На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Музей Клюни-один из самых замечательных музеев Парижа. Витражи, статуи и лиможские эмали (1,2 части)

Музей Клюни – один из самых замечательных музеев Парижа


Вот эту сцену поединка двух рыцарей я видел ещё в учебнике по истории Средних веков 1959 года издания, но… откуда она была взята? Оказывается, вот с крышки вот этого ларца, где изображен популярный в Средневековье сюжет: «Штурм замка любви». Резьба по слоновой кости. Париж, 1300–1310 гг. Фото автора

«Увидеть Париж и умереть».
Илья Эренбург

История Средних веков. Откуда мы знаем о том, что было в прошлом? Да по сохранившимся зданиям, книгам и рукописям, изделиям из металла, дерева, кости, работ древних мастеров, которые сегодня выставлены в музеях. На страницах ВО мы уже неоднократно совершали виртуальные путешествия в самые разные музеи мира. А вот сегодня мы с вами побываем ещё в одном – Национальном музее Средневековья или музее Клюни, расположенном в самом центре Парижа.
Побывать там мне довелось в 2020 году накануне пандемии ковида, причем при довольно интересных обстоятельствах. В тот день Париж праздновал День взятия Бастилии, и все (ну, большая часть) туристы стремилась попасть в центр. То есть посмотреть на парад у нас шансов не было, зато мы узнали, что все музеи Парижа в этот день работают бесплатно. Поэтому наш выбор пал на два из них: Национальный музей Средневековья и Музей армии.

Музей Клюни – один из самых замечательных музеев Парижа
Вот она, эта крышка. Все перипетии штурма сейчас перед вами. Справа – любезник лезет вверх по лестнице, а требушет готовится выстрелить по замку прекрасных дев корзиной с цветами. В центре – два поединщика, над которыми болеющие за них дамы. Слева – добившиеся своего рыцари увозят на конях своих избранниц, а кто-то и тайком увозит на лодке! Фото musee-moyenage.fr

Добирались мы туда – жена, внучка и я, от отеля «Порте-Орлеан», расположенного рядом с авеню Ленин. Праздничная обстановка в городе была очень странной. Летают боевые вертолеты. На перекрестках улиц военные джипы и патрули из солдат с автоматами на груди, в переулках – полицейские водометные машины. Словом, скажи кто, что на город напали враги, поверить можно было бы запросто.

Маршрут на метро был, к счастью, прямым, без пересадок. А в самом метро надписи только на французском, которого никто из нас не знает вообще: «бонжур», «мерси» не в счет… В вагоне одни… негры! Кто светлее, кто совсем – как сажа, и все, понятно, смотрят на нашу троицу и активно нас обсуждают, это видно. А мы стоим, подобно безъязыким обезьянам. Станция, до которой нужно ехать, называется «Клюни-Сорбонна». Но где он этот самый музей? В путеводителе написано: «в Латинском квартиле». А где он – этот квартал?


Вон он какой – музей Клюни. На этом рисунке его видно гораздо лучше, чем на любой фотографии. Фото musee-moyenage.fr

Спрашиваем красочную мулатку – торгует фруктами на углу. «Не понимаю английского» – говорит. Ах ты, отрыжка французского снобизма. Но тут на наше счастье подходит к нам пожилой француз, говорит, что нас проведет и… проводит до самого входа в музей. Люди, они везде люди и… разные!


Начать экскурсию по музею лучше всего с самой древней его части: того, что осталось от римлян. Спускаемся вниз и оказываемся в огромном сводчатом помещении. Фото автора


Скорее, это похоже на храм, но никак не на баню в нашем понимании…


Экспонатов там масса… А ещё осматривать их очень приятно в жаркий летний день! Фото автора


Ну где ещё можно увидеть столь прекрасную статую императора Юлиана Отступника. Ну того, что перед смертью воскликнул: «Ты победил, галилеянин!» Фото автора

Что касается здания, то в Средние века его называли «Отель Клюни», и построено оно было на остатках галло-римских терм ещё III века, причем зданий у музея не одно, а два: фригидарий («холодильная комната»), находящийся в развалинах Терм Клюни, и собственно отель Клюни, где сегодня и выставлены все его коллекции.

Площадь фригидария не маленькая: около 6 000 квадратных метров. Вот и подумаем, как много внимания люди в то время уделяли чистоте. Ведь была ещё и «горячая комната», парная с сухим паром и бассейны с подогретой и прохладной водой, пассажные залы, «буфет». Но это все не сохранилось. Впрочем, и то, что от этой бани до нас дошло, очень интересно, ведь тут находится большая и уникальная коллекция предметов переходного времени от Древнего мира к Средним векам.

Спустившись во фригидарий, можно увидеть и знаменитую «колонну Лодочников», относящуюся к I веку. Это был мраморный столб, который подарили императору Тиберию парижские лодочники. На нем надписи, посвященные богу Юпитеру, но также и надписи на кельтском, то есть налицо слияние двух совершенно разных культур в одном артефакте.


Вот он – Юпитер с «колонны Лодочников». Фото автора


А это все та же колонна (она состояла из нескольких резных камней!) с тремя фигурами воинов. Фото автора


Здесь воинов два. Но обратите внимание на их щиты. На щиты римских легионеров они совсем не похожи. То есть это местный мотив? Фото автора

Что касается дома, то с ним было так. После того, как древние термальные ванны в 1340 году приобрело бургундское аббатство Клюни, его в качестве своей резиденции построил аббат Пьер де Шалю. В 1485–1510 годах его перестроили, поэтому в нем есть элементы и готики, и Ренессанса. В 1843 году по инициативе Александра дю Соммерара здесь был создан общественный музей, предназначенный хранить реликвии средневекового прошлого Франции.


Ванна, в которой когда-то возлежали древние римляне. Фото автора

Интересно, что многие годы в этом доме провела Мария Тюдор, сестра Генриха VIII – короля Англии. Здесь она жила, и в 1515 году после смерти её мужа Людовика XII наследовавший трон Франциск I поселил её здесь, дабы удостовериться, не беременна ли она. А XVII веке здесь жили папские нунции, включая и будущего кардинала Мазарини.


Кирпичная кладка того самого римского времени. Фото автора

Была тут устроена и обсерватория астронома Шарля Мессье, а в великолепной часовне на втором этаже в годы Великой французской революции располагался… анатомический кабинет.

Что касается Александра дю Соммерара, известного в то время археолога и коллекционера произведений искусства, то он купил особняк в 1832 году и разместил в нем свои коллекции. Статус исторического памятника отелю присвоили в 1846 году, а термальным ваннам – в 1862. Сады вокруг музея были открыты для посещения в 1971 году, а в 1977 музей стал независимым объектом культуры и перестал зависеть от Лувра.

Ну а о том, чего стоит этот музей, говорят хотя бы вот эти строчки из путеводителя: площадь 11 500 квадратных футов, из которых 6 500 отведено для экспозиций. Коллекции музея насчитывают 23 000 артефактов от галло-римских времен до XVI века.


В музее есть и оружие, и рыцарские доспехи, но нам посмотреть на них не удалось. В музее проходила тематическая выставка хранящихся в нем сокровищ! Фото автора

Пожалуй, самыми ценными экспонатами музея являются вестготские короны. Нашли их между 1858 и 1860 годом в количестве двадцать шесть штук. Как это бывает очень часто, клад, лежавший в земле более тысячи лет, нашли случайно – просто от сильных дождей землю размыло, в результате обнаружилось захоронение священника по имени Криспинус, а в нем… разные золотые изделия.

Находка была сделана на территории монастыря Санта-Мария де Сорбасес, в саду Гварразар, рядом с Гуадамуром, в нескольких километрах от Толедо. Нашедшие клад отнесли его толедскому ювелиру, а тот, как говорят, половину переплавил на металл. Остатки клада купил французский военный, который, вернувшись во Францию, перепродал находку музею Клюни. Ну а местные жители копать продолжили, в итоге найденное ими попало в руки королевы Изабеллы II и стало собственностью государства.


Три вотивные короны, доставшиеся музею Клюни. Такие богато украшенные короны вносились в церковь по обету, как пожертвование, и подвешивались над алтарем, поэтому-то к ним и приделаны цепочки, для ношения на голове они не предназначались! Фото musee-moyenage.fr


«Корона Реккесвинта». Золото, сапфиры, жемчуг. Национальный музей археологии в Мадриде

Это было едва ли не самое важное открытие, связанное со средневековой историей Иберии. Вот только из первоначально найденных двадцати шести корон на сегодня сохранилось только 10. Поделили их между двумя музеями: Паласио Реал де Мадрид и Клюни. Причем в Клюни находятся три короны, а также кресты, подвески и висячие цепочки из этой же находки. Все это символы королевской власти, которые относятся к VII веку.


А вот еврейское обручальное кольцо. Чеканное и эмалированное золото и филигрань начала XIV века, найденные в Кольмаре (Эльзас, Франция) в 1863 году. Фото musee-moyenage.fr


Кольцо Папы Павла II. Позолоченная бронза и горный хрусталь, Центральная Италия, 1464–1471 гг. Фото musee-moyenage.fr


Кольцо Папы Сикста IV. Позолоченная бронза и горный хрусталь, Центральная Италия, 1471–1484 гг. Фото musee-moyenage.fr

В музее очень много изделий из слоновой кости, покрытых очень тонкой и затейливой резьбой. Например, это мемориальная доска с изображением коронации Оттона II, множество ларцов и реликвариев.


Навершия епископских посохов (справа) были в Средние века настоящими произведениями искусства, как и резные алтари, ларцы-реликварии. Фото автора


Реликварий 1200 года с изображением фигур 12 апостолов. Предназначался для хранения какой-то святой реликвии, благо в Средние века таких реликвий было очень много. Фото автора


Шкатулка из слоновой кости с изображением мифологических сцен войны. Фото автора


Очень светская шкатулка с изображением придворных сцен, вторая половина XV в. Шкатулка украшена серией барельефов, фигуры которых выделяются на полосатом фоне. С лицевой стороны, под замком, идут два охотника с копьем и луком. С другой стороны – несколько сцен: двое музыкантов и мужчина, обсыпающий даму цветами, сцена турнира, охота на оленей, на которой охотник дует в рожок. Крышка разделена на шесть секций, в которых показана дама, три танцора и два музыканта. Очевидно, что перед нами сцена досуга с танцами под бубен и, несомненно, пением. Фото автора

А ещё в музее Клюни выставлены на обозрение образцы древнего коптского искусства. Коптские мастера ткали прекрасные ткани, которые покупали далеко за пределами Египта. Например, здесь хранится льняной медальон, на котором изображены Ясон и Медея…

Впрочем, в этом музее всего так много, что рассказать про всю его экспозицию в одном материале просто невозможно. Поэтому рассказ о нём будет обязательно продолжен…

Музей Клюни: витражи, статуи и лиможские эмали

Музей Клюни: витражи, статуи и лиможские эмали
Эта шкатулка (реликварий), предназначенная для хранения священных реликвий, является прекрасным примером творений лиможских мастеров на пике их искусства. Фото musee-moyenage.fr

Воспоминанья о Клюни.
Оплот любви, надежды, веры,
Он освящал Бургундский край,
И стал для Франции примером
Пути земного в вечный рай.
Немало сирых и голимых,
Вождей ретивых, коих рать,
Для целей подлинных и мнимых
Готовы подлость совершать.
Конвент французский просвещённый
Такой закон сумел издать,
Чтоб с пылом душ революционных
Собор на камень распродать.

Валерий Дудаков

История Средних веков. И вот мы вновь в Музее Клюни, где прошлое сливается с настоящим и где всего так много, что… просто разбегаются глаза. Для лучшего, так сказать, усвоения материала сначала немного теории.

Считается, что Средневековье – это одна сплошная готика. Но это неверно. Ещё в 1818 году Шарль де Жервиль для описания искусства после распада империи Каролингов, но до возникновения готики ввел в научный оборот термин «романская (т. е. римская) культура». От более позднего готического она отличалась большим лаконизмом, её здания довольно приземлены и монументальны, а изображения просты и целиком сосредоточены на повествовании. Именно в этот период истории реликварии и различные другие религиозные артефакты перестали хранить в склепах, а стали выставлять для всеобщего обозрения на алтарях в церквях.

В Клюни выставлено множество артефактов эпохи романского искусства, как из самой Франции, так и из сопредельных ей стран. Это резные капители колонн и многочисленные статуи святых, широко представленные в музее.


Статуи-колонны были впервые установлены в проемах порталов на западном фасаде Сен-Дени. В этом ансамбле, созданном по указанию аббата Сугерия и завершенном в 1140 году, были представлены пророки и цари из Ветхого Завета. Разрушенный в 1771 году, он был известен только по рисункам, но, по счастью, от этих статуй сохранилось шесть голов, оказавшихся разбросанными между Музеем Клюни и американскими музеями. В Клюни находится голова царицы Савской с заплетенными волосами и короной, украшенной кабошонами. Подчеркнем, что эту статую-колонну изготовили в XII веке. Фото musee-moyenage.fr


А это всевозможные мадонны – большие и маленькие, они были обязательным атрибутом любой католической молельни, будь то большой городской собор или маленькая замковая часовня. Фото автора

Эмали


Но особенно много здесь знаменитых лиможских эмалей, распространившихся во Франции между серединой XII и концом XIII вв. Причина проста – людям хотелось красоты, чего-то яркого и нарядного, но при этом не столь дорогого, как золото и серебро. Между тем наряду с витражами именно эмальерное искусство как раз и дает сочные и яркие цвета и свет. Изделия из Лиможа позволяли быстро и относительно с небольшими затратами украсить приходские церкви крестами и реликвариями, кроме того, техника перегородчатой эмали очень подходит для изображения догматических образов, а также для повествований из жизни Христа или святых.


Реликварий со сценой убиения епископа Томаса Бекета. около 1190–1200 г. Лимож. Паленсия, королевство Леон, Испания. Фото musee-moyenage.fr


Ещё один реликварий с той же сценой. Лимож, первая четверть XIII в. Фото musee-moyenage.fr

Понравились лиможские работы и в Ватикане. Так, в начале XIII века папа Иннокентий III приказал поставить в аббатстве Сен-Пьере в Риме лиможскую ограду. В 1229 году было разрешено использование выемчатой эмали для украшения священных сосудов, а поскольку церквей в Европе было очень много, им требовалось и много сосудов.


Но были и лиможские эмали светского содержания. Например, вот это панно: «Охотник с соколом». Фото musee-moyenage.fr

Другой причиной была доступность материалов для выемчатой эмали и их относительная дешевизна. Ведь основой любого изделия была медь, а эмалями являлось толченое разноцветное стекло, окрашенное при помощи добавления оксидов металлов. Ну а поскольку у меди коэффициент расширения близок к стеклу, получается, что эмаль на изделии остывает вместе с медной основой и потому хорошо сцепляется с металлом.

О готике

Теперь о готике, которая пришла в Европу на смену эпохе романского искусства.
Датой рождения нового готического стиля считается 14 июля 1140 года. Именно в тот день было начато обновление церкви в бенедиктинском аббатстве Сен-Дени, служившем усыпальницей королям в эпоху Меровингов. Несущие балки и арки сделали тоньше, чтобы больше места освободилось для окон, а в сами окна начали вставлять витражи большого формата.

Сент-Шапель как раз очень наглядно показывает специфику готического стиля с его величественными и красивыми витражами, высокими потолками и оконными проемами, уходящими ввысь. В частности, Сент-Шапель имеет 15 оконных проемов высотой 50 футов, которые создают иллюзию, что посетитель собора буквально купается в льющемся через них свете.


Витраж периода ранней готики, около 1220 г., старинная церковь Варенн-Жарси, Иль-де-Франс. Фото musee-moyenage.fr

В Музее Клюни находится одна из самых обширных коллекций средневековых витражей во Франции, не считая, конечно, тех, что находятся в окнах её соборов. В неё входят 230 панно, витражных медальонов и их фрагментов с XII по XIV век. Сент-Шапель тоже пожертвовал Клюни ряд панелей из своих великолепных витражей, включая и ту, где изображены Давид и Саул.


«Давид и Саул». XV век (использованы некоторые элементы XIII века). От Сент-Шапель в Париже. Фото musee-moyenage.fr

В эпоху готики XII век стал периодом экспериментов, когда живописцы и архитекторы только ещё пробовали свои силы на этом новом пути и отходили от прежних канонов. Но уже XIII и XIV века все в том же Париже демонстрируют нам художественную зрелость новой эпохи. Именно в это время резко возрастает спрос на предметы нерелигиозного искусства.

Теперь в парижском искусстве доминируют две темы: просыпается интерес к античности и начинается подражание её образцам, а ещё растёт внимание к окружающей человека природе. Около 1260 года создается статуя Адама, изображающая его обнаженным, но прикрытым листьями небольшого деревца – явное подражание античным статуям.


Вот он какой – Адам из Музея Клюни. Фото musee-moyenage.fr

Роза

Период XIV–XV вв. – это время, когда городская элита начала богатеть. Что стимулировало рост художественного производства. Люди стали заказывать предметы искусства для повседневной жизни, включая резную мебель, прекрасные гобелены, поливную керамику, игровые фигурки из кости и т. д. Париж становится столицей роскоши во всем. Художники тоже начали свои работы подписывать, анонимность их больше не устраивала.

Но и церковь отставать не желала. Каждый год в четвертое воскресенье Великого поста папа преподносил золотую розу одному из своих верующих, чье благочестие он хотел подчеркнуть, а также вознаградить за его услуги. Роза была без шипов, как и те, что благоухали в раю, была символом Страстей Христовых и Его Воскресения.

И одна такая роза из сокровищницы Базельского собора в коллекции Музея Клюни есть. Выполнена она с большим изяществом: стебли, закрученные друг на друга узкими лентами, и цветы, сделанные из наложенных друг на друга лепестков, вырезаны из тонкого сусального золота. Иоанн XXII заказал её в 1330 году и подарил графу Невшательскому Родольфу де Нидау, который поддержал Папу в его борьбе против императора Людовика Баварского. Она была идентифицирована по его гербу, присутствующему на эмалированном щите, который граф из кичливости добавил к своей розе.


«Роза Иоанна». Фото musee-moyenage.fr

Имя художника было установлено благодаря папским свидетельствам: это сиенский ювелир Минуккио, работавший в Авиньоне с 1327 по 1347 год. На сегодня эта работа является старейшей сохранившейся золотой папской розой.


Ещё одна скульптура эпохи готики: «Мадонна с младенцем». Созданная в XIV веке, эта Богородица с младенцем впоследствии претерпела некоторые «усовершенствования». Так, на неё была нанесена позолота и добавлена новая корона. Изначально она держала в правой руке скипетр. На задней стороне бюста сделана прямоугольная полость, которая, скорее всего, использовалась как тайник. Фото musee-moyenage.fr

Есть в собрании Музея Клюни и уникальное пособие по боевым искусствам позднего Средневековья. В этой незаконченной рукописи, написанной между 1490 и 1500 годами, собрано множество приемов обращения с оружием, в том числе и знаменитого немецкого мастера Иоганна Лихтенауэра. Причем подобные книги были важными, если не обязательными, пособиями для молодых принцев из высшей средневековой знати. Каких только видов оружия и приемов борьбы с ним здесь не собрано!


Поединок на двуручных мечах. Фото musee-moyenage.fr


Судебный поединок между мужчиной и женщиной. Сила мужчины уравнивалась тем, что он находился в яме. К тому же оружие женщины было длиннее, чем у мужчины. Фото musee-moyenage.fr


Ещё один судебный поединок «до первой крови». Именно поэтому сражающиеся так мало прикрыты. Фото musee-moyenage.fr

А всего в этом «пособии» триста пятьдесят восемь цветных иллюстраций (!), изображающих основы боя, как голыми руками, так и вооруженными. Однако текст не был скопирован в верхние разделы страниц, которые для этой цели были оставлены пустыми, и так пустыми и оставшиеся. Оружие (мечи, кинжалы, щиты) фигурирует в различных местах этой рукописи, и оно также хранится в Музее Клюни. Однако во время нашего посещения музея они не экспонировались.


Один из гобеленов Музея Клюни. Фото автора

Но самое интересное, что рост благосостояния парижан почему-то особенно заметно проявился в росте спроса на… гобелены! Их в Музее Клюни несколько, но самыми известными, конечно, являются шесть гобеленов «Дама с единорогом». Это ещё одна уникальная для нас «памятка» из той далекой эпохи, и мы непременно расскажем о них более подробно в следующий раз…


До скорой встречи!

Картина дня

наверх