На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Древнерусский напиток Иван-чай. Традиции русского чаепития. История русского самовара (3 статьи)

Древнерусский напиток Иван-чай

С давнейших времён на Руси в самых широких слоях общества был хорошо известен целебный и ароматный напиток Капорский чай из растения Иван-чай или кипрей (лат. Epilobium). Начиная с XII века традиционный русский травяной напиток Иван-чай, получали при заваривании ферментированных листьев кипрея узколистного (Epilobium angustifolium), многолетнего травянистого растения из семейства Кипрейные. С XII века можно говорить о возникновении на Руси своеобразного и колоритного русского ритуала чаепития. Вкусный, ароматный и полезный настой из Иван-чая пили в монастырях и скитах, где запрещалось употребление чая и кофе, как возбуждающих напитков.

1-чай-производ
В производстве и продаже Иван-чая больше всех преуспели жители села Копорье под Санкт-Петербургом, поэтому у напитка из Кипрея узколистого появилось второе название — копорский чай. Побеги и листья кипрея, в народе его называли Иван-чай, собирали во время цветения в начале июля – августа месяца, сушили в тени и заготавливали на всю зиму.

В старину из листьев Иван-чая делали лекарственный напиток, похожий на чай, и даже, широко экспортировали «русский чай» из Московии в Европу, где он пришёлся по вкусу даже англичанам.
Сотни пудов Копорского чая продавали не только в самой России, и на мировом рынке. Иван-чай пользовался большим спросом в Англии, Германии, Австрии, которые , покупали десятки тысяч пудов копорского (русского) чая.

1-чай-иван-чай
Британская Ост-Индская компания (англ. East India Company), созданная в 1600 г. указом Елизаветы I, получила королевские привилегии для торговых операций с Индией и Цейлоном, колониями, обладавшими обширными чайными плантациями. В конце XIX века русский Иван-чай обрёл невиданную популярность, это стало подрывать финансовое могущество Ост-Индской компании, монопольно торговавшей на мировом рынке индийским и цейлонским чаем.

1-чай-иван
Стараниями Великобритании, владевшей чайными плантациями Индии и Цейлона, Иван-чай был выдавлен с международного рынка, с помощью традиционного приёма – откровенного вранья! В европейской прессе появились заказные статьи о том, что производители русского Иван-чая подмешивают в свой продукт белую глину, вредную для здоровья. В итоге этой рекламной компании по дискредитации конкурента, английские потребители отказались от покупки русского кипрейского чая в пользу колониального индийского и цейлонского чая. Санкт-Петербургское Копорье потеряло рынки сбыта и практически разорилось. После русской революции 1917 года Иван-чай перестали выращивать, заготавливать и продавать даже собственному населению России.

1-чай
В соке листьев и цветов Иван-чая можно обнаружить практически всю таблицу Менделеева — это и железо, и никель, титан, медь, бор, молибден, марганец и другие. В Иван-чае содержится калий, натрий, кальций, литий, природные биофлаваноиды (рутин, кверцетин, гесперидин и катехин), дубильные вещества, пектин. В соке кипрея содержится много ферментов, которые запускают особые биохимические процессы, изменяющие цвет листьев Иван-чая во время сушки, листья приобретают более тёмный цвет, приятный аромат и особый вкус.
В Иван-чае в избытке содержатся витамины группы В, и рекордное количество витамина С, аскорбиновой кислоты, содержится больше, чем в смородине.

1-чай-ivan-chay-svoystva

Количество витаминов и полезных веществ, содержащихся в Иван-чае, увеличивается в несколько раз в процессе ферментации. Рецепт приготовления Копорского чая нигде не запатентован, секрет его приготовления передаётся из поколения в поколение и является семейным секретом Копорья. До наших времён дошёл такой рецепт: молодые листья Иван-чая сушили, ошпаривали в кадках кипятком, перетирали в корытах, затем откидывали на противни и сушили в русской печи. После сушки листья Иван-чая ещё раз мяли, и чай был готов.

По своему составу копорский Иван-чай очень близок к китайскому чайному листовому чаю, он способствует повышению иммунитета, пищеварению, кроветворению, снимает головную боль, нервное напряжение, помогает при бессоннице. Появившаяся Ост-Индская чайная компания вела широкую рекламу своей продукции, и со временем «заморский чай» вытеснил с международного рынка «Копорский чай» Московии. Во все времена на Руси и в России, и княжеское, и великосветское общество больше ценило «заморские товары», в моду быстро вошёл китайский чай, и массовое производство Копорского чая в России практически прекратилось.

Хороший чай в те времена был недёшев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, ещё и не меньшее умение подать его к столу. В России с XVI и до середины XIX века пили исключительно китайский чай. По общему объёму ввоза и потребления индийского и китайского чая жители Российской империи к 1844 году превзошли даже англичан…

http://ru-sled.ru/drevnerusskij-napitok-ivan-chaj/

Традиции русского чаепития

С XII века можно говорить о возникновении на Руси своеобразного и колоритного русского ритуала чаепития традиционного русского травяного напитка Иван-чай. В городке Копорье получали «Копорский чай», при заваривании ферментированных листьев Иван-чая или кипрея узколистного (Epilobium angustifolium), многолетнего травянистого растения из семейства Кипрейные. Первые исторически достоверные письменные упоминания о чаепитии из самовара, появившегося в России, относятся к концу XVII века. Официальная история чаепития в России ведётся с 1638 года. По легенде монгольский хан прислал в подарок царю Михаилу Фёдоровичу четыре пуда китайского чайного листа.Чудесный напиток зелёного и чёрного чая пришёлся по вкусу при дворе русского государя. В 1655 году придворный лекарь вылечил царя Алексея Михайловича, отца будущего императора Петра I, настоем зелёного чая от болезни желудка. А в 1679 году русскому послу Головину удалось договориться с Пекинским двором о пограничном пропуске русских чайных караванов.

Хороший чай в те времена был недёшев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, ещё и не меньшее умение подать его. В России с XVI и до середины XIX века пили исключительно китайский чай. И по общему объёму ввоза и потребления чая жители Российской империи к 1844 году перепили даже англичан…

В Москве фунт зелёного китайского чая стоил 12 руб., а то же количество чёрного — чуть больше двух рублей. Это не могло не повлиять на отношение к зелёному чаю, он был вытеснен с рынков европейской части Российской империи. Привычка пить только чёрный чай впоследствии препятствовала распространению зелёного. Через сто лет зелёный чай почти перестали употреблять.

С 1885 года появляются первые чайные плантации и в России в самых южных районах Российской империи – в Абхазии, Грузии, Аджарии, в Азербайджане, на юге Кубани, и в Закавказье. Сейчас в России чай выращивают только в Краснодарском крае, но потребляет его 95 % россиян, так что на душу населения приходится примерно 1-1,2 кг. в год.

Законодателем моды чаепития стала Москва.
Так, как пили чай в Москве, больше нигде чай не пили. До середины XIX века Москва употребляла до 60% ввозившегося в Россию чая. Бытовало выражение «москвичи-чаёвники», «москвичи-водохлебы». «Существует ли на земном шаре хоть один подобный город, в котором чай играет такую важную роль, как в Москве»? — спрашивал когда-то Н. Поляков. На многих территориях России продолжали пить Иван-чай и в XIX веке о дорогом зелёном чае, чёрном китайском и индийском чае знали только понаслышке.

Замечательное описание московского чаепития прошлого века оставил известный писатель-москвовед Александр Вьюрков (1885 — 1956 г.г.) в произведении «Друг семьи»: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и «просто так».

«Пили чай с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жёг. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», москвич деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника

Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило ещё, что он напился: так он делал передышку. А вот, когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут. Во время чаепития москвич внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, гость тут же просил долить его, чтобы жизнь была полнее. Если самовар, потрескивая углями, «пел песни», суеверный москвич радовался: это к добру

«Если же при прогоревших угольях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, москвич испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив таким способом свист, москвич долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. В этом случае обязательно жди беды».

Чаем в России увлекались повсеместно. В купеческой среде чаепитие проходило с особым размахом. Купцы проводили за чайным столом долгие часы и, бывало, выпивали по двадцать чашек чая — «чай по-купечески».

Многие ходили в трактиры именно для чаепития:
«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай…Это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах…» (В.Г.Белинский «Петербург и Москва»).

Появилось и русское изобретение самовар, усовершеннствованный «протип» древнего устройства для приготовления горячего сбитня и чая. В богатых купеческих семьях держали несколько самоваров разных форм и размеров и металлических чайников.

Знаменитая кустодиевская «Купчиха» пила чай со сладким вишнёвым, клубничным, или яблочным вареньем, с мёдом или вприкуску с кусочком колотого сахара. Варенье купчиха намазывала на хлеб или ела ложкой из блюдца. Сахар в XIX веке был совсем непохож на нынешний, рассыпной. Он был неосветленным и кусочками — хозяин дома откалывал его от большой «сахарной головы», а чай с ним пили «в прикуску». И колотый сахар не растворялся моментально, но был «долгоиграющим», как леденец, что помогало растянуть удовольствие. И, конечно, как и сегодня, в чай добавляли молоко, сливки или кружочек дорогого лимона, а иногда и фруктовые наливки.

В середине XIX века, и не только в Москве, а во всех крупных городах чай из больших самоваров стали предлагать публике в парках и других прогулочных местах. Горячий чай был незаменимым напитком, предлагаемым во всех придорожных трактирах, горячий напиток согревал людей зимой, бодрил уставших, словом, облегчал тяготы путников, путешествующих по дорогам России.

На почтовых станциях чаем угощали как господ, так и ямщиков, поэтому самовары ставили и в «чистой» половине, и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки не употреблялиь, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чёрный китайский чай согревал, бодрил, поднимал настроение. Для чайной церемонии путешественник имел при себе дорожный погребец, включавший в себя, как правило, две чашки с блюдцами, две ложки, чайницу, чайник со спиртовкой, канистру для спирта, коробку для бутербродов, наконец, сам погребец. Дорожный сундучок был широко распространен в южных районах России, в среде степных помещиков, вынужденных совершать длительные поездки.

К XIX веку относится появление чисто русских заведений, не имевших аналогов за рубежом, — чайных. Появились они в сельской местности в Тверской губернии при Александре II. С первых же дней чайные были поставлены правительством в совершенно особые условия: для них была установлена минимальная арендная плата, очень низкий налог и «демократичный» режим работы. Чайные имели право начинать работу с 5 утра (когда трактиры ещё были закрыты). Это вызвало большое недовольство хозяев трактиров, упрекавших власти в предоставлении чайным налоговых льгот.

Чайные быстро завоевали любовь рабочего люда, и крестьян, приезжавших на базар, извозчиков, которые коротали время чайных в ожидании седоков.

В Санкт-Петербурге первая чайная была открыта 28 августа 1882 года. Затем появились они в Москве и в других городах России. Первые чайные открылись на рабочих окраинах, вблизи крупных промышленных предприятий, потом появились чайные рядом с рынками и стоянками извозчиков. Как правило, в каждой чайной было по три комнаты, кроме кухни, посудомоечной и подсобных помещений.

Хозяевам чайных разрешалось иметь «музыку» (граммофон) и бильярд. Почти во всех чайных посетителям могли предложить подшивку газет. В чайной не имели права торговать алкогольными напитками. Кипяток в чайных разрешалось подавать только в самоварах. К чаю подавали молоко, сливки, хлеб, бублики, баранки, масло, колотый сахар.

Вот как описывает, например, смоленский краевед А.Я. Трофимов одну из городских чайных конца XIX столетия, которую содержало общество попечения о народной трезвости. «Это было одноэтажное деревянное строение до 25 метров в длину: два зала, кухня, где повара готовили лёгкие закуски — блины, яичницу, мясные и рыбные блюда.»

Исстари русские чайные были не только питейными заведениями, но и своеобразными народными канцеляриями. В чайной за умеренную, а то и вовсе мизерную плату могли составить прошение, жалобу — любую бумагу. А писарями в чайных «служили» бывшие мелкие служащие присутственных мест… По вечерам в этом «писарском» зале через проекционный фонарь показывали зрителям «туманные картинки», беря за вход 1-3 копейки…

В XIX веке русские выработали свой ритуал чаепития и свои рецепты приготовления чая. Из Сибири пришёл обычай пить чай с сахаром вприкуску или, как тогда говорили, «с угрызением».

Так что же такое русское чаепитие? Это, в первую очередь, духовная процедура. В «Толковом словаре живого русского языка» В.Даля глагол «чаевать» означает «прохлажаться за чаемъ, пить его въ раздольи». И конечно, только русский человек мог так колоритно описать чайник в загадке:

В брюхе – баня,
В носу – решето,
На голове – пупок,
Всего одна рука,
И та – на спине.

В русском чаепитии, прежде всего, важна компания. Пожалуй, именно эта неосознанная радость от того, что за столом сидят хорошие люди, что разговор течёт мирно и степенно и что вообще есть такая возможность – вырваться на часок-другой из суеты, забыть обо всех делах и просто выпить чаю – именно она и является самой важной частью русского чаепития.

Ширилось производство и расфасовка чая.

Среди самых известных чайных товариществ России выделялись «Высоцкий и Ко.», «С.Перлов», «Петр Боткин», «Караван» («Т.Д. Вогаз и Ко.»), «Братья К. и С.Поповы», «Василий Перлов» и многие другие. История «чайной империи» Перловых началась в 1787 году.

Товарищество «Василий Перлов с сыновьями», основанное в 1787 году, приносила славу и завидный доход — ежегодный оборот превышал 16 млн рублей. Заслуженной наградой стало право именоваться поставщиком двора Его Императорского Величества. Помимо этого Перловы были поставщиками двора императора Австрийского, короля Румынского, князя Черногорского и Великого Герцога Нассаузского. Прошло сто лет со дня основания фирмы, и на круглую дату, в 1887 году, основателю Товарищества «Василий Перлов с сыновьями» было пожаловано дворянское звание. В 1890 году по инициативе С. В. Перлова на улице Мясницкой в Москве был построен чайный магазин.

Дом Перлова с чайным магазином. Москва

Как только стало известно, что регент молодого китайского императора Ли Хунг-Чанг, прибывший на коронацию Николая II, остановится в доме чайного торговца Перлова, было принято решение о переделке фасада дома и интерьера магазина в китайском стиле. В 1895 году фасад и интерьер дома Перлова были оформлены в китайском стиле по проекту архитектора К. К. Гиппиуса. Отделка дома Перлова и магазина на Мясницкой в китайской стиле сохранилась до сих пор…

http://ru-sled.ru/tradicii-russkogo-chaepitiya/

История русского самовара

«… Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа »
Александр Блок

Самовар– по определению В.И.Даля — ««водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри». Это краткое определение дает и основную характеристику конструкции самовара, и объясняет его появление среди прочей посуды.

Самый «тёмный» вопрос в истории русского самовара — это его происхождение. Одни исследователи говорят, что похожие конструкции использовались ещё в древнем Риме и приводят в пример сосуды аутепса и каэда, в которых использовалась идея внутреннего нагревателя. Аутепса (лат. Аuthepsa) представляла подобие римской крепости, сделанной из бронзы, с башнями и зубцами и двойными стенками. Посередине её клались горячие угли, над которыми можно было варить пищу, установив на треножнике котёл. В то же время в двойных стенках нагревалась вода, потом она выпускалась через кран. Такие приборы служили также в Южной Италии и Греции для отопления жилища, наряду с жаровнями и переносными печами.

Каэда (лат. Сaeda) служила для приготовления горячей смеси из вина, меда и воды. Внешний вид сосуда напоминал горшок на трёх ножках. В среднее, пустое пространство, снабженное внизу решеткой, клались угли. Вокруг этого пространства находился напиток. Сосуд был закрыт крышкой, исключая отверстия над пространством для углей. Подобные бронзовые сосуды были очень дороги. Найдены были они при раскопках богатых вилл в Помпеях, римском городе, погибшем при извержении вулкана Везувий в I веке н.э.

Другие считают, что самовар попал к нам в Россию из Персии, где его называют исковерканным русским словом — «семизар».

Некоторые исследователи считают, что мы позаимствовали самовар из Китая, где существует огненный котел хо-го, круглый сосуд, имеющий трубу-жаровню с колосниковой решеткой и поддувало, отчасти похожий на кастрюлю. Кастрюля «хо-го» стоит на ножках и опирается на цилиндрический поддон с отверстиями для тяги, в Китае до сих пор используют «хо-го» для приготовления пищи. Иные напоминают, что первые самовары отечественного производства были подозрительно похожи на чайные урны, распространенные в обиходе англичан в XVIII веке, но в России то самовар появился на сто лет раньше. Мировую славу самовар приобрел лишь после того, как стал главным атрибутом русского чаепития.

Древнерусский напиток Иван-чай. Начиная с XII века традиционный русский травяной напиток Иван-чай, получали при заваривании ферментированных листьев кипрея узколистного (Epilobium angustifolium), многолетнего травянистого растения из семейства Кипрейные. С XII века можно говорить о возникновении на Руси своеобразного и колоритного русского ритуала чаепития.

Предшественником чая в России был сбитень.
Сбитень — восточнославянский напиток из воды, мёда и пряностей, в число которых нередко входили лечебные травяные сборы. Горячий сбитень обладает согревающим и противовоспалительным действием. В древности сбитень называли «взваром», потому что его заваривали и настаивали с различными дущистыми травами, которые собирали на лесных полянах и луговинах.
В сбитень добавляли мёд для сладости и различные пряности. Изначально это был хмель, позже — привозные имбирь, корица, лавровый лист. Долгое время сбитень был конкурентом китайскому чёрному и зёлёному чаю из-за дороговизны привозного продукта.
Торговцы горячем сбитнем были частью толпы во время любого народного гулянья или ярмарки.
Для удобства уличной торговли сбитнем использовали самовар – уже в середине 18 века изготавливали круглые чайники на высоких ножках – сбитенники – внутри которых, как в самоваре находилась труба-жаровня, наполненная углями, для постоянного подогрева сбитня.
Обычно торговали сбитнем дюжие мужчины, так как нужна была немалая физическая сила таскать в руках сбитенник, на плечах связки баранок — обычный компонент для угощения сбитнем, вокруг туловища сбитенник укреплялся лубяной пояс для стаканов. Таких продавцов ещё называли «ходебщик» — не стоял он на одном месте, а ходил-бродил по улицам, предлагая свой товар.
Во 2-й половине 19 столетия старинный самовар-сбитеник сменил самовар магазинный или «лавочный».
Такие же ходебщики с горячим сбитнем или уже чаем (чай потеснил конкурента, так как стал относительно дешев, да и более скор в приготовлении) заполняли улицы в и площади в базарные или праздничные дни. Роль самовара для уличной торговли осталась прежней, а вот внешний вид изменился – теперь он выглядел как обычный самовар, с цилиндрической формы корпусом, краном и поддоном с ножками, но вот ручка только была необычной. Она была перекидной, в виде высокой дуги, с длинным валиком-держаком посередине.

Сбитенник, или самовар-чайник
Именно кран самоварный оказался более удобен в использовании, чем длинный носик сбитенника: если сбитенник наклоняли чуть сильнее, чем нужно, драгоценный напиток без пользы выливался на землю, ну а кран, как уж не клони самовар, надежно запирает жидкость.
Сбитень – любимы напиток простонародья, а вот в дворянских семействах, по примеру европейских бар, с удовольствием начали употреблять в 18 веке заморский кофе. Ещё Петр I активно насаждал обычай пить «кофий» среди русских бояр, и труды его увенчались успехом – во времена Екатерины II с кофе начинался день во многих столичных семействах:

-А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью (Г.Державин)

Русский самовар явился продолжением в цепочки различных приборов для подогрева напитков и еды, но уже именно, как сосуд для приготовления кипятка к чаю.
В тридцатых годах XVIII века появляются пер­вые русские серебряные чайники для завари­вания чая. Со второй половины XVIII века, по мере распространения чая, начинается изго­товление медных и латунных чайников. Этим же временем датируется ряд чайников-самова­ров и самоваров-«кухонь
Самой первой фабрикой, занявшейся самоварами была Верхне-Иргинская фабрика медных изделий купцов Осокиных. Её основали двоюродные братья Петр и Гаврила Осокины из Балахны. Приказчиком у них работал нижегородец Родион Набатов, старообрядец, а другими работниками завода были сплошь земляки и единоверцы Набатова – беглые раскольники из Нижегородской губернии. Изделиями котельников иргинского завода в основном была посуда: точёная – четвертины, кумганы, чайники, винокуренная – казаны и трубы. И кому-то из котельников, а их было семеро, во главе с мастером Иваном Смирновым, пришла идея соединить котёл с трубой и создать походный кипятильный прибор, который разогревался бы сам собой, без печки или котла. Так, между сентябрем 1738 года и февралем 1740 года появился первый русский самовар.

Первые исторически достоверные письменные упоминания о самоварах в России относятся к концу XVII века. А к середине XVIII века конструкция русского самовара окончательно оформилась и перестала быть похожей на какие-либо другие, что окончательно сделало самовар исключительно русским.

На вершине самовара появилась конфорка — подставка для заварочного чайника, в котором чай экстрагировался лучше всего, поскольку вода в нём не доходила до кипения. Настаивать чайную заварку отдельно, а после разбавляя её кипятком — это чисто русская традиция, которой не было ни в одной из других чайных стран — ни в Китае, ни в Англии, ни в Японии.

Китайский чай попал в Россию в 1638г. под названием «китайская трава». Его привез сын боярский Василий Старков, который был послан с дарами к одному из западно-монгольских ханов. Русскому дипломату в обмен на соболей был буквально навязан довольно значительный запас чая – 64кг. При дворе Михаила Федоровича напиток был испробован, понравился царю и боярам и после вошел в употребление. В 1679г. был заключен первый договор на поставку чая из Китая.
Первоначально чай пили как лекарство (от желудочных колик, например), но, заметив, что он обладает еще одним замечательным свойством – снимает усталость и повышает жизненный тонус, стали употреблять при завершении трапезы или как самостоятельный напиток.

Самовар — исконно русское изобретение, ценимое во всем мире чудо инженерной мысли. Прежде он был близким другом хозяев, особо его ценили за то, что не нужно было топить русскую печку или разжигать плиту для приготовления утренней трапезы.

Оригинальную отечественную конструкцию самовара иностранцы стали называть «русской чайной машиной», а потом они позаимствовали и само слово «самовар», вошедшее во многие языки мира, как позднее «спутник» и «перестройка».

Веками конструкция самоваров на Руси оставалась практически неизменной. Менялся исключительно его размеры и внешний декор, а внутренняя конструкция самовара оставалась традиционной. Традиции русского чаепития

К XIX веку самовар стал характерной чертой русского быта. Самовара на столе нельзя было увидеть только в самых бедных семьях. Его заботливо начищали, и не случайна о человеке нарядном и самодовольном говорили: «Сверкает, как медный самовар».

Широкий спрос на самовары в России породил разнообразные предложения, и самовары стали изготавливать на все вкусы и кошельки. Парадные модели самоваров делали из золота и серебра, никелировали, декорировали самоцветами, покрывали эмалью и отдавали расписывать известным художникам. Старались сразить покупателя оригинальным дизайном.

самовар-паук-_Payk_Batashev_001

В начале XIX века самыми популярными были самовары в форме бочонка и русского терема. Во время Отечественной войны 1812 года русские офицеры-победители привезли такие самовары с собой в Париж и поразили французов. Именно тогда европейцы оценили простоту конструкции и удобство использования русского самовара, и он начал свой победный марш по европейским странам.

самовар-шар

Самовары, в том числе и на экспорт, как правило, изготавливали вместе с подносом — он защищал стол от кипятка. В самоварный комплект входила также полоскательница — особая чашка, в которую сливали остаток воды из нижней части самовара и недопитый чай из чашек. Дорогие модели продавались со специальными чайными сервизами, выполненными из того же металла и в том же стиле, что и сам самовар. В них, помимо подноса и полоскательницы, входили заварочный чайник, сливочник, сахарница, щипцы для сахара и чайные ложки, ситечко для чая.

Самыми изысканными и ценными с художественной точки зрения самоварами были те, что заказывали в единственном экземпляре, чтобы преподнести в подарок знатному вельможе.

самовар-инкрустация

Так, в Музее московского Кремля хранится самовар, изготовленный на фабрике братьев Черниковых для императора Александра I. Он сделан из тампака — сплава меди и цинка, по цвету напоминающего золото. На его корпусе множество накладных позолоченных элементов — львиные головы, доспехи и лавровые венки, которые должны были напомнить о победе в войне 1812 года. Ножки самовара выполнены в форме львиных лап, кран — в виде головы хищной птицы, а колпачок-заглушка — это фигурка ангела, играющего на лютне.

На эксклюзивные модели, которые изготавливались в единичном экземпляре, сразу же возникал высокий спрос — все хотели такой же самовар, как у самого государя императора. Выждав из приличия некоторое время, самоварные фабрики запускали в массовое производство уникальные самовары, на которые был высокий спрос — разумеется, упростив материал, сложную отделку и вычурный дизайн.

Чаепитие-Б.-Кустодиев

Случалось, что эскизы для эксклюзивных моделей самоваров соглашались выполнить известные художники. Так, эскиз самовара «Петух» для Всемирной промышленной выставки, проходившей в Вене в 1873 году, создал Виктор Васнецов. Самовар стоит на «петушиных лапах», кран заканчивается «петушиной головой», а ручки напоминают раскинутые петушиные крылья. Этот уникальный самовар удостоился золотой медали выставки в Вене в 1873 году.

чае-пить

Прошедшие 250 лет не унесли самовар в прошлое. Это медное чудо имеет поистине живую душу потому, что вечно живыми остаются такие понятия, как гостеприимство и радушие, дружеское общение, домашний покой и уют, олицетворением которых всегда был и остаётся самовар. Современному человеку самовар помогает лучше понять, что такое ритуал и традиции настоящего русского чаепития, ощутить неподдельную ценность живого, неспешного общения. Поставьте на праздничный стол самовар и вы увидите, как изменится «чайное настроение» всего застолья на масленичной неделе.

http://ru-sled.ru/istoriya-russkogo-samovara/

Картина дня

наверх