Поздняя Римская Республика, ч3. Помпей (70-62г до н.э.)
В предыдущих сериях:
Поздняя Римская Республика, ч1. Марий (105-78г до н.э.)
Поздняя Римская Республика, ч2. Помпей (83-70г до н.э.)
Сегодня поговорим за что Помпея, таки, считают по настоящему Великим — его азиатские походы. Там он просто паровым катком прошелся по региону и уничтожил все независимые государственные образования до каких сумел дотянуться.
Всего за несколько лет.Краткое содержание: Немного о том, как работает Римская республика, война с пиратами и Митридатом, завоевание Римом Малой Азии.
Мы подходим к самой интересной, безумной и прославленной части жизни Помпея Великого. Война с Серторием была тяжелой и кровавой, но это были местечковые салочки по горам и перевалам Иберийского полуострова, хоть и слегка затянувшиеся. Да и сама Серторианская война была частью гражданской войны 83-82г, её последним эпизодом. А между тем каждый второй римский школьник хочет завоевать мир как Александр Македонский, дойти до Индии, найти за границами изученной Ойкумены каких-нибудь невиданных людей и убить/поработить их во славу Рима, Помпей не был исключением. Но обо всем по порядку.
Очень удачно попалась на глаза карта 70г до н.э. Именно это хозяйство ему предстояло серьезно приумножить в самое ближайшее время.
Красс и Помпей получают должности консулов на 70г до н.э. что означает, де-факто, тихий государственный переворот. Но для того чтобы понять чего вообще происходит, надо разобрать римскую внутреннюю политику, этот отмирающий выкидыш республиканского строя. Как и в любом нормальном государстве планеты, в Риме всегда шла борьба между привилегированным меньшинством и бесправным большинством. К середине второго века внутри общества сложилось две группы по интересам, популяры и оптиматы. Оптиматы представляли наследственную аристократию и базировались в Сенате. Популяры изначально опирались на плебс, а потом и на провинциалов в целом. Их инструментом отстаивания своих интересов было Народное Собрание. Надо понимать, что игры эти были не про народ и свободу, а вокруг власти и денег. Популяры были вполне себе респектабельными патрициями а не сельским быдлом. Прост просенатская и антисенатская партии, одни хотят всю власти Сенату, другие хотят наоборот, а народ смотрит на это и глазами хлопает, "патриции совсем ебанулись", думает.
Народный трибун затирает плебеям кто тут кандидат от народа. Некоторые вещи не меняются.
Касательно нашей истории, к началу 1в до н.э Республика стала совсем неуправляемая. Силы группировок практически сравнялись, а Народное Собрание превратилось в этакий "Сенат для граждан", имеющий с "Сенатом для патрициев" схожие и кое-где пересекающиеся полномочия. Что превращало политическую жизнь Республики в бесконечный цирк с конями, который периодически заканчивался уличными побоищами и политическими убийствами. Видным деятелем популяров был Гай Марий, а Сулла был оптиматом до мозга костей и считал что только высшая власть Сената спасет Республику от гибели. То что он устроил в этом Сенате дикую резню и заполонил его разным левым народом не должно вас смущать: Сулла считал что Отечество могут спасти массовые расстрелы и равное представительство в Сенате всех политических субъектов Республики. Чтобы у тех было меньше потребности ломиться во всякие Народные Собрания. Последние он вообще отменил, как и все остальные демократические преобразования, сделанные популярами за полсотни лет до этого. Сулла верно рассудил, что проблемы аристократов и проблемы аристократии это не одно и тоже, и чтобы вторая не вырождалась первым надо пускать кровь. В итоге Сенат и партия оптиматов к концу его диктатуры (79г до н.э) серьезно набрали политических очков, а популяров загнали в подполье и маргинализировали.
Реакция аристократов на сулланские реформы
Но уже к середине десятилетия оптиматы расправили плечи, и смогли воспользоваться дарованными им Суллой преимуществами, и очень сильно набрали очков. Помпей и Красс, когда-то видные деятели сулланской партии, в 70г до н.э. пришли к тому, что сенатское большинство серьезно ограничивает свободу маневра и стоит на пути к власти. Поэтому во время своего консульства они провели реформы в пользу популяров, запилив обратно Народное Собрание, присматривающих за Сенатом народных трибунов, присматривающих за аристократией цензоров, устроили в самом Сенате массовые чистки и так далее. Короче, откатили политическую жизнь Республики в тот ебаный бардак, который привел к войне Мария с Суллой и с которым последний так старательно боролся. Именно через Народное Собрание ломанется к власти популяр Юлий Цезарь, например, которому без этих реформ пришлось бы искать другие пути.
Цезарь доволен что ребята расчищают ему дорогу, разваливая систему сдержек и противовесов в Республике.
Всё это было, отчасти, самозащитой от сенатской олигархии, которая точила зубы на обоих консулов. Крассу и Помпею пришлось заключить временный союз, несмотря на взаимную неприязнь. Слишком много власти и влияния набрал что один что другой, и ради ее сохранения надо было что-то делать с враждебными оптиматами. И они не нашли ничего лучше, чем восстановить разгромленную партию популяров, дать им окрепнуть а потом стравить с оптиматами, чтобы они там рубились между собой, и не мешали обоим работать. В моменте решение верное, но для Республики имело фатальные последствия.
После окончания консульства оба стали частными лицами, но при этом их политический вес в Риме настолько возрос, что они продолжили влиять на жизнь Республики даже без формальной власти. С этого момента Красс пропадает из политики на целое десятилетие и занимается своими делами, оставаясь в тени. Помпей же берет существенно меньшую паузу.
Война с пиратами
Если ваша посудина не умеет вот так, то в море в те годы лучше было не выходить.
Пиратство во все времена было проблемой на море, тем более Средиземном. Каждая держава пыталась держать свою акваторию под контролем, обеспечивая относительный порядок, но полностью избавится от пиратов никогда не удавалось. Тем не менее, пока Рим еще сидел у себя на полуострове, а на всей акватории Средиземноморья была целая куча всяких государств, обеспечивающих порядок, можно было жить. Трудности начались тогда, когда Рим переломал ноги сначала Карфагену, а потом Коринфу и Греции в целом. Сами римляне воду не любили, морской державой не были и море не контролировали. А тех кто его мог контролировать они благополучно уничтожили.
Во-вторых, серьезно прибавившая в весовой категории Республика, располагающаяся теперь на трех континентах, очень сильно зависела от морской логистики. По морю доставлялись войска, а обратно плыли караваны с награбленным добром, там же были проложены основные торговые маршруты, по морю в Италию доставлялось продовольствие и так далее.
Ну и в-третьих, так как Рим обладал отличной сухопутной армией и неплохим флотом, но очень страдал от ударов по собственным коммуникациям. Что Митридат в Азии, что Серторий в Испании активно использовали пиратский флот для борьбы с Республикой. И если флот боевой Митридата римляне разбивали в морских сражениях с переменным успехом, в итоге и вовсе уничтожили, а у Сертория его вообще не было, то с пиратскими рейдами у себя на коммуникациях сделать не могли практически ничего. Да и просто это был очень выгодный бизнес. Лута у римлян было много, а у всяких голожопых киликийцев или критян его совсем не было. Зато был опыт мореходства, много отмороженного народа и желание пощупать Республику за всякое.
Всё это накладывалось на постоянные терки в Сенате, где все понимали что надо что-то делать, но никто ничего не делал. Периодически объявляемые в разных регионах Средиземноморья режимы КТО приводили к тому, что пираты узнавали о скорой облаве еще раньше чем сами исполнители облавы. После чего уходили в другую акваторию, пока операция не заканчивалась, потом возвращались. Торговля, фактически, встала, нормально перевести ченить ценное не было никакой возможности. В Риме резко повысились цены на жрат, а пиратские шайки превратились во вполне себе крупные флоты и начали выжигать побережье, прям как викинги через тысячу лет после описываемых событий. Рим взвыл, ТАКОГО с ним еще не делали. Это было настоящее изнасилование, усугубляющееся тем, что славную Республику гнул в бараний рог не Митридат или другой великий завоеватель, а куча каких-то бомжей.
Пираты взяли хороший лут и радуются жизни. Они ещё не знают что скоро их самих возьмут за жопу.
В этот момент не было лучшего способа набрать политических очков, чем очистить море и наладить торговлю. Но для этого требовались решительные меры по всему Средиземноморью. В 68 г до н.э. в Народное Собрание вносится Закон Габиния, проект от партии популяров по предоставлению невиданных ранее полномочий одному лицу: весь римский флот, два десятка полководцев в подчинении, 120к солдат и возможность отдавать любые распоряжения территориям на 80 км вглубь побережья. Сенат был против, но после чисток Красса и Помпея находился в ощутимом упадке и помешать не смог, закон прошел. Поручили это дело Помпею, лучшему римскому полководцу, который сделал круглые глаза и как бы очень удивился столь неограниченным полномочиям. Это была серьезная победа над оптиматами. Понятное дело, что чуда не происходит если его хорошенько не подготовить, Габиний был человеком Помпея, закон он продавливал с серьезным сопротивлением Сената, но популяры были сильны и у них всё получилось.
Подготовившись за зиму, весной 67г до н.э Помпей начал глобальную чистку и теперь взвыли уже пираты. Помпей разделил Средиземноморье на сектора и поставив в каждом по полководцу с флотом и сухопутными силами для штурма укрепленных пиратских баз. А сам, с лучшими кораблями, начал патрулирование между Корсикой, Сардинией и Сицилией, где сходились основные морские маршруты в и из Италии. Обеспечив бесперебойные поставки в Италию, он начал инспекционную поездку по секторам других полководцев. И оставшись доволен результатом, объявил амнистию всем, кто добровольно сложит оружие. Закошмаренные пираты начали массово сдаваться в плен, быть грозой морей стало очень и очень некомфортно. Помпей всех прощал, забирал корабли и селил подальше от побережья, а тех кто не сдавался - показательно и очень жестоко казнил. Постепенно практически всё пиратское поголовье таким образом либо перешло на берег, либо было уничтожено и на несколько лет моря были очищены. Да, они вернуться обратно на море и пиратство снова расцветет, но пока-что триумф был абсолютный. В Риме все были в восторге, а популяры набрали много политических очков, Помпей стал самым могущественным человеком республики, вся операция заняла один сезон, а ее активная часть и вовсе три месяца.
Римский спецназ вычищает побережье от киликийских боевиков, фото в цвете.
Война с Митридатом.
Однако шел только 66г до н.э, полномочия у Помпея кончались в 64г (никто не думал что компания против пиратов будет настолько молниеносной), а у Рима была и вторая серьезная проблема - Митридат.
Слева каноничный бюст, справа стилизованная моделька Митридата VI Евпатора04
Это был великий человек. Несколько десятилетий он, будучи правителем Понтийского Царства, пытался выкинуть Рим из Азии и это даже получалось. Но к 66г до н.э. его песенка была практически спета. Очень старый и больной, он управлял столь же сильно пострадавшей от бесконечных войн страной, разоренной и уставшей. Третья Митридатова война близилась к завершению, вел ее видный сулланец и оптимат Луций Люциний Лукулл. Но тут в дела военные вмешивается политика. Как раз в этом году практически закончивший войну Лукулл столкнулся с тем, что его легионы начали роптать на то, что война длится слишком долго (а шла она с 74 г до н.э, уже 8 лет). Этим воспользовались популяры, чтобы обвинить Лукулла в сознательном затягивании войны ради обогащения и... распустить его легионы. Вот это поворот! Митридат, царь Понта, и Тигран II, царь Армении возвращают завоеванные у них земли.
На карте стартовый расклад на 74г, начало войны, но к 66г он мало чем отличался. Если не считать того, что как Армения так и Понт были серьезнейшим образом разорены и обезлюдели. Можно сказать что Лукулл выполнил всю грязную работу, теперь осталось только добить
А в Риме идут жаркие политические баталии вокруг Закона Манилия, предусматривающего предоставление Помпею высшего империума на Востоке (право заключать мир, объявлять войну, объявлять народы врагами и друзьями Рима, перекраивать границы и так далее) и наместничество в Малой Азии на время войны с Митридатом. Сенат дал очередной бой и проиграл его, закон прошел через Народное Собрание, оптиматы только зубами скрипели. Помпей получает еще войск и отправляется на Восток, творить Историю.
Прибыв со свежими силами и подчинив себе то, что осталось от армии Луккула, Помпей выдвигается против Митридата. Одновременно он заключает соглашение с Парфией о том, что последняя нападет на Армению и отвлечет ее на себя. Митридат смог выставить в полтора раза меньше сил и качество их было посредственным: всё лучшее что у него было уже сгорело в горниле войн последних десятилетий. Понтийский царь пытается маневрировать, но Помпей навязывает сражение и уничтожает его армию. Митридат бежит в Колхиду и там, через два года, будет свергнут и совершит самоубийство. Больше два великих полководца так и не встретились.
Проиграв в Малой Азии, Митридат уплывает в Боспор и там начинает набирать новую армию, планируя вторгнуться в Италию лично. Но поданные посчитали продолжение войны с Римом массовым самоубийством, поэтому начали бунтовать. А затем и знать вокруг царя предпочла предать Митридата в пользу его сына, Фарнака (это с ним потом Цезарь будет воевать). Всеми преданный, царь решается на самоубийство и принимает яд, но тот не срабатывает из-за наработанного с годами иммунитета. Тогда он приказывает своему телохранителю убить себя (63г до н.э.). После этого Фарнак коронуется царем Боспора, выдает римлянам тело Митридата и мирится с ними.
Помпею плевать на Митридата, он занят более важными вещами — после разгрома Понта его армия идет громить Армению. Но Тигран II решает подчинится неизбежному и приезжает в лагерь Помпея, заключать мир. Армения лишается всех своих завоеваний, выплачивает огромную контрибуцию и становится "другом римского народа" (протекторат). Тигран остается у власти. А Помпей уже спешит дальше, у него огромные ресурсы, всего пара лет времени и столько всего надо успеть.
Великая Армения при Тигране II. Наглядно, «было-стало». Что интересно, вылезать из своих границ и переть в экспансию Армения тоже начала при Тигране, так что всё имперское строительство, от бодрого отхватывания земель у соседушек до финальных пиздюлей и замирения уложилось в правление одного человека.
Кавказские походы Помпея — тема дискуссионная. Кто-то говорит что у старичка «головокружение от успехов» началось, кто-то думает что он путь в Индию искал таким способом, а есть мнение что это было необходимо, дабы обезопасить свежие римские завоевания от набегов с гор, самим набежав туда пока момент подходящий. Так или иначе, после Армении полководец двинул на северо-восток и два сезона рубился с кавказскими государствами, заставляя и их тоже стать "друзьями римского народа", как всегда — удачно. Подчинив Колхиду, Иберию и Албанию и не найдя Митридата (вот так сюрприз, хех), Помпей, не дойдя до Каспия трех дневных переходов поворачивает обратно и возвращается в столицу Армении. Шел 64 год, на севере и востоке всё уже завоевано, пора и на юг обратить внимание.
Достаточно сумбурная, но зато наглядная карта того, как Помпей горцев замирял. Красная-синяя-зеленая-желтая стрелочка.
Южнее Армении, на побережье Средиземного моря, располагалась Сирия, последний осколок некогда великого государства Селевкидов где шла гражданская война. Но Помпею было наплевать кто там с кем и зачем, он просто как-то одномоментно и без особого сопротивления оккупирует страну целиком и война заканчивается, а Сирия превращается в римскую провинцию "Сирия".
Ещё южнее было государство Иудея, где, вы таки не поверите, тоже шла гражданская война: религиозные ортодоксы рубились со более умеренными, светскими иудеями (на самом деле там прост два наследника престола выясняли кто более наследник, но не суть). Помпей сначала поддерживает ортодоксов и объявляет войну их противникам. Но потом его попытались наебать и не выполнить условий сделки (Иудея же) и он решил не разбираться кто тут кто и объявил войну всем. Арестовал лидера ортодоксов, занял Иерусалим, разграбил священный для иудеев храм (или не разграбил, источники путаются. Хотя, зная римлян...) и включил Иудею в созвездие римских протекторатов на востоке. В планах была ещё одна война, но тут умирает Митридат и Помпей решил что хватит, пора возвращаться.
Срезал кусок с карты от 14в н.э, уже имперских времен, для того чтобы читатель понимал, что из себя представляют Сирия и Иудея географически. На ней, правда, есть спойлеры, например Иудея тогда только попала в зависимость от Рима, провинцией её сделает уже Октавиан в 6г н.э. Египет тоже сейчас независимое царство, за которым до кучи закреплен Кипр. На цвета не обращайте внимания, это имперские организационные заморочки, синие — каонсульские (проконсул это типа губернатора) а красные — преторские (пропретор это типа военного губернатора) провинции.
Итоги
Последствия для региона от этой войны были колоссальные. Римский бюджет от налогов с контролируемых территорий удвоился (!). Республика установила свою власть до Кавказа и Иудеи включительно. И если раньше стояла в Азии одной ногой, то теперь осела там всерьез и надолго. Из незавоеванного остался только Египет, где правили Птолемеи. Это было богатое, но совершенно аморфное царство с выродившейся правящей династией, застрявшее где-то в вечности и не на что не обращающее внимание. Через два десятилетия Юлий Цезарь подчинит его походя, парой легионов и за пару месяцев. Из противников же образовалась Парфия, война с которой стала практически неизбежной, так как завоевания Помпея были грубым вторжением в сферу парфянских интересов. Но парфяне не просты, воевать с ними Рим будет еще на протяжении нескольких столетий, с переменным успехом. Помпей закрыл восточный вопрос на очень долгое время, бедняга Красс, возжелавший славных побед, просто не имел альтернативы войне с Парфией, больше противников у Рима в этом регионе не осталось.
Напоследок, тут весь восточный поход Помпея с привязкой к местности. На карте не отображены протектораты, но общий смыл понятен — там где прошли римские легионы все поголовно становились «друзьями и союзниками римского народа», начинали наперегонки платить налоги и учить латынь. Лишь бы легионы не возвращались.
А на сегодня всё. В следующей части поговорим про последствия этих завоеваний для Республики. У которой и так внутренних проблем было дохрена, а тут ещё Помпей всё завоевал. Статус-кво, который кое-как держался на соплях после того как Красс и Помпей откатили сулланские реформы, окончательно пошел вразнос. И в этой мутной воде одна маленькая пешка сумела дойти до восьмой клетки и стать ферзем. Её звали Гай Юлий Цезарь.
Источник: Cat_Cat. Автор: Александр Картавых.
Личный хештег автора в ВК - #Картавых@catx2, а это наше Оглавление Cat_Cat (31.12.2019)
Для интересующихся есть видеоверсия!
Свежие комментарии