На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Викинги и рунные камни. В 2-х частях

Викинги и рунные камни

Дел я знаю девять:
Добрый висописец,
Лих в игре тавлейной,
Лыжник я и книжник.
Лук, весло и славный
Склад мне рун подвластны.

Я искусен в ковке,
Как и в гуде гусель.
(Рёгнвальд Кали. «Поэзия скальдов». Перевод С. В. Петрова)

На протяжении многих тысяч лет человечество прекрасно обходилось без письменности. Ну, возможно, использовало для передачи информации рисунки. Но затем, где-то на рубеже бронзового и железного веков, объемы информации стали так велики, что памяти человеческой уже не хватало. Понадобились средства учета и контроля более информативные, чем камешки и палочки, средства идентификации, одним словом, все то, что точно передает информацию на расстояние и позволяет ее сохранить.

Библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала погибла в огне, но благодаря тому, что состояла из «глиняных книг», она чудесным образом сохранилась и дошла до нашего времени. То же самое касается и письменности скандинавских народов, обладавших так называемой рунической письменностью, то есть письменности при помощи рун, знаков, подобных нашему алфавиту, которые высекали или вырезали на камне, металле, дереве, и кости и которые поэтому имели специфическую угловатую форму, удобную для вырезания.


Рунные камни во дворе Еллингской церкви.

Важно отметить, что любой письменный текст представляет собой важнейший источник в изучении культуры прошлого, так как позволяет заглянуть в духовный мир народа, оставившего после себя свои письменные знаки и узнать много такого, что при помощи археологических находок выяснить очень сложно. Поэтому неудивительно, что дошедшие до нашего времени камни с нанесенными на них руническими надписями стали для ученых прямо-таки настоящим подарком судьбы.

Викинги и рунные камни (часть 1)

Большой камень в Еллинге является своего рода «свидетельством о рождении» Дании. Он имеет высоту 2,43 метра, весит около 10 тонн и установлен королём Харальдом I Синезубым не ранее 965 года. Надпись на нем гласит: «Харальд король поставил этот камень в честь Горма, отца своего, и Тюры, матери своей. Харальд, покоривший всю Данию и Норвегию, кто крестил датчан».

К какому историческому времени они относятся? Считается, что древнейшие памятники рунической письменности датируются рубежом нашей эры. А вот о месте возникновения и самом ее возникновении до сих пор ведутся споры. «Старшая Эдда» (или «Эдда Сэмунда», или «Песенная Эдда») – поэтический сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии, рассказывает, что верховный бог Один заплатил своими страданиями на дереве Иггдрасиль лишь бы только познать руны. А вот в «Песне о Риге» сказано, что, что руны принадлежали богу Ригу, который научил им сына хёвдинга, ставшего предком первого конунга викингов. То есть даже в самой Скандинавии мнения по поводу происхождения рунической письменности сильно различались.

В любом случае руны стали характерным памятником эпохи Великого переселения народов и первых варварских королевств, причем сохранилось множество вещей, на которых есть надписи, сделанные рунами. Однако после принятия христианства и его распространения они постепенно были вытеснены из употребления латиницей, хотя в Швеции ими пользовались даже в XVIII – XIX веках.

Первые упоминания древних рун в литературе относятся к 1554 году. Тогда Иоханнес Магнус в своей «Истории готов и свевов» привел готский алфавит, годом позже его брат Олаф Магнус в «Истории северных народов» опубликовал рунический алфавит. Но поскольку множество рунических надписей было сделано на камнях, уже тогда появились книги с их рисунками, включая и обнаруженный на Готланде рунический календарь. Интересно, что так как ряд камней с того времени утрачен, то их изображения стали единственным на сегодня источником их изучения для современных исследователей.

Интерес к камням с руническими надписями вспыхнул лишь во второй половине XIX века, а многие камни стали известны специалистам уже в ХХ веке по фотографиям 1920-30-х годов и научным публикациям в начале 1940-х. Возможно, что причиной такого отношения к наследию викингов стало ее широкое использование в нацистской Германии в качестве средства пропаганды арийского духа и культуры. Ну, а затем на эти памятники скандинавской культуры прямо «набросились» различные мистики и оккультисты, которые рассматривали рунические камни как некие «места силы». Расцветшая пышным цветом мода на скандинавское неоязычество и мистицизм также внесла свою лепту в распространение псевдознаний о рунах и рунных камнях, вычитанных из оккультной литературы современных авторов. То же можно сказать и о популяризации рун и язычества в современном скандинавском роке: его яркие формы, сделанные под старину, сегодня просто вытесняют оригинальные фольклорные произведения прошлого.

Положение изменилось лишь только в начале 2000-х годов, среди ученых вновь возродился интерес к рунным камням. В целом ряде скандинавских университетов были организованы исследовательские группы, начали создаваться специализированные базы данных, в частности, такую базу создали в Норвегии при университете в городе Уппсала. Была собрана электронная библиотека «Рунеберг» — впечатляющее по своему объему вместилище мировой научной рунологической литературы. К 2009 году наконец-то удалось уладить и все юридические и технические вопросы, связанные с вопросами онлайн-публикации аккумулированной в ней информации, которая после этого сделалась доступной для специалистов всего мира. Сейчас в этой базе насчитывается более 900 рунических надписей, и она продолжает расширяться. Причем, в нее включены не только надписи, обнаруженные на рунических камнях на территории Дании, но и Германии, Швеции и Норвегии и других скандинавских стран. Вместе с раритетными фотографиями 1920-40-х годов там представлены и те из них, что были сделаны уже в наше время.


Фотография 1936 года. Камень рядом с домом в Херрестаде. Надпись на нем гласит: «Гудмунд сделал этот памятник в память о Ормаре, своём сыне».

Интересно, что в изучении рунических камней присутствует целый ряд специфических сложностей. Например, из-за текстуры камня, на котором выбиты сделанные на них надписи, многое при взгляде на них зависит от угла зрения наблюдателя и степени их освещенности. То же самое можно сказать и о методологии исследования этих камней: она носит междисциплинарный характер и включает как текстологические, так и филологические методы, данные археологических исследований, а также тексты древних саг и свидетельства хронистов. Один какой-то метод является однобоким и может негативно отразиться на результатах исследования.


Фотография 1937 года. Мужчины перетаскивают камень на острове Фарингсё. Надпись на нем гласит: «Стенфаст установил камень в память о Бьёрне, своём брате... в память о Бьёрне и Арнфасте».

Ну, а чтение самой рунической надписи на камне начинают с определения того направления, в котором резчик располагал свой текст. Так что, если сохранность надписи не очень хорошая, это может стать для исследователя довольно серьезной проблемой.

Известны три типа расположения строк в рунических надписях: когда они идут параллельно друг другу (самые древние надписи ориентированы при этом справа налево), по контуру камня или подобно греческому бустрофедону – то есть способу письма, при котором его направление чередуется в зависимости от четности строк. То есть если первая строка пишется слева направо, то вторая – справа налево. Кроме архаической Греции этот тип письма был распространен в Западном Средиземноморье и на Аравийском полуострове. Ну, а контурные надписи были характерны для камней, на которых рисунки сочетаются с надписями. В них рунами заполняется контур рисунка, обычно оформленный в виде тела гигантского змея.


Фотография 1944 года. Камень в Нёббельхольме. Содержание надписи: «Гуннкель установил этот камень в память о Гуннаре, отце, сыне Рода. Хельга положила его, своего брата, в каменный гроб в Бате, в Англии.»

То, что строки ранних (IV – VI веков) рунических надписей расположены справа налево, стало основой для гипотез о ближневосточном или даже древнеегипетском происхождении рунической письменности. Традиционное для Европы написание слева направо происходило постепенно, в результате контактов скандинавов со своими южными и западными соседями. Замечено, что ранние рунические надписи (сделанные до 800 года) обычно орнамента не имеют и часто содержат магические заклинания.

Большой проблемой чтения рунных камней стал язык, на котором на них делалась надпись. Уже к VII веку, то есть к тому времени, когда традиция установки рунических камней широко распространилась в Скандинавии, в них стали проявляться и диалектные особенности, и различия в языках разных скандинавских народов. Поэтому неудивительно, что многие рунические надписи на камнях многие специалисты читали совершенно по-разному. Во-первых, они имели дело с их некачественными изображениями и потому ошибочно принимали одни знаки за другие. А во-вторых, поскольку на камне высекать знаки совсем нелегко, их авторы часто прибегали к сокращениям, понятным в то время, но… увы, непонятным в наши дни.

На сегодня известно 6578 рунных камней, 3314 из которых являются поминальными. Больше половины находится в Швеции (3628), из которых 1468 сконцентрировано в одном ее регионе– Уппланде. В Норвегии 1649 и совсем мало в Дании – 962. Встречаются рунические камни на территории Британии, а также в Гренландии, Исландии и на Фарерских островах. Несколько таких камней есть даже в России, например, на Валааме. Но российские рунические камни исследованы недостаточно, в силу традиционно антинорманистских фобий, бытующих как в нашей отечественной историографии, как и в общественном мнении, но зато у местных мистиков и оккультистов они почитаются как «места силы».

Другой крайностью, свойственной сегодня нашим современным доморощенным рунологам-любителям, являются попытки «читать» рунические надписи на камнях при помощи лексики современного русского языка: ведь даже если предположить, что их, как, например, знаменитый камень из Рёка, и поставили славяне, их тексты ни в коем случае не могли быть написаны на языке, близком к нашему современному русскому. Хотя широкое распространение рун среди германских племен, в том числе и живших по нижнему и среднему течению Днепра, то есть готов, принадлежавших к Черняховской культуре, позволяет предположить, что гипотетическая раннеславянская письменность, известная как «четы и резы», как раз и сформировалась на основе тех рун, которые использовали готы.

Интересно, что кроме реальных рунных камней известен и целый ряд их подделок. Так, подделками, по мнению ученых, являются Хэйвнерский и Кенсингтонский камни, которые были найдены на территории США вне какого-либо археологического контекста, который хоть как-то говорил бы о скандинавском присутствии в этих местах. Объяснимо это «викингоманией», охватившей США в 1960-е годы прошлого века. Также подделкой является и находка двух камней в 1967 и 1969 годах, сделанная школьниками из Оклахомы. Все они оказались написанными на искусственной смеси рун старшего (II-VIII в.) и младшего (Х-ХII в.) футарков – то есть рунических алфавитов, а значит, не могли быть созданы людьми ни той, ни другой эпохи. Скорее всего эти школьники, не разбираясь в специфики различных алфавитов, просто срисовали их из какой-нибудь популярной книги о рунах.


Надпись на этом камне гласит:» Сандар установил камень в память об Юаре, своём родственнике. Никто не произведёт более талантливого сына. Может Тор защитит.»

Одним из самых частых поводов для установки рунных камней являлась смерть своего родственника. Вот, например, о чем говорит надпись на Гренстенском камне: «Токе поставил [этот] камень после [смерти] Ревле, сына Эсге, сына Бьёрна. Да поможет Бог его душе». При этом совсем не обязательно, чтобы такие камни стояли именно на могилах. Скорее всего, такие камни ставили не столько на месте погребения данного человека, сколько в каких-то знаковых для него местах или же для всей общины в качестве вещественной «памяти»!

Надпись на Коллиндском камне свидетельствует, что их могли ставить на родине того, кто погибал в чужих землях, и были похоронены там: «Тосте поставил этот камень после [смерти] Туэ, который погиб в восточном походе и его брата Асведса, кузнеца». То есть, следует считать рунные камни не памятниками усопшим, а прежде всего поминальными камнями.

Для таких поминальных камней характерна следующая манера подачи информации:
1. X поставил этот камень / вырезал эти руны после [смерти] Y.
2. Описание обстоятельств смерти Y, и перечисление совершенных им подвигов.
3. Религиозное обращение к богам, например, «Тор освятил эти руны» или «Да поможет ему Бог».

Здесь надо иметь ввиду, что в скандинавском культе мертвых предполагалась, что душа умершего, если упомянуть его в надписи, может вселиться в этот камень, получать от живых жертвы, беседовать с ними и даже выполнять их просьбы. Неудивительно, что христианская церковь считала рунные камни творениями дьявола и боролась с ними как могла, вследствие чего на многих из них видны следы повреждений. С другой стороны, в народном сознании уважительное отношение к этим камням сохранялось вплоть до позднего Средневековья.


Фотография 1929 года. «Альрик, сын Сигрида, установил камень в память о своём отце Спьюте, который был на Западе и сражался в городках. Он знал пути ко всем крепостям.»

Сейчас мы не знаем, можно ли было поставить такой поминальный камень в память о любом человеке, или это должен быть «непростой человек», однако структура текста этих поминальных камней такова, что Х (человек ставивший такой камень) старался обычно указать достоинства Y (то есть того, кому его ставили). Это дает основание для предположения о том, что получали такие камни только лишь некие исключительные личности, обладающие «особой силой», способной помочь живым людям, которые обращались к этому человеку или же к этому памятному камню за помощью.

Неизвестно также, какая награда ожидала того, кто ставил этот камень, не говоря уже о том, что дело это было довольно затратным. Интересно, что в надписях на рунических памятных камнях очень часто перечисляется люди, поставившие этот камень, так что вполне возможно, что попасть в список помощников позволяло надеяться на некое благословение или получение магической помощи.

Фотография 1930 года. Надпись высечена на скале у дороги, ведущей к городу Сёдертелье. Написано: «Холмфаст очистил путь в память об Инге... своей доброй матери.... Холмфаст очистил дорогу и сделал мост в память о Гаммале, своём отце, который жил в Нэсби. Пусть Бог поможет его духу. Остен (вырезал)».

Исследователи рунных камней выделяют несколько их типов. Прежде всего, это «длинные камни», имеющие в высоту до трех и более метров, выполненные в традиции менгиров. К ним относится, например, богато орнаментированный Анундсхёгский камень, поставленный Фолквидом для своего сына Хедена. Причем в надписи этот Хеден называется братом Анунда. Поэтому историки считают, что этот Анунд есть никто иной, как шведский король Анунд, правивший в начале XI века. И пусть по историческим хроникам его отцом был Олаф Скётконунг, а Фолквид всего лишь дальним родственником, этого родства оказалось вполне достаточно для его упоминания на этом камне.
Серп жатвы сеч
Сек вежи с плеч,
А ран рогач
Лил красный плач.
И стали рдяны
От стали льдяной

Доспехи в пьяной
Потехе бранной.
(Эгиль, сын Грима Лысого. «Выкуп головы». Перевод С.В. Петрова)

Одновременно с распространением традиции установки рунных камней в Скандинавии в это же время становятся популярными и так называемые рисуночные или «картинные» камни. Некоторые из исследователей датируют время их появления I-II в.н.э. и отмечают, что прародиной этой традиции является остров Готланд и юго-восточная область Швеции. Связано это с тем, что Готланд уже в эпоху раннего железного века был сакральным местом, где были обнаружены многочисленные некрополи и более 400 каирнов (культовых каменных насыпей), тогда как в Каупарве под одним из них нашли даже каменную башню конической формы эпохи бронзового века, также служившую для погребения. В средние века жители острова Готланд долгое были политически независимы и сохраняли свою самобытную культуру и мифологию, которые довольно сильно отличались как от шведской, так и от общескандинавской. Главным источником сведений по мифологии и истории острова является «Гутасага» – кодекс договоров, заключенных между островитянами и Швецией, и включающий в себя также и очерк по истории острова, включая легенды о его возникновении в дохристианское время.


Фотография 1924 года. Мальчики сидят на скале с рисунками бронзового века (ок. 1800-500 гг. до н. э.).

Многие камни с Готланда весьма информативны. Так, например, на одном из камней VIII в. фаллической формы в его верхней части изображен конный воин в шлеме с бармицей и с большим круглым щитом со спиралевидным орнаментом. Стремян не видно, хотя, судя по положению ног, они должны быть, но зато на всаднике хорошо видны широкие шаровары, прямо-таки «щирого казака». Что, безусловно, открывает широкое поле деятельности для любителей «фолк хистори».


Фотография 1933 года. Камень с острова Готланд. На ней мы видим сражающихся всадников, плывущие по морю корабли и сцены охоты.

Эти рисуночные камни обычно выглядят как плоские плиты, установленные вертикально, причем форму их называют и грибообразной, и фаллической или антропоморфной. В соответствии с первой версией, она могла символизировать надежду на возрождение умершего в новом теле, в то время как, по мнению тех, кто считают ее антропоморфной, такие камни являлись вместилищем его души. Причем стелы подобные этим скандинавским были широко распространены по всей Западной Европе и также южнее – в Средиземноморье. Основной мотив таких стел II-VII веков – лодки, или корабли, пересекающие воды смерти. Более поздние стелы стали включать изображения водоплавающих птиц, диких животных и различных чудовищ. Популярным мотивом, явно заимствованным из «Младшей Эдде», стал мотив маски, которую Локи надевал, чтобы превратиться в великаншу. Считается, что это могли быть межевые столбы. Однако наиболее обоснованной версией все-таки является мнение о поминальном предназначении этих камней.


Ученые раскрашивают изображения рисуночного камня.

Около 800 г. традиция рисуночных камней объединяется с рунической: теперь уже камни могут содержать одновременно и тексты, и рисунки, причем нередко орнаментального характера. Обе традиции широко распространяются в Южной Скандинавии. В это же время изменения претерпевают и сами изображения на камнях. Так, вместо лодок с гробом появились изображения парусных судов (драккаров) вместе с экипажем. Сами камни начинают обтесывать в форме плит, чего до этого обычно не делали.

Камни этого периода стали походить на кельтские и пиктские каменные изваяния, что проявилось, например, в распространении таких орнаментальных мотивов, как «плетенка», или «ирландский узелок». Однако нужно отметить, что письменность пиктов была иероглифической, тогда как руническая письменность скандинавов представляло собой алфавит.

То есть можно сказать, что, хотя определенная общность между кельтской, пиктской и скандинавской изобразительных традиций и существовала, имея в своей основе искусство мегалитического времени – храмы Мальты, орнаментированные дольмены Иберийского полуострова, и аллеи менгиров Бретани и Британии – в каждом регионе изобразительное искусство развивалось вполне самостоятельно, а сходство в традициях было основано не на прямых заимствованиях, а стало следствием схожих процессов развития.


Рунный камень из Ардре (Готланд, Швеция). Наверху изображено прибытие умершего воина на коне Одина Слейпнире на Валгаллу. Нижняя часть камня является иллюстрацией легенды о кузнеце Вёлунде, которого пленил конунг Нидудом. (Государственный исторический музей, Стокгольм)

Что же касается Скандинавии, то здесь традиция устанавливать рунических камни сохранялась вплоть до середины XII века. А далее руны сохранялись лишь в среде скандинавских крестьян, являясь альтернативой официальному латинскому алфавиту. Самые же поздние памятники – это резные рунические календари, относящиеся к ХVIII – XIX вв. В них, кстати, можно видеть синтез христианской и языческой традиций. В Дании футарком пользовались до 1400 года, причем с его помощью тексты записывались не только на среднедатском языке, но даже на латыни.

Викинги и рунные камни (часть 2)

«Раскрашенный камень» (Национальный музей Дании, Копенгаген)

Сегодня рунные камни являются объектом серьезного изучения, хотя оно и затрудняется, как это отмечалось еще в первой части этого материала, целым рядом обстоятельств. Многие камни в силу своей известности получили даже свои собственные имена. Однако несмотря на всю свою «известность» прочтение их носит под час довольно-таки гипотетический характер.

Вот, например, древнейший рунный камень – Кюльвер – который датируется примерно 400 годом по сопутствующему инвентарю погребений кладбища, где его нашли, хотя нет никаких оснований думать, что он не был вырезан либо раньше, либо позже того времени, как в этом месте были сделаны найденные погребения. Надпись на нем состоит из простого перечисления всех 24 рун футарка, и завершается знаком «ёлочки», который принято считать за форму руны «t». Так вот как это расшифровать? По одной версии такая надпись была сделана, чтобы охранять ныне живых людей от умерших, по другой – напротив, помогать в общении между предками и их потомками. Может быть написанию рун предшествовал определенный ритуал, который назывался «укрепление камня рунами». При этом перечисление всех рун могло, например, означать и то, что, резчик рун таким способом заручался поддержкой всех богов.


«Камень Кюльвер». Фотография камня из базы данных изображений Шведского совета по сохранению национального достояния Kulturmiljöbil. (Государственный исторический музей в Стокгольме).

Согласно третьей версии надпись была сделана по совершенно обыденному поводу, например, целью обучения детей рунам, а на кладбище этот камень оказался случайно.


Стура-Хаммарский камень в форме фаллоса.

Камень из Туне в Норвегии, датируемый концом IV в., является наглядным образцом того, как сложно переводить рунические тексты. В ХХ веке надпись на нем прочитали три исследователя, после чего получилось сразу четыре варианта текста, которые довольно сильно отличались по смыслу один от другого.

Так, на рубеже XIX – XX веков Софус Бугге прочитал сделанную на нем надпись следующим образом: «Я, Вив, вырезал эти руны для своего напарника Водурида. И поставил этот камень. Три дочери поделили наследство, [поскольку] они были ближайшими родственниками». Вроде бы все логично и понятно, не так ли?

Но в 1930-м году Карл Марстрандер сделал свой вариант перевода: «Я, Вив, сделал каменную гробницу для Водурида, подателя хлеба (моего патрона). Мои дочери, также служившие Водуриду, пожелали, чтобы я поставил этот камень, поскольку не было у него близких родственников и наследников».

Оттар Грёнвик (1981 год) предложил иной вариант: «Я, Виваз, поставил этот камень для моего господина Водуридаза. Для меня Водуридаз, три дочери, самый выдающийся из наследников, сделал этот камень».

В 1998 году Грёнвик решил пересмотреть прежний вариант его прочтения и опубликовал следующий текст: «Я, Вив, после [смерти] Водурида, который кормил меня хлебом, вырезал руны на этом камне для него. Три дочери на похоронах получили красивых мужей и будут у них красивые наследники».

Все эти варианты вызвали оживленную дискуссию. Главным образом она касалась следующего вопроса: могли ли упоминающиеся в тексте женщины наследовать имущество за Водуридом. Возможно ли, что удачливый мажордом Вив после смерти своего господина получил не только его движимое имущество, но и должен был заботиться о дочерях Водурида и выдать их замуж?


Руническая надпись, середины XI в., Эд, Кирксти-ган, Уппланд. Она является памятной надписью некоего шведа, служившего в варяжской гвардии в Византии. Она гласит: «Ронгвалъд вырезал эти руны: в Греции он был командиром бойцов».

А вот руническая надпись, сделанная на памятном камне из Ютергарде, в Уппланде (Швеция), заключена в тело мидгардского змея. Вписанные в него рунами тексты говорят о трех походах в Англию в начале XI в. некоего Ульфа. Надпись гласит: «Карей и Гербьерн поставили камень в память Ульфу, их отцу. Бог и Божья Матерь, спасите его душу. Ульф трижды получил Данегельд в Англии. Первым заплатил Тости, вторым – Торкель Высокий, затем платил Кнут». Когда заплатил Тости, нам не известно, но вот Торкель и Кнут платили данегельд, то есть выкуп, соответственно в 1012 и 1016 гг. То есть камень был поставлен не раньше этого времени, а кроме того, ставили его явно христиане.


Камень из Ютергарде.

Эйнангский камень (IV век) нашли в некрополе Гардберг, служившим для погребения еще с неолитических времен. Здесь были найдены как подкурганные погребения, так и каирны, то есть каменные насыпи. Надпись на Эйнангском камне прежде всего интересна тем, что в ней присутствует древнейшее упоминание слова «руны». Текст может быть прочитан так «Я, [...] гость вырезал эти руны». Предполагают, что данный камень был надгробием, но, речь, возможно, идет о человеке, посетившем этот некрополь для того, чтобы души умерших оказали ему помощь в решении какой-то важной проблемы, поскольку ведь даже верховный бог Один просил о помощи души умерших.


Камень в память о викинге, павшем «на востоке в Гардах», то есть в Гардарики. (Церковь Туринде, муниципалитет Нукварн, Швеция)

Поставленный в память Хьёрлуфа камень из Тьянгвиде интересен своими изображениями, отражавшими языческие представления скандинавов. На нижней части камня изображены викинги на корабле, что позволяет предположить, что Хьёрлуф погиб в походе, а этот камень являлся его надгробием. В правой верхней части изображен всадник и женщина с рогом в руках. Всадник тоже держит в руке кубок, так что может быть, что эта сцена изображает валькирию, встречающую Хьёрлуфа на Валгалле. По другой версии, Хьёрлуф погиб на охоте и потому на камне есть охотничья сцена. По третьей версии данное изображение является иллюстрацией к саге о Вёльсунгах: всадник – это Сигурд, победивший Фафнира, а его встречает Гримхильда, с рогом полным колдовского зелья.


Камень, поставленный в честь Хьёрлуфа из Тьянгвиде (VIII-IX века)

Доказательством пребывания викингов в Восточной Европе является Пилгардсский камень (IX век), поставленный в честь четырех братьев, погибших при переправе через порог Айфур. Айфур это Ненасытецкий порог на Днепре, который назван так в трактате «Об управлении империей» византийского императора Константина Багрянородного, где названия днепровских порогов даны в том числе и по-славянски. Пилгардсский камень с надписью о гибели на Айфуре является подтверждением того, что эти названия порогов были в ходу у викингов.


Знаменитый камень из Рёка с самой длинной на сегодня надписью, состоящей из 762 рун.

А вот первоначальное место, где находился камень из Рёка, сегодня неизвестно, но, можно предполагать, что он мог стоять неподалеку от своего теперешнего места у церкви Рёкского прихода в коммуне Эдесхёг, лена Эстергётланд. Надпись на камне позволяет датировать его первой половиной IX века. Камень покрыт рунами со всех сторон, и даже сверху. Все надписи сделаны с помощью так называемых «младших рун».

При прочтении и толковании отдельных рун камня из Рёка ученые проявили редкостное единодушие, но вот смысл текста до сих пор остается неразгаданным. Опять-таки никто не сомневается, что камень этот поминальный, о чем говорит начало текста: «О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына». А вот о чем говорится дальше сказать сложно, хотя все слова вроде бы и понятны:

Скажи, память, какой добычи было две,
которую двенадцать раз на поле брани добывали,
и обе брались вместе, от человека к человеку.
Скажи еще, кто в девяти коленах
лишился жизни у остготов
и до сих пор все первый в битве.
Тьодрик правил,
смелый в бою,
кормчий воинов
в море готов.
Ныне сидит он,
держа свой щит,
на готском коне,
вождь мерингов.

Вполне возможно, что именем Тьодрик назван король остготов Теодорих Великий. Но это и все, что можно на основе этого предполагать!

Картина дня

наверх