Падение Древнего царства; первое Средневековье Человечества
Сегодня мы поговорим за древний Египет, что будет полезно для вас, а меня развлечет и порадует. Устраивайтесь поудобнее, вас ждут несколько страничек специально систематизированного знания.
Сразу же купирую вопрос «а зачем?» однозначным ответом – древний Египет это не про экспонаты в исторических музеях, это про людей в разных обстоятельствах. Стихийное бедствие? Египет спасают его люди. Нашествие извне – спасение в людях. Кары чужестранных богов? Ответ тот же: Египет будет стоять, покуда есть кому его поддержать. Параллели с реалиями современности минимально приведу в выводах. Но есть периоды, когда происходящие события столь глобальны, что определяют будущее современников на века до следующего подобного события.
Речь идёт о Тёмных веках.
Немного поясняющей инфы, прежде, чем мы коснёмся непосредственно первого Большого п…ца (с) в обозримой истории. С недавних пор, века с ХІХ в европах, а в наших палестинах с 2017 – после публикации серии из двенадцати статей уважаемого Вячеслава Шпаковского на ресурсе для военных пенсионеров, стали вполне осознанно говорить о коллапсе бронзового века, как о «первом» Средневековье в истории Человечества.
Автор с этим категорически не согласен! Историческая наука располагает свидетельствами о более ранних, но сопоставимых по масштабах событиях аналогичного характера. Поэтому, рассматривая доступные исторические факты, касательно начала периода Средневековья, автор придерживается убеждения, что описанием граблей следует делиться, на них всё равно кто-то да наступит, но лучше опознать их поздно, чем осознать, что уже поздно предпринимать что-либо. Итак, погнали.
Речь пойдёт о климатическом изменении, разрушившем цивилизацию Древнего Царства, или, как принято у британских учёных - 4.2-kiloyear event. «Событие четыре тысячи двести лет назад», как переводит Гугл-переводчик у меня в голове, характерным женским голосом. Собственно, чем это событие интересно для нас? Падение целой цивилизации из-за стихийного бедствия длинной в сто лет (и четырехсот лет последствий) не может не интересовать представителей последующих цивилизаций. Нам надо быть вооружёнными против подобной ситуации. Но, обо всём по порядку.
Прежде, чем перейти к собственно событию, стоит отметить, что подобное явление имело место не однократно в истории Человечества. Но в культурном плане отметить можно только Средневековье V-XV вв н. э., Коллапс бронзового века XIII до н. э., рассматриваемый в этой статье переход из неолита бронзу XXII до н. э. и 8.2-kiloyear event. Последнее (по хронологии – первое) событие восемь с хвостиком тысяч лет назад, так же сильно изменило жизнь современного человеческого населения, но из-за невысокого общего уровня материальной культуры тогдашних сообществ мы имеем не много свидетельств о его последствиях.
Следует иметь ввиду современную классификацию геологических эпох. В 2018 году Международная комиссия по стратиграфии разделила эпоху голоцена на три периода, причем поздний голоцен, начиная примерно с 2250 г. до н.э., был определен как мегхалийский этап/эпоха. Пограничный стратотип представляет собой образование в пещере Маумлух в Индии, а глобальный вспомогательный стратотип — ледяной керн горы Логан в Канаде. Однако обоснование этого разделения обсуждается, поскольку это событие не было глобальной засухой и не произошло в четко установленные сроки.
Но нас интересует не это событие. А так называемое 4.2-kiloyear event
Засуха 4200 лет назад (2100-е гг. до н. э.) — одно из наиболее тяжёлых, по вызванным им социальным потрясениям, климатических событий голоцена. Засуха длилась в течение всего XXII столетия до н. э. чем способствовала падению Древнего царства в Египте и Аккадской империи в Месопотамии. А также произвела переселение на юго-восток носителей Хараппской цивилизации.
Фаза интенсивной аридизации около 2200 года до н. э. имеет свои маркеры в Северной Африке, на Ближнем Востоке, Красном море, Аравийском полуострове, Персидском заливе, Индийском субконтиненте, и центральной части Северной Америки, а также ледниковых отложениях горной части западной Канады. На Среднерусской возвышенности и в степной зоне Украины, Молдавии, Приазовья первая половина суббареала характеризуется аридизацией климата. По данным археологов, на территории причерноморских степей и на Северном Кавказе нет ни одного захоронения с датировкой между 4100 и 3900 лет назад.
Около 2150 года до н. э. вследствие низкого разлива Нила прекратило своё существование Древнее царство в Египте. Голод, общественные беспорядки и раздробленность продолжались приблизительно 40 лет, пока Египет не был поэтапно объединён в Среднее царство.
Муссоны перестали достигать городов Индской цивилизации, что привело к пересыханию ирригационных каналов, и оттоку населения из Пятиречья на восток. Городские центры цивилизации долины Инда были заброшены и заменены разрозненными местными культурами из-за того же изменения климата, которое затронуло соседние регионы на западе. По состоянию на 2016 год многие ученые считали, что засуха и спад в торговле с Египтом и Месопотамией вызвали крах цивилизации Инда. Система Гаггар-Хакра питалась дождями, а водоснабжение зависело от сезона дождей. Климат долины Инда стал значительно прохладнее и суше примерно с 1800 г. до н.э., что связано с современным общим ослаблением сезона дождей. Засушливость увеличилась, когда река Гаггар-Хакра сократила свое течение к предгорьям Гималаев, что привело к неустойчивым и менее обширным наводнениям, что сделало затопленное сельское хозяйство менее устойчивым. Засуха уменьшила запасы воды настолько, чтобы вызвать гибель цивилизации и рассеять ее население на восток.
Предположительно, с драматической многовековой засухой, которая произошла на Большом Ближнем Востоке, связан массовый приток генов от зебу (Bos indicus) к ближневосточным одомашненным коровам (Bos taurus), произошедший около 4 тысяч лет назад.
На Пиренейском полуострове строительство поселений типа мотильи в период после 2200 г. до н.э. считается следствием сильной засушливости, затронувшей этот район. Недавние исследования показывают, что памятники «мотилла» бронзового века в Ла-Манче могут быть самой древней системой сбора подземных вод на Пиренейском полуострове...
На Аравийском полуострове, в районе Персидского залива произошли внезапные изменения в структуре поселений, стиле гончарных изделий и гробниц. Засуха 22 века до нашей эры знаменует собой конец культуры Умм-аль-Нар и переход к культуре Вади-Сук.
Аридификация Месопотамии могла быть связана с началом более низких температур поверхности моря в Северной Атлантике, поскольку анализ современных инструментальных данных показывает, что значительное, 50%, межгодовое сокращение месопотамского водоснабжения происходит в результате аномально низкой температура субполярной поверхности моря в северо-западной части Атлантического океана. Ведь истоки рек Тигр и Евфрат питаются за счет улавливания зимних средиземноморских осадков.
Аккадская империя в 2300 г. до н.э. пала. Археологические данные свидетельствуют о повсеместном запустении сельскохозяйственных равнин северной Месопотамии и резком притоке беженцев в южную Месопотамию около 2170 г. до н.э. Стена длиной 180 км, «Отпугиватель амореев», была построена через центральную Месопотамию, чтобы остановить вторжение кочевников на юг. Около 2150 г. до н.э. народ кутиев, первоначально населявший горы Загроса, разгромил деморализованную аккадскую армию, взял Аккад и около 2115 г. до н.э. разрушил его. Широкомасштабные сельскохозяйственные изменения на Ближнем Востоке видны в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. Заселение же северных ближневосточных равнин меньшим оседлым населением произошло около 1900 г. до н.э., через три столетия после краха.
Изучение ископаемых кораллов в Омане свидетельствует о том, что продолжительные зимние сезоны шамала около 4200 лет назад привели к засолению орошаемых полей, что привело к резкому снижению урожайности, что привело к повсеместному голоду и, в конечном итоге, к краху древней Аккадской империи.
Так же пострадали регионы Южная и Центральная Азия. Во 2-м тысячелетии до нашей эры в евразийских степях и Южной Азии произошла повсеместная аридизация, в степях растительность изменилась, что, соответственно привело населявшие их племена к более высокой мобильности и переходу к кочевому скотоводству.
Древний Китай. Засуха могла вызвать крах неолитических культур вокруг Центрального Китая в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. В то же время в среднем течении Хуанхэ произошла серия необычайных наводнений, связанных с легендарной фигурой Юя Великого. В бассейне реки Ишу на процветающую культуру Луншань повлияло похолодание, которое резко сократило производство риса и привело к существенному сокращению населения и уменьшению археологических памятников. Примерно в 2000 г. до н.э. Луншань был вытеснен культурой юэси, в которой было меньше и менее сложных артефактов из керамики и бронзы. В китайской письменной традиции с этим временем связана борьба Юя Великого с катастрофическими разливами Хуанхэ. Археологи фиксируют в XXII веке до н. э. окончательный упадок неолитических культур Китая.
Это время было одним из больших потрясений по экологическим причинам. Длительное отсутствие дождей вызвало острую нехватку воды на больших территориях, вызвав крах оседлых городских культур на юге Центральной Азии, Афганистане, Иране и Индии и спровоцировав крупномасштабные миграции. Неизбежно новоприбывшие сливались с постурбанистическими культурами и доминировали над ними.
Древний Египет
В 2150 г. до н.э. Египет пострадал от серии исключительно низких разливов Нила, которые, возможно, повлияли на крах централизованного правительства Старого царства после голода.
Остановимся на нём подробнее. Чтобы считать параллели в развитии государства и общества. На данный момент материала как раз хватит для сравнительного анализа. «Для анализа по сравнению с чем?» - спросит пытливый читатель. А вот это станет понятно в процессе изложения анализируемого материала.
Великая засуха положила конец VI династии Древнего царства в частности, и периоду неолита по современной классификации. Но что же было историческим фоном для окончания неолита? В двух словах – строили пирамиды.
Да, пирамиды были построены в неолите.
V династия поддерживала довольно активные связи с внешним миром: египтяне сохраняли свое присутствие на Синае и в Нубии, воевали в Ливии, поддерживали торговые сношения с Восточным Средиземноморьем; в конце правления династии, при царе Исеси, некий Баурджед совершил плавание в дальнюю страну Пунт (возможно, на побережье Красного моря в районе совр. Сомали), откуда вернулся с добычей. Однако особенно целеустремленной и агрессивной внешняя политика Египта становится при VI династии (ок. конца XXIV — начала XXII в. до н. э.). Цари этого времени посылают своих военачальников сражаться не только в Ливии и на Синае, но и в Южной Палестине. В Финикии опорным пунктом Египта становится город Библ (егип. Кебен), правители которого принимают египетские титулы и чтут египетских богов; делается попытка (правда, похоже, не слишком успешная) заложить для плаваний в Пунт особую морскую базу на побережье Синайского полуострова. Оазисы Ливийской пустыни также становятся опорными пунктами, позволяющими египтянам поддерживать караванное сообщение в обход Нильских порогов с Нубией. Особая роль в поддержании связей с Нубией принадлежала номархам Элефантины на крайнем юге Египта: их надписи рассказывают об экспедициях, приведших к подчинению ряда областей вплоть до третьего порога Нила. Нубия служила для Египта источником многих ценных материалов, в том числе золота. При этом подчинение чужеземных стран строилось на основе не насаждения там постоянной египетской администрации, а скорее признания их местными правителями вассальной зависимости от Египта.
В сущности, основой египетского общества в пору расцвета Древнего царства можно без сомнения назвать царскую власть. Фигура царя находилась на недосягаемой высоте не только для рядовых египтян, но и для его ближайшего окружения (один из высокопоставленных сановников специально отмечает в биографической надписи в своей гробнице, что ему было дозволено поцеловать не землю перед царским престолом, а ногу царя). Это было связано с представлением о роли царя в поддержании маат посредством ритуалов и вытекающей из этого сакрализацией его власти и личности. В то же время столь исключительное положение царя имело прочную основу в самой структуре египетского общества. С исчезновением общины (скорее всего, не позднее начала правления IV династии) в Египте не осталось земли вне владений государства; соответственно, в личной зависимости от царя так или иначе находились все жители страны.
Теоретически все действия, связанные с функционированием государства, исходили непосредственно от царя; поскольку с государством в Египте было связано буквально все, каждый египтянин при исполнении своих служебных обязанностей мог рассматриваться как своего рода зависимое проявление личности царя (егип. хему — слово, означающее, среди прочего, «слуга»). Следствием этого стало своеобразное мировоззрение египтян Древнего царства, в котором главным критерием их самооценки был успех в продвижении по службе (и в особенности личная похвала царя за выполнение того или иного задания). Так, номархи Элефантины Хуэфхор и Пиопинахт, описывая в надписях на стенах своих гробниц экспедиции в Нубию, ни разу не упоминают о проявлениях ими самими или их спутниками личной храбрости, обходят стороной собственные яркие впечатления от далеких стран — все то, что должно было составлять и, несомненно, составляло для них психологическую ценность участия в подобных предприятиях; единственное, на чем они делают акцент, — это практическая польза их экспедиций (прежде всего привезенная добыча) и их оценка царем.
Но то вельможи и номархи. А что же наш любименький средний класс? Мы имеем бесценные свидетельства нравственных установлений для писцов. В то время писец был человеком не просто особой профессии, но наглядно отмеченным божественной благодатью бога мудрости Тота. Тексты писцовых поучений (произведений особого жанра, сложившегося в среде образованного чиновничества и отражавшего его мировоззрение) придают ведущее значение сдержанности в проявлении чувств, приличествующей служилому человеку независимо от того, сколь высокое место в государственном аппарате он занимает. Согласно самому пространному из этих текстов — «Поучению Птахотепа», составленному от имени верховного сановника царя V династии Исеси, — его адресат должен быть послушен и почтителен к вышестоящим, доброжелателен и готов прийти на помощь подчиненным и просителям, не должен ни перед кем превозноситься своей ученостью, сколь велика бы она ни была. Подобный идеальный чиновник все свои помыслы должен сосредоточить именно на достижении успеха по службе: собственно говоря, именно этому призваны содействовать повторяющиеся в поучении рекомендации насчет личной скромности и бесконфликтности в отношениях с людьми.
Личная жизнь такого человека должна протекать исключительно в семье, создаваемой и ради плотских радостей, и ради продолжения рода; женщина в такой семье выступает как вполне равное мужчине создание, с мнением и интересами которого необходимо считаться; однако внесемейная романтическая любовь заслуживает решительного неодобрения как иррациональное чувство, из-за которого многие люди пренебрегли своей пользой и успехом в служебных делах. Определенная эмоциональная стертость «героев» автобиографий и поучений эпохи Древнего царства связана не только с сосредоточенностью их составителей на служебной карьере, но и с тем, что проявление ярких черт в их характере привело бы к акценту на их личных качествах, неуместному в условиях, когда главное и постоянное внимание всех обитателей страны было сосредоточено на ее сакральном правителе.
А остальные? Не правители и вельможи, даже не писцы, что они? Как относились к безальтернативной единоличной деспотии?
Несмотря на, казалось бы, тотальный контроль государства за жизнью общества, египтяне не только не тяготились им, но и связывали с государством (и прежде всего с особой царя) свое благополучие. Даже рядовые работники хозяйств вельмож на рельефах их гробниц выглядят вполне довольными своей судьбой: во время работы они поют и обмениваются шутками при встречах на рынке. На протяжении около 500 лет Древнего царства, египтяне, в отличие от всех известных им соседних племен, жили в стабильном обществе, не знавшем голода и войн. Несмотря на какие бы то ни было имущественные и иерархические различия между собой, они могли ощущать себя равными перед колоссальной фигурой своего сакрального правителя. Все это побуждало египтян вполне искренне считать свое общественное устройство идеальным, созданным богами и находящимся под их прямой защитой.
Но в едином в своих устремлениях обществе природная катастрофа не приведёт к тотальному апокалипсису. Упадок царской власти наступил в одночасье, когда в начале сезона паводка разлив Нила был скуден. Нет, уже в эпоху V и VI династий реальное могущество царской власти в Египте пошло на убыль. Нарастало богатство и влияние знати, что проявилось наиболее явно в убранстве гробниц ее представителей: при V династии весьма пышными становятся погребения столичных вельмож, при VI династии то же самое происходит с погребениями номархов и местной провинциальной знати. Номархи стали передавать свои полномочия по наследству. Целый ряд царей V и VI династий раздает храмам особые (иммунитетные) грамоты, освобождавшие их хозяйства от необходимости предоставлять государству работников в порядке повинности: чрезвычайную щедрость в этом проявил вступивший на престол ребенком и проживший почти сто лет царь VI династии Пепи II (XXIII в. до н. э.).
Именно в год смерти Пепи II случилась череда природных и социальных катастроф, что привела к первым описанным Тёмным векам. Лишь смягчение похолодавшего засушливого климата через 400 лет привело к повторному Объединению Египта, восстановлению цивилизации и второму взлёту страны до статуса сверхдержавы. Конец которому положили уже следующие Тёмные века, с наступлением коллапса Бронзового века.
А что же сам 4.2-kiloyear event? Да ужасно. Как и положено полноценному апокалипсису и началу Тёмных веков.
Со смертью Пепи II, наступил стремительный закат его династии. Его сменила так называемая VII династия. Но нам неизвестно в точности её состав и период. Согласно царскому списку Манефона, к эпохе Древнего царства относилось также правление так называемой VII династии — «семнадцати царей Мемфиса, которые правили 70 дней». Династию эту часто считают ложной и незаконной, и именно отсюда вышло утверждение, что с падением VI династии наступило время смут.
Наступил Первый переходной период (XXII–XXI вв. до н. э.).
Единое государство отсутствовало весь этот период. Регион погрузился в состояние экологической и социальной катастрофы.
«Земля перевернулась подобно гончарному кругу»: экологическая и социальная катастрофа
Засушливый климатический период (аридизация) и снижение уровня нильских разливов привели к сокращению площади орошаемых и возделываемых земель и, соответственно, урожаев. Описание этих бедствий и их последствий можно найти в двух литературных произведениях — «Речении Ипувера», созданном в ту пору, когда они только разразились, и «Пророчестве Неферти», действие которого отнесено еще к эпохе Снофру (которому мудрец Неферти возвещает неизбежное вступление Египта в полосу бедствий и потрясений), но сам текст был записан уже по завершении I Переходного периода, в начале правления XII династии (середина XX в. до н. э.).
Согласно манускрипту «Пророчество Неферти», уровень Нила настолько снизился, что местами реку стало возможно перейти вброд, а речные суда перестали «находить путь» (садились на мель). Сановник Ипувер, вероятно, действительно бывший автором первого из этих текстов, говорит, что «страна превратилась в пустыню», многозначительная фразочка, однако. Жрец, наверное. С одной стороны, ее можно понять, как указание на экологическое бедствие, в результате которого Египет лишился обычных для него обильных урожаев; с другой стороны, она означает, что Египет перестал выполнять свою роль уникального во всем мире региона, где осуществляется служение богам, и уравнялся с остальными странами, которые обыкновенно и именовались словом хасет («нагорье, пустыня»). Нормальные контакты Египта с чужеземными странами, призванные обеспечивать ему недостающее сырье (в частности, доставка кедра, в том числе, для луков, через Библ) были прерваны. В обоих текстах есть упоминания о стремящемся к пастбищам Египта потоке кочевников, с периферии, которая также сильно пострадала от аридизации; впрочем, эти потоки так и не превратились в сколько-нибудь организованное и массированное вторжение. Зато небывалые потрясения постигли устои внутренней жизни Египта: по яркому выражению Ипувера, «земля перевернулась подобно гончарному кругу».
По мнению некоторых исследователей, включая и автора этих строк, произведение Ипувера содержит описание вполне конкретного события — беспрецедентного мятежа, разразившегося в столичной области Мемфиса из-за неспособности царя VIII династии Нефериркара II справиться с бедствиями. Отряды мятежников разгромили столичные учреждения, разграбили хранилища зерна и других запасов, посягнули даже на царский дворец и пирамиды, в результате чего ритуал царского погребения стал всеобщим достоянием. Вслед за этим восстанием наступило полное разрушение общественной иерархии, существовавшей в эпоху Древнего царства: на какое-то время лидеры восставших, благодаря награбленному добру, сравнялись с представителями прежней элиты, зато последние сплошь и рядом стали впадать в оскудение. Большинство же остального населения Египта разочаровалось во властной системе, на очно видя, что нынешние скоробогатые властители не представители богов, но обычные склочные твари, не достойные особого почтения. Это к вопросу третьего из ментальных сходств египтян неолитического Древнего царства с нашими (ХХІ в. н. э.) современниками.
«Речение Ипувера» пестрит противопоставлениями наподобие: «Не имевший слуг обзавелся челядью; кто был начальником — выполняет теперь повеления… Владелец ложа спит на земле, проводивший ночи в убожестве стелет себе кожаное ложе».
Понятно, что в условиях разгрома столицы прежняя центральная царская власть утратила контроль за страной и реальное влияние перешло к местным правителям. Уже в начале XXII в. до н. э. в Гераклеополе на севере Верхнего Египта начинает править IX династия. Сначала она существует параллельно с последними царями VIII династии, которые изначально имели столицей Мемфис, но к концу своего правления переместились на юг страны.
Но власть на местах принадлежала совсем не царям. На долгие сто лет номы и оазисы впали в анархический (в плохом смысле) произвол местных царьков. Без централизованного управления сложное административное устройство приходило в упадок, в стране бродили разбойничьи шайки, чернь, которая грабила заупокойные храмы и усыпальницы. И к началу Первого переходного периода почти все пирамиды и усыпальницы наследников престола и высоких сановников были разграблены и опустошены. Северные провинции периодически подвергались набегам азиатских кочевников и ливийцев
В условиях экологического кризиса ни царская власть, ни местные правители не были способны защищать население и поддерживать его благосостояние с тем же успехом, что и в эпоху Древнего царства. С упадком централизованного бюрократического аппарата положение человека в обществе стало определяться в большей степени его личным богатством, а не должностью: поэтому среди тех чиновников, которые находились в это время на государственной службе, пышным цветом распускаются взяточничество и иные злоупотребления.
Отношения государства со своими подданными становятся жестче, чем прежде: в «Поучении», адресованном гераклеопольским царем второй половины XXI в. до н. э. Хети III своему сыну и преемнику Мерикара, несмотря на несклонность его автора к жестокости, рекомендуется смирять мятежи а тем более подстрекательство к ним самым бескомпромиссным насилием; а в «Пророчестве Неферти» с ужасом, как об отступлении от вековых устоев египетской государственности, говорится о времени, когда «на речения уст ответят ударами палок». Похоже, что в этих условиях, когда меньше всего приходилось рассчитывать на содействие государства, а способной пережить едва ли не любые потрясения независимой сельской общины не существовало уже много веков, ведущую роль в обществе стали играть незнатные, но образованные люди, обеспечивавшие свой достаток собственными усилиями, независимо от государства (не исключено, что именно такое значение имеет часто встречающийся в текстах I Переходного периода термин неджес — букв, «маленький, убогий», что апеллирует к социальному происхождению этих людей).
Очевидно, именно по инициативе неджесов в этих произведениях настойчиво обсуждается вопрос: кто виноват в том, что египетская государственность, созданная еще в начале времен богами и возглавляемая сакральным правителем, сыном бога солнца, переживает столь тяжелые потрясения?
Крах Древнего царства носил, судя по источникам, характер скоропостижного бедствия и вряд ли мог быть закономерным результатом означенных негативных, но накапливавшихся сравнительно медленно процессов. Вероятнее всего, он был резко ускорен произошедшими за короткий срок природными изменениями и социальными потрясениями, с которыми государство Древнего царства справиться не смогло.
За многие века отсутствия в Египте института общины обитатели долины Нила привыкли связывать свое благополучие не столько с собственными усилиями, сколько с деятельностью государства, фактически отождествлявшегося с образом сакрального царя и в силу этого мыслившегося не как социальный институт, а скорее как важнейший компонент мироздания! Собственно говоря, к такому представлению подводило и действительно очень высокое участие египетского государства в поддержании благополучия общества, которое осуществлялось с редкостным для столь ранней поры успехом на протяжении всего Древнего царства. Экологическая же природа бедствия, обрушившего стабильность государственности III тысячелетия до н. э. и открывшего I Переходный период, тем более побуждала египтян видеть в его наступлении не просто социальную, но космическую катастрофу.
Сановничество же предпринимало заметные сквозь тысячелетия усилия для поддержания собственного посмертного статуса. Их гробницы, не столь масштабные как пирамиды IV династии, но не менее богато обставленные, предположительно, с использованием погребального инвентаря предыдущей эпохи, сохранились до сих пор.
Выводы. Просты и очевидны. Люди, жившие в период Средневековья, не знали, что время их жизни пришлось на него. А когда начинали допускать подобные соображения, уже вовсю длились Тёмные века. Целью данного текста автор полагает позабавить читателей параллелями с современностью. Какими?
Ну как же: престарелый правитель со сверхдлительным правлением? Пепи II – дорогой Леонид Ильич. Чек. Климатическое изменение. Да у нас Аральское море высохло! Чек. Разгул преступности, падение морали, возвышение нуворишей? Чек. Падение интеллектуальной деятельности? Ну х/з, наверное, всё-таки нет… Все ж поумнели. Мировые научные открытия на уровне серединки прошлого века? Х/з. Жители периферии рванули в столицу? Ни о чём не говорит. Внешнее вторжение? О чём вы? Хетты-грузины ведь не в счёт. Произвол местных властей – не слышали. Вообще – это личное дело каждого, какими считать доставшиеся нам века. Будем же оптимистами, поднимем тост за лучшие времена!
Автор - Андрей Золотаревский
Свежие комментарии