Македония. От древних времен до дорийского нашествия
Историческая область Македония примыкает к северо-западной части Эгейского моря, рельеф разделил ее на, «верхнюю» - горную и «нижнюю» - приморскую, области. По естественным причинам горные районы издавна специализировались на разведении скота, а на плодородных равнинах приморья процветало земледелие. К концу VI в. до н.э. Македония на юге граничила с Фессалией, на севере с Пеонией, на западе с Эпиром и Иллирией, а на востоке с Фракией. Наверно, стоит отметить, «на всякий случай», что обсуждаемое здесь древнее царство Македония не имеет никакого отношения к современному государству с 2019 года носящему название «Республика Северная Македония», также как современный македонский язык абсолютно никак не связан с древнемакедонским языком античной Македонии.
Люди издавна жили на территории Исторической Македонии, лучшим подтверждением тому является обнаруженное около македонской деревни Неа-Никомидия, расположенной на Салоникской равнине в 59 километрах к западу от города Салоники, неолитическое поселение. Историки считают, что этот населенный пункт существовал около 6200-5300 г. до н. э., столь большая временная «дельта» не должна смущать, чисто «археологические» методы датировки не позволяют, как правило, установить хронологию объектов более точно. В центре древнего поселка находилось квадратное строение, размерами двенадцать на двенадцать метров, разделенное внутри двумя рядами очень толстых столбов на три помещения. Слой пепла и головешек сообщает о том, что здание было уничтожено пожаром, после чего было восстановлено по старому плану. Среди следов пожарища учеными найдены несколько статуэток из необожженной глины, что вместе с другими особенностями этого дома позволяет предположить его культовое назначение. Жилые дома, окружающие святилище, располагались без какой-либо системы, они имели размеры, в среднем, восемь на восемь метров и состояли из одного помещения. Снаружи поселок был окружен двойным кольцом глинобитных стен, толщиной около полуметра, расстояние между стенами достигало двадцати метров.
Все дома поселения строились по одинаковой технологии: в траншее укреплялся ряд деревянных столбов, служащих основой для всего строения, после этого столбы оплетали тростником, поверх которого обмазывали глиной, так возводились стены. Поверх стен укладывались жерди, которые также оплетались тростником и обмазывались глиной, поверх которой шел слой дерна. Полы домов, в ранний период существования поселения, были из утрамбованной земли, в центре пола находились круглые, обмазанные глиной очаги. У входов в дома располагались глубокие ямы-кладовые, для хранения припасов. Поздние постройки Неа-Никомидии (будем называть ее так) становятся значительно более совершенными. Дома уже состояли обычно из двух помещений почти одинаковых размеров, все те же «восемь на восемь». Главное из них, вероятно используемое для жилья, приобрело «настоящий» пол из слоя глины, положенного на гальку и покрытого сплетенными из листьев, камыша и трав циновками.
Второе помещение не имело отделки и, вообще, строилось значительно менее тщательно, скорее всего, оно служило для различных хозяйственных целей. Во дворах домов позднего периода появляются большие печи, служившие как для приготовления пищи, так и для обжига керамики. Глиняная посуда раннего периода «преимущественно темных цветов с преобладающими ладьевидными формами, есть керамика с черной поверхностью; орнамент вдавленный, инкрустированный или расписной». Изделия позднего времени имеют «большое количество разновидностей. Простая керамика представлена здесь монохромной посудой с серой, красной, розовой и коричневой поверхностью. Расписная керамика изготовлялась росписью красным по белому и белым по красному или коричневому».
«… Обитатели поселка занимались и земледелием и животноводством. В напластованиях раннего неолита Кларк и Родден обнаружили более 2 тыс. зерен пшеницы, ячменя, чечевицы, гороха и, возможно, диких злаков. Были найдены и орехи. Предварительный анализ более чем 25 тыс. обломков костей показал, что обитатели Неа-Никомедии разводили преимущественно овец и коз. Крупный рогатый скот и свиньи занимали еще небольшое место. Весьма примечательно высокое качество небольших каменных орудий, изготовлявшихся обитателями Неа-Никомедии.
Приведенные выше материалы показывают, что обитатели Неа-Никомедии перешли к устойчивому оседлому образу жизни уже к последней трети VII тысячелетия. Непрерывное существование поселения в течение многих столетий указывает на полное завершение перехода от охотничье-собирательского быта к производящему хозяйству. Примечательно, что количество костей диких животных значительно уступает остаткам одомашненных коз и овец. Важно и то, что перечень культурных растений довольно разнообразен. Отмеченные обстоятельства позволяют сделать вывод, что обитатели Неа-Никомедии давно прошли стадию сочетания охотничьего хозяйства и архаических форм оседлого земледелия, их экономика полностью основывалась на земледелии и скотоводстве ...» Т.В. Блаватская.
Неолитическое поселение у Неа-Никомедии, разумеется, далеко не единственное в Македонии, просто оно – древнейшее из найденных и хорошо сохранилось. Чем ближе к нам по временной шкале, тем подобных находок становится больше. Стоит упомянуть также об озерном неолитическом поселении Диспилио Касторья, существовавшем с поздней стадии среднего неолита (5600—5000 гг. до н. э.) до конечного неолита (3000 год до н. э.). Здесь археологи нашли деревянную табличка с надписями (датировка – около 5260 г. до н.э.) – один из древнейших памятников письменности в Европе и костяную флейту - древнейший музыкальный инструмент, найденный на территории Европы. Можно отметить и поселение Дикили Тас в восточной Македонии, близ древнего города Филиппы, люди непрерывно жили здесь, начиная с шестого тысячелетия до нашей эры до конца Бронзового века. В этом поселении обнаружено древнейшее изделие из металла в районе Эгейского моря – изготовленная около 5500г. до н.э. медная бусина. Здесь же найдены первые в Европе виноградники и относящиеся к 4300 г. до н.э. следы приготовления вина.
Изыскания археологов позволили историкам предположить, что в период позднего неолита (4000-2800 г. до н. э.) на территории Исторической Македонии происходили некие интенсивные передвижения народов, которые привели к увеличению населения ее западных и центральных районов. «… в поздний неолитический период произошло замещение фессалийских жителей Сервии и Неа Никомедии северянами из Пелагонии либо более отдаленных областей, которые, в свою очередь, уступили натиску народа, перемещавшегося на юг со среднего течения Дуная. Область восточнее долины Вардара-Аксия была заселена группами анатолийского происхождения, которые мигрировали через Фракию, и среднеевропейцами, которые последовали по Аксию на юг. В конце периода неолита в Македонии обитали фессалийцы вдоль ее южной границы, северяне в долине Галиакмона, Линкестиде и на западном краю центральной равнины, а также смешанное население из анатолийцев и дунайцев в долине Аксия. Информации о Пиерии и Эмафии у нас нет …» Ю. Н. Борза.
В начале третьего тысячелетия до нашей эры с востока на Эмафийскую равнину (прибрежную песчаную равнину, низменную и болотистую, около устья македонских рек Аксия, Галиакмона и Лудия) вторглись племена чужаков и оттеснили прежнее население в верхние горные области. Находки археологов, относящиеся к этому периоду, содержат явно малое, для этого времени, количество бронзовых изделий и керамики, созданной с помощью гончарного круга. Похоже, что племена переселенцев не обладали уровнем культуры, характерным для раннего бронзового века, что, возможно, и стало причиной их вытеснения с прежних мест обитания. Есть предположение, что именно с этой волной мигрантов в Центральную Македонию впервые прибыли лошади. Впрочем, в Македонии осела только часть пришельцев, основная их масса отправилась дальше на юг – в Грецию. Но это были только «первые ласточки» грядущего переселения народов.
«… Начало среднего бронзового века (ок. 1900 г. до н. э.) отмечено появлением, так называемых индоевропейцев, чей приход в Грецию в конечном итоге привел к возникновению самых ранних известных форм греческого языка. Кем были эти индоевропейцы и какой язык(-и) они принесли с собой, является предметом споров. … происхождение индоевропейских языков связано с «курганными» народами которые обитали в землях к северу и западу от Черного моря ок. 3000-2500 гг. до н. э. «Курганные» народы мигрировали в бассейн Дуная, а ок. 2600 г. до н. э., в течение раннего бронзового века, двинулись на северо-запад Греции, неся с собой не только свои боевые топоры и конные повозки, но также и свой протогреческий язык. В период приблизительно между 2600 г. до н. э. и началом среднего бронзового века (ок. 1900 г. до н. э.) эти народы благоденствовали в Северо-Западной Греции (некоторые из них проникли вплоть до Сервии и Вертины), сохраняя племенные языки, ставшие основой ряда греческих диалектов. …
Носители данных греческих диалектов заселили разные районы Греции в разное время в течение среднего бронзового века, а одна группа, «северо-западные» греки, создала свой собственный диалект и осела в Центральном Эпире. Они были родоначальниками молосских или эпирских племен. Согласно данной точке зрения, микенский период стал результатом прихода в Грецию говорящих по-гречески людей, уже пользовавшихся различными диалектами. Эти поселенцы обошли Центральную и Южную Македонию, проложив себе путь на юг через Западную Грецию. … «македоняне [были], как и молосская группа, боковой ветвью говорящих по-гречески народов в северной горной части Пиерии приблизительно в 1900-1600 гг. до н. э...» Ю. Н. Борза.
Микенский некрополь расположен на юго-западном склоне плато рядом с древней дорогой, которая вела к укрепленному микенскому поселению, местоположение которого пока не установлено. Гробницы некрополя располагались не менее чем на трех уровнях террас вдоль южной стороны, на расстоянии нескольких метров друг от друга, параллельно и с ориентацией север-юг. Погребальные камеры, имеющие разнообразную форму, были высечены в мягких горных породах, их ширина не превышала четырех метров, а длина семи метров. Некрополь особенно активно использовался в так называемый «дворцовый период» микенского мира, когда процветали Микены, Тиринф и Пилос, в XII в. до н.э. часть гробниц была повторно использована. В захоронениях обнаружены украшения из стекла, фаянса, золота, сердолика, горного хрусталя, а также наборы сосудов. В богатых гробницах, явно принадлежавших знатным персонам, найдено дорогое оружие, указывающее на высокий социальный статус владельцев, и золотые амулеты в форме головы быка (букрании), намекающие на связи с Критом или населением восточного побережья Эгейского моря.
Значение находки некрополя около Айос Димитриос для изучения македонской истории показательно уже тем, что заставило усомниться в своих идеях даже такого убежденного сторонника теории, согласно которой македоняне были не греческим, а всего лишь эллинизированным народом, как американский историк Ю. Н. Борза. «… Нет причин отрицать то, что сами древние ассоциировали район к северу от хребтов Пиерии и Олимпа с чем-то вроде «сердца» Македонии. … Несомненным представляется то, что, каким бы ни был характер населения, обитавшего в Пиерийском регионе в бронзовом веке, оно не имело никакого отношения к микенской культуре, расцветшей на юге вскоре после 1600 г. до н. э. На территории собственно Македонии микенских находок мало. … территория у северной оконечности Термического залива и восточнее Аксия была культурно независима от микенского мира, хотя она и демонстрирует наличие контактов с ним. …». После раскопок некрополя Трапеза он был вынужден признать: «…Подобная картина, однако, может измениться. В ходе раскопок 1985-1986 гг. был открыт микенский некрополь в Айос Димитриос, высоко на перевале Петра, к северу от горы Олимп. … Было ли поселение Айос Димитриос на перевале Петра изолированным аванпостом микенцев-фессалийцев или же предшественником других подобного рода общин, покажут дальнейшие исследования ...».
Дальнейшие исследования показали, что оппоненты американского историка были правы. Находки, сделанные в последние годы в приморских районах Македонии - Пиерии и Эмафии, а также в горной Верхней Македонии подтверждают тесную связь этих регионов с микенским миром и микенское присутствие в них. Греческий историк Димитрис Куюмдзоглу был совершенно прав, когда писал о некрополе Трапеза в Айос Димитриос: «…Эта находка подтверждает присутствие микенских греков в районе Олимпа и смещает севернее границу микенской цивилизации ... Македония в течение последних столетий Бронзового века, по-видимому, явилась распространителем могучей микенской культуры с севера Греции, как в области торговых связей, так и – хотя и в меньшей степени – предметов быта ...».
Однако «сказка Микенской цивилизации» продолжалась для Македонии сравнительно недолго, около 1300 г. до н. э. с севера вновь хлынули новые племена, которые ненадолго задерживаясь в Македонии, следовали дальше на юг, сначала в Фессалию, а затем в материковую Грецию до самого Пелопоннеса, сметая на своем пути микенскую (ахейскую) цивилизацию. Это движение племен, продолжавшееся около ста лет, вошло в историю под наименованием «дорийского нашествия». На самом деле миграция дорийцев была частью куда более крупного процесса перемещения разных народов. «… С конца Бронзового века, с распадом микенских государств новые греческие племена появляются на обширных греческих землях, всегда продвигаясь с севера на юг – дорийцы, фессалийцы, беотийцы и др. Во всех этих перемещениях Македония играет роль своего рода перекрестка, откуда все начинают путь, или, по крайней мере, откуда произошли отдельные из этих племен, особенно же горный район Пинд ...» Димитрис Куюмдзоглу.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
«Ахейская Греция во втором тысячелетии до н.э.» Т.В. Блаватская
«История античной Македонии» А. С. Шофман
«История античной Македонии (до Александра Великого)» Ю. Н. Борза
«Очерки истории Древней Греции» К.М. Колобова; Л.М. Глускина
Свежие комментарии