Леонардо да Винчи: родину не любил, авторитетов не признавал и имел связь с барышней легкого поведения
Когда речь идет о Леонардо, ничего определенного быть не может, все способствует созданию мифа… Аллесандро Веццози, леонардист
Разнообразию талантов и увлечений Леонардо можно только удивляться. Этот гений эпохи Возрождения изучал живопись и архитектуру, механику и анатомию.
Его изобретения поражают, ведь они значительно опередили свое время.С жизнью Леонардо связано очень много заблуждений. Еще больше тайн хранят его картины, но в этой статье мы поговорим о личности самого художника.
Ошибочно полагать, что на знаменитом «Автопортрете» да Винчи нарисовал себя
Именно по Туринскому рисунку мы судим, как выглядел один из самых талантливых людей всех времен и народов. На самом деле не сохранилось ни одного портрета Леонардо, о котором бы все исследователи единодушно сказали: «Да, так выглядел да Винчи».
Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи (ок. 1513). Королевская библиотека, Турин
Профессор Карло Педретти (1928–2018), один из самых авторитетных леонардистов, утверждал, что на «Автопортрете» нарисован не Леонардо. Да, внешность пожилого мужчины совпадает с описанием внешности гения. По словам современников, да Винчи имел длинные волосы, довольно большую бороду и миловидное, благородное лицо.
Но Педретти сравнил три известных портрета, на которых, возможно, изображен да Винчи. И пришел к выводу, что портрет красным мелом из Турина не похож на портреты из коллекции Виндзорского дворца. И если два виндзорских портрета соответствуют друг другу, то всем известный автопортрет изображает другого мужчину.
Слева: Франческо Мельци, «Портрет Леонардо» (ок. 1515–18). Справа: неизвестный художник, «Портрет Леонардо» (ок. 1517–18). Королевская коллекция, Лондон
С итальянским профессором согласен и Мартин Клейтон, руководитель отдела гравюр и рисунков в Королевской коллекции.
Рисунок в Турине возможно принадлежит руке Леонардо, но не является автопортретом. Педретти полагал, что на нем художник изобразил либо Прометея, либо какого-то неизвестного отшельника. Другие исследователи предположили, что это портрет отца Леонардо. Искусствовед Франк Цёльнер и вовсе считает Туринский автопортрет подделкой из века XVIII.
Ганс Макарт. Леонардо да Винчи. 1881–1884 гг.
Карло Педретти, кстати, полностью опровергает и нетрадиционную ориентацию да Винчи
В 2000 году леонардист опубликовал исследование, согласно которому в жизни гения четко прослеживается связь с барышней легкого поведения по имени Кремона. Именно эта ветреная красотка послужила натурой для многих женских образов в картинах да Винчи.
Да Винчи часто изображают человеком без недостатков. Мол, величайший гений был «идеальнейшим» из людей. Так биограф многих знаменитостей эпохи Возрождения Джорджо Вазари (1511–1574) с восторгом писал в своих «Жизнеописаниях», что в да Винчи соединились все человеческие добродетели. Практически сравнивал Леонардо с Богом.
Но это утверждение противоречило самой философии да Винчи. Ведь он предпочитал не идеальность, именно в ней он видел гармонию. Возможно, поэтому часть своих работ художник оставил незавершенными. По его словам, человек без недостатков больше похож на неживой объект. «Завершенность — есть смерть» — писал Леонардо в своих дневниках.
Чезаре Маккари. Леонардо Рисует Мону Лизу. 1863 г.
Да и современники да Винчи относились к нему неоднозначно
Кто-то гения боготворил, иные же терпеть не могли. В кругах католической Церкви не раз за свободомыслие Леонардо называли антихристом. Искусствовед Андре Шастель, влиятельный историк эпохи Ренессанса, заметил, что не раз гений забывал о своих обещаниях:
Он бросает начатые заказы, он с величайшей охотой отказывается от исполнения проектов, которыми он развлекал своих патронов: его друзья не знают, как оправдать развязность, о которой они сожалеют…
А викарий кармелитов в 1501 году написал своей патронессе Изабелле д’Эсте едкую кляузу на да Винчи. И сообщил, что художник «непредсказуем» и всячески, под любыми предлогами, отказывается явиться в Мантую для написания портрета принцессы.
Знакомые да Винчи постоянно упрекали его в том, что художник не любит родину и легкомысленно выбирает «не тех» покровителей. Но, как полагают исследователи, такое случалось не из-за алчности гения. Просто, как и все таланты, он уделял внимание внутренним переживаниям, а не внешним факторам.
Покои Леонардо в замке Кло-Люсе
В некоторых книгах можно прочитать красивую легенду о том, как Леонардо умер на руках у безутешного короля Франции Франциска I
То же самый Вазари красочно описал эту сцену:
Леонардо, весьма уважающий монарха, снова лег в постель и, рассказывая королю подробности своей болезни, просил прощения у Бога и людей в том, что не сделал для искусства всего, что мог бы сделать. Вдруг с ним случился припадок судорог. Король встал и стал поддерживать ему голову, чтобы облегчить страдание...«Жизнеописания»
Современные историки доказали, что это чистой воды выдумка. Ведь 2 мая 1519 года, в последний день жизни гения, король был далеко от замка Кло-Люсе, где испускал дух Леонардо. Франциск праздновал рождение второго сына в замке Сен-Жермен-ан-Ле. https://pulse.mail.ru/article/leonardo-da-vinchi-rodinu-ne-l...
Свежие комментарии