Изменение Закона о возвращении - плевок в лицо тысячам израильтян
Хуже того: это первый шаг к превращению Израиля в консервативно-религиозную страну
Всего через неделю после выборов Закон о возвращении оказался под прицелом новой правящей коалиции.
Ранее входящие в нее политики уже успели высказаться против геев, женщин и независимости судебной системы. И вот пришло время еврейского народа в целом. В ходе коалиционных переговоров партия Религиозный сионизм и ортодоксальные фракции – при поддержке людей из Ликуда – требуют изменить Закон о возвращении, отменив параграф о праве на репатриацию для внуков евреев. Меня, репатриировавшуюся 22 года назад, задевает это личным образом.
На минувшей неделе депутат от Ликуда Шломо Кари, комментируя это требование, оставил в твиттере следующую запись: "Чего вы изумляетесь так?! Вы не слушали нас на протяжении всего последнего года и четырех месяцев предвыборной кампании. Избиратель сказал свое слово: он хочет еврейского и демократического государства. Пусть так и будет. Ваши же внуки спасибо за это скажут".
Другими словами, он говорит прямым текстом: вы здесь нежелательны, и если бы мы могли - вас бы здесь не было.
Я с ужасом думаю о том, какая судьба ждала бы десятки тысяч репатриантов, бежавших от ада войны в Украине (в том числе моих родителей), если бы их судьбу – кого пускать в Израиль, а кого нет - решал депутат кнессета Кари. Если бы выполнение нашего морального обязательства как народа – собирания на родине евреев со всех уголков света как в дни мира, так и в периоды войн - оказалось бы продиктовано экстремистскими религиозными нормами, ставшими достоянием не только ортодоксальных партий, но и главной политической силы будущей коалиции.
И это еще не говоря о защите от антисемитизма, который не различает, кто мать, а кто дедушка у его жертвы. Могу со всей ответственностью заявить, что речь идет о самом по себе тяжелом опыте – еще до выяснения еврейских корней и получения нужного документа из раввината.
Закон о возвращении касается не только репатриантов, как кажется многим, поэтому стоит познакомиться с ним поближе. Он был принят в 1950 году и до принятия Закона о еврейском характере государства оставался первым и единственным правовым документом, определявшим Израиль государством еврейского народа. В нем говорится, что правом на израильское гражданство обладает тот, у кого мать – еврейка, или же тот, кто прошел гиюр. В 1970-х годах к закону был добавлен "параграф о внуках", в котором говорится, что правом на репатриацию обладают и те, у кого евреями являются отец или дед.
Закон о возвращении отражает хрупкий баланс между религиозно-ортодоксальным определением еврейства и национальным содержанием понятия "еврей". К примеру, закон предоставляет право на репатриацию тем, кто принял иудаизм, однако не говорит о том, что это должен быть ортодоксальный процесс перехода в еврейство или же гиюр, признаваемый Главным раввинатом. Законодатель воздержался от принятия узкого религиозного определения и тем самым предотвратил раскол с неортодоксальными еврейскими общинами за рубежом, позволив тамошним евреям свободно репатриироваться.
Полтора года назад БАГАЦ постановил, что тот, кто прошел неортодоксальный гиюр в Израиле, также имеет право на гражданство. В этом решении проявился тот самый баланс, установленный при принятии "параграфе о внуках". В его основе лежит принцип гуманности: позволить тем, у кого есть семейная связь с еврейским народом, репатриироваться в еврейское государство.
Но оставим на минутку Закон о возвращении. Тот, кто хочет превратить Израиль в государство Галахи, где будут игнорироваться и подавляться права значительных слоев еврейского народа, прежде всего наносит ущерб самой сути Закона о возвращении – этого воплощения ценностей сионизма, гуманизма и единого национального коллектива в самом широком смысле этого понятия. Предложение отменить "параграф о внуках", который открыл ворота Израиля перед многими евреями и членами их семей из бывшего СССР, - это грубая попытка изменить национальную основу страны и ее открытость с помощью религиозного принуждения. Отмена параграфа - это плевок в лицо сотням тысяч израильтян и членов еврейских общин за рубежом.
Ортодоксальные партии пытаются сделать так, чтобы Главный раввинат стал главными воротами страны. В такой ситуации Закон о возвращении – последнее препятствие на пути законодательного превращения Израиля в консервативно-религиозную страну путем отмены ее национального определения. С Закона о возвращении и статуса репатриантов все только начинается, однако, как уже понятно, ими не закончится. Очень быстро мы обнаружим, что вслед за алией и интеграцией раввины берут под контроль и многие другие сферы нашей жизни. Нельзя допустить, чтобы это произошло.
Автор - глава отдела израильтян - выходцев из бывшего СССР в движении "Свободный Израиль"
Перевод: Игорь Лернер https://www.vesty.co.il/main/opinions/article/r1x2dh0rs
План ультраправых по изменению закона о возвращении может лишить права на алию миллионы человек

Ключевым требованием религиозных партий на коалиционных переговорах является отмена «поправки о внуках» в Законе о возвращении, который регулирует право на репатриацию (алию) и израильское гражданство. Согласно действующему закону, человек, имеющий хотя бы одного еврейского дедушку или бабушку, имеет право на репатриацию в Израиль и автоматическое получение гражданства.
Обеспокоенные тем, что в последние годы слишком многие репатрианты не соответствуют галахическому определению еврейства, религиозные партии хотят изменить закон таким образом, чтобы право на алию имели только те, у кого хотя бы один родитель еврей.
Три религиозные партии, стоящие за этим шагом, — это партия «Религиозный сионизм», проповедующая принцип превосходства евреев, ультраортодоксальная ашкеназская «Еврейство Торы» и ультраортодоксальная сефардская ШАС. «Ликуд», который возглавит правительство, еще не заявил, согласится ли он с их требованием.
Согласно оценкам, составленным ведущим демографом Израиля, почетным профессором Серджо Делла Пергола, «основное еврейское население» мира — определяемое как люди, идентифицирующие себя как евреи и не имеющие другой религиозной принадлежности — в 2022 году составит около 15,5 миллионов человек. Количество людей во всем мире, имеющих право на алию, составит почти 25,5 миллионов. Эти оценки будут опубликованы в предстоящем издании «Американского еврейского ежегодника».
Делла Пергола подсчитал, что 3 миллиона из тех, кто относится к более многочисленной группе населения, это внуки евреев, которые, если закон будет изменен, лишатся права на алию. Более 2 миллионов из них живут в Северной Америке, подавляющее большинство — в США.
В среднем, в Израиль ежегодно репатриируются только около 3 000 американцев, и большинство из них — ортодоксальные евреи. Это означает, что на практике изменение определения права на репатриацию не окажет существенного влияния на алию. «Но символически это будет серьезным изменением — и очень глупым шагом», — говорит Делла Пергола.
Предлагаемая отмена «поправки о внуках» также, вероятно, повлияет на участие в таких программах знакомства с Израилем, как «Маса» и «Наале», которые основываются на Законе о возвращении. Другими словами, чтобы соответствовать требованиям, участники программ должны иметь хотя бы одного еврейского дедушку или бабушку.
«Маса» набирает в свои образовательные, волонтерские и стажерские программы в среднем около 12 000 участников в год. «Наале» привлекает в свои программы для старшеклассников сотни подростков в год, в основном из стран бывшего советского блока.
Многие из участников «Наале», которые в конечном итоге часто вступают в ряды Армии обороны Израиля и остаются в Израиле, — внуки евреев. Это означает, что если «поправка о внуках» будет отменена, они утратят право на участие в программе.
Правила участия в программе Birthright, в рамках которой около 50 000 человек в год посещают Израиль для участия в бесплатных 10-дневных поездках, несколько отличаются. Согласно сайту программы, чтобы иметь право на участие в программе «…вы должны иметь хотя бы одного родителя-еврея или принять иудаизм». Реформистское движение — крупнейшее течение иудаизма в США, определяет евреев также по происхождению со стороны отца. В результате, человек, который по Закону о возвращении имеет статус внука еврея, реформистским движением может расцениваться как ребенок еврея.
На вопрос о том, какое определение использует Birthright, представитель организации сказал: «Мы не хотим отвечать на этот вопрос».
Закон о возвращении, который был единогласно принят израильским правительством в 1950 году, изначально предусматривал, что каждый еврей имеет право на репатриацию в Израиль, однако определение того, кто есть еврей, он оставлял открытым. Согласно поправке, принятой в 1970 году, евреем считался либо тот, кто родился от матери-еврейки (галахическое определение), либо тот, кто принял иудаизм за пределами Израиля. Кроме того, право на репатриацию распространялось на ребенка и внука еврея, а также на супруга еврея, супруга ребенка еврея и супруга внука еврея.
Поскольку они не считаются галахическими евреями, эти дети и внуки евреев, а также их супруги не могут заключать браки в Израиле или быть похоронены на еврейских кладбищах. Согласно оценкам, в таком затруднительном положении оказались около 500 000 израильтян, большинство из них — репатрианты из России и Украины, а также их потомки.
В настоящее время большая часть репатриации в Израиль приходится на Россию и Украину. Согласно оценкам, около двух третей репатриантов, прибывших из этих двух стран в последние годы, не являются галахическими евреями.
Комментируя возможность того, что «поправка о внуках» будет при новом правительстве отменена, заместитель председателя Всемирной сионистской организации Ицхар Гесс сказал: «Правительство, которое, не дай Б-г, затронет Закон о возвращении, — это правительство, которое забыло, что такое быть сионистом. Закон о возвращении — это ДНК сионистского движения и основа идеи о том, что Государство Израиль является национальным государством еврейского народа».
«Поправка о внуках, — добавил Гесс, является одним из самых «великолепных» элементов закона о возвращении. — Не только потому, что те, кого отправляли в лагеря уничтожения за то, что они были внуками евреев, заслуживают, чтобы у них был дом в еврейском государстве, но и потому, что нельзя захлопывать дверь перед носом членов своей семьи».
Николь Маор, директор Центра правовой помощи для репатриантов в Центре религиозного действия, сказала, что «каждый, кто хочет, чтобы Израиль оставался плюралистическим, еврейским и демократическим государством, должен с этим бороться».
«Давайте не будем забывать, что тысячи «нежелательных» внуков — это выпускники программы «Наале», которые отслужили в армии и представляют Израиль во всех сферах жизни, — сказала она. — Удаление этого пункта из закона о возвращении, безусловно, повредит отношениям Израиля с мировым еврейством».
Большая русскоязычная община Израиля может оказаться серьезным препятствием при проведения в жизнь любого закона, направленного на отмену этого пункта. После вторжения России в Украину в феврале прошлого года репатрианты из этих стран лоббируют прямо противоположное: распространение закона о возвращении на правнуков евреев, так, чтобы эти люди также могли найти в Израиле убежище от войны.
«Ликуд» по-прежнему популярен среди репатриантов из бывшего Советского Союза, и лидеру партии Биньямину Нетаниягу во время переговоров с религиозными партиями придется принять это во внимание.
Джуди Мальц, «ХаАрец», М.Р. Фото: Эмиль Сальман
Заявления главного раввина спровоцировали политическую бурю

В воскресенье, 13 ноября, министр финансов Авигдор Либерман обратился к премьер-министру Яиру Лапиду с требованием уволить главного сефардского раввина Ицхака Йосефа. Он потребовал «отстранить его от должности, а после проведения слушаний уволить — еще до создания нового правительства».
Рав Йосеф, аффилиированный с ШАС, сделал сразу несколько заявлений, вызвавших бурю. Он призвал ультраортодоксальные партии принять в кнессете 25-го созыва поправку, позволяющую кнессету преодолевать вето БАГАЦа, и отменить пункт о внуках в Законе о возвращении.
Либерман обратился к Лапиду, поскольку тот не только премьер-министр, но и исполняет обязанности министра по делам религии. По словам лидера партии НДИ, заявления раввина Йосефа не соответствуют занимаемой им должности, ведь государственный чиновник должен быть беспристрастен и не вмешиваться в политику.
«Главный раввин действует как главный политик, — сказал Либерман. — Неоднократные призывы главного раввина Ицхака Йосефа относительно политических решений просто возмутительны. Йосеф, который вчера вечером призвал к принятию поправки об отмене права вето, что является спорным законом, абсолютно злоупотребляет своими полномочиями, потому что его должность предполагает то, что она свободна от политики и внешнего вмешательства».
По его словам, «это не первая попытка вмешательства главного раввина, который всего несколько дней назад также вмешивался в коалиционные переговоры и призывал к трех- и четырехкратному увеличению пособия учащимся иешив».
Отметим, что Ицхак Йосеф ранее неоднократно высказывался по политическим вопросам, чем провоцировал бурные споры. Например, Йосеф называл репатриантов с постсоветского пространства «массой язычников, ненавидящих религию», и уже тогда его слова вызывали большой скандал.
Три года назад он заявил: «Сотни тысяч или десятки тысяч гоев приехали в Израиль из-за пункта в Законе о возвращении, позволяющего репатриацию внуков евреев. Здесь находится огромное количество гоев. Часть из них — коммунисты, они не принимают или ненавидят религию. Они вообще не евреи, они — гои. Поэтому они голосуют за партии, подстрекающие против ортодоксов и против религии». Тогда же он сказал, что среди приехавших есть те, что «ходят в церковь каждое воскресенье, уходят в монастырь».
Глава законодательной комиссии кнессета, реформистский раввин Гилад Карив также выразил протест против заявлений главного сефардского раввина. По его словам, «Закон о возвращении является еврейским консенсусом. Нет большей угрозы для будущего еврейского народа, чем националистически-расистская повестка дня. То, что Нетаниягу не успел разрушить — глупым замораживанием реализации решения правительства о компромиссе по поводу Стены плача — по всей видимости, продолжится сейчас».
В реформистском движении с тревогой отреагировали на заявления Йосефа. Адвокат Орли Эрез Лаховски, глава Реформистского центра религии и государства, сказала: «Требования отменить реформистские гиюры и изменить Закон о возвращении опасны. Они приведут к тому, что Государство Израиль перестанет быть государством всего еврейского народа и превратится в государство ультраортодоксального иудаизма. Это необратимо приведет к расколу с еврейством диаспоры, и есть надежда, что назначенный премьер-министр не пойдет на них».
Отметим, что в реформистском и консервативном движениях иудаизма с тревогой смотрят на формирование праворелигиозной коалиции, в которой будут доминировать ортодоксальные и ультраортодоксальные политики. В последние десятилетия либеральные течения иудаизма смогли пробить брешь в монопольной хватке ультраортодоксального истеблишмента, который контролирует главный раввинат, благодаря созданию судебных прецедентов.
В данный момент Израиль признает реформистские и консервативные гиюры как в Израиле, так и за границей. Более того, подобные обращения в иудаизм, произведенные в признанных еврейских общинах за рубежом, могут стать основанием для репатриации в Израиль. При этом раввины следят за тем, чтобы обращающиеся действительно искренне интересовались иудаизмом и еврейской традицией и ценностями, чтобы это не превратилось в механизм репатриации в Израиль. Прошедшие реформистский и консервативный гиюр, как правило, после завершения процедуры остаются в еврейской общине и ведут традиционный образ жизни.
В том случае, если праворелигиозные партии добьются ограничения полномочий Верховного суда, отобрав у него права вето на отмену законов, нарушающих базовые права человека, это заложит юридические основания для отмены неортодоксальных гиюров и прочих скромных достижений движений либерального иудаизма.
Что касается Закона о возвращении, который провозглашает право каждого еврея репатриироваться в Государство Израиль, кнессет принял его 5 июля 1950 года. Из-за попыток религиозных партий ужесточить определение слова «еврей», в марте 1970 года была принята так называемая «поправка о внуках евреев», наделяющая правом на репатриацию не только евреев, их детей и членов их семей, но и внуков. Именно эту поправку члены праворелигиозных партий требуют отменить, настаивая на включении этого пункта в коалиционные соглашения.
«Детали», А.У. Фото: Моти Мильрод
Свежие комментарии