На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Змеевик князя Владимира Мономаха.Что кричали в древней Руси когда шли в атаку (2 статьи).

Змеевик князя Владимира Мономаха.

Змеевик Владимира Мономаха

Змеевик Владимира Мономаха

Языческий талисман со змеевидной фигурой скифской богини, защищающий владельца от болезней и смерти, принадлежал в XI веке русскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху. У золотого змеевика Владимира Мономаха есть и другое название —«черниговская гривна Владимира Мономаха».


Золотая княжеская гривна, возможно, была утеряна князем во время охоты на берегах реки Белоуса под Черниговым, а найдена в 1821 году.

zmeevik-serebryan

Змеевики XI — XIII веков являются прекрасным примером русского двоеверия, сочетавшего изображения христианских православных святых, с древними языческими верованиями и изображениями змееногой скифской богини Апи, повелевающей рождением, жизнью и смертью.

Происхождение теонима ‘Хорс’ — «солнечного бога», занимающего важное место в славянском фольклоре, где солнце зачастую представлялось как ‘девица’. Теоним ‘Хорс’ имеет полное фонетико-семантическое совпадение с древне-индийским hṛṣu‘радостный, довольный’, происходящего от кардинального значение корня hṛṣ в древне-индийском, как ‘ощетинивание, эрекция’, возводимому к праиндоевропейскому этимону *ghers(*ghers-) ‘ощетиниваться’. Таким образом, теоним ‘Хорс’ интерпретируется как божество плодородия, сочетающее функции ‘солнечного героя’ и ‘хтонического бога’. Харша — harṣa — «радость, удовольствие, счастье».

Змеевик, как оберег, украшал эгиду богини АФИны (др.греч. (Άθηνά), и этрусской богини Менрвы.

Курган большая Цимбалка. Змееногая богиня скифов

Курган большая Цимбалка. Змееногая богиня скифов

На лицевой стороне «черниговской гривны Владимира Мономаха» изображён архангел Михаил, о чём свидетельствует древнерусская надпись «М[и]х[а]илъ», расположенная по обе стороны от фигуры архангела.

Вокруг изображения архангела Михаина надпись на греческом языке, содержащая обращение к Богу: «Свят, свят, свят господь Саваоф, исполнены небо и земля славы твоей».

На оборотной стороне языческое изображение змееногой скифской богини Апи. По краю змеевика написано обычное для всех змеевиков языческое заклинание от болезней, обращённое к Земле-Матери («матицы», «истеры», «Дъны»).

Заклинание на змеевике Владимира Мономаха написано на древнегреческом языке и трудно для перевода из-за использования особого диалекта или искажений.

В этрусской бронзовой химере изображено то же самое заклинание Великой Матери, повелевающей Рождением (коза), Жизнью (лев), Смертью (змея)

Один из вариантов перевода Г.С. Дестуниса, более близок к оригиналу: «Матица ты чёрная, как змея ты вьешься, как дракон свищешь, как лев рычишь, как ягненок спи!».

Скифская змееногая богиня Апи. Курган Куль-Оба, Пантикопей (Керчь) 4 век. до н.э.

Ближе к центру оборотной языческой стороны змеевика — надпись упоминающая христианское имя владельца, данное ему после обряда крещения: «Г[оспод]и помози рабу твоему Василию. Амин[ь]» — написано по краю. Василий — крестильное имя Владимира Мономаха. В центре княжеского змеевика изображена женская фигура змееногой богини Земли-кормилицы с женской грудью, а ниже пояса её клубок змей. Пара змей, в виде рогов, исходит из головы богини. Змеи символически связаны с землёй, с подземными силами плодородия, зарождения жизни, и ухода из жизни — смерть возвращает всё живое обратно в Землю-Матушку.

zmeevik-vladimira-monomaxa

Изображение Михаила Архангела на лицевой стороне змеевика и языческое заклинание на оборотной стороне, должны были с удвоенной силой древнего языческого божества и нового христианского святого защитить владельца талисмана от всех бед, болезней и смерти. Змеевик демонстрирует внутреннюю связь между язычеством и новой христианской религией, уравнивая магические значения обеих сторон княжеского амулета.

monomakh-hunting-1

Надписи на дорогих амулетах-змеевиках, как правило называют своих хозяев по именам, игнорируя их социальный статус, подобные обращения не свойственны иерархическому средневековому мышлению, а принадлежат античности. По палеографическим признакам надписи на змеевике сделаны в XI веке. Связь с Владимиром (Василием) Мономахом вполне обоснована, как временем правления князя Владимира Мономаха в Черниговской земле (1076—1094 гг.), так местом находки в окрестностях Чернигова, где князь часто охотился, так и ценностью изделия, соответствующего княжескому статусу. Вес золотого княжеского змеевика составляет две гривны золота, то есть около 186 грамм, диаметр 7 см.

«Золотой змеевик Владимира Мономаха» хранится в Золотой Кладовой Русского музея. Змеевик лежит на стенде христианской стороной вверх.

На ранних этапах существования на Руси православной церкви её отношение к магическим амулетам-змеевикам не были нетерпимыми. В Древней Руси змеевики, очевидно, обладали определенной популярностью среди большей части населения, и ношение змеевиков не осуждалось церковью категорически. Археологи находят змеевики, изготовленные из недорогих материалов, что свидетельствует о их почитании и ношении во всех слоях общества. Многие змеевики найдены в ризницах соборов, яшмовый образец змеевика был отдан в божницу Троице-Сергиевой лавры Иваном Грозным. В Троице-Сергиевой лавре хранился иконостас, в центре которого был врезан змеевик. На ранних этапах христианизации Руси церковные иерархи, видимо, и сами не отвергали магическую силу змеевиков. Долгое время змеевик принадлежал православным полоцким епископам, а другой змеевик использовался ими в качестве панагии при христианских богослужениях. Магический статус змеевиков несомненен, он появился в Византийской культуре около Х века в готовом виде, то есть был заимствован, очевидно, из индо-арийской скифской культуры, в которой происходило становление и развитие этого образа богини — Великой Матери.
На рубеже Х-ХI вв. в Византии появляется новый тип змеевиков, ставший эталоном для всех последующих изделий: в этот момент возникают круглые амулеты со змеиным гнездом, hystera-формулой и классическим христианским изводом на оборотной стороне.

http://ru-sled.ru/zmeevik-vladimira-monomaxa/

Что кричали в древней Руси когда шли в атаку

Русский боевой клич «Ура!» известен всему миру. А что кричали, идя в бой, на Руси в древности?

Древний и средневековый периоды

В летописях не сохранилось свидетельств о том, каким был клич древнерусских воинов. Однако византийский писатель и историк Прокопий Кесарийский, живший в V веке, писал, что славяне во время боевых действий перекликались волчьим воем.

В период формирования древнерусского государства дружины первых князей из династии Рюриковичей, вероятно, шли в бой, выкликая имена скандинавских богов: «Один!», «Тор!» Князья были скандинавского происхождения, в бой они водили варяжских наемников, так что подобное предположение напрашивается само собой. Могли они выкривать и название рая: «Вальхалла!». Этот клич — более ранняя версия возгласа крестоносцев, которые шли в бой с криком: «Наконец-то в рай!» Возможно, позднее на смену скандинавским божествам пришли славянские, и воины, устремляясь в бой, начали призывать Перуна и Велеса.

В христианские времена древнерусские дружины могли восклицать: «С нами Бог!», поскольку этот клич был принят в Византийской империи, а в среде древнерусской элиты все византийское было в моде. Иногда клич был более кратким: «Спас!»

Если говорить о более экзотических версиях, то можно вспомнить оригинальную идею последователей Задорнова,писателя-сатирика: в древнейшие времена «славяно-арии» могли кричать «у-Ра!» Известный воинский клич Задорнов интерпретирует таким образом: воины заявляют о своей приверженности богу солнца Ра, говорят, что все они пребывают «у Ра».

С распадом на удельные княжества у воинов появляются кличи по названию их стольного города: «Суздаль!», «Господин Великий Новгород!», «Тверь!», «Рязань!» Иногда выкликали имя своего князя или воеводы. Есть свидетельства, что в битве при Липице в 1216 году воины кричали: «Коста!», «Мстислав!», «Гьюрш!» (Георгий), «Ярослав!». У жителей Великого Новгорода был также клич «Умрем за святую Софию!».

XVI-XVII века

Один из самых известных воинских кличей этого времени - «Сарынь на кичку!» Этот леденящий душу вопль раздавался над Волгой, когда на торговое судно нападали разбойники. «Кичка» — это нос корабля, «сарынь» — беднота, голытьба. То есть простым бедным людям предлагалось собраться на носу корабля и сидеть там смирно, пока идет грабеж.

Стрельцы, устремляясь в атаку, тоже выкрикивали свой ясак (название боевого клича). При этом у каждого стрелецкого приказа ясак был собственный. Иногда они выкрикивали подбадривающие возгласы типа: «Махай!», «Шибай!», «Дерзай!», «Бушуй!» В других случаях ясаки носили утвердительный характер: «Готов!», «Выбран!» Иногда в качестве боевого клича использовали названия птиц: «Сокол!», «Кречет!»

Для этого времени также был характерен возглас «С нами Бог!» С таким кличем шли в бой воины ополчения Минина и Пожарского.

Эпоха Петра I

Относительно того, когда именно в русских войсках утвердился клич «Ура!», существуют разные мнения. Одна из точек зрения такова: это было при Петре I. Он вначале отменил разнообразные стрелецкие ясаки и внедрил возглас «Виват!» При этом кричать ясаки, находясь в строю, запрещалось под страхом смерти. Видимо, таким образом государь надеялся прекратить беспорядочные стрелецкие крики и придать войску вид упорядоченный и стройный, как в европейских армиях. И идти в атаку, и восклицать боевой клич русские солдаты должны были одновременно и дружно, как на параде. Однако возглас «Виват!» просуществовал недолго - повсеместно распространился знаменитый крик «Ура!»

http://russian7.ru/post/chto-krichali-v-drevney-rusi-kogda-s...

Картина дня

наверх