На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Два лица католической церкви. Франциск из Ассизи: человек «не от мира» (2)

Два лица католической церкви. Франциск из Ассизи: человек «не от мира»

Два лица католической церкви. Франциск из Ассизи: человек «не от мира»

В прошлой статье мы рассказали о Доминике Гусмане, одном из антигероев Крестового похода против альбигойцев. Он основал монашеский Орден «братьев-проповедников», положил начало папской инквизиции, и был канонизирован католической церковью в 1234 г. Но одновременно с ним в это жестокое время жил человек, ставший одним из лучших христиан за всю историю человечества. По словам Честертона, он «любил не человечество, а людей, не христианство, а Христа». Его звали Джованни Бернандоне, но в историю он вошел под именем святого Франциска Ассизского.


Святой Франциск, фреска в аббатстве святого Бенедикта, Субиако, Италия, XIII век

Антипод Доминика Гусмана

Сведения о его жизни, помимо канонических источников, известны из рассказов, собранных монахами данного ордена в XIV веке («Цветочки святого Франциска»).


«Цветочки святого Франциска», проповедь волку

Два Жития святого Франциска («Большая» и «Малая» легенды) написал и Джованни Фиданца, более известный под прозвищем, данным ему Франциском: благословляя принесенного ему больного мальчика, он сказал: «O buone venture!» («О, счастливая судьба!»)


Джованни Фиданца (серафический доктор Бонавентура), признанный одним из «Учителей Церкви». Седьмой преемник Франциска, которого называли «вторым основателем Ордена»

Будущий святой родился в 1181 г. (в 1182, по другим сведениям) в итальянском городе Ассизи (название происходит от стоящей рядом горы Асси), расположенном в историческом регионе Умбрия. Он был единственным сыном богатого купца – члена гильдии торговцев тканями (в семье были также две дочери).


Ассизи на карте Умбрии и Умбрия на карте Италии


Современный Ассизи

При крещении он получил имя Джованни (латинское – Иоанн). Франциск (точнее – Франческо) – его второе имя, которое отец дал ему, то ли в честь своей любимой жены-француженки, то ли из-за того, что его торговая деятельность была тесно связана с Францией. Под именем Франциск этот святой известен потому, что так обратился к нему Голос, услышанный им вначале во сне, а потом перед Распятием. С тех пор он и сам стал называть себя только этим именем.

Подобно святому Августину, Джованни в молодости мало выделялся среди сверстников и даже в самых почтительных житиях в рассказах об этом периоде его жизни нередко употребляются эпитеты «разгульный» и «распутный». О духовной карьере он и не помышлял, больше думая о военном поприще. В 1202 г. Джованни принял участие в войне Ассизи с Перуджей, во время которой попал в плен, и провел в местной тюрьме около года. Здесь впервые проявился характер будущего святого: одного из его товарищей по несчастью прочие пленники считали изменником и трусом, и Джованни оказался единственным человеком, не прервавшим общение с изгоем.

Голос Небес

Вернувшись домой, Джованни увидел во сне себя посредине огромного зала, стены которого были увешаны оружием, и на каждом клинке или щите был знак Распятия. Кто-то невидимый сказал ему: «Это для тебя и для твоих воинов».

Неаполитанские войска как раз в это время выступали против армии императора (гвельфы и гиббелины, вы же помните), к ним он и решил присоединиться.


Сказав родителям, что вернётся героем, в тот же день уехал из города, но в дороге увидел другой сон: «Ты не понял первого видения, – сказал Голос, – вернись в Ассизи».

Возвращение домой означало позор, но Джованни не посмел ослушаться. Свои доспехи, которые стоили в ту пору целого состояния, он подарил разорившемуся рыцарю.

Кто-то из друзей, обратив внимание на несвойственную ему задумчивость, спросил, не собирается ли тот жениться? Джованни ответил утвердительно, сказав, что уже выбрал себе «жену необыкновенной красоты и праведности». Он имел в виду бедность, но тогда его, конечно, никто не понял.

Скоро перед распятием, он вновь услышал знакомый голос, назвавший его Франциском: «Ступай и восстанови Дом Мой, который, как ты видишь, приходит в упадок».

Многие богословы считают, что речь шла о католической церкви, но Франциск решил, что этот «дом» – заброшенная церковь святого Дамиана, мимо которой он проходил во время недавнего паломничества в Рим. Чтобы починить её, юноша продал своего коня и несколько рулонов шёлка из семейной лавки. Это стало причиной его ссоры с отцом, которого поддержал и епископ Ассизи, заявив, что хорошие дела не делаются с помощью дурных поступков. Джованни вернул деньги и ушел из дома. Теперь он выпрашивал у горожан камни, которые на своих плечах носил к полуразрушенной церкви, чтобы починить её стены. Затем Франциск отремонтировал ещё две часовни – святого Петра близ Ассизи и святой Марии и всех Ангелов в Порциункуле. Около последней, он построил для себя хижину, вокруг которой ежегодно в день Троицы стали строить шалаши его последователи – так было положено начало генеральным капитулам Ордена.

Предание утверждает, что, как и Христос, святой Франциск в начале пути избрал 12 товарищей, причем один из них, подобно Иуде Нового Завета, повесился – «то был брат Иоанн с Шапкой, сам надевший себе веревку на шею» («Первый цветочек»). Однако на самом деле вначале их было трое: сам Франциск, Бернард из Квинтавалле и настоятель одной из местных церквей Пьетро. Чтобы понять предназначение и судьбу каждого из них, Франциск начертил на Евангелии крест и трижды наугад раскрыл его: открывшиеся строки были восприняты, как предсказание. В первом отрывке говорилось о богатом молодом человеке, верблюде и игольном ушке – и Бернард, богатый купец и почетный гражданин, отдал свое имущество бедным. Второй отрывок оказался советом Христа не брать с собой ни денег, ни сумы, ни сменной одежды, ни посоха – Пьетро, каноник одного из соборов в Катании, стал бродячим монахом-проповедником, пожертвовав своей духовной карьерой. Франциску достался текст, в котором говорилось, что тот, кто хочет следовать Христу, должен отвергнуть себя и нести свой крест. Франциск выполнил повеление свыше. «Никто не назовет его деловым человеком, но человеком действия он был», – позже скажет о нашем герое Честертон.

Проповедь Франциска из Ассизи

С 1206 г. Франциск ходил по стране, обращаясь с проповедью не только к людям, но также к зверям и птицам. Не удивительно, что в 1979 году Иоанн Павел II «назначил» его небесным покровителем экологов.


Гобелен «Святой Франциск проповедует птицам»

Он добился встречи с императором только для того, чтобы попросить его не охотиться на жаворонков, и «даже к червям питал любовь... и он собирал их с дороги и относил в безопасное место, чтобы путники не раздавили их». В рассказах о чудесах, явленных Франциском, этот святой никогда не приказывал даже зверям и птицам, а лишь просил их, например: «Сестрички мои птички, если вы сказали, что хотели, дайте сказать и мне».

В качестве иллюстрации смирения Франциска «Седьмой цветочек» рассказывает, как однажды, постясь, он символически вкусил хлеба – «чтобы ненароком не встать вровень с Иисусом Христом по части поста». Но, если быть справедливым и беспристрастным, в этом желании «добровольно уступить Христу первенство» можно усмотреть и тщательно скрываемую гордыню, поскольку сама мысль о том, что можно встать вровень со Спасителем человечества – весьма сомнительна и абсолютно неприемлема для любого христианина.

Франциск был ещё и поэтом («жонглером Бога», как он сам себя называл). Свои незамысловатые стихи и песни он сочинял не только на умбрийском диалекте итальянского языка, но и на провансальском – языке трубадуров, которых в это время сотнями сжигали в Южной Франции. К тому же и сам Франциск, и его последователи проповедовали отказ от богатства, вели странствующий образ жизни, так что инквизиторы иногда принимали братьев-миноритов за катаров или вальденсов. В результате такой ошибки пятеро францисканцев были казнены в Испании. Некоторые исследователи считают чудом, что будущего святого не сожгли во время его путешествий. Впрочем, трудно сказать, как сложилась бы его судьба, окажись он в это время в Окситании. Там встреча будущих святых (Франциска из Ассизи и Доминика Гусмана) могла бы выглядеть совсем не так, как представлена она на этой скульптурной композиции в королевском монастыре Святого Фомы (Авила, Испания):


(О полулегендарной встрече Франциска и Доминика в 1215 году в Риме было рассказано в статье Доминик Гусман и Франциск Ассизский. «Не мир, но меч»: два лица католической церкви).

И в Италии поначалу не всех трогала проповедь молодого подвижника. Известно, что однажды он был избит и ограблен разбойниками, и едва сумел добраться до ближайшего монастыря, где некоторое время мыл посуду в обмен на пропитание. Но постепенно ситуация стала меняться, слухи о праведности и даже святости Франциска разнеслись по окрестности. Всех поражала и подкупала искренность будущего святого: «Каждый, от папы до нищего, от султана до последнего вора, глядя в темные светящиеся глаза, знал, что Франческо Бернандоне интересуется именно им... каждый верил, что именно его он принимает к сердцу, а не заносит в список» (Честертон).


Микки Рурк в роли Франциска Ассизского, фильм 1989 года

Франциск и папа Иннокентий III

Франциску удалось получить от ассизского аббата Гвидо рекомендательное письмо к Джованни ди Сан Пауло (римскому кардиналу Святого Павла Иоанну), который и организовал для него встречу с папой Иннокентием III – тем самым, что отправил крестоносцев убивать катаров Южной Франции. К понтифику Франциск пришел с написанным им уставом нового монашеского Ордена. Проситель (нечесаный, с длинной бородой и в лохмотьях) на папу впечатление если и произвёл, то самое неприятное. Иннокентий насмешливо посоветовал ему: «Ступай, сын мой, и поищи свиней; с ними у тебя, кажется, более общего, чем с людьми. Поваляйся с ними в грязи, передай им твой устав и упражняйся на них в проповедях твоих».

Франциск так и сделал. Весь в грязи, вернулся он к папе и сказал: «Владыко, я исполнил твое приказание, услышь и ты теперь мою мольбу».

Предание утверждает, что Инннокентий III согласился теперь потому, что увидел во сне нищего монаха, который поддерживал покосившийся Латеранский собор. Но, скорее всего, интуиция подсказала Иннокентию, что этот странный гость не так и прост, и его проповедь аскетизма и любви к ближнему следует использовать в интересах папского престола – иначе в Италии может возникнуть новая опасная ересь вроде учения вальденсов. По совету уже упоминавшегося Джованни ди Сан Пауло, Иннокентий в 1209 году устно одобрил основанное Франциском в 1207-1208 гг. братство миноритов.

Осенью 1212 года Франциск попытался заняться обращением в Христианство сирийских сарацин, но его корабль потерпел крушение у острова Славония. В 1213 году он отправился было в Марокко, но вернулся, заболев в пути.

Святая Клара и Орден Бедных Дам

В 1212 году к Францисканскому движению примкнула первая женщина – 18-летняя Кьяра (Клара) Оффредуччо из богатой ассизской семьи, которой Франциск помог бежать из дома. Позже, в возрасте 21 года, она возглавила женский монастырь, который разместился в доме у первой отремонтированной Франциском церкви (святого Дамиана). В конце жизни из-за болезни Клара не могла участвовать в мессах, но её посещали видения, в которых она видела мессу на стене своей комнаты. На этом основании, в 1958 году папа Пий XII объявил её покровительницей телевидения. Умерла она 11 августа 1253 года – на следующий день после получения папской буллы, утверждающий написанный ею устав женского монашеского Ордена Бедных Дам (Бедных Кларисс). В 1258 году была причислена к лику святых. А в 1255 году в разных странах было уже более 120 монастырей Ордена Бедных Кларисс.


Simone Martini. Клара Ассизская. Изображение в базилике святого Франциска, Ассизи, XIV век


Базилика Санта Кьяра (святой Клары)


Ряса и мантия Святой Клары

Успехи Франциска и официальное утверждение Ордена миноритов

В 1212 году было образовано братство терциариев-миноритов, в которое могли входить миряне. А в 1216 году новый папа Гонорий III сделал Франциску невероятный подарок: пожаловал индульгенцию всем, кто 2 августа посетит Порциункулу – маленькую часовню францисканцев, расположенную у холма близ Ассизи (Ассизское прощение). С тех пор это паломничество стало традицией, а Порциункула ныне укрыта под сводами Базилики святого Франциска в Ассизи (это один из шести великих храмов Католической Церкви).


Базилика святого Франциска, Ассизи


Порциункула в Базилике святого Франциска

Интересно, что холм у Порциункулы ранее назывался «Адским», поскольку на нём казнили преступников. Но после строительства там монастыря Сакро Конвенто (начато в 1228 году), холм стали называть «Райским».

Ассизи, монастырь Сакро Конвенто

Здесь же возвели Базилику святого Франциска (фрески для которой писал Джотто), куда в 1236 году было перенесено его тело. Около Базилики стоит конный памятник Франциску, который вызывает некоторое недоумение. Дело в том, что в Италии существует поговорка «Andare con il cavallo di San Francesco» – «ехать на лошади святого Франциска». И означает она «идти пешком» – как святой и его ученики.


Памятник Франциску Ассизскому

Но вернемся в май 1217 года, когда было решено организовать францисканские провинции в Тоскане, Ломбардии, Провансе, Испании, Германии и Франции, куда отправились ученики Франциска, причем сам он намеревался перебраться во Францию, но его отговорил кардинал Уголино ди Сеньи Остийский (племянник Иннокентия III), с которым он и отправился в Ватикан.

Предание гласит, что в 1218 году кардинал Уголино Остийский (будущий папа Григорий IX, который канонизирует и Франциска, и Доминика), предложил им объединить свои Ордена в один, но Франциск отказался.


Папа Григорий IX

В том году популярность Франциска в Италии достигла своего пика, его повсюду встречали настоящие толпы благодарных слушателей, к нему приносили больных, некоторые целовали землю у его ног и просили разрешения отрезать в качестве реликвии кусочек его рясы. На праздник Троицы 1219 года вокруг хижины Франциска (близ Ассизи) его последователями было построено около 5 тысяч шалашей.

В 1219 году Франциск все же сделал попытку обращения мусульман, отправившись в Египет, где как раз в это время армия крестоносцев осаждала портовый город Дамьетту.


Осада крестоносцами Дамьетты

Здесь Франциск направился в лагерь противника, где, разумеется, сразу же был схвачен, но ему повезло – удивленные бесстрашным поведением странного «франка», воины отвели его к султану. Малик аль Камель принял его вполне благожелательно, но отрекаться от Ислама, конечно, не пожелал, пообещав лишь милостиво обходиться с пленными христианами. С крестоносцами Франциск находился до взятия Дамиетты. Посетив затем Палестину, Франциск в 1220 году вернулся в Италию, где уже прошел слух о его смерти. Пока он «ходил по миру, как божье прощение» (Честертон), один из «братьев» отправился в Рим с уставом нового монашеского Ордена, а заместитель Франциска изменил устав Ордена и разрешил принимать пожертвования, ибо «не в человеческой природе отказываться от богатств». Увидев в Болонье построенное для Ордена богатое здание, Франциск спросил: «С каких это пор оскорбляют Госпожу Бедность»?

Но сносить эту постройку, либо отказываться от неё, как вы, наверное, догадались, никто не стал.

В общем, прежнего положения и власти в Ордене у Франциска теперь не было, и не будет уже никогда.

На собрании членов Ордена в Порциункуле и Вицундине (1220 либо 1221 г.г.) 5000 братьев и 500 кандидатов, демонстрируя всяческое уважение к своему духовному лидеру, требовали смягчить суровые правила. Не в силах ни пойти им навстречу, ни бороться с ними, Франциск уступил пост главы ордена Петру Каттанейскому, которого через год сменил «брат Илиа».

В административные и хозяйственные дела Ордена Франциск уже не вмешивался, но полностью от дел пока не отошёл. В 1221 году при его активном участии было создано ещё одно отделение Ордена – теперь оно носит название Ордена Кающихся Братьев и Сестёр (Братья и Сёстры Покаяния). В нём состоят люди, которые не могут оставить Мир, но помогают францисканцам и клариссам, и соблюдают некоторые ограничения: например, не берут в руки оружия, не участвуют в судебных тяжбах. Устав этого Ордена был утвержден в 1289 году.

Пользуясь своим авторитетом, в 1223 г. Франциск написал новый свод правил для своих братьев, сократив количество глав с 23 до 12, в которых подтверждались три обета – послушания, нищеты и целомудрия. В том же году этот устав был утвержден папой Гонорием III.


Папа Гонорий III


Джотто ди Бондоне, «Святой Франциск перед Папой. Утверждение Устава Ордена»

Уже фактически существующая организация теперь была официально признана Римом и получила название Орден братьев-миноритов, членов которого чаще называли (и называют) францисканцами. Его возглавил «генеральный министр», которого часто называют генералом.

В Англии миноритов называли также «серыми братьями» (по цвету их ряс). Во Франции – «кордельерами» (из-за веревки, которой они опоясывались – corde, cordage). В Германии – «босоногими» (ходили в сандалиях на босу ногу). А в Италии – часто просто «братьями».


Ряса францисканского монаха-обсерванта (тех, что отстаивают «право быть бедными»). У францисканских Братьев Меньших Конвентуальных ряса серая или черная


Символом нового ордена стали две руки: Христа (обнаженная) и Франциска (одетая в хабит – облачение монаха-минорита), поднятые к гербу Иерусалима. Девизом – фраза «Мир и добро».


Герб францисканцев в базилике Благовещания, Назарет


Герб францисканского Ордена на пятой остановке Via Dolorosa, Иерусалим


Францисканский герб в монастырской церкви Сан-Антонио де Падуя, Гран-Канария

В том же 1223 году Франциск выступил инициатором воссоздания в церквях накануне Рождества обстановки Вифлеема и стал основоположником обряда почитания Святых Яслей.

Ватикан, Собор Святого Петра, Рождественская композиция

Пиррова победа Франциска

Поскольку Франциск и его ученики осуждали стяжательство священников и церковных иерархов и не одобряли владение Церковью материальными благами, первое время им было запрещено проповедовать мирянам. Но скоро этот запрет был снят, а в 1256 году францисканцы получили право преподавания в университетах, при этом на работу они принимались «вне конкурса», что даже вызвало во Франции «бунт» других профессоров, не являвшихся членами этого Ордена. Одно время францисканцы были популярны в качестве духовников коронованных особ Европы, но впоследствии были вытеснены с этих должностей иезуитами. Дальше – больше: францисканские монахи стали выполнять обязанности инквизиторов в Венссене, Провансе, Форкальке, Арле, Эмбрене, городах центральной Италии, Далмации и Богемии.

Но именно эти успехи стали роковыми для великого дела Франциска.

Трагедия жизни Франциска заключалась в том, что его многочисленные последователи были не святыми, а обычными людьми, и вовсе не хотели быть нищими. Пока Франциск был рядом, сила его примера заражала людей, но когда он покидал учеников, искушение тут же проникало в их сердца. Ещё при жизни Франциска, основная часть монахов отказалась от его идей. Седьмой по счету генерал Ордена Джованни Фиданцца в 1273 году стал кардиналом, в руководстве Ордена появилось и несколько епископов.

Вероятно, это было и к лучшему: легко предположить, что ожидало бы цветущую Италию, если бы после смерти Франциска осталось достаточное количество его учеников, столь же фанатично преданных идеям «праведной бедности», но менее миролюбивых. Вспомним доминиканца Джироламо Савонаролу, фактически правившего Флоренцией в 1494-1498 г.г.: он предложил женщинам закрывать лица, подобно мусульманкам, а вместо карнавалов устраивать шествия детей, собирающих милостыню. Во Флоренции было запрещено производство предметов роскоши и устроено «сожжение суеты» – картин, книг (в том числе Петрарки и Данте), игральных карт, дорогих предметов обихода. Сандро Ботичелли тогда лично принёс на костер непроданные картины. А Жан Кальвин в Женеве, по словам Вольтера, «широко растворил двери монастырей, но не для того, чтобы все монахи вышли из них, а для того, чтобы загнать туда весь мир». В «протестантском Риме» священники регулярно приходили в дома, чтобы проверить, достаточно ли скромны ночные рубашки жён своих прихожан, и убедиться, что на кухне нет сладостей. Дети в Кальвинистской Женеве с удовольствием доносили на недостаточно благочестивых родителей. В общем, пусть подвижники остаются подвижниками, а обычные люди, со всеми их достоинствами и недостатками – обычными людьми. Так будет лучше для всех.

У Франциска же, видимо, в конце жизни не было ни сил, ни желания, отстаивать свою точку зрения. Ещё в 1213 году граф Орландо ди Кьюзи подарил ему гору Ла-Верна в Тосканских Апеннинах у Казентинской долины (высота на 1200 метров): «нагромождение суровых скал при слиянии Тибра и Арно», – так описал её Данте.

На эту гору и отправился Франциск всего с тремя спутниками в начале 1224 года, в небе над Ла Верной ему было видение гигантского креста, после чего на его ладонях появились стигматы – кровоточащие следы от гвоздей, знаки пяти ран распятого Христа.


Джотто ди Бондоне. «Святой Франциск, получающий стигматы»

После этого состояние его резко ухудшилось, он страдал от постоянных болей во всем теле и почти полностью ослеп. В сентябре 1225 года он в последний раз посетил монастырь Клары и первую отремонтированную им церковь – святого Дамиана. Зиму этого года Франциск провел в Сиене, оттуда его перевезли в Кортону. Уже умирающего Франциска с большими предосторожностями увезли в Ассизи – сопровождающие опасались нападения традиционных соперников из Перуджи, которые желали завладеть ещё живым подвижником, чтобы потом иметь возможность похоронить его в соборе своего города. В Ассизи Франциска поселили во дворце епископа, откуда перед смертью он был перенесен в Порциункулу.


Джотто ди Бондоне. «Оплакивание святого Франциска». Флоренция, базилика Санта Кроче, капелла Барди


Ряса Франциска, бывшая на нем в час смерти

Франциск умер 3 октября 1226 г. в возрасте 45 лет.

Гробница святого Франциска в крипте Нижней церкви San Franchesko в Ассизи

Утверждают, что в год его смерти численность монахов Ордена миноритов достигала 10 тысяч человек.

Франциск был канонизирован в 1228 году. И уже в сентябре 1230 г. папа Григорий IX в булле «Quo elongati» заявил, что «Завещание» святого (с требованием оставаться бедными) «имеет лишь духовное, но не юридическое значение. Чтобы узаконить многочисленные приобретения Ордена, в начале XIV века его имущество было объявлено принадлежностью Церкви, лишь предоставляемой ею францисканцам.

В 1260 г. избранный главой ордена Джованни Фиданца (кардинал Бонавентура) на созванном им Генеральном Капитуле настоял на принятии так называемых «Нарбоннских конституций», где было осуждено «чрезмерное увлечение бедностью». Также подверглось осуждению распространенное среди части францисканцев мнение, что «учение никчёмно для восхождения к святости».


Витторио Кривелли. Святой Бонавентура. Около 1500 года. Рейксмузей, Амстердам

В Ордене возникла оппозиция к нововведениям, что вылилось в движение спиритуалов (мистических францисканцев). А так как их протест неизбежно принимал социальные формы (осуждение алчных и неправедных иерархов), спиритуалам было предъявлено стандартное обвинение в ереси. В 1317 г. папа Иоанн XXII под страхом отлучения приказал им подчиниться власти основного (конвентуального) крыла Ордена. Многие из них отказались – их стали называть фратичелли («полубратья»). В 1318 г. четверо из них были сожжены инквизицией, а в 1329 году папа Иоанн XXII и вовсе отлучил «радикалов» от Церкви. Как еретиков спиритуалов осуждали вплоть до 1517 года, когда папа Лев Х в буллой «Ite vos» разделил Орден: появились Братья Меньшие Обсерванты (отстаивавшие свое право «быть бедными») и Братья Меньшие Конвентуальные. А в 1525 году часть монахов, под руководством Маттео Басси выделилась в орден капуцинов («Меньшие братья отшельнической жизни»), который в 1528 году папой Климентом VII был признан самостоятельным.


Ряса монахов-капуцинов.
Капуцинов было легко узнать по остроконечному колпаку (именно за него они и получили своё название). Предание утверждает, что монахи этого Ордена первыми стали добавлять в кофе молоко – чтобы оно очистило «греховный напиток»: так появился «капучино».


Лишь в конце XIX века папа Лев XIII добился восстановления единства всех этих групп.

Частью францисканского Ордена являются женский орден бедных кларис и Орден мирян святого Франциска (терциарии), в число которых когда-то входил даже французский король Людовик IX.

К началу XVIII века Орден францисканцев имел в своем подчинении 1700 монастырей, в которых жили 25 тысяч братьев.

Папами римскими стали шесть францисканцев (Николай IV, Целестин V, Сикст IV, Сикст V, Климент XIV, Пий IX).

Имена некоторых францисканцев остались в истории науки. Вот некоторые из них.

Роджер Бэкон (прозванный «Удивительным доктором»), профессор Оксфорда, философ, математик и алхимик, изобрел лупу и линзы, с помощью которых читал и писал до старости.


Роджер Бэкон, гравюра XVI века

Уильям Оккам, философ и логик, прозванный учениками «непобедимым». Среди этих учеников был и небезызвестный Жан Буридан.


Бертольда Шварца считают европейским изобретателем пороха.

Фра Лука Бартоломео де Пачоли (1445-1517 г.г.) стал основоположником принципов современной бухгалтерии, автором учебника коммерческой арифметики, трактатов «Сумма арифметики, геометрии, отношений и пропорций» и «Об игре в шахматы», многих других трудов. Его трактат «О божественной пропорции» был проиллюстрирован Леонардо да Винчи («его неописуемой левой рукой» – так сказал сам Пачоли).


Леонардо да Винчи, иллюстрация к трактату Пачоли о Божественном сечении

Пачоли и да Винчи были друзьями, и в октябре 1499 года они вместе бежали из Милана, захваченного войсками Людовика XII.


Якопо де Барбари. Портрет фра Лука Пачоли
Лука Пачоли в рясе францисканского монаха даёт урок геометрии

Обратите внимание на лицо ученика Пачоли: очень похожее мы видим на автопортрете, написанный Дюрером в 1493 году:


А. Дюрер, Автопортрет

Альбрехт Дюрер встречался и с Якопо де Барбари в Венеции в 1494-1495 г.г., и с Пачоли в Болонье в 1501-1507 г.г. В одном из писем того времени Дюрер писал, что в Болонью он отправился «ради искусства, поскольку там есть человек, который научит меня тайному искусству перспективы». Скорее всего, речь идет именно о Пачоли.

Бернардино де Саагун стал автором «Всеобщей истории о делах Новой Испании» – первого труда, повествующего об ацтеках и их культуре. Его собрат Антонио Сьюдад-Реаль составил шеститомный словарь языка майя.

Гильом де Рубрук по приказу французского короля Людовика IX в 1253-1255 гг. совершил путешествие от Акки (Акра, Северная Палестина) до Каракорума (через Константинополь и Сарай) и написал книгу «путешествие в восточные страны».


Путешествие Рубрука, карта

45 францисканцев были канонизированы после их казни в Японии во времена гонения на христиан в этой стране.

Терциариями Ордена миноритов были Данте, Петрарка, Микеланджело и Рабле.

Антонио Вивальди был аббатом миноритского монастыря в Венеции, свою карьеру музыканта он начинал учителем музыки в приюте для девочек-сирот.

А причисленный к лику блаженных испанец Химелес Малья Сеферино (погиб в 1936 году во время Гражданской войны), был «назначен» Иоанном Павлом II покровителем цыган.

Из других известных францисканцев можно вспомнить легендарного брата Тука – одного из самых известных и популярных соратников не менее легендарного Робина Гуда.


Луис Рид, «Робин Гуд, Маленький Джон и брат Тук», иллюстрация 1912 г.

Одним из героев трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» является брат Лоренцо – монах веронского францисканского монастыря Сен Дзено, а Вильгельм Баскервильский – главный герой романа Умберто Эко «Имя розы».

В настоящее время членами Ордена миноритов являются около 18 тысяч человек, францисканцы сохраняет влияние во многих католических странах. Наследники нищего Франциска владеют немалой собственностью, имеют собственные университеты, колледжи и издательства.


Францисканский монастырь в городе Хвар, Хорватия


Францисканский монастырь в Пинске, Белоруссия

Монахи этого Ордена живут и проповедуют в Европе и Азии, в Северной и Южной Америке, в Африке и Австралии.

Картина дня

наверх