Столетняя война медного века
В середине третьего тысячелетия до нашей эры на земле Древнего Шумера полыхал военный конфликт, который по ожесточённости не уступал современным. Война между городами Лагаш и Умма за плодородные пограничные поля области Гуэден длилась несколько поколений. Радость побед сменялась горечью поражений, кратковременные перемирия – кровавыми схватками. Казалось, ничто не могло остановить эту вечную череду сражений.
На заре шумерской цивилизации поселения земледельцев были окружены необжитыми болотистыми берегами и сухими равнинами междуречья Тигра и Евфрата. Трудолюбивый шумерский народ осваивал всё новые и новые территории в южной части междуречья – основывались города и деревни, строились ирригационные каналы, росло население. Примерно к XXVIII веку до н. э. свободных земель практически не осталось. Примерно в это же время вокруг общинных центров стали формироваться города-государства (номы). Таких центров, каждый из которых состоял из одного крупного города, нескольких городков и окрестных посёлков, возникло около двадцати. Главнейшей проблемой Древнего Шумера стала нехватка продовольствия – производство продуктов питания (прежде всего, зерна) не поспевало за ростом численности жителей номов.
sumerianshakespeare.com
На этапе формирования организованного общества важнейшей фигурой нома стал распорядитель работ и руководитель строительства, носивший титул «энси». Этот человек был верховным жрецом бога-покровителя города и, опираясь на религиозный авторитет, управлял жизненно важной системой ирригации, а также сбором, хранением и распределением урожая.
Выходом из непростого экономического положения для нома был захват у соседей их полей или участков, где от основного русла реки отводился оросительный канал. Обладая ключом к воде, можно было диктовать соседям свою волю. Обычно под руководством военного предводителя, носившего титул царя (лугаля), шумерский город побеждал ближайших соперников, отбирал спорные территории и облагал побеждённых данью. Когда у власти в городе-победителе оказывался менее способный правитель, враги снова поднимались на борьбу, и так продолжалось столетиями.
Первым гегемоном всего Шумера был город Киш, затем при легендарном Бильгамесе (Гильгамеше) его место занял Урук. Ещё не раз великие воители силой оружия заставляли большинство номов платить дань и выполнять работы для своих городов, но ни один из них не смог создать единого государства. Военное доминирование Киша оставило в истории шумеров столь сильный след, что все последующие гегемоны вне зависимости от происхождения объявляли себя царями Киша.
Противоборствующие стороны: Умма и Лагаш
Характерным примером конфликта двух городов за пограничные земли является война между номами Умма и Лагаш. Область с центром в городе Умма находилась в юго-восточной части Шумера между реками Тигр и Евфрат. Историки располагают лишь немногочисленными отрывочными источниками об Умме и предполагают, что в своём развитии он прошел путь, аналогичный более известным шумерским городам. Понятия общества и государственности в Умме не различались, вся земля нома и всё, что было на ней расположено, считались собственностью бога плодородия Шара.
Название города Лагаш в переводе с шумерского означает «Место воронов», божеством-покровителем этого нома был «владыка земледелия» Нингирсу. Само имя этого божества переводится как «хозяин Гирсу». Гирсу являлся вторым по численности населения, но, видимо, первым по религиозной значимости городом нома Лагаш. Кроме того, защитными стенами были окружены шесть городов поменьше. Площадь Лагашского нома оценивается примерно в 1000 кв. км. Земледелие нома опиралось на реку Тигр, протекавшей по «владениям» бога Нингирсу на протяжении 65 км, и семь крупных каналов общей протяжённостью около 100 км. Свободное население нома составляло от 125 000 до 150 000 человек, 36 000 из которых приходилось на взрослых мужчин.
Начало пограничного спора
В 15–20 км севернее Лагаша и Гирсу начинались земли нома Умма, линия соприкосновения составляла нескольких километров с запада на восток. Пограничная область под названием Гуэден была весьма плодородной, а потому представляла немалую ценность – и уммиты, и лагашцы желали заполучить эту территорию и оспаривали её принадлежность.
Точное время начала спора неизвестно, но, когда около 2500 года до н. э. Умма и Лагаш зависели от правителя с севера, он уже существовал. Могущественного правителя звали Месилим – он установил свою власть над значительной частью Шумера, диктовал свою волю побеждённым и принял титул царя Киша. Желая навсегда разрешить проблему Гуэдена, он разделил её между спорщиками. Призвав на помощь оракул бога справедливости Сатарана, царь Месилим обозначил новую границу при помощи рва и установил стелу с соответствующей надписью. Древний источник так излагает эти события:
«Энлиль [главное божество шумерского пантеона], царь всех земель, отец всех богов, определил границу для Нингирсу [бога-покровителя Лагаша] и для Шара [бога-покровителя Уммы] своим нерушимым словом, и Месилим, царь Киша, отмерил её по слову Сатарана [бога справедливости] и воздвиг там стелу».
Лагашцы были вполне удовлетворены разделом, уммийцы же посчитали, что их обделили, однако спорить с Месилимом у Уммы не было возможностей.
Раунд первый: Акургаль из Лагаша против Уша из Уммы
Казалось, что Месилим разрешил спор между соседями. По крайней мере, до конца его жизни Умма и Лагаш не возобновляли конфликт. Примерно через полвека после возведения пограничной стелы правителем Лагаша стал человек по имени Ур-Нанше, который проводил куда более независимую политику, чем его предшественники, и фактически вывел свой ном из-под власти царей Киша. После смерти Ур-Нанше ему наследовал сын по имени Акургаль.
В это же время в Умме правил владыка по имени Уш. Умма оставалась под верховной властью неизвестного нам царя Киша, который был недоволен потерей контроля над Лагашем. Желая наказать лагашцев, царь Киша поддержал претензии уммийцев на всю ранее разделённую спорную область. Войско Уммы вторглось в земли Лагаша и захватило весь Гуэден. Пограничная стела была разрушена, а правитель Лагаша Акургаль погиб.
louvre.fr
Раунд второй: Эанатум из Лагаша против Уша из Уммы
Следующим правителем Лагаша стал сын погибшего Акургаля по имени Эанатум. Первые годы у власти он занимался восстановлением хозяйства нома, пострадавшего от войны. Получив горький урок военного поражения, жители Лагаша сосредоточили свои усилия на создании мощной армии. Через некоторое время Эанатум посчитал себя достаточно сильным, чтобы отомстить убийце своего отца. В решающем сражении войско уммитов было почти полностью уничтожено. После катастрофического поражения в Умме вспыхнуло восстание, жертвой которого стал Уш.
Что же касается правителя Лагаша, то он восстановил границу согласно решению Месилима и поставил несколько собственных пограничных стел. Одной из них является частично сохранившаяся до наших дней всемирно известная Стела коршунов, которая содержит следующую надпись:
«Я, Эанатум, на Умму подобно злому ветру ветров потоп наслал… Людей Уммы оружием поразил, горы трупов насыпал. …Эанатум ударил, 3600 трупов нагромоздил. …Я – Эанатум – для Нингирсу чужие земли разрушил, Нингирсу его любимое поле Гуэден в руки вернул».
Чтобы призвать шумерских богов в свидетели справедливости своего деяния и нерушимости границы, Эанатум построил в Гуэдене несколько новых святилищ.
louvre.fr
Разгромленные уммиты выбрали себе нового правителя по имени Энекале. Тот обязался выплачивать дань и дал клятву никогда больше не воевать с Лагашем:
«Никогда во веки веков я не нарушу границ Нингирсу, никогда я не вторгнусь на его дамбы и каналы, никогда не расколю ни одной стелы. Если я нарушу границы, то пусть сеть Энлиля, которой ловили пленных, которым я поклялся, упадет на Умму с небес».
Как ни странно, Эанатум желал достигнуть компромисса с соседями и окончательно разрешить пограничный конфликт. Между двумя государствами он выделил полосу ничейной территории, а также предоставил поверженным врагам поля в Гуэдене и даже других землях Лагаша. За это уммиты должны были отдавать Эанатуму и его наследникам часть выращенного на этих землях урожая.
Разобравшись со старым врагом, правитель Лагаша продолжил воевать. Вначале были разгромлены южные шумерские города, затем последовал победный поход на восток против страны Элам. Затем Эанатум провозгласил себя царем Киша. Чтобы подтвердить этот титул, ему нужно было разгромить сильнейший из северных городов Шумера под названием Акшак и его союзника – уже известный нам город Киш. Войско северян вторглось в земли Лагаша, но было разбито и откатилось назад. Хотя до завоевания всего Шумера было ещё далеко, Эанатум вынашивал большие планы на будущее. Временно прекратив военные походы, он решил разобраться с хозяйством и занялся строительством грандиозного ирригационного канала.
Но почивать на лаврах Эанатуму не довелось – недавно разгромленные эламиты пошли войной на империю Лагаша. С большим трудом лагашцам удалось вытеснить врага со своей территории. Пока войско Эанатума воевало с Эламом, с севера на земли Лагаша вторглись армии Акшака и Киша – лагашцы разбили и их, совершив ответный поход на север. Воспользовавшись уходом лагашской армии, с востока вновь напали эламиты – Эанатуму опять пришлось воевать с ними. В это же время северные враги из Акшака и Киша вступили в союз с могущественным царством Мари. Трудно представить, какие усилия понадобились Эанатуму, чтобы разбить союзников – тем не менее, он сделал и это. Вскоре после своего очередного триумфа великий полководец исчезает из источников, а ему на смену приходит его брат. Весьма высока вероятность того, что удача всё-таки отвернулась от правителя Лагашской империи и он погиб в одном из последующих сражений.
Раунд третий: Энанатум из Лагаша против Ур-Луммы из Уммы
Когда брат Эанатума с очень похожим именем Энанатум наследовал власть над Лагашем и подвластными ему номами, он был уже пожилым человеком. В это же время в Умме умер правитель Энекале, выбранный уммийцами после разгрома лагашцами. Его сын и наследник по имени Ур-Лумма посчитал, что отцовская клятва на него не распространяется, и отказался платить Лагашу дань. На помощь уммийцам пришли неизвестные нам «иноземцы» с севера, и союзная армия разгромила лагашцев. Гуэден был потерян для Лагаша – враги засыпали оборонительные рвы, разбили пограничные стелы и разрушили святилища богов. Древний источник из Лагаша содержит такие строки:
«Ур-Лумма, правитель Уммы, лишил пограничный ров Нингирсу и пограничный ров Нанше воды, вырыл стелы пограничного рва и предал их огню, разрушил посвящённые святилища богов, воздвигнутые в пограничном поселении Намнунда-кигарре, получил помощь из чужих стран и, наконец, пересёк пограничный ров Нингирсу».
Раунд четвёртый: Энтемена из Лагаша против Ур-Луммы из Уммы
Как уже упоминалось, Энанатум был пожилым человеком. Он не только не смог удержать завоеванные братом города, но и защитить границы исконных владений Лагаша. Доступные нам документы показывают, что после военных неудач Энанатум исчезает из записей. Судьба этого правителя доподлинно неизвестна – скорее всего, он умер от естественных причин. В пользу этой версии говорит тот факт, что во главе лагашского государства стал сын Энанатума по имени Энтемена. Первоочередной задачей нового владыки Лагаша стала борьба с Уммой – битва произошла у городка под названием Гана-Угигга:
«Энтемена, возлюбленный сын Энанатума, разбил его [Ур-Лумму]. Тогда Ур-Лумма бежал, а он [Энтемена] истреблял войска Уммы до самой Уммы. <…> его [Ур-Луммы] отборный отряд из 60 колесниц он истребил <…> на берегу канала Лумма-гирнунта. А тела его [Ур-Луммы] людей он [Энтемена] бросил на равнине на съедение зверям и птицам и затем нагромоздил их скелеты в пяти местах».
Как видно, уммиты вновь были разбиты, а войско Лагаша дошло до стен самой Уммы. По уммитской традиции, проигравший войну Ур-Лумма был убит своими же людьми во время вспыхнувшего против него восстания.
Лагашу не удалось сполна вкусить плодов своей победы – в конфликт вмешалась третья сторона. К северу от Уммы располагался шумерский город Забалам – его войско под предводительством человека по имени Иль разорило северные земли Лагаша, а затем отошло на свою территорию. Поверженной Умме был нужен сильный лидер, Иль подходил для этого как нельзя лучше, и уммиты избрали его новым верховным жрецом и правителем. Чтобы показать подданным свою силу, Иль начал провоцировать Лагаш на новый конфликт, выплатив ему лишь мизерную часть от наложенной дани. Энтемена не решался начать новую войну с Уммой и пытался решить спор дипломатическими методами. Как раз в это время в Шумере снова появляется полководец, возложивший на себя титул царя Киша. Этот человек, имя которого нам неизвестно, принудил стороны признать первую границу, установленную ещё царем Месилимом в самом начале конфликта. В качестве компенсации Умма больше не должна была уплачивать дань Лагашу.
Пять поколений войны
И правитель Лагаша Энтемена, и правитель Уммы Иль дожили до старости и умерли по естественным причинам. При их жизни города-соперники больше не оспаривали пограничные земли. Что касается Лагаша, то Энтемене наследовал его сын Энанатум II – ничем выдающимся он не запомнился и потерял власть через несколько лет после начала правления. С его уходом угасла и династия правителей Лагаша, основанная Ур-Нанше пятью поколениями ранее.
С 2450 по 2334 год до н. э. длился конфликт между соседними шумерскими городами за плодородные поля Гуэдена. После ста шестнадцати лет кровавых сражений и периодов непрочного мира ситуация вернулась к начальному положению.
Литература:
- Дьяконов И. М. О площади и составе населения шумерского «города-государства». Вестник древней истории, 1950
- Robert McAdams. An Interdisciplinary Overview of a Mesopotamian City and its Hinterland, 2008. ISSN 1540–8779
- William J. Hamblin. Warfare in the Ancient Near East to 1600 BC. Holy Warriors at the Dawn of History. London and New York: Routledge
- Samuel Noah Kramer. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971. ISBN-10: 0226452387 ISBN-13: 978–0226452388
- Leonard Woolley. The Sumerians, 1965. ISBN-10: 1566196663 ISBN-13: 978–1566196666
- Trevor N. Dupuy. The Evolution of Weapons and Warfare. Indianapolis, IN: Bobbs-Merrill, 1980
- Richard A Gabriel and Karen S. Metz. From Sumer to Rome: The Military Capabilities of Ancient Armies. Westport, CT: Greenwood Press, 1991
- R. Ewart Oakeshott. The Archaeology of Weapons. New York: Praeger, 1963
- Mark Schwartz, Warriors at the dawn of time. Karwansaray Publishing – Ancient Warfare Magazine 2, 2005
http://warspot.ru/10279-stoletnyaya-voyna-mednogo-veka
Последняя война за Гуэден
В 2334 году до н. э. кровопролитная война между шумерскими городами Лагашем и Уммой за пограничную область Гуэден, наконец, завершилась. За более чем столетие походов и битв война стала обыденной, а высокий статус полководцев стал угрожать традиционной власти жрецов. Шумерское общество раздирали политические противоречия и экономическое неравенство. Особенно тяжело этот кризис проходил в Лагаше, чем и поспешил воспользоваться его извечный враг – Умма. Война за Гуэден началась вновь и на этот раз стала последней.
Столетняя война за Гуэден завершилась фактической победой лагашцев. Условия мирного договора были высечены в камне и подкреплены божественным авторитетом:
«Человек из Уммы, который перейдёт пограничный ров Нингирсу и пограничный ров Нанше, чтобы силой завладеть полями и хозяйствами, будь то гражданин Уммы или чужеземец — да поразит его Энлиль, да накинет на него Нингирсу большую сеть и опустит на него свою могучую длань и свою могучую стопу, да восстанут на него люди его города и да повергнут его ниц посередине его города!»
Этот древний текст был совершенно ясен любому жителю Древнего Шумера. Боги шумеров не прятались от них, а «жили» совсем рядом в специально построенных домах, которые сейчас называют храмами. Почти каждый из богов «выбирал» себе общину из самых верных и преданных слуг, где и селился. Абсолютно всё на землях этой общины, включая людей, «принадлежало» божеству. Город Умма «принадлежал» богу Шару, а город Лагаш – богу Нингирсу. Поэтому, когда шумеры говорили, что бог Шар враждует с богом Нингирсу, то было понятно, что город Умма воюет с городом Лагашем.
Умма после столетней войны
Иль (последний правитель Уммы времён столетней войны с Лагашем) согласился прекратить конфликт с соседями и сумел сохранить свой титул до самой смерти. Илю наследовал его сын Лугальзагеси. Смена власти в Умме произошла в 2336 году до н. э., когда новому правителю исполнилось 23 года. В переводе с шумерского Лугальзагеси означает «Блестящий Царь» – вряд ли это было личным именем правителя. Более вероятно, что такое имя было принято при восшествии на престол, либо после неких успешных деяний этого человека. Отметим, что правители Уммы довольствовались более скромным титулом энси, поэтому принятие Лугальзагеси царского титула, скорее всего, было связано с его военными успехами. Так или иначе, при отце и сыне из новой династии Умма восстанавливала разрушенное войной хозяйство.
Лагаш после столетней войны
В то же время Лагаш испытывал экономические и политические трудности. Имперская политика так называемой Первой династии (Ур-Нанше) позволила этому городу претендовать на власть над всем Шумером, но оказалась обременительной для земледельческих общин и храмов. После падения династии Ур-Нанше в Лагаше правили ставленники жрецов бога Нингирсу – первым из них был некто по имени Дуду, а затем его наследники Энентарзи и Лугальанда. Правящая верхушка Лагаша в лице жрецов и сановников царского дворца не могла поделить земли и богатства страны. Пользуясь слабостью власти, чиновники спешили обогатиться – простые люди и даже жрецы облагались всё новыми податями. Злоупотребления властью и невозможность найти справедливость стали печальной нормой жизни. Ресурсы государства, ранее направлявшиеся на поддержание социальной стабильности и минимального уровня благополучия населения, оказались в руках внезапно появившихся богачей.
sumerianshakespeare.com
Уруинимгина – новый властитель Лагаша
Последний из тройки послевоенных энси Лагаша по имени Лугальанда за семь (или девять) лет своего правления прибрал к рукам и храмовые, и царские земли. Кроме того, его жена стала собственницей огромного личного поместья, где трудились зависимые от семьи правителя люди.
Примерно в 2319 году до н. э. Лугальанда был отстранен от власти. Судьба бывшего правителя неясна, однако известно, что его супруга сохранила свои земли и положение в обществе. После переворота Лагаш возглавил чиновник из окружения Лугальанды по имени Уруинимгина. Жена Уруинимгины по имени Шагшаг, вероятно, приходилась тёткой Лугальанде – из этого можно сделать вывод, что новый энси Лагаша был уже немолодым человеком. Древний источник намекает на процедуру выборов или утверждения правителя:
«Когда Нингирсу, витязь Энлиля, Уруинимгине царство Лагаша передал и перед 36 000 мужами его мощь выделил, то прежние божественные решения он осуществил, слово, которое царь его Нингирсу высказал, он установил».
Прежде всего, нового энси поддержали священники, которые надеялись, что он вернет им контроль над утерянными землями. Обычные лагашцы мечтали об улучшении своего тяжёлого положения. Что же касается новой околодворцовой знати, то она была просто недовольна смещением Лугальанды и боялась за свои богатства.
Взяв власть в свои руки, Уруинимгина приступил к реформам. По обычаям всех традиционных обществ он огласил их как возврат в старые добрые времена предков, когда люди жили согласно воле богов. Часть налогов и обязательных работ для общинников была отменена, прочие – упорядочены. Рядовые жрецы больше не страдали от непосильных поборов. Некоторые из земель или доходов от них вернулись под власть храмов. Было восстановлено и расширено самоуправление земледельцев и ремесленников. В то же время, новая земельная знать сохранила присвоенные общинные и царские земли. Несмотря на пышность формулировок отчета Уруинимгины перед божеством-покровителем Лагаша об установлении им социальной справедливости, основные причины кризиса устранены не были. Более того, новый энси приостановил процесс централизации власти и законсервировал конфликт внутри общества.
Умма и Лагаш снова воюют
После стольких усилий и вековой войны за спорную пограничную область Гуэден было трудно ожидать, что уммийцы смирятся с поражением, а молодой энергичный правитель и восстановленная экономика позволяли им надеяться на победу. На этот раз лидеры Уммы извлекли уроки из прошлого и пришли к выводу, что в одиночку им Лагаш не одолеть. Был заключен военный союз с городом Уру-Аз (в переводе с шумерского – «Город собаки»). В своё время лагашский завоеватель Эанатаум захватил этот город, убил его энси и разрушил защитные стены.
Неизвестно, знали ли уммийцы о проблемах соседей. Возможно, что и в самой Умме шёл процесс расслоения общины и создания централизованного государства – в таком случае идея реванша объединила бы уммийцев, а наличие извечного внешнего врага объяснило бы все трудности.
В 2317 году до н. э., на второй год правления в Лагаше Уруинимгины и на девятнадцатый год правления в Умме Лугальзагеси, лагашцы совершили успешный военный поход против Уру-Аза. Войско врагов Лагаша было разгромлено, земли – разорены, часть жителей – уведена в рабство. Одержав эту победу, энси Уруинимгина принял титул лугаля.
В следующем, 2316 году до н. э. Лугальзагеси неизвестным нам способом утвердил свою власть над более крупным и сильным, чем Умма, шумерским государством с главным городом под названием Урук. Вероятно, что в этом каким-то образом был замешан правитель другого шумерского города – Адаба. Всё это рисует картины обширной дипломатической и военной подготовки Лугальзагеси к решающей схватке. В том же году объединённые силы двух городов вторглись в земли Лагаша, но были отброшены. Однако угроза была столь значительной, что жителям пограничных областей пришлось искать укрытия в Гирсу – самом укреплённом лагашском городе.
dainst.org
Успехи Лугальзагеси
В 2315 и 2314 годах до н. э. «мужи Урука», откуда объединённым государством Урук-Умма правил Лугальзагеси, совершили ещё два похода против лагашцев. Чтобы отбить эти нападения, Уруинимгине пришлось использовать все наличные силы. Документы отчётности показывают, что треть его воинов погибла, а 40% были ранены, но снова вступили в строй. С врагом сражались рыбаки, пастухи, земледельцы и дружины храмов, многие земли были разорены: каждодневное натуральное довольствие общинников уменьшилось на 10%, рабов – на 60%.
Не преуспев в войне против Лагаша, Лугальзагеси направил свои усилия на подчинение других шумерских городов. Его войска подавили мятеж в урукском городе Ларса, затем были разбиты восставшие в Уре, Адабе и Кише. Овладев священным центром всех шумеров городом Ниппур, Лугальзагеси провозгласил себя энси Уммы, лугалем Урука и «лугалем Страны»:
«Когда Энлиль, царь стран, передал Лугальзагеси царство над страной, когда он обратил к нему взоры всей страны, бросил к его стопам земли, отдал ему их с восхода до захода, тогда он открыл ему путь от Нижнего моря по Тигру и Евфрату до Верхнего моря. С восхода до захода по велению Энлиля не было ему соперника. Сделал он [Лугальзагеси] так, что страны отдыхали в мире, наводнил земли водами радости…»
Только обескровленный упрямый Лагаш стоял на пути великого завоевателя к власти над городами южного Междуречья и не желал «вкушать радости». В 2312 году до н. э., на шестом году правления Уруинимгины, область Гуэден, окрестности городов Гирсу и Лагаш были разорены войсками Уммы и Урука. Враги снова не решились идти на приступ твердынь, но система оросительных каналов была разрушена, а централизованная выдача продовольствия населению лагашского государства прекратилась.
planetfigure.com
Предательство и катастрофа
В 2311 году до н. э., на седьмом году правления Уруинимгины, возможности лагашцев к сопротивлению практически исчерпались – все их силы были собраны для защиты города Гирсу. Из пограничного спора за плодородные поля война превратилась в борьбу за само существование независимого Лагаша. Возможно, будь на месте уммийского лугаля другой завоеватель, лагашцы давно сдались бы. Но кровь пяти поколений предков, пролитая в сражениях с враждебным соседом, требовала биться до последней возможности. В Лагаше настолько ненавидели уммийцев, что отказывались признавать, что проигрывают им – в сохранившихся документах врага упорно именуют собирательным термином «мужи Урука».
Неизвестно, смогли бы захватчики сломить лагашцев собственными силами. Возможно, именно из-за недостатка военной мощи они прибегли к старому способу – внести раскол в ряды противника. Ещё до начала войны элита Лагаша была недовольна своим правителем и ждала часа, чтобы выступить против него. Известно лишь то, что восточный лагашский город Нинмар и его окрестности предали Уруинимгину и отделились от Лагаша в решающий момент.
Войско Лугальзагеси вновь вторглось в земли Лагаша и подошло к городу Гирсу. Здесь произошло сражение между армией захватчиков и воинами, остававшимися верными лугалю Уруинимгине. По результатам битвы лагашцы оставили Гирсу завоевателям, а сами отступили к городу Лагашу.
Победитель отдал Гирсу предателям из Нинмара. Сам Уруинимгина пережил поражение и, скорее всего, сохранил свою власть над южными землями Лагаша. Он был абсолютно уверен в своей правоте и призывал божественные силы покарать врага:
«Так как уммиец разрушил кирпичи Лагаша, он совершил грех против бога Нингирсу; он [Нингирсу] отрубит руку, поднятую на него. Это не грех Уруинимгины, царя Гирсу. Да заставит его [Лугальзагеси] Нидаба [личная] богиня Лугальзагеси… отвечать за все грехи».
Конец конфликта
Предводители отделившегося от Лагаша города Нинмар получили из рук Лугальзагеси формальную власть над всем лагашским государством. На подконтрольных им землях реформы Уруинимгины были отменены, разделённый и разорённый Лагаш больше никогда не оспаривал у победившей Уммы права на спорную область Гуэден. Правитель Урука и Уммы всячески пытался упрочить свою власть над непрочным конгломератом завоёванных земель, однако, как и все прежние гегемоны, ничего не изменил в структуре управления. В каждом из подвластных номов правил полностью независимый во внутренних делах местный энси. Сам же «лугаль Страны» поощрял восстановление разорённых войной земель и декларировал мечту о мире для всего Шумера:
«Пусть Энлиль, царь стран, поддержит мою мольбу перед своим возлюбленным, отцом Аном. Пусть он продлит мою жизнь, позволит странам жить в мире. Народы, многочисленные, как душистые травы, пусть подчинит моей власти… Пусть благосклонно взирает на страну. Благоприятную участь, которую определили мне боги, пусть никогда не переменит…»
Этот человек, находившийся в зените могущества и славы, вряд ли предполагал, что вскоре ему придётся сражаться не только за свою власть, жизнь и честь, но и за независимость всех шумерских земель. Но это будет позже, а пока он мог праздновать триумф окончательной победы над главным врагом.
Продолжение следует
Литература:
- Струве В. В. Основные вехи войны Урукагины и Лугалзаггиси. Вестник древней истории, 1958
- Струве В. В. Проверка при Урукагине, царе-реформаторе Лагаша, боеспособности воинов, получивших ранение. Вестник древней истории, 1963
- Дьяконов И. М. О площади и составе населения шумерского «города-государства». Вестник древней истории, 1950
- Robert McAdams. An Interdisciplinary Overview of a Mesopotamian City and its Hinterland, 2008. ISSN 1540–8779.
- William J. Hamblin. Warfare in the Ancient Near East to 1600 BC. Holy Warriors at the Dawn of History. London and New York: Routledge
- Samuel Noah Kramer. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971. ISBN-10: 0226452387 ISBN-13: 978–0226452388
- Leonard Woolley. The Sumerians, 1965. ISBN-10: 1566196663 ISBN-13: 978–1566196666
- Trevor N. Dupuy. The Evolution of Weapons and Warfare. Indianapolis, IN: Bobbs-Merrill, 1980
- Richard A Gabriel and Karen S. Metz. From Sumer to Rome: The Military Capabilities of Ancient Armies. Westport, CT: Greenwood Press, 1991
- R. Ewart Oakeshott. The Archaeology of Weapons. New York: Praeger, 1963
- Mark Schwartz, Warriors at the dawn of time. Karwansaray Publishing – Ancient Warfare Magazine 2, 2005
http://warspot.ru/10360-poslednyaya-voyna-za-gueden
Древний Шумер: боги, люди, власть
Понимание политических процессов в истории того или иного народа невозможно без осознания их экономических причин. Любое общество зависит от экономики, которая диктует свои постоянно меняющиеся правила. Цивилизации далёкого прошлого в этом ничем не отличались от современного мира – Древний Шумер был колыбелью государственности и культуры человечества, а потому многие аспекты его жизни актуальны и сейчас.
Шумер – страна богов
С самого раннего периода становления и развития шумерской цивилизации в начале III тысячелетия до н. э. центральным местом хозяйственной, политической и культурной жизни общества был храм. Каждая из шумерских общин (а затем и номовых государственных образований) выбирала себе божество-покровителя. Если же рассматривать ситуацию с точки зрения шумеров, то все было с точностью до наоборот – божество выбирало себе место, где хотело жить, а людям оставалось заботиться о его доме. Всё в окрестностях этого дома, который мы называем храмом, принадлежало богу или богине: земля, вода, звери, птицы и, конечно, люди. Все люди без исключения, от самого незаметного члена общины до лидера, являлись лишь скромными слугами божества. Задачами слуг было строить как можно больше домов для божественного господина или госпожи, наполнять их прекрасными вещами, а также восхвалять величие бога. За это люди могли просить небесного покровителя о помощи в своих делах.
archaeologyillustrated.com
Священники
На практике это означало, что всеми хозяйственными работами руководили жрецы. Они же собирали в хранилищах храмов и всю произведённую продукцию, чтобы затем разделить её между общинниками согласно ценности того или иного человека. Очевидно, что ценность ближнего слуги бога (то есть, священника) куда выше ценности обычного крестьянина или рыбака, а, значит, он должен получать лучшую пищу и одежду. «Близкими к богу» являлись и дети жрецов, которые должны были наследовать своим родителям их религиозные и хозяйственные функции, а также привилегии.
Большую часть своего времени «управляющие владениями бога» и их помощники занимались организацией строительных работ, планированием систем орошения и учётом. Сложная система хранения и распределения зерна, шкур, шерсти, а также орудий производства породила необходимость в строгой фиксации и своеобразной отчётности перед богом-покровителем. Простейшие значки на глиняных табличках превратились в систему письменности в виде так называемой клинописи – учёт велся вплоть до зёрнышка.
Ранние документы фиксируют относительное равенство распределения продуктов и вещей, но по мере освоения новых земель, роста численности населения и углубления его специализации священники стали получать всё бо́льшие пайки. В определённый момент вместо натурального вознаграждения за свой труд жрецы стали получать земельный надел, который должны были обрабатывать общинники. Жизнь становилась всё менее справедливой, о былом равенстве уже никто не вспоминал.
archaeologyillustrated.com
Правители
В тяжёлых климатических условиях Шумера отдельному человеку или небольшой группе людей выжить было крайне трудно. Зато коллективный упорядоченный труд давал не только гарантированное пропитание, но и значительные излишки сельскохозяйственной продукции. Эти излишки стали не только основой цивилизации и прогресса, но и послужили причиной острых военных и социальных конфликтов. Чтобы заставить соседей платить дань, нужно было воевать. Вооружённые конфликты превратились в обыденность, а успешные военные предводители стали забирать себе бо́льшую часть добычи. Даже если община не вела захватнических войн, угроза нападения врагов заставляла людей по-особенному относиться к своим военным вождям, а те концентрировали в своих руках достаточно имущества и власти, чтобы стать важными фигурами. Во время войны армия города-государства состояла из такого числа свободных мужчин общины, которое можно было вооружить и прокормить – эти люди возвращались домой товарищами по оружию. Дружеские связи между воинами служили основой политического влияния их предводителей.
Политически шумерский город-государство строился в условиях непрочного баланса сил между верховным жрецом с титулом энси и военным предводителем с титулом лугаль. В переводе с шумерского языка «энси» буквально означает «господин (или жрец) закладки сооружений», а «лугаль» – «большой (великий) человек (мужчина)». С экономической точки зрения существовало два хозяйства: традиционное общинное вокруг храма и новое дворцовое вокруг земель, присвоенных династиями лугалей. Власть энси, как правило, не выходила за пределы родного нома, лугали же претендовали на военное превосходство над несколькими городами-государствами или всем Шумером.
Экономические интересы отдельного нома никогда не требовали обширных завоеваний. Лугали же могли сохранять и приумножать свою силу, лишь непрерывно воюя. Содержание постоянного профессионального ядра армии и гарнизонов в побеждённых городах стоило очень дорого, поэтому собственных средств и полученной дани лугалям не хватало. Религиозное мировоззрение и сила традиции шумеров были столь сильными, что даже такое «мирское» дело как война имело глубокое мифологическое обоснование. Раз каждый из городов-государств принадлежит богу, то и войны между собой ведут тоже боги, а люди являются лишь орудием этого непрекращающегося конфликта. Победа возможна лишь в том случае, если могущественный небесный покровитель захочет помочь войску своего города – а чья победа, того и добыча. Таким образом, значительная часть военных трофеев оседала в храмовом хозяйстве. Это усиливало храмы и жрецов и не позволяло династиям полководцев стать единственными правителями своего нома. По этой же причине любые завоевания были недолговечны, и войны в Междуречье не прекращались веками.
Лугали не желали мириться с таким положением вещей и пытались использовать своё влияние для того, чтобы устроить своих родственников верховными жрецами и через них получить доступ к ресурсам храмов. Наследственная храмовая знать всячески препятствовала этому.
archaeologyillustrated.com
Общинники
При такой системе власти простые люди (по-шумерски – «черноголовые») редко могли высказать своё мнение. Обычно «воля народа» выражалась через стихийные восстания, обычно следовавшие за катастрофическими военными поражениями. Другим примером общинной демократии может служить избрание нового верховного жреца-энси или царя-лугаля в случае пресечения прежней династии. В обычное же время общинники облагались всё новыми податями и повинностями, а их лучшие представители гибли на войне или искали счастья в дружине лугаля.
Самые предприимчивые из окружения лугаля брали пример со своего предводителя и всеми силами старались как можно быстрее разбогатеть. Для этого они использовали банальное, но невероятно эффективное злоупотребление полномочиями и положением. Управляя царскими имениями, торговыми делами или мастеровыми, придворные присваивали себе довольствие и имущество простых людей. Часты были случаи, когда горожане вынужденно продавали чиновникам свою собственность по заниженной цене. Другим способом поправить своё положение для придворного было заставить работать на себя свободных или зависимых от царя общинников (это не отменяло обычных обязанностей работника перед общиной и храмом). Также можно было воспользоваться тяжёлыми временами вроде войны или стихийного бедствия, чтобы одолжить местной общине немного зерна до лучших времён, а случае неуплаты долга и процентов по нему отобрать часть земли.
Цари и их окружение отбирали землю и у храмов. Конечно, это могло оформляться как временная уступка в связи с тратами по несению службы, но со временем такая земля стала передаваться по наследству. Таким образом, появлялся целый класс землевладельцев, которые имели собственные наделы и передавали их своим потомкам.
archaeologyillustrated.com
Земля, вода и люди
Возникает закономерный вопрос, почему главной ценностью в Шумере была именно земля. Ответ заключается в способе её обработке. По-настоящему ценной землёй была полоска шириной в несколько километров вдоль рек Тигр, Евфрат и их притоков. Чтобы увеличить площадь этих плодородных земель, шумеры строили разветвлённую сеть дренажных и оросительных каналов. С учётом постоянного роста населения достаточно было владеть драгоценной землёй, а уж желающих кормиться с неё будет достаточно. При такой системе хозяйствования земледелец не мог просто уйти обрабатывать свободные земли за пределами зоны естественного и искусственного орошения, а, значит, был вынужден терпеть притеснения «больших людей». Вынужденную стабильность этому обществу придавала охранительная власть религии и страх перед врагами-соседями, которые могли легко захватить родной ном во время политических неурядиц в нём.
archaeologyillustrated.com
От общины к государству
С XXVIII века до н. э., когда шумеры начали строить свою государственность, и до XXIV века до н. э. они прошли долгий путь от монолитного общинного мира с относительным равноправием до общества, разрываемого имущественным расслоением и социальными конфликтами. Дворцовая администрация и старая храмовая знать оспаривали друг у друга власть, и никто не желал уступить в этом споре. Стремительно нищающему бесправному населению оставалось только наблюдать за этой схваткой.
Литература:
- Дьяконов И. М. Пути истории. М., 1994
- История Древнего Востока. Ч.I. Месопотамия. Под ред. Дьяконова И. М. М., 1983
- Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. «Петербургское Востоковедение», 2001
- Гуляев В. И., Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории. М.: Алетейа, 2004. ISBN 5–89321–112-X: 1000
- Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы издательства, 1986
- Мелларт Джеймс. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. «Наука» М., 1982
- Diakonov I. M. Ancient Mesopotamia: Socio-economic History. Sandig Reprint Verlag, 1987
- Robert McAdams. An Interdisciplinary Overview of a Mesopotamian City and its Hinterland, 2008. ISSN 1540–8779.
- Samuel Noah Kramer. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971. ISBN-10: 0226452387 ISBN-13: 978–0226452388.
- Leonard Woolley. The Sumerians, 1965. ISBN-10: 1566196663 ISBN-13: 978–1566196666.
Свежие комментарии