На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Рим семи царей. Легенды старинных войн Рима (2 статьи)

Рим семи царей

Древнеримским царством именуется период с 753 года до н.э. – даты, принятой за основание Рима, – до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления республики в 509 году до н.э., именуемый также «эпохой семи царей». В истории многих государств имеется так называемый «мифологический период», о котором известно слишком мало из-за древности событий, пересказанных много столетий спустя.

Об эпохе семи царей мы можем судить лишь по источникам, созданным в годы Римской республики и даже куда более поздней империи. Однако, как нельзя представить себе античную Элладу без героического эпоса Гомера, рассказывающего нам о древнейших временах, так и царский период Древнего Рима является неотъемлемой частью его истории: неожиданное изменение общественно-политического устройства с монархии на республику стало сакральной легендой, объединяющей народ Рима все последующие столетия.

С чего всё начиналось

Апеннинский полуостров, расположенный в самом центре Средиземного моря, испокон веков привлекал людей своим удобным расположением и мягким климатом. Согласно греческим легендам, знаменитый Геракл посещал италийские земли, а историки говорят о микенской колонизации полуострова ещё в XIII веке до н.э. Считается, что первое государство на полуострове основала цивилизация этрусков, активно перенимавшая культуру соседей – греков и финикийцев. В конце концов, господствующую позицию в регионе заняли племена италийцев, в том числе латины.

Согласно римской мифологии, после событий знаменитой Троянской войны к побережью Апеннин пристали корабли бежавших троянцев во главе с героем Энеем. Отсюда берёт своё начало одна из легенд об основании Рима – уставшие от длительных скитаний троянцы обосновались в италийских землях по соседству с латинами, а один из местных царей даже выдал за Энея свою дочь. В результате столь выгодного марьяжа Эней становится следующим царём латинов, а равно и новых переселенцев. Его сын Асканий-Юл перенёс столицу объединённого государства в новый город Альба-Лонга (руины которого и по сей день можно увидеть к юго-востоку от Рима) и сплотил вокруг него Латинский союз.

Марс и Рея Сильвия. Художник Питер Пауль Рубенс, ок. 1616 г.

В те далёкие времена война была делом самым обычным, практически бытовым, тем более – война за престол. Совершенно не удивительно, что четырнадцатый по счёту царь Альба-Лонги, Нумитор, был свергнут своим же младшим братом Амулием. Новоиспечённый правитель, желая обезопасить свою власть, убил племянника, а племянницу Рею Сильвию сделал жрицей богини Весты. С точки зрения политики это был очень мудрый ход, поскольку весталки с одной стороны пользовались огромным уважением и обладали неприкосновенностью, а с другой – обязывались хранить девственную чистоту в течение тридцати лет. Нарушение обета целомудрия каралось весьма строго, вплоть до погребения заживо.

Далее, в полном соответствии с традициями античных мифов, юную Сильвию посетил бог Марс, меж ними вспыхнула бурная страсть, а спустя положенный срок у весталки родились близнецы – Ромул и Рем. В целом, в этой истории нет ничего необычного, поскольку боги Олимпа многократно спускались на Землю и вступали в связь со смертными женщинами. Но в данном случае следует помнить, что сам факт беременности весталки для древнего общества – ужасный скандал, а божественное отцовство ещё следовало доказать: не пригласишь же лично Марса на жреческий суд для дачи показаний?!

Впрочем, имелось и более существенное осложнение. Как мы помним, Рея Сильвия стала весталкой не по собственной воле, а по приказу своего дяди-узурпатора, дабы не оставить потомства, способного однажды свергнуть царя. Разгневанный Амулий приказал бросить близнецов в Тибр, рассчитывая таким образом покончить с потенциальными претендентами на престол. Последующее развитие этой истории может быть известно уважаемому читателю ещё со времён школьной программы: близнецы выжили, были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом Фастулом. Когда братья выросли, они поквитались с Амулием и вернули трон Альба-Лонги своему деду Нумитору. Старый царь отправил их основать новую колонию, в результате спора о наиболее подходящем для поселения месте Ромул убил Рема на Палатинском холме, построил там город Рим и стал первый его царём.

Как обычно и бывает при основании новых колоний (вспомним историю освоения европейцами Америки!), изначально население Рима составляли преступники и изгнанники из соседних италийских и греческих государств. Действительно, зачем человеку, имеющему доходное хозяйство на берегу тёплого моря, бросать прадедовскую ферму и отправляться на поиски счастья в новопостроенный город? Как мы уже говорили, война в те времена была делом самым обыденным, а потому разномастные и маргинальные обитатели юного Рима начали активно расширять свою сферу влияния за счёт соседей: сабинян, латинов и этрусков. Даже бывшая метрополия Альба-Лонга был захвачена и уничтожена молодым государством.

Рим многое перенял от своих соседей, в том числе и традицию царской власти. Однако в Риме полномочия монарха исходно были ограничены, трон изначально не передавался по наследству, а царя избирали. Такой полуреспубликанский уклад привёл впоследствии к возникновению бесконечных интриг, заговоров и свар, повлиявших в итоге на появление Римской республики.

Ромул

Ромул, внук Нумитора, царя Альба-Лонги, сын весталки Сильвии и самого бога Марса, вскормленный волчицей и убивший собственного брата – богатая родословная и сомнительная биография, что, впрочем, не помешало Ромулу стать не только основателем великого Рима, но и самым известным его царём. Согласно римским легендам, он правил с 753 по 716 гг. до н.э. Во времена Ромула к Риму присоединились некоторые этруски и сабиняне; считается, что именно он создал Сенат из «ста отцов» и разделил население Рима на три основные части – трибы, возглавляемые выборными трибунами: латиняне, сабиняне и этруски. Каждая из триб, в свою очередь, делилась ещё на десять курий, курии же выбирали на государственные должности самых достойных и бесстрашных мужей.

Ромул, победитель Акрона, приносит богатые дары в храм Юпитера. Художник Жан Огюст Энгр, 1812 г. Акрон был правителем сабинян во время войны из-за похищенных римлянами женщин-сабинянок

Знатных римлян, прославленных доблестью и богатством, называли «отцами» (а их потомков – «патрициями»), безвестных и бедных – плебеями. Патриции занимали политические, жреческие и судейские должности, тогда как плебеям оставались земледелие и ремесла. Такое социальное расслоение сохранилось на многие века, хотя во времена поздней Республики границы между сословиями стали скорее формальностью.

О смерти Ромула существует несколько легенд, вплоть до его божественного вознесения на Олимп. Однако античные историки куда более прозаичны. Дадим слово Плутарху:

«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином».

Плутарх не говорит ничего прямо, обходясь намёками, которые, впрочем, вполне ясны – высшая аристократия была недовольна Ромулом, и, скорее всего, сын Марса стал жертвой заговора. Красивая легенда об отправке Ромула напрямую на Олимп, вероятно, появилась позднее, чтобы отвести подозрения от патрициев.

Нума Помпилий

Второй царь Древнеримского государства, выбранный патрициями за мудрость и набожность, правил с 715 по 673 гг. до н.э. Нума Помпилий родился в год основания Рима в семье сабинян, был женат на дочери сабинянского царя. По легенде (впрочем, практически все описываемые события можно считать мифом с весьма малой исторической составляющей), после смерти супруги в Альбанских горах он повстречал нимфу Эгерию, которая обучила его законотворчеству. Впоследствии его дочь Помпилия родила будущего царя Анка Марция.

Схема расселения италийских племён в эпоху семи царей

Успехи второго римского царя сложно переоценить: именно он «навёл порядок» в молодом государстве, стараясь приучить римлян не только к постоянным битвам, но и к мирной жизни. При Нуме Помпилии было создано описание всех земель, принадлежащих Риму, учреждены ремесленные цеха и календарь на 355 дней. Он же запретил человеческие жертвоприношения (к которым римляне всё равно прибегали в тяжкие времена, например во время второй Пунической войны), а в годы его правления Рим вообще не вёл завоевательных кампаний. Нума Помпилий скончался в возрасте 80 лет, был кремирован, а прах захоронен на Яникульском холме.

Тулл Гостилий

Третий царь Рима, Тулл Гостилий, выбранный патрициями, как и его предшественник, правил с 673 по 641 гг. до н.э. До своего избрания Тулл занимался земледелием, но со вступлением на престол в нём проснулись честолюбие и, возможно, «зов крови», поскольку он был внуком храбрейшего римского воина Гостия Гостилия. В результате войны с соседями Тулл Гостилий смог окончательно покорить Альба-Лонгу и победить сабинян, расширив территорию Рима и удвоив его население. Впоследствии Альба-Лонга была разрушена до основания. Однако если разрушение Альба-Лонги признаётся исторически достоверным фактом, то смерть Тулла Гостилия мифологизирована: увлёкшись войнами и забыв про служение богам, он прогневал Юпитера и был убит молнией.

Анк Марций

Четвёртый царь, Анк Марций, правивший в 640–616 гг. до н.э., приходился внуком Нуме Помпилию. Мудростью и миролюбием он во многом походил на своего деда, в годы правления покровительствовал ремеслам, торговле и земледелию, но, в отличие от деда, ему пришлось ввязаться в войну с соседями. Восставшие против Рима племена латинов, сабинян, этрусков и вольсков были разгромлены в сражении при Медуллии, войско Марция завладело городами Политорий, Теллен и Фиканы.

Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний

Луций Тарквиний Приск, более известный как Тарквиний Древний, пятый царь Древнего Рима, правил с 616 по 579 гг. до н.э. По происхождению он был грек, его родиной был этрусский город Тарквиния. Позже он переселился в Рим и благодаря своему богатству и мудрости стал одним из самых влиятельных людей города. Царь Анк Марций назначил его командиром кавалерии и сделал своим приближённым. После смерти царя Тарквиний смог убедить народ Рима в том, что именно он должен занять престол. При новом царе Рим продолжил войны с соседями и в скором времени стал центром Латинского союза. Тарквиний также покровительствовал развитию искусства, расширил Сенат, введя в его состав представителей бедных родов, замостил Форум, построил храм Юпитера Капитолийского, ныне более известный как просто Капитолий, и провёл первую римскую канализацию.

Сервий Туллий

Однако сыновья Анка Марция с детства затаили злобу на выбранного царя, поскольку считали, что трон должен был достаться им. По примеру Ромула и Рема, свергнувших незаконного царя, они сообща убили Тарквиния, вызвав возмущение как аристократии, так и плебеев. Сыновья Марция были изгнаны из Рима, а престол занял приёмный сын убитого царя – Сервий Туллий, ставший шестым царём Рима, правившим в 578–535 гг. до н.э. Сервий родился в Корникуле, разрушенном римскими войсками Тарквиния Древнего, его отец погиб в бою, а мать попала в плен к захватчикам и стала приближённой жены римского царя. Сервий был рабом в царском доме, но получил хорошее греческое образование, участвовал в военных походах Рима, и Тарквиний выдал за него свою вторую дочь. Тут надо обязательно заметить, что в столь древние времена институт рабства выглядел совершенно иначе, чем при поздней Римской республике или империи – личная зависимость не являлась чем-то позорным, рабы являлись скорее младшими членами семьи, а не «говорящими инструментами».

Этрусские воины. Современная иллюстрация

Начало своего царствования новый правитель отметил очередной победой над этрусками и постройкой храма Дианы на Авентинском холме. Город усилился настолько, что соседи не торопились воевать с Римом, а у нового царя было достаточно времени для проведения реформ. Сервий Туллий ввёл представителей плебеев в состав римской общины, разделил население на пять классов по имущественному цензу и заменил родовые трибы на территориальные: четыре городские и семнадцать сельских. Новый царь выкупал бедняков из рабства и всячески способствовал росту благосостояния народа Рима, за что его особенно чтили плебеи, но недолюбливали патриции и Сенат.

Луций Тарквиний

Седьмой и последний царь Рима Луций Тарквиний, получивший прозвище «Гордый», был сыном царя Тарквиния Древнего. Когда его отца убили, он был ещё младенцем. Сервий Туллий, чтобы не повторить судьбу своего предшественника, всячески старался расположить Луция и его брата Аруна к себе и выдал за потомков Тарквиния своих дочерей. Однако Луций, в сговоре с Сенатом, сначала убил своего брата и его жену, а потом расправился с Сервием, объявив себя царём Рима.

Своё правление он начал с репрессий против сторонников Сервия. Сенат сократился вдвое, многие патриции были изгнаны в результате козней и доносов, да и оставшихся членов совета новый царь не спешил собирать, предпочитая решать все вопросы самостоятельно или с помощью своих приближённых.

В сфере внешней политики Тарквиний Гордый наломал немало дров, предпочитая метод кнута и совершенно позабыв о пряниках – латинские города оставались в сфере влияния Рима, но подавление любых попыток сабинян и этрусков проявить минимальную самостоятельность привело к росту недовольства. Жестокое правление, нежелание считаться с Сенатом и аристократическими семьями, злоупотребления властью и откровенное самодурство настроили против Тарквиния все слои общества. Последней каплей, переполнившей чашу терпения римлян, стало то, что младший сын царя Тарквиний Секст воспылал страстью к Лукреции – жене патриция Тарквиния Коллатина и дочери консула Спурия Лукреция Триципитина, и, угрожая, совершил над ней насилие. Лукреция рассказала об этом мужу и заколола себя. Родственники Лукреции, Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола вынесли её тело на Форум и убедили граждан изгнать жестокого царя.

Лукреция и Тарквиний. Художник Питер Пауль Рубенс, ок. 1609–1611 гг.

Тарквиния Гордого вместе с сыновьями выставили из Рима, и им пришлось бежать в Этрурию. Изгнанный царь заручился поддержкой латинян и поднял восстание против Рима, но проиграл в битве при озере Регил в 496 году, где погибли все его сыновья. Сам Тарквиний укрылся в греческих землях, где и умер в безвестности год спустя.

В Риме установилась республика, на ранних этапах принёсшая государству невиданное прежде процветание и формально существовавшая с 509 по 27 годы до н.э. Любопытно, что два избираемых на год консула обладали поистине царскими полномочиями, но срок их правления был жёстко ограничен, а в римские законы была добавлена статья, гласящая, что любой человек, возжелавший cтать царём Рима, должен быть убит без суда… https://warspot.ru/3980-rim-semi-tsarey

Легенды старинных войн Рима

Так называемый «мифологический» период есть в истории каждой древней цивилизации, а события тех времён часто не имеют фактического подтверждения. Впрочем, летописцы и поэты облачают их в прекрасные наряды из героического пафоса, трагических судеб и ярких художественных образов. Например, Троянская война известна нам из величайшего эпоса Гомера, при этом сказания о войне явно были распространены задолго создания поэмы: Ахилл, Гектор и Одиссей должны были быть знакомы читателю по умолчанию. Однако найти корни этих сказаний, а тем более слово в слово подтвердить текст поэмы – задача совершенно невыполнимая и ненужная. Был Троянский конь именно деревянным конём, или автор позволил себе такую метафору – сегодня уже не имеет никакого значения, миф совершенно необязательно должен быть реалистичным.

Предметом сегодняшнего разговора станут несколько историй о войнах древнего Рима – где-то преувеличенные, где-то слишком краткие, но посему ещё более интересные: ценным становится каждое слово о тех далёких временах.

Сабинская война

Сабинская война считается первой войной с участием Древнего Рима, но представляется скорее красивой легендой, одной из тех, что окружают ту далёкую эпоху ореолом загадки и недосказанности. Ключевым моментом истории является сюжет похищения сабинянок и эпическое спасение Рима.

По рассказам римских же историков, изначально город был заселён одними только мужчинами. Неизвестно, насколько такое заявление может быть правдоподобным, но стоит помнить, что Рим заселялся выходцами из Альба-Лонги, и не исключено, что в определённой степени – даже бандитами и изгнанниками. Сомнительно, что латинские семьи, на протяжении многих лет спокойно жившие на своей земле, внезапно бросили уютные дома и направились обживать новый город с неизвестным им правителем, тем более если их к этому никто не принуждал. Потому не исключено, что летописцы не столь сильно преувеличивают, говоря о том, что в первые годы Рим столкнулся с острой нехваткой женщин для продолжения рода. Без появления же у граждан многочисленного и здорового потомства у города никакого будущего не могло быть в принципе.

Похищение сабинянок (художник Николя Пуссен, 1636 г.)

Поскольку Рим был новым и бедным городом в Италийском союзе, никто из соседей римлян также не торопился заключать семейные союзы, отдавая своих дочерей за воинов и ремесленников Ромула. Тогда правителю ради спасения своего государства пришлось пойти на хитрость, граничащую с откровенной подлостью. Римляне объявили о праздновании празднеств-консуалий в честь божества Конса, отвечавшего за сохранность зерна, – торжество было нарочно придумано Ромулом, – и пригласили на него сабинян со своими семействами. Во время праздника римляне внезапно бросились на безоружных гостей и похитили их дочерей и жён.

Возмущённые столь наглым вероломством, сабиняне незамедлительно начали войну. В первом столкновении римляне благополучно разбили племя латинов, но гораздо сложнее пришлось в столкновении с сабинянами (считается, что именно они потеряли больше всего женщин): те под предводительством царя Тита Тация смогли пробиться в город и захватить Капитолийский холм. В результате упорных боёв сабиняне обратили римлян в бегство, а испугавшийся поражения Ромул воззвал за помощью к богам, обещая в благодарность за победу возвести храм Юпитеру.

Помощь пришла неожиданно. Сабинские женщины, «с распущенными волосами и в разорванных одеждах», бросились между сражавшимися и умоляли прекратить битву: они не хотели смертей ни среди своих новых мужей, ни среди родственников и спасителей. Сабиняне согласились пойти на мир с Римом, и два народа объединились в одно государство. Так римляне получили ещё и сабинское название – квириты, предположительно происходящее от слова quiris – «копьё».

Завоевание Альба-Лонги

Захват и уничтожение бывшей метрополии стали первой успешной операцией в череде побед и завоеваний Рима. По существу, единственным неопровержимым фактом всей этой истории можно считать только то, что город Альба-Лонга действительно был уничтожен, а все остальные сведения балансируют между правдой и ложью; провести чёткую границу спустя века, увы, не суждено. Главным современным претендентом на славу древнего города выступает Альбано-Лациале («Альбано в Лацио») – город, расположенный в 25 километрах к югу от Рима. Находящиеся там руины принято считать останками прародины основателей Рима.

Сложно сказать, была ли неприязнь между Римом и Альба-Лонгой изначальной или выросла из некоего внутреннего конфликта, переросшего в полноценную войну. Произошедшие события относят к правлению третьего римского царя Тулла Гостилия, в середине VII в. до н.э. После его предшественника Нумы Помпилия, при котором не было проведено ни одной военной кампании (постоянные грабительские набеги на близлежащие территории можно отнести, скорее, к варианту «добрососедских отношений» той суровой эпохи), римляне снова взялись за оружие. Армии обоих государств стояли друг напротив друга, готовые ринуться в бой и в очередной раз залить италийскую землю кровью, когда цари решили вспомнить древнюю традицию: провести схватку сильнейших бойцов от обеих сторон, чтобы определить победителей в битве.

Клятва Горациев (художник Жак-Луи Давид, 1784 г.)

Согласно легенде, римляне выставили трёх братьев, отца которых звали Горацием. Альбанцы последовали их примеру, и от них вышли три брата из рода Куриациев. Договор скрепили священными обрядами, и началась схватка. Бойцы сошлись в первый раз: пали один римлянин и один альбанец. Бойцы сошлись во второй раз: пал ещё один римлянин, а два альбанца лишь получили раны. Подданные Альба-Лонги ликовали. Но последний римский боец пошёл на хитрость: зная, что два раненых врага не смогут преследовать его с одинаковой быстротой, он бросился бежать. Когда же преследующие его противники оказались на большом расстоянии друг от друга, римлянин остановился и сразил одного альбанца за другим.

Но на этом легенда не заканчивается. В то время как римляне радостно приветствовали победителя, одна римская девушка заливалась горячими слезами: это была сестра победителя, по иронии судьбы помолвленная с одним из альбанских братьев. Гораций был возмущён печалью сестры по убитому врагу, и в порыве гнева заколол её, произнеся слова: «Отправляйся к своему возлюбленному с твоею не в пору пришедшей любовью! Так погибнет всякая римлянка, которая станет оплакивать врага своего отечества!»

Служителям римского закона выпала непростая задача: наказать победителя было бесчеловечно, оставить безнаказанным – вызвать гнев богов. Суд требовал казни Горация, римский народ – помилования. В итоге было решено провести ритуал, ставший впоследствии традицией для сдавшихся в плен врагов: преступника с покрытой головой провели под символической виселицей, не прибегая к казни.

Согласно договору, альбанцы подчинились власти Рима, но не смирились с ней. Когда римляне начали войну с городами Фидены и Вейи, альбанцы решили воспользоваться случаем и погубить своих обидчиков. Альба-Лонга должна была предоставить Риму вспомогательное войско, которое повёл диктатор покорённого города Меттий Фуфетий, замысливший измену Риму. В бою альбанцы удалились от римлян, но не вышли против них с оружием, как собирались изначально, а отошли в сторону и стали ожидать, кому достанется победа.

Когда римляне перехватили инициативу и начали гнать фиденатов, Фуфетий решил не рисковать и до конца сражения храбро преследовал противника. После боя он предстал перед Туллом Гостилием и объяснил свои действия попыткой окружить противника. Римский царь, однако, не простил предательства и решил жестоко покарать народ Альба-Лонги. Он тайно послал отряд во главе с Горацием в Альба-Лонгу, чтобы захватить и разрушить город, но не причинять вреда храмам и мирным жителям. Последних насильно переселили в Рим. Пока воины Горация равняли город с землей, Тулл Гостилий призвал к себе альбанское войско, якобы намереваясь наградить за хорошую службу и победу. Царь объявил, что знает о предательстве, и войско Фуфетия было уничтожено.

Победа Тулла Гостилия над Вейями и Фиденами (художник Джузеппе Чезари, 1595 г.)

Рим не просто пополнился новыми жителями – самые бедные люди Альба-Лонги получили на новом месте наделы земли, – но и стал претендентом на главенство во всём Лации, так как Альба-Лонга была центром всего латинского союза и находилась во главе множества общин. Разумеется, падение города не привело к разрушению союза, более того, Рим, в полном соответствии с военным правом, заявил претензии на лидерство в союзе в качестве преемника Альба-Лонги. Но на этом завоевательные войны Рима только начались.

Покорение латинов

Агрессивная политика Рима, а тем более его стремление к господству в Латинском союзе вызвали ожидаемое недовольство соседей. В конце VI в. до н.э. Октавий Мамилий, правитель латинского города Тускула, подговорил тридцать городов латинского союза объединиться против Рима. К союзу присоединился в том числе Тарквиний Гордый – последний царь Рима, изгнанный за деспотизм и преступления против римского народа.

Около 499 г. до н.э. произошли первые столкновения нового италийского союза и Рима: римляне довольно быстро осадили Фидены и подчинили Крустумерию (Крустумерний) и Пренесте. Итоговое сражение войны произошло в битве у Регильского озера. Армией Латинского союза командовал Октавий Мамилий, вместе с ним был Тарквиний Гордый и его сыновья (по крайней мере Секст, из-за которого Тарквиний и был изгнан из Рима). Войско римлян возглавлял диктатор Авл Постумий. В начале боя латиняне теснили римлян, но римский полководец приказал своей личной охране следить за сохранением строя и на месте убивать каждого бежавшего римского солдата, а всадникам – военной элите – спешиться и пополнить ряды пехоты. Римляне сохранили строй и смогли опрокинуть и разбить войско латинян, в плен к Авлу Постумию попало более 6000 вражеских воинов. В бою были убиты сам Октавий Мамилий и сыновья Тарквиния Гордого. Тарквиний же бежал и скончался спустя несколько лет в Кумах.

Спустя три года, около 495 г. до н.э., вольски, умбро-сабельский народ, предложили Лацию объединиться в борьбе с Римом, но латиняне, наученные горьким опытом, выдали послов римлянам. Тем понравилась такая лояльность латинян, они заключили новый договор с соседями и вернули пленников, взятых в битве у Регильского озера.

Вторая Латинская война

Прошло более ста лет с тех пор, как римляне одолели Латинский союз. Почти целый век соседи Рима были покорны, памятуя о своих былых поражениях, но память стирается в поколениях, и к IV веку до н.э. латиняне и соседние племена вновь решили поквитаться со своим давним врагом. Согласно договору, заключённому по итогам Первой войны, латиняне в 358 г. до н.э. ещё предоставили Риму на помощь солдат, но уже в 348 г. до н.э., согласно свидетельствам Тита Ливия, заявили: «Довольно приказывать тем, в чьей помощи нуждаетесь, с оружием в руках латинам сподручней защищать свою свободу, а не чуждое владычество».

В 340 г. до н.э. в Рим прибыли старейшины Латинского союза и потребовали, чтобы латиняне были признаны единым и равноправным с римлянами народом и чтобы один из избираемых римских консулов был латинянином. Сенат на такие уступки не пошёл, и начало войны стало лишь делом времени.

Первая битва состоялась у вулкана Везувий. Согласно легенде, перед боем обоим римским консулам привиделся один и тот же сон: победа достанется той стороне, чей вождь обречёт на смерть самого себя. Консулы решили, что собой пожертвует тот из них, чьи войска первыми начнут отступать. Во время боя первым дрогнуло левое крыло, которым командовал консул Публий Деций Мус – он и бросился в самое пекло сражения, где героически сложил голову. Такой поступок вызвал в рядах римских войск неожиданный подъём, и они, с удвоенной силой накинувшись на врага, одержали победу. После сражения при Трифане римляне окончательно разбили латинов и их союзников, заключив мир на весьма выгодных условиях.

Гибель Публия Деция Муса (художник Питер Пауль Рубенс, 1617 г.)

Одним из таких условий был запрет на коалиции среди латинских племён, а те, кто не получил римского гражданства, вовсе лишался права на торговлю и заключение браков. Таким образом, Сенат страховал Рим от возможных воинственных союзов своих соседей, а в целом по отношению к покорённым племенам Сенат применял классический метод кнута и пряника, давая союзникам юридически закреплённые преимущества. Латинские племена были оставлены на положении федератов, беспокойные города Тибур и Пренесте были лишены части своих земель, а наиболее верные общины – Тускул, Ланувий, Ариция – присоединены к Риму с предоставлением всех прав и гражданства.

В результате двух Латинских войн Рим стал крупнейшим государством Италии, контролировавшим всю Южную Этрурию и Лаций.

Нашествие галлов

Во время Второй Пунической войны Ганнибал едва не дошёл до Рима и не взял его в осаду. Пока карфагенская армия продвигалась по Италии, Вечный Город был на грани паники и хаоса: чтобы умилостивить богов, Сенат принял решение приносить человеческие жертвы.

Впрочем, это не первый случай, когда Рим был в весьма серьёзной опасности. Почти за двести лет до Пунических войн республика столкнулась с воинственными племенами галлов, оказавшихся римлянам не по зубам. Эта война стала настоящей трагедией для римского народа, потому совершенно не удивительно, что родилась красивая патриотическая легенда, призванная сгладить горечь поражения.

В конце V века до н.э. племена галлов перешли Альпы и вторглись в Северную Италию – территорию лигуров и этрусков. В 390-х годах несколько тысяч галлов под предводительством Бренна дошли до Центральной Этрурии и осадили город Клузий, жители которого не замедлили обратиться к Риму за помощью. Сенат направил к галлам трёх послов из старинного и знатного рода Фабиев в надежде уладить вопрос мирным путём. Однако переговоры провалились, послы нарушили нейтралитет, вступившись за клузян, и убили галльского вождя. Разгневанные варвары требовали от Рима выдачи виновных, но, разумеется, получили отказ.

Галлы отказались от осады Клузия и стремительно двинулись на Рим. В битве при реке Аллии (римский историк Ливий датировал её 390 г. до н.э., тогда как греки Полибий и Диодор – 387 г. до н.э.) варвары разметали римское войско, а выжившие римляне бежали в город. Тревога окутала Рим. Население эвакуировалось в соседние земли, сенаторы с оставшимся войском укрылись на Капитолии. Беспомощный Рим был разграблен и сожжён, оставшиеся жители перебиты.

Галлы принимают выкуп от Римского Сената (гравюра XIX века)

Взять штурмом укрепления на Капитолии оказалось гораздо сложнее благодаря отвесным склонам холма, и началась осада. Согласно известной патриотической легенде, в одну ночь галлы всё-таки предприняли попытку взобраться на холм. Они поднимались настолько скрытно и тихо, что ни стража, ни даже собаки их не заметили. Только гуси, посвящённые богине Юноне, внезапно подняли шум в ночи, что и разбудило римлян, отбивших атаку на холм. Эта история выглядит настолько необычной, что её вряд ли можно было придумать без реального основания – гусей действительно содержали при храме Юноны, да и птицы эти шумные.

Спустя семь месяцев осады начались мирные переговоры. Галлы согласились покинуть Рим в обмен на колоссальный выкуп в тысячу тысяч фунтов золота. Уже на пути к Альпам галлы были атакованы новой римской армией, собранной вне Рима за время осады.

Мир с галлами был заключён только в 30-х годах IV века до н.э. Варвары ещё не раз вторгались в Лаций и Южную Италию, но взять Рим им больше не удавалось. Галлы поселились между Альпийским хребтом и рекой По, а несколько столетий спустя при консульстве Юлия Цезаря обитатели Цизальпинской Галлии получили все гражданские права и фактически стали римлянами…  https://warspot.ru/4123-legendy-starinnyh-voyn-rima 

Картина дня

наверх