На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

«Они поклонялись быку!» Самая развитая цивилизация Средиземноморья эпохи бронзы

«Они поклонялись быку!» Самая развитая цивилизация Средиземноморья эпохи бронзы

Некоторое время назад здесь на ВО вышло сразу несколько статей о культурах меднокаменного и бронзового века, но затем информационная «подпитка» темы подошла к концу, и публикация статей по этой теме была приостановлена. Мы рассказали о меднокаменном и бронзовом веке на острове Кипр и тяжких последствиях для его экологии из-за открытых на нем месторождений меди. О том, как в поисках меди люди, а были они выходцами из Передней Азии, так как владели навыками обработки металлов, достигли Кикладских островов, материковой Греции и двинулись дальше на Запад. Там они заселили многие острова, осели в Италии и в Испании, начали во многих местах устанавливать «аллеи менгиров», а в Англии так и вовсе построили Стоунхедж. Но до того, как они во все эти места добрались, они обосновались на острове Крит и создали там высочайшим образом организованную цивилизацию. Естественно, что написано всего о древней критской цивилизации предостаточно. Но вот фотографии… Я не люблю пользоваться фото из Сети, а если и использую их, то в основном это фотографии «паблик домайн», то есть находящиеся в свободном общем пользовании. И причина этого проста: никакие другие фотографии сегодня в своих книгах использовать нельзя, поскольку это является нарушением авторского права. Пришлось отправлять на Крит «фотоэкспедицию», то есть свою дочь с зятем, и вот теперь, когда они вернулись, тема древней бронзы и древней критской цивилизации будет продолжена.


Начнем с географии. Как и всякий остров посреди моря, Крит окружен соленой морской водой. Вот эту картину видели его жители и тысячу, и пять тысяч лет назад. Не будет нас, а эта картина ничуть не изменится…

Сегодня Крит выглядит в основном вот так. То есть вот так там сегодня живут люди.


Это приятное место, где есть где и покупаться, и позагорать, и где даже сейчас в октябре температура воды равна 24 градусам Цельсия. Район города Матала. На фото хорошо видны древние гроты эпохи неолита.

Ну, а начать следует, на мой взгляд, с того, почему, например, никто не сомневается в том, что в древности все мужчины своего племени были воинами. Так ведь об этом говорят погребения. Например, погребения культуры «боевых топоров» от всех прочих тем и отличаются, что в каждой из могил этой культуры был найден сверленый каменный топор. Эта культура, как и многие другие, относится к цивилизациям бронзового века, однако, что кроме топоров и керамики от нее осталось? Известна культура «срубных погребений», есть катакомбная, есть названные по местам их локации – Андроновская и Фатьяновская, культура сейминцев и турбинцев, подарившая миру множество замечательных бронзовых изделий. Одним словом, культур бронзового века ну просто великое множество, так что даже простое их перечисление могло бы занять здесь целую страницу. Можно, разумеется, назвать и цивилизации «речных долин», возникшие на берега Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и Хуанхэ, и затем на протяжении многих тысячелетий существовавшие за счет специфического речного орошения (то есть даже не просто орошения, а посредством регулярного разлива этих великих рек).


Однако главное в том, что там в столице острова Ириклеоне находится интереснейший археологический музей, в котором представлены ценнейшие находки археологов, начиная с Артура Эванса. Зная интерес наших читателей к военной истории и артефактам с ней связанным, мы начинаем знакомство с его экспозицией вот с этого фото, на котором вы видите золотую рукоятку минойского кинжала, наглядно подтверждающую мастерство древних критян.


А вот и сам этот кинжал, получивший название «кинжала из Малии» (1800 -1700 гг. до н.э.).

Однако была в Европе цивилизация, которая никакого отношения к рекам не имела вообще, и тем не менее она достигла очень высокого уровня развития. И если на суше известны культуры бронзового века, представители которых передвигались по степям на колесницах, то в бассейне Средиземного моря существовал народ мореплавателей, эту цивилизацию и создавший. Однако эти люди были не только мореплавателями. Они еще и умели строить дворцы!


А вот и макет дворца из Кносса, сделанный из дерева. (Археологический музей Ираклиона).


… и руины этого дворца, ставшие едва ли не самым популярным туристическим объектом на острове.

Речь идет о так называемой Эгейской цивилизации, ставшей по сути дела фундаментом всей последующей европейской культуры и ее первой империей. Причем отметим, что это общее название целого ряда цивилизаций эпохи бронзы периода 3000 – 1000 гг. до н. э., существовавшей как на островах в Эгейском море, на острове Крит, так и в материковой Греции и в западных районах Малой Азии. Раньше ее очень часто называли крито-микенская цивилизацией или культурой, но этот термин не совсем точно отражает исторические реалии, поскольку собственно крито-микенская культура представляет собой лишь часть этой большой общей культуры или цивилизации.

Первые центры Эгейской культуры были найдены Генрихом Шлиманом в Трое (1871– 1873) и Микенах (1876), и Артуром Эвансом на Крите (с 1899). С XIX века было найдено и изучено множество древних памятников, среди которых есть могильники, поселения и даже большие города, например, город Полиохни на острове Лемнос, обнесенный каменной стеной в пять метров высотой, Филакопи на острове Милос; царские дворцы в Трое, на Крите (в Кноссе, Маллии, и Фесте) и акрополь в Микенах. И хотя есть и несколько локальных культур этого региона, например, Кикладская, то есть находившаяся на Кикладских островах, главной, пожалуй, для нас будет все-таки древняя культура острова Крит и самым тесным образом связанная с ним культура города Микены. Их даже вот вместе и называют – крито-микенская культура. Однако критская цивилизация все-таки намного старше материковых культур.


Мраморные идолы с Кикладских островов типа Лурос. Высота их 17.4, 19.3, 22, 21.5, и 18 см. (Национальный Археологический музей, Афины)

Вспомним легенду о похищении царем богов Зевсом дочери Агенора, царя города Тира в Финикии, красавицы дочери по имени Европа. Обернувшись огромным белым быком, он похитил царевну и отправился с ней на остров Крит, где у нее родились три сына: Минос, Сарпедон и Радамант. Минос, как старший, стал первым критским царем, причем его имя со временем сделалось титулом правителя, который стал называться миносом и означать у критян то же самое, что фараон у египтян и басилевс у греков.


Имея «под руками» столь восхитительную легенду, многие художники воплотили ее на своих холстах. Отметился тут и великий Рембрант, и Франческо Альбани, и Гвидо Рени, да всех просто не перечислить. Но мне почему-то больше всего нравится «Похищение» нашего В. Серова. Как-то оно ближе всего к живописной манере древних критян.

Интересно, что раскопки на острове Крит в определенной степени подтвердили достоверность этого мифа. Например, то, что остров был действительно заселен выходцами из Передней Азии. Именно финикийцы приплыли сюда около шести тысяч лет до нашей эры и привезли с собой крупный рогатый скот – больших быков с лироподобными рогами. Раскопки позволили найти здесь самые древние в Европе следы занятия сельским хозяйством, хотя, пожалуй, столь же древние его следы нашли и на острове Кипр в районе поселения Хирокития. Ну а копать на Крите в 1900 году начал британский археолог Артур Эванс, и он же сделал здесь свои самые важные открытия, а еще – придумал название открытой цивилизации – которое дал по имени ее первого царя Миноса.


Кстати, рисовали минойцы мастерски, о чем свидетельствуют дошедшие до нас фрески. Хороши дельфины, не так ли? Но «три красавицы» справа еще лучше, не так ли?!


«Три красавицы» – и ведь это не преувеличение! Да, такими вот они были – эти минойские красавицы, считавшие вполне естественным носить наряды, обнажающие грудь, но почему-то прикрывающие живот и спину. (Археологический музей Ираклиона)

Значение открытий Эванса трудно переоценить. Благодаря им мы узнали, что за четыре тысячелетия именно представители Эгейской цивилизации создали на своем острове первую в Европе процветающую империю. Особый интерес представляют ее центры, которыми являлись несколько больших дворцовых комплексов, переросших затем в города. Были раскопаны дворцы в Кноссе, Гурнии, Като-Закро, Агиа Триаде, Фесте, Амниссе и Маллии. Интересно, что именно кносский дворец строился как резиденция правителя с самого начала и был он обособлен от остального города. Другие дворцы, обнаруженные на Крите позднее, строились так, что по сути вписывались в городскую застройку. Таким был, например, дворец в городе Маллии.


Ну, а эта фреска, известна всем еще по учебнику для 5-ого класса – «Парижанка». Так назвал ее сам Артур Эванс, обнаруживший эту фреску во время раскопок. Сначала эта фреска находилась в одном из помещений на втором этаже Кносского дворца. На ней была изображена сцена ритуального пира, участники которого сидели друг напротив друга с чашами в руках. К сожалению, сохранился всего лишь маленький фрагмент головы девушки с каким-то большим узлом на ее одежде сзади.

Критяне считали себя морским народом, поэтому свои поселения строили главным образом на побережье, у моря, чтобы легко было до него добираться. На фресках в комнатах дворца очень часты изображения кораблей, рыбаков и рыб, играющих в воде дельфинов и осьминогов. Фукидид – греческий историк V в. до н. э. писал о древних критянах, что царем Миносом был построен могущественный флот, доминировавший на всем Средиземноморье. Археологи тоже обратили внимание на то обстоятельство, что ни один из дворцов не имеет крепостных стен. Нет их и у городов! Это могло означать только то, что жители острова совершенно не боялись своих соседей и считали свой флот самой надежной гарантией безопасности. Естественно, что навыки мореплавания позволяли обеспечивать население острова рыбой, моллюсками и губками. То есть морской промысел играл в хозяйстве древнего Крита очень большую роль.


Впрочем, минойцы рисовали не только дельфинов и своих пышногрудых красавиц. Удивительно, но они рисовали еще и обезьян… Почему удивительно? Африка ведь рядом. Да, конечно, но отчего она синяя?! Фреска с острова Санторин.

Строительство первых дворцов на Крите относится ко II тысячелетию до н. э., но от них сегодня находят разве что фрагменты их фундаментов. Крит находится в сейсмоопасной зоне, землетрясения там не редкость, поэтому изучая их ученые доказали, что самые ранние постройки острова простояли на нем всего лишь 300 лет, после чего обрушились. На основе данных раскопок принято также выделять два «строительных периода» – период Старых дворцов (II тысячелетие — XVII в. до н. э.) и период Новых дворцов (XVII–XV вв. до н. э.). Причем показательно, что едва только старые здания разрушались, как на их развалинах жители острова тут же начинали строить новые – причем еще более монументальные и роскошные. Хотя и «самые первые» дворцы были построены отнюдь не на пустом месте. Под Кносским дворцом, например, был обнаружен культурный слой десятиметровой толщины, где были найдены предметы за несколько тысяч лет.


Критяне-минойцы создали совершенно необычный вид колонны – она у них почему-то расширялась вверх, а не вниз!

Что касается дворца в Кноссе, то его принято считать самым крупным. Именно в нем, по мнению ученых, как раз и мог жить известный нам по легенде царь Минос. И отсюда же родилась легенда о Лабиринте, потому что этот дворец и в самом деле представляет собой лабиринт из комнат и дворов, строившийся на протяжении четырех с половиной столетий – с 1900 до 1450 г. до н. э. Общая площадь дворца – около 16 тыс. кв. м, а состоит он из почти 300 разных комнат. В самом этом здании и на территориях вокруг него могло жить до 30 тыс. человек. Так что совсем неудивительно, что чужеземцы, видевшие это сооружение, бывали им просто потрясены, поскольку сегодня даже его руины и те производят неизгладимое впечатление.

Так что и миф о Минотавре мог быть вполне навеян некими реальными событиями. Огромный дворец, со множеством комнат, где можно было так легко заблудиться, превратился в нем в мрачный лабиринт. Ну а существовавший на Крите культ быка стал основой истории о чудовище, которому аборигены приносили человеческие жертвы. На одной из найденных печатей хорошо видно изображение пляшущего Минотавра, из-под рогов которого видны человеческие волосы. То есть это не кто иной, как персонаж ритуального танца. Вполне возможно, что он символизировал быка, которого затем убивали, так что вполне возможно, что судьба правителей Крита в то время могла быть весьма трагической. То есть трон они получали на время, пользовались абсолютной властью, а затем умерщвлялись ради общего блага.

Что же касается общей хронологии истории древнего Крита, то в ней выделяется три периода:
раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н. э.): когда на острое еще господствовали родовые отношения, происходило освоение металлургии и возникали зачатки ремесла, шло развитие мореплавания, а уровень развития сельского хозяйства уже был сравнительно высоким;
среднеминойский период (XXII–XVIII вв. до н. э. – время «старых», или «ранних», дворцов): возникновение первых государств в разных частях острова, монументальные дворцовые комплексы, появление наиболее ранних форм местной письменности;
позднеминойский период (XVII–XII вв. до н. э.), в это время происходит расцвет древней минойской цивилизации, и создается критская морская держава во главе с царем Миносом, и идет широкая торговля по всему бассейну Эгейского моря. Происходит расцвет монументального зодчества (строятся «новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте), и устанавливаются активные контакты с другими древневосточными государствами.

Мощная природная катастрофа в середине XVI в. до н. э. (ее еще называют «минойским извержением») вызывает упадок минойской цивилизации, вследствие которого остров завоевывают ахейцы. То есть это легендарные ахейцы Гомера не только разорили столь же легендарную Трою, но и уничтожили всю минойскую цивилизацию. Что от нее передалось микенской культуре материковой Греции и это, несомненно. Но в XII в. до н. э. на ее земли в очередной раз вторгаются иноземцы – на этот раз это дорийские племена, что приводит микенскую государственность к гибели, началу в Греции темных веков и всего последующего исторического периода.


Кожаный шлем, обшитый кабаньими клыками, описанный в «Илиаде», был найден археологами здесь на Крите в гробнице Катзамбас. (Археологический музей Ираклиона)

Когда мы говорим о развитии эгейской цивилизации, нужно отметить, что оно происходило неравномерно, а ее центры знали как эпохи падений, так и расцвета. Прежде всего отметим, что цивилизации в районах западной Анатолии и Средней Греции в своей основе имели местный неолит; а вот на островные культуры в восточной части Эгейского моря очень большое воздействие оказала цивилизация Трои. Здесь уже в 3000–2000 гг. до н. э. были построены города, укрепленные стенами и башнями, с храмами и общественными зданиями. А в материковой Греции – в конце 2300–2000 гг. до н. э.; а вот на Крите никаких крепостей археологи не нашли.

Примерно около 2300 г. до н. э. район полуострова Пелопоннес и земли северо-западной Анатолии переживают военное вторжение, доказательством чему являются следы пожаров и разрушений в соответствующих культурных слоях. Считается, что эти захватчики были индоевропейского происхождения. Причем последствия их вторжения были таковы, что в период 2000–1800 гг. до н. э. под их влиянием материальная культура материковой Греции, Трои и некоторых островов заметно изменилась.


Бронзовые кинжалы, найденные на Крите, ок. 2600 – 1900 гг. до н.э. (Археологический музей Ираклиона) Как видите, металл в то время был в цене. Поэтому люди додумались до того, чтобы лезвие делать отдельно, а рукоятку – отдельно, а уже потом соединять их на заклепках.

А вот до Крита пришельцы не добрались, и там в это время продолжала развиваться древняя минойская цивилизация. В 2000–1800 гг. до н. э. там появляется иероглифическая письменность, а начиная с 1600 до н. э. – линейное письмо А.


Образец линейного письма А, XV в. до н.э. (Археологический музей Ираклиона)

Средний бронзовый век (2000–1500 гг. до н. э.) в данном регионе считается периодом наибольшей культурной консолидации всей цивилизации Эгейского региона, о чем говорит определенное единство ее материальной культуры – это и образцы керамики, и конечно, найденные археологами металлические изделия.

Около 1600 до н. э. Греция в очередной раз переживает военное вторжение. Возможно, это и были ахейцы – народ, использовавший боевые колесницы. В результате здесь возникают небольшие государства с центрами в городах Микены, Тиринф, и Орхомен. Однако Эгейская цивилизация не погибла. Напротив, коренные критяне продолжали играть важную роль в микенской Греции, где выступали кем-то вроде современных культуртрегеров.


Часть золотых предметов из находок в Микенах. (Национальный археологический музей, Афины)

Около 1470 до н. э. Крит очень сильно пострадал от вулканического извержения на острове Санторин, после которого на острове отмечено появление ахейского (микенского) населения, принесшего с собой новую культуру и использовавшее линейное письмо Б.


Образец линейного письма Б с описанием администрации дворца в Кноссе. (Археологический музей Ираклиона)

С 1220 г. до н. э. вся эгейская цивилизация переживает серьезный внутренний кризис, отягченный вторжением дорийских племен и «народов моря», после которого эгейская цивилизация полностью исчезла, коренное население Крита было ассимилировано греками уже в IV–III вв. до н. э.


На Крите вечер…

В прошлый раз мы лишь слегка соприкоснулись с древней минойской цивилизацией. Сегодня мы рассмотрим ее более подробно и, разумеется, начнем с хронологии, которая была предложена Артуром Эвансом еще в начале XX века, а затем неоднократно уточнялась. По его мнению, были ранне-, средне- и позднеминойский периоды (последний уже по времени совпадал с микенской цивилизации на материке). Альтернативную хронологию минойской истории предложил греческий археолог Н. Платон, разделивший историю минойской цивилизации на… «дворцовые периоды».

Над Критом поднимается Солнце, и мы продолжаем свой рассказ о его древней минойской цивилизации…

Но затем хронологические привязки Эвансом удалось уточнить в сторону их удревнения, что было связано с находкой предметов минойской культуры в датированных культурных слоях ряда других цивилизаций, в частности в Древнем Египте. Итак, что же из себя представляет история минойской цивилизации (из которой, кстати, вышла и греческая, и римская цивилизации, и вся европейская культура в целом!) сегодня?

Современная карта острова.

Раннеминойский период (до бронзового века, 3650—2160 гг. до н. э.)

Найденные на Крите орудия труда древних людей позволяют сделать предположение, что уже более 130 тыс. лет тому назад сюда по морю (на лодках или плотах, скорее всего) прибыли неандертальцы. Затем уже в эпоху раннего неолита здесь вновь появляются люди и занимаются они тем, что высекают в скалах жилища, которые позднее используются в качестве гробниц. Множество таких скальных гротов еще и сегодня можно видеть у города Матала.

В экспозиции Археологического музея в Ираклионе есть множество керамических фигурок «богинь с поднятыми руками», аналогичных тем, что находят в землях древней Анатолии. (Археологический музей Ираклиона, Крит)

Но откуда же тогда взялись критяне, если до эпохи неолита на острове люди не жили? Специалисты отмечают, что культовые изображения быка и фигуры богини-«оранты» (женской фигуры с поднятыми вверх руками) были известны на востоке Анатолии еще во времена керамического неолита. В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появились цилиндрические печати, очень похожие на те, что бытовали и у минойцев, а в III тыс. до н. э. в Бейджесултане был построен дворец, архитектурные особенности которого имеют определенное сходство с построенными позднее критскими дворцами.

Богини-оранты с острова Крит. (Археологический музей Ираклиона, Крит)

Есть мнение, что минойскую культуру создали потомки халафской культуры, а та в свою очередь продолжила традиции древних неолитических протогородов Анатолии, таких, как Чатал-Хуюк (о котором здесь на ВО была большая статья), жители которых, уступая натиску предков шумеров (убайдская культура), двинулись на Запад, а затем и вовсе переселились на остров Крит. У халафской культуры они переняли культовый топор-лабрис и печати из стеатита. Правда, тут есть одна неясность. У халафской культуры не было навыков мореплавания. Это была сугубо континентальная культура.

Мы продолжаем осматривать Кносский дворец и – очевидно, какое же этого было огромное сооружение. Сегодня восстановлена лишь малая его часть, но и она производит очень внушительное впечатление.

Финальный додворцовый период (ранний бронзовый век, 2160—1900 гг. до н. э.)

Культура стремительно развивается. Появляется древнейшее критское иероглифическое «арханесское письмо». Возникает и широко распространяется традиция штамповки печатей на глине, причем на многих оттисках иероглифов нет. То есть грамотными были не все, а вот отношения собственности – «мое – мое, а твое – твое» уже развились. Возможно, что эта традиция первоначально имела ближневосточное происхождение, но она могла попасть на Крит и с территории материковой Греции, где подобные печати уже использовались.

В некоторых комнатах фрески сохранены, но конечно, они не в состоянии передать то великолепие и буйство красок, что было здесь когда-то давным-давно.

Раннедворцовый период (1900—1700 гг. до н. э.)

Обитатели острова начинают строить первые дворцы. Причем строительство ведется в центральной и в восточной частях острова, а вот на западе люди все еще держатся за старые традиции. Арханесские иероглифы (то есть из Арханесса) начинают постепенно распространяться на южные и восточные районы.

Видимо, и завоеватели острова – ахейцы были настолько подавлены величием Кносского дворца, что не стали его разрушать, а просто приспособили для своих нужд.

Новодворцовый период (1700—1425 гг. до н. э.)

В 1700 г. на Крите что-то происходит, и старые дворцы разрушаются, а на их месте возводятся новые. В южной части острова (Фест) появляется «Линейное письмо А», но иероглифическую письменность оно вытесняет не сразу, а примерно полтора столетия спустя. С исчезновением иероглифической письменности резные печати, однако, из употребления не выходят, хотя тексты на них и отсутствуют. В то же время их иконография становится очень сложной и даже вычурной, словно обладатели этих печатей пытаются таким образом похвалиться друг перед другом.

Вот одна из таких вычурных печатей. (Археологический музей Ираклиона, Крит)

В то же время на Крите встречаются и цилиндрические печати-валики, очень похожие на те, которые использовали жители Месопотамии.

Ассирийская цилиндрическая печать из известняка и сделанный с нее гипсовый слепок с изображением поклонения богу Шамашу. (Лувр)

В это же самое время минойской цивилизации наносит очень сильный удар чудовищный природный катаклизм – взрыв вулкана (случившегося между 1628 и 1500 г. до н. э.) на острове Фира (сегодня остров Санторини), результатом которого стало сильнейшее землетрясение, а затем и столь же катастрофическое цунами, не говоря о слое пепла, покрывшего плодородные земли. Вполне возможно, что именно гибель этого острова и стала основой для мифа о гибели Атлантиды.

Еще одна месопотамская находка на острове Крит: бляшка с изображением шумерских крылатых божеств и вооруженного дубиной Гильгамеша. (Археологический музей Ираклиона, Крит)

Раньше считалось, что это извержение привело к тотальному уничтожению минойской цивилизации, но археологические находки на Крите доказали, что это не так, и несмотря на полученный удар, минойская цивилизация все же выстояла и существовала еще не меньше 100 лет. Доказывает это слой вулканического пепла уже под рядом сооружений этого периода.

Однако эта катастрофа привела к децентрализации власти на Крите, а каждый из критских городов превратился в самостоятельный политический центр. Интересно, что когда египетские источники этого периода говорят о «кефтиу» (то есть критянах), они не упоминают о правителях этого острова, хотя правители других регионов упоминаются в них неоднократно.

Финальный дворцовый период (1425—1350 гг. до н. э.)

Лабрис – главный религиозный и государственный символ минойской культуры. (Археологический музей Ираклиона, Крит)

Около 1450 г. до н.э. многие дворцы острова погибли в пламени пожаров. И большинство из них восстановлены не были, хотя дворец в Кноссе и не пострадал. Что было причиной этих пожаров? Вторжение ахейцев? Например, Гомер среди некоренного населения острова называет пеласгов, но неясно, как они попали на остров: вместе с народом ахейцев или же прибыли самостоятельно. Важно, что меняется характер захоронений, а это значит, что происходит ассимиляция одной культуры другой и эта новая культура приходит с материковой Греции.

Минойцы были мастерами по изготовлению украшений. Вот эта подвеска, например – ну разве она не само совершенство? (Археологический музей Ираклиона, Крит)

Серьги, нагрудное украшение, чеканная золотая фольга… (Археологический музей Ираклиона, Крит)

При этом одновременно с разрушением дворцов почему-то исчезает и «Линейное письмо А». Причем парадокс заключается в том, что именно пожары, которые уничтожили эти дворцы, одновременно и обожгли глиняные таблички, и таким образом сохранили это письмо до нашего времени. Но зато при ахейцах появляется «Линейное письмо B», а власть наконец-то централизуется. Кстати, тот же Минос – именем которого названа эта цивилизация, – согласно греческой мифологии был отнюдь не минойцем, а... греком!

«Сережка с птичками» была в прошлом еще и инкрустирована драгоценными камнями! (Археологический музей Ираклиона, Крит)

Одновременно многие достижения минойцев распространяются и на материковой Греции, то есть речь может идти как о завоевании, так и о взаимопроникновении островной и материковой культур.

Постдворцовый период (1450, в Кноссе 1350—1190 гг. до н. э.)

Большинство ученых склоняется к тому, что именно Кносс в это время стал политическим центром новой ахейской федерации, но потом он переместился в Микены, а на острове, как и на материке, утвердилась одна общая микенская культура, которая объединила в себе как минойские, так и греческие элементы.

А вот это уже надгробие эпохи классической Греции. Даже неопытному глазу видны стилевые различия, не так ли? (Археологический музей Ираклиона, Крит)

Постминойский, или субминойский период (после 1170 г. до н. э.)

В XII век до н. э. из-за возникшего вскоре после окончания Троянской войны внутреннего кризиса (а такое нередко случалось и позднее, даже после победоносных войн!) микенская цивилизация и культура подверглись уничтожению в ходе миграции дорийских племен с севера. Критское письмо вышло из употребления, а сами последние автохтонные минойцы укрылись от набегов с моря в селениях, расположенных высоко в горах, таких, например, как Карфи, так что их язык, как и древние минойские культы, просуществовал еще довольно долго. Так, последние тексты на этеокритском языке, записанные уже при помощи греческого алфавита, относятся к III в. до н. э. – то есть спустя тысячелетие после исчезновения великой Минойской цивилизации.

Итак, самый главный вывод относительно возникновения минойской цивилизации такой: раннеминойская культура не связана напрямую с неолитической культурой Крита, а была принесена пришельцами из Азии, с востока, через земли Анатолии. В Месопотамии, например, имеются многочисленные аналоги минойской культуры.

В Кносском дворце были обнаружены замечательные фрески с изображением акробатов — юношей и девушек, прыгающих через стремительно бегущего длиннорогого быка. Все они одеты одинаково —повязка на бедрах, на талии металлические пояса. Изображения подчеркивают их ловкость, гибкость и бесстрашие. Подчеркнуты также ширина груди, тонкость талии, мускулатура рук и ног. Видимо, все это считалось признаком красоты. Что до смысла таких опасных упражнений, то очевиден не только зрелищный, но и сакральный смысл. Интересно, что среди множества критских фресок только эти акробатические сцены отличаются такой жизненной правдивостью, как и фрески, на которых изображена природа. Остальные содержат значительно больше условности.

Впрочем, любые фрески Кносса по-своему прекрасны. Сколько здесь, например, мы видим женских фигур и ведь все они… «парижанки»!

Но на формирование минойской культуры свое влияние оказала и культура материковой Греции («пеласгов»). Например, характерные орнаменты минойских ваз имеют гораздо больше общего с орнаментами керамических изделий материковой Греции (например, «культуры Винча»), чем с бедными орнаментами убайдской культуры с востока.

Помосский идол эпохи энеолита. (Музей Бенаки в Афинах)

Мой собственный Помосский идол с острова Кипр. (Оригинал в Археологическом музее Кипра в Никосии) Очевидно, что ареалом их распространения была вся территория Эгейской культуры.

Можно считать доказанным, что в третьем тысячелетии до н. э. минойцы уже совершали плавания на Сардинию. Во всяком случае античная традиция говорит о том, что сарды были выходцами с Крита, однако на этом острове сменилось так много культур, что вычленить именно критскую уже невозможно.

Голова женской фигуры с Кикладских островов. Ранний период (2700–2300 гг. до н.э.). (Лувр)

Происхождение минойского (этеокритского) языка до сих пор представляет собой лингвистическую загадку. Дело в том, что критское письмо расшифровано лишь частично. Это позволило определить лишь некоторые его морфологические показатели, так что можно утверждать, что он не относится к индоевропейским, ни является родственным этрусскому. По-прежнему, чтобы там не утверждали разного рода спекулянты на истории, не поддается расшифровке Фестский диск, и все тексты, написанные «линейным письмом А».

Мраморные женские идолы канонического типа с Кикладских островов. Самый большой имеет высоту 18.5 см. (Музей Кикладского искусства, Афины)

Группа из трех мраморных идолов. Найдены на Крите в Текке около Кносса. (Археологический музей Ираклиона)

Интересно, что на протяжении многих лет союзником минойцев был Древний Египет. И напротив, их контакты с противниками Египта (тем же Хеттским царством) не зафиксированы.

Известно, что выходцы с Крита поселились также на Кипре. И неудивительно почему – там богатые залежи медной руды. Критяне колонизировали также ряд островов Эгейского моря (например, те же самые Киклады), но тут их экспансия скорее всего натолкнулась на сопротивление пеласгов. А вот с Грецией контакты были налажены уже после того, как Крит захватили ахейцы. До этого их она, по-видимому, мало интересовала.

Так называемый «перстень царя Миноса» (1450-1400 гг. до н.э.). К сожалению, получился чуточку не резко. (Археологический музей в Ираклионе, Крит)

Зато известно, что минойцы торговали с Древним Египтом, и вывозили медь с острова Кипр. Египетские заимствования видны, например, в архитектуре, где критяне стали вслед за египтянами использовать колонну. Но вот культовые сооружения минойцы в отличие от египтян не строили совсем. Вся религия у них, судя по всему, осуществлялась «на улице» либо в крайнем случае в стенах дворца. Умение возводить многоэтажные, высотой до пяти этажей здания говорит о том, что знания более ранней эпохи они сумели развить, а то, что они видели в Египте – творчески использовать.

Бычьи головы – традиционный мотив культуры древнего Крита. (Археологический музей в Ираклионе, Крит)

Какие-то очень красивы, а какие-то сделаны на скорую руку – главное, чтобы было похоже на быка. (Археологический музей в Ираклионе, Крит)

А вот это бычьи головы из Чатал-хуюка. (Музей Анатолийской цивилизации в Анкаре).

Но вот собственно верования минойцев от верований египтян отличались очень сильно. Египтяне жили ради смерти и все свои помыслы направляли к тому, чтобы обеспечить себя загробным существованием в царстве Озириса. У минойцев был распространен культ быка. Суть ритуала заключалась в умении перепрыгнуть через быка или сделать стойку у него на спине. Почитание быка и игры с быком было характерно для народов древней Сирии, долины Инда и сохранилось еще и поныне в Испании в виде корриды.

Священный сосуд в виде бычьей головы с острова Крит. Камень (черный стеатит), золото. Глаза из горного хрусталя. XVI век до нашей эры, то есть ему 3600 лет. Кстати, именно этот сосуд послужил художнику Серову прообразом его быка-Зевса. (Археологический музей в Ираклионе, Крит)

Данные археологии также свидетельствуют, что в минойской религии (как и в других сферах жизни) главенствующую роль могли играть женщины. Например, это были жрицы Богини со змеями, статуэтки которой неоднократно находили на Крите. Существует гипотеза, что бык олицетворял у критян мужское начало, а змея – женское. Но так ли это проверить нельзя, а все попытки «воссоздать» религию минойцев, равно как и заявления, что это кому-то уже удалось – спекуляция чистой воды, рассчитанная на профанов. А вот самым популярным мотивом в позднюю минойскую эпоху в оформлении керамики было изображение осьминога и… что это означает, или, о чем это говорит?

Знаменитая критская «Богиня со змеями». Высота 34,3 см. Фаянс. Ок.1600 г. до н.э. Статуэтка из Археологического музея в Ираклионе.

Сегодня историки уже не могут обойтись без данных генетики, и вот что говорят их данные: заселение Крита населением по мужской линии было связано с людьми – носителями Y-хромосомной гаплогруппы J2, причем ее максимальная концентрация до сих пор наблюдается именно на Крите. Ну, а ее носители имеют свои корни в западных районах Малой Азии, откуда ее носители и перебрались на остров в середине 3 тысячелетия до н. э.

Что касается исследований мтДНК, то получается, что предками минойцев по женской линии являются отнюдь не выходцы из Северной Африки, скажем, из Ливии или того же Египта, а европейцы, прибывшие на Крит около 9000 лет назад с Пелопоннеса. Это доказывает наследуемая по материнской линии мтДНК минойцев, которую находят и у современных жителей острова. При этом большинство минойцев имели митохондриальные гаплогруппы H (43,2 %), T (18,9 %), K (16,2 %) и I (8,1 %). Разница во времени с очевидностью указывает на то, что волн заселения острова было две, а не одна. И из этого же, кстати, следует и такой важный вывод, что загадочный Фестский диск никак не может быть написан на славянском языке, поскольку его носители на древнем Крите просто отсутствовали. Последние исследования, проведенные буквально только что, то есть в 2017 году, показывают наличие у жителей острова Y-хромосомных гаплогрупп J2a1 (n=3) и G2a2b2 (n=1) и митохондриальных гаплогрупп U, H, X, K.

Еще одна фигурка «змеиной богини». Обе статуэтки были найдены сэром Артуром Эвансом во время его раскопок на Крите в 1903 г. Они изготовлены из фаянса и покрыты стеклянной глазурью, окрашены яркими пигментами в красновато-коричневые и желтовато-зелёные цвета и позже подверглись обжигу, приобретя стеклянный блеск. Сегодня они находятся в Археологическом музее Ираклиона.

Богиня со змеями из художественного музея Уолтерса. Еще один шедевр критской мелкой пластики, выполненный из слоновой кости и золота (17 см высоты). Ее стройная фигурка одета в традиционное критское платье со сборками, но руки подняты кверху. Ряд деталей одежды выполнен из листового золота, то есть эта фигурка имела скорее всего большую ценность, чем две предыдущие, керамические.

Интересно, что фигурки богинь со змеями нашли в помещении рядом с дворцовым святилищем, в специальных тайниках (ящиках из камня) вместе со множеством предметов явно культового характера: вотивными изображениями женской одежды, раскрашенными ракушками, фигурками летучих рыб и мраморным крестом.

Важным открытием является и уточнение датировки катастрофы на острове Санторин, которую провели датские ученые из университета города Орхус. Благодаря их работам время этого события сегодня известно с точностью до четверти века – между 1627 и 1600 годами до н. э. (или на 100-150 лет древнее, чем считалось раннее).

Лабрис – на этот раз золотой. Еще один очень важный символ минойской культуры. (Археологический музей в Ираклионе, Крит)

Для уточнения датировки использовали найденную археологами окаменевшую оливковую веточку. Прежде всего удалось точно установить, что дерево погибло именно во время этого рокового извержения вулкана. Ну, а само датирование проводилось сразу двумя методами: дендрохронологическим и радиоуглеродным, и они оба дали похожие результаты.

Мы уже достаточно долго рассматриваем древнюю критскую цивилизацию, и нам осталось лишь бегло (а подробно и не получится, это надо монографию Артура Эванса переводить!) рассмотреть ее с точки зрения обыденной жизни. То есть, что ели, как спали, что носили, какое социальное положение кто занимал. И вот с этого-то мы и начнем…

Как известно, критяне предпочитали воевать не на суше, а на море. Тем не менее до нас дошли фрески, очень точно изображающие критских воинов. И по их вооружению видно, что сражались они строем фаланги. Иначе зачем им нужны были длинные копья и вот такие прямоугольные щиты? Но они знали и восьмеркообразные щиты, рисунки которых обнаружены даже в Кносском дворце. Характерным оружием минойцев были также двухсторонние топоры-лабрисы. Рисунок Дж. Рава.

Надгробия критских воинов периода ахейского завоевания.

Например, общий объем археологических свидетельств позволяет считать, что женщины на древнем Крите занимали очень важное, если не доминирующее положение, причем в первую очередь в практической религии минойцев. Главной богиней у них была Потния («леди» или «любовница»). Возможно, что она была лишь женской формой мужского бога Потидаса или Потидана, по имени которого впоследствии был назван бог Посейдон (греческий бог, тесно связанный с Критом в более поздние времена). Женская форма Посейдона также встречается в имени Посидайя. Другая богиня была, по-видимому, названа Диктинна («Сладкая Дева»).

Находят на Крите и такие вот шлемы и кирасы с набрюшником. Слева фигурки всадников. Но это снаряжение характерно уже для сравнительно поздней истории Крита. (Археологический музей Ираклиона)

Красивый шлем, не так ли?

Во многом на основании того, что может считаться культовыми святынями и святилищами, было установлено, что существовали и другие богини – богини пещер, богини деревьев, богини голубей, богини змей, но остается неясным, действительно ли минойцы поклонялись им как индивидуальным, специализированным божествам или это были ипостаси одной Великой Богини.

Как только колющие «рапиры» заменили рубящие мечи, так древняя минойская культура и угасла. Дружины профессионалов сменили армии крестьян, которым было проще рубить, нежели колоть. (Археологический музей Ираклиона)

Умбон щита. (Археологический музей Ираклиона)

Преобладание богинь (или Великой Богини) подтверждается доминирующей ролью жриц в религиозных церемониях и присутствием женщин в ритуальных контекстах. Женщины намного превосходят своим количеством мужчин-священников и мужчин-слуг, например, в картинах на четырех сторонах саркофага Агия-Триадха.

Поскольку женщины играли в минойском обществе очень важную роль, на острове находят очень много женских украшений. Булавка. (Археологический музей Ираклиона)

Более того, мужчины редко встречаются изображенными на командных должностях, несмотря на попытки идентифицировать их на таких фресках. Даже мужская фигура в Кноссе, которую Эванс назвал «королем-жрецом», теперь считается состоящей из фрагментов нескольких разных фигур, то есть это реконструкция. Единственное, что кажется относительно доказанным, это то, что одна или несколько фигур, из которых он ее «слепил», были мужчинами.

Изображения женщин встречаются чаще, чем изображения мужчин в минойских археологических памятниках, как на Крите, так и в более поздних раскопках на острове Тера (Санторини). Везде женщины на фресках изображены либо отдельными фигурами, либо показаны группами.

Золотые бляшки. (Археологический музей Ираклиона)

Одним из наиболее ярких изображений статуса женщин в минойском обществе является знаменитая «Фреска Тореадора», в которой молодые женщины, показанные с белой кожей и темнокожими мужчинами, занимаются опасным видом спорта, попросту говоря кувырканием на спине быка.

Золотые головки быков. (Археологический музей Ираклиона)

Хотя трудно точно понять, что делают эти фигуры: контекст и их близость к быку четко обозначают игру или ритуал, который демонстрирует храбрость, ловкость и умение - качества, которые в любой другой современной восточной средиземноморской культуре считались бы как находящиеся исключительно в сфере прерогатив мужчины. То, что на фресках они демонстрируются и молодыми женщинами, свидетельствует о том, что на древнем острове Крит женщины занимали значительное место в обществе.

Свернувшиеся кошки. (Археологический музей Ираклиона)

Что касается занятий сельским хозяйством, то минойцы разводили овец (чем критяне и сейчас, кстати, занимаются!), свиней, коз, сеяли пшеницу, ячмень, горох и нут. Они культивировали такие культуры, как виноград, инжир, маслины и мак (ради семян для выпечки, наверное, но, возможно, что и ради производства опиума, кто знает?). Минойцы сумели одомашнить пчел, а сегодняшние критяне с успехом продолжают древнюю традицию медосбора и сахар в мед не добавляют! Но салат, сельдерей, спаржа и морковь все еще оставались культурами дикорастущими. Грушевые, айвовые и оливковые деревья на острове также произрастали, а их плоды пользовались большой популярностью. Минойцы завезли из Египта финиковую пальму и… котов (скорее всего для охоты). Именно поэтому сегодня на Крите распространены кошки абиссинской породы. Они высокие, на длинных лапах, узкомордые и с большими ушами. Очень необычный окрас – продольными, а не поперечными, как у нас полосами, напоминающими узор на муаровой ленте. Они также переняли гранаты с Ближнего Востока, а не лимоны и апельсины, как это часто считают.

Перстни. Некоторые гладкие. Другие богато украшены в технике зерни и скани. То есть минойцы этой техникой уже владели. (Археологический музей Ираклиона)

Минойцы очень умело использовали практику одновременного выращивания сразу нескольких сельскохозяйственных культур. Теоретически такой метод агрономии позволял и плодородие почвы сохранять, и защитить от низкой урожайности любую из культур. Расшифрованные таблички линейного письма B прямо говорят о важности для минойцев фруктовых садов (т.е. выращивания инжира, оливок и винограда), продукция которых шла на переработку.

Крестьяне использовали для пахоты деревянные плуги, связанные кожаными ремнями с деревянными рукоятками, в которые запрягали парами ослов или волов.

Кувшин с осьминогом. Это не Крит, а Кипр. Но культура одна. Слева якорные камни. (Археологический музей Ларнаки)

Морские ресурсы для критян также имели определенное значение. Так, среди даров моря употреблялись в пищу съедобные моллюски и, конечно, рыба. Но ученые полагают, что эти природные ресурсы по сравнению с зерном, оливками и продуктами животноводства были все-таки не столь популярны. Они разнообразили стол критян, но и не более. Впрочем, как и сейчас. То есть море было рядом, но питаться критяне предпочитали все-таки дарами земли, а не воды. На это указывает строительство сельскохозяйственных террас и дамб на острове Псира в позднеминойскую эпоху. Труда они требовали много, но их сооружали. Значит – видели в них пользу для общества.

Критский стол включал в себя также дичь. Критяне охотились на дикого оленя и кабана и употребляли их мясо в пищу наряду с мясом домашней скотины. Из клыков кабана также делали шлемы. Но сегодня на Крите такой дичи больше нет.

Головка какого-то зверя. (Археологический музей Ираклиона)

Минойцы торговали также шафраном, о чем говорят нам незначительные остатки хорошо известной фрески с изображением сборщиков шафрана на острове Санторини. Увы, но археологам везет с находками куда более прочных предметов древности: это характерная керамика, медь, олово и впечатляющие своей роскошью находки украшений из золота и серебра. А вот от запасов древнего шафрана, сколь велики бы они ни были, совершенно ничего не осталось.

Садок для рыбы. (Археологический музей Ираклиона)

Изделия минойского производства расходились через налаженные торговые отношения с материковой Грецией, а также с Кипром, Сирией, Анатолией, Египтом, Месопотамией и землями на запад вплоть до побережья Испании.

Поскольку на Крите тепло круглый год, одеждой минойских мужчин (даже воинов!) были набедренные повязки и короткие юбки. Женщин – платья, с короткими рукавами и многослойные юбки с оборками. Платья такого покроя, как у критянок, больше нигде не встречались. Они были открытыми до пупка, и оставляли грудь обнаженной. Женщины носили также лиф без бретелек. В узорах на одежде упор делался на симметричные геометрические орнаменты. Учитывая хрупкость такого органического материала, как ткань, можно предположить, что существовали и другие формы женских платьев, но этому пока еще нет никаких археологических свидетельств.

Алтарный камень для дома. (Археологический музей Ираклиона)

Первые дворцы на Крите появились в конце раннеминойского периода в третьем тысячелетии до нашей эры (Малия). Хотя ранее считалось, что сооружение первых дворцов происходило одновременно и их все датировали среднеминойским периодом – т.е. около 2000 г. до н.э. (дата постройки первого такого дворца в Кноссе), сегодня общепринятой является точка зрения, что они строились в течение значительно более длительного периода, и в разных местах в разное время. Главные дворцы находятся в Кноссе, Малии и Фесте. Некоторые элементы их архитектуры, характерные для среднеминойского периода (Кносса, Феста и Маллии, например) имели место также и в сооружениях раннеминойского времени. К ним относятся разноуровневый западный двор и специальная отделка именно западных фасадов. Пример мы видим и в «Доме на холме» в Василиках.

Дворцы одновременно выполняли сразу несколько функций: служили административными центрами, выполняли функцию храмов, мастерских и даже складов, в которых хранились запасы оливкового масла и зерна.

Керамические сундуки. Оригинально, не так ли? (Археологический музей Ираклиона)

Дворцовую архитектуру характеризовали такие архитектурные особенности как: кладка белым камнем, колонны, расширяющиеся кверху, открытые дворы, «световые колодцы» вместо окон, лестницы и наличие разнообразных водоемов. Минойцы имели во дворцах водопроводы и канализацию, а также пользовались ванными и бассейнами, то есть телесная чистота и утилизация отходов у них находились на высоте.

Поздние дворцы представляли собой многоэтажные здания. Западные фасады строили почему-то из белого песчаника и Кносский дворец представляет тому яркий пример. Дворцовая архитектура первого дворцового периода определяется стилем «квадрат в квадрате», в то время как для сооружений второго дворцового периода характерно значительно большее количество различных внутренних помещений и множество коридоров.

Потрясающих размеров кувшин, не так ли? И представьте, что он весь налит оливковым маслом! Рост девушки, стоящей рядом для масштаба – 176 см. (Археологический музей Ларнаки, Кипр)

Специалисты отмечают, что общий архитектурный облик дворцов среднеминойского периода очень сильно зависел от окружавшей их местности. По сути, минойцы вписывали свои строения в рельеф. Так, строения Феста этого времени были построены в соответствии с рельефом горы Ида, а Кносса – горы Юкта.

Критская цивилизация подарила нам еще и бокс. Юные «боксеры», Акролити, 1600 – 1500 гг. до н. э. (Национальный Археологический музей, Афины)

Среди наиболее значимых вкладов минойцев в строительное искусство были уникального вида колонны, которые в верхней части были более широкими, чем в нижней. Их принято называть «перевернутыми», поскольку большинство греческих колон как раз шире внизу, что было сделано для создания иллюзии их большей высоты. Колоны были деревянными, и, как правило, окрашивались в красный цвет. Но были и колонны черного цвета. Их ставили на круглое каменное основание и увенчивали также круглой, деталью «подушкообразной» формы в качестве капителя.

На Крите нашли также немало построек, названных «виллами». По сути, это были во много раз уменьшенные копии больших дворцов. Виллы эти часто бывали богато украшены (о чем свидетельствуют фрески виллы в Агия Триада).

Интерес к критским кораблям появился у меня очень давно. Вот страница из книги «Для тех, кто любит мастерить», издательства «Просвещение» 1990 г., на которой даны проекции корабля минойской эпохи, реконструированного по найденным на острове фрескам.

Существует несколько версий гибели минойской цивилизации. Так, между 1935 и 1939 годами греческий археолог Спиридон Маринатос выдвинул гипотезу минойского извержения. Это извержение, случившееся на острове Тира (или Санторини), было одним из крупнейших среди подобных ему катаклизмов в истории земных цивилизаций. Произошел выброс около 60 км³ продуктов вулканической деятельности. Под слоем пемзы оказались целые острова. Поэтому извержение, как считают, очень серьезно отразилось на минойской культуре Крита, хотя о размерах этого бедствия спорят до сих пор. Тщательный осмотр территории дал основание считать, что на всей территории Крита выпало не более 5 мм (0,20 дюйма) пепла. То есть вроде бы немного. Но вот цунами, вызванное извержением Тира, разрушило большое количество минойских поселений на северном побережье острова. Тем не менее цивилизация минойцев, хотя и испытала сильный удар, но не погибла. В позднеминойский период богатство погребений не уменьшилось, хотя влияние Кносса на острове сократилась.

А вот дальше произошло микенское завоевание. Микенцы были военной цивилизацией. В погребениях, найденных на Крите, обнаружены микенские доспехи и оружие, что показывает влияние микенской военной культуры после извержения.

Некоторые авторы придерживаются той точки зрения, что минойская цивилизация превысила порог ассимиляционного потенциала окружающей среды. Вырубка лесов на дрова для керамических и металлургических печей привела к нехватке воды, а тут еще и вулканический пепел. Следствием стал голод, массовая гибель населения и вторжение воинственных пришельцев с материка.

Картина дня

наверх