На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Самые дорогие шлемы. Части 10-12

Самые дорогие шлемы. Часть десятая. Шлемы топфхельм

Не так давно один из посетителей сайта ВО задал мне вопрос, какие доспехи сохранились от XII века, и разве тогда была нержавеющая сталь? Удивительно, не правда ли? Почему удивительно? Да просто потому, что в XII никаких доспехов, то есть защитного снаряжения из цельнокованых металлических пластин воины еще не носили, были только кольчуги и вот они-то, хотя и в малом числе, до нашего времени дошли, но очень и очень ржавые. Например, кольчуги из погребения в Гъермундбю или Гнездовских курганов, вернее то, что от них еще осталось. Изделия из металла выкованные в виде пластин – это шлемы. Но если мы обратимся к археологическим находкам этих шлемов, то увидим, как сильно они за минувшие века пострадали от коррозии. Тем не менее, шлемов XIII – XIV вв. Найдено довольно-таки много и все они, безусловно, очень ценные (а значит и дорогие!), хотя ни золота, ни драгоценных камней на них нет.

Самые дорогие шлемы. Часть десятая. Шлемы топфхельм


Давид побеждает филистимлян. Иллюстрация из Библии Мациевского, на которой хорошо видны горшковидные шлемы всадников с усиливающими накладками в виде креста, середина XIII века. (Библиотека Пирпонта Моргана)

Речь пойдет о так называемом шлеме топфхельм (жаргонное название топхелм) – «горшковом шлеме», англ. Great Helm – «большом шлеме», – то есть сугубо рыцарском шлеме для боя верхом, появившемся примерно в конце XII века. Как правило, этот шлем собирался из нескольких, обычно пяти, металлических пластин, соединявшихся при помощи клепки.


Акваманила – сосуд для воды в виде всадника в шлеме топфхельм, 1250 г. Тронхейм. (Датский Национальный музей военной истории, Копенгаген)


«Топхельм» середины XIV века. (Германский национальный музей, Нюрнберг)

Генезис этого шлема очень интересен и заслуживает того, чтобы рассказать о нем поподробнее. Начнем с того, что во времена Карла Великого и позднее вся Европа, включая и легендарных викингов, прикрывала голову сегментными шлемами, либо сфероконической, либо куполовидной формы, о чем нам лишний раз напоминает «вышитое полотно из Байё». Но этот шлем, даже с наносником в виде металлической пластинки, давал плохую защиту для лица. А тут начались крестовые походы, европейским рыцарям пришлось сражаться с конными лучниками мусульман и ранения в лицо стали обычным явлением. В результате уже в 1100 году в Германии, а затем и во Франции появляются шлемы с масками с прорезями для глаз и отверстиями для дыхания. То есть к старым по форме шлемам добавили новую деталь, не более.


Лунет дает Ивэйну волшебное кольцо. Роспись на стене в замке Роденег. «Ивэйн, или Рыцарь со львом» рыцарский роман Кретьена де Труа, 1170 г. На рыцаре типичный «шлем кастрюля с маской».

Однако около 1200 года в добавление к коническим шлемам появляется еще один, уже совершенно новый и ранее неизвестный тип шлема – «шлем кастрюля» или «шлем-таблетка». Выгода от его появления была немалая. Во-первых, он был намного технологичнее сегментных шлемов, так как собирался всего из двух деталей. Во-вторых, он не слишком плотно сидел на голове и хотя удары с него теперь не соскальзывали, в то же время они и цели не достигали, поскольку приходились на Г-образную кромку тульи «кастрюли», прорубить которую было сложнее, чем гладкую пластину толщиной 1,5-мм. Теперь оставались лишь усилить защитные свойства этого шлема с помощью лицевой маски, что и было сделано уже в том же 1200 году. Причем тогда же появились и нашлемные украшения в виде крепившихся на них флажков, поднятых кверху ладоней и орлиных лап.


Изображения воинов в закрытых шлемах из Speculum Virginum (Jungfrauenspiegel «Зеркало девственниц») - дидактического трактата XII века о женской монашеской жизни. Первоначальный текст датируется серединой XII века и, возможно, был составлен в Августинском аббатстве Андернах, основанном Ричардом, аббатом Спрингерсбаха, для его сестры в 1128 году.

Вторым поводом к появлению лицевых масок стала новая тактика боя копьем – куширование, при котором его уже не держали в руках, а зажимали под мышкой. Теперь оставалось только приклепать к этому шлему еще и назатыльник, чтобы получить совершенно закрытый со всех сторон шлем, что и было сделано уже к 1214 году, когда рыцари Англии и Германии в таких новомодных шлемах впервые появились в битве при Бувине. С добавлением назатыльника мы видим уже полностью сформировавшийся вид раннего топфхельма. Но изображения подобных шлемов известны и ранее, а именно с конца XII века, в частности, в миниатюрах из «Энеиды» около 1200 года, на фигурах с алтаря в соборе в Аахене и т. д.


Практически все шлемы, о которых здесь рассказывается, можно увидеть в советском кинофильме 1982 года «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».

Следующим шагом в развитии этого шлема стало появление на его лицевой части острого продольного ребра, так что она теперь приобрела форму острого угла. Это ребро вызывало соскальзывание наконечника копья в стороны, благодаря чему он не успевал передать всю энергию копейного удара в голову, покрытую таким шлемом. Ребро дополнительно укрепили крестообразной накладкой в форме креста, вертикальные лучи которого шли от лба и до подбородка, а горизонтальные – располагались там же, где и смотровые щели, и не давали наконечнику копья соскользнуть в них. Концы лучей креста было принято оформлять в виде трилистника либо цветка лилии. Подобные шлемы хорошо известны по миниатюрам из «Библии Мациевского» (середина XIII века) и многим другим изображениям этого времени.


Вот из таких кованых пластин и состоял «горшковый шлем».


«Шлем из Даргена». Едва ли не самый известный среди всех сохранившихся до наших дней «больших шлемов» и самый растиражированный в современной массовой культуре. Был найден в развалинах замка Шлоссберг, неподалеку от германской деревни Дарген в Померании, в честь которой и получил свое название. Относится ко второй половине XIII века. На средневековых миниатюрах похожие шлемы встречаются с 1250 по 1350 годы. Средний вес около 2,25 кг. (Немецкий исторический музей, Берлин).


В жару поверх шлема можно было надеть и вот такую шляпу! Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Удивительно, но уже в 1220 году в Англии появились шлемы топхельм с забралом, откидывающимся вертикально, а в 1240 году эти же шлемы во Франции и Германии снабдили забралом-дверцей, на петле с левой стороны и «замочком» на правой. Очень жаль, что такие шлемы никто не показал в кино. Это было бы очень забавно! Ну, а с 1250 года в моду вошел классический топхельм в форме слегка расширяющегося кверху цилиндра, и со спущенной на шею передней частью. Верх обычно был плоским. Отверстия для дыхания располагались равномерно по обе стороны. Для защиты от ржавчины шлемы окрашивались.


Шлем с забралом-дверцей. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.


Шлемы с забралом. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

К 1290 году форма «большого шлема» изменилась. Теперь его верхняя часть приобрела конусовидные очертания, а верхнюю пластину стали делать выпуклой. Конструкция такого шлема давала защиту голове спереди, с боков и сзади, смотровые щели были шириной 9-12 мм, из-за чего на ближней дистанции обзор из него был ограниченным. Отверстия для вентиляции, находившиеся ниже смотровых щелей, могли иметь разную форму. Иногда их пробивали так, что получались узоры или изображения (как это было сделано, например, на шлеме Эдуарда Уэльского – «Черного Принца», где эти отверстия были сделаны в виде короны), но чаще просто в шахматном порядке. На поздней разновидности этого шлема – кюбельхельме эти вентиляционные отверстия уже в XIV веке стали располагать исключительно с правой стороны, чтобы не ослаблять металл на левой стороне, наибольшим образом подверженной ударам копий противника.


Топфхельм и его устройство. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Затем к началу XIV века форма «большого шлема» вновь изменилась. Он стал еще больше, так как его стали надевать поверх еще одного, малого шлема — сервильера, а, затем и шлема бацинет. Дело в том, что находиться в полностью закрытом шлеме долгое время было очень тяжело и рыцари нашли выход: «на всякий случай» стали надевать полусферический сервильер и конический бацинет, а уже непосредственно перед атакой водружали себе на голову топхельм. Такие горшковые шлемы второй половины XIV века как раз и принято называть кюбельхельмами.


Самые распространенные шлемы XIV века. Рис. Грэхема Тёрнера.

С начала XIV века тулью шлема начинают делать конической, причем часто цельнокованой, и прикрепляют к нижнему основанию, собранному из пары пластин. При этом предличная пластина и назатыльник теперь опускаются спереди и сзади в форме клина на грудь и спину. На ней, в самом низу, появляются крестообразные отверстия для пуговицы на конце цепи, второй конец которой закреплялся на груди. О цепях в свое время на ВО был материал «Доспехи… и цепи» (https://topwar.ru/121635-dospehi-i-cepi.html), так что повторяться в данном случае смысла нет, но следует подчеркнуть, что, несомненно, цель эти цепи преследовали не только декоративную.


Реконструктор в шлеме топфхельм. (Датский Национальный музей военной истории, Копенгаген)

Например, есть мнение, что они, например, не давали сорвать шлем с головы владельца в рукопашной хватке, хотя по мне, скорее уж, наоборот, помогали это сделать. Хотя, да, действительно, изображения подобного захвата одним рыцарем за шлем другого, чтобы сорвать или сместить его на голове в сторону, чтобы лишить его владельца обзора, неоднократно изображались в сценах средневековых сражений, включая и знаменитой «Манесский кодекс».


Айвенго из фильма 1982 года в типичном шлеме из книги Виолле ле Дюка. Интересно, какой смысл был в этом забрале, которое закрывало только… рот?!

Как всегда, находились… ну скажем так: «странные люди», заказывавшие мастерам шлемы с забралом, причем небольшим. Кстати, такой шлем с забралом, закрывавшем только рот, носит Айвенго в советской кинокартине 1982 года, «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» – фильме, где словно специально показаны все виды шлемов, названные в этой статье, так что есть смысл сразу же после ее прочтения этим же вечером его пересмотреть…


Воины в самых различных шлемах из Холкхемской библии, (ок.1320 – 1330). (Британская библиотека, Лондон)

Окончательно отказались от этого шлема на рубеже XIV – XV веков, когда исход войны решался уже не одним только полевым сражением и схваткой конных латников, а в ходе длительных военных кампаний, где от всадника потребовались высокая мобильность и возможность вести бой как конным, так и пешим. Главным противником тяжеловооруженной конницы теперь все чаще стала выступать пехота, лучники и арбалетчики, да и сами рыцари все чаще спешивались для боя с пехотой. В этих условиях бацинеты с подвижным забралом оказались удобнее, так как позволяли с легкостью обозревать поле боя, открывая и закрывая забрало, не выпуская при этом оружия из рук и не прибегая к помощи оруженосца.


Печать сэра Томаса Бошана, графа Уорика, 1344 г. Нашлемная фигура – голова лебедя.


А вот еще один «лебединый шлем», свидетельствующий о популярности именно этой геральдической фигуры. Миниатюра из манускрипта «Роман об Александре» (1338-1344г.) (Бодлеанская библиотека Оксфордского университета)


В таком шлеме в кинофильме про Айвенго разъезжал барон Реджинальд Фрон де Беф …


А это прямо-таки иллюстрация к одному из романов серии «Проклятые короли».

Так «большой шлем» исчерпал свои возможности и завершил свою эволюцию в качестве средства защиты на поле боя, но еще использовался на турнирах, и где в XVI веке его сменил так называемый «жабий шлем» или шлем «жабья голова», ставший завершающим итогом и результатом его развития.


«Большой шлем» XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.


«Шлем сахарная голова» - название популярное среди реконструкторов, но не официальное. По сути тот же топфхельм, но с заостренной верхушкой. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.


И его внутреннее устройство…


А это изображение подобных шлемов, причем в большом количестве, в миниатюре из «Хроники Колмариенса», 1298 г. (Британская библиотека, Лондон).

История «большого шлема» самым неразрывным образом связана со средневековой геральдикой. Сначала, а именно в первой половине XIV века, эти шлемы вместе с различными нашлемными украшениями были введены в рыцарские гербы в Германии, а затем мода на включение этих шлемов в свой герб распространилась уже по всей Европе.


Шлем с короной. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Когда же сам топфхелм уже вышел из употребления, стали использовать цветовую дифференциацию этих шлемов в качестве еще одного средства опознавания. Так, позолота отдельных деталей указывала на высокое дворянское звание и знатность владельца этого герба, а вот если шлем был позолочен целиком, то это означало его принадлежность к королевскому роду. Шлем в верхней части щита имели многие королевские, графские и баронские гербы, причем как правило они увенчивались короной соответствующей формы, имели на нем шлемовой намет и украшались перьями и гербовой фигурой.


Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год. (Библиотека Цюриха, Швейцария)

Среди самых известных шлемов этого типа можно назвать «шлем из Больцано», найденный в башне города Больцано в Италии. Известен также под названием «шлем из города Бозен» (название города Больцано на немецком языке). Датируется началом XIV века. Вес – 2,5 кг. (Замок св. Ангела, Рим). Затем – «шлем из замка Аранас», Швеция. Датируется началом XIV века. Вес шлема составляет около 2,34 – 2,5 кг. (Государственный исторический музей, Стокгольм), ну и, конечно, шлем из собрания Тауэра в Лондоне. Датируется второй половиной XIV века. Примерный вес – 2,63 кг. (Королевский арсенал, Лидс). Все они представляют собой огромную ценность и потому, естественно, очень дороги.


Также очень известный шлем Альберта фон Пранка XIV века. (Художественно-исторический музей, Вена)

Самые дорогие шлемы. Часть одиннадцатая. Вендельские шлемы и шлем из Саттон-Ху

Вопрос о том, что послужило причиной переселения кочевых народов из Азии на Запад, до сих пор обсуждается учеными и единого мнения по этому вопросу нет до сих пор. Была ли это многолетняя катастрофическая засуха или, напротив, проливные дожди и снежные затяжные зимы сделали кочевое животноводство практически невозможным, сказать сейчас очень трудно. А что подвигло на свои походы «северных людей»? Было это как-то связано с естественно-географическими причинами или же их экспансия была вызвана увеличением рождаемости, а та, в свою очередь, улучшением обработки земли в условиях достаточно теплого для Скандинавии климата? Не было ли и в их истории какой-нибудь природной катастрофы, повлиявшей на их бытие и сознание? Что ж, если мы посмотрим на период с VIII по XI век, то… там «ничего такого» вроде бы не случалось. Однако, катастрофа, безусловно оказавшая сильное влияние на жителей полуострова, все же была, хотя и произошла много ранее, еще до начала так называемой «Вендельской эпохи» 550—793 гг. Но что это была за эпоха, и какая природная катастрофа ей предшествовала?

Самые дорогие шлемы. Часть одиннадцатая. Вендельские шлемы и шлем из Саттон-Ху

Современная реплика шлема из Саттон-Ху.

Речь идет о так называемой «катастрофе 535-536», когда в результате сильнейшего извержения одного или нескольких вулканов, таких, как Кракатау или Эль Чичон, в атмосферу Земли было выброшено так много вулканического пепла, что это привело к резкому похолоданию во всем средиземноморском бассейне. Прокопий Кесарийский отмечал, что в десятый год правления императора Юстиниана (536/537):


«… произошло величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое-либо иное бедствие, несущее смерть». И действительно, годовые кольца на деревьях в Скандинавии и Западной Европе показывают остановку роста в 536–542 годах с восстановлением в 550-х, а данные с Британских островов свидетельствуют о неполноценном развитии растений в период с 535 по 536 год. То есть суровые зимы тянулись год за годом, а в результате должен был неизбежно начаться голод, следствием которого стала неизбежная миграция народов. То есть именно эта катастрофа привела в Европе к снижению уровня культуры и так называемым «темным векам». А вот к чему оно привело в Скандинавии?


Реконструкция погребения в выставочном центре Саттон-Ху

А здесь именно это событие, скорее всего, повлияло на военизацию жителей Скандинавии, в обществе которых до этой катастрофы важное место занимали жрецы. Однако «когда солнце затмилось», ни их обращения к богам, ни многочисленные жертвы ожидаемого эффекта так и не принесли, отчего вера в их могущество пала. При этом авторитет местного жречества сменился авторитетом военных вождей, так как в это время только с мечом в руке человек мог рассчитывать на выживание вопреки всем капризам природы. И, возможно, именно в событиях этого времени и следует искать корни того воинственного «перекоса» в культуре скандинавских народов, который уже впоследствии нашел себе выход в походах викингов…

Что же касается «вендельского времени», последовавшего сразу же за «катастрофой 535-536», то оно стало, по сути дела, временем полной подготовки скандинавов к последующей «эпохе викингов». Так, практика погребения военных вождей в кораблях сложилась именно в эту эпоху, а это, в первую очередь, свидетельствует о постепенной концентрации власти и богатства в их руках в течение двух столетий после катастрофы. Например, только в 80-ые годы XIX века археологи нашли 14 богатых на находки захоронений в округе Вендель к северу от Стокгольма, а затем уже в 20-х годах ХХ века еще 15 могил с кораблями в районе Вальсгарде.


Декоративная птица из погребения в Саттон-Ху

Среди находок просто потрясающе много предметов роскоши, мечей и шлемов с инкрустацией тончайшей работы, сделанных как из железа, так и бронзы, кольчуг и богато украшенной конской сбруи. То есть местные короли имели в своем распоряжении и оснащенные дорогостоящим оружием войска, и даже конницу, поскольку археологи обнаружили относящиеся к тому времени погребения конных воинов, в которых нашли стремена и украшения для седел из позолоченной бронзы с инкрустациями.

Раскопки в Вальсгарде показали, что корабли «вендельской эпохи» были очень похожи на корабли более поздней «эпохи викингов» и вполне могли использоваться для плаваний по Балтийскому морю. Причем, в корабле, найденном в одном из вальсгардских курганов (погребение №7), так же, как и в кораблях викингов из погребений в Гокстаде и Усерберге, находилось множество вещей, начиная от огромного чугунного котла для варки пищи, вертела, и сковороды, и вплоть до подушек, постельного белья, оружия и рога для питья. Там же нашли скелеты четырех лошадей в богатой сбруе, молодого бычка и крупного кабана, явно забитых на мясо.


Маска вендельского шлема «Вендель I» (Шведский государственный исторический музей, Стокгольм)

Но вот что сразу же бросается в глаза при сравнении артефактов из погребений «вендельской эпохи» и сменившей ее «эпохи викингов». Вендельские шлемы и мечи… более роскошны и сложнее по конструкции. И говорит это как раз о причинах, побудивших многих скандинавов отправиться в грабительские походы за моря. Мечи и шлемы викингов и более просты, и более функциональны, что свидетельствует в первую очередь об их массовости! То есть природная катастрофа, ставшая угрозой всему тогдашнему обществу, вызвала концентрацию власти в руках тогдашних скандинавских королей, поскольку в условиях любой внешней угрозы необходимость в единоличной власти обычно возрастает. Ну, а получив власть, они в первую очередь занялись стяжанием богатства. Разница в доходах, а, значит, и в богатстве оружия, доспехов, одежд и украшений, заметно возросла. Социальное расслоение стало слишком заметным, как и разница в погребениях рядовых общинников и знати. Ну, а добиться того же их рядовым подданным было попросту невозможно, поскольку никаких легальных путей для этого не существовало. Оставался один путь – отправиться за море и там добыть себе богатство и славу с мечом в руке. Поэтому недовольные своим положением начали со временем сбиваться в дружины и становились викингами, то есть теми, кто участвует в пиратских набегах! Что подтверждают и скандинавские письменные источники, в которых словом viking означается «пиратство или пиратский набег», а vikingr – человек, участвующий в таком набеге!

А теперь давайте посмотрим на те же самые шлемы из вендельских погребений и отметим их характерный внешний вид, очевидную их пышность и богатство оформления. Их конструкция восходит к поздним восточноримским образцам, а вот декор связан с сюжетами уже скандинавской мифологии. При этом изображенные на чеканных бронзовых позолоченных пластинах божества или герои выглядят точно так же, как (если судить об этом по инвентарю, найденном в погребениях) и сами обладатели этих шлемов – то есть вендельская знать. Причем все это слишком уж торжественное и явно парадное вооружение, и конская сбруя вряд ли служили для боя. Скорее всего, они предназначались для участия в регулярных сборах народного ополчения и народных собраниях – тингах, которые проходили одновременно с религиозными празднествами. Там надо было показаться во всем великолепии, поскольку тинги, как правило, имели не только законодательные функции, но и имели право избирать вождей или королей, вот почему значимость последних подчеркивалась всеми способами!


Шлем из Саттон-Ху в экспозиции Британского музея.

Впрочем, самый, можно так сказать, типичный «вендельский шлем» нашли не в Скандинавии, а в Англии, в местечке Саттон-Ху – курганном некрополе восточнее Вудбриджа в английском графстве Саффолк. Там в 1938 – 1939 гг. были сделаны, возможно, самые значительные археологические находки в истории Англии, поскольку там обнаружили нетронутый погребальный корабль, принадлежавший королю англосаксов где-то примерно VI – VII вв.

И самое забавное, что Британия обрела это сокровище (как, впрочем, и многое другое!) благодаря женщине по имени Эдит Мэри Притти, так уж получилось, что буквально в 500 ярдах от ее дома лежали сразу 18 курганов. Женщина она была состоятельная и увлекающаяся, в молодости участвовала в археологических раскопках, увлекалась спиритуализмом, и нет ничего удивительного, что ей пришло в голову заняться раскопками этих курганов. Она обратилась к сотрудникам местного Ипсвичского музея, но никак не могла решить, где начать – на большом кургане, который явно уже копали грабители, или на трех малых – не тронутых.


Раскопки 1939 года.

Для начала решили раскопать малый холм, но его погребение было давным-давно разграблено. Зато, когда в мае 1939 году она взялась копать большой холм, результаты раскопок превзошли все, даже самые смелые ожидания. Внутри холма оказался корабль, хотя и практически весь сгнивший. Далее выяснилось, что ближайшим аналогом такого захоронения являются могильники Венделя и Старой Упсалы в Швеции, однако находилось все это на территории Англии. По английским законам чья земля – того и находки, но Мэри оказалась столь великодушна, что заявила о том, что завещает их как свой посмертный дар Британскому музею. В качестве знака признательности премьер-министр Уинстон Черчилль предложил Притти крест Дамы-Командора Ордена Британской Империи, но она от него отказалась.

В Британском музее находки оценили «одно из самых важных археологических открытий всех времен», тем более, что многие из них по большей части не имели (и не имеют!) аналогов на Британских островах. Среди наиболее ценных предметов следует назвать следующие:
большой круглый щит и меч с золотой рукояткой, украшенные гранатами;
золотая пряжка в зверином стиле и некое подобие скипетра в форме оленя;
искореженная шестиструнная лира, завернутая в бобровую шкуру;
кошель с меровингскими золотыми монетами;
серебряная посуда византийского и египетского происхождения.


Реконструкция щита из Саттон-Ху. Вид спереди. (Британский музей)


Вид сзади. (Британский музей)

Отсутствие скелета навело специалистов на мысль, что погребение могло быть кенотафом, то есть ложным погребением. Хотя и не исключено, что он просто... растворился в саффолкской почве, отличающейся высокой кислотностью. На это, кстати, указывает и новейший анализ микроэлементов на месте находки. Кроме того, аналогичное явление наблюдалось и в вендельских погребениях в Швеции. Сделано предположение, что с умершим, возможно, долго прощались и тело его на протяжении длительного времени находилась на воздухе. Ведь кости только что убитых животных сохранились хорошо, а погребенные тела людей истлели полностью. Кстати, кто был погребен в Саттон-Ху так до конца не установлено. Хотя есть предположение, что могила принадлежит восточно-английскому королю Редвальду (около 599 – 624).


Меч из погребения в Саттон-Ху. (Британский музей)

После смерти кладоискательницы в 1942 г. сокровища большого кургана в соответствии с ее завещанием были переданы в собрание Британского музея, а предметы меньшей ценности, найденные в курганах и их окрестностях при последующих раскопках, были выставлены в музее города Ипсвича.

Наконец в 2002 г. в Саттон-Ху открыли национальный туристический центр. На церемонии открытия нобелевский лауреат Шеймас Хини прочитал отрывок из сделанного им перевода «Беовульфа». Выбор этой англосаксонской поэмы был не случаен, как неслучайно и то, что шлем из Саттон-Ху часто используется в качестве иллюстрации изданий именно этой поэмы. Ведь найденный могильник под Вудбриджем принадлежит неизвестному ранее миру англов и саксов VI—VII веков, а он как раз и получил свое отражение в этом эпическом англосаксонском произведении.


Выставочный зал национального туристического центра в Сакттон-Ху.

Отмечается связь «Беовульфа» со сказаниями о подвигах правителя из земли гётов, лежащей на территории современной Швеции. Кроме того, ближайшие археологические находки, аналогичные памятникам из Саттон-Ху, находятся именно там. А это может говорить о том, что правящая династия Восточной Англии происходила из Скандинавии.

«Шлем из Саттон-Ху» стал едва ли не самым культовым предметом, найденным на территории Британии результате археологических раскопок и представляет собой один из наиболее интересный и ценных артефактов, принадлежащих англосаксонской эпохи. Его защитная лицевая маска, декоративные надбровья, наносник и усы, которые образуют фигуру парящего дракона, стали своеобразным символом темных веков, да и в какой-то степени символом самой археологии. Ведь если маску Тутанхамона нашли, то этот шлем по-настоящему раскопали! Правда, вот археологам не слишком повезло. Шлем из земли извлекли в виде множества мелких деталей, поэтому затем три года пришлось работать над его реконструкцией, а впервые его выставили для обозрения в 1945 гг. А потом реконструировали еще раз, в 1970—1971 гг., так что свой теперешний вид этот шлем приобрел далеко не сразу!


Шлем из Саттон-Ху. На этом фото хорошо видно, как, в общем-то, немного от него осталось. (Британский музей)

Работа по реконструкции была очень трудоемкой и сложной, поскольку в удовлетворительном состоянии сохранилась только лишь маска, гребень и оба надбровия над отверстиями для глаз. Тем не менее шлем удалось восстановить практически полностью. В частности, форму купола шлема сумели определить по его изогнутому гребню.

Изучение фрагментов шлема показало, что скорее всего, купол его был цельнокованым. Но к нему на петлях были прикреплены пара нащечников и цельнокованый назатыльник. Отверстия для глаз – не такие глубокие, как у большинства вендельских шлемов. Спереди к нему была приклепана железная маска, представляющая лицо усатого мужчины. С куполом шлема она соединялась в трех местах – в самом центре и по краям. Ширина маски составляет 12 см. Нос и усы накладные, бронзовые. Нос сделан выступающим и в нем снизу сделаны два отверстия для дыхания. Вся маска покрыта пластинками, изготовленными из луженой бронзы, которые в нижней части маски образовывали бороду. Маска, включая и вырезы для глаз, имеет окаймление из U-образной в разрезе трубки, которая была приклепана поверх ее бронзовых декоративных пластинок.

Надбровья имеют в сечении треугольную форму и инкрустацию из серебряной проволоки, а в нижней части, и также в технике инкрустации, их украшала линия из гранатов прямоугольной формы. На концах надбровий - головы животных – считается, что это кабаны, сделанные из позолоченной бронзы.

Самое интересное, что маска шлема и его надбровья сделаны так, что вместе образуют фигуру летящего дракона. Нос маски служит его туловищем, крылья – это надбровья, хвостом служит верхняя губа. Голова дракона изготовлена из позолоченной бронзы.


Зато реконструкция шлема, выставленная сегодня в Британском музее, впечатляет. Интересно, что у него нет отверстия для рта. Поэтому голос из-за маски должен был звучать очень глухо и… страшно!

Гребень на шлеме был изготовлен из железной трубки полукруглого сечения длиной около 28,5 см с толщиной стенок 3 мм. В отличие от шлемов, найденных в Скандинавии, у него нет «хребта». Оба конца гребня украшают головы драконов из позолоченной бронзы, глаза которых сделаны из гранатов. Головы этих драконов очень похожи на дракона с маски, но немного длиннее. Гребень покрывает орнамент из чешуек и шевронов («галочек), который также инкрустирован серебряной проволокой.

Весь шлем, включая его защитные детали, частично покрывали штампованные декоративные пластинки из луженой бронзы пяти разных видов. Первые – узкие (1,3 см в ширину и до 5 см в длину), с плетеным орнаментом – украшают маску, которая в отличие от купола была покрыта такими декоративными пластинками полностью. Другая разновидность пластинок также с плетеным орнаментом имеет размеры 5 - 3,3 см. И сами эти пластинки, и то, как они закреплены, представляют полную аналогию вендельских шлемов. Правда, выяснить, где какие пластинки должны были точно находиться, так и не удалось.


Пластинки, украшающие шлем, практически идентичны по своему рисунку тем, что украшают вендельские шлемы. И вот вопрос: их делали с помощью одних и тех же штампов в разных местах, или заказывали одному мастеру. Или этими штампами торговали, как и мы сегодня торгуем прессами и токарными станками?

Бросается в глаза, что внешне шлем из Саттон Ху очень похож на многие шлемы из Вальсгарде и Венделя в Швеции. Он и украшен в типично вендельском стиле такими же накладными декоративными пластинками из бронзы, и в нем присутствуют такие схожие с ними детали, как выгнутый по форме купола гребень, украшенный головами животных; накладные надбровия, также заканчивающиеся звериными головами. Однако есть у него и отличия. Самое главное – то, что шлем цельнокованый, хотя и не все специалисты с этим согласны. Маска и тот же цельнокованый назатыльник аналогов в Скандинавии того времени не имеют, хотя, если судить по шлему из Торсбьёрга, в более раннее время такие маски там применялись. Все эти детали, несомненно, представляют собой наследие традиций военной культуры императорского Рима, дополненной местными, уже чисто «варварскими» мотивами.

Что же касается стоимости, то… вряд ли мы можем о ней говорить, потому как какое же государство решится продать такой исторически значимый артефакт?!

Самые дорогие шлемы. Часть двенадцатая. Вендельские шлемы

Итак, мы знаем, что «вендельский период» в истории Швеции (550—793) был эпохой завершения германского железного века в Скандинавии, или, можно и так сказать, эпохи великого переселения народов. Центром всей религиозной и политической жизни являлся район Старая Уппсала в Уппланде, центрально-восточной части Швеции, где росли священные рощи и находились Королевские курганы. И это был период довольно мирного развития, когда «люди Севера» предпочитали торговать с Центральной Европой, а не воевать с ней. Что они туда экспортировали? Мех, рабов и янтарь. Взамен они получали предметы искусства и знакомились с новыми технологиями. В частности, именно из Европы в Скандинавию попали стремена.

Самые дорогие шлемы. Часть двенадцатая. Вендельские шлемы

Вендельские шлемы. Средний - «Вендель-14».

Археологические раскопки в Венделе и Вальсгерде позволяют утверждать, что Уппланд вполне можно отождествить с королевством свеев, неоднократно описанного в сагах. Находки говорят о том, что свейские короли имели в своем распоряжении хорошо вооруженные дружины, включая конницу, о чем говорят и найденные в погребениях стремена, и украшения для седел из позолоченной бронзы с инкрустациями.



Шлем «Вальсгарде-8» имел кольчужную бармицу по всему периметру, так что это позволяет утверждать, кольчуги в Скандинавии в вендельскую эпоху были известны и даже очень хорошо. (Государственный исторический музей, Стокгольм)

Готский историк VI века Иордана также писал, что у свеев были очень хорошие лошади, если не считать тюрингов. Да и в сагах, правда более позднего времени, местные короли воюют верхом и имеют в своем распоряжении прекрасных коней. Кстати, и Один, верховный бог скандинавов, ездит на Слейпнире (переводится как «скользящий» или «живой, проворный, шустрый») восьминогом коне, чем подчеркивается его быстроногость.

Ну, а любому всаднику того времени, если ему только хватало богатства на коня, хватало обычно и на все остальное. То есть воины-всадники вендельского времени имели шлемы, кольчуги, круглые щиты с умбоном, мечи, характерной для эпохи переселения народов конструкции, и копья. И все это встречается в корабельных погребениях, так что тут археологам, можно сказать, повезло. Причем особенно повезло со шлемами, потому что их в отличии от «эпохи викингов» найдено так много, что им были присвоены порядковые номера – «Вендель 1, 2, 3… 14 – то есть общепринятые названия этих шлемов соответствуют номерам тех погребений, в которых они были найдены.


«Погребение знатного руса». Скорее всего вот так вождей хоронили и в вендельскую эпоху. Эпоху. Картина Г.И. Семирадский

Скорее всего, шлемы вендельского типа использовались по всему скандинавскому региону, но больше всего их находят в области Уппланд и на острова Готланд. В Уппланде найдено не менее 12 шлемов, из которых 8 были впоследствии реконструированы и опубликованы. Это находки из захоронений Венделя и Вальсгарде, также найденные в других местах. Рассмотрим их поподробнее.

Самым ранним среди всех найденных относится «шлем из Торсбьёрга», который датируется III в. н.э. Только найден он не в районе Уппланда, а в болоте Торсбьёрг на границе между современными Данией и Германией. Шлем этот каркасного типа вырезов для глаз не имеет, как не имеет и продольного гребня. Сам каркас состоит из довольно широкой продольной полосы, соединяющейся с венцом шлема спереди и сзади, и решетки из тонких железных полос между ними, скрепленных с помощью заклепок. Все части этой ажурной конструкции украшены орнаментом и посеребрены.

Интересно, что вместе с ним находилась и типично римская серебряная маска со следами позолоты от «спортивного» шлема II – начала III в. Вот только надевать этот шлем с этой маской было нельзя, не подходила она к нему, так что можно предполагать, что она надевалась либо отдельно, либо ее носили с другим шлемом, а в болото она попала как дар богам по принципу «бери боже, что нам негоже».


Маска из болота в Торсбьёрге. (Музей Готторпского дворца-замка, Щлезвиг, Германия)


Вид сбоку. И… понятно почему ее с обычным шлемом надеть невозможно.

Поскольку шлемов найдено много, шведской ученой Г. Арвидссон удалось разработать их классификацию, которой в настоящее время все и пользуются: в ней первая буква A обозначает шлемы без гребня, буква – шлемы с гребнем, вторая цифра 1 обозначает пластины, служащие для дополнительной защиты – нащечники и назатыльник, а цифра 2 – наличие у шлема кольчужной бармицы. Вот только «шлем из Торсбьёрга» из этой классификации полностью выпадает. Впрочем, неудивительно. Ведь он самый ранний из всех.


Шлем «Вендель-14». (Государственный исторический музей, Стокгольм)

Ну, а теперь давайте посмотрим на дошедшие до нас образцы вендельских шлемов из погребений в Венделе, Вальсгарде и в некоторых других местах. Вот, например, шлем из погребения «Вендель-14». по классификации Г. Арвидссон явно относится к группе A1, то есть это шлем без гребня, но с нащечниками и назатыльником. Причем эта самая ранняя находка среди всех погребений со шлемами. Оно датируется временем от 520 г. и до начала VII в., то есть катастрофа 536 года могла случиться уже после того, как этот шлем оказался в земле. Сделан он из железа, куполообразной формы с неглубокими вырезами для глаз. Он очень сильно коррозирован, однако видно, что каркас его состоит из венца, продольной и поперечных полос, а пространство между ними заполняют пластины, спускающиеся от продольной полосы к венцу.

«Вендель-14» – это единственный из шведских шлемов, у которого сохранились нащечники с двумя вырезами: верхним для глаз и нижним – для рта. Такая форма необычна и не характерна для вендельских и англосаксонских шлемов. В сочетании с большим наносником такие нащечники образуют весьма эффективную защиту лица и в то же время дыхания все это не стесняет. Чем-то они напоминают римские имперские шлемы, но только напоминают, не более.

Украшают шлем характерные бронзовые позолоченные надбровья с рисунком из точек и стилизованной головой животного, представленной ее видом сверху, то есть она не объемная. Похожие головы, но меньше по размеру, украшают концы надбровий. Поверхность шлема покрывают бронзовые декоративные пластины. Но выпуклого гребня на нем нет.


Шлем «Вальсгарде-5». (Государственный исторический музей, Стокгольм)

Этот шлем, по классификации Г. Арвидссон, принадлежит к группе B1. Он тоже каркасный, при этом каркас его состоит из венца, широкой продольной полосы и боковых полос. А вот пространство между ними заполнено очень изобретательно: спереди двумя подтреугольными пластинами и прямой выгнутой по форме головы пластиной в средней части, и «плетенкой» из железных полос между ними. То есть шлем этот был «вентилируемым», хотя, скорее всего, носился он с подшлемником из кожи либо ткани, цвет которой был виден в прорезях плетенки.


А вот это его современная реконструкция. Хорошо видна «плетенка» с отверстиями. Впечатляет, не правда ли?

Назатыльник у этого шлема необычный, но характерный для многих вендельских шлемов – из металлических полос, подвешенных на петлях к нижнему краю шлема. Лицо защищает полумаска простой формы, а вырезов для глаз нет. Надбровья штриховки не имеют, но и заканчиваются головами животных, выгнутых так, что их длинные челюсти касаются верхнего края надбровий.

Гребень шлема – высокий с продольным «хребтом», с обеих сторон украшен головами животных. Корпус шлема, кроме ажурных участков, покрыт бронзовыми пластинками. Датируется шлем началом VII в.

Шлем «Вальсгарде-6» принадлежит к группе B2, и он еще более необычен по конструкции, чем все остальные. То есть он имеет и полумаску, и каркас из стандартного венца, продольной полосы с гребнем и поперечных полос, вот только способ заполнения пустого пространства между ними разительно отличается от других шлемов. Видимо делал его мастер с богатой фантазией, поскольку он заполнил это пространство ажурной конструкцией из соединенных между собой трех довольно узких Y-образных полос (попарно двух больших и четырех малых и четырех ажурных крестообразных пластин с отверстием посредине)!

Защищать шею и низ лица должна была кольчужная бармица, прикрепленная к краю шлема и к нижней части полумаски. Гребень имеет продольный «хребет», который так же, как и у других шлемов, украшен на концах головами фантастических животных. С ним соединены надбровья, головы животных на которых расположены друг напротив друга и повернуты в профиль. Каркас и у этого шлема покрывают чеканные бронзовые пластинки.


«Шлем из Ультуны». Хорошо видна тулья из корзинообразно переплетенных между собой металлических полос. (Государственный исторический музей, Стокгольм)

«Шлем из Ультуны» назван так потому, что был найден в г. Ультуна недалеко от Уппсалы. Это шлем группы B1. Вес – 1,8 кг, из которых 452 г приходится на гребень. Купол шлема такой же, как у многих других шлемов, в частности, «Вальсгарде-5» без вырезов для глаз и надбровных украшений. Необычен же он, что обе половины по обе стороны гребня сделаны в виде решетки из железных полос, расположенных по диагонали. Шею и щеки должны были закрывать пять железных полос, подвешенные на петлях, из которых сохранилась лишь одна. Гребень D-образной в сечении бронзовой трубки с продольным «хребтом» по традиции украшают головы животных на обоих его концах. Замечено, что подобные гребни были характерны для вендельских шлемов конца VII – первой половины VIII вв.


Современная реконструкция шлема «Вальсгарде-7».

Много шлемов было найдено и на острове Готланде, причем не только сами шлемы, но и детали от них. Например, это железные надбровья от шлемов, инкрустированные серебром с головами животных; бронзовые надбровья с инкрустацией гранатами и зооморфным орнаментом; а также декоративные бронзовые пластинки для шлемов с чеканным плетеным орнаментом. Причем, интересно, что «шлем из Саттон-Ху», хотя и имеет другую конструкцию, украшен в точности так же, как вендлельские. Все это говорит о том, что традиции изготовления шлемов в Англии и Скандинавии были очень схожи, хотя и не тождественны. То есть достаточно тесные торговые и культурные контакты между Скандинавией и Британией в то время уже существовали, а вот военных не было до конца VIII века, поскольку ни в каких свидетельствах они не отражены. Большинство шлемов больше в длину, чем в ширину, то есть были изготовлены для долихоцефалов и именно они, следовательно, обитали в Скандинавии в эту эпоху. Как итог, следует также отметить, что такие шлемы могли служить неплохой защитой от рубящего удара мечом. Наличие решетчатых отверстий вряд ли в этом случае ослабляло их защитные функции, а вот ударов копьем владельцам таких шлемов, скорее всего, следовало явно опасаться!


П.С. А вот это шлем вендельского типа, сделанный по образцу «шлема из Ультуны», ну и других, похожих на него, поскольку двух одинаковых в погребениях не встречалось. Материал – картон и бумага, а сделан он для занятия с детьми в рамках «рыцарской смены» в одном из летних лагерей нашей Пензы. Организует такие тематические смены пензенская строительная компания «Ростум», которая не только строит дома, но и имеет свою собственную Академию, где занимаются с детьми от года и до 17 лет. И вот как раз сейчас она проводит историко-литературную лагерную смену «РЫЦАРИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ» в живописном лесу под Пензой, где я буду вести и теоретические, и практические занятия. Полное погружение в сюжетно-ролевую игру «Рыцари средневековья» через различные виды деятельности: творческие мастерские, спортивные состязания, музыкальные часы, просмотр кинофильмов, квесты, конкурсы. В программе история рыцарства средневековья, быт, костюмы, обычаи, традиции, геральдика, оружие рыцарей. Условия проживания самые комфортные. Каждый день плавательный бассейн.

На одном из ближайших занятий будем делать рыцарские шлемы и вот это образец одного из них. Всегда считал, что если что-то знаешь и умеешь, то этим надо делиться, и делиться первым делом с детьми. Вот и делюсь!

Картина дня

наверх