Свежие комментарии

  • Александр Козьменко
    Кстати Ант-25 конструкции П. О. Сухого«Мы рождены, чтоб...
  • Игорь Василевский
    В деяниях своих был буйным Петр 1. Психиатры находят в его поступках много причин для неординарных выводов...Царевич Алексей. ...
  • Давид Смолянский
    Такие "иксперды", как вышеупомянутый субъект, у меня сразу идут на.... Хотел сказать в бан.. :)Бои на Донбассе п...

Тайясаль 1524- 1696. Части 1-4.

Тайясаль 1524–1624: последний оплот майя

С 1517 по 1546 год в Гватемале и Мексике шла жестокая и кровавая война испанских конкистадоров против государств цивилизации майя. В итоге захватчикам удалось сломить волю воинственного народа и утвердить свою власть над всеми землями майя, кроме окрестностей озера Петен-Ица в северной Гватемале. Обосновавшиеся здесь индейцы сопротивлялись иноземному владычеству ещё полтора века.

Индейская крепость на озере

Некогда индейцы народности ица силой оружия утвердились на Юкатане и основали здесь свою империю, которой были вынуждены подчиниться проживавшие на полуострове племена майя. Однако власть завоевателей была недолговечной, и после падения их столицы в городе Чичен-Ица они мигрировали на юг. В середине 1400-х годов ица обосновались на большом пресноводном озере Петен в северной Гватемале, хотя есть версия, что они пришли сюда ещё раньше — в XII–XIII веках. Озеро со всех сторон окружали густые труднопроходимые джунгли.

В 60 км от Петена некогда существовал один из великих городов майя классического периода, известный как Тикаль. Хотя он был давно заброшен, потомки его жителей всё ещё жили в этих местах. Пришельцы ица были хорошо организованными, воинственными людьми и вскоре стали доминировать в регионе.

Восприняв культуру майя, завоеватели быстро смешались с местными жителями и стали новым народом майя-ицы. В XVII веке испанский хронист Хуан де Вильягутьерре писал:

«Поселившись в этих местах, ицы укрепились на островах и в лагунах, среди других многочисленных племён, варварских и диких, хотя ни одно из них не было столь сильным и могущественным, как они».

Озеро стало известно как Петен-Ица (Озеро народа ица). Город, построенный на одном из его островов, получил название Тах-Ица (Место народа ица), или Нох-Петен (Остров-Город или Главный Город), и превратился в центр нового независимого индейского царства, известного испанцам как Тайясаль.

Фактически вокруг озера существовало целых пять родоплеменных образований майя, испанцы называли их царствами (reino). Крупнейшие из них имели центры в городах Нох-Петен, Сакпетен и Йалаин. К началу XVI века Нох-Петен доминировал в регионе, и все приозёрные царства майя следовали его воле.

Музейная реконструкция одного из городов Тайясаля. educatinghumanity.com - Тайясаль 1524–1624: последний оплот майя | Warspot.ru Музейная реконструкция одного из городов Тайясаля.
educatinghumanity.com

Маленькая проблема великого Кортеса

В это время на севере, в городе Мехико, отстроенном на руинах столицы ацтеков, конкистадор Эрнан Кортес обнаружил, что у него появилась серьёзная проблема в Гондурасе. После покорения в 1522 году империи ацтеков некоторые испанцы остались недовольны тем, что бо́льшую часть выгод из этого извлекли Кортес и его друзья. Чтобы устранить недовольных, Кортес решил направить экспедицию для основания колонии в Гондурасе. Во главе 370 потенциальных мятежников Кортес поставил капитана Кристобаля де Олида. У того не было причин обижаться на новые власти Мексики ровно до того момента, пока ему не предложили отправиться в джунгли во главе со смутьянами. В 1523 году экспедиция покинула берега Мексики.

Де Олид рассудил, что подавить бунтарей он не сможет, а потому правильнее и выгоднее будет их возглавить. На свой страх и риск он решил выйти из подчинения Кортесу и завоевать себе и своим новым друзьям собственное королевство. Кортесу это не понравилось, и в 1524 году он отправил своего кузена Франсиско де лас Касаса с небольшим отрядом, чтобы схватить де Олида. Однако де лас Касас попал в ловушку, устроенную опытным предводителем мятежников.

Авторитет Кортеса оказался под угрозой, и он решил действовать сам. Войско из 270 испанцев и 3000 ацтекских воинов выступило в поход. По неясным причинам Кортес выбрал сухопутный маршрут по диким и опасным джунглям и мангровым болотам. Кроме воинов, правитель Новой Испании прихватил с собой всех своих наложниц, а также слуг, музыкантов и врачей. Основой войска, как всегда, выступили индейцы: вместо изначально союзных тлашкальтеков в поход взяли побеждённых ацтеков. Их элита, включая бывшего императора Куаутемока, пошла на службу испанцам, но оставлять ацтеков в Мехико без присмотра было опасно. Впрочем, Куаутемок недолго был испанским идальго: во время похода его обвинили в измене и 28 февраля 1525 года казнили.

Эрнан Кортес. Автор реконструкции — Джордж Стюарт. educatinghumanity.com - Тайясаль 1524–1624: последний оплот майя | Warspot.ru Эрнан Кортес. Автор реконструкции — Джордж Стюарт.
educatinghumanity.com

«Громовой тапир» испанского конкистадора

Кортес и его воинство прибыли на северный берег озера Петен-Ица 13 марта 1525 года. Опытный воин оценил выгодное для обороны расположение индейской столицы и решил вступить в переговоры. Впоследствии Кортес вспоминал:

«… я расположился на этих берегах и собрал всех своих людей, разместил, наилучшим образом позаботившись о них, поскольку проводник из Масатлана сказал мне, что здесь имеется много людей, весьма искусных в военном деле, так что все соседние провинции очень их боятся».

Предводитель испанской экспедиции и ахав (царь) Нох-Петена с родовым именем Кан-Эк договорились о встрече. Кортес принял приглашение посетить столицу озёрного царства, которую испанцы назвали Тайясаль, и сделал это с небольшим отрядом солдат.

Индейцы согласились снабдить опасных пришельцев всем необходимым для скорейшего продолжения их путешествия. Обрадованные испанцы отслужили благодарственную мессу, после чего Кан-Эк объявил себя очень впечатлённым и заинтересованным в обращении к новой религии:

«На другой день на пяти или шести лодках прибыл Кан-Эк и с ним около 30 человек… Я [Кортес — прим. автора] принял его весьма учтиво, и поскольку <…> наступил час мессы, я приказал провести её с пением и музыкой, очень торжественно».

Перед расставанием Кортес попросил индейского правителя позаботиться о своём любимом коне Морсильо. Во время охоты на оленей скакун был ранен и не мог продолжать путь. Кортес сообщил, что намерен забрать своего любимца на обратном пути.

Неизвестно, что больше впечатлило индейцев — невиданный зверь или войско конкистадоров с их мушкетами, — но правитель майя заверил Кортеса, что позаботится о Морсильо. Последующие испанские хронисты описывали, что индейцы кормили бедное животное мясом, и оно пало, но это весьма сомнительно, так как у испанцев был отличный переводчик с юкатекского языка, на котором говорили ица.

То ли из страха перед гневом Кортеса, то ли как символ дружбы с могущественным колдуном-чужеземцем, индейцы выстроили в честь Морсильо храм. Теперь испанский боевой конь стал Цимин-Чаком или Священным громовым тапиром, а его большая статуя — объектом религиозных церемоний.

Кортес и остатки его армии в конце концов достигли Гондурасского залива, где обнаружили, что мятеж Кристобаля де Олида уже подавлен. Кортес вернулся в Мексику на корабле, а из его армии, проведшей полгода в походе, выжили лишь восемьдесят испанских солдат и две сотни индейцев.

Руины храма в одном из поселений майя в окрестностях озера Петен. itzaarchaeology.com - Тайясаль 1524–1624: последний оплот майя | Warspot.ru Руины храма в одном из поселений майя в окрестностях озера Петен.
itzaarchaeology.com

Миссия невыполнима

К 1546 году испанцы установили свой контроль над всеми землями, где проживали народы майя, кроме Нох-Петена. Население последнего индейского царства быстро росло, так как майя бежали из северного Юкатана с его принудительным трудом, эпидемиями, обременительными податями и вывозом тысяч индейцев-рабов на Кубу. Изолированные лесами и болотами, майя-ица сохранили свою независимость, в то время как испанская корона укрепляла свой контроль над Мексикой и Гватемалой. Царство Тайясаль находилось на расстоянии 300 км от города Гватемала и 480 км от города Мерида на Юкатане, став убежищем для беглых майя и проблемой для испанцев.

Впрочем, к концу XVI века давно миновали те времена, когда сам факт существования туземного города был вызовом для неистовых конкистадоров. Стало понятно, что никакого золота у лесных индейцев нет, а значит опасный и рискованный поход не окупится. Вслед за воинами в испанские колонии пришли чиновники, которые больше думали о личном обогащении за счёт уже завоёванных земель, чем о далёком туземном царстве. Зато преисполненные религиозного рвения католические монахи мечтали обратить язычников в свою веру.

В 1617 году францисканец по имени Хуан де Орбита достиг Нох-Петена и убедил правителя отправить с ним делегацию в колониальную испанскую столицу Мериду. По дошедшим до нас сообщениям, майянские посланники согласились мирно подчиниться испанскому правлению и вернулись домой. В следующем году де Орбита, ещё один монах по имени Бартоломе де Фуэнсалида и некий колониальный чиновник из Бакалара отправились в Тайясаль, чтобы оформить переход озёрного царства под власть испанской монархии. Они пробирались к цели долгих шесть месяцев.

Владыка Нох-Петена ахав Кан-Эк (сын прежнего Кан-Эка) принял гостей, проявил вежливый интерес к католическим церемониям, но отказался от обращения в новую веру, ссылаясь на то, что для этого ещё не пришло время. Зато хозяева согласились показать гостям свою страну. При посещении одного из индейских храмов священники увидели статую Цимин-Чака и спросили, что это. Поняв, что индейцы поклоняются жеребцу Кортеса, францисканцы пришли в бешенство — де Орбита взобрался на «кумира» и разбил его камнем. Это, по понятным причинам, сильно разозлило хозяев, испанцам было предложено покинуть Тайясаль и больше не возвращаться.

По дороге назад де Орбита и де Фуэнсалида обсудили ситуацию и повернули назад. Кан-Эку вновь пришлось выслушивать увещевания и религиозные проповеди, но через восемнадцать дней местные жрецы сговорились с воинами, и те силой выдворили пришельцев. Монахи вспоминали, что их без воды и еды усадили в лодку и кричали: «Не приходите больше! Нам не нужен ваш бородатый бог! Здесь вас ждёт только смерть!»Испанцы смогли вернуться в Мериду, а миссия по христианизации жителей Тайясаля провалилась.

Глиняная статуэтка, найденная при раскопках города Сакпетен. itzaarchaeology.com - Тайясаль 1524–1624: последний оплот майя | Warspot.ru Глиняная статуэтка, найденная при раскопках города Сакпетен.
itzaarchaeology.com

Испанская военная экспедиция

Колониальные власти не отличались быстротой принятия решений, и вопрос о том, что делать с непокорными индейцами, был отложен на пять лет. В 1622 году было решено вспомнить опыт конкистадоров и попросту завоевать Тайясаль. Губернатор Юкатана приказал капитану Франсиско де Миронесу возглавить небольшой, но хорошо вооружённый отряд из 20 испанских всадников и 140 дружественных индейцев. И европейцы, и их местные союзники были оснащены испанским стальным оружием.

30 марта 1622 года отряд в сопровождении сотен носильщиков отправился в поход. Сопровождать солдат вызвался монах Диего Делльгадо. Не успели испанцы покинуть свои владения, как стали грубо притеснять своих индейских союзников, называя их врагами и мятежниками (причины подобного поведения нам неизвестны). После разорения испанцами окрестностей селения Сакалум (на границе с Тайясалем) отец Делльгадо отказался следовать вместе с отрядом. В сопровождении 80 индейцев-христиан из пограничного посёлка Типу и 10 испанских солдат он в декабре 1624 года первым добрался до берегов Петен-Ица. Там их ожидал небольшой отряд из 26 воинов майя, которые уже давно следили за пришельцами. Монаха и его сопровождающих пригласили сесть в лодки и переправиться в Нох-Петен. Там события развивались стремительно и явно не так, как ожидал Делльгадо. Все христиане были схвачены и принесены в жертву богам майя. Обсидиановый нож майяского жреца вспорол грудь священника, а трепещущее сердце испанца стало символом того, что пути назад нет — враги должны быть уничтожены.

Карта боевых действий на Юкатане и в Гватемале. itzaarchaeology.com - Тайясаль 1524–1624: последний оплот майя | Warspot.ru Карта боевых действий на Юкатане и в Гватемале.
itzaarchaeology.com

Известие о мученической смерти испанского монаха принесли капитану Миронесу двое сбежавших от ицев индейцев-христиан. А уже 27 января 1624 года воины из Нох-Петена во главе с ахкином (верховным жрецом) по имени Поль смогли выбрать идеальный момент для решающей атаки на Сакалум — безоружные испанские солдаты были схвачены в церкви. Миронеса и местного священника принесли в жертву прямо на церковном алтаре, солдат повесили и обезглавили, а их трупы насадили на колья и сожгли. Многие местные индейцы-христиане были также повешены. Вскоре разведчики Поля сообщили о приближении испанского отряда под руководством Хуана Бернардо Казановы. Отступая, ицы забрали всё оружие и сожгли город.

После этих событий испанские гарнизоны были размещены в нескольких городах на юге Юкатана, а за головы нападавших назначили большую награду. Один из союзных испанцам вождей майя по имени Фернандо Камаль повёл на поиски отступавшего врага отряд из 150 воинов-христиан. Им удалось захватить верховного жреца Поля и его соратников вместе с серебром, унесённым из церкви в Сакалуме. Заключённых увезли в Мериду, пытали и судили. Затем они были обезглавлены, а их головы выставили напоказ на площадях городов колониального Юкатана. Тем не менее попытка завоевать Тайясаль провалилась.

Благодаря удалённому положению, мудрой политике правителей и мужеству своих воинов царство майя-ицев и подвластные ему земли смогли сохранить культурную, религиозную и политическую независимость даже через 78 лет после того, как прочие индейские государства Юкатана, Гватемалы и Мексики попали под власть завоевателей. Теперь последним свободным майя оставалось в одиночку противостоять захватчикам.


Литература:

  1. Grant D. Jones, The Conquest of the Last Maya Kingdom, 1998, ISBN: 9780804735223
  2. Рус Альберто, «Народ майя» – Мысль, М., 1986
  3. В. Н. Талах, «Классический и послеклассический Юкатан по данным письменных источников» – 2009, cyberleninka.ru
  4. Диего де Ланда, «Сообщение о делах в Юкатане». Перевод Ю. В. Кнорозова – АН СССР, 1955
  5. Майкл Ко, «Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты» – Центрполиграф, М., 2007
  6. В. И. Гуляев, «По следам конкистадоров», – «Наука», 1976
  7. А. Ю. Макарова, «Путешествие в страну майя», – М.: Дет.лит., 1980
  8. Reina, Ruben E. (1966). «A Peninsula That May Have Been an Island: Tayasal, Peten, Guatemala», USA: University of Pennsylvania Museum of Archaeology and Anthropology, ISSN 0014-4738.
  9. Rice, Prudence M. (2009a). «The Kowoj in Geopolitical-Ritual Perspective». ISBN 978-0-87081-930-8. OCLC 225875268.
  10. Rice, Prudence M.; Rice, Don S. (2009). «Introduction to the Kowoj and their Petén Neighbors». In Prudence M. Rice and Don S. Rice (eds.). The Kowoj: identity, migration, and geopolitics in late postclassic Petén, Guatemala. Boulder, Colorado, US: University Press of Colorado. pp. 3–15. ISBN 978-0-87081-930-8. OCLC 225875268.
  11. сайт исторического музея на острове Санта-Барбара, Гватемала

https://warspot.ru/12996-tayyasal-1524-1624-posledniy-oplot-...

Тайясаль 1624–1695: земля войны

После провала завоевательной экспедиции 1624 года испанские колониальные власти и католические священники провинции Юкатан отказались от нового вторжения. В джунглях и болотах Гватемалы всё ещё существовал последний оазис цивилизации майя — царство, называемое испанцами Тайясаль. В этом странном мире пограничья между христианством и язычеством смешались торговля, дипломатия и насилие.

Политика мира для земли войны

В первой половине XVII века Испания всё ещё оставалась самой большой колониальной империей в мире. Впрочем, правительству и церкви пришлось признать, что несметные богатства Америки не сделали Испанию ни самой сильной, ни самой процветающей страной христианского мира. Более того, зависть соседей породила череду бесконечных войн, которые обозначили закат былого могущества «всемирной католической империи».

За столетие, минувшее со времён первых конкистадоров, в испанском обществе серьёзно изменилось отношение к коренным жителям Нового Света. Новой идеей управления туземным населением колоний стала постепенная христианизация и насаждение испанского образа жизни и хозяйства. Правительство и церковь желали получить новых верных подданных короны, поэтому теперь колониальным властям требовалось разрешение на каждую крупную военную кампанию против сохранявших независимость индейцев.

Леса Гватемалы. Зелёный влажный ад джунглей отделял испанцев от коренных жителей Тайясаля. nationalgeographic.com - Тайясаль 1624–1695: земля войны | Warspot.ruЛеса Гватемалы. Зелёный влажный ад джунглей отделял испанцев от коренных жителей Тайясаля.
nationalgeographic.com

Для всё ещё независимых майя из Тайясаля это означало исчезновение угрозы военного вторжения со стороны испанцев, хотя индейцы об этом знать не могли — они продолжали жить своей обычной жизнью. А обычной для пограничья между старым миром язычников и новым миром майя-христиан, подвластных Испании, стала череда набегов, стычек и торговых экспедиций. Майя выменивали у испанцев перец-чили, хлопок, соль и железные инструменты, взамен предлагая перья экзотических птиц, красители и какао.

Туземные подданные испанской короны по-прежнему бежали в Тайясаль, спасаясь от злоупотреблений чиновников и эксплуатации со стороны плантаторов. Там же находили приют те, кто не желал принимать нового «бородатого бога». Воины из джунглей нападали на католические миссии и убивали отступников от веры предков. В ответ новообращённые христиане нападали на торговые караваны, шедшие из Нох-Петена в Мериду и Кампече.

Обычно непокорные майя спускались на лодках вниз по реке Усумасинта и разоряли испанские владения в Табаско и на побережье Мексиканского залива. Совершая набеги на Горную Гватемалу, они уничтожали селения крещёных майя.

В 1669 году против колониальных властей восстали майя в окрестностях селения Сахкабчен. Повстанцы регулярно получали помощь от язычников, что позволило им продержаться аж до 1682 года. Последний крупный набег из непокорных областей майя был осуществлён на Табаско в 1694 году. Насилие стало настолько обыденным, что граница между языческим и христианским миром стал называться «краем войны» или «землёй войны».

Царство раздора

Ещё когда в 1525 году Эрнан Кортес посетил Тайясаль, испанцы отметили безусловное доминирование народности ица в окрестностях озера Петен-Ица. В 1624 году, когда попытка испанцев завоевать непокорных майя провалилась, политический центр Нох-Петен, по-видимому, всё ещё господствовал в регионе.

К 1690 году ситуация кардинально изменилась. Изначально под властью правителей из династии Кан-Эк было пять народностей двух языковых групп. На чоланском языке говорили лакандоны, манче-чоль (чольти), а на юкатекском — ица, мопан и кехаче.

По мере увеличения численности населения росло экономическое могущество народностей, живших вокруг озера Петен-Ица. Это привело к политическим изменениям: теперь на политической карте последнего независимого региона майя существовало сразу несколько царств. Царство Тах-Ица со столицей в городе Нох-Петен было окружено буфером из вассальных и независимых государственных образований. На севере находились царства Кехаче и Ковох, на западе — Йалаин и Мопан, на юге — Лакандон, Акалан и Манче.

Все они, так или иначе, стали соперничать за власть в регионе. При этом царство Тах-Ица всё ещё было сильнее конкурентов, а Ковох и Йалаин признавали себя его вассалами. Известно, что время от времени все эти города-государства воевали друг с другом. Обычно конфликты возникали за право наследования, и тогда претенденты на трон могли опереться на поддержку воинов соседнего царства. По оценкам испанских хронистов, объединённое войско всех непокорённых индейских правителей насчитывало около 10 000 человек, а одно только царство Тах-Ица могло выставить около 3000 лучников.

Политическая и этническая карта Петенского бассейна в XVII веке. khanacademy.org - Тайясаль 1624–1695: земля войны | Warspot.ruПолитическая и этническая карта Петенского бассейна в XVII веке.
khanacademy.org

Катастрофа царства Манче

В 1630-х годах доминиканские монахи смогли обратить в христианство многих майя народности манче-чоль из царства Манче. Новая вера, а с ней и христианские миссии стали распространяться так быстро, что Тах-Ица и Мопан приняли решение о военном вторжении в Манче. Крещёные манче-чоль и испанцы были убиты, а правители Манче поспешили отречься от новой веры.

В 1670 году испанские торговцы вновь проникли на земли манче-чоль и навязали индейцам фиксированные цены в плодах какао: так, цена партии из 70 стальных мачете выросла в 2,5 раза. Вслед за торговцами в Манче проникли священники, а с ними и болезни, от которых у индейцев не было иммунитета. К 1678 году эпидемия уничтожила большинство жителей царства, а оставшиеся бежали от болезни в джунгли. Воспользовавшись этим, испанцы захватили Манче, но в 1689 году индейцы восстали. Мятеж был подавлен, а выживших манче-чоль насильственно переселили в колониальную Гватемалу.

Воины против жрецов

Крах Манче обострил противоречия между воинами и жрецами в царствах Тах-Ица и Ковох. Часть военной элиты была готова принять испанские предложения о мирном присоединении и стать мелкопоместными дворянами, а династия Кан-Эк хотела опереться на испанцев, чтобы сохранить свою гегемонию в регионе. Простым воинам приход чужеземцев не сулил ничего хорошего, и они были готовы сражаться за независимость. Жрецы же с приходом испанцев потеряли бы всё и прилагали немало усилий, чтобы обострить конфликт язычников с испанцами и майя-христианами.

При детальном рассмотрении структура власти в Тайясале оказывается куда более сложной, чем представляли себе тогдашние европейцы. Правители (ахавы) из династии Кан-Эк не были абсолютными монархами, хотя и получали свой титул по наследству. Чтобы принять любое важное решение, правитель должен был получить одобрение совета из четырёх старейшин, носивших титул ахкат. Каждый старейшина представлял интересы большого семейства — фратрии. Старейшины избирались из среды наследственных глав поселений с титулом батаб. При этом среди общинных поселений выделялись великие и подчинённые, отношения между общинами могли быть враждебными.

И без того малоуправляемую структуру осложняло наличие поселений беглецов со всего Юкатана и ремесленников, живших в отрыве от сельских общин. То, что испанцы принимали за привычные им города, было разрозненными специализированными центрами. Европейские хронисты называли их кварталами, но их смущало, что эти «кварталы» были отделены друг от друга несколькими километрами. Четыре главы «кварталов» носили титул ахкучкаб, и их голоса также были важны. Если же нужно было принять решение по вопросам религии или войны, то стоило учитывать мнение наследственного верховного жреца (ахкина) или выборного военного вождя (накона).

Большое количество действующих лиц с разными интересами и отсутствие профессиональной бюрократии делали принятие и исполнение решений долгим и не всегда эффективным. В условиях кризиса общество Тайясаля оказалось раздробленным, к 1695 году конфликт между различными группировками майанской элиты привёл к нескольким актам насилия.

Дворцовый комплекс в городе Кахаль-Печ, современная реконструкция. nichbelize.or - Тайясаль 1624–1695: земля войны | Warspot.ruДворцовый комплекс в городе Кахаль-Печ, современная реконструкция.
nichbelize.or

Бесполезная дипломатия

Старый баланс сил в Тайясале был нарушен, и политические соперники поспешили обзавестись внешним союзником. Вначале в Мериду тайно прибыли посланники из царства Йалаин, которые предложили испанцам союз против царства Тах-Ица. Затем из Нох-Петена пожаловал племянник царя ицев с заверениями о мире и дружбе — Кан-Эк был готов признать формальный суверенитет короля при условии сохранения своей власти. Правитель ицев, по своему обыкновению, хотел потянуть время и не более того. Испанцы, не зная о внутренних проблемах индейцев, наскоро крестили посла и его свиту, после чего отрапортовали в метрополию, что непокорные майя, наконец, сдались. Поскольку посланец не мог писать по-испански, чиновники отписали в Мадрид, что тот заявил:

«Представляя моего дядю, великого Канека, царя и абсолютного владыку ицев, от его имени я склоняюсь у ваших ног и вручаю вам его царскую корону <…> с тем, чтобы ваша милость приняла нас под свою защиту и покровительство и дала нам священников, которые окрестят нас и обучат законам истинной веры».

Насколько это соответствовало действительности, мы уже не узнаем.

Колониальная церковь в городе Мерида. stanford.edu - Тайясаль 1624–1695: земля войны | Warspot.ruКолониальная церковь в городе Мерида.
stanford.edu

Новоявленный христианин вернулся в Тайясаль вместе с миссионерами во главе с Андресом де Авенданьо-и-Лойола. Монахи должны были окрестить правителя индейцев и его приближённых, но те вновь сослались на то, что время христианства и власти испанского короля в их землях ещё не пришло. Тогда Авенданьо решил крестить детей майя, за что был выдворен разгневанными родителями. Дипломатия вновь оказалась бессильна изменить ситуацию.

Тем временем группировка непримиримых во главе с дядей царя объявила, что никогда не признает договор и будет защищаться, но испанская бюрократическая машина уже запустилась. Теперь, когда в руках у колониальных чиновников был договор о присоединении, подписанный племянником царя «всего» Тайясаля, формальный королевский запрет на войну с индейцами больше не работал.

Королевская дорога

В 1689 году Совет Индий (королевский правительственный орган по управлению колониями) поднял вопрос о «замирении» проблемного региона Тайясаль. Чиновники верно указали, что главная проблема — это не сами свирепые безбожные туземцы, а их отдалённое местоположение. Трудно было планировать какие-либо действия на территории, добираться до которой нужно полгода в самых некомфортных условиях. Именно тогда появилась идея постройки королевской дороги между Юкатаном и Гватемалой. Мощённые камнем королевские дороги (Camino Real) отличались высоким качеством строительства и связывали самые важные города испанских колоний. Такая дорога должна была пройти через земли непокорных лакандонов и манче-чоль. Оценив потенциальные расходы, Совет Индий решил не начинать столь масштабный проект.

Остатки королевской дороги в Колумбии. livescience.com - Тайясаль 1624–1695: земля войны | Warspot.ruОстатки королевской дороги в Колумбии.
livescience.com

В 1692 году губернатором провинции Юкатан был назначен молодой и энергичный Мартин де Урсуа. Этот амбициозный баскский дворянин считал, что достоин большего, чем бедный Юкатан — амбиции синьора де Урсуа простирались на Кубу или Филиппины. Чтобы привлечь к себе внимание, новый губернатор решил осуществить грандиозный проект, и идея строительства королевской дороги пришлась как нельзя кстати. Вначале нужно было получить разрешение из Испании. Де Урсуа писал:

«Сир, предприятием <…> в котором я мог бы принять участие во время своего губернаторства, является обращение (в христианство) и усмирение тех бесчисленных нечестивых индейцев, которые обитают между провинциями Юкатан и Гватемала, и соединение этих провинций дорогой, что не только облегчит торговлю, приносящую общественную пользу и выгоду Вашему величеству, но и поможет также должным образом разместить многих индейцев <…> Я предлагаю Вашему величеству сделать это исключительно за мой счёт, не прибегая к помощи королевского казначейства…»

В 1695 году был составлен проект строительства дороги. Южная её часть должна была начинаться в столице провинции Гватемала городе Гватемала, а северная — в Кампече (самом важном портовом городе Юкатана). Де Урсуа внёс в проект изменение, определившее дальнейшие события: северная и южная части дороги должны были соединиться на озере Петен-Ица, то есть в самом сердце Тайясаля.


Источники и литература:

  1. Диего де Ланда, «Сообщение о делах в Юкатане». Перевод Ю. В. Кнорозова – АН СССР, 1955
  2. В. И. Гуляев, «По следам конкистадоров» – Наука, 1976
  3. А. Ю. Макарова, «Путешествие в страну майя» – М.: Дет.лит., 1980
  4. А. В. Пакин, «В сердце «Края войны»: Вопросы политической географии майя Центрального Петена в ХVII в.» – Развитие цивилизации в Новом Свете. М., 2000
  5. Рус Альберто, «Народ майя» – Мысль, М., 1986
  6. Майкл Ко, «Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты» – Центрполиграф, М., 2007
  7. В. Н. Талах, «Классический и послеклассический Юкатан по данным письменных источников» – 2009
  8. Bullard W., «The Central Peten Postclassic Tradition, Classic Maya Сollaps» – Albuquerque, 1973
  9. Graham E., Jones D., Kautz R., «Archaeology and Ethnohistory on a Spanish Colonial Frontier: An interim report on the Macal-Tipu project in Western Belize» – Lowland Maya Postclassic. Austin, 1985
  10. Chase A., «Postclassic Peten Interaction Spheres: The View From Tayasal» – Lowland Maya Postclassic. Austin, 1985
  11. Reina, Ruben E., «A Peninsula That May Have Been an Island: Tayasal, Peten, Guatemala», USA: University of Pennsylvania Museum of Archaeology and Anthropology, ISSN 0014-4738, 1996
  12. Grant D. Jones, «The Conquest of the Last Maya Kingdom» – ISBN: 9780804735223, 1998
  13. Rice, Prudence M., «The Kowoj in Geopolitical-Ritual Perspective» – ISBN 978-0-87081-930-8. OCLC 225875268, 2009
  14. Rice, Prudence M.; Rice, Don S., «Introduction to the Kowoj and their Petén Neighbors». In Prudence M. Rice and Don S. Rice (eds.). The Kowoj: identity, migration, and geopolitics in late postclassic Petén, Guatemala — Boulder, Colorado, US: University Press of Colorado. pp. 3-15. ISBN 978-0-87081-930-8. OCLC 225875268, 2009
  15. Tsubasa Okoshi Harada. Tenencia de la tierra y territorialidad: conseptualizacion de los mayas yucatecos en visperas de la invasion espanola // Conquista, transculturacion y mestizaje: Raiz y origen de Mexico. Mexico, 1995
  16. Interrogatorio al Canec, primo del rey Ahcanec // Documentos para la historia indigena de Yucatan. Mexico, 1996

https://warspot.ru/13331-tayyasal-1624-1695-zemlya-voyny

Тайясаль 1695–1696: последний бой капитана Диаса

После одобрения испанским правительством проекта по строительству дороги из Юкатана в Гватемалу независимые царства майя в районе озера Петен-Ица оказались под угрозой. Защитой от испанской экспансии служили труднопроходимые джунгли и болота — каменная дорога должна была устранить эти препятствия. Губернатор Юкатана с воодушевлением принялся за реализацию своего плана, но губернатор Гватемалы задумал опередить коллегу и решить проблему Тайясаля самостоятельно.

Набег испанцев на Кехаче

Губернатор Юкатана Мартин де Урсуа начал строить дорогу от Кампече на юг к озеру Петен-Ица. В начале марта 1695 года он приказал капитану Алонсо Гарсия де Паредесу разведать места, по которым должна была пройти эта дорога. Гарсия, уже имевший опыт войны с майя в Мексике, возглавил отряд из 50 испанских солдат, а также индейских разведчиков, носильщиков и рабочих.

Карта колониального Юкатана, начало XVIII века. Королевская дорога обозначена жёлтым цветом. mexicanhistory.org - Тайясаль 1695–1696: последний бой капитана Диаса | Warspot.ruКарта колониального Юкатана, начало XVIII века. Королевская дорога обозначена жёлтым цветом.
mexicanhistory.org

Из-за высокой смертности индейских работников испанским поместьям-энкомьендам требовался постоянный приток рабочих рук. Теперь же губернатор затеял грандиозный проект, для которого нужны были исполнители, поэтому экспедиции Гарсии предписывалось отправиться в джунгли пограничья, чтобы поймать как можно больше «диких» туземцев.

В середине апреля испанцы двинулись на территорию племенного союза Кехаче, начинавшуюся примерно в 5 км к северу от современной границы между Мексикой и Гватемалой. Захватив в плен проживавших там общинников-майя, испанский отряд встретил отпор индейских воинов. В короткой схватке были убиты и схвачены несколько воинов Кехаче. Пленники сообщили Гарсии, что в этих местах живёт множество свободных майя.

Испанцы поспешили увести свою добычу на подконтрольную территорию. 21 апреля 1695 года капитан Гарсия сообщил губернатору, что оставил часть пленников для работы в своём поместье, а остальных отправил в Кампече.

Подготовка и начало экспедиции

Тем временем в Гватемале в доминиканской миссии Кобан капитан Хуан Диас де Веласко готовил ещё одну, на сей раз секретную экспедицию. Губернатор Гватемалы Хасинто де Барриос Леал не хотел играть вторую роль в честолюбивых планах Мартина де Урсуа. Барриос решил направить в столицу ицев город Нох-Петен четырёх доминиканских монахов, чтобы те опередили людей Урсуа. Священники должны были объяснить индейскому правителю, что сопротивление бесполезно, и лучший выход для него — это как можно скорее перейти под покровительство гватемальского губернатора.

Сопровождать монахов должны были 70 испанских солдат из пограничной местности Альта-Верапас, а также некоторое количество союзных лучников-майя и носильщиков. Чтобы обеспечить секретность экспедиции, было решено организовать набеги на территорию воинственных майя-лакандонов. Для этого испанцы собрали два отряда: первый должен был совершить отвлекающий манёвр и отправился в набег на север; второй отряд под командованием самого губернатора Барриоса должен был пробиться к озеру Петен-Ица через центр земель лакандонов. Тем временем отряд капитана Диаса направился в Нох-Петен через разорённые и опустошённые эпидемиями земли царства Мопан.

Выйдя из пограничного селения Кохабан в марте 1695 года, к середине апреля Диас и его люди дошли до столичного города Мопан. Местный индейский правитель и его окружение предпочли укрыться в джунглях, с испанцами общались четыре члена Совета старейшин. Они отказались сообщить незваным гостям, где находится Тайясаль, сославшись на то, что и сами не знают. Монахи, отлично понимавшие, что это не так, посоветовали сделать вид, что Диас верит индейцам. К этому времени большинство носильщиков-майя из Кохабана разбежалось в страхе перед кровожадными воинами ицев. Чтобы двигаться дальше, испанцам требовались новые носильщики и продукты. Было решено пока оставаться в Мопане, а на разведку отправить 50 испанских мушкетёров и некоторое количество союзных лучников. Разведчики должны были встретиться с экспедицией Барриоса — испанцы не знали, что губернатору не удалось пробиться через земли лакандонов.

Улочка колониального города в Кохабане. guatemalamayadestination.com - Тайясаль 1695–1696: последний бой капитана Диаса | Warspot.ruУлочка колониального города в Кохабане.
guatemalamayadestination.com

Дорога к столице ицев

6 апреля разведывательный отряд обнаружил чётко выделявшуюся дорогу, которая могла вести только к Нох-Петену. Индейские разведчики также нашли свидетельства, что примерно месяцем ранее этой дорогой пользовались ицы. Не доходя до озера Петен-Ица примерно 40 км, утомлённые испанцы и их союзники устроили лагерь, а вперёд выслали дозорный отряд из двух солдат, двух лучников, двух переводчиков-мопанов и двух носильщиков из Кохабана.

Дозорные продолжили идти по дороге и столкнулись с тридцатью местными охотниками-ица, которые были вооружены луками, копьями и щитами. Стороны приготовились к бою, но испанский солдат приказал переводчику-мопану объяснить охотникам, что они лишь часть мирной торговой экспедиции, оружие им нужно только для защиты, и с ними пришли миссионеры. Переводчик отделился от испанцев и подошёл к индейцам. Судя по обрывкам фраз, понятным испанцам, переводчик-мопан уговаривал ицев немедленно убить всех пришельцев. Один из сопровождавших европейцев союзных лучников-майя бросился к переводчику и потащил его назад. Началась потасовка. Испанцы разрядили мушкеты и убили двоих ицев, ещё одного своим мачете зарубил носильщик. Охотники бросились бежать, а испанский дозор поспешил вернуться в лагерь.

Через пять дней после этой стычки индейский офицер Диаса по имени Антонио Мачука возглавил группу из 12 мушкетёров, 25 лучников и 13 носильщиков, чтобы попытаться найти Барриоса, а также разведать путь к озеру. Основные силы испанцев в это время переместили свой лагерь ещё ближе к озеру. Следующей ночью отряд Мачуки вернулся в лагерь с пленником, захваченным после ожесточённого боя с разведчиками ицев. Допрос показал, что пленник занимает важное положение при дворе правителя майя, и что он должен был найти испанцев и посмотреть, пришли ли они в качестве торговцев или захватчиков.

На следующий день разведчики Мачуки отошли от лагеря примерно на 15 км и наткнулись на группу из десяти охотников. Испанцы попытались поговорить с индейцами, но те начали стрелять в них из луков. Мушкетёры попробовали выстрелить в противника, но порох отсырел, и ожидаемого залпа не произошло. Ицы бросились на испанцев. Примерно за час боя шесть индейцев было убито, а остальные бежали. Благодаря численному преимуществу, а также стеганым и кожаным доспехам испанский отряд не имел потерь. Испанцы преследовали бегущих ицев, и последовала ещё одна ожесточённая схватка, в которой погиб ещё один индеец (остальные поспешили спастись бегством). Беглецы вывели разведчиков Мачуки на берег озера Петен-Ица. Испанцы и их союзники увидели на другом берегу Нох-Петен, но, заметив множество лодок с воинами, спешно отступили на юг. Вернувшись к месту боя, испанцы заметили, что один из индейцев ещё дышит — его погрузили на носилки и взяли с собой. Через день отряд Мачуки вернулся в лагерь капитана Диаса.

Каменные наконечники с алтаря в Йалаине. itzaarchaeology.com - Тайясаль 1695–1696: последний бой капитана Диаса | Warspot.ru Каменные наконечники с алтаря в Йалаине.
itzaarchaeology.com

Во время этих событий в Нох-Петене находился миссионер-майя из христианского индейского поселения Типу. Он поспешил вернуться домой и сообщил колониальным властям Юкатана, что со стороны Гватемалы к Тайясалю подошёл вооружённый отряд испанцев. К ним на встречу вышли любопытные охотники, но чужаки напали на них и убили, в ответ ицы поспешили собрать войско в 3000 или даже 4000 лучников.

24 апреля первый из пленников-ицев сбежал из главного лагеря Диаса, зато пришёл в себя раненый, которого доставил Мачука. Этот человек оказался знатным воином и был осведомлён о делах в Нох-Петене. По его словам выходило, что никаких переговоров после вооружённых стычек уже не получится, к тому же, ицы заранее подготовились к большой войне с захватчиками.

Доминиканские монахи в резких выражениях выразили своё негодование привычкой испанских солдат стрелять в индейцев при любом подвернувшемся случае. Найти следов отряда Барриосы не удалось, а это означало, что принимать решение о дальнейшей судьбе похода предстоит самостоятельно. Испанцы и их индейские союзники сильно устали, а носильщики-мопаны разбежались. Диас и доминиканцы сошлись на том, что наличными силами нельзя заставить ицев пойти на переговоры. Прихватив с собой пленника, испанцы поспешили вернуться в Гватемалу. Ицы не препятствовали отступлению чужеземцев, более того, готовясь отражать вторжение, они спешно увели на север своих людей, живших неподалёку от Мопана. Поход испанцев из Гватемалы в Тайясаль не увенчался успехом.

Новый поход нового губернатора

Во второй половине 1695 года губернатор Барриос начал планировать ещё одну экспедицию против Нох-Петена из Альта-Верапаса. Однако в ноябре Барриос умер, а исполняющим обязанности главы гватемальской колониальной администрации стал верховный судья Хосе де Эскалс. Он назначил другого члена суда по имени Бартоломе де Амескета руководителем следующей экспедиции против ицев. В сезон проливных дождей Амескета повёл отряд из 150 человек через джунгли. Выйдя из Кохабана в Мопан, они достигли цели 25 февраля 1696 года. Весьма важным являлся тот факт, что до этого промежуточного пункта уже была проложена королевская дорога.

Гватемальцы всё ещё не знали о том, что происходит на Юкатане, а потому не могли рассчитывать ни на какую помощь. Кроме того, люди Амескеты страдали от нехватки продуктов, многие из них были больны, а 25 человек и вовсе слегли от лихорадки. Не имея возможности двигаться дальше, испанцы остались в Мопане. В то же время было отобрано 25 самых крепких из членов экспедиции — этот отряд под командованием опытного капитана Диаса де Веласко должен был сопроводить до Нох-Петена доминиканских монахов Кристобаля де Праду и Хасинто де Варгаса. Проводником и переводчиком стал знатный пленник, которого Диас захватил во время предыдущего похода в Тайясаль: он полностью поправился, выучил испанский и смог завоевать доверие капитана.

7 марта 1696 года маленький отряд вышел из Мопана, продолжая идти по только что построенной королевской дороге. Через пять дней испанцы дошли до местечка Чакаль, где встретили передовую группу строителей дороги. Здесь Диас увеличил своё небольшое войско до 49 мушкетёров и 34 лучников. Уже зная дорогу к озеру Петен-Ица, испанцы без потерь и особых трудностей добрались до небольшого прибрежного поселения ицев. В качестве посла Диас отправил в Нох-Петен своего бывшего знатного пленника, а теперь проводника.

Каменные ножи майя из Белиза. itzaarchaeology.com - Тайясаль 1695–1696: последний бой капитана Диаса | Warspot.ru Каменные ножи майя из Белиза.
itzaarchaeology.com

Амескета ищет Диаса

В Мопане Амескета привёл в порядок свой отряд, получил необходимые припасы и решил догнать Диаса. 10 марта 1696 года Амескета и монах Августин Кано в сопровождении 10 солдат покинули Мопан. Через неделю они прибыли в Чакаль, не имея никаких известий от Диаса. 20 марта Амескета покинул Чакаль и с 36 мушкетёрами решил углубиться в джунгли на расстояние четырёх дней пути. Через два дня он встретился с носильщиками Диаса, которых тот отправил в Мопан.

Следуя по указанному пути, испанцы вышли на берег Петен-Ицы. Когда они шли вдоль берега, на безопасном расстоянии их сопровождало около тридцати индейских лодок с воинами. Были найдены многочисленные признаки того, что люди Диаса проходили здесь, и Амескета предположил, что они каким-то образом смогли попасть в Нох-Петен. Знаками испанцы показали индейцам в лодках, что хотят поговорить с ними.

На следующий день к заночевавшим на берегу испанцам подошла группа индейцев, которых по манере вести себя, украшениям и одежде испанцы определили как посланников индейского царя. Стороны обменялись подарками, а затем Амескета попросил этих людей доставить письмо капитану Диасу в Нох-Петен. Ицы разволновались и начали что-то сердито говорить чужеземцам, но никто из гватемальцев не знал этого языка. Затем все немного успокоились, и индейцы знаками предложили испанцам сесть на маленькие лодки и отплыть всем вместе в город, видневшийся вдали. В этот момент один из испанцев опознал в туземце из свиты послов носильщика из Мопана, знакомого ему по первому походу Диаса. Как показалось испанцу, тот пытался предупредить, что доверять ицам нельзя.

После того, как Амескета узнал об этом, он решил отклонить предложение индейцев и спросил мнение самого опытного из следопытов-майя. Тот ответил, что разделить вражеские силы, а потом напасть — это именно то, чего хотят язычники.

В итоге стороны просто разошлись. С наступлением темноты испанцы спешно покинули берега озера. 25 марта Амескета и его отряд вернулись в Чакаль, а 9 апреля разбили укреплённый лагерь в 40 км к северу от Мопана.

В страхе перед испанцами, а точнее, сопровождавшими их болезнями, индейцы бежали в джунгли. Тех, кого удавалось поймать, отправляли на работы в Гватемалу. В безлюдной местности испанцы не могли обеспечивать себя провизией и отступили в область Альта-Верапас. Строительство южной части королевской дороги прекратилось.

Комплекс вооружений Мезоамерики. Лишь некоторые из майя Тайясаля дополнили его испанскими стальными мачете. ancientpages.com - Тайясаль 1695–1696: последний бой капитана Диаса | Warspot.ruКомплекс вооружений Мезоамерики. Лишь некоторые из майя Тайясаля дополнили его испанскими стальными мачете.
ancientpages.com

Судьба отряда Диаса

О том, что случилось с капитаном Диасом и его людьми, стало известно намного позднее. Проводник испанцев не вернулся назад, зато в лагерь пожаловали знатные ица, которые показали пришельцам монашеские чётки. Посмотрев через озеро, испанцы увидели мужчин, одетых как монахи, которые приветственно махали им руками.

Оставив сомнения, испанцы погрузились в лодки и направились на другой берег. В лагере остались только христианские лучники и носильщики. На середине пути все маленькие лодки были перевёрнуты индейцами, а сидевшие в них люди Диаса — утоплены.

Сам Диас, доминиканцы и двое солдат остались одни в большой лодке, из которой выпрыгнули все гребцы. Путь назад был отрезан вражескими лодками, и испанцам пришлось причалить к пристани Нох-Петена. Здесь Диас и солдаты убили мечами нескольких нападавших, но силы были неравны. Капитан и его люди погибли в бою. Монахов ицы схватили, избили, привязали к алтарю, а потом вырезали их сердца.

В это время несколько тысяч языческих лучников пересекли на лодках озеро и напали на испанский лагерь. В кратковременном жестоком бою все пришельцы были убиты. В общей сложности воины из Нох-Петена убили 87 членов экспедиции капитана Диаса, включая 50 мушкетёров, 2 доминиканцев и 30 христиан-майя. Победители поторопились скрыть все следы сражения.

Людьми в монашеских рясах, звавшими испанцев на другой берег, оказались переодетые ицы. Одежду они предусмотрительно сохранили после убийства очередных миссионеров с Юкатана.

«Ястребы» из правящей верхушки царств Тах-Ица и Ковох приободрились после столь значимой, по их мнению, победы. Соперничество двух колониальных чиновников привело к своеобразной гонке юкатанцев и гватемальцев к Петен-Ице. Первыми к цели пришли испанцы из куда более бедной маленькой Гватемалы. Не имея возможности действовать силой, губернатор Барриос сделал ставку на дипломатию, однако, не доверяя друг другу, стороны договориться не смогли.

Так последним свободным майя удалось избавиться от непрошеных гостей с юга. Теперь им предстояло столкнуться с куда более серьёзной угрозой с севера.


Источники:

  1. Диего де Ланда, «Сообщение о делах в Юкатане». Перевод Ю. В. Кнорозова – АН СССР. 1955
  2. В. И. Гуляев, «По следам конкистадоров» – Наука, 1976
  3. А. Ю. Макарова, «Путешествие в страну майя» – М.: Дет.лит., 1980
  4. А. В. Пакин, «В сердце «Края войны»: Вопросы политической географии майя Центрального Петена в ХVII в.» – Развитие цивилизации в Новом Свете. М., 2000
  5. Рус Альберто, «Народ майя» – Мысль, М., 1986
  6. Майкл Ко, «Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты» – Центрполиграф, М., 2007
  7. В. Н. Талах, «Классический и послеклассический Юкатан по данным письменных источников» – 2009
  8. Bullard W., «The Central Peten Postclassic TraditionClassic Maya Сollaps» – Albuquerque, 1973
  9. Graham E., Jones D., Kautz R., «Archaeology and Ethnohistory on a Spanish Colonial Frontier: An interim report on the Macal-Tipu project in Western Belize» – Lowland Maya Postclassic. Austin, 1985
  10. Chase A., «Postclassic Peten Interaction Spheres: The View From Tayasal» – Lowland Maya Postclassic. Austin, 1985
  11. Reina, Ruben E., №A Peninsula That May Have Been an Island: Tayasal, Peten, Guatemala», USA: University of Pennsylvania Museum of Archaeology and Anthropology, ISSN 0014-4738, 1996
  12. Grant D. Jones, «The Conquest of the Last Maya Kingdom» – ISBN: 9780804735223, 1998
  13. Rice, Prudence M., «The Kowoj in Geopolitical-Ritual Perspective» – ISBN 978-0-87081-930-8. OCLC 225875268, 2009
  14. Rice, Prudence M.; Rice, Don S., «Introduction to the Kowoj and their Petén Neighbors». In Prudence M. Rice and Don S. Rice (eds.). The Kowoj: identity, migration, and geopolitics in late postclassic Petén, Guatemala – Boulder, Colorado, US: University Press of Colorado. pp. 3-15. ISBN 978-0-87081-930-8. OCLC 225875268, 2009
  15. Tsubasa Okoshi Harada. Tenencia de la tierra y territorialidad: conseptualizacion de los mayas yucatecos en visperas de la invasion espanola // Conquista, transculturacion y mestizaje: Raiz y origen de Mexico. Mexico, 1995
  16. Interrogatorio al Canec, primo del rey Ahcanec // Documentos para la historia indigena de Yucatan. Mexico, 1996
  17. Juan de Villagutierre Soto-Mayor. Historia De La Conquista De La Provincia De El Itza, Reduccion, Y Progressos De La De El Lacandon. Madrid : En la Impr. de Lucas Antonio de Bedmar y Narvaez, 1701

https://warspot.ru/13332-tayyasal-1695-1696-posledniy-boy-ka...

Тайясаль 1695–1696: между миром и войной

Спешная экспедиция губернатора Гватемалы в Тайясаль заставила активизироваться испанцев на Юкатане. Мартин де Урсуа затеял покорение последнего независимого индейского царства отнюдь не для того, чтобы отдать лавры победителя гватемальским конкурентам. Начались масштабные приготовления к походу в город Нох-Петен — столицу свободных майя, лежавшую среди дремучих джунглей.

Новое войско капитана Гарсии

Когда в начале мая 1695 года капитан Гарсия неожиданно вернулся в Кампече, губернатор Мартин де Урсуа уже готовил подкрепления для своей экспедиции. С возвращением Гарсии ему сразу же были выделены дополнительные солдаты. 11 мая де Урсуа приказал Гарсии начать вторую экспедицию на юг. Сопровождать солдат должны были 100 наёмных майя, которым выплачивали по 3 песо в месяц; по возвращении они должны были получить освобождение от податей и обязательных работ.

Испанский пикинёр 1690-х годов. Художник — Августо Феррер-Далмау. pinimg.com - Тайясаль 1695–1696: между миром и войной | Warspot.ru Испанский пикинёр 1690-х годов. Художник — Августо Феррер-Далмау.
pinimg.com

Капитан Гарсия и ещё один житель города Кампече по имени Хосе Фернандес де Эстенос настолько верили в успех новой экспедиции, что вложили свои средства в наём и снаряжение дополнительных солдат. При этом Фернандес стал заместителем Гарсии и сам вызвался участвовать в экспедиции. Совместными усилиями губернатора де Урсуа, капитана Гарсии и сеньора Фернандеса была собрана внушительная для бедной и малонаселённой провинции Юкатан сила в 115 испанских солдат, 150 мушкетёров-майя, а также работников и носильщиков общим числом более 400 человек. Испанские солдаты были вооружены новейшими французскими мушкетами, индейские носильщики и работники имели при себе мачете.

Де Урсуа также приказал двум ротам мушкетёров-майя (40 человек каждая) из городов Текаш и Ошкуцкаб присоединиться к экспедиции примерно в 60 км к юго-востоку от Кампече. Командовал этими ротами «капитан-касик» Маркос Пот. Все офицеры индейских мушкетёров были из народности майя. Интересно, что многие солдаты, именуемые в документах испанцами, были метисами, мулатами или потомками крещёных дружественных майя.

18 мая де Урсуа согласовал с главой юкатанской миссии францисканцев Антонио де Сильва кандидатуры трёх миссионеров, которые должны были войти в состав экспедиции. О дальнейших событиях повествует хронист Хуан де Виллагутьерре Сотомайор. По его данным, 30 мая монахи присоединились к испанским войскам. Кроме того, де Сильва отправил в район озера Петен-Ица ещё одну группу во главе с монахом по имени Андрес де Авенданьо-и-Лойола. В задачи де Авенданьо входило передать правителю Тайясаля личное послание от губернатора и убедить непокорных индейцев мирно принять власть испанцев.

Францисканское посольство

В состав группы де Авенданьо, кроме него самого, входили монахи-францисканцы Антонио Перес де Сан-Роман, Алонсо де Варгас и шесть христиан-майя. Группа покинула Мериду 2 июня 1695 года и отправилась на базу снабжения в селении Кавич, созданную для поддержки вторжения. 24 июня монахи вышли из Кавича и двинулись на юг по новой дороге.

Францисканцы догнали Гарсию 10 июля примерно в 12 км от Цуктока, куда незадолго до этого тот насильственно согнал жителей окрестных индейских селений. Авенданьо потребовал от офицеров прекратить жестокое обращение с пленниками, но не нашёл понимания. После конфликта с военными монахи пересмотрели свои планы, Авенданьо взял с собой лишь четырёх самых надёжных христиан-майя и втайне покинул испанский лагерь. Как раз перед этим отряд воинов Кехаче атаковал авангард Гарсии и убил нескольких рабочих. Теперь испанский монах решил догнать воинов Кехаче и убедить их проводить его в Тайясаль. Не найдя индейцев, Авенданьо вернулся в лагерь. На обратной дороге ему встретились посланцы от капитана Фернандеса де Эстеноса (отряд Эстеноса разведал территорию, по которой планировалось проложить королевскую дорогу дальше на юг). По словам испанского разведчика, за ними постоянно следили дикари, а все найденные ими селения майя-кехаче оказались брошенными.

Когда Авенданьо вернулся, остававшиеся в лагере францисканцы сообщили, что Гарсия продолжает захватывать местных майя, отправляя бо́льшую их часть в своё имение. Монахи и военные окончательно рассорились. Авенданьо и его отряд покинули строителей дороги и попробовали добраться до земли майя-ицев через город Типу, находившийся на границе индейского царства Ковох. Не получив поддержки от пограничных испанских чиновников, невезучее францисканское посольство 17 сентября 1695 года вернулось в столичную Мериду. В это время первая группа францисканцев во главе с Хуаном де Сан-Буэнавентура Чавесом следовала за строителями дороги по территории царства Кехаче.

Монахи ордена францисканцев. Художник — Франсиско де Сурбаран. christies.com - Тайясаль 1695–1696: между миром и войной | Warspot.ru Монахи ордена францисканцев. Художник — Франсиско де Сурбаран.
christies.com

Соперничество губернаторов

23 июня 1695 года губернатор де Урсуа получил сообщение, в котором сообщалось о том, что испанские войска из Гватемалы захватили столицу лакандонов город Сакбаяйлан. К этому времени Гарсия находился в Цуктоке, недалеко от границы царства Кехаче. Одобренный королевским правительством план де Урсуа заключался в строительстве дороги, которая соединила бы Юкатан с Гватемалой, однако доходившие до юкатанского губернатора известия с юга можно было оценить как появление у него соперника в покорении Тайясаля.

После захвата Сакбаяйлана отряд гватемальского губернатора Барриоса не смог продолжить путь к Нох-Петену и вернулся в Гватемалу. Оценив результаты своего похода, Барриос решил, что нет смысла строить дорогостоящую королевскую дорогу через малонаселённые и враждебные земли Лакандона. Чтобы закрепить успех своего похода в сердце давно беспокоившего их региона, гватемальские испанцы решили обосноваться в Сакбаяйлане, который был переименован в Долорес-дель-Лакандон. Гватемальская часть дороги должна была начаться от пограничного городка Кохабан и продвигаться на север к озеру Петен-Ица по самому короткому маршруту.

Де Урсуа приказал Гарсии поскорее идти в землю ицев. Исполняя приказ, тот спешно построил опорный форт в посёлке Чунтуки в 100 км к северу от Петен-Ицы. Здесь сосредотачивались испанские войска и работники, сюда же свозились припасы. 27 июля де Урсуа отправил в Чунтуки ещё три отряда ополчения (по 25 человек каждый) для усиления Гарсии. Вглубь царства Кехаче без предварительной разведки был отправлен отряд лояльных испанцам ополченцев-майя, вооружённых мушкетами. Не встречая сопротивления, они дошли до города Чунпич. Увидев врагов, горожане разбежались по окрестным джунглям. Мушкетёры поспешили разграбить всё ценное и собрать продукты. Тем временем подоспели лучники Кехаче, которые напали на разбредшихся по городу пришельцев — начался бой. Мушкетёры смогли собраться на главной площади и дать несколько залпов по нападавшим, воины Кехаче отступили. Юкатанские ополченцы закрепились в городе и стали ожидать подхода главных испанских сил.

Индейский лучник. Иллюстрация из альманаха «Новый Солдат». imtw.ru - Тайясаль 1695–1696: между миром и войной | Warspot.ru Индейский лучник. Иллюстрация из альманаха «Новый Солдат».
imtw.ru

Около 3 августа Гарсия привёл все свои силы в захваченный Чунпич, а к октябрю испанские солдаты вышли к реке Сан-Педро. Воины Кехаче нападали на отдельные отряды и рабочих, мешали доставке провизии. Столкновения в джунглях продолжались до ноября. Затем потрёпанное испанское воинство отошло к Кампече, а в передовом лагере в Чунтуке был оставлен гарнизон из 86 солдат. Де Урсуа, обеспокоенный задержкой, собрал со всего Юкатана ещё 150 солдат испанского или смешанного происхождения, а индейские христианские старосты прислали 100 лучников. Кроме того, были набраны новые носильщики и рабочие. В октябре 1695 года Гарсия получил первый отряд, а союзные майя пополнили армию вторжения лишь в марте 1696-го.

Получив подкрепления, испанцы приступили к активным действиям. Под защитой солдат рабочие строили дорогу через джунгли. Все попытки нападения были отбиты, а индейские селения вдоль дороги — уничтожены. Беженцев-майя согнали в две католические францисканские миссии. К концу декабря 1695 года царство Кехаче было разгромлено испанцами.

Успехами солдат решили воспользоваться монахи. Уже знакомый нам Андрес де Авенданьо и ещё четыре монаха вновь направились на юг. Каменная королевская дорога сильно сократила время путешествия: выйдя из Мериды 13 декабря 1695 года, он дошёл до Нох-Петена всего за месяц. Уже 5 января францисканец обогнал испанский авангард, а затем двинулся по индейской тропе с провожатыми из местных майя и 14 января прибыл в столицу ицев. Авенданьо пришлось пройти через земли враждебного ицам, но зависимого от них царства Ковох. Здесь у монахов отобрали все ценные подарки, которые они несли в Нох-Петен как дары испанского короля.

19 января 1696 года в Нох-Петен приехал правитель Ковоха, желавший поучаствовать в переговорах между Кан-Эком и францисканцами. Вначале он всячески поддерживал испанцев, так как надеялся, что те сместят царя Тах-Ицы. Затем он узнал, что испанский король готов оставить власть Кан-Эку, если тот примет христианство и признает главенство Испании. Это не входило в планы врагов ицев — они задумали убить послов и свалить вину на Кан-Эка. Тот узнал об этом, сообщил Авенданьо и помог монахам спешно покинуть город. После этого раскол среди ицев окончательно парализовал их элиту: все подозревали друг друга в предательстве, но боялись сделать что-то конкретное.

Путь назад через Ковох был смертельно опасен, и монахи рискнули возвращаться через ещё одно зависимое, но враждебное Тах-Ице царство Йалаин. Здесь их встретили хорошо, владыка Йалаина, по-видимому, даже предложил военную помощь в предстоящем сражении с ицами. Затем францисканцам дали провожатых и отправили к пограничному городу Типу. По каким-то причинам индейские проводники вскоре покинули испанцев, и тем пришлось целый месяц блуждать по джунглям. Тем не менее они смогли выбраться и поспешили вернуться в Мериду.

Карта региона Тайясаль в конце XVII века. burbuja.info - Тайясаль 1695–1696: между миром и войной | Warspot.ruКарта региона Тайясаль в конце XVII века.
burbuja.info

Битва в Чихе

Ещё в декабре 1695 года Кан-Эк послал в Мериду послов, чтобы разузнать, сможет ли он тянуть время дальше. К середине января капитан Гарсия с авангардом из 90 солдат в сопровождении рабочих и носильщиков дошёл до реки Сан-Педро и создал временный лагерь. Гарсия надеялся на поддержку лучников, набранных им из пленников-кехаче, но те разбежались. Сбежали и некоторые из майя-христиан, которые боялись свирепых ицев и не верили в благополучный исход дела. Пока испанцы строили лодки, чтобы наладить постоянную переправу через реку, к ним подошла разведывательная группа из 60 воинов царства Ковох. Они представились простыми охотниками, но было понятно, что это не так. Понаблюдав некоторое время, индейцы ушли в джунгли.

Тем временем Гарсия отправил двух разведчиков на озеро, чтобы обнаружить местонахождение Авенданьо. Разведчики встретили индейцев-христиан, сопровождавших монаха до Нох-Петена: те спешили в лагерь Гарсии с письмом от него. В письме Авенданьо высказывал надежду на успех его миссии по мирному разрешению конфликта. Сопровождавший отряд Гарсии францисканец Хуан де Сан-Буэнавентура был восхищён письмом, и решил отправиться на помощь своему товарищу.

Для сопровождения Буэнавентуры капитан Гарсия послал к озеру старшего офицера капитана Педро де Зубиара с 60 мушкетёрами и 40 носильщиками. 2 февраля к ним подошли два воина ицев и рассказали о недавней битве между гватемальской экспедицией и силами царства Тах-Ица. Завершив свой рассказ, воины показали испанцам записку от Авенданьо, в которой тот писал, что по этой местности можно безопасно продвигаться вперёд.

Когда испанцы подошли к прибрежному селению Чихе, к берегу причалило множество каноэ, в которых было не менее 300 воинов-ицев. Воины спокойно подошли к испанцам и начали загружать их вещи в каноэ, предложив распределить солдат по лодкам. Францисканцы с готовностью сели в большое каноэ с двумя солдатами в качестве эскорта. Один из испанских солдат отказался садиться рядом с «кровожадными туземцами» и толкнул одного из предводителей ицев. Словесная перепалка быстро перешла в драку. Двоих носильщиков ицы избили до смерти, а дюжину испанцев взяли в плен. Как только один из пленников был обезглавлен, солдаты дали залп из мушкетов. Де Зубиар и его люди отступили от берега и перегруппировались на открытой поляне, где их окружали около 2000 индейцев. Один из индейских воинов вырвал из строя испанского солдата и сразу же проломил ему голову. В этот момент около 10 000 лучников появились из каноэ, скрытых среди мангровых лесов на берегу. Испанский офицер приказал своим людям дать залп в упор — погибло 30–40 индейцев. Понимая, что они безнадёжно уступают в числе, испанцы отступили, оставив захваченных товарищей на произвол судьбы.

Два дня спустя де Зубиар и оставшиеся в живых члены его экспедиции вернулись в базовый лагерь в Чунтуки. Испанских пленников ицы отвезли в Нох-Петен и принесли в жертву. Позднее верховный жрец ицев рассказывал, что положил связанных Буэнавентуру и его спутников на крестообразные алтари и вырезал их сердца.

Кровавые события, развернувшиеся на берегах озера Петен-Ица, убедили губернатора де Урсуа в том, что Тайясаль не сдастся без боя, и он начал готовить сокрушающий удар.

Продолжение следует


Источники и литература:

  1. Диего де Ланда, «Сообщение о делах в Юкатане». Перевод Ю. В. Кнорозова – АН СССР. 1955
  2. В. И. Гуляев, «По следам конкистадоров» – Наука, 1976
  3. А. Ю. Макарова, «Путешествие в страну майя» – М.: Дет.лит., 1980
  4. А. В. Пакин, «В сердце «Края войны»: Вопросы политической географии майя Центрального Петена в ХVII в.» – Развитие цивилизации в Новом Свете. М., 2000
  5. Рус Альберто, «Народ майя» – Мысль, М., 1986
  6. Майкл Ко, «Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты» – Центрполиграф, М., 2007
  7. В. Н. Талах, «Классический и послеклассический Юкатан по данным письменных источников» – 2009, cyberleninka.ru
  8. Bullard W., «The Central Peten Postclassic TraditionClassic Maya Сollaps» – Albuquerque, 1973
  9. Graham E., Jones D., Kautz R., «Archaeology and Ethnohistory on a Spanish Colonial Frontier: An interim report on the Macal-Tipu project in Western Belize» – Lowland Maya Postclassic. Austin, 1985
  10. Chase A., «Postclassic Peten Interaction Spheres: The View From Tayasal» – Lowland Maya Postclassic. Austin, 1985
  11. Reina, Ruben E., «A Peninsula That May Have Been an Island: Tayasal, Peten, Guatemala», USA: University of Pennsylvania Museum of Archaeology and Anthropology, ISSN 0014-4738, 1996
  12. Grant D. Jones, «The Conquest of the Last Maya Kingdom» – ISBN: 9780804735223, 1998
  13. Rice, Prudence M., «The Kowoj in Geopolitical-Ritual Perspective» – ISBN 978-0-87081-930-8. OCLC 225875268, 2009
  14. Rice, Prudence M.; Rice, Don S., «Introduction to the Kowoj and their Petén Neighbors». In Prudence M. Rice and Don S. Rice (eds.). The Kowoj: identity, migration, and geopolitics in late postclassic Petén, Guatemala — Boulder, Colorado, US: University Press of Colorado. pp. 3-15. ISBN 978-0-87081-930-8. OCLC 225875268, 2009
  15. Tsubasa Okoshi Harada. Tenencia de la tierra y territorialidad: conseptualizacion de los mayas yucatecos en visperas de la invasion espanola // Conquista, transculturacion y mestizaje: Raiz y origen de Mexico. Mexico, 1995
  16. Interrogatorio al Canec, primo del rey Ahcanec // Documentos para la historia indigena de Yucatan. Mexico, 1996
  17. Juan de Villagutierre Soto-Mayor. Historia De La Conquista De La Provincia De El Itza, Reduccion, Y Progressos De La De El Lacandon. Madrid : En la Impr. de Lucas Antonio de Bedmar y Narvaez, 1701

https://warspot.ru/13354-tayyasal-1695-1696-mezhdu-mirom-i-v...

Картина дня

наверх