На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века ) (1-3 части)

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века )

ВВЕДЕНИЕ
Больше года тому назад на страницах ВО вышла целая серия материалов, посвященных теме возникновения металлургии и особенностях энеолита = меднокаменного века на территории Старого и Нового света. Был сделан вывод о полицентризме возникновения металлургии, рассмотрены центры металлургии меди, древние города, жители которых уже умели обрабатывать металл, и пути миграций древних металлургов. Теперь настало время познакомиться с эпохой, когда люди научились добавлять к меди такие лигатуры, как мышьяк, цинк, серебро и, конечно же, олово. И вот когда они этому научились, меднокаменный век закончился, и наступил бронзовый век!


Литые бронзовые кинжалы «срубной» культуры. Государственный Эрмитаж.


А было так, что на огромных территориях Европы и Азии, что находились вне зоны первых рабовладельческих государств, на рубеже III и II тысячелетий до н. э., равно как и в самих этих государствах, сложились условия, способствовавшие развитию технологий бронзового литья. Одновременно это совпало с успехами в скотоводстве, которыми была отмечена вся вторая половина III тысячелетия на гигантских просторах от Енисея и до самого Пиренейского полуострова. Улучшение структуры питания способствовало быстрому увеличению рождаемости. А рост народонаселения в свою очередь тут же подорвал устои родоплеменных отношений. Теперь богатства стали накапливаться в виде скота, но и чаще возникать столкновения с другими племенами из-за хороших пастбищ и источников пресной воды, имевших особое значение в степных районах. Война ради обогащения за счет ограбления соседей теперь превратилась в доходный промысел. О чем говорят поселения древних скотоводов, обнесенные высокими земляными валами и глубокими рвами, найденные в районе Верхнего Рейна и в землях западной Франции.


Бронзовый наконечник копья из экспозиции музея семейства Халлвил на улице Хамнгатан, строение 4, в Стокгольме.

ОБЩИЙ ОБЗОР
У разных племен, населявших Европу и Северную Азию, бронзовый век по времени в основном совпал со II тысячелетием до н. э., но у многих он сохранялся еще и в начале последующего I тысячелетия. Все это время здесь шло развитие патриархально-родовых отношений и укреплялось господствующее положение мужчин как в роде, так и непосредственно в семье. В том же бронзовом веке следы плужного земледелия становятся все более многочисленными. Древние родовые общины соединяются в целые многолюдные племена, а во главе становится народное собрание мужчин-воинов. Но так как численность этих племенных объединений продолжает расти, в непосредственном управлении жизнью племени теперь принимают участие лишь члены наиболее близких к месту общего собрания общин. Остальных на собраниях представляют их старейшины и военные вожди. Таким образом, власть все больше и больше обособлялась от массы остальных соплеменников. И вот так в руках у знати оказывается и власть, и сила, и богатство, равно как и отправление всех религиозных обрядов, поскольку старейшины и предводители племенных военных отрядов зачастую становятся еще и жрецами, чтобы быть поближе к богам и иметь возможность опираться на их авторитет и волю.


Сосуд «срубной» культуры. Государственный Эрмитаж.

Если мы посмотрим на карту Европы и Азии начала II тысячелетия до н. э., мы сможем увидеть, что к востоку от реки Енисей на территории Прибайкалья и в прибайкальских степях еще с эпохи энеолита живет население главковской культуры (по названию предместья Главково в городе Иркутске, где было обнаружено множество принадлежавших ей находок), а в ней в свою очередь можно будет увидеть и наличие связей с характерной раннебронзовой культурой в... Северном Китае.


Китайский трехногий сосуд династии Шан из коллекции Института искусств в Чикаго.

Всю территорию современного Казахстана, степных и лесостепных зон Западной Сибири, Южного Приуралья и до Каспийского моря занимают в эту эпоху племена андроновской культуры (Андроновской ее назвали по месту самой первой находки, сделанной у села Андроново, на юге Ачинского района в Красноярском крае), в своей основной массе поразительно однородные в культурном отношении, хотя они и обитали на огромном пространстве. Далее к западу, в районе Нижнего и Среднего Поволжья, в причерноморских степях до Днепра, а еще южнее вплоть до современной Одессы, а на севере до бассейна реки Оки, располагалась вторая огромная общность племен, принадлежавших к «срубной» культуре («Срубной» ее назвали по характерному обряду погребения усопших в деревянных срубах под насыпными курганами.), и близкой к культуре андроновцев. Также племена, близкие к ней, обитали и в Средней Азии, что, кстати, неудивительно, учитывая их локализацию.


Бронзовый литой сосуд эпохи династии Шан из коллекции Института искусств в Чикаго.

Относительно Северного Кавказа можно сказать, что, хотя современная наука и рассматривает обнаруженные там памятники как принадлежащие нескольким разным культурам, тем не менее, она считает, что все они самым тесным образом были связаны друг с другом. Например, многие черты родственных культур обнаруживаются в памятниках бронзового века, найденных на территории Грузии и в Армении.


Типичный бронзовый топор культуры колоколовидных кубков эпохи раннего бронзового века 2300 – 2000 гг. до н.э. Обнаружен неподалеку от Будапешта. (Исторический музей, Будапешт)


Реконструкция погребения культуры колоколовидных кубков. (Национальный археологический музей Испании, Мадрид)

Территория Волго-Окского междуречья принадлежала племенам фатьяновской культуры, а район Среднее Поднепровье с эпохи энеолита населяли племена среднеднепровской культуры. Центр Европы – районы Чехии, затем Нижней Австрии, Силезии, Саксонии и Тюрингии принадлежал сначала племенам культуры полей колоколовидных кубков, а затем племенам унетицной культуры, названной так по могильнику у села Унетица неподалеку от Праги (2300—1600 года до н. э.), и со временем трансформировавшейся в лужицкую культуру (Лужицкая культура была названа так по имени области в Германии, и где впервые были обнаружены погребения этой культуры.).


Реконструкция топора лужицкой культуры. Музей Бискупин. Польша.

Эта культура распространилась еще шире и охватила обширный район как в Германии, так и в Польше. Затем ее влияние распространилось на юг – на земли Дунайского бассейна, где на территории современной Венгрии сложился свой особый центр культуры бронзы, имевший связь через Балканы с мощной крито-микенской цивилизацией.


Топор 1700 – 1200 гг. до н.э. Обнаружен на территории Венгрии. (Исторический музей, Будапешт)

В самом начале бронзового века в северной части Италии, Франция и Пиренейском полуострове еще в эпоху энеолита произошло формирование крупного центра древней европейской металлургии. Юг Пиренейского полуострова населяли племена эль-аргарской культуры (названа так по местности Эль-Аргар на юге Испании). Британские острова также характеризуются постоянством культуры. Такова общая культурно-историческая картина, характерная для начала II тысячелетия до н. э., и которая со временем, разумеется, не могла оставаться неизменной.


Образец керамики эль-агарской культуры. (Национальный археологический музей Испании, Мадрид)


Бронзовый меч эль-аргарской культуры (Национальный археологический музей Испании, Мадрид)

КУЛЬТУРЫ В ДЕТАЛЯХ
Теперь мы расскажем о центрах культур этой древней эпохи и о том, каким образом они изменялись с течением времени. Итак, начнем с того, что огромный район Евразии в бронзовом веке населяли племена андроновцев и «срубной» культуры. Вначале они жили в Среднем Поволжье и Южном Приуралье, а их культура имела большое сходство с племенами катакомбной и ямной культур. Но затем в начале бронзового века они двинулись дальше на восток вплоть до Минусинской котловины, а на западе дошли до Днепра и земель в нижнем течении Южного Буга. Считается, что именно они одомашнили лошадь вначале как мясной скот, а позднее и в качестве средства передвижения. Но они же занялись также и земледелием, то есть стали более оседлыми и стали селиться большими поселениями. Содержание крупного рогатого скота в стойлах зимой им также было известно, то есть они обладали уже множеством навыков, свойственных людям достаточно высокого уровня развития цивилизации. Хотя что касается письменности, то она была им неизвестна.


Каменные булавы бронзового века. (Музей археологии и этнографии Тюменского государственного университета)

Доказывается это раскопками андроновского поселения возле села Алексеевского, на реке Тоболе, где рядом с жилищами были найдены остатки загонов для скота, в том числе и крытые. Обитатели андроновских и «срубных» селений объединялись в общины, каждая из которых была полностью автономной. Жители селений производили ткани и шили из них одежду, владели техникой вязания, обрабатывали кожи и меха, выделывали кожаную обувь. Орудия труда, инструменты и оружие – все это также производили мастера, имевшиеся в каждой общине. Андроновцы также мастерски лепили глиняную посуду. Горшки отличались хорошо отполированной поверхностью и красивыми геометрическими орнаментами, похожими на сложные узоры среднеазиатских ковров.

Уже в ранних погребениях срубной культуры были найдены литейные формы для отливки боевых топоров характерной формы, попавших сюда из Двуречья через Кавказ. Из бронзы изготавливались кинжалы, наконечники копий и стрел и, разумеется, различные украшения – серьги, браслеты и бляшки, которыми украшали одежду. Первоначально литьем занимались рядом с домом. Но по мере усложнения технологии и ассортимента изделий появились специалисты – литейщики. Многие жили в общинах, но к концу II тысячелетия до н. э. появились и странствующие мастера и, видимо, их было довольно много. Переходя из одной общины в другую, они работали на заказ и шли, а вернее всего, ехали на повозках дальше, туда, где была для них работа. До наших дней сохранилось множество закопанных ими кладов с литейными формами, слитками бронзы, металлическим ломом и готовыми изделиями. Они обнаружены на всей территории, где проживали племена «срубной» культуры, а также во многих районах Западной и Южной Сибири, а также в Казахстане.


Наконечники стрел: кость, бронза. (Музей археологии и этнографии Тюменского государственного университета)

При этом развитие бронзолитейного дела вызывало и оживление торговли между племенами, а те племена и общины, в землях которых обнаружились месторождения металлов, занялись их добычей. Такие районы древней металлургии были найдены во многих районах СССР, опять же в Казахстане, на Южном Урале и на Кавказе.

Опять-таки клады говорят нам о формировании родовой аристократии, имевшей возможность приобретать богато украшенное оружие, изделия из золота и ценных пород камня. Другим признаком наличия аристократии являются огромные насыпные курганы.

Одним из самых известных является курган в урочище «Три брата», расположенный у города Степного. Несомненно, что насыпать такой огромный курган могло лишь множество людей. Столь же огромен и курган «Широкая могила» на Нижнем Днепре, у села Лепетиха, и курганы в степях Центрального Казахстана. Как правило в них скрываются богатые погребения вождей внутри каменных склепов.

Изучение древних поселений и погребальных курганов андроновской культуры показывает, что многие их черты стали затем весьма характерны для саков и савроматов уже в VI—IV вв. до н. э. О генетическом родстве говорит и антропологическое изучение останков древних андроновцев и савроматов, что позволяет предположить, что те племена, что создали андроновскую культуру, и по культуре, и по языку были прямыми предками саков и савроматов, т. е. их язык принадлежал к иранской ветви индоевропейской языковой группы. Язык скифов, савроматов (а позднее сарматов), саков, а из современных – язык осетин, как восходящий к одному из древних диалектов сарматского языка, – все они относятся к восточноиранской подгруппе индо-иранских языков индоевропейской языковой семьи.


Карасукское погребение. Ландшафтный музей-заповедник Казановка.

Во второй половине II тысячелетия до н. э. андроновские племена начали распространяться в южном направлении и в итоге расселились на землях Южного Казахстана и в Киргизии, где обнаружены многочисленные памятники, принадлежащие к их культуре. Находки артефактов, сходных с образцами андроновской культуры, находят и на территории древнего Хорезма и также на юге Средней Азии, до самых границ современного Афганистана и даже Ирана, то есть ареал их обитания был исключительно широк.


Типичный карасукский нож. Найден в Китае, принадлежал эпохе Шан. (Музей Чернуски, Париж)

А вот потом произошло что-то такое, что вызвало настолько сильные изменения в культуре андроновцев, что в районах Среднего Енисея и Алтая возникла своя культура, получившая название карасукской (1500—800 до н. э.), названная так по раскопкам могильника на речке Карасук. Другой формы стала глиняная посуда; изделия из бронзы также стали по виду совсем другими, чем в андроновское время; кроме традиционного земледелия распространение получило скотоводство и в первую очередь овцеводство; а население региона стало более мобильным. Даже физический тип и тот изменился и стал более приближен к типу, схожему с типом населения Северного Китая. Возможно причина кроется в массовой миграции китайцев из Северного Китая? В дальнейшем это предположение удалось подтвердить изучением карасукских памятников. Оказалось, что бронзовые изделия карасукцев менялись пропорционально расстоянию до Великой Китайской стены. Подтвердил это и тот факт, что на карасукских стелах (вертикально установленных каменных плитах-памятниках) орнаменты непосредственно восходят к типично иньским.


Два бронзовых ножа. (Музей Чернуски, Париж)

В Прибайкалье были найдены иньские сосуды на трех полых ножках, а также в Минусинской котловине и на Алтае, где карасукских памятников особенно много, и в Казахстане – в районе Семипалатинска и у озера Зайсан. Причем согласно китайским хроникам, именно в этих местах расселялись жившие до этого в Северном Китае и близкие к китайцам племена дин-лин. Так что скорее всего это они принесли с собой в Южную Сибирь свои приемы бронзолитейного мастерства, которые в свою очередь были ими заимствованные ими у жителей царства Шан (Инь) в Китае.


Реконструкция ножа бронзового века. (Музей археологии и этнографии Тюменского государственного университета)

Карасукские памятники обнаруживаются в Сибири до VIII в. до н. э., когда там начинают постепенно распространяться орнаменты и изделия, несущие на себе отпечаток скифской культуры. Тогда же, и раньше всего на Алтае, появились и первые изделия, изготовленные из железа. Погребальный обряд представлял собой захоронение усопшего в каменном ящике под насыпным курганом. В погребениях встречаются кинжалы и ножи характерной формы, подвески, бусы, бляхи и пуговицы. Всего обнаружено свыше 2000 таких захоронений. Считается, что именно в карасукское время лошадь перестала быть только лишь тягловым средством, а стала использоваться уже и для верховой езды. Воины карасукской культуры вооружались копьями с литыми бронзовыми наконечниками с прорезями на лопастях и бронзовыми колющими мечами, подобными мечами крито-микенцев.


Бронзовый меч-рапира. (Лионский исторический музей – Музей Гадань)

Что же касается культуры обитателей горного Ирана и Средней Азии конца III и II тысячелетия до н. э., то она оставалась энеолитической, но изменения в ней, безусловно, произошли. Поселения стали укреплять каменными стенами. Богаче и разнообразнее стал погребальный инвентарь, и начали появляться изделия из бронзы. Скотоводство явно приобретает полукочевой характер, а лошадь придает племенам скотоводов все большую мобильность. Таким образом, наверное, племена касситов с гор Ирана и проникли в Двуречье. Но ряд поселений по-прежнему занимается оседлым земледельческим хозяйством. Очевидно, что между скотоводами и земледельцами развивается тесная кооперация. Оседлые племена быстрее накапливают материальные богатства, что приводит к расслоению внутри общины.


Деталь конской сбруи с изображением колесницы. Коллекция «Луристанских бронз» из Лос-Анджелеского музея искусств графства.


О навыках металлообработки второй половины II тысячелетия до н. э, когда все это и происходит, можно судить по бронзовым изделиям из Луристана (Иран) – так называемым «луристанским бронзам», куда входят детали конской упряжи, украшенные оригинальными изображениями различных мифических чудищ и зверей. Глиняную посуду теперь делают на гончарном круге.


Алебарда. Коллекция «Луристанских бронз» из Лос-Анджелеского музея искусств графства.


Топор XIX–XVIII вв. до н.э. Коллекция «Луристанских бронз» из Лос-Анджелеского музея искусств графства.


Кинжал. Коллекция «Луристанских бронз» из Лос-Анджелеского музея искусств графства.

Многие культуры, расположенные в районах вблизи Каспийского моря, в это время делают резкий шаг вперед. Так, энеолитическая культура типичных рыболовов и охотников в нижнем течении Аму-Дарьи заменяется культурой скотоводов и земледельцев, освоивших мотыжное земледелие. И опять-таки, те изменения, что произошли в этом районе к концу II тысячелетия до н. э., были вызваны переселением с севера племен андроновской культуры. А вот в старых земледельческих поселениях на территории Южной Туркмении, как и за несколько столетий ранее в городах, принадлежащих к культуре Хараппы и лежавших в долине Инда, жизнь замирает. И в чем тут причина мы можем лишь только гадать.

С другой стороны, здесь появляется новая земледельческая культура, обладающая уже умением выплавлять железо, и она начинает постепенно осваивать речные низменности Средней Азии во второй четверти I тысячелетия до н. э. Впрочем, здесь, как и в Закавказье, по-прежнему велико было влияние центров рабовладельческих цивилизаций Передней Азии, появившихся здесь еще в эпоху раннего энеолита. Из района Арарата на юг вывозят обсидиан, служивший для выделки наконечников стрел и серпов в Двуречье и в Эламе. Соответственно в Закавказье поступали образцы технологий и изделия этих древневосточных государств, и более совершенных образцов орудий труда и оружия. Кинжалы, известные по находкам в Двуречье, древнеассирийские бронзовые мечи, секиры необычных форм и особые типы топоров, равно как и многое другое, в Закавказье попало именно отсюда. Но распространились все эти изделия очень широко. Например, типы топоров, характерных, например, для племен «срубной» и андроновской культуры, а также в Закавказье, оказались известны и на западе. Их аналоги выделывали бронзолитейщики племен, обитавших во II тысячелетии до н. э. на землях нынешней Румынии, Болгарии и Венгрии. То же самое было и с посудой. Так, популярная во II тысячелетии до н.э. в Закавказье расписная посуда эларского типа (от поселения Элар, вблизи Еревана) опять-таки оказалась схожей с посудой Двуречья и Элама. Ювелирные изделия, равно как изобразительное искусство, характерное для Закавказья той эпохи, опять-таки указывают на связи с древнем Двуречьем, а еще и с культурой хеттской державы в Малой Азии.


Бронзовый топор из местечка Лужицы. (Музей естественной истории, Вена)

Интересные находки, сделанные в Закавказье и относящиеся к бронзовому веку, были обнаружены в Центральной Грузии (в районе Триалети), а также в ряде районов Армении и Азербайджана. В это время здесь существовали поселки, которые были окружены стенами, сложенными из крупных камней «циклопической кладки». Причем, если сначала все дома этих поселений были примерно одного размера, то позднее здесь появились и внутренние укрепления, и большие по размерам дома старейшин и племенных вождей. Как и в странах древнего Востока, знать стала отгораживаться от остального народа стенами. И все эти изменения произошли в Закавказье именно в бронзовом веке, что наглядным образом свидетельствует о процессах разложения ранее бытовавших здесь прежних первобытно-общинных отношений.


Золотой кубок из Триалети, Грузия. II тысячелетие до н.э.

Так, курганные погребения в Триалети, в долине реки Цалки, первой половины и к середине II тысячелетия до н. э. представляют собой довольно скромные могилы, погребальный инвентарь которых очень скуден. Но совсем рядом с этими курганами находятся уже огромные насыпи, в которых были обнаружены настоящие погребальные залы, либо глубокие подземные усыпальницы, сложенные из камня, и с погребенными в них вместе с усопшими серебряными кинжалами, серебряной и золотой посудой, тонкими украшениями и ожерельями из серебра и золота с драгоценными камнями. Некоторые изделия украшают по-настоящему изысканные орнаменты, например, такие, как те, что покрывают знаменитый золотой кубок, поверхность которого была покрыта изящными спиралями, свернутыми из жгутов золотой проволоки, и со вставками гнезд, инкрустированных полудрагоценными камнями (об этом уникальном кубке мы вам еще расскажем в самое ближайшее время!), или же серебряный кубок, на котором отчеканено изображение процессии людей, одетых в звериные маски и одежды с хвостами, и идущей к алтарю и некоему священному дереву. Золотые статуэтки животных, обнаруженные в этом же кургане, также говорят о тесных культурных связях мастеров Закавказья с художниками-ювелирами Двуречья или, по крайней мере, о том, что они усвоили их технику. Показательна, например, статуэтка барана с глазами из перламутра и цветных камней, укрепленных в глазницах при помощи горной смолы – прием, типичный для древнего Шумера. Кроме того, в богатых курганах Триалети нашли и образцы типичной посуды эларского типа, очень схожей с керамикой из Передней Азии.


Литейная форма. (Археологический музей Бранденбурга. Галерея бронзового века)

В Армении при раскопках в городе Кировакане нашли похожее погребение с большим количеством расписных сосудов, а бронзовые изделия, например, оружие были совершенно похожи на триалетские. Там обнаружили массивную золотую чашу, украшенную фигурами львов. Сосуды из серебра были аналогичны триалетским. И таких находок на территории Грузии, Армении и Западного Азербайджана много. Что указывает на наличие там в прошлом высокоразвитой металлургической культуры бронзы.


Медный кинжал из Бранденбурга, ок. 2500–2200 гг. до н.э. (Музей доисторической и ранней истории, Берлин)

И конечно, развитие технологий обработки металла вызвало развитие того же земледелия. Поэтому неудивительно, что во второй половине II тысячелетия до н. э. в Закавказье начали применять орошение полей, развились садоводство и виноградарство, а стада были весьма многочисленны. Распространилось коневодство, при этом лошадь использовалась как для верховой езды, так и запрягалась в колесницы. Об этом говорят найденные в могильниках Закавказья бронзовые удила, рассчитанные на управление полудикими конями. Несомненно, частыми были и военные столкновения из-за земли, воды и пастбищ. Поэтому неудивительно, что имел место переход от традиционного короткого кинжала к длинному бронзовому мечу, то есть технология производства оружия тоже усовершенствовалась.

Военные столкновения приводили к захвату военнопленных, которых обращали в рабов. И стало их так много, что их стали класть в могилы знати, чтобы они служили им еще в загробном мире. Было найдено погребение вождя, где возле пышно разукрашенной погребальной колесницы племенного вождя обнаружили скелеты 13 убитых рабов, а около быков, запряженных в эту колесницу, был положен еще и погонщик, убитый при захоронении. Впрочем, это показывает не только наличие рабов в это время, но также и то, что их производственная ценность была еще не слишком велика. Впрочем, со временем процесс развития рабовладельческих отношений особенно усилился, и прежде всего в то время, когда ряд областей Южного Закавказья в IX—VIII вв. до н. э. вошли в состав такого известного рабовладельческого государства, как Урарту.


Бронзовый кинжал, имитирующий ранние образцы с приклепываемой рукоятью. (Национальный музей археологии, Парма)

В конце II — начале I тысячелетия до н. э. на Северном Кавказе уже многие племена имели развитое бронзолитейное производство и понемногу начали заниматься обработкой железа. Прежде всего, это Северная Осетия, где в то время находился очаг кобанской культуры. «Кобанцы» производили очень красивые топоры, мечи и кинжалы, а также бронзовые боевые пояса с чеканными и выгравированными изображениями животных и воинов, свидетельствовавших о незаурядном мастерстве их создателей. То, что среди кобанских древностей найдено множество бронзовых удил, доказывает, что они использовали лошадь в качестве верхового животного.


Кинжалы «кобанской культуры». (ГИМ, Москва)

Самое интересно, однако, что формы оружия «кобанцев» позволяют говорить о том, что народы северокавказского региона уже в это время были знакомы не только с близкими к ним древневосточными изделиями из бронзы, но также и с работами южноевропейских мастеров, то есть налицо существование обширных культурных связей между удаленными друг от друга территориями. Причем очень схожая культура бронзы в это время существовала также и на восточном и юго-восточном побережье Чёрного моря в районе легендарной Колхиды.


«Кобанская культура». Украшение из погребения № 9 (XIX в. до н. э.)

В предыдущих материалах уже упоминалось о том, что в верхнем течении Волги и в области Волго-Окского междуречья в эпоху бронзы обитали племена, переселившиеся туда с верховьев Днепра. На местах их расселения находятся так называемые фатьяновские могильники. Очевидно, что в лесные районы Верхней Волги с ними пришли более прогрессивные формы хозяйства, чем имевшиеся у местных жителей региона до этого. Но пришедшим сюда племенам пришлось, видимо, потратить немало сил для на защиты своих посевов и стад.


Керамика фатьяновской культуры.

Представители фатьяновской культуры занимались разведением мелкого и крупного рогатого скота, а также знали и земледелие. Свои каменные боевые топоры фатьяновцы умели полировать и просверливать. Однако топоры из бронзы они тоже умели отливать и отливали, используя в качестве моделей древневосточные образцы.



Здесь много интересного про фатьяновскую культуру.

Причем племена фатьяновской культуры были знакомы и с изделиями литейщиков тех племен, что жили к западу от их территории. Так, в Мытищах, в Ивановской области, в одном погребении с посудой фатьяновского типа археологи нашли бронзовый браслет, характерный по своей форме для унетицкой культуры, находившейся в Центральной Европе.


Керамический сосуд. Ташковская культура Нижнего Притоболья. Ранний бронзовый век.

В конце II тысячелетия до н. э. обитавшие в приволжских районах племена продолжили развитие технологий бронзолитейного дела. Так, в могильнике близь станции Сейма, у города Горького, были обнаружены замечательные образцы литейного дела той эпохи. Это были топоры-кельты, наконечники копий, имевшие распространение до Дуная, Енисея и Иссык-Куля, оригинальной формы кинжалы и столь же оригинальные боевые ножи. Можно предполагать, что сделавшие все это мастера были знакомы с работами литейщиков с территории нынешней Венгрии и вплоть до весьма удаленного Китая эпохи Шан-Инь.


Сейминско-турбинский медный идол. Ранний бронзовый век.

Кстати, территория современной Венгрии уже в период раннего бронзового века выделялась своими достижениями в области бронзового литья. Очевидно, что имели место связи с крито-микенской культурой, которые в середине II тысячелетия способствовали расцвету мастерства производства бронзовых изделий на землях по среднему течению Дуная. Отливались мечи, боевые топоры, инструменты и украшения, отличавшиеся тонким гравированным узором. Очевидно, что они расходились очень хорошо (и широко!).

Сельское хозяйство тоже развивалось, как земледелие, так и скотоводство. Раскопки показывают, что во второй половине II тысячелетия до н. э., здесь возникли поселения (так называемые террамары), из деревянных хижин, располагавшихся на помостах, стоявших на сваях. Такие посеки обнаружены в долинах реки Тиссы, а также Савы, Дравы и Дуная. В болотистых отложениях в долинах названных рек, там, где находились эти террамары, до нашего времени сохранилось множество самых различных предметов, позволивших пролить свет на многие стороны жизни тех, кто в них обитал. Археологи нашли множество бронзовых серпов и здесь же – литейные формы для их отливки. Ну, а конские удила лишь доказывают, что здесь на Дунае, так же, как и на территории Кавказа, лошадей уже начали применять для верховой езды. Значительное количество привозных предметов — янтарь из Прибалтики, бусы и ювелирные изделия из областей Восточного Средиземноморья — говорит о сравнительно оживленных для того периода меновых отношениях обитателей дунайских поселений.


Реконструкция домов культуры террамар.

В долине реки По в позднем бронзовом веке возникла схожая культура. Причем на скалах в Итальянских Альпах найдено изображение плуга, а раз так, то это означает, что древние земледельцы, обитавшие как в Северной Италии, так и на среднем течении Дуная, знали плуг и умели обрабатывать землю с его помощью. Считается, что североитальянские и дунайские племена принадлежали к одной группе индоевропейского населения Европы, получившей название иллирийской. Она занимала всю территорию между долиной реки По и верхним точением Дуная, а еще распространялась на западные земли Балканского полуострова.


Изделия раннего бронзового века, 2800 – 2300 гг. до н.э.

В центральной Европе в Силезии, Саксонии и Тюрингии, а также в Чехии и землях Нижней Австрии, и районах севернее Дуная в первой половине II тысячелетия до н. э. распространились племена унетицкой культуры. Они жили в поселках из четырехугольных домов, имевших стены на манер плетня, но обмазанные глиной. Обнаруженные в поселениях ямы для зерна говорят о распространенном среди них земледелии. В погребениях находят остатки костей, принадлежавших домашним животным, то есть существовал обычай вместе с усопшим класть в могилу еще и куски мяса — то есть скотоводство было у них также развитым. То есть с хозяйственной точки зрения унетицкая культура являлась типичной культурой Центральной Европы эпохи бронзы. Известно и где они брали сырье для своих бронзовых изделий. Это месторождения меди в Рудных горах, Судетах и Западных Бескид. Интересно, что среди их изделий имелись и такие, что позволяют говорить о влиянии на них культуры энеолитических племен, живших в южнорусских степях. А в глиняной посуде явным образом заметно влияние крито-микенских форм.


«Небесный диск из Небры» — диск диаметром 30 см из бронзы, покрыт патиной цвета аквамарина, с вставками из золота, изображающими Солнце, Луну и 32 звезды, включая созвездие Плеяд. Находка поистине уникальная. По косвенным признакам его принято относить к унетицкой культуре Центральной Европы (ок. XVII века до н. э.)


Музей «Диска из Небры».


«Мечи из Небры». Типичные образцы оружия эпохи поздней бронзы.

Интересно, что племена унетицкой культуры постепенно занимали все новые территории, однако она при этом тоже изменялась. Например, почему-то ее представители перешли к трупосожжению, а останки сгоревших трупов стали помещать в глиняный сосуд. Сначала их ставили в глубокие земляные могилы и выкладывали вокруг них круги из камней – магические знаки Солнца. Но затем погребальный обряд «унетиццев» почему-то изменился, так что новая форма погребения даже получила особое название – «поля погребальных урн». И вот так постепенно во второй половине II тысячелетия до и. э. здесь же сложилась новая культура, получившая название лужицкой. Большинство исследователей относят ее к протославянской, т. е. создали ее племена, которые уже говорили на языке, к которому относились древние языки славянской ветви индоевропейской языковой семьи.

Археологические памятники лужицкой культуры находят на обширной площади от Шпрее и до Дуная, от Словацких гор и до Заале и Вислы. На северо-западных территориях Украины в середине II тысячелетия до н. э. расселились комаровские племена, близкие по культуре к лужицким. И вот в них-то исследователи и видят предков восточных славян. К характерным памятникам лужицкой и всех родственных ей культур относятся поселки из домов, стены которых были сделаны из вертикально поставленных столбов с плетнем, обмазанным глиной, или обшитых тесаными досками. Так как внутри погребальных урн находят множество бронзовых серпов, а также зернотерки и остатки зерен разных злаков, очевидно, что земледелие играло в жизни лужицких племен очень важную роль. В торфяных болотах нынешней Польши были найдены два плуга, принадлежавшие этой культуре, то есть плужное земледелие они уже знали!


Бронзовый серп, 1300-1150 до н.э. лужицкой культуры. (Городской музей Будишина, Сербия)

Что до социальных отношений, то они, как и раньше, были здесь первобытнообщинными. Но теперь с переходом на плужное земледелие роль мужчины – кормильца семьи, идущего во время пахоты за упряжкой быков, стало заметно возрастать. И это позволяет говорить, что здесь уже имел место переход от древнего матриархата к патриархату, и что лужицкая и комаровская культуры находились уже на стадии разложения первобытнообщинного строя.


Бронзовый топорик-чекан Комаровской культуры.

А вот исследования курганных погребений, расположенных на западе Центральной Европы – в Верхней Австрии, в Западной Германии и в Голландии показывают, что здешние племена были более скотоводами, нежели земледельцами, на что указывает их погребальный инвентарь.

Очевидно, что эта преимущественно скотоводческая культура была оставлена племенами, которые относились к непосредственным предшественникам племен, относившихся к германской ветви индоевропейской языковой семьи. Интересно, что археологические данные говорят нам о том, что уровень развития племен в Скандинавии в бронзовом веке был более высоким, чем уровень племен, населявших территорию Германии.


Все занятия людей, живших в Бохуслене в эпоху бронзы, проходят здесь перед нами. Кто-то пашет сохой на упряжке из двух быков, кто-то охотится, кто-то пасет бычье стадо…

Их бронзовый погребальный инвентарь намного разнообразнее, а среди наскальных изображений в Южной Швеции (например, в Бохуслене, где основная часть петроглифов относится к эпохе поздней бронзы 1800 – 500 г. до н.э.) встречаются даже рисунки многовесельных ладей, морских сражениях и воинов с длинными бронзовыми мечами в руках и с круглыми щитами. Среди них есть и рисунок, изображающий пахоту сохой.


А вот то, что мы видим на этом рисунке, скорее всего, носило ритуальный характер!


На борту верхнего корабля находятся семь человек, один из которых трубит в витиевато изогнутый бронзовый лур. Здесь же стоит человек с топором в руке, который он поднял к небу в знак приветствия, а другие поднимают к небу весла. Возможно, что эти наскальные рисунки связаны с обрядом похорон – люди бронзового века считали, что путь в царство смерти представляет собой плавание на корабле.

Отправляемся еще дальше на Запад и видим, что во Франции в бронзовом веке обитали две различные по культуре группы племен – одна материковая и северная приморская. Последние прославили себя тем, что продолжили заниматься тем, чем занимались еще в эпоху энеолита – строили гигантские кромлехи – круглые в плане святилища, посвященные Солнцу, длинные аллеи менгиров (вкопанных в землю каменных столбов), и возводили дольмены — огромные ящики из каменных плит, сохранившиеся в до наших дней в Нормандии и Бретани, а на территории России – у нас в Причерноморье Кавказа. Аналогичные памятники характерны и для юга Англии. Данные археологии показывают, что строили все это земледельческие племена, разводившие также крупный рогатый скот, нужный для пахоты. Обитали они в небольших поселках, а те в свою очередь группировались вокруг укрепленных городищ, куда население из окрестностей сходилось в случае опасности. В курганах вокруг этих поселений хоронили рядовых общинников. Старейшин, жрецов и племенных вождей хоронили в дольменах, или особых гробницах, сложенных из камня и врытых в землю. Эту культуру назвали мегалитической (буквально – «большекаменной»), и примечательна она тем, что ее характерные черты примерно везде одинаковы.


Надпись рядом с почти каждым таким объектом сообщает, что он находится в собственности французского государства.


Каменная аллея Ле-Менек – один из самых известных мегалитических памятников в Карнаке, Франция.

Создатели материковых культур оставили на территории Франции поистине огромное количество курганов, служивших им для погребения своих усопших. В разных частях Франции они различаются по конструкции погребальных камер: нередко это самые настоящие подземные дольмены с ведущей к ним галереей, но есть и погребения в ямах, со стенами, сложенными из массивных бревен или камней. Племена, оставившие нам эти курганные могильники, имеют характерные черты во многом близкие культуре племен мегалитической культуры. Эти племена можно считать предками племен, которые говорили на языках кельтской ветви индоевропейской семьи, которые стали жить здесь впоследствии. Отметим, что обитавшие во Франции бронзового века племена были прекрасными металлургами, а их изделия отличались исключительным разнообразием.


Люди той эпохи любили себя украшать. «Сокровище Блано» из археологического музея в Дижоне, Франция.


Бронзовая посуда из археологического музея в Дижоне, Франция.

Могилы показывают наличие серьезного имущественного неравенства. В одних – скромный погребальный инвентарь. Рядом – пышные могилы военных вождей, где инвентарь очень богат: несколько мечей, наконечники копий, шлемы и щиты, а вот у рядовых общинников в могилах из оружия лежат только топоры. Особенностью богатых погребений бронзового века Франции являются находки прекрасных образцов бронзовой посуды. И вся эта высокая для своей эпохи культура в начале I тысячелетия легла в основу эпохи освоения техники обработки железа (так называемая культура Гальштатта).


Антенный кинжал культуры Гальштатта из археологического музея в Дижоне, Франция.

На юге Пиренейского полуострова сложилась своеобразная эль-аргарская культура, памятники которой встречаются на всем восточном побережье полуострова и затем в южных районах Испании и Португалии. Эль-Аргар был центром производство бронзы и псевдо-бронзы (сплав, содержавший мышьяк вместо олова) в раннем и среднем бронзовом веке. Основными продуктами металлургии эль-аргарцев были ножи, алебарды, мечи, копья и наконечники стрел, а также большие топоры, часто встречающиеся не только в памятниках Эль-Аргара, но и по всей территории Иберии. Занимались они также добычей серебра, тогда как золото, часто использовавшееся в период халколита, употреблялось ими значительно реже.


Фуэнте Аламо – одно из поселений бронзового века в Испании.

По-видимому, основным занятием эль-аргарцев было горное дело, то есть добыча меди и ее последующая переработка мастерами-бронзолитейщиками. У племен культуры Эль-Аргар существовали тесные связи с другими окрестными племенами, жившими на Пиренейском полуострове, но, кроме того, даже и с теми, что обитали на далеких Британских островах.


Брин-Келли-Ди. «Коридорная гробница», Британия.


Брин-Келли-Ди. Так она выглядит изнутри.

Торговля с «британцами» имела особо важное значение, поскольку оттуда шло олово, необходимое для выплавки бронзы. Доказательством высокого уровня развития металлургии являются находки в домах эль-аргарских поселений бронзолитейных мастерских. Изделия эль-аргарцев в большом количестве находят в Южной и особенно на территории юго-западной Франции и вплоть до Северной Италии. Причем там были найдены не только изделия из бронзы, но и черные лощеные керамические сосуды, которые как, например, в эпоху энеолита колоколовидные кубки, завозились сюда вместе с бронзовым оружием. Знакомы они были и с крито-микенской культурой, то есть море соединяло, а не разделало эти две культуры.

То есть существовала развития междуплеменная торговля. Целые караваны, нагруженные изделиями из бронзы и даже керамикой (!), передвигалась от одного поселения к другому, совершались взаимовыгодные торговые сделки, при этом люди, говорившие скорее всего на разных языках или диалектах одного языка, успешно общались, не зная письменности, вели учет и контроль, без которых торговля немыслима, и активно заимствовали технологические приемы и достижения культуры друг у друга. Поистине, это была первая глобальная цивилизация народов, еще не достигших уровня государственности (на Западе и Севере), тогда как на юге древние государства уже существовали.


Со временем вот такие медные шкуры стали цениться буквально «на вес золота»…

А вот судьба тех же эль-агарцев печальна. Они вырубали леса на уголь, и это около 1550 г. до н.э. привело к экологической катастрофе и экономическому коллапсу. Их культура исчезла. По своему характеру этот коллапс напоминает «темные века» древней Греции, когда население вроде осталось прежним, но сразу на несколько веков его культура была отброшена назад…

Продолжение следует…

Картина дня

наверх