В 1922 году семья поселилась в Петрограде. Юный Аркадий Райкин бредил театром. Чуть ли не каждый вечер он пропадал в стенах Государственного академического театра драмы, бывшей Александринки. Продавая втихую книжки и тетрадки, доставал деньги на билеты в театр, за что часто отец ему "всыпывал" как следует. Но маленький Аркаша только сжимал зубы, не роняя и слезинки. В театре же Аркадия Райкина знали и любили все контролеры и частенько даже пускали на представления совершенно бесплатно. Изо всех школьных предметов он больше всего любил рисование, и учитель рисования говорил, что из него мог бы получиться живописец. Урок рисования был часом Аркашиного торжества, и он по-настоящему колебался между выбором будущей профессии. Но театр победил.
Родители будущего блестящего актера были категорически против актерской профессии сына. Конфликт был настолько серьезным, что юноше пришлось покинуть отчий дом. В 1929 году он ушел в общежитие и устроился работать лаборантом на Охтинском химическом заводе, не переставая мечтать о театре. Заработав необходимый годовой рабочий стаж, Аркадий Райкин поступил в Ленинградский институт сценических искусств на режиссеро-актерский курс известного педагога Владимира Николаевича Соловьева, знатока комедии, режиссера театра Мольера.
Со студенческой скамьи Аркадий Райкин начал выступать на эстраде, правда, преимущественно в концертах для детей. Его номера с куклой Минькой, надувными поросятами, с патефоном сразу же стали популярными. Во время обучения одновременно брал частные уроки у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики М. Н. Савоярова. Окончив институт в 1935 году, молодой актер по распределению попал в Ленинградский Театр рабочей молодежи. Сегодня это театр имени Ленинского комсомола.
Свою будущую жену- актрису Руфь Марковну Иоффе (домашнее имя — Рома, 1915—1989) Аркадий Райкин встретил в своем же институте на последнем курсе, в очереди в студенческой столовой. Об этой встрече Райкин вспоминает «Еще мальчиком, занимаясь в самодеятельности, я был приглашен выступать в соседней 41-й школе. Не помню, что я играл, но ясно помню, что обратил внимание на девочку в красном берете, в котором было проделано отверстие и сквозь него пропущена прядь черных волос. Это было оригинально и осталось в памяти.
Через несколько месяцев я встретил ее на улице, узнал и вдруг увидел ее живые, выразительные, умные глаза. Она была очень хороша собой, мимо такой девушки не пройдешь... Тем не менее, я прошел мимо, не остановился, стесняясь заговорить с незнакомой особой на улице. Прошло несколько лет, я стал студентом Ленинградского театрального института. На последнем курсе я как-то пришел в студенческую столовую и встал в очередь. Обернувшись, увидел, что за мной стоит она. Она заговорила первая, и этот разговор я помню дословно. «Вы здесь учитесь Как это прекрасно!» — «Да, учусь... А что вы делаете сегодня вечером» — «Ничего...» — «Пойдемте в кино» Когда мы вошли в зал кинотеатра, заняли свои места и погас свет, я тут же сказал ей «Выходите за меня замуж...»
Рома жила с родителями. Ее папа, двоюродный брат академика Иоффе, был санитарным врачом, а мама (точнее, мачеха, которая ее растила) — педагогом. Мачеха была решительно против студенческих браков, как явления «крайне легкомысленного и недопустимого». Мальчишка, материальной базы для создания семьи нет — Роме запретили видеть Аркашу и увезли ее с младшими детьми на дачу. Когда все семейство вернулось в город, влюбленные встречались конспиративно. Со временем мачеха смилостивилась и признала Райкина женихом. В 1935 году, они поженились.
Теща выделила им маленькую комнатку в своей квартире, но даже после рождения дочки продолжала воспитывать, пока однажды Аркадий Исаакович, схватив Рому и малютку Катю, не сбежал обратно к своим. Боялся: как примут его собственные родители? А они приняли с радостью, обрадовались внучке. А когда Аркадию и Роме выделили огромную, сорокаметровую комнату в коммуналке, отец признал, что актерская профессия — тоже достойный труд. От этого брака родились дети Екатерина (род. 1938) и Константин (pод. 1950), ставшие актерами.
"Для папы на первом месте всегда был театр, а уж потом мама, дети и все остальное, – вспоминает дочь артиста Екатерина Райкина. – И это притом что маму он любил безумно. Мама сама была хорошей артисткой, но всю свою жизнь посвятила только папе. Отдала ему все приоритеты. Он был обаятельным мужчиной, и многие женщины вешались на него. А он, как истинный мужчина, не всегда мог отказать. Мама – мудрая женщина: об этом догадывалась, но все ему прощала. Так как безумно любила. Она знала, что без нее ему никак".
Когда в семье Райкиных родился сын, было много версий, как назвать его. В своей книге Аркадий Исаакович вспоминал, что когда-то не шибко щедрый на похвалы отец в детстве назвал его котей. Это ласковое слово так врезалось ему в память, что сына он назвал Костей, а ласково именовал также Котей.
"Это он ошибся, забыл, наверно, – рассказывает Екатерина Аркадьевна. – Эту историю мне рассказала мама. Дедушка, мамин папа, врач, энциклопедических знаний человек, им посоветовал это имя. Он сказал: «Что вы думаете? У вас есть ваш театральный бог Константин Сергеевич Станиславский, вот и пускай сын будет Костей». Я рассказала эту историю брату. А он, оказывается, не знал, в честь кого его назвали." Со своей женой Аркадий Исаакович прожил, как говорится, душа в душу без малого 50 лет.
Параллельно с игрой в театре снимался в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный» (оба сняты в 1938 году). Начинал свою актёрскую деятельность Райкин как киноартист, но в целом карьера в кинематографе для него была не особенно успешна. Признание пришло к актёру в Москве, в ноябре 1939 года. Тогда Аркадий Райкин стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально- мимическими номерами «Чаплин» и «Мишка».
В том же 1939 году Аркадий Исаакович был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Сначала молодой артист выступал с эстрадными номерами, а позже стал конферансье. Во время Великой Отечественной войны Аркадий Райкин давал концерты на фронте. Во время войны, в 1941 году Райкин вновь решился на съемки, сыграв роль американского журналиста в историко-биографической картине "Валерий Чкалов" о герое Советского Союза летчике Валерии Чкалове у режиссера Михаила Калатозова. На этот раз дружба с кино была успешной.
После войны Райкин продолжает работу в Театре миниатюр и снимается в нескольких картинах. Вместе с писателем-сатириком В. С. Поляковым созданы театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Его выступления на радио и телевидении, аудиозаписи миниатюр пользуются огромной популярностью у публики. Особенно известны его театральные номера, где актёр, быстро меняя облик, стал мастером сценического перевоплощения, создавая целую череду образов совершенно разного характера. В 1965 году Райкин едет с театром на гастроли в Англию, которые проходят с большим успехом. На пресс-конференции первый вопрос был: «Сколько вы получаете в Союзе?» Райкин, чуя подвох, осторожно ответил: «Примерно столько же, сколько и здесь». И назавтра в газетах было: «Самый дорогой артист мира».
Аркадию Райкину всегда запаздывали давать звания «заслуженный артист», «народный СССР». Все это было оттянуто. Разбиралось со скрипом. Ну как же, он же сатирик, который вываливает все недостатки наружу. Помогала только известность артиста за рубежом. У него было потрясающее чувство языка, безукоризненный слух, он схватывал и запоминал труднейшие фразы, обороты, идиомы. Он удивлял и восхищал своих партнеров. В ГДР Райкин играл на немецком, в Румынии – на румынском, в Болгарии – на болгарском, в Польше– на польском, в Чехословакии – на чешском, в Венгрии – на венгерском, в Англии – на английском.
Во время гастролей в Одессе Райкин замечает талантливых актёров молодёжного театра «Парнас-2» и в 1962 году приглашает работать в свой театр одесситов Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову. Вместе они создали несколько запоминающихся эстрадных номеров. В 1969 году в сотрудничестве с М. М. Жванецким была поставлена программа «Светофор». В 1969 году Жванецкий, Карцев и Ильченко уходят из Театра миниатюр и начинают самостоятельную эстрадную карьеру.
Часть остросатирических и лирических образов, созданных Аркадием Исааковичем, обрели вторую жизнь в многосерийном телесериале- комедии "Люди и манекены", поставленном Аркадием Райкиным вместе с режиссером Виктором Храмов по сценарию самого маэстра эстрады. В 1987 году Аркадий Райкин снялся еще в одном телеспектакле "Мир дому твоему", где опять выступил и в роли режиссера.
В последние годы отношения Райкина с партийными властями Ленинграда стали ухудшаться. Аркадий Исаакович обратился к Леониду Брежневу, с ним актер встречался во время войны на Малой земле, с просьбой о переводе Ленинградского государственного театра миниатюр в столицу. Брежнев не отказал, пообещал помочь. И вот в 1981 году театру Райкина было разрешено переехать в Москву, где для театра было выделено помещение — кинотеатр "Таджикистан". Так в столице образовался Государственный театр миниатюр, которому позже была присвоено имя великого артиста, театр стал "Театром имени Райкина". Руководителем театра после смерти артиста стал сын Аркадия Райкина — Константин Райкин.
Последние гастроли Аркадия Райкина состоялись в Америке. На сцене он уже говорил довольно плохо и тихо. И все же это был тот самый, всеми любимый Райкин, которого, несомненно, все русскоязычные американцы прекрасно знали. И с появлением на сцене большого артиста, зрители в зале вставали и начинали плакать. Все понимали, что больше живым этого великого артиста уже не увидят.
Болезнь артиста имеет длинную историю. Он был совершенно здоровым до 13 лет. Потом пошел на каток и сильно простыл. Заболел ангиной, подхватил инфекцию, которая сказалась на суставах. Он слег в больницу, все врачи говорили, что не выкарабкается. "Его сестра рассказывала, что детей не пускали в больницу, потому что любое движение в палате папе давалось с болью, – вспоминает дочь. – Ему было больно даже лежать под простынкой. Ужас в глазах. Так он пролежал 9 месяцев. Дедушка спускал его на плечах на улицу, только чтобы папа подышал воздухом. Мама рассказывала, что вот тогда у него сформировался характер. Он стал замкнутым, думающим, наблюдающим".
Через десять лет ангина повторилась. Врачи опять сказали, что он умирает. Его тесть, который сам был доктором, тогда пришел к врачам и сказал: «Что ж вы за врачи, если хороните его? Используйте хотя бы полшанса. Вы должны убрать ему гланды». Он подсказал им, как сделать операцию, и Райкин справился с болезнью. Но остался на всю жизнь с пороком сердца, с ревмокардитом.
Из воспоминаний Екатерины Райкиной: "Последние три года сильно давал о себе знать «паркинсон». Сковывающий, он ограничивал твою мимику, движения, даже речь. Я знаю, чего тебе стоило почти каждый вечер выходить на сцену и работать, работать, работать. Не выходить на сцену ты не мог. Когда врачи, друзья, родные убеждали тебя не работать так много, уйти из театра, появляться только на концертах, когда ты хорошо себя чувствуешь. Бросить театр?! Твое любимое детище? Твоих любимых зрителей, так преданных тебе и так верящих тебе? Это было бы равносильно смерти. Я помню, как ты во время разговора с министром культуры Фурцевой сказал, что 46 рублей за спектакль – это стыдно, в этой цифре выражено все отношение начальства к твоей работе. А она весело сказала: «А вы бросьте театр. Зачем вам он? Играйте за вечер, за день несколько концертов, выходя на сцену на 10 минут, и будете получать во много раз больше!».
Уже когда Аркадий Райкин был тяжело болен, он всем говорил: «Я отдаю театр в хорошие руки». Конечно, он имел в виду Константина Райкина и «Сатирикон». Он очень любил своего сына. Сейчас театр строит новое здание, где будет музей Аркадия Райкина.
Скончался 17 декабря 1987 года от последствий ревмокардита. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 10).
Ни в Петербурге, ни в Москве нет ему памятника, нет улицы, названной его именем. А ведь его любили больше всех артистов нашей огромной страны! «В греческом зале, в греческом зале…» Его словечки, его интонации разлетались по свету. «Но если меня в тихом месте прислонить к теплой стенке, со мной еще очень даже можно…», «Бу сде…» Он один все наши темные годы смел показывать со сцены, как портят человека власть и вседозволенность. Мы узнавали его под десятками масок. Аркадий Исаакович Райкин принадлежит к тем немногим Артистам, которые никогда от нас не уйдут. Райкин в нашей культуре — навсегда.
Цитата сообщения A-delina
Аркадий Райкин. Человек с тысячью лиц...
Свежие комментарии