На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Самые дорогие шлемы. (1-4 части)

Самые дорогие шлемы. Шлем Кросби Гаррет. Часть первая

Археологи всегда надеются найти… клад. Ну, или не клад, но нечто очень ценное, пусть даже и не обязательно золотое. Причем им и в самом деле везет. В Египте нашли золотой гроб и маску фараона Тутанхамона из золота высокой пробы весом 10,5 кг, и это вроде все знают. А вот о том, что масок, подобных «тутанхамоновой», найдено несколько, знают, увы, в основном специалисты. Про серебряный гроб фараона Псусеннеса I и его маску, наверное, тоже не все знают, хотя она не менее прекрасный образец древнеегипетского искусства. Впрочем, находка была же сделана в 1939 году, когда по всей Европе полыхала война и людям было просто не до археологии. Находят горшки с медяками и наконечники стрел, находят серебряные гривны (одну такую, найденную у нас на Золотаревском городище, довелось держать в руках… странное ощущение), и много чего еще – тонны, десятки и сотни тонн самого разного металла и камней. Так что, когда кто-то начинает утверждать (спьяну или сдуру, уж не знаю), что все это закопано в землю специально, чтобы… исказить историю, это просто смешно. Не стоит сей каторжный труд по изготовлению всех этих изделий тех мизерных результатов, которые мы в итоге имеем. А обогащать потомков куда как проще, если положить деньги в надежный банк.

Самые дорогие шлемы. Шлем Кросби Гаррет. Часть первая

«Шлем Кросби-Гаррет» – внешний вид.

Хотя, да, бывает и так, что люди находят уникальные предметы как раз там, где найти их никто и не ожидает. Впрочем, не совсем так. Римский шлем у нас под Нижним Новгородом еще никто не находил, а вот в Англии их найдено уже довольно много, и почему так, вряд ли нужно объяснять. И вот сегодня мы и расскажем как раз о находках самых дорогих… шлемов. Причем практически все они сделаны в Англии, хотя уникальные и дорогие (с финансовой точки зрения, равно как и с исторической!) шлемы находили и в других местах. Ну а начать следует, конечно, же с находки самого дорогого шлема в истории, получившего название – «шлем Кросби-Гаррет».


Это древнеримский шлем, сделанный из медного сплава и относящийся по времени изготовления приблизительно к I – III веку нашей эры. Шлем этот был найден в мае 2010 года местным жителем с помощью металлодетектора в местечке Кросби-Гаррет в Камбрии, в Англии. Судя по всему, это не боевой шлем. Скорее всего, он предназначался либо для каких-то церемоний, либо для участников военизированных конных игр «хиппика гимнасия». В пользу этого говорит тот факт, что подобные шлемы здесь уже находили и этот является третьим по счету.

Но самое главное заключается все-таки не в этом, а в том, что 7 октября 2010 года «шлем Кросби-Гаррет» продали с аукциона Кристи за фантастическую сумму в 2,3 млн фунтов стерлингов (3,6 млн долларов) некоему анонимному покупателю по… телефону. И, кстати, кто этот человек неизвестно до сих пор!

А было так, что многие жители Англии при первом же удобном случае покупают себе металлоискатель и обходят с ним как собственные владения, так и общественные поля и леса в поисках предметов старины. И поскольку на земле древней Британии кого и чего только не было, довольно часто им сопутствует удача. Так было и на этот раз: шлем был обнаружен частным поисковиком, также пожелавшим остаться неизвестным, с помощью металлоискателя на территории пастбища фермы, которой владел некий Эрик Робинсон, в районе Кросби-Гаррет. О том, что в этих местах располагались какие-нибудь древнеримские поселения или лагеря, ничего известно не было. Но зато через эти места проходила древняя римская дорога, которая вела к северной границе римской Британии. Дорога эта имела важное, можно сказать, стратегическое значение, а раз так, то можно было предполагать и значительное военное присутствие, и перемещение военных сил в этих местах в далеком прошлом. То есть по ней на север шли римские легионы и скакала конница, в том числе и сарматские катафракты, и здесь же они вполне могли разбивать свои лагеря.

Находка представляла собой отнюдь не целый шлем, а 33 больших и 34 мелких обломков, причем, скорее всего, он был завернут в ткань и помещен лицевым щитком вниз. Так как здесь не было, как считают, римских поселений, то можно предположить, что шлем закопали в землю в момент опасности, которая угрожала его владельцу. Но, тем не менее, у него все-таки было время, чтобы его зарыть! Впрочем, вполне возможно, что теперь здесь проведут тщательные археологические исследования. Однако когда это будет? Об этом только еще говорят.

Как уже было сказано, от долгого нахождения в земле шлем сильно разрушился, так что в итоге представлял собой набор из 67 различных обломков. Но аукционный дом Кристи нанял реставраторов, которые восстановили его в своем прежнем виде. Считается, что поскольку реставрация была проведена еще до того, как шлем был предоставлен Британскому музею для проведения научной экспертизы, вполне возможно, что при этом была утрачена важная информация относительно происхождения данного шлема. С другой стороны, экспертиза подтвердила главное, а именно, что это не подделка. Интересно, что некоторые фрагменты шлема несут на себе следы белого металла, что дает основание считать, что весь шлем был целиком покрыт белым металлом «под серебро».


«Шлем Кросби-Гаррет». Фотография, сделанная во время аукциона.

После реставрации получился типичный церемониальный шлем римского кавалериста, какие применялись во время игр «хиппика гимнасия». Внешний облик шлема с маской представлял собой голову юноши с кудрявыми волосами и во фригийском колпаке. На заостренной верхушке шлема находился крылатый сфинкс, что было довольно необычно для такого рода шлемов. Возможно, что маска и шлем изображают бога Митру, культ которого был популярен среди римских легионеров в I—IV вв. н. э.

Было понятно, что находка в Кросби-Гаррет представляется весьма ценной с исторической точки зрения, а раз так, то она имеет и определенную денежную стоимость. Но можно ли считать ее кладом, вот в чем вопрос? Дело в том, что по английскому законодательству, а оно считается одним из наиболее проработанных в мире по этому вопросу, кладом эту находку юридически не признали, так как предметы из бронзы считаются таковым лишь в том случае, если их находят в цельном, а не в поврежденном виде. А вот предметы из золота или серебра считаются кладом вне зависимости от какой бы то ни было их исторической ценности.

Если бы шлем официально признали кладом, то началась бы долгая бюрократическая процедура по его экспертизе, а государственные музеи Англии получили приоритетное право на выкуп шлема у археолога-любителя, из-за чего сумма, которую они заплатили бы нашедшему шлем и владельцу земли, на которой его нашли, могла бы быть совсем не так велика. Но поскольку права такого музеи не получили, шлем был продан с аукциона 7 октября 2010 года за 2 281 250 фунтов стерлингов ($ 3 631 750), включая комиссию аукциона, а приобрел его анонимный покупатель, который делал ставки по телефону. Сумма продажи шлема значительным образом превысила предварительные оценки его продажи: большинство экспертов считали, что сумма в 200 – 300 тысяч фунтов окажется вполне достаточной, а предположение, что шлем будет куплен за 500 тысяч фунтов, посчитали слишком смелым.


Шлем в помещении во время торгов на аукционе Кристи.

Музей Тулли из Карлайла предложил начать сбор средств для того, чтобы на них выкупить шлем и разместить его в своей экспозиции, то есть оставить в графстве, где его нашли. Один из меценатов заявил, что готов даже жертвовать по одному фунту на каждый собранный общественный фунт. Таким образом удалось собрать более 50 000 фунтов, плюс 50 000 поступило от анонимного мецената – то есть более 100 тысяч фунтов – огромную в общем-то сумму, к которой к тому же добавился еще и специальный грант в размере 1 млн фунтов от Фонда Национального наследия. Но… даже таких средств оказалось недостаточно и шлем ушел в частные руки. Музей предлагал покупателю разместить шлем в экспозиции музея хотя бы на некоторое время, но успеха эти переговоры не принесли.

Все эти события вызвали в Англии оживленную дискуссию по поводу закона о кладах и оценке его соответствия возможным ситуациям. По закону получается, что пять серебряных монет XVI века, которые стоят всего 50 фунтов, попадают под действие закона о кладах, и, хотя музеям эти монеты не нужны, они тем не менее владеют приоритетным правом на их выкуп. Зато ценность вроде «шлема Кросби-Гаррет» они купить не могут из-за нехватки средств. Кроме того, сотрудники музея Тулли, а также ряд чиновников призвали правительство запретить вывоз шлема из Англии.

В общем-то, здорово, что есть еще места на земле, где подобные находки вообще возможны, однако важно и другое - чтобы в той стране, где они совершаются, были бы еще и проработанные в этой области законы!

https://topwar.ru/137858-shlem-krosbi-garret-samye-dorogie-s...

Самые дорогие шлемы. Часть вторая. Шлем Халлатон

«Шлем Халлатон» - еще один дорогой и даже очень дорогой украшенный железный парадный шлем, принадлежавший римскому кавалеристу, первоначально покрытый листовым серебром и местами украшенный еще и золотом. Его нашли в 2000 году у городка Халлатон, в Лестершире вскоре после того, как Кен Уоллес, член местной поисковой группы, нашел здесь же монеты римской эпохи. Археологов из Археологической службы Университета Лестера это место заинтересовало. Они начали искать и нашли! Однако то, что они нашли на шлем походило очень мало. Поэтому потребовалось целых девять лет тяжелого труда по его восстановлению. Работу проводили эксперты из Британского музея при поддержке гранта Фонда лотерей в размере 650 000 фунтов стерлингов. Сегодня шлем находится на постоянной экспозиции в Музее Харбоу в Маркет-Харбоуде вместе с другими артефактами из находок в Халлатоне.

Самые дорогие шлемы. Часть вторая. Шлем Халлатон

Шлем из Халлатона. Вид спереди.

Шлем нашли разбитым на тысячи кусочков и к тому же он сильно поврежден ржавчиной. Но несмотря на это шлем является прекрасным образцом римского кузнечного мастерства. Он весь покрыт серебром и украшен чеканными изображениями богинь и лошадей. Считается, что его носил римский кавалерист вспомогательных частей как на парадах, так, возможно, и в бою. То, что его нашли рядом с тысячами монет римского времени говорит о том, что он мог принадлежать местному жителю, который сражался вместе с римлянами в ходе римского завоевания Британии.


Такие шлемы римские кавалеристы вспомогательных частей использовали также на состязаниях хиппика гимнасия. Для участия в них всадники надевали роскошные одежды, доспехи и шлемы, украшенные плюмажами из страусовых перьев, и воссоздавали на поле исторические и легендарные битвы. Известно, например, что маски на шлемах могли иметь женские черты – и тогда это была команда амазонок, и мужские – копировавшие образ Александра Македонского.


Шлем-маска с лицом Александра Македонского, бронза. Смедерево, II век н.э. (Народный музей, Белград)

Шлем состоит из трех частей и сделан из листового железа. На сегодня это единственный римский шлем, когда-либо найденный в Британии, который сохранил большую часть своего серебряного покрытия. Первоначально у шлема было два нащечника, прикрепленные к нему через отверстия возле ушей.


Нащечник «Император» (№ 1), изображающий римского императора, увенчанного фигурой богини Победы, и попирающего варвара копытами своего коня.

Как и в случае с другими римскими кавалерийскими шлемами, «шлем Халлатон» очень богато украшен. Похож на него шлем, найденный в Хантен-Вард в Германии, который, как и халлантонский, сделан из серебристо-золоченого железа с короной в форме венка, центральной фигуры над бровями и гирляндой цветов на нашейнике. Чаша английского шлема тоже украшена лавровыми венками, а в центре тульи находится (теперь сильно поврежденный) бюст женщины, окруженной львами. Возможно, она была императрицей или богиней. Иконография напоминает изображения Кибелы, Великой Матери, образ которой использовался в эпоху императора Августа.

Интересно, что в чаше шлема нашли шесть нащечников и еще расщепленные остатки седьмого, хотя требовалось только два. Также были найдены шарниры, как и штырьки одного из нащечников. Непонятно, почему для одного шлема их было сделано так много. Неужели это «запчасти» на случай повреждения? Или их меняли в зависимости от… чего? Надо заметить, что сохранившиеся нащечники конструктивно очень сложны. На пяти из них изображены конные сцены; один изображает триумф римского императора. Коварный варвар изображен ниже и растоптан копытами его коня. Еще один менее хорошо сохранившийся нащечник изображает фигуру с большим рогом изобилия, римский шлем и щит.


Шлем типа Монтефортино (350 – 300 гг. до н.э.). (Музей национальной археологии в Перудже. Италия)

Шлем был найден вместе с 5296 монетами римской эпохи, в основном относящимися к 30-50 гг. н.э., и это самая большая коллекции монет этого времени из когда-либо найденных в Великобритании. Они были погребены на месте… «убоя животных»; там же, где было обнаружено около 7000 фрагментов их костей, 97 процентов из которых были свиные, на вершине холма, окруженного вдобавок канавой и палисадом. То есть это был явно какой-то жертвенник, куда со всей округи приводили свиней и где их убивали. Либо их сначала убивали, мясо съедали, а кости относили сюда. Точнее сегодня не скажешь. В любом случае археологи считают, что найти шлем в таком вот месте дело весьма необычное. Принимая во внимание его возможные датировки, можно утверждать, что на сегодня это один из наиболее ранних римских шлемов, когда-либо вообще найденных на территории Англии. Другие шлемы, как тот же «шлем Гисборо» или уже известный нам «шлем Кросби Гарретт», как и «шлем из Ньюстеда», принадлежат к более позднему времени. Были выдвинуты различные предложения относительно того, почему шлем оказался в Халлантоне; возможно, он принадлежал британцу, который служил в римской кавалерии, возможно, это был дипломатический подарок от римлян какому-то местному вождю, или он, напротив, был захвачен как трофей на войне, а затем принесен в жертву местным божествам. По словам доктора Джереми Хилла из Британского музея, первое объяснение наиболее вероятно: «Скорее всего имела место ситуация, когда местные воины сражались на стороне римлян».


«Пленение Децибала». Сцена на колонне Траяна в Риме. Хорошо видны римские шлемы с кольцом для переноски, пластинчатые доспехи лорика сегментата и кольчуги с зубчатым подолом – лорика гамата.

Подобная точка зрения основана на том, что римляне имели обыкновение набирать конницу из аборигенов, справедливо считая, что для местных условий больше всего подходят именно местные кони и люди. Они выполняли роль разведчиков и дозорных, но в битвах римская кавалерия играла незначительную роль. Дело в том, что ростом римские лошади были невелики. Кроме того, римляне ездили на них без седла и стремян. Нимидийская конница даже поводьев не имела. Как и индейцы, нумидийцы управляли конем шенкелями и разве что имели ремень на шее у лошади, за который в принципе могли ухватиться. И все! На колонне Траяна, где изображены нумидийские всадники, никакой иной сбруи их кони не имеют. Оружием нумидийцев служили два дротика, которые они метали на скаку, что усиливало дальность их полета и силу удара, и меч фальката.


Бронзовый трензель из клада в Полден Хилл, Сомерсет.

Что касается снаряжения вспомогательной конницы римских войск на землях Британии, то ее воины имели шлем, кольчугу, овальный щит, меч спату и копье гасту с наконечником в форме лаврового листа. Опять-таки при атаке копья метали и… возвращались в лагерь за новыми. Именно поэтому, кстати, игры хиппика гимнасия и были в то время так популярны: требовалось умение метко бросать копья и дротики на скаку, и… в общем-то, ничего больше! Роскошные сцены из кинофильма «Даки», где римская конница на скаку рубит своих противников мечами, не более, чем красочная картинка, ничего общего с реальностью не имеющая.

Тактической единицей в коннице служила ала (на латыни – «крыло»), подразделение, насчитывающее 512 воинов и делившееся на более мелкие единицы – турмы, состоявшие из 32 кавалеристов каждая. Сравним это с численностью легиона, который в эпоху Империи состоял из 6000 воинов, и получим… значимость конницы в римской армии. А причина была проста: римские всадники не знали стремян, хотя и знали шпоры. Впрочем, шпору почему-то носили только на одной ноге, парными шпоры не были.


Всадник римской конницы в снаряжении для хиппики гимнасии. Наконечники дротиков были деревянными. Но при попадании в открытые части тела ранения были неизбежны, поэтому шлемы в обязательном порядке имели маски. Рис. А. Шепса.

Реставрированный шлем был представлен публике в январе 2012 года. Совет графства Лестер смог собрать 1 миллион фунтов стерлингов, чтобы купить весь клад и заплатить за сохранение шлема при помощи пожертвований от Фонда лотерей благотворительных организаций. Шлем был оценен в 300 000 фунтов стерлингов. В соответствии с положениями Закона о сокровищах, Кену Уоллесу и землевладельцу, на земле которого был найден шлем, было выплачено по 150 000 фунтов стерлингов каждому. После этого он попал в экспозицию в Маркет-Харбоу, в девяти милях от места, где был найден сам клад, наряду с другими артефактами, найденными в Халлатоне.


Шлем в экспозиции музея.

Считается, что шлем выглядит пышно, но оформлен крайне безвкусно, что отражает упадочность римской культуры эпохи империи. Однако если он был сделан для аборигенов, то этому можно и не удивляться. Безвкусно, но зато красиво. Блестит, много фигур, серебро, золото, чего еще нужно человеку, стремящемуся перенять высокие стандарты уровня жизнь столь удачливых завоевателей?!

https://topwar.ru/138233-shlem-hallaton-samye-dorogie-shlemy...

Самые дорогие шлемы. Шлем из Гисборо. Часть третья

Шлем из Гисборо – это бронзовый шлем римского всадника, найденный в Северном Йоркшире, в Англии. Шлем был обнаружен 19 августа 1864 года на ферме Барнаби Гранж, примерно в двух милях к западу от центра города Гизборо. Нашли его во время дорожных работ, зарытым глубоко в землю на ложе из гравия. Джон Кристофер Аткинсон описал обстоятельства его открытия в статье для журнала «Джентльмен» в сентябре 1864 года: «Не так давно было сочтено целесообразным заменить существующую дорогу к ферме Барнаби Гранж, которая пересекает Кливлендскую железную дорогу, на тоннель под ней. Во время работы, на глубине в несколько футов, были выкопаны разнообразные кости, большинство из которых оказались в чрезвычайно хорошем сохранении… Но самой замечательной из находок была сложенная металлическая пластина, покрытая чеканкой и гравировкой. Она оказалась едва корродирована и блестела так же ярко, как и в тот день, когда ее закопали в землю. Также она не была особенно сильно помята и даже не поцарапана».

Самые дорогие шлемы. Шлем из Гисборо. Часть третья

«Шлем из Гисборо». Вид спереди. Приглядевшись, можно заметить в центре гравированную фигурку божества.

Очевидно, что находка была «преднамеренно похоронена в яме, вырытой для этой цели, где она была найдена». Томас Ричмонд, местный историк, ошибочно обозначил находку, как относящуюся к «позднему кельтскому или раннему англосаксонскому периоду». В 1878 году Фредерик Б. Гринвуд, владевший землей, на которой была сделана эта находка, передал ее в Британский музей. В музее ее реставрировали и выяснилось, что на самом деле это не что иное, как древний римский шлем. В настоящее время он экспонируется в разделе римской Британии в комнате 49. Подобные шлемы были найдены и в других местах в Европе; ближайшая континентальная параллель – это шлем, обнаруженный в реке Соне в Шалон-сюр-Саоне во Франции в 1860-х годах. «Шлем Гизборо» дал название определенному типу римских шлемов, получивших название «тип Гизборо», который можно выделить тремя остроконечными гребнями на тулье, придающими ему вид короны.


«Шлем из Гисборо». Вид спереди слева.

Первоначально шлем был снабжен двумя защитными нащечниками, которые, однако, не сохранились. Видны лишь отверстия, при помощи которых они были прикреплены, и которые видны перед защитными наушниками шлема. Шлем щедро украшен выгравированными, а также рельефными фигурами, свидетельствующими, что он мог использоваться в качестве парадного или для турниров хиппика гимнасия. Но нет оснований думать, что для боя он не предназначался. Шлем был обнаружен на ложе из гравия, вдали от известных мест римского присутствия, так что очевидно, что попал он в это место неслучайно. После того, как его нашли, он был подарен Британскому музею в Лондоне, где его восстановили и где в настоящее время он экспонируется.


«Шлем из Гисборо». Вид сбоку, слева.

Шлем сделан из бронзы в III веке н.э. На нем выгравированы фигуры богини Виктории, Минервы и бога Марса, то есть всех покровителей военного дела. Между фигурами божеств изображены скачущие всадники. Тулья шлема имеет три диадемоподобных выступа, делающих его похожим на корону. На внешнем крае этих выступов изображены извивающиеся змеи, головы которых встречаются в центре, образуя арку над центральной фигурой бога Марса. В задней части шлема выделяются два небольших умбона, расположенные в центре рельефных цветов. Стороны и верхняя часть шлема декорирована рельефами с перьями. Своим дизайном он похож на ряд других подобных ему артефактов, найденных в Уортинге, Норфолке и Шалон-Сюр-Саоне во Франции. Несмотря на свою относительную тонкость и богатую отделку, считается, что такие шлемы могли использоваться в битве, а не только на парадах или в состязаниях хиппика гимнасия.


«Шлем из Гисборо». Вид сзади. Хорошо видны два умбона.

Шлем до сих пор остается загадкой. Его зачем-то сплющили и зарыли в землю подальше от любых других известных нам древнеримских объектов; и остается непонятным, почему его не закопали целиком, почему привели в столь непригодное ни к чему состояние?! В окрестностях не было ни форта, ни крепости. Следовательно, этот шлем сюда принесли издалека. Но если это была жертва каким-то языческим богам, то опять-таки непонятно, зачем было его портить?


Желающим углубить свои знания по данной теме можно порекомендовать вот эту книгу: Негин, А. Е. Римское церемониальное и турнирное вооружение.

По-прежнему интересным является вопрос о том, а насколько римские «парадные» шлемы могли служить защитой в бою. Этот вопрос заинтересовал российского историка А.Е. Негина, рассмотревшего его в своей монографии «Римское церемониальное и турнирное вооружение», в которой он также ссылается на эксперименты М. Юнкельмана.


Фигура бога Марса на тулье шлема.

Последний отмечал, что шлемы с лицевыми масками I в. обычно делали из довольно толстого листового железа, а раз так, то в бою они вполне могли использоваться. Например, одна из найденных лицевых масок имеет толщину 4 мм, а у маски из Майнца она равна 2 – 3 мм, то есть этого вполне достаточно, чтобы защитить лицо от удара. Тулья шлемов II-III вв. также изготавливалась из листового железа достаточной толщины, к тому же на них имелись чеканные изображения, то есть их выступы могли еще больше смягчать наносимые по шлему удары. Мы знаем, что гофрированные или рифленые максимилиановские доспехи XV – XVI вв. были в шесть раз прочнее доспехов с гладкой поверхностью, так что и здесь все было точно так же, как и в Средние века.


Маска от «шлема из Неймегена» («тип Неймеген»), Нидерланды. Железо и латунь, эпоха Флавиев (возможно, спрятана во время восстания батавов 70 г.). Шлем найден на южном берегу реки Ваал у железнодорожного моста. Внутри него находились два нащечника, не принадлежавших данному экземпляру. Исходя из этого, можно предположить, что шлем является жертвенным даром, брошенным в реку. От шлема сохранился только край с бронзовой обкладкой. На лобной части изображены пять позолоченных бюстов (три женских и два мужских). На левом наушном щитке выцарапана надпись CNT, а на правой щеке маски – MARCIAN... S. Губы и края век сохранили следы позолоты. Под ушами располагаются остатки заклепок для крепления маски к шлему посредством расположенного над назатыльником ремня. (Неймеген, Музей древностей)

Бронзовые маски многих шлемов имеют толщину от 0,2 до 2 мм. М. Юнкельманн проводил опыты по обстрелу доспехов такой толщины стрелами с расстояния в 2 м, бросал в них копье-гасту с такого же расстояния и наносил по ним удары мечом-спатой. Сначала эксперимент провели с плоским необработанным листом толщиной 0,5 мм. Стрела пробила его насквозь и вышла на 35 см. Копьем удалось пробить этот лист на 12 см. После удара меча на нем образовалась вмятина глубиной около 2 см, но прорубить его насквозь не удалось. Эксперимент с латунным листом толщиной 1 мм показал, что стрела проникает в него на глубину 2 см, копье – на 3 см, а от меча на нем образовалась вмятина примерно 0,7 см глубиной. Однако следует учитывать, что воздействие производилось на плоскую поверхность и под прямым углом, тогда как удар по изогнутой поверхности шлема, как правило, цели не достигал, так как толщина металла была фактически больше из-за разницы в профиле изделия. К тому же кожа и войлок, использовавшиеся в качестве подкладки, позволяли нейтрализовать удар.


Единственный полный римский шлем (включая маску), не считая «шлема Кросби Гаррет», найденный в Великобритании в районе Рибчестера еще в 1796 году. Часть так называемого «Рибчестерского клада». Вместе с ним была найдена бронзовая фигурка сфинкса. Но нашедший клад Джозеф Вэлтон дал ее детям одного из братьев поиграть, и они ее, разумеется, потеряли. Tомас Дунхэм Вайтакер, который исследовал клад после обнаружения, предположил, что сфинкс должен был крепиться к верхней части шлема, поскольку имел изогнутую основу, повторявшую кривизну поверхности шлема и к тому же имевший следы припоя. Находка «шлема Кросби Гаррет» в 2010 году, с крылатым грифоном, подтвердило это предположение. (Британский музей, Лондон)

Последующие эксперименты проводились уже с профилированной пластиной, имитировавшей тулью римского шлема, отчеканенную в виде кудрявых волос, и имевшую толщину 1,2 мм. Выяснилось, что большая часть ударов по этой детали цели не достигала. Оружие соскальзывало и оставляло на поверхности лишь царапины. Стрелой лист металла оказался пробит на глубину всего 1,5 см. Копье, попадая в профилированный лист, чаще всего отскакивало, хотя при прямом попадании пробивало пластину на глубину 4 мм. От ударов меча на нем оставались вмятины глубиной не более 2 мм. То есть, и шлемы, и маски, изготовленные из металла указанной толщины и покрытые вдобавок чеканными изображениями, совсем неплохо защищали их обладателей от большей части оружия того времени. Большую опасность представляло разве что прямое попадание стрелы. Но стрелы при таком попадании пробивали и кольчуги, и даже чешуйчатые панцири, так что абсолютной защиты ни один из видов доспехов того времени не гарантировал!

Что касается удобства ношения, то шлем с маской был удобнее, чем рыцарский топхельма, поскольку маска прилегала к лицу плотно, и так как отверстия для глаз приближены к глазам, обзор из него лучше. При скачке приток воздуха вполне достаточен, но раздражает отсутствие обдувающего лица ветра. Пот с лица стекает на подбородок, что неприятно. У самураев на масках для удаления пота были придуманы специальные трубочки. Но вот римляне до этого почему-то не додумались.


«Шлем из Гисборо». Хорошо виден вырез для уха с окружающим ее чеканным валиком.

Слышимость в шлеме плохая. А защита шеи как таковая отсутствует. Но это было характерно для всех римских шлемов, имевших лишь назатыльник в задней части, а бармицу имели только лишь шлемы катафрактов и клибанариев. Вывод, сделанный М.Юнкельманном и А. Негиным, таков – шлемы с масками обеспечивали римским воинам очень даже неплохую защиту и вполне могли использоваться как на парадах, так и в боях!

https://topwar.ru/138697-shlem-iz-gisboro-samye-dorogie-shle...

Самые дорогие шлемы. Шлем Мескаламдуга, героя благодатной страны. Часть четвёртая

Кто он такой, этот Мескаламдуг? В переводе с шумерского это как раз и есть «Герой благодатной страны» (причем это имя выбито внутри на поверхности шлема), а известно о нем еще и то, что это один из первых царей (лугалей), правивший в шумерском городе Уре в XXVI веке до н. э. Нашли от него во время раскопок не так уж и много, но достаточно, чтобы имя этого правителя навсегда вошло в мировой фонд культуры, а именно – золотой шлем и золотую цилиндрическую печать, на которой написано «Мескаламду[г] — лугаль». Больше о нем, так же, как и в стихотворении С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», ничего не известно. Нет других источников, которые бы упоминали его имя. Британский археолог Леонард Вулли, как раз и занимавшийся раскопками в Уре, вообще полагал, что это два разных правителя, носивших одно имя.

Самые дорогие шлемы. Шлем Мескаламдуга, героя благодатной страны. Часть четвёртая

«Шлем Мескаламдуга»

Впрочем, археологи и историки народ дотошный. Собирая историю прошлого буквально по крупицам, они выяснили, что Мескаламдуг являлся старшим сыном царя Намтара от первого брака. Но он не наследовал трона своего отца, который достался его сводному несовершеннолетнему брату от второго брака царевичу Абарагги — сыну царицы Шубад. Ну, это та самая красавица, скульптурный облик которой по черепу воссоздал все тот же Леонард Вулли.


Вот только в данном случае сэр Леонард Вулли «немного» смошенничал: придав ей черты… своей любимой супруги. Зато, когда ее череп в запасниках музея нашли и провели работу по реконструкции облика царицы заново, то… ничего хорошего не получили: лоб большой, нос узкий и вздернутый, глаза глубокосидящие, шея короткая и толстая. При росте всего полтора метра она к тому же была еще и толстая!

Как бы там ни было, но Мескаламдуг все-таки сумел сесть на трон и правил с 2490 по 2485 гг. до н. э., но потом и умер от раны, полученной им на поединке между ним и неким его обвинителем, заподозрившим его в убийстве своего сводного брата. А братец его и в самом деле умер всего лишь три года спустя после того, как стал царем Ура.

По словам обвинителя, Мескаламдуг тайно разграбил могилу Абарагги, присвоил его богатства, включая и знаменитый шлем, целиком сделанный из золота. По решению совета жрецов, было решено устроить «бой за правду», на котором этот обвинитель и нанес царю рану в бок, от которой тот и умер.

А вот, что написал сам Леонард Вулли, когда раскопал гробницы в Уре:
"Мы были по–настоящему поражены, когда очистили от земли гроб. Тело лежало на правом боку в обычной позе спящего человека. Широкий серебряный пояс распался. Когда–то к нему был подвешен золотой кинжал и оселок из ляпис–лазури на золотом кольце. На уровне живота возвышалась груда золотых и лазуритных бусин. Между руками покойного мы нашли тяжелую золотую чашу, а рядом еще одну, овальную, но крупнее. Возле локтя стоял золотой светильник в форме раковины, а за головой третья золотая чаша. К правому плечу был прислонен двусторонний топор из электрона, а к левому — обычный золотой топор. Сзади в одной куче перепутались головные золотые украшения, браслеты, бусины, амулеты, серьги в форме полумесяца и спиральные кольца из золотой проволоки. Но ярче всех находок сверкал золотой шлем Мескаламдуга. Шлем был выкован из золота в форме парика, который глубоко надвигался на голову и прикрывал пластинами лицо".

И тут начинаются новые загадки, которых в истории Мескаламдуга и так хватает с избытком. Дело в том, что шлем с надписью о том, что он принадлежит Мескаламдугу, меньше черепа самого Мескаламдуга примерно… раза в полтора! То есть шлем был не взрослого, а ребенка! Кого? Уж не царевича ли Абарагги, которому его сводный брат, безусловно, завидовал, а потом возможно отравил и украл его шлем прямо из могилы. Ну, а чтобы всему этому придать законный вид, приказал выбить на шлеме надпись с собственным именем – вот мой, еще ребенком мой отец благословил меня этим шлемом.

Кстати, интересно, что когда в Египте нашли гробницу Тутанхамона, все были в восторге и буквально потрясены тем, что она открылась ученым в полной сохранности. В 30-х годах прошлого века, когда британский археолог Леонард Вулли раскопал царский некрополь древнего Ура и нашел практически нетронутые гробницы с обилием золота и многочисленными человеческими жертвами, такого ажиотажа почему-то не возникло.


Ворота богини Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. ... Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х гг. в Пергамском музее в Берлине из собранных археологом Робертом Кольдевеем материалов и переправленных из Месопотамии в Берлин.

Особенно богатыми и по-настоящему роскошными были три гробницы, и вот в одной-то из них и нашли золотой шлем и сосуды, подписанные именем Мескаламдуга. Но могила не была царской – что было очевидно, хотя немного позже в одной из соседних разграбленных гробниц нашли печать Мескаламдуга, где он был назван царем. Удивительное противоречие между словом и делом! Настоящая детективная история, спор по существу которой идет до сих пор.

А теперь давайте посмотрим на так называемую «Маску Саргона» (ок. 2300 г. до н. э.), обнаруженную в Ниневии при раскопках в храме Иштар. Этот Саргон жил почти на 300 лет позднее, чем Мескаламдуг и был аккадцем, сумевшим подчинить себе весь Шумер. Но посмотрите на его головной убор. Тут видно все то же самое, что и на «шлеме Мескаламдуга», включая характерный пучок волос, аккуратно уложенный сзади.


Медная скульптурная голова, обычно называемая головой царя Саргона Древнего. Из Ниневии. 23 в. до н.э. Багдад, Иракский музей.

Очевидно, что, хотя и прошло триста лет, а традиция осталась. То есть этот шлем на самом деле был короной и символизировал царскую власть. Кстати, очень похожий шлем имеется и на изображении Эанатума (царя Лагаша), на знаменитой «Стеле Коршунов», рассказывающей о его завоеваниях.


Каменный шлем. Британский музей.

Однако есть еще более удивительный экспонат Британского музея, который был куплен им в 1994 году и датируемый примерно 2500 год до н.э. Дело в том, что шлем этот сделан из… камня! Шлем склеен из нескольких мелких и крупных обломков и, хотя и отличается в деталях от «золотого шлема», совершенно ясно, что изображает он нечто ему тождественное. И сразу возникает вопрос: зачем кому-то понадобился каменный шлем, когда куда проще было изготовить золотой?!


Какая тонкая резьба, не так ли? И отверстия по ободу для крепления подкладки… Зачем они? Неужели его носили на голове? Британский музей.

Все эти и многие другие сокровища с раскопок в Уре были выставлены в Национальном музее в Багдаде. Ну, не смогли англичане их вывести в Англию и поместить в Британский музей – времена безудержного колониального разбоя к тому времени уже закончились. И что, кто-нибудь от этого выиграл? Увы, нет! В апреле 2003 года музей был разграблен во время его штурма американской армией. Тогда же пропал и знаменитый «шлем Мескаламдуга».


Британский музей.

Причем все понимают, что продать его никому невозможно ни за какие деньги, ибо кому нужна вещь, которую никто не может объявить свой собственностью, поскольку сумасшедшие миллионеры, которое такое могут, встречаются только в кино (см. кинокомедия «Как украсть миллион» с очаровательной Одри Хепберн). Так что скорее всего, те, кто его похитил, просто переплавили его на золото, чтобы наделать перстней для туристов и выручить за них пару сотен долларов!


Разграбление Национального музея Ирака в 2003 г. во время штурма Багдада американской армией.

Сорок шесть веков «золотой шлем» ждал своего освобождения из земли, и за это время возникали и рушились великие города и гибли могучие цивилизации, менялись русла рек, мелели и высыхали моря, целые острова, покрытые лесами, превращались в пустыню, но время практически не оставило на нем своих следов. И вот он попал в руки современных людей и что же? Не прошло и века, как корона древних царей Шумера исчезла из нашей культуры навсегда.


«Королевская лира» из царского погребения в Уре. Грабители варварски разломали ее на части, стараясь сорвать золотые накладки. Они даже не представляли себе какое сокровище мирового значения они уничтожили.

Правда, в Британском музее благодаря предусмотрительности англичан сохраняется его гальванопластическая копия.

Картина дня

наверх