"Бился перед полками с немцами": лучший поединщик, казачий вожак и потомок древнего боярского рода Леонтий Плещеев
1613 год. Поляков уже выгнали из Москвы, но север России оказался занят шведами, война начатая в Смутное время, продолжалась. Это время стало звездным часом одного из многих замечательных русских воинов Леонтия Степановича Плещеева. Он принадлежал к древнему и многочисленому боярскому роду, но особых богатств ему не перепало и в Смутное время он служил в чине сына боярского (основы служилых людей, составлявших поместную конницу). В 1613 году он приехал в Торжок получить пожалованные ему поместья, однако у местного воеводы были свои планы на эти земли и Леонтий остался ни с чем.
В это время к нему приехали казаки (около 200 чел.), бежавшие со службы Московскому царю и отправившиеся в самовольный поход "за зипунами" на "немцев" в Новгородские земли. Видимо, они хорошо знали Леонтия, которому целый год довелось сидеть в плену у тушинского вора, в лагере которого "обитали" большинство мятежных казаков, переходивших от одного хозяина к другому. Казаки попросили Леонтия возглавить их набег и он согласился, направив силы на Удомлю, занятую шведами. Удар оказался неожиданным. Нападавшие выбили шведов из города и построив "острожек" для своего лагеря, занялись грабежами местного населения ("на корм защитникам"), "побивая" все иностранные отряды, заезжавшие на "подвластную" им территорию.

Жалобы на действия Плещеева посыпались к московским боярам и было даже решено "воров" перебить, отправив на них войска, но "руки не доходили". Князь Семен Прозоровский, видя в смутьянах, хороший военный потенциал, рассудил по другому. Он прислал в лагерь Плещеева авторитетного казачьего атамана Максима Чекушникова и тот уговорами и угрозами привел казаков Плещеева к присяге царю Михаилу Федоровичу. Это и спасло казаков. Шведы, имевшие трехкратное превосходство в силах, неожиданно напали на лагерь. Люди Плещеева уже "едва" выдерживали ожесточенные приступы шведов, когда их острожек был отбит подоспевшими отрядами князя Прозоровского. Так отряд Леонтия влился в царское войско, направлявшееся освобождать исконные русские северные земли от шведских захватчиков.
Леонтий участвовал во многих боях "бился явственно", записывая многих пораженных "немцев" в свой послужной список, два раза под ним гибли лошади, один раз настигла пуля " на вылет". Влиятельные родственники Плещеева устроили его перевод из войска в Москву, но Леонтий отказался отбыть с театра военных действий, сославшись на ранение. Участвуя в боях у Тихвина, он более всего прославился как умелый и удачливый поединщик, который дрался перед полками с неприятельскими бойцами.

Месть была одним из движущих мотивов Леонтия Степановича. В Смутное время, пятью годами раньше, казаки-черкасы напали на его семью, бежавшую из Москвы в новгородское поместье. Погиб брат Леонтия и дворовые люди, сестру увели в полон, мать бросили на дороге. Когда Плещеев узнал, что к шведским силам присоединился большой отряд запорожских казаков, он стал методично вызывать их на поединки. Дрался сын боярский копьем, верхом на лошади. В послужном списке полка князя Прозоровского записано: "Да под Тихвиною ж Левонтий Плещеев перед воеводы и перед полками с литовскими людми бился на поединках, и на тех поединках убил трех мужиков копьем". Сам Плещеев в описании своей службы заметил, что также во время этих схваток был много раз ранен. Участвуя в героической обороне Тихвина, в одном из боев Леонтий как обычно "сколол" очередного немца копьем, но получив 2 пули в ногу, выбыл из строя до конца военных действий.
После войны Леонтий Степанович вернулся в Москву и был пожалован в "московские дворяне". Воевал в русско-польской войне, затем оставив военное поприще, стал влиятельным чиновником. В 1648 году во время Соляного бунта погиб от рук толпы вместе с дьяками Петром Траханиотовым и Назарием Чистым.
Статья основана на исследованиях известного историка военного дела Русского государства XVI-XVII вв. Олега Александровича Курбатова. https://zen.yandex.ru/media/id/5c5abbb320c8dd00aee11d95/bils...
Свежие комментарии