – печенеги, – сообщает Лаврентьевская летопись. – Некоторые говорят, что это те народы, о которых Мефодий, епископ Патарский, сообщает, что они вышли из пустыни Етриевской, находящейся между востоком и севером. Ибо Мефодий говорит так: «К скончанию времен появятся те, которых загнал Гедеон, и пленят всю землю от востока до Евфрата, и от Тигра до Понтийского моря, кроме Эфиопии». Один Бог знает, кто они и откуда пришли, о них хорошо известно премудрым людям, которые разбираются в книгах. Мы же не знаем, кто они такие, а написали здесь о них на память о русских князьях и о бедах, которые были от этих народов».
Что совершено неудивительно, этноконтакты в этот период были крайне ограниченными. В XVI веке посол Герберштейн повторяет русского летописца, хотя дополняет, что татары воевали в Средней Азии и завоевали Персию. Впрочем, об этом же пишет и русский летописец, который знал, что Чингисхан совершил поход против государства тангутов Си Ся и там умер.В Европу термин «татары» попал от половцев и русских, и тех же тюрков, турок-сельджуков, а потом туда пришли и сами монголы во главе разношерстой орды. Собственно, этот термин очень легко был объяснён европейскими средневековыми «учеными мужами», обладающими мистическо-иррациональным представлением о социально-этнических взаимосвязях: вторжение это по грехам и прегрешениям нашим, а пришельцы – «тартары» – представители ада, потустороннего царства. Отсюда и западноевропейская Тартария и Тартар.
Куда более интересным является сообщение Джованни дель Плано Карпини, который писал еще в XIII веке, что народ, который покоряет весь земной шар, есть на самом деле монголы, «которых мы именуем татары». Есть мнение, что об этом он узнал еще в начале своего пути, от русских, которые уже близко познакомились со степными захватчиками. Далее он детально рассказал и о том, как монголы Чингиза покорили все остальные близкие племена и уничтожили татар. Сам же он их традиционно называет татарами.
А вот французский посол Гильом де Рубрук сообщает достаточно экзотическую версию:
«Они вознеслись до такой великой гордости, что… желая свое название, т. е. моал, превознести выше всякого имени; не желают они называться и татарами. Ибо татары были другим народом».
А армянский хронист Киракос Гандзакеци употребляет сочетание «мугал татары».Интерес к тому, откуда пришли и кто такие были татары, возник еще в начале вторжений Чингисхана. Понимание того, что татары – это название монголов, было отражено в источниках XIII века (китайские источники, Карпини, Рубрукс, ну и конечно, Рашид-ад-Дин). Но традиционно все называли степных захватчиков первым и самым известным наименованием для монгольских племен – татарами.
Итак, подводя итог, следует еще раз сказать, что термин «монголо-татары» более чем оправданный и научно обоснованный. Он наиболее емко передает историческую ситуацию, связанную с этим этносом завоевателей. Он учитывает и традиционное наименование степных захватчиков в исторических письменных памятниках, и реальное название племенного объединения, собранного Чингисханом.
Послесловие
Как мы уже писали в монгольском цикле на ВО, империя Чингисхана начала свой распад на улусы различных наследников сразу же после его смерти.В этот период этническое наименование для «государств» было скорее вторично. Так, территория, охватывающая Китай, Монголию и некоторые соседние земли, получила наименование не Великая Монголия, а Великая Юань. Были и территории, которые несли в себе этноним, например, Моголистан в Восточном Туркестане, да и Государство Великих монголов или моголов в Индии. Но чаще всего они носили наименование правящей династии или орды. Где-то чингизиды остались правящем домом, как, например, в степях Восточной Европы, Крыма и Монголии, где-то – нет, например, тимуриды стали новой монгольской династией.
В Восточной Европе «татарские» этносы складывались, начиная с конца XIII века, разными путями, но на основе тюркских народов: в степях – на основе кипчаков, на Волге – булгар. К этносу монголов они относились мало.
Но очень быстро для русских более важным становиться не этническая, а религиозная принадлежностью татарских орд.
Русские, которые продвигались на восток и юг, все встречаемые тюркские народы называли татарами. Но это уже другая история.
Источники:
Джованни дель плано Карпини. История Монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. Книга Марко Поло. М., 1997.
История золотой империи / Пер. Г. М. Розова, коммент. А. Г. Малявкина. Новосибирск, 1998.
Линь Кюн-и, Мункуев Н. Ц. «Краткие сведения о черных татарах» Пэн Дая и Сюй Тина // Проблемы востоковедения, № 5, 1960.
Магистр Рогерий. Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами: пер. с лат. Досаев А. С. СПб, 2012.
Мэн-да бэй-лу («Полное описание монголо-татар») / Пер. и коммент. Н. Ц. Мункуева. М., 1975.
ПСРЛ. Т. 2. СПб, 1908.
Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Том I–II. М., 1951–1960.
Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongol-un niruca tobciyan. М., 1941.
Шихаб ад-Дин Мухаммад ибн Ахмад ан-Насави. М., 1996.
«Хэй да ши люэ»: источник по истории монголов XIII в. / отв. ред. А. Ш. Кадырбаев. М., 2016.и Автор: Ващенко Э. https://topwar.ru/192224-tatary-ili-mongoly-kto-na-samom-dele-napal-na-rus.html
Свежие комментарии