Как погибли псковские бояре, сражаясь за крестоносцев
Противостояние между крестоносцами и русскими городами не носило такой принципиальный характер, как это, чаще всего , демонстрируется в школьных учебниках.
Как уже упоминалось статье про "Ледовое" побоище - Псков был занят управляющими от Ордена без особых репрессий -да, был взят Изборск, и
войско псковичей было оттеснено. Однако, силы Ордена Меченосцев были столь в Пскове незначительны, что при желании псковичи давно бы их либо изгнали, либо перебили - было бы желание.
И у Новгорода, и у Пскова часто, кстати говоря, были свои интересы, отличные от княжеских. Можем вспомнить о том даже, как Александр Невский рассорился с Новгородом, и это после двух "судьбоносных" сражение -кроме "побоища" еще таковой почитают и битву на Неве.
Более того, Псков был для крестоносцев городом-союзником, и не просто платил своему покровителю, но и представлял военную помощь, причем это происходило в 1236 году...
Это известно в контексте сражения под Шауляем (Саулем), когда Орден Меченосцев, созвав союзников, отправился в Жемайтию.
Об этом нам говорит Ливонская Рифмованная Хроника:
Гонцов на Русь тогда послал, их помощь вскоре прибыла.
Новгородская летопись об тоже пишет, причем без особого негатива, вроде как так и надо, ходить в походы на этих клятых язычников в "безбожную Литву":
Того же лѣта придоша в силѣ велицѣ Нѣмци изъ замория в Ригу, и ту совкупившеся вси, и рижане и вся Чюдьская земля, и пльсковичи от себе послаша помощь мужь 200, идоша на безбожную Литву
В поход отправилась весьма пестрая кампания - ядром армии было 55 рыцарей ордена, 2000 крестоносцев разной степени подготовленности, в том числе и "туристы" из графства Гольштейн. Помимо псковичей, в походе приняли участие крещеные "местные" - ливы, эсты и латгалы - всего около 3000.
Войско, им противостоявшее, было в полтора раза больше, но это их не смущало - они полагались на стойкость рыцарей ордена и их боевых коней. Да и те же псковские мужи тоже были не лыком шиты, и их снаряжение едва ли надёжностью уступало рыцарскому.
Злую шутку с этим войском сыграло то, что они совсем не знали местности, вследствие чего приняли бой в болотах, хотя до это, в принципе, все шло неплохо:
Лишений множество снеся, они в литовский край пришли. Здесь грабили они и жгли, всей силой край опустошая, и за собою оставляя повсюду ужас разоренья.
Уже в день битвы в той же рифмованной хронике упоминаются разногласия в рядах союзников. То место, где предположительно произошло сражение, действительно для действий кавалерии подходит мало - там болота, река и лес. Остановились они именно там не из слабоумия - передовые отряды язычников перегородили им дорогу, тем самым задержав.
Но здесь мы не хотим сражаться, - ему герои отвечали, - нельзя, чтоб мы коней теряли, иначе станем мы пешцами”.
Поганых множество пришло. На утро, только рассвело, поднялись воины Христовы, принять нежданный бой готовы, с врагами битву завязали.
Возникла неразбериха - часть воинов пыталась атаковать в конном строю, часть осталась на месте, кто-то начал отступать.
Мне жаль героев, что почили там, без защиты оказавшись. Иные, сквозь ряды прорвавшись, бежали, жизнь свою спасая: земгалы, жалости не зная, без разбору их рубили, бедны те иль богаты были.
Упоминается, что рыцари ордена не бежали, но продолжал сражаться. Скорее, то была вынужденная мера, так как говорится о павших конях - а в доспехах по болотам от легковооруженного противника убегать тяжеловато.
Собственно , после этой битвы Орден Меченосцев и перестал существовать - потеряв Магистра и почти всех рыцарей, они оказались под юрисдикцией Тевтонского ордена. Те позже прислали братьям во Христе... аж 54 рыцаря.
Что касается псковичей - неизвестно, насколько хорошо они проявили себя в битве. Скорее всего, разделили судьбу крестоносцев - под ними либо убивали коней, либо их с них стаскивали.
Новгородская летопись так пишет о потерях:
грѣхъ ради нашихъ, безбожными погаными побѣжени быша, придоша кождо десятын въ домы своя
То есть несложно подсчитать, что на поле осталось 180 псковичей. Что ж, вряд ли их гнали в бой палками, а выполняя свои вассальные обязанности, они рассчитывали еще и на богатую добычу.
Свежие комментарии