На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Альгамбра - жемчужина мавританской архитектуры

Альгамбра - жемчужина мавританской архитектуры

Архитектура востока славилась не только своими культовыми сооружениями, которым я посвятила несколько статей (ссылки внизу), но и роскошными дворцами правителей. К сожалению, на сегодняшний день их сохранилось не так уж много.

Выдающимся памятником арабской дворцовой архитектуры является знаменитая на весь мир Альга́мбра (от араб. («Аль Кал’а аль-Хамбра») «Красная крепость») – дворцовый комплекс правителей Гранадского эмирата, находящегося на юге Испании.

Это великолепный образчик маврита́нского стиля в искусстве (от лат. «мавр» – «тёмный» - так в средние века в Западной Европе называли мусульманское население Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки).

Стиль отличается обилием куполов, карнизов и арок различной формы (стрельчатой, подковообразной, фестончатой).

Вид из Альгамбры на Гранаду

В большом количестве здесь применялись архитектурные элементы в виде нависающих уступами выпуклых фигур, называемые, благодаря внешней схожести с известковыми наростами пещер, сталактитами.

Сталактиты, так же называемые мукарнас во дворцах Альгамбры

Своды мукарна́с, оформлялись в виде гранёных углублений (ячеек), напоминающих геометрию пчелиных сот.

Испания. Дворец Альгамбра. Свод зала  Абенсеррахеса.
Сталактиты, так же называемые мукарнас во дворцах Альгамбры

Особого внимания заслуживает тончайшая, ажурная, можно сказать, ювелирная декоративная резьба, заполняющая всё пространство стен, сводов, перегородок и т.п.

Рельефы залов дворцов Альгамбры

Всё это в изобилии представлено в многочисленных залах и покоях Альгамбры.

Этот чудесный архитектурный ансамбль похож на декорацию к арабским сказкам "1001 ночь". Основал крепость родоначальник династии Насридов - Мохаммед ибн Юсуф Назр в середине XIII столетия. Его наследники правили отсюда и жили за крепостными стенами Альгамбры, достраивая её, ещё 250 лет, пока в 1492 году не ушли из Гранады.

Дворцовый комплекс Альгамбры.

На площади комплекса (ок. 140 кв.м), по сути, функционировал целый небольшой город, с оборонительными сооружениями, мечетью, дворцами, банями, садами, своим кладбищем и жилыми кварталами для ремесленников и специалистов разных профессий (врачи, повара, писцы, кузнецы и т.д.), которые обслуживали жизнь правителей.

Поскольку застройка крепости не была спланирована единовременно, а дополнялась по мере необходимости, то нет здесь и чёткой планировки. Больше всего это напоминает лабиринт из построек различного назначения - залов, покоев, садов, павильонов, которые произвольно сгруппированы вокруг нескольких открытых дворов

Альгамбра. Красная крепость. Общий вид
Как писал некогда Вашингтон Ирвинг:
«Если смотреть со стороны, то это просто нелепое скопище башенок и крыш, без тени логики, без намека на сообразность и архитектурное изящество. Невозможно догадаться о красоте и очаровании, которые ожидают посетителя внутри»...

И действительно, попадая внутрь, посетитель невольно изумляется, и надолго остаётся под впечатлением от разительного контраста между внешним и внутренним обликом дворцов Альгамбры.

Обитель гранадских эмиров включает в себя несколько масштабных строений:

  • крепость Алькасаба - главное военное укрепление Альгамбры;
  • комплекс дворцов Насридов - самая удивительная часть этого комплекса, оставшаяся в наследие от мусульманских правителей;
  • дворец Карла V, построенный уже после взятия Гранады христианами;
  • а также великолепные сады Хенералифе.
Альгамбра. Гранада. Испания.

Нет смысла перечислять все достопримечательности Альгамбры - бесчисленные залы, помещения и покои Насридов. Все они поразительны и великолепны. Каждая деталь в них, каждый элемент можно рассматривать бесконечно долго, как отдельно, так и в комплексе.

Мраморные колонны, напоминающие тонкие стволы деревьев, соединённые между собой разнообразными по форме арками и сводами, создают игру света и тени над залитыми солнцем двориками.

Альгамбра. Аркада львиного дворика
Альгамбра. Аркада львиного дворика

Поражают красотой и мастерством исполнения деревянные наборные потолки с изображением небесных сфер и звезд.

Потолок зала Послов. Дворец Камарес. Альгамбра
Потолок зала Послов. Дворец Камарес. Альгамбра
Потолок Зала Лодки. Дворец Камарес. Альгамбра.

Сверкают звучными красками геометрические орнаменты изразцов, украшающих стены помещений.

Изразцовая плитка залов дворцов Альгамбры
Альгамбра. Гранада. Испания.

Свет, льющийся через узорчатые решетки окон и витражи, отражается на сталактитовых сводах, стенах залов и галерей.

Вход в Зал Послов. Дворцы Альгамбры
Альгамбра. Гранада. Испания.

Можно бесконечно, с восхищением рассматривать на поверхностях стен тончайшую, похожую на изморозь, резьбу каменных узоров и стараться постичь сакральный смысл, заложенный в надписях, выполненных арабской вязью завораживающей красоты.

Альгамбра. Гранада. Испания.
Альгамбра. Гранада. Испания.

Нужно отметить, что эти рельефные орнаменты некогда были ещё и цветными. Следы краски, белой, голубой, красной и, конечно, позолоты до сих пор кое-где сохранились на стенах.

Альгамбра. Гранада. Испания.
Бани Комарес. Альгамбра

Удивительно, но во дворцовых интерьерах нашлось место даже фрескам с изображением людей! В трёх овальных сводах Зала Королей художники поместили изображения восточных мудрецов, средневековых рыцарей и дам!

Альгамбра. Гранада. Росписи зала Королей
Альгамбра. Гранада. Росписи зала Королей

В ансамбле этого дворца не меньшую роль, чем богато декорированные и роскошно убранные помещения, играют открытые дворики и сады, в которых высажены редкие деревья и благоухающие цветы.

Энрике Сордо в своей книге «Мавританская Испания» отмечает: «арабские сады были подобием истинного рая».

Альгамбра. Гранада. Испания.

Как в райских садах, описанных в Коране, здесь повсюду фейерверком серебристых струй и брызг бьют фонтаны, с террас умиротворённо журча, стекают ручейки, манит прохладой ровная гладь бассейнов, в которой отражаются вечнозелёные деревья и цветущие кусты.

Архитектура востока славилась не только своими культовыми сооружениями, которым я посвятила несколько статей (ссылки внизу), но и роскошными дворцами правителей.-25

Вокруг расположены затенённые галереи, охраняющие манящую прохладу и полумрак дворцового покоя.

Альгамбра. Гранада. Испания.

Эти сады, с услаждающим слух журчанием дарящей жизнь воды, царящее благолепие всего окружающего не могло восприниматься в условиях изнуряющего жаркого и сухого климата людьми иначе, как раем.

Альгамбра. Гранада. Испания.

Особенно известным стал Миртовый дворик («Патио Арраянес»), представленный на фото внизу. Он создает впечатление торжественности и величия, благодаря строгой прямоугольной форме бассейна, обрамлённому миртовыми кустами и галереями дворца Камарес.

Миртовый доврик. Альгамбра. Гранада. Испания.

Однако настоящим центром дворцового комплекса является, так называемый, «львиный дворик», получивший своё название из-за 12 скульптурных изображений львов, окружающих фонтан, расположенный здесь.

Альгамбра. Львиный дворик

И эти изваяния здесь довольно необычны - дело в том, что в классическом исламе есть запрет на изображения живых существ. Как же эти львы появились во дворце мусульманских правителей?

Согласно местной легенде идею создания такого фонтана султану Мухаммеду аль Гани подсказал его визирь ибн Нагрелла. Говорят, что этот советник был этническим евреем. Он то и напомнил правителю о том, что трон библейского царя Соломона поддерживали фигуры 12-ти львов. Мухаммеду такая символическая аналогия чрезвычайно понравилась, и он дал "добро" на создание этих скульптур.

Очевидно, что изваяния львов достаточно условны, а надпись на фонтане гласит, что их не следует бояться «ибо им не хватает жизни, чтобы показать своё неистовство».

Альгамбра. Львиный дворик

И эта надпись на фонтане не единственная. Ещё одно изречение подчёркивает эффект, создаваемый струями воды, бегущими из условных пастей животных: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».

Интересно, что в отсутствии привычной нам живописи, важным элементом декора стали именно надписи, вплетённые в узор стен Альгамбры. Среди них есть не только краткие изречения, но и целые эпиграфические стихотворения, посвящённые садам и дворцам этого комплекса.

Архитектура востока славилась не только своими культовыми сооружениями, которым я посвятила несколько статей (ссылки внизу), но и роскошными дворцами правителей.-31

Создателями этих строк были поэты гранадского двора Ибн Яйяаб (1274-1349), Ибн Аль-Хатиб (1313-1375) и Ибн-Замрак (1333-1393), которые служили здесь секретарями королевской канцелярии и визирями. Особенно из этой поэтической плеяды выделяют Ибн-Замрака, как самого талантливого. Ему принадлежат следующие строки, написанные от лица Альгамбры и в честь Альгамбры:

Я - образец небесной красоты.
Я - райский сад, на удивленье взгляду.
Соперничая с небом, сей дворец
Свою возвысил дивную аркаду,
И прихотливой росписью затмил
Он йеменскую ткань - очей отраду.
Дворца прекрасней отыскать нельзя!
Нельзя остаться равонодушным к саду.
Цветущий сад зеленым кушаком
Обвил чертог, даря ему прохладу.
Ибр Замрак "Надпись на стенах Альгамбры" (Перевод В. Потаповой)

Удивительная гармония архитектуры комплекса Альгамбры, её красота, изысканность и особая поэтичность, настолько пленительны, что даже христианские завоеватели, изгнав из Гранады последнего мусульманского правителя, не посмели разрушить этот памятник арабской культуры.

Рассказывают, что когда побеждённый хозяин Альгамбры Боабдиль (Мухаммед XI), сдал город, покидая его не смог сдержать слезу. Заметив это, мать сказала ему: «Оплакивай, как женщина, то, что не смог защитить, как мужчина!»
Альгамбра. Гранада. Испания.

До сегодняшнего дня Альгамбра – «жемчужина Гранады» - остаётся непревзойдённым шедевром исламского светского зодчества. А сами испанцы говорят: "кто побывал в Испании и не повидал Альгамбры, Испании не видел".

Архитектура востока славилась не только своими культовыми сооружениями, которым я посвятила несколько статей (ссылки внизу), но и роскошными дворцами правителей.-33

https://dzen.ru/a/YQPT4EmqVB5K_ERn

Картина дня

наверх