Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Закрадывается мысль, что евреям, избегавшим физического труда со времён Исхода, нечего было делать. А энергии хорошо ...Ярон Ядан. ЗАПРЕ...
  • АНАТОЛИЙ ДЕРЕВЦОВ
    Прикольно ,с сарказмом переходящим в ложь.  Но на уровне конца 90-х гг. Именно ковыряние в  научных "мелочах" превнос...Аспирантура в ССС...
  • Михаил Васильев
    Пусть Хатынь вспоминают! Дмитрий Карасюк. ...

Без преград. Женщины принесут миру триллионы долларов. Надо лишь подождать пару веков

Без преград.

Женщины принесут миру триллионы долларов. Надо лишь подождать пару веков.

 
Без преград. Женщины принесут миру триллионы долларов. Надо лишь подождать пару веков
Кадр: фильм «Чудо-женщина»

Феминистское движение за свое более чем вековое существование добилось многого. Женщины получили право участвовать в выборах, обучаться в университетах, работать и занимать руководящие должности, развиваться в сферах политики и бизнеса, играть в футбол, контролировать деторождение. Рост занятости и образования среди женщин оказывают самое прямое влияние на мировую экономику. Впрочем, эксперты констатируют, что понадобится еще как минимум сто лет для того, чтобы обеспечить в мире подлинное гендерное равенство. На сегодняшний день женщины генерируют только 37 процентов мирового ВВП, хотя они составляют половину населения. Как мировая экономика теряет триллионы долларов из-за неравенства полов — в материале «Лентры.ру».

 

Как в кино

Феминизм постепенно проникает во все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Женщины в XXI веке стали важной и заметной силой. Сегодня женщина-президент или женщина-супергерой никого не удивляют. Сильные, решительные и отважные девушки становятся главными героинями фильмов («Чудо-женщина», «Лара Крофт», «Безумный Макс: Дорога ярости»), сериалов («Игра престолов», «Доктор Кто»), мультфильмов («Зверополис», «Холодное сердце»).

По данным Центра изучения женщин на телевидении и в кино, 2016 год стал рекордным для блокбастеров с главными героинями: из 100 самых кассовых фильмов в 29 процентах главная роль была у женщин. Правда, в 2017 году статистика несколько подпортилась — женщины составляли всего 24 процента от общего числа главных героев. С другой стороны, в 2015 году таких фильмов было всего семь процентов, так что положительная динамика налицо.

Особого внимания во всей этой истории заслуживает блокбастер «Чудо-женщина», который оказался в десятке самых кассовых фильмов 2017 года. По данным Forbes, он стал самой финансово успешной картиной о происхождении супергероя, обогнав фильм «Человек-паук», вышедший в прокат в 2002 году. Компания Time Warner (ныне WarnerMedia) тогда отчиталась о превзошедшем ожидания росте квартальной прибыли — на 11,6 процента. Прорыв в киноиндустрии случился и по ту сторону экрана. Режиссер Пэтти Дженкинс стала первой женщиной, которой доверили снимать блокбастер. «Чудо-женщина» стала всего лишь вторым фильмом в истории с бюджетом более ста миллионов долларов, снятым женщиной. Дженкинс также поставила кассовый рекорд среди фильмов, снятых женщинами, и ей же уже доверили снимать и вторую часть — «Чудо-женщина: 1984», выход которой запланирован на 2020 год.

Нажились на стереотипах

Все больше женщин получают главные роли не только в кино и сериалах, но и в рекламе. В целом именно представительницы женского пола считаются более активными потребителями. Но если раньше женщин в рекламных роликах приходилось видеть в основном за мытьем посуды, стиркой пеленок и нанесением макияжа, то теперь все изменилось. Девушки становятся более состоятельными и независимыми участниками экономического процесса, поэтому реклама, ориентированная преимущественно на домохозяек, постепенно изживает себя. Тем не менее многие представительницы женского пола в мире все еще не имеют возможности работать и зарабатывать, а также рассчитывать на адекватную оплату своего труда.

По результатам опроса Google, 53 процента женщин согласны с утверждением, что рекламные кампании сильно влияют на то, как общество воспринимает женщин. Первой крупной корпорацией, вставшей на путь создания профеминистских роликов, стал холдинг Unilever. Принадлежащий холдингу бренд Dove запустил рекламную кампанию, в которой приняли участие девушки немодельной внешности, еще 10 лет назад. И хотя сегодня подобным никого не удивишь, тогда это было нечто прорывное — после старта кампании продажи товаров бренда выросли за два месяца на 600 процентов в США и на 700 процентов в Европе. Подобные успешные кейсы есть и в истории таких брендов, как Adidas, Always, Barbie.

Феминизм не для всех

Впрочем, в погоне за ростом продаж некоторые корпорации эксплуатируют не только тренд на феминизм и бодипозитив, но и собственных работниц швейных фабрик в Камбодже, Индии, Вьетнаме. Яркие тому примеры — бренды H&M и Nike. В феврале 2017 года Nike запустила кампанию «Равенство» под слоганом «Где живет мечта о справедливости и взаимном уважении», тогда же в YouTube  русскоязычный рекламный ролик под названием «Из чего же сделаны наши девчонки?» Его суть сводится к тому, что девчонки сделаны не из «платочков, цветочков и мармеладок», а из железа, упорства, независимости, достоинства и достижений. Таким образом, бренд попытался разрушить стереотипы о «женских» и «мужских» видах спорта. И хотя публике ролик в целом «зашел», без критики все равно не обошлось.

В частности, сообщество Soc-Fem, которое борется за права женщин, обратиловнимание на то, что транснациональные корпорации в такого рода рекламе показывают человеческое лицо, но на самом деле на производствах в Азии тяжело трудятся в основном именно женщины. По словам представителей движения, глобальный экономический процесс не является гендерно нейтральным, а конструируется искусственно на стереотипе, что именно женщина должна выполнять монотонную конвейерную работу. В 2016 году издание Slate и организация Nation Institute расследовали, в каких условиях на самом деле работают 60 тысяч женщин на фабриках Nike во Вьетнаме. Выяснилось, что все они живут в крохотных каморках целыми семьями. Прочие условия труда также оставляют желать лучшего, а денег, которые им платят, хватает лишь на удовлетворение базовых потребностей.

На фабриках H&M происходит примерно та же история. Кроме того, согласно ежегодным отчетам Human Rights Watch, женщины на производстве нередко сталкиваются с сексуальными домогательствами и вынуждены нелегально делать аборты из-за боязни потерять источник дохода. Зато на футболках бренда красуется благородный лозунг «Feminism is the Radical Notion That Women Are People» (в переводе с англ. — «Феминизм — это радикальное понятие о том, что женщины — люди»), а владельцы компании финансируют некоммерческий фонд, призванный повысить уровень жизни людей во всем мире.

Золотая жила

Крупнейшие мировые компании, которые поддерживают равенство полов лишь на словах, демонстрируют, как тяжело общество расстается с архаичными пережитками. Между тем многочисленные современные исследования свидетельствуют, что чем выше уровень участия женщин в мировой экономике, тем лучше результаты как на уровне отдельно взятой компании, так и всего мира. Например, банк Credit Suisse провел в 2016 году исследование, изучив гендерную ситуацию в руководстве трех тысяч компаний. Выяснилось, что компании, руководство которых было смешанным, имели более высокие показатели на фондовом рынке. Закономерность подтвердило и глобальное исследованиеThomson Reuters — компании без женщин показали худшие результаты. Разумеется, дело здесь не в априорной эффективности женского пола, а в грамотном управлении человеческим капиталом, когда на должность назначается более достойный и компетентный кандидат, вне зависимости от пола, возраста и цвета кожи.

Согласно проведенному в 2016 году исследованию McKinsey Global Institute, гендерное равенство могло бы увеличить мировой ВВП на 12 триллионов долларов к 2025 году. А в глобальном докладе о гендерном разрыве Всемирного экономического форума говорится, что экономическое равенство полов может добавить к ВВП Великобритании дополнительно 250 миллиардов долларов, 1,75 триллиона долларов — к ВВП Соединенных Штатов, 550 миллиардов долларов — Японии, 320 миллиардов — Франции и 310 миллиардов — к ВВП Германии. Также, по оценкам экспертов, ВВП Китая может вырасти на 2,5 триллиона благодаря половому равенству, а в мире в целом этот прирост может составить к 2025 году 5,3 триллиона долларов, если мир уменьшит за этот период гендерный разрыв в экономической жизни на 25 процентов. В докладе, в частности, отмечается, что с учетом дополнительных доходов правительств, в мире будет получено еще 1,4 триллиона в качестве налоговых поступлений.

Экономика по-женски

Впрочем, к современным методам экономических расчетов у феминисток тоже есть вопросы. Сторонники так называемой феминистской экономики утверждают, что с точки зрения методологии и фокуса современная экономика слишком ориентирована на мужчин, а женский вклад обычно игнорируется. В частности, это выражается в том, как рассчитывается ВВП: оплачиваемая работа включается, а неоплачиваемая домашняя — нет. Феминистки критикуют такой подход как очень узкий. В книге одной из основоположниц феминистской экономики Мэрилин Уоринг под названием «Если бы женщины считали», вышедшей в 1988 году, говорится, что система расчета ВВП была разработана мужчинами, чтобы женщины сидели «на своем месте». Уоринг подчеркивает, что такая услуга, как забота или уход, учитывается в «производстве», только когда она оплачена на рынке, но не тогда, когда предоставлена бесплатно. Она считает, что неоплаченная забота также должна включаться в ВВП, чтобы отразить тот факт, что воспитание ребенка так же важно, как, например, выращивание сельхозкультур или выпуск автомобилей.

Иными словами, феминистская экономика использует более целостный подход, учитывающий все виды деятельности, которые в настоящее время выходят за рамки основной экономической сферы, но без которых экономика не сможет работать. Феминистские экономистки Маргунн Бьернхольт и Айлса Маккей утверждают, что мировой финансовый кризис 2008 года и его последствия выявили кризис идей в основных отраслях экономики, в связи с чем требуется перестройка экономической теории и экономических профессий. Они убеждены, что подобная перестройка должна включать в себя все новые достижения феминистской экономики, которая представляет в качестве отправной точки социально ответственный, разумный и подотчетный субъект, признающий заботу друг о друге, а также о планете.

Так или иначе эксперты констатируют, что на преодоление неравенства в области труда и занятости миру потребуется целых 217 лет. Возможно, именно феминистский экономический подход поможет преодолеть его быстрее. По версии Всемирного экономического форума, на сегодняшний день в рейтинге по показателю равноправия полов лидируют такие страны, как Исландия, Финляндия, Норвегия и Швеция. Россия расположилась на 71 строчке по соседству с Доминиканской Республикой и Ганой, а замыкают список Чад, Сирия, Пакистан и Йемен — страны, где более чем у 90 процентов женщин нет личного дохода. Сможет ли мужской мир найти в себе силы поддерживать движение за права женщин, а не дискредитировать его, и сколько лет еще для этого понадобится на самом деле — вопрос открытый.

Екатерина Чепур

Картина дня

наверх