Альгамбра - жемчужина мавританской архитектуры
Архитектура востока славилась не только своими культовыми сооружениями, которым я посвятила несколько статей (ссылки внизу), но и роскошными дворцами правителей. К сожалению, на сегодняшний день их сохранилось не так уж много.
Выдающимся памятником арабской дворцовой архитектуры является знаменитая на весь мир Альга́мбра (от араб. («Аль Кал’а аль-Хамбра») «Красная крепость») – дворцовый комплекс правителей Гранадского эмирата, находящегося на юге Испании.
Это великолепный образчик маврита́нского стиля в искусстве (от лат. «мавр» – «тёмный» - так в средние века в Западной Европе называли мусульманское население Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки).
Стиль отличается обилием куполов, карнизов и арок различной формы (стрельчатой, подковообразной, фестончатой).

В большом количестве здесь применялись архитектурные элементы в виде нависающих уступами выпуклых фигур, называемые, благодаря внешней схожести с известковыми наростами пещер, сталактитами.

Своды мукарна́с, оформлялись в виде гранёных углублений (ячеек), напоминающих геометрию пчелиных сот.


Особого внимания заслуживает тончайшая, ажурная, можно сказать, ювелирная декоративная резьба, заполняющая всё пространство стен, сводов, перегородок и т.п.

Всё это в изобилии представлено в многочисленных залах и покоях Альгамбры.
Этот чудесный архитектурный ансамбль похож на декорацию к арабским сказкам "1001 ночь". Основал крепость родоначальник династии Насридов - Мохаммед ибн Юсуф Назр в середине XIII столетия. Его наследники правили отсюда и жили за крепостными стенами Альгамбры, достраивая её, ещё 250 лет, пока в 1492 году не ушли из Гранады.

На площади комплекса (ок. 140 кв.м), по сути, функционировал целый небольшой город, с оборонительными сооружениями, мечетью, дворцами, банями, садами, своим кладбищем и жилыми кварталами для ремесленников и специалистов разных профессий (врачи, повара, писцы, кузнецы и т.д.), которые обслуживали жизнь правителей.
Поскольку застройка крепости не была спланирована единовременно, а дополнялась по мере необходимости, то нет здесь и чёткой планировки. Больше всего это напоминает лабиринт из построек различного назначения - залов, покоев, садов, павильонов, которые произвольно сгруппированы вокруг нескольких открытых дворов

Как писал некогда Вашингтон Ирвинг:
«Если смотреть со стороны, то это просто нелепое скопище башенок и крыш, без тени логики, без намека на сообразность и архитектурное изящество. Невозможно догадаться о красоте и очаровании, которые ожидают посетителя внутри»...
И действительно, попадая внутрь, посетитель невольно изумляется, и надолго остаётся под впечатлением от разительного контраста между внешним и внутренним обликом дворцов Альгамбры.
Обитель гранадских эмиров включает в себя несколько масштабных строений:
- крепость Алькасаба - главное военное укрепление Альгамбры;
- комплекс дворцов Насридов - самая удивительная часть этого комплекса, оставшаяся в наследие от мусульманских правителей;
- дворец Карла V, построенный уже после взятия Гранады христианами;
- а также великолепные сады Хенералифе.

Нет смысла перечислять все достопримечательности Альгамбры - бесчисленные залы, помещения и покои Насридов. Все они поразительны и великолепны. Каждая деталь в них, каждый элемент можно рассматривать бесконечно долго, как отдельно, так и в комплексе.
Мраморные колонны, напоминающие тонкие стволы деревьев, соединённые между собой разнообразными по форме арками и сводами, создают игру света и тени над залитыми солнцем двориками.


Поражают красотой и мастерством исполнения деревянные наборные потолки с изображением небесных сфер и звезд.



Сверкают звучными красками геометрические орнаменты изразцов, украшающих стены помещений.


Свет, льющийся через узорчатые решетки окон и витражи, отражается на сталактитовых сводах, стенах залов и галерей.


Можно бесконечно, с восхищением рассматривать на поверхностях стен тончайшую, похожую на изморозь, резьбу каменных узоров и стараться постичь сакральный смысл, заложенный в надписях, выполненных арабской вязью завораживающей красоты.


Нужно отметить, что эти рельефные орнаменты некогда были ещё и цветными. Следы краски, белой, голубой, красной и, конечно, позолоты до сих пор кое-где сохранились на стенах.


Удивительно, но во дворцовых интерьерах нашлось место даже фрескам с изображением людей! В трёх овальных сводах Зала Королей художники поместили изображения восточных мудрецов, средневековых рыцарей и дам!


В ансамбле этого дворца не меньшую роль, чем богато декорированные и роскошно убранные помещения, играют открытые дворики и сады, в которых высажены редкие деревья и благоухающие цветы.
Энрике Сордо в своей книге «Мавританская Испания» отмечает: «арабские сады были подобием истинного рая».

Как в райских садах, описанных в Коране, здесь повсюду фейерверком серебристых струй и брызг бьют фонтаны, с террас умиротворённо журча, стекают ручейки, манит прохладой ровная гладь бассейнов, в которой отражаются вечнозелёные деревья и цветущие кусты.

Вокруг расположены затенённые галереи, охраняющие манящую прохладу и полумрак дворцового покоя.

Эти сады, с услаждающим слух журчанием дарящей жизнь воды, царящее благолепие всего окружающего не могло восприниматься в условиях изнуряющего жаркого и сухого климата людьми иначе, как раем.

Особенно известным стал Миртовый дворик («Патио Арраянес»), представленный на фото внизу. Он создает впечатление торжественности и величия, благодаря строгой прямоугольной форме бассейна, обрамлённому миртовыми кустами и галереями дворца Камарес.

Однако настоящим центром дворцового комплекса является, так называемый, «львиный дворик», получивший своё название из-за 12 скульптурных изображений львов, окружающих фонтан, расположенный здесь.

И эти изваяния здесь довольно необычны - дело в том, что в классическом исламе есть запрет на изображения живых существ. Как же эти львы появились во дворце мусульманских правителей?
Согласно местной легенде идею создания такого фонтана султану Мухаммеду аль Гани подсказал его визирь ибн Нагрелла. Говорят, что этот советник был этническим евреем. Он то и напомнил правителю о том, что трон библейского царя Соломона поддерживали фигуры 12-ти львов. Мухаммеду такая символическая аналогия чрезвычайно понравилась, и он дал "добро" на создание этих скульптур.
Очевидно, что изваяния львов достаточно условны, а надпись на фонтане гласит, что их не следует бояться «ибо им не хватает жизни, чтобы показать своё неистовство».

И эта надпись на фонтане не единственная. Ещё одно изречение подчёркивает эффект, создаваемый струями воды, бегущими из условных пастей животных: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».
Интересно, что в отсутствии привычной нам живописи, важным элементом декора стали именно надписи, вплетённые в узор стен Альгамбры. Среди них есть не только краткие изречения, но и целые эпиграфические стихотворения, посвящённые садам и дворцам этого комплекса.

Создателями этих строк были поэты гранадского двора Ибн Яйяаб (1274-1349), Ибн Аль-Хатиб (1313-1375) и Ибн-Замрак (1333-1393), которые служили здесь секретарями королевской канцелярии и визирями. Особенно из этой поэтической плеяды выделяют Ибн-Замрака, как самого талантливого. Ему принадлежат следующие строки, написанные от лица Альгамбры и в честь Альгамбры:
Я - образец небесной красоты.
Я - райский сад, на удивленье взгляду.
Соперничая с небом, сей дворец
Свою возвысил дивную аркаду,
И прихотливой росписью затмил
Он йеменскую ткань - очей отраду.
Дворца прекрасней отыскать нельзя!
Нельзя остаться равонодушным к саду.
Цветущий сад зеленым кушаком
Обвил чертог, даря ему прохладу.
Ибр Замрак "Надпись на стенах Альгамбры" (Перевод В. Потаповой)
Удивительная гармония архитектуры комплекса Альгамбры, её красота, изысканность и особая поэтичность, настолько пленительны, что даже христианские завоеватели, изгнав из Гранады последнего мусульманского правителя, не посмели разрушить этот памятник арабской культуры.
Рассказывают, что когда побеждённый хозяин Альгамбры Боабдиль (Мухаммед XI), сдал город, покидая его не смог сдержать слезу. Заметив это, мать сказала ему: «Оплакивай, как женщина, то, что не смог защитить, как мужчина!»

До сегодняшнего дня Альгамбра – «жемчужина Гранады» - остаётся непревзойдённым шедевром исламского светского зодчества. А сами испанцы говорят: "кто побывал в Испании и не повидал Альгамбры, Испании не видел".

Свежие комментарии